в каком году были введены пять словесных вербальных оценок
Ю.В.Пыльнев.Из истории школьных оценок
Автор, Юрий Валентинович Пыльнев, кандидат исторических наук, профессор ВОИПКРО, более двадцати лет занимается изучением истории развития школы, просвещения и культуры Воронежского края. Собранный им богатейший материал положен в основу экспозиции Музея истории народного образования Воронежской области, директором которого он является с момента основания.
На протяжении многих веков школьное обучение и воспитание представлялось возможным только с позиции силы. Средневековое учение было немыслимо без избиения, наказания и страха детей. Различные экзекуции служили своеобразной оценкой успеваемости, прилежания и поведения учеников.
Неуспевающие и совершившие недопустимые, с точки зрения учителя, проступки учеников подвергались самым разнообразным наказаниям, в том числе и телесным. Это служило отрицательной оценкой деятельности учеников, в то время как старательные и прилежные получали учительскую похвалу, их наказывали реже.
Впервые цифровые отметки для оценки знаний и поведения учеников стали применять в своих школах иезуиты, которые в XVII-XVIII веках пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей. Первое время цифры у них обозначали группы учащихся. Лучшие находились в первой группе, и цифра 1 соответствовала нашей современной отметке «5». Худшие ученики оказывались в пятой группе, что соответствовало отметке «1». В дальнейшем цифры 1, 2, 3, 4, 5 получили значение оценки успеваемости и поведения ученика.
Первая трёхбалльная система возникла в средневековых немецких схоластических школах как способ усиления влияния родителей или обучающих на ребёнка, а также как метод разграничения учащихся по их способностям и знаниям. Каждый балл обозначал разряд, место ученика по успеваемости среди других учащихся класса (1-й — лучший, 2-й — средний, 3-й — худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Баллы получили другое значение: с их помощью старались оценить знания учащихся.
Попытки оценивать успеваемость и прилежание учеников в России предпринимались очень давно. Так, в уставе Луцкой братской школы (20-е годы XVII века) было определено, что, приходя на занятия, каждый ученик должен садиться на свое место, определённое ему учителем в соответствии с успехами. «Кто больше будет знать, должен сидеть выше, хотя и весьма был беден, а кто меньше будет знать, должен сидеть на низшем месте». Высшие и низшие места определялись следующим образом: если ученики сидели за одним столом, то высшее место находилось ближе к учителю, если по рядам, то это был первый ряд. Подобная градация сохранялась в российской школе очень долго.
Ученические оценки появились в русской педагогической практике в ходе школьной реформы 1782-1786 гг. В 1783 году было издано «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи», в котором, по нашему мнению, впервые были сформулированы и опубликованы оценки учеников по способности, прилежанию и поведению. Так, в нём, в частности, было сказано: «в рассуждении поведения ученики бывают поведения хорошего, посредственного и худого». Эти отметки встречаются в различных списках учеников до 30-х годов XIX века. Например, в реестре выпускников Воронежского главного народного училища числился будущий русский поэт Сергей Никифорович Марин, который закончил его блестяще в 1789 году. В журнале успехов и поведения учеников против его фамилии записано: «Поведения: изрядного, способности: остр». В Государственном архиве Воронежской области хранится именной список учеников домашней школы Савелия Гроссмана 1795 года. Учеников здесь оценивают по способности, прилежанию и поведению. Десять воспитанников оценены по способности следующим образом: остр — 1 человек, понятен — 5, средствен — 3, слаб — 1; по прилежанию: похвального — 1, хорошего — 4, изрядного — 5.»
В сохранившихся списках учеников Воронежского уездного училища 1821 года 58 учащихся нижнего отделения были оценены следующим образом: по способности: туп — 7 человек, средствен — 4, понятен — 22, способен — 12, остр — 12, даровит — 1; по прилежанию: очень ленив — 3, нерадив — 2, ленив — 4, не худ — 4, с ленью — 1, средствен — 7, старается — 4, хорош — 1, слаб — 4, успешен — 1, весьма неравдив — 3, ленится — 2, рачителен — 1, очень рачителен — 1, тщателен — 3, старателен — 5, прилежен — 4; по поведению: хорошего — 16, средствен — 1, шалун — 1, кроток — 5, «смирен» — 5, благонравен — 3, резв — 2, скромен — 8, тих — 16, учтив и очень скромен — 1. Встречались также формулировки: «с превосходным успехами при честном поведении», «с хорошими успехами, при добропорядочном поведении». Подобные отметки позволяли определить все нюансы поведения, старания и успеваемости учащихся. Они напоминают своеобразные краткие характеристики.
В 20-х годах XIX века встречается и другой способ оценки учения школьников. Отметки уже выставляются по баллам, или «шарам». В первом классе применяется шестибалльная система, во втором — восьмибалльная. Например, во втором классе Острогожского уездного училища Закон Божий оценивался в 8 шаров, российская грамматика — 8, латинский язык — 6, всеобщая география — 6, российская история — 6, математика — 6. Число всех шаров — 50. Ученик, набравший такое количество шаров, являлся отличником.
В 1841 году в учебных заведениях Министерства народного просвещения была принята цифровая пятибалльная система оценки успеваемости. Она выглядела следующим обазом: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (посредственно), 1 (худо). Часто учителя по собственной инициативе использовали отметку 0 (нуль), что означало полное отсутствие знаний у школьника.
В некоторых учебных заведениях применялась трехбалльная система, где, по аналогии с немецкой классификацией, высшей оценкой являлась единица: 1 (веьма удовлетворительно), 2 (удовлетворительно), 3 (неудовлетворительно).
В военных училищах, кадетских корпусах, женских закрытых учебных заведениях и т.д. применялась 12-ти балльная шкала: 1-6 баллов — неудовлетворительная оценка, 7-12 — удовлетворительная. В некоторых частных гимназиях, преимущественно женских, часто ограничивались двумя словесными отметками: «успевает», «не успевает» или другими.
Широко использовались в российской школе добавления к отметкам в виде плюсов (+) или минусов (—). Например, «3+» или «5—». Некоторые педагоги добавляли половину балла: «3 1/2», «4 1/2».
Сторонник замены цифровых отметок графическими (письменными) В.И.Фармаковский предлагал ещё и определённую форму табеля, который бы доступным и ясным языком информировал родителей «о продвижении учащегося в учении и его личных качествах». Для каждого учебного предмета предполагался отдельный табель, который предусматривал число пропущенных уроков, прилежность ученика в приготовлении уроков, в исполнении письменных работ; успевает или отстаёт, недостатки ученика, требующие особого внимания.
С критикой существовавшей системы оценок и предложениями по её замене выступали многие русские педагоги, но на практике основным её видом по-прежнему оставались 5- ти 12-ти балльная системы.
В 1915-1916 годах в России был разработан проект средней школы. Было решено «способ оценки знаний учащихся на уроках цифровыми отметками и переводные экзамены считать устаревшими». По специальному циркуляру министра просвещения советам школ предлагалось выбирать систему оценки по собственному решению. Некоторые учебные заведения сохранили две отметки — низшую и высшую, формулировки которых были самые разные. Большинство школ вместо цифр оставили их письменные обозначения: худо, плохо, посредственно, хорошо, отлично и др. Прежние плюсы и минусы также заменили словами: очень хорошо, не вполне удовлетворительно, почти отлично, совсем плохо и т.д.
После Октябрьской революции 1917 года постановлением народного комиссара по просвещению (май 1918 года) балльная система знаний «во всех без исключения случаях школьной практики» была отменена. Перевод из класса в класс и выдача свидетельства производились «на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
В некоторых документах об окончании советских трудовых школ 20-х годов ХХ века после каждого из перечисленных предметов стоит слово «изучал» либо «не изучал». В других указано, что в течение курса «проработала и приобрела знания и навыки по следующим предметам. », далее следует перечисление предметов.
Но постепенно выяснилось, что общий подход к оценке знаний, неимение индивидуального стимула в познавательной деятельности школьников, игнорирование их личности, отсутствие четкой системы оценок оказывает отрицательное влияние на учебный процесс.
В высших учебных заведениях почти прекратился прием без экзаменов по классовому принципу и появился конкурс абитуриентов. Поэтому во второй половине 20-х годов стихийно возвращаются некоторые системы оценок.
В 1932 году был восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика. В школах стала применяться четырёхбалльная шкала отметок: очень хорошо («оч.хор.»), хорошо («хор»), удовлетворительно («уд.»), неудовлетворительно («неуд.»). В 1935 году вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе». Этим документом в школах устанавливались «пять степеней оценки успеваемости учащихся (отметки): 1) очень плохо; 2) плохо, 3) посредственно, 4) хорошо, 5) отлично. В первом школьном уставе, принятом в советское время в 1970 году, также упоминается пятибалльная система оценок знаний учащихся, поведение оценивалось тремя отметками: «примерно», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».
Такая система существовала до 80-х годов ХХ века. В течение этого десятилетия как-то незаметно оценка успеваемости «посредственно» стала называться «удовлетворительно», а «плохо» — «неудовлетворительно». Пропала отметка «1» («очень плохо»). Таким образом, система отметок стала четырёхбалльной, но поскольку высшим баллом была «5», то и систему продолжали называть пятибалльной.
В 1992 году в России был принят закон «Об образовании». В нём образовательным учреждениям предписывалось самостоятельно выбирать системы оценок, формы, порядок, периодичность промежуточной аттестации обучающихся. История повторилась, и мы вновь увидели текст циркуляров министра просвещения 1916-1917 годов. Некоторые учебные заведения стали придумывать и вводить свои системы оценок (отметок), но в большинстве российских школ продолжали существовать и существуют хорошо знакомые отметки: 2, 3, 4, 5. Педагоги по-прежнему используют добавления к отметкам в виде плюсов («+») и минусов («—»), хотя в классные журналы ставить их запрещено.
По-прежнему в российских школах, как почти 150 лет назад, действует пятибалльная система отметок. В настоящее время продолжается поиск новых форм контрольно-оценочной деятельности в основном звене школы. Проводятся многочисленные опытно-экспериментальные работы, их результаты широко публикуются в печати.
Время покажет, что получится в результате проводимых реформ в российской школе.
Презентация «Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Полуэктова М.М. учитель немецкого языка МКОУ Урывская
Оценка – определение степени усвоенности знаний, умений навыков (сформированности компетенций). Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений навыков (компетенций)обучающихся в цифрах и баллах. Количественным выражением оценки является отметка.
Правила выставления оценок и отметок: Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя. Оценка и отметка должны быть гласными. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания. Давайте возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.
Комплексный подход к системе оценивания – это оценка трех групп достижений обучающихся: Личностных, Метапредметных, Предметных.
Основные способы и области оценивания знаний учащихся по иностранному языку: Субъективный (на основе суждения учителя или комиссии экспертов); Объективный (на основе результатов стандартизированного языкового тестирования) Говорение, письменная речь, чтение, аудирование.
Формирующее оценивание в процессе изучения темы ПРИЕМЫ
Одноминутное эссе Вопросы, на которые ученик отвечает в эссе
Квадраты Предска-зать Объяснить Обобщить Оценить
Формирующее оценивание во время урока ПРИЕМЫ
Светофор Зеленая карточка – «ПОНИМАЮ» Желтая карточка – «ЕСТЬ ВОПРОСЫ» Красная карточка – «НЕ ПОНИМАЮ»
Способ предъявлять информацию
Номер материала: ДБ-1448484
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ТЕМА 7. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
План
1. Характеристика 5-ти балльной системы.
2. Показатели обученности.
3. Оценка педагогической деятельности.
Понятия. Степень обученности, диагностика обученности.
Опорные конспекты
Рассмотрим кратко историю пятибалльной шкалы оценок. Проблемой оценки ЗУН учащихся на протяжении всего становления и развития советской школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной. Основные этапы попыток решения той проблемы:
– май 1918 года – постановление народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского «Об отмене отметок», в котором было определено: 1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса класс и выдача свидетельств на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета по исполнении учебной работы;
– сентябрь 1935 года – введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», которые просуществовали до конца 1943 года (т.е. эти это были прообразы тех оценочных суждений, которыми должны были руководствоваться учителя, несмотря на то, что характеристики этих оценок были довольно примитивны и будто отражали определённые качественные изменения в обученности учащихся);
– январь 1944 года – принято решение вновь замените применявшиеся в школе словесные оценки на цифровую «пятибалльную» систему оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы, с соответствующим дополнением каждого балл а простейшим оценочным суждением типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и т.п. В вышедшей вслед за этим постановлением инструкции о применении цифровой «пятибалльной системы» оценки было сформулировано, что при оценке успеваемости учащихся:
1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы даёт правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературным правильным языком и не допускает ошибок.
2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебно-i о 1 ода) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.
Таким образом, оценочные суждения в виде вербальных оценок не позволяли и не позволяют оценивать всё многообразие учебного тру да учащихся; степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, настойчивость, активность, прилежание, одарённость, талант, озарение, нестандартность мышления (Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М., 2005, С.79-80.)
2. Показатели обученности
Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями.
Первый показатель степени обученности учащихся – различение (распознавание) или уровень знакомства характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это — самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания в дальнейшем, процесс восстановления запёчатлённого в памяти мысленного образа предмета в результате повторного воздействия этого предмета на человека.
На практике, например, учащийся при предъявлении ему математических формул, выражающих второй закон Ньютона или всемирного тяготения, только отличает их друг от друга. Написать и объяснить их он не может, а тем более — решить задачу с применением этих законов. Такой учащийся находится на первой ступени учебно-познавательной деятельности по данному разделу курса данного учебного предмета.
Второй показатель обученности – запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определённого текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но, однако, сплошное воспроизведение текста не может служить ещё доказательством его понимания. Наблюдения свидетельствуют также, что этот показатель нельзя принимать за верхний предел при проверке степени обученности учащихся, так как запоминание – это скорее количественный показатель, чем качественный. Он, в основном, характеризует количество усвоенной информации. Как показывает опыт и исследования психологов, семантическая сторона информации не всегда находит при нём адекватное выражение. Можно запомнить материал без уяснения его сущности на уровне «зазубривания». Показывая эту степень обученности, учащийся отвечает 100
на вопросы только репродуктивного плана и часто только при их определённой последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа учителя.
Алгоритмизированные (элементарные) умения и навыки – один из важнейших показателей степени обученности, и они должны служить первой основной целью учебно-воспитательной деятельности учителя на уроке. Элементарные умения и навыки – показатель довольно высокой степени обученности, позволяющей учащемуся реализовать свой «багаж знаний», простейшие умения в процессе систематического их применения переходят в простейшие же навыки. Однако, целью всякого обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а широкий перенос усвоенных человеком действий в новые условия (иные, чем разбирались, например, в определённой учебной ситуации).
Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. Учащийся при этой степени обученности даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто оригинальные подходы к решению поставленной перед ним задачи.
Возрастание порядковых номеров показателей степени обученности символизирует тот факт, что каждый последующий показатель качественно и количественно выше предыдущего. Степень обученности – это совокупность определённых знаний умений и навыков, ус военных учащимися. Учащегося, обученность которого при проверке соответствует степени переноса (V-й, высший показатель степени обученности), можно считать обученным полностью (до 100%). Общую степень обученности составляют пять приведённых показателей (I + II + III + IV+V= 100% или 4% + 12% + 20% + 28% + 36% = 100%).
Эффективность образовательной деятельности преподавателя предопределяет высокое качество знаний и высокую степень обученности и воспитанности обучаемых им учащихся. Второе находится в тесной взаимосвязи с первым. Однако, формальное знание преподавателем, составляющих понятия «знания, умения и навыки» в их общем виде, формальное отношение к ним, как и к каким-то общим, теоретическим понятиям, приводит и к формальному характеру его образовательной деятельности на занятиях, которая часто выражается в целом ряде ошибочных действий и затруднений преподавателя:
1. Отдельные преподаватели не представляют четко ту степень обученности, на которую они хотели бы вывести учащихся в итоге конкретного урока (как следствие затруднений преподавателя при выборе основных его целей и задач).
2. Большая информационная перегрузка отдельных уроков и неумение некоторых преподавателей вычленить в учебном материале самое главное, актуальное, не позволяет в достаточной мере перейти на уроке от теории к практике, т.е., отработать простейшие умения и навыки, и часто это переносится на самостоятельную работу учащихся дома. Осуществить же самостоятельный переход от «понимания» даже к простейшим «умениям и навыкам» под силу чаще всего только наиболее успешно обучающимся учащимся, а основная их часть с этим самостоятельно не справляется, и у них накапливается хроническое отставание как в области знаний теории, так и в области применения теоретических знаний на практике.
3. Оценка педагогической деятельности
1. Необходимо довести до сознания всех преподавателей уточнённые критерии тех балльных оценок, которыми пользуются на практике. Всех же преподавателей необходимо ознакомить с основными составляющими понятия «знания» и понятия «умения и навыки».
2. В рамках каждой учебной дисциплины преподаватели должны постараться определить номенклатуру умений и навыков, которыми учащиеся могут и должны овладеть, определение оптимальной номенклатуры умений и навыков особенно важно для преподавателей гуманитарного цикла учебных предметов, т.е. таких дисциплин, где определённая нечёткость и неосознанность конкретности умений и навыков вызывает серьёзное затруднение преподавателей как при их формировании у учащихся, так и при их проверке и оценке.
4. Необходимо преодолеть формальное отношение к проверке и оценке степени обученности учащихся в её главном аспекте – проверке и оценке теоретической и практической обученности на этапе первичного усвоения знаний и первичного формирования умений и навыков. Прочность сформированных знаний, умений и навыков предопределяется в основной степени воспроизведением знаний на уровне долговременной памяти и, соответственно, умений и навыков через определённое продолжительное время, а не сразу же на уроке, следующим за тем, на котором эти знания, умения и навыки формировались. Здесь важнейшую роль играет реализация принципа непрерывного повторения, сказывающегося в продуманной системе отработки актуальных знаний и важнейших номенклатурных умений и навыков из урока в урок, в их органическом единстве с теми знаниями, умениями и навыками, которые формируются впервые, в их тесном единстве и связи с жизнью вообще. Главным в этом направлении должно быть то, что всякая проверка степени обученности учащихся должна носить, в первую очередь, обучающий характер. Формализм в проверке и оценке знаний учащихся заключается в том, что эта проверка часто носит характер констатации ошибок и недочётов в уровне овладения отдельными учащимися учебным материалом, а преподаватель просто оценивает это низким баллом. Организация в ходе занятий самопроверки правильности выполненного задания, например, с использованием карточек с полным и правильным решением, организация взаимопроверки, разрешение пользоваться учащимся при устном ответе составленными ими самостоятельно или под руководством преподавателя планом ответа — всё эти простые приёмы позволяют реализовать обучающую функцию проверки, что предопределяет преодоление формализма на этапе обучение. Немаловажное значение имеет чёткое осознание преподавателем тех функций, которые несет в себе проверка и оценка степени обученности учащихся, а также – знание основных условий эффективности этой проверки.
Основными условиями эффективности проверки знаний учащихся в ходе занятий являются всесторонний характер проверки; системность и регулярность её; объективность и индивидуальный подход.
Оценка педагогической деятельности. Показатели: мнение студентов и учащихся; качество занятия; самооценка; конечный результат; методическое обеспечение; мнение администрации. Мнение студентов и учащихся очень важно. Обычно их спрашивают, как преподаватель представляет информацию (зачем она, интересна ли, насколько нова, удобно ли работать с ней, выделяется ли главное и т.д.), как организуется познавательная деятельность обучаемых (активная самостоятельная работа над предметом вне аудитории, активность на занятиях, постановка вопросов самими обучаемыми и т.д.), а также о том, насколько им приятно общаться с преподавателем в учебном процессе.
Хорошо, если анкеты, которые используются для выяснения мнения обучаемых о характере учебного процесса, не предлагают студентам и учащимся оценивать личностные качества преподавателя, а только совместную деятельность преподавателя и обучаемых. Сейчас в учебных заведениях используется большое количество различного рода анкет. Хорошо, если этим занимаются люди, прошедшие специальную подготовку, правильно хранят информацию. Однако так бывает не всегда и не везде. Поэтому лучше самому проводить раз в году анкетирование своих студентов. Мнение студентов и учащихся о качестве педагогической деятельности не всегда объективно: иногда желание продолжать работать с данным преподавателем соседствует с утверждением «на занятиях занимаюсь посторонними делами» и «работать не хочется». Поэтому анкеты дают возможность обнаружить проблемы, если они есть, а если, по мнению студентов и учащихся, их нет, то нужно ещё привлекать другие источники информации с деятельности преподавателя, так как может иметь место формирование неправильной позиции учащихся (ситуация «все довольны»).
Таким источником является качество занятия. Качество одного занятия мало о чём говорит, но в сочетании с другими источниками информации о деятельности «посмотреть» несколько занятий необходимо. Это можно сделать самим. Посетите занятия своих коллег (лучше двух «полярных» преподавателей) и проанализируйте эти занятия, пользуясь информацией, приведённой в таблицах:
Старайтесь выделить продуктивные и непродуктивные приёмы деятельности [Симонов]. Планируя свои занятия, пытайтесь избегать непродуктивных методов. Педагогическое мастерство дискретно: оно может вырасти скачком, если вы только избавитесь от негативных приёмов, не будете использовать то, что «запрещено». Особенно это касается эмоционального блока, регуляции из поведения. Преподаватели, не имеющие педагогического образования, часто имеют «сбои» в коммуникативных умениях, хорошо владея другими. У некоторых основным способом «усмирения» непослушных студентов и учащихся является «диктант» (дословная запись текстов на слух). Бывает, что «диктант» является, чуть ли не единственным «активизирующим» приемом. Главное, готовя занятие, четко определить цель и выстраивать его в соответствии с этой целью.
Часто для оценки деятельности преподавателя применяется самооценка. Сама по себе самооценка ни о чём не говорит. Но в сочетании с другими источниками информации о деятельности она свидетельствует об уровне рефлексии преподавателя, о понимании структуры и качества своей деятельности. Непонимание, отсутствие проблем, а также заниженная самооценка не способствуют выстраиванию собственного стиля педагогической деятельности
Конечный результат — это самое трудное, что обязательно должно присутствовать в оценке и что труднее всего измерить, поскольку этот результат носит интегрированный характер (принадлежит не одному преподавателю), а также, результат может проявиться гораздо позже, а не в тот момент, когда хотят его измерить.
Измерить сравнительно легко лишь «подготовку» студентов и учащихся по предмету, циклу дисциплин. Это понятие уже, чем образование.
Анализ контролирующих материалов, используемых преподавателями на всех уровнях обучения, позволяет сделать выводы о качестве этих материалов: мы часто проверяем что-то очень частное, конкретное, специальное, иногда требуем пересказать тексты по дисциплинам, в которых проверяется вовсе не грамматическая и лексическая грамотность. Если измерить качество подготовки достаточно трудно, то его отсутствие чувствуется всеми.
Методическое обеспечение, его качество – ещё один источник информации о педагогической деятельности. Оценив качество, приходится трудиться над собственным методическим комплексом в течение всего времени работы преподавателем, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут лучше способствовать достижению поставленных целей.
Содержание практических занятий