в каком году были приняты последние поправки в конституцию рф выберите один правильный ответ
В каком году были приняты последние поправки в конституцию рф выберите один правильный ответ
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Изменяемая Конституция: все поправки с 1993 года
Состоялось первое чтение закона об изменениях в Конституции России. Госдума одобрила предложенные президентом поправки. За законопроект единогласно проголосовали 432 депутата, никто из них не воздерживался от голосования или не был против.
Когда решили, что нужны изменения?
20 января: президент внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию. Этот законопроект называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
21 января: Профильный Комитет Госдумы порекомендовал принять законопроект в первом чтении. Закон не затрагивает основ Конституции, то есть первую, вторую и девятую главу не тронут. Корректировке подлежат только 22 статьи из шести глав. Всего в Конституции 9 глав и 137 статей.
23 января: Госдума приняла законопроект в первом чтении. Далее будут второе чтение, на котором текст законопроекта обычно проходит лингвистическую экспертизу, и третье итоговое чтение, на котором закон уже окончательно принимают или отвергают. Второе чтение состоится в середине февраля.
После того, как Госдума примет закон, Совет Федерации его одобрит, и органы законодательной власти не менее чем 2/3 регионов тоже будут «за», за законопроект сможет голосовать народ. Как это будет происходить, еще не ясно, механизм голосования пока не определен.
Что поменяется в Конституции?
Ключевые корректировки, которые предложил Владимир Путин:
• Госдума получит больше полномочий. Помимо председателя правительства, парламент теперь будет утверждать всех вице-премьеров и министров. Президент будет обязан утвердить выбранные парламентом кандидатуры.
• Изменится процедура назначения руководителей силовых ведомств: назначать их президент будет после консультации с Советом Федерации.
• Стать президентом страны можно будет только человеку, непрерывно прожившему в России 25 лет. Также будущий президент не может иметь гражданство или вид на жительство в другом государстве. Исключение сделали для жителей территорий, которые были приняты в Российскую Федерацию, то есть для Крыма и Севастополя.
• Требование об отсутствии иностранного гражданства распространяется и на высшие должностные лица субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, судей.
• Должность президента можно занимать не более двух сроков, то есть один человек может быть президентом России только дважды.
• Состав Конституционного суда сократят с 19 до 11 судей. Сейчас в Конституционном суде работает 15 судей, значит, 4 судьи будут уволены.
• В случае отставки премьер-министра, его заместители сохраняют свои места. До внесения поправки в Конституцию, при увольнении премьер-министра все вице-премьеры тоже должны уйти.
• В Конституции закрепят статус Госсовета. Государственный совет будет сформирован президентом, заниматься совет будет вопросами внутренней и внешней политики.
• Если закон, одобренный парламентом, не понравится президенту, он сможет обратиться в Конституционный суд. Решение о принятии закона будет зависеть от судей КС.
• В Конституции будет прописана обязательная индексация пенсий и норма о минимальной оплате труда. Минимальная оплата труда будет равна прожиточному минимуму.
А до этого в Конституции что-то меняли?
Конституцию РФ приняли в 1993 году всенародным голосованием. Первые поправки внесли через три года. В 1996 году по указу президента Бориса Ельцина Ингушскую Республику и Северную Осетию переименовали в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания.
Следующие поправки в 2001 и 2003 годах также были связаны с включением новых наименований субъектов РФ в 65-ю статью Конституции.
В 2004, 2005 и 2006 годах начался процесс слияния сложноустроенных субъектов РФ (краев и областей) и географически неразрывно связанных с ними автономных округов. Изменения тоже вносили в 65-ю статью, эти поправки вносились не по указу президента, а федеральными конституционными законами об образовании новых субъектов.
Последним изменением в Конституции до сегодняшнего дня было внесение в 65 статью дополнения о Крыме в 2014 году после присоединения Крыма к РФ.
Планируемые поправки в Конституцию РФ: президентские предложения
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации была принята более четверти века назад, Президент РФ считает, что ее потенциал еще не исчерпан, и заложенные в ней фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека по-прежнему остаются прочной ценностной базой для российского общества. Поэтому идею принятия новой Конституции РФ он не поддерживает.
Между тем, глава государства не исключает возможности внесения точечных поправок в действующий документ. «Действительно, считаю, что пришло время внести в Основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве», – подчеркнул он в своем Послании Федеральному Собранию РФ. Во-первых, Владимир Путин считает, что требования международного законодательства и договоров, равно как и решения международных органов, должны действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ.
Также в числе возможных корректировок Основного закона страны Президент РФ видит следующие:
«Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время, систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и, пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России», – подытожил глава государства.
При этом Президент РФ связывает возможность принятия пакета предложенных им поправок в Конституцию РФ с необходимостью их более глубокого обсуждения как в профессиональных кругах, так и в обществе и последующего проведения голосования граждан страны.
Пятая поправка vs Конституция РФ: объяснение обнуления и противоречивость
Пятая поправка к Конституции рФ: конституционно-правовой очерк.
Хотя в основном значение вынесенных на голосование корректив – в большей мере политика, обратимся к праву.
Ранее мы рассматривали лишь предложения Президента РФ, однако затем процесс поправления Конституции РФ превзошел все ожидания. Итак, Конституция поправилась: 2.0 или 2020.
В 2020 г. принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Более того, исходя из положений Конституции РФ (ст. 136), названный закон не только принят, но и вступил в силу. Вместе с тем, неизвестно, каким образом коррелируется ст. 136 Конституции РФ и ст. 3 обозначенного Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
· В первом случае (по Конституции РФ), вступление в силу поправок к главам 3-8 обусловливается их одобрением органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. На сегодняшний день, конституционный законодатель называет такой порядок не исключительным, то есть единственно возможным, но общим. Стало быть, имеет место – особый.
· Во втором случае (по Закону РФ от 14.03.2020) вступление в силу поправок имеет строго дифференцированный характер:
— статья 1 вступает в силу в особом порядке: со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если действительных бюллетенях с мнением граждан «за» будет больше мнения «против». Порог явки отсутствует;
— статья 2 вступает в силу в особом порядке: если Конституционный Суд РФ дает заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 Закона РФ о поправке;
— статья 3 вступает в силу в общем порядке: со дня официального опубликования Закона РФ о поправке после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Отсюда возникает справедливый вопрос: допустимо ли «такое вмешательство» конституционного законодателя в неизменяемую часть конституционных положений, предусмотренную ст. 136 гл. IX Конституции РФ? Представляется, что нет.
К иному выводу и достаточно обоснованному приходит Конституционный Суд РФ (Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З), который, между прочим, вынужденно впервые осуществлял предварительный конституционный контроль и не обычного или ординарного закона, а Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который является законом sui generis, ещё и в форме заключения, хотя:
· такая форма акта не предусмотрена для данного случая;
· такое полномочие высокого суда, как ни странно, тоже не предусмотрено.
Правовым основанием заключения сам Конституционный Суд РФ назвал положения Закона РФ о поправке к Конституции РФ. В связи с чем, возникает еще один вопрос – об юридической силе Закона РФ о поправке: он имманентно включен в Конституцию РФ или же он является самостоятельным законом, стоящим по юридической силе сразу после Конституции РФ (но не наравне с ней)?
Исходя из доктрины конституционного права мыслится второе, тогда как de facto имеет место первое. Применяя доктринальное понимание такого закона, мы должны будем обозначить его неконституционность в ряде аспектов. Иными словами: столкнемся с непреодолимой в сегодняшней политической ситуации конкуренции норм Конституции РФ и норм Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Притом, что последний уже принят и признан не противоречащим Конституции РФ Конституционным Судом РФ, в связи с чем и вынесен на всероссийское голосование.
1) Закон РФ о поправке к Конституции РФ содержит расходящееся с Конституцией РФ (ст. 136) положение о порядке его вступления в силу.
2) Данное положение не включается в текст Конституции РФ.
3) При наличии конкуренции норм, следует отдать безусловное предпочтение нормам Конституции РФ.
4) Объяснить «возможность» действующего Закона РФ о поправке к Конституции РФ не соответствовать Конституции РФ допустимо только путем постановки норм обоих актов на один по юридической силе уровень. Такая коллизия, как известно разрешается в пользу более нового закона, к чему, собственно, и апеллировал опосредованно Конституционный Суд РФ.
5) Вместе с тем, обозначенный тезис представляется ошибочным уже потому, что глава IX является неизменяемой, а значит корректировать её содержание Законом РФ о поправке к Конституции РФ недопустимо.
Помимо этого, трудно объяснить то, что Конституционный Суд РФ дал заключение «о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации положений статьи 1 Закона о поправке, которые согласно части 1 статьи 3 данного Закона на момент дачи настоящего Заключения не вступили в силу…». Исходя из этого, юридической науке следует признать разную юридическую силу конституционных положений, в зависимости от порядка их изменения? Представляется сомнительным такой вывод, тогда как целесообразно говорить (о чем упоминал академик О. Е. Кутафин), что на основании ч. 2 ст. 16, иную юридическую силу могут иметь лишь нормы об основах конституционного строя, то есть глава 1 Конституции РФ.
В отношении поднятого выше вопроса о допустимости вмешательства конституционного законодателя в неизменяемые положения гл. 9, Конституционный Суд РФ высказал следующее:
— непредусмотренная ст. 136 Конституции РФ проверка Закона РФ Конституционным Судом РФ «…может служить надлежащей гарантией юридической силы положений об основах конституционного строя России и о фундаментальных правах и свободах человека и гражданина в системе конституционных норм, гарантией непротиворечивости текста Конституции Российской Федерации как Основного Закона»;
— в отношении общероссийского голосования (имеющего «особую юридическую природу») как обязательного условия вступления Закона РФ о поправке в силу и опять-таки непредусмотренного ст. 136 Конституции РФ: «…конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки»;
Таким образом, довольно спорным с позиций конституционности видится как дифференцированный порядок вступления Закона РФ о поправке к Конституции РФ в юридическую силу, так и несоответствие части такого порядка (особого порядка) требованиям действующей Конституции РФ.
Не имея задачи и возможности прокомментировать каждое из предлагаемых изменений, рассмотрим наиболее спорные из них в исключительно конституционно-правовом аспекте.
Усиление Конституционного Суда РФ. Предлагаемые изменения предусматривают сокращение числа судей Конституционного Суда РФ с 19 до 11. Помимо этого, в Конституционном Суде РФ будет не 2, а 1 заместитель председателя. Одновременно предлагается предоставить Президенту РФ направлять некоторые проекты федеральных законов для выявления их соответствия Конституции РФ – предварительный нормоконтроль. Так, в ст. 125 предлагается предоставить Конституционному Суду РФ полномочие проверять конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов ФКЗ и ФЗ по запросу Президента РФ. Примечательно, что проверка принятых Законов РФ о поправке к Конституции РФ не регулируется. Следовательно, de facto трудно признать усиление Конституционного Суда РФ, скорее – следует признать эту и другие меры в качестве усиления власти Президента РФ. Подобная проблема наблюдается в полномочии Президента РФ определять структуру органов исполнительной власти, когда во избежание влияния парламента на назначение министра, он может перевести конкретное ведомство из ранга министерства в ранг службы или агентства. Руководители последних не согласуются с Федеральным Собранием РФ.
Местное самоуправление? – Очевидная централизация. Так, предлагается признать данный институт народовластия составляющей публичной власти, что в известной степени имеющееся de facto огосударствление местного самоуправления регламентирует de jure. В частности, предусматривается участие государственных органов в формировании органов местного самоуправления, а также в назначении на должность и освобождении от неё должностных лиц «местного самоуправления» (ч. 1.1 ст. 131). Полагаем чрезмерно избыточным дискреционным полномочием законодателя то, что признаётся допустимой иная, чем предусмотренная Конституцией РФ, регламентация «местного самоуправления», так называемые, «особенности», регулируемые федеральным законом (ч. 3 ст. 131).
Странно, что на общероссийское голосование выносятся и такие изменения, которые с неизбежностью повлекут противоречие внутри текста Конституции РФ. В частности, таковым изменением выступает предлагаемое переименование «члена Совета Федерации» в «сенатора», так как в неизменяемой части Конституции РФ сохранится термин «член Совета Федерации» (ст. 134). Стоит заметить, что данная статья предусматривает наряду с иными субъектами выдвижения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ группу численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации, но не сенаторов. Вступление в силу такого изменения повлечет лишение данного права групп численностью не менее 1/5 сенаторов. Как указал сам законодатель и Конституционный Суд РФ, поправки к гл. 3-8 должны соответствовать гл. 1, 2, 9, исходя из чего обозначенное переименование представляется непоследовательным решением конституционного законодателя, противоречащим ст. 134 гл. 9.
Конституционный законодатель таким образом дополнит текст Конституции РФ противоречиями, которые уже имеют место, в связи с принятием иных поправок. Например, п. «о» ст. 71 называет предметом исключительного ведения федерации – процессуальное законодательство. Тогда как п. «к» ч. 1 ст. 72 относит административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения.
Заключим, что конституционно-правовой очерк позволил соотнести действующий тренд конституционного реформирования и доктрины конституционного права Российской Федерации, а также выявить некоторые особенности 5 поправки к Конституции РФ, поднять ряд вопросов к обсуждению.
Итоги сессии Государственной Думы: как вносились поправки в Конституцию
«Многие вопросы, связанные с государственным устройством, с функционированием институтов государственной власти, в рамках предложений Президента будут наполняться совершенно иным содержанием, которое в основе своей будет предполагать передачу больших полномочий именно гражданам нашей страны для того, чтобы они более эффективно принимали участие в управлении государством, решении вопросов, которые стоят перед нашей страной», — сказал он.
Смотрите также
Новый текст Конституции РФ с поправками 2020
Одобрение на всероссийском голосовании с самого начала было условием вступления поправок в силу.
В первом чтении законопроект был рассмотрен и принят 23 января. За законопроект проголосовало 432 депутата, голосов против и воздержавшихся не было.
Во втором чтении инициатива была рассмотрена 10 марта. К законопроекту поступила 391 поправка. Всего же в рабочую группу по изменениям в Конституцию было предложено более тысячи различных инициатив. Также в ходе пленарного заседания были предложены две значимые поправки. С первой выступил Александр Карелин
В третьем, окончательном чтении поправки в Конституцию были приняты 11 марта. Днем общероссийского голосования предлагалось 22 апреля 2020 года, однако из‑за ситуации с коронавирусом проведение общероссийского голосования пришлось отложить.
3 июля ЦИК РФ утвердил результаты голосования по поправкам к Конституции. Обработка 100% протоколов показала, что за принятие поправок высказались 77,92% проголосовавших (почти 58 млн россиян), против — 21,27% (около 16 млн граждан страны). Итоговая явка по стране составила 67,97%.
Принятие поправок в Конституцию Вячеслав Володин назвал новым этапом развития нашего государства, «где более высокие стандарты жизни, более высокие обязательства перед гражданами, где мы с вами цементируем наши ценности, защищаем их, не даем никому посягать на них».
С новым текстом Конституции с поправками 2020 года вы можете ознакомиться на нашем сайте.