в каком году была волынская резня
«Остальных надо затерроризировать» Как украинские националисты подготовили и провели Волынскую резню
8 июля Сенат Польши принял постановление, признающее геноцидом так называемую Волынскую резню — массовые убийства поляков, совершавшиеся в 1943-1947 годах украинскими националистами из формирований ОУН-УПА (запрещена на территории России). Несколько дней спустя министр обороны Польши Антони Мачеревич неожиданно заявил, что ответственность за этот геноцид несет Кремль, а убивавшие поляков украинские националисты — это якобы «российский инструмент». Чем же в действительности была Волынская резня и что означает постановление Сената?
История вопроса
Опубликованные к настоящему времени внутренние документы ОУН свидетельствуют, что массовые убийства поляков были спланированы руководством организации еще до начала Второй мировой войны. Первый разработанный план этнических чисток поляков на Западной Украине обнаруживается в датированной весной 1938-го «Военной доктрине украинских националистов».
«Наше восстание имеет своей задачей не только смену политического строя. Оно должно вычистить с Украины чужой, враждебный элемент и плохой собственный, родной. Только во время восстания будет возможно вымести буквально до последнего польский элемент с З.У.З. [Западноукраинских земель] и таким способом положить конец польским претензиям на польский характер этих земель. Польский элемент, который будет оказывать сопротивление, должен полечь в борьбе, а остальных надо затерроризировать и принудить к бегству за Вислу. Потому нельзя допустить, чтобы после получения З.У.З. польский элемент мог жить здесь рядом с украинцами. З.У.З. будущей Украинской державы должны быть чистыми с национальной точки зрения, потому что эти земли имеют особое значение для будущего украинского государства… Надо помнить, что чем больше пропадет во время восстания враждебного элемента, тем легче будет происходить построение Украинской державы и тем сильнее она будет», — это выдержка из той самой доктрины.
Полтора года спустя эти планы, казалось, начали воплощаться. В разгар германской агрессии против Польши нацистское руководство санкционировало использование подконтрольных германской военной разведке оуновских формирований для организации массовых убийств поляков. Соответствующее указание было дано начальнику абвера адмиралу Канарису министром иностранных дел Третьего рейха Иоахимом фон Риббентропом. Об этом на заседании Международного военного трибунала в Нюрнберге впоследствии рассказал начальник 2-го (диверсионного) отдела абвера Эрвин фон Лахузен: «Смысл приказа или указания был таков: связаться с украинскими националистами, с которыми разведка имела уже соответствующий контакт в военном отношении, для того, чтобы вызвать повстанческое движение в Польше, которое имело бы своим следствием истребление поляков и евреев в Польше. Об этом говорилось Риббентропом лично Канарису. Когда говорили «поляки», то подразумевали интеллигенцию и те круги, которые выступали в качестве носителей идеи национального сопротивления…»
Из этого следует, что задание, которое нацистское руководство ставило перед сформированным из оуновцев подразделением, совпадало с планами, сформулированными в «Военной доктрине». Однако вступление 17 сентября 1939 года на территорию Западной Украины частей Красной армии не позволило реализовать данный сценарий. Спустя еще полтора года, накануне нападения Германии на Советский Союз, руководство ОУН сформулировало еще более детальные планы решения «польского вопроса» на западноукраинских землях.
«Уничтожить в день перед объявлением мобилизации»
Как только германские войска вступили на территорию Советского Союза, украинские националисты попытались реализовать эту программу. Однако поскольку Берлин к тому времени уже отказался от идеи создания марионеточной «Украинской державы», поставить на широкую ногу убийства, изгнание и насильственную ассимиляцию поляков руководителям ОУН не удалось. Немцы, как правило, останавливали убийства поляков, осуществлявшиеся летом 1941-го украинскими националистами. Характерно донесение начальника полиции безопасности и СД от 18 августа 1941 года: «Украинская милиция не прекращает разорять, издеваться, убивать. Поляки приравнены к евреям, и от них требуют носить повязки на руках». Как видим, антипольские действия оуновцев вызывали негативную реакцию у немцев — как, впрочем, и многое другое. В конечном итоге нацисты разорвали отношения с бандеровской фракцией ОУН — ОУН(Б) — и буквально вытолкали ее в подполье.
Обнаруженное массовое захоронение в деревне Воля Островецкая на Волыни
В конце марта 1943 года украинцы, служившие в сформированной немцами «вспомогательной полиции», массово ушли в лес. В результате формирования ОУН-УПА получили несколько тысяч боевиков, имевших опыт массового уничтожения мирного населения (ранее украинская «вспомогательная полиция» использовалась нацистами для убийств евреев). Отряды ОУН(Б) на Волыни превратились в серьезную силу, что наверняка рассматривалось националистами как начало вооруженной борьбы за независимость. А начало вооруженной борьбы за независимость, согласно военной программе, должно было сопровождаться решением проблемы «национальных меньшинств». И действительно, конец марта — апрель 1943 года ознаменовались первыми массовыми антипольскими акциями. Планы украинских националистов наконец воплотились в жизнь. Началась Волынская резня, унесшая жизни десятков тысяч поляков.
Политический аспект
Для современного польского руководства Волынская резня — крайне болезненный вопрос. С одной стороны, официальная Варшава не может без негативных внутриполитических последствий забыть о массовых убийствах соотечественников. С другой стороны — по идеологическим соображениям не может отказаться от поддержки националистических (и, следовательно, антироссийских) сил на Украине.
Вопрос о Волынской резне неоднократно обсуждался в польском парламенте, однако ранее правительству неизменно удавалось не допустить появления в постановлениях Сената и Сейма формулировки «геноцид». И лишь в нынешнем году ситуация радикально изменилась.
Бойцы дивизиии СС «Галичина» готовятся расстреливать польских партизан
В эту логическую ловушку правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) попала абсолютно закономерно. Дело в том, что существенная часть электората консервативной ПиС, обеспечившая победу на парламентских выборах 2015-го, — представители так называемых «кресовяков», потомков выходцев из «Восточных кресов» (то есть Западной Украины и Западной Белоруссии, до сентября 1939 года входивших в состав Польши). В среде «кресовяков» память о совершавшихся украинскими националистами массовых убийствах поляков носит принципиальный характер — ведь речь идет об убитых родственниках. Именно «кресовяки» последовательно добиваются признания Волынской резни геноцидом, пренебрегая соображениями внешнеполитической конъюнктуры.
Перекладывают вину
И вот наконец их усилия увенчались успехом, предвыборные обещания были выполнены. Традиционный для «кресовяков» день памяти Волынской резни — 11 июля (в этот день в 1943 году формирования ОУН-УПА одновременно атаковали сразу 150 польских поселений, убив тысячи поляков). Понятно, что постановление Сената планировали приурочить к этой важной для «кресовяков» дате. 8 июля было последним рабочим днем, когда постановление могло быть принято. Таким образом, совпадение принятия постановления Сенатом с началом Варшавского саммита НАТО было не более чем случайностью.
Впрочем, руководство ПиС, с подачи «кресовяков» инициировавшее постановление Сената о Волынской резне, одновременно пытается выхолостить его содержание. В постановлении Сената содержится рекомендация Сейму (нижней палате парламента) установить 11 июля Национальный день памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в 1943-1947 годах. Однако лидер ПиС Ярослав Качиньский уже предложил перенести день памяти Волынской резни на другую дату — 17 сентября, день вступления Красной армии на территорию «Восточных кресов» в 1939 году.
Возложение цветов под памятником жертвам Волынской резни в Варшаве
Фото: Мariusz Gaczynski / East News
Идеологию этой инициативы впоследствии разъяснил министр обороны Польши Антони Мацеревич: если бы Красная армия не появилась на польской территории, Волынской резни могло бы не быть. «Действия Кремля дали толчок событиям, которые привели к геноциду на Волыни», — заявил министр, добавив, что украинские националисты были, дескать, лишь «российским инструментом». С исторической точки зрения высказывание господина Мацеревича, разумеется, несусветная глупость, однако историческая правда — последнее, что волнует сейчас польское правительство.
Прагматичная задача польского руководства заключается в том, чтобы, выполнив предвыборные обещания «кресовякам», уменьшить негативные внутри- и внешнеполитические последствия признания Волынской резни геноцидом. Сделать это планируется путем переваливания основной вины за массовые убийства поляков с украинских националистов (и, соответственно, героизирующего их Киева) на Советский Союз и его правопреемника — современную Россию. Удастся ли реализовать этот сценарий или перенос дня памяти Волынской резни с 11 июля на 17 сентября окажется неприемлемым для «кресовяков», станет понятно в скором времени.
Истребление поляков на Украине. Волынская резня
Из опубликованных уже в послевоенные годы внутренних документов ОУН-УПА* следует, что врагами украинской государственности считались не только евреи и русские, но и поляки. При этом проведение этнических чисток польского населения планировалось еще до начала Второй мировой войны. К примеру, в военной доктрине украинских националистов, которая была разработана весной 1938 года, содержатся тезисы о необходимости «вычищения с западноукраинских земель чужого польского элемента» вплоть до последнего человека. Так украинские националисты хотели положить конец польским притязаниям на данные территории, которые на протяжении столетий входили в состав разных государств. При этом приступить к реализации своих планов украинским националистам сначала помешала Красная армия, которая заняла территорию Западной Украины в 1939 году. Правда, отсрочка для поляков продлилась недолго.
В 1941 году ОУН-УПА* издает очередную инструкцию о своей деятельности и борьбе. «Народной милиции» данный документ приписывал проведение «нейтрализации» поляков, которые не отреклись от своей мечты о создании Великой Польши, включающей в свой состав земли, расположенные на северо-западе Украины. В том числе историческую область – Волынь.
Необходимо отметить, что Волынь – это древний регион, который еще в X веке входил в состав Киевской Руси (Волынское, а затем Владимиро-Волынское княжество). Позднее данные земли отошли Литовскому княжеству, а затем Польше. После нескольких разделов Речи Посполитой данный регион вошел в состав Российской империи. В 1921 году западная часть Волыни отошла Польше, а восточная – Украинской ССР. В 1939 году Западная Волынь также была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны данная географическая область оказалась оккупирована гитлеровскими войсками.
Накопленный на протяжении многих веков исторический бэкграунд, этническая разобщенность региона и многочисленные старые обиды друг на друга, возможно, стали своеобразным запалом, который поджог пороховую бочку и привел весь регион, в первую очередь его мирное население, к настоящей катастрофе. К концу первой трети XX века сложилось стойкое польско-украинское территориальное и идеологическое противостояние. Обе стороны за многовековую историю успели многократно совершить в отношении друг друга многочисленные зверства, которые, впрочем, не выходили за рамки обычной практики того временного периода. В то же время события, произошедшие на Волыни в годы Второй мировой войны, по своей кровавости и жестокости затмевали собой средневековую историю.
Украинские националисты в полной мере пользовались собственной безнаказанностью. После отступления Красной Армии противостоять бандам ОУН-УПА* было практически некому. Советское партизанское движение было наиболее массовым на территории Белоруссии, а у самих поляков не находилось достаточного количества хорошо вооруженных отрядов, которые могли бы оказать украинским националистам достойное сопротивление.
Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооруженных банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали. Американский историк Тимоти Снайдер отмечал, что украинские националисты научились технологии массового уничтожения у немцев. Поэтому все этнические чистки, которые проводились силами УПА*, были настолько кошмарными. И именно поэтому в 1943 году волынские поляки оказались практически столь же беспомощными, как и волынские евреи в 1942 году, отмечает историк.
Особенно массовые и кровавые события произошли на Волыни в ночь на 11 июля 1943 года, когда многочисленные отряды УПА* напали одновременно на 150 польских сел, деревень и хуторов. Только за один день тогда погибло больше десяти тысяч человек. К примеру, 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле, в том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский. Всего же в Волынской резне, по разным оценкам, погибло до 60 тысяч поляков (непосредственно на территории Волыни), а общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается примерно в 100 тысяч человек. В ходе Волынской резни было уничтожено почти все польское население данного региона.
Зверства со стороны националистов ОУН-УПА* не могли не получить ответа со стороны поляков. К примеру, подразделения Армии Крайовой также совершали налеты на украинские села, в том числе проводили собственные акции возмездия. Считается, что они уничтожили несколько тысяч украинцев (до 2-3 тысяч гражданских). Общее же количество погибших украинцев может достигать 30 тысяч. При этом следует учитывать, что значительная их часть могла быть убита своими соотечественниками – украинскими националистами. Бойцы УПА* убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их, также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.
Массовые убийства поляков и украинцев были остановлены лишь после того, как вся территория Украины была освобождена бойцами Красной Армии. При этом даже тогда примирить два народа между собой уже не представлялось возможным. Именно поэтому в июле 1945 года СССР и Польша заключили совместное соглашение об обмене населением. Поляки, которые проживали на территориях, вошедших в состав Советского Союза, переезжали на территорию Польши, а украинцы, жившие на польских землях – отправлялись на территорию Украинской ССР. Операция по переселению получила кодовое название «Висла» и продлилась почти два года. За это время удалось переселить более 1,5 миллионов человек. Такое «переселение народов» позволило снизить градус напряженности между поляками и украинцами. При этом на протяжении всей советской истории данную больную тему старались лишний раз не вспоминать и не трогать. Волынская резня не имела широкой огласки в СССР, а в Польской Народной Республике в те годы вышло всего несколько работ, посвященных данной трагедии. Вновь к этим событиям историки и широкая общественность вернулись лишь в 1992 году, уже после распада СССР.
Политика нового киевского руководства в последние годы обострила многие исторические вопросы между Польшей и Украиной. Так, Варшава последовательно осуждает Киев за героизацию членов ОУН-УПА*, а также регулярные акты вандализма, которые проводятся в отношении польских мест памяти. В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. При этом премьер-министр Польши не так давно заявил о том, что окончательное примирение между польским и украинским народом станет возможным лишь тогда, когда будет признана правда о Волынской резне.
В то же время, по данным РИА «Новости», власти Украины настаивают на пересмотре положения польского закона Об институте национальной памяти, которое касается украинцев. Данный закон, вступивший в силу весной 2018 года, предусматривает уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии» и отрицание Волынской резни.
*Экстремистские организации, запрещенные в Российской Федерации.
Волынская резня
Этнические чистки начались еще в 1942 году, но апогея достигли в следующем году. Жителей польских селений вырезали поголовно, не щадя ни женщин, ни детей.
Шеф Службы безопасности ОУН Николай Лебедь так напутствовал своих головорезов: «Нас не интересуют цифры, речь не идет о десятке или ста тысячах, а о всех поляках до единого — от стариков до детей. Раз и навсегда надо избавить нашу землю от этого охвостья. Села уничтожать полностью, чтобы ничто больше не напоминало о том, что раньше здесь жили люди».
Бандеровцы приложили максимум усилий, чтобы полностью «зачистить» подконтрольную территорию от всех инородцев, и лишь некоторым полякам и евреям удалось пережить эту мясорубку Уцелевшие оставили воспоминания, от прочтения которых встают дыбом волосы. Работая над этой книгой, мы нашли десятки свидетельств, но решили не публиковать их. При желании читатель сам может их найти.
Даже сегодня память о той резне жива. Вот недавно Интернет обошло следующее сообщение:
2 июля 2007 года 78-летний житель польского села Гута Пенника Януш Марнак в посетителе находящегося на территории автозаправки кафе узнал одного из палачей, которые в феврале 1944-го года в составе 4-го Галицкого добровольческого полка СС зверски уничтожили более 800 жителей этого села.
60 с лишним лет назад он запомнил лицо этого человека па всю жизнь, благо имелась и яркая внешняя примета — большая родинка на левой щеке. Именно этот человек и еще один эсэсовец ворвались в их дом в то страшное утро. Янушу повезло — он в этот момент находился на чердаке, и только это сохранило ему жизнь. Сквозь ворох соломы, в котором он спрятался, мальчик слышал душераздирающие крики родителей и двух сестер. Затем все смолкло. Палачи вышли из избы, помылись у колодца, закурили и стали что-то обсуждать буквально в пяти метрах от чердачной щели, к которой приник чудом уцелевший мальчик. Только к вечеру в селе смолкли крики жертв, выстрелы и пьяный хохот галицких добровольцев. Януш так и не вошел в избу — обнаружив на пороге дома отрубленную детскую кисть, он в ужасе бросился бежать подальше от страшного места, пока не очутился в лесу, откуда наутро вышел к близлежащему хутору. Позже выяснилось, что родители Януша были зарублены топором, а две младшие сестры убиты ножом и тело одной из них расчленено изуверами.
Убедившись, что перед ним именно казнивший его семью палач, Марчак вернулся к микроавтобусу, где его ждали сын со своей женой и ее братом и двое правнуков. Наказав сыну задержать палача, если тот вознамерится покинуть автозаправку, отец быстро съездил в село и вернулся еще с двумя выжившими свидетелями той давней трагедии, которые, в свою очередь, также приехали не одни. Почти час 14 человек с нетерпением ждали, когда убийца покинет кафе и направится на автомобильную стоянку.
. Полиция и «скорая помощь» приехали слишком поздно. Получившая множество ножевых ранений, с переломанными шеей и ребрами и вытекшим глазом «жертва бандитского нападения» скончалась по дороге в больницу. Тщательное расследование показало, что Марчак не ошибся. Гражданин Польши Франтишек Ор-жеховский (Люблинское воеводство) на самом деле оказался Ва-сылем Когутом, тем самым бывшим «гостем» из состава 4-го Галицкого добровольческого полка СС, который 63 года назад принимал участие в массовой казни жителей села Гута Пеняцка. Единственный сын Когута, узнав детали дела, от иска отказался, однако, тем не менее, польская Фемида проводит расследование эпизода с целью найти и наказать инициаторов и участников «суда Линча» над бывшим карателем. Генеральная польская прокуратура завалена сегодня гневными письмами польской общественности с требованием — «руки прочь от правосудия», где под правосудием подразумевается враз осиротевший зимой 1944-го года худенький деревенский паренек.
Волынская резня: геноцид и право поляков
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Девятое февраля 1943 года считается днем начала Волынской резни, массового убийства жителей Волыни польской национальности как боевиками ОУН-УПА*, так и их украинскими соседями. В этот день в селе Паросла Перша было убито 179 человек: мужчин, женщин, детей, стариков. Только за то, что они поляки. В конечном итоге этнических поляков погибло от 60 тысяч до 200 тысяч, украинцев — до 30 тысяч.
Как часто бывает, историческая дата условна. Поляков убивали и раньше (чего стоит хотя бы убийство польских профессоров во Львове в июле 1941 года немецкими оккупационными властями при активной и инициативной поддержке украинских националистов). Массовый характер Волынская резня приобрела позже, с 11 июля 1943 года, когда в один день атаке подверглось 150 населенных пунктов с преимущественно польским населением.
Нынешняя бандеровская Украина заявляет, что и украинцев поляки убивали.
Правда. Убивали. И «мирных» жителей тоже.
Если быть абсолютно точным, то, с точки зрения Киева, польское господство на Украине в Средние века оправдывает украинские зверства в отношении поляков в ХХ веке. Более того, любые украинские зверства в отношении живших на Украине поляков — ответ на то, что украинцы в Польше были угнетенной нацией.
Никто не спорит: поляки, подавляя казацкие восстания на Украине, зачастую применяли неадекватные современному восприятию средства (сажали на кол, сжигали живьем и так далее). Тем не менее, если мы обратимся к «кодексу» наказаний того века, то обнаружим, что ничего экстраординарного не происходило. Самые же страшные казни, как правило, постигали тех, кто и сам был, мягко говоря, садистом.
Если мы обратимся к XVIII веку и вспомним мятеж Гонты и Зализняка, то нам придется признать, что такой геноцид, какой устраивали украинские «повстанцы», мир до них видел только в колониях (и то случайно).
В Умани, Гайсине и прочих малых местечках тогдашней Виннитчины население было вырезано полностью (на 100 процентов). Украинское село полностью уничтожило польско-еврейский город.
Сегодняшние украинцы обвиняют Россию Екатерины II в том, что она не поддержала «освободительную борьбу» гайдамаков. Но Российская империя потому и умыла руки, что зверства «повстанцев» выводили их за пределы цивилизованного мира. Даже сегодня автохтонное население этого региона вспоминает гайдамаков с ужасом. Они для местных не борцы за свободу, но простые бандиты, грабители и садисты, хуже татар. Именно этих бандитов правительство Екатерины II и отказалось поддержать против Варшавы.
Но украинцы начали массово вырезать поляков, живших на территориях, которые украинцы считали своими. После первых эксцессов (не случайно мы обозначили 9 февраля в качестве международно признанной годовщины Волынской резни) Польша (в лице лондонского эмигрантского правительства) попыталась вступить в переговоры и мирно урегулировать конфликт.