в каком году были сформированы 1 японский отряда летчиков камикадзе
Камикадзе в воздухе, на суше и в воде
Разумеется, появление таких летчиков не может объясняться просто стечением ряда случайных обстоятельств. Даже несмотря на то, что у японцев на протяжении веков был выработан свой военный кодекс чести, по которому погибнуть в бою было столь же почетно, как и победить, потребовалась достаточно мощная пропаганда, чтобы молодые люди поступали в школы камикадзе. Можно даже сказать, что отголоски этой пропаганды присутствуют до сих пор. Например, такой момент, что юноши выстраивались в очереди в пункты набора для школ камикадзе, сейчас очень широко распространен. Но действительность была несколько другой, были и те, кто явно не хотел быть одноразовым летчиком.
Доказательством этого могут служить воспоминания Кеничиро Онуки, одного из немногих несостоявшихся (по воле случая) камикадзе. Как вспоминает сам Кеничиро, запись в школы была делом добровольным и, когда ему предложили поступить в одну из школ, он мог отказаться. Однако такой отказ мог быть воспринят не как здравомыслящий поступок, а как проявление трусости, что могло привести к не самым лучшим последствиям как для него самого, так и для его семьи. Потому в школу пришлось поступить.
Выжить Кеничиро Онуки удалось только благодаря благоприятному стечению обстоятельств: когда другие выпускники отправлялись в свой последний полет, двигатель его самолета отказался заводиться, а в скором времени Япония капитулировала.
Слово «камикадзе» ассоциируется в основном только с летчиками, однако не только летчики отправлялись в свой последний бой.
Помимо подготовки летчиков-смертников, в Японии был еще один проект, который готовил из молодых людей живую самонаводящуюся часть для торпед. Принцип был абсолютно тот же, что и с летчиками: управляя торпедой, японский солдат должен был направить ее в уязвимое место судна противника. Обозначилось такое явление в истории как «кайтен».
Технические возможности того времени не позволяли использовать средства наведения доступные и широко распространенные в наши дни, хотя в теории уже тогда можно было создать подобие на самонаведение, но это только с высоты современных знаний и достижений. Кроме того, такая разработка обходилась бы в производстве очень недешево, людской же ресурс бесплатен и совершенно бесцельно ходит по улицам.
Было построено несколько вариантов торпед со смертником на борту, правда, ни один из них не смог дать преимущества японцам на воде, хотя на проект возлагали большие надежды. Как ни парадоксально, но слабым местом оказалось именно невозможность нормального наведения на цель, хотя вроде как человек с это задачей должен был справляться на ура. Причина крылась в том, что управляющий торпедой был фактически слеп. Из всех средств, которые позволяли бы ему ориентироваться на поле боя, имелся только перископ. То есть сначала нужно было отметить цель, а после уже без возможности сориентироваться плыть вперед. Получается, что никакого преимущества перед обычными торпедами особо и не было.
До непосредственной близости с противником такие подводные мини-лодки-торпеды «подбрасывала» подводная лодка-носитель. После получения приказа подводники-камикадзе занимали места в торпедах и отправлялись в последний путь. Максимально известное количество таких торпед с живой системой наведения на одной подводной лодке равнялось 4. Интересная особенность: на первых вариантах таких торпед присутствовала система катапультирования, которая, по понятным причинам, нормально не работала и в принципе была бессмысленной, так как скорость серийно выпускаемых торпед достигала 40 узлов (чуть менее 75 километров в час).
Проводить параллели между камикадзе и другими смертниками можно бесконечно долго, но попробуем сосредоточиться на периоде Второй мировой войны, при этом не будем брать в расчет проявление героизма в безвыходной ситуации, а рассмотрим целенаправленное уничтожение противника вместе с собой, все-таки это несколько разные вещи.
Говоря о японских камикадзе, я не упомянул о «живых» противотанковых гранатах. Было бы несправедливо сказать о том, как японцы привязывали к шестам противотанковые гранаты и таким способом пытались бороться с американскими танками, при этом умолчав, что в Северной Африке можно было наблюдать ту же картину, только уже борьба велась с немецкой бронетехникой. Такой же метод борьбы с японской бронетехникой применялся в Китае. В дальнейшем американцам пришлось столкнуться с противотанковыми камикадзе уже во Вьетнаме, но это другая история.
Известным фактом является то, что к концу Второй мировой войны на территории Ирана была развернута подготовка камикадзе, но ни подготовить, ни задействовать полуобученных летчиков не успели из-за окончания военных действий, хотя в последующем уже в 80-х годах обучение возобновили, но без применения в бою.
Нельзя пройти мимо и упоминаний о подготовке камикадзе, в том или ином виде, в СССР. В последнее время с завидной регулярностью появляются статьи, за которые в приличном обществе могут дать и по лицу, рассказывающие о подобном. Сводится все к тому, что на основе опыта японцев и отдельных примеров героизма советских солдат рассматривалась возможность создания фанатиков, способных беспрекословно жертвовать собой. Ссылаются обычно такие статьи на зарубежную прессу периода холодной войны, а не на реальные факты или документы. Абсурдность самой идеи заключается в том, что в Советском Союзе банально не было ни религиозного учения, ни идеологии, способствующей появлению камикадзе.
Как показывает история, да и современные события, камикадзе как явление может возникнуть не на пустом месте, а при достаточно долгом культивировании отдельных религиозных идей и при соответствующих традициях, причем и их зачастую недостаточно без дополнения пропагандой и угрозы расправы над родными и близкими.
Японские пилоты смертники
Нет сомнения в том, что японские воины на протяжении столетий считались самыми искусными и бесстрашными в мире. Отчасти причиной такого поведения было следование бусидо — моральному кодексу самураев, предписывающему безоговорочно подчиняться императору, чья божественность проистекает от великих предков, обладавших особенными физическими и духовными свойствами богини Солнца.
Сеппуку это харакири
Этот культ божественного происхождения был введен Дзимму в 660 году до нашей эры, который провозгласил себя первым императором Японии. И где-то во времена эпохи Хэйан, в IX-XII веках, появилась важная составляющая кодекса — обряд сеппуку, больше известный по второму названию «харакири» (дословно — «резать живот»). Это было самоубийство в случае оскорбления чести, совершения недостойного поступка, в случае смерти своего сюзерена, а впоследствии и по приговору суда.
То, что в процессе суицида поражалось не сердце, а вспарывался живот, объясняется просто: согласно философии буддизма, в частности, учению секты дзэн, в качестве основного центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость.
Массовый характер харакири приобретает в период междоусобных войн, когда вскрытие живота начинает преобладать над другими способами самоубийства. Очень часто буси прибегали к харакири, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего клана. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве, уходя, таким образом, от позора. Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении считается сеппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв
сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири.
Сеппуку или харакири — свойственное явление среди японских самураев
Описание совершения этой процедуры — тема отдельная, поэтому стоит только отметить еще один важный момент. В 1878 году после падения последнего из сёгунов, военно-феодальных правителей Японии, правящих страной на протяжении шести веков, власть сконцентрировалась в руках императора Мэйдзи, взявшего курс на строительство капитализма. И уже спустя год один из богатейших людей Японии, некто Мицури Тояма, вместе со своими влиятельными друзьями создает тайное общество «Гэнъёся» («Черный океан»), которое поставило перед собой целью создание на базе официальной религии синтоизма военно-политической доктрины Японии. Будучи человеком просвещенным, Тояма
видел в сеппуку пережиток прошлого, но внес в этот 0бряд новое значение: «самоубийство как пример верности долгу во имя процветания Родины».
Японские летчики камикадзе
Впрочем, в начале XX века и на протяжении еще четырех десятилетий идеология сеппуку оказалась невостребованной. Зато вовсю заработал второй принцип доктрины «Гэнъёся»: «Боги покровительствуют Японии. Потому ее народ, территория и каждое учреждение, связанное с богами, превосходит все другие на земле. Все это возлагает на Японию священную
миссию — объединить мир под одной крышей с тем, чтобы человечество могло пользоваться преимуществом нахождения под управлением божественного императора».
Адмирал имел в виду палубные истребители А6М «Зеро», и уже спустя несколько дней оперативно созданные группы летчиков-смертников вылетели на первое и последнее в своей жизни задание.
Группы получили название «Камикадзе» — «Божественный ветер» — не случайно. Дважды в 1274 и 1281 годах армады монгольского хана Хубилая с захватнической целью пытались приблизиться к берегам Японии. И оба раза планы агрессоров были сорваны тайфунами, разметавшими корабли по океану. За это благодарные японцы нарекли своего природного спасителя «Божественным ветром».
Японские камикадзе во Второй мировой войне
Не будем останавливаться на перечислении боевых вылетов отрядов камикадзе, которые продолжались чуть больше полугода. По данным японцев, за это время был потоплен 81 корабль и 195 получили повреждения. Американцы и союзники в оценке потерь были более скромны — соответственно 34 и 288 плавсредств различного класса: от авианосцев до вспомогательных судов. Но здесь стоит отметить одну интересную особенность. Японцы, можно сказать, переиначили наоборот заповедь Суворова: «Воюй не числом, а умением», сделав ставку именно на численное превосходство. Однако средства ПВО корабельных соединений американцев были достаточно эффективными, поэтому использование радаров
вкупе с действиями более современных палубных истребителей-перехватчиков типа «Корсар» или «Мустанг», а также зенитной артиллерии давали шанс лишь одному камикадзе из десяти выполнить поставленную перед ними боевую задачу.
Японские летчики камикадзе — студенты перед боевым вылетом
Достигнув заданной точки, «авиаматка» отцепляла планер, и тот уже продолжал полет в свободном режиме. Выйдя на цель, по возможности планируя непосредственно на предельно
низкой высоте, что обеспечивало ему скрытность от радаров, противодействие со стороны истребителей и корабельных зениток, пилот включал реактивный двигатель, планер взмывал в небо и оттуда уже пикировал на цель.
Впрочем, по мнению американцев, удары этих авиаторпед оказались малоэффективными и редко достигали цели. Поэтому не случайно от американцев «Йокосука» получила прозвище «Бака», что в переводе означает «дурак». И для этого были весьма веские основания.
Дело в том, что за сравнительно короткий срок профессиональные летчики, выполнявшие полеты в роли пилотов-смертников, уже закончили свой жизненный путь в водах Тихого океана, поэтому оставшихся в живых использовали только в качестве пилотов истребителей «Зеро», сопровождавших бомбардировщики с человеко-торпедой. И тогда был объявлен набор желающих «совершить харакири» во имя торжества японской нации. Как ни странно, эта мобилизация была воспринята на ура. Причем решение стать смертниками в основном выразили студенты университетов, где активно пропагандировались догмы «Гэнъёся».
Камикадзе добровольцы
За сравнительно короткое время число желторотых юнцов, готовых расстаться с жизнью, выросло до 2525, что в три раза превышало количество имеющихся в наличии летательных аппаратов. Впрочем, к тому времени времени японцы попытались создать еще один летательный аппарат, тоже из дерева, но стартующий с помощью усовершенствованного
реактивного двигателя. Причем для снижения веса с отделяющимся после взлета шасси — ведь посадка самолету-бомбе была не нужна.
Тем не менее количество добровольцев, желающих пополнить ряды камикадзе, продолжало стремительно расти. Кого-то привлекало действительно чувство патриотизма, кого-то — желание прославить свой род подвигом. Действительно, не только сами смертники, о которых молились в церквях, но и родители не вернувшихся с задания были окружены почетом. Более того, в храме Ясунуки до сих пор хранятся глиняные таблички с именами погибших камикадзе, которым продолжают поклоняться прихожане. Да и на уроках истории учителя и сегодня рассказывают о романтических обрядах, которые проходили герои, получившие «билет в один конец».
Поразительно, но кое-кому из камикадзе удалось выжить. Например, унтер-офицер Ямамура трижды оказывался на пороге смерти. В первый раз транспортировщик «Гинго» был сбит американскими истребителями, и пилота-смертника спасли рыбаки. Через неделю другой «Гинго» попал в грозовой фронт и был вынужден в соответствии с инструкциями вернуться на базу. Наконец, во время третьего полета не сработала система сброса торпеды. А потом закончилась война. На следующий день после подписания акта о капитуляции «отец камикадзе» адмирал Такидзиро Ониси написал прощальное письмо. В нем он благодарил всех летчиков, откликнувшихся на его призыв, а закончил послание трехстишием в
стиле хокку: «Теперь все сделано, и я могу уснуть на миллионы лет». После чего запечатал конверт и учинил над собой харакири.
Японские камикадзе на торпедах
В заключение стоит упомянуть о том, что летчики-камикадзе не являлись единственными добровольными смертниками («токкотай»), в японской армии существовали и другие подразделения, например, в военно-морском флоте. Например, подразделение «Кайтен» («Путь в рай»), в котором к началу 1945 года были сформированы десять групп человеко-торпед.
Торпеда, подразделения «Кайтен», в таких умирали японские камикадзе на торпедах
Тактика использования человеко-торпед сводилась к следующему: обнаружив корабль противника, подводная лодка-носитель занимала определенное положение на пути его следования, после чего смертники садились в торпеды. Ориентируясь с помощью перископа, командир выпускал одну или несколько торпед, предварительно задав смертникам курс.
Пройдя определенное расстояние, водитель торпеды всплывал и быстро осматривал акваторию. Этот маневр рассчитывался так, чтобы торпеда оказалась на носовых курсовых углах
корабля противника и на дистанции 400-500 метров от него. При таком положении корабль практически не мог уклониться от торпеды, даже обнаружив ее.
Похожие материалы
Опубликовано 13 Дек 2017 | Олег Лисин История
Цвета военного неба: камикадзе — «божественный ветер» отчаяния
Победоносное начало тихоокеанской войны далеко расширило границы «Восточноазиатской сферы процветания». Но для японской авиации эти победы стали пирровыми: в 1942 году она потеряла более 2000 пилотов с прекрасной довоенной подготовкой. Со временем армейскому и флотскому командованиям Японии пришлось пойти на вынужденные, уникальные в своём роде меры – были сформированы отряды камикадзе. Кто были эти люди, и на каких самолётах они летали?
Если восстановление и увеличение численности лётного состава особых проблем не представляло, то средний уровень подготовки экипажей упал необратимо. Противник же продолжал не только наращивать численность своей авиации, но и на должном уровне поддерживать качество подготовки, а позже получил и техническое преимущество. Со временем ситуация лишь ухудшалась, и в 1944 году стала катастрофической. Битва в Филиппинском море, она же «Марианская охота на индеек», наглядно показала, что японская морская авиация больше не в состоянии ни поражать морские цели, ни противостоять американским палубным самолётам. Следствием этого стало принятие командованием ранее неизменно отклоняемой идеи широкого использования тактики самоубийственных таранов.
Предпосылки и теория
Тогда же, летом 1944 года, на территории Формозы и Японских островов сначала в морской, а потом и армейской авиации началось формирование первых подразделений для проведения атак методом «тайатари» («удар телом»). В официальной флотской терминологии подобные подразделения именовались «Токко-тай», или полностью «Симпу токубэцу-когэки-тай» – «Особый ударный отряд «Божественный ветер»». «Божественный ветер» – название двух тайфунов, уничтоживших в XIII веке оба монгольских флота вторжения, и «симпу» – онное (старо-китайское) чтение составляющих это название иероглифов.
Но лингвисты из американской военно-морской разведки допустили ошибку и воспользовались при переводе кунным (японским) – «камикадзэ», которое и вошло в итоге во все языки мира, в том числе и японский (уже после войны). Армейское командование для собственных частей камикадзе единого именования не вводило, а использовало шесть «серийных» названий («синбу», «синсё», «синсю», «ситисэй», «сэй» и «хакко») и ещё десяток уникальных, присвоенных только одному отряду. Кроме названий, различалась и организация. Подавляющее большинство армейских отрядов фактически были отдельными эскадрильями с 10–15 самолётами, некоторые – более крупными частями с 20–30 машинами. Экипажи участвовали в нескольких операциях, а после гибели последнего лётчика часть расформировывали.
Во флотских отрядах разброс в численности был заметно больше: от нескольких самолётов у большинства отрядов (фактически, звеньев), создававшихся для участия в единственной операции, до отдельных более крупных частей численностью в 30 единиц техники, экипажи которых подобно своим армейским коллегам участвовали в нескольких операциях и расформировывались только после потери всего лётного состава. Эскортирование и наведение армейских камикадзе возлагалось на экипажи обычных сентаев, а моряки включали эскорт непосредственно в состав токко-таев, и в ходе миссий их пилоты иногда также совершали таранные удары.
Во главу угла обе службы ставили вовсе не «смерть во славу императора», а нанесение урона кораблям противника, поэтому при технических неисправностях, плохой погоде или отсутствии подходящей цели камикадзе спокойно могли вернуться на базу. Поэтому пресловутая «заправка топливом только до цели» – не более чем очередная послевоенная байка. Некоторые пилоты поучаствовали в двух-трёх прекращённых боевых вылетах, прежде чем совершили свой таран или были сбиты в попытке прорваться, а кое-кто даже пережил войну.
В 1944 году морская авиация уже получила вполне удачный опыт применения «Зеро» в качестве истребителей-бомбардировщиков, и именно этот самолёт стал основным для камикадзе. Из прочих типов наиболее перспективными считались пикировщики D4Y и недавно поступившие на вооружение двухмоторные бомбардировщики P1Y. Армейская авиация также применяла в первую очередь истребители-бомбардировщики и двухмоторные аппараты, причём часть последних была специально доработана для такого применения (уменьшенный экипаж, снятое стрелковое вооружение, увеличенная бомбовая нагрузка). Также применялось много устаревших разведчиков-штурмовиков Ki-51 – они были «в количестве», а другого применения им уже не находилось.
Филиппинская кампания
24 октября, когда камикадзе не летали, экипаж одного из пикировщиков D4Y сумел добиться прямого попадания по лёгкому авианосцу «Принстон», который стал последним крупным боевым кораблём, потопленным японской авиацией с использованием традиционных средств борьбы. На следующий день первый и очень яркий успех принёс «божественный ветер». В атаку тогда ушли 18 A6M и один D4Y, поразившие сразу шесть эскортных авианосцев: «Сент Ло» был потоплен, а «Калинин Бэй», «Киткун Бэй», «Суони», «Сэнти» и «Уайт Плейнс» получили повреждения.
Бои на Филиппинах продолжались вплоть до конца войны, но японские авиачасти эвакуировались с островов ещё в конце января 1945 года. Всего в филиппинской кампании было задействовано 20 отрядов камикадзе армейской авиации, лётчики которых выполнили около 230 боевых вылетов, ещё шесть миссий пришлось на долю пилотов обычных сентаев. По типам самолётов распределение было следующее: 119 одноместных истребителей (88 Ki-43 и 31 Ki-84), 39 Ki-51 и около 80 двухмоторников (в том числе около 25 Ki-45 и 23 Ki-67).
От флота было 90 отрядов, 83 из которых воевали «по профилю», выполнив 333 боевых вылета: 242 на A6M, 57 на палубных бомбардировщиках (в основном D3A и D4Y) и 34 на двухмоторниках (большинство на P1Y1). В сумме камикадзе выполнили около 570 вылетов, результатами которых стало потопление двух эскортных авианосцев, пяти эсминцев и «бывших эсминцев» (переоборудованных в быстроходные минзаги, тральщики и войсковые транспорты), семи десантных кораблей, трёх малых боевых кораблей и четырёх транспортов (всего 21 единица). Кроме того, повреждения от попаданий камикадзе получили (считая только крупные боевые корабли) семь эскадренных авианосцев, два лёгких и 11 эскортных, один гидроавиатранспорт, пять линкоров, шесть тяжёлых и шесть лёгких крейсеров (всего 38 единиц, повреждения одного и того же корабля, но в разные дни подсчитаны отдельно друг от друга).
Битва за Иводзиму
Следующим шагом американского командования стал захват острова Иводзима и организация на нем авиабазы для B-29 и эскортных истребителей. Из-за удалённости острова от основных баз, авиация в его защите практически не участвовала, и вся нагрузка легла на наземные силы армии и флота. 13 февраля 1945 года японская авиаразведка обнаружила приближение большого флота вторжения, 16 февраля противник начал артиллерийскую подготовку, а 19 февраля – высадку десантов.
Атолл Улити
Утром 11 марта с аэродрома Каноя (Кагосима) взлетели 24 самолёта и начали 10-часовой полет к цели. Группе пришлось обходить штормовой фронт. Удлинение маршрута «съело» весь резерв топлива, и последующая навигационная ошибка ведущего группы привела к катастрофическим последствиям: почти всем экипажам пришлось садиться на вынужденную на различных островах по пути, ещё два самолёта упали в море в прямой видимости от искомого атолла и только двум удалось провести атаку.
Битва за Окинаву
Следующей крупной операцией союзников на тихоокеанском ТВД стал захват Окинавы и нескольких близлежащих островов архипелага Рюкю, который вывел их войска на расстояние всего в 550 км от основной территории Японии и дал хороший плацдарм для последующих десантных операций, запланированных на осень 1945 – весну 1946 гг. Японское командование по опыту Филиппин сделало больший упор на тактику камикадзе и заметно увеличило число лётчиков-самоубийц и интенсивность их боевых вылетов. Изменилась и номенклатура типов.
Армия резко уменьшила число задействованных двухмоторных бомбардировщиков, в особенности старых. Истребители преобладали: к Ki-43 и Ki-84 добавились вполне современные Ki-61 и давно устаревшие Ki-27 и их учебно-тренировочные варианты Ki-79. Широко использовались устаревшие разведчики Ki-36 и их учебные «близнецы» Ki-55. Достаточно много было даже учебных «кукурузников» Ki-9, но вооружённые ими отряды камикадзе в боях не участвовали: их придерживали для отражения высадки на главные японские острова.
Во флотских частях самыми массовыми оставались истребители A6M, но разница в численности по сравнению с прочими самолётами стала менее существенной. К прежним типам добавились палубные торпедоносцы и пикировщики, как современные, так и заведомо устаревшие, вроде бипланов D1A, поплавковые разведчики и даже самолёты первоначального обучения. Из новинок технической мысли на Окинаве были опробованы армейские Ki-167 (модификация бомбардировщика Ki-67 с 2900-кг термитным зарядом направленного действия в фюзеляже) и флотские пилотируемые крылатые ракеты воздушного старта «Ока».
Первый вылет камикадзе в этой кампании был совершён 24 марта 1945 года экипажем одиночного D4Y – за два дня до первых десантов на островах Керама. 25 марта летали уже четыре самолёта двух отрядов: американцы в тот день отметили поражение смертниками трёх кораблей (эсминца и двух «бывших эсминцев»).
26 марта действовали армейцы: четыре Ki-51 и шесть Ki-61. По американским данным, от попадания самолётов камикадзе получили повреждения линкор, лёгкий крейсер и пять эсминцев и «бывших эсминцев». Не обязательно все они были поражены «настоящими» камикадзе, поскольку примерно в том же районе был повреждён тральщик, на который рухнул сбитый двухмоторный бомбардировщик. Первой же победой камикадзе на Окинаве стало уничтожение быстроходного войскового транспорта (бывшего эсминца) «Диккерсон», 2 апреля поражённого попаданием двух самолётов. Выгоревший остов отбуксировали к захваченным островам Керама, там сняли тела погибших и демонтировали оставшееся целым оборудование, а 4 апреля снова вывели в море и затопили.
Всего в кампании приняли участие 99 армейских отрядов камикадзе. Их экипажи совершили 775 боевых вылетов, ещё 99 были на счёту лётчиков обычных сентаев и чутаев. Распределение по типам было следующим: 597 одномоторных боевых и учебно-тренировочных истребителей (195 Ki-27/Ki-79, 167 Ki-43, 129 Ki-84 и 106 Ki-61), 226 одномоторных разведчиков-бомбардировщиков (в т.ч. 174 Ki-51 и 51 Ki-36/Ki-55) и 51 двухмоторный самолёт (в т.ч. 35 Ki-45 и 10 Ki-67/Ki-167). Ещё 37 синбу-таев были сформированы, но в боевых действиях не участвовали. Часть из них просто придержали на будущее, часть не успели завершить подготовку, а несколько были расформированы.
Флотские камикадзе были представлены 127 отрядами, из которых 108 участвовали в боях, совершив 950 боевых вылетов: 400 A6M, 307 палубных бомбардировщиков (в т.ч. 108 D3A, 82 B5N и 79 D4Y), 66 поплавковых гидросамолётов (в т.ч. 39 E7K), столько же самолётов-снарядов «Ока», 60 учебных машин и 51 P1Y1.
В сумме смертники сделали 1824 боевых вылета, т.е. в три раза больше, чем на Филиппинах. Однако ожидаемого роста эффективности это не принесло – в первую очередь из-за дальнейшего падения уровня подготовки пилотов: если первые добровольцы приходили из строевых частей и уже имели некоторый опыт, то в 1945 году большинство лётчиков становились камикадзе едва успев закончить ускоренные курсы пилотирования. Противник же быстро отошёл от первого шока и разработал эффективные меры противодействия новой угрозе, увеличив процент истребителей в палубных авиагруппах и число эсминцев радарного дозора, а также адаптировав методику маневрирования и ведения зенитного огня.
Бои в Ост-Индии
Третьим районом подготовки пилотов камикадзе стала Ост-Индия, бывшая вотчиной армейской авиации. Десантных операций там противник не проводил, но в набеговых английские авианосцы участвовали неоднократно. Уже 19 октября 1944 года девять Ki-43 из безымянного и, судя по всему, неофициального отряда камикадзе были отправлены в атаку на корабли у острова Кар-Никобар.
Позже были сформированы 24 официальных отряда, из них пять были вооружены Ki-67, четыре Ki-51, три Ki-43, два Ki-48 и по одному – Ki-27 и Ki-45. По оставшимся восьми данных не сохранилось – возможно, они так и не завершили подготовку. Первой операцией, в которой они участвовали, стал вылет 24 января 1945 года пяти Ki-67 по авианосцам у берегов Суматры. Туда же летали ещё три отряда (на Ki-43, Ki-45 и Ki-67), но их экипажи вернулись с полдороги.
Воевали ост-индийские камикадзе не слишком активно, до конца войны совершив всего 35 боевых вылетов (13 на Ki-67, 11 на Ki-51, 10 на Ki-43 и один на Ki-27). Ещё два вылета на Ki-43 совершили пилоты одного из обычных чутаев. Последней операцией стал вылет девяти Ki-51 для удара по авианосной оперативной группе у берегов Пхукета. Она же стала единственной, в которой лётчики добились попаданий: был повреждён тяжёлый крейсер «Сассекс» и потоплен тральщик «Вестал». По японским данным, дело было 25 июля, по английским – на день позже.
Оборона Японии
В феврале-марте американская палубная авиация наносила удары по Японским островам, и в их отражении приняли участие в том числе и два базировавшихся на Кюсю флотских токко-тая, с 18 по 21 марта выполнивших 39 боевых вылетов на D4Y3 и 30 на P1Y1. В зачёт себе эти экипажи смогли записать только повреждение эсминца «Хэлси Пауэлл» 20 марта. Следующие рейды на центральную и северную Японию американцы провели в июле-августе, и в их отражении приняли участие два базировавшихся под Токио токко-тая, совершивших 22 боевых вылета на B7A2 и столько же на D4Y.
В том же районе были дислоцированы 11 армейских синсю-таев (восемь на Ki-45, два на Ki-48 и один на Ki-9), три из которых также приняли участие в боях, совершив пять боевых вылетов на Ki-45 и по одному на Ki-48 и Ki-9. 9 августа ударом камикадзе (судя по всему, B7A2) был повреждён эсминец «Бори».
Всего с момента утверждения тактики «тайатари» японские лётчики-камикадзе совершили около 2600 боевых вылетов против боевых и транспортных кораблей союзников, из которых чуть больше половины (55,5%) пришлось на долю морской авиации. Некоторое количество вылетов оказалось прекращено по различным причинам, при этом когда операцию прекращали все экипажи отряда, эти вылеты в статистику не включались. Всего, по имеющимся данным, погибло 3913 человек лётного состава, из которых 64,5% пришлось на долю морской авиации. Диспропорция вышла из-за отсутствия у флотского командования стремления к сокращению экипажей самолётов камикадзе.
Первая десятка наиболее распространённых самолётов для самоубийц выглядела следующим образом (по числу вылетов:
В среднем, два из трёх камикадзе сбивались истребителями, а из прорвавшихся к кораблям тараны удавалось совершить 36% лётчиков, или от 8 до 12% от числа взлетевших. Таким образом, эффективность действий камикадзе в разы превосходила таковую у обычных японских бомбардировщиков 1944–1945 гг. Потери, разумеется, тоже увеличились, но в меньшей степени.
«По горячим следам» японцы заявили о потоплении 81 корабля противника и повреждении ещё 195. На деле потоплено было 49, ещё 17 списали из-за полученных повреждений. Всего союзники с октября 1944 по август 1945 гг. насчитали 387 поражений кораблей таранами самолётов, потеряв из-за них более 6000 моряков убитыми и почти 9000 ранеными. Однако в эту статистику входят не только камикадзе, а вообще все тараны, включая падения обломков сбитых самолётов.
15 августа император объявил по радио о капитуляции, и в этот день боевые действия на тихоокеанском фронте завершились. Флотские камикадзе тогда выполнили последние 13 официальных вылетов по авианосцам у берегов Хонсю и ещё семь «не авторизованных» (и не включённых в общую статистику) на Окинаву силами строевых пилотов.
Рисунки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе