в каком году была создана петербургская инженерная школа

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Академия героев.
Как Петр I основал первую Военную инженерную школу

Академия героев. Как Петр I основал первую Военную инженерную школу

Источник: АиФ @ Анастасия Чайковская
16 января 1712 года Пётр I основал первую русскую Военную инженерную школу — нынешний Военный инженерно-космический университет им. А. Ф. Можайского. SPB.AIF.RU вспоминает, чему в ней учили и каким был образовательный процесс того времени.

Кузница кадров

Пётр I, как никто другой понимал, насколько важны для страны «ценные кадры» — образованные люди, которые могли бы быть специалистами в разных областях.

В своих указаниях он начинает делать упор на необходимость изучения молодёжью точных наук. Так 16 января 1712 года в Москве появляется первая Инженерная школа.

Новое заведение открывало массу возможностей для молодых людей недворянского происхождения, которые понимали, что обучение в этом учреждении дарует им путь к более обеспеченному будущему. Однако представители дворянства отнеслись к появлению школы более чем прохладно, так как им по праву происхождения и без того сулили офицерские чины и другие прелести сытой жизни.

Пётр, прекрасно зная умонастроение дворянства, сделал ход в своём стиле, который окончательно закрепил за ним славу человека с крутым характером. Он издал указ, согласно которому лица, отказывающиеся учиться в новой школе, лишались дворянского титула и своего имущества. Мало того, в отдельных случаях непослушание могло караться даже смертной казнью.

«Инженерный двор» на Петроградке

Однако московская молодёжь недолго пребывала в страхе за то, что им придётся учиться против своей воли. Уже к 1719 году Инженерную школу перевели в Санкт-Петербург. Она разместилась в здании на Петроградской стороне, которым владел Бурхард Христофора Миних, президент военной коллегии, фельдмаршал и глава военных инженеров.

Территорию с живописным фруктовым садом и гладью прудов прозвали «Инженерным двором»: здесь для учеников были выстроены небольшие деревянные сооружения – здания для занятий.

К 1724 году для школы построили деревянный дом на берегу реки Петровки (сейчас Ждановки), а в 1796-м — первое каменное здание, которое получило название «Кадетские классы». В течение многих лет территорию застраивали учебными корпусами и прочими сооружениями, которые сейчас являют собой современный вид учебного учреждения.

Второй Кадетский корпус

В 1756 году Главноначальствующий над Инженерным корпусом Пётр Шувалов, генерал-фельдмаршал, который начинал свою карьеру как паж при дворе Петра I, подал императрице Елизавете записку о необходимости преобразования в столице военных школ. В результате этого Инженерная школа превратилась во Второй кадетский корпус, слившись в единое учебное заведение вместе с Артиллерийской школой.

Учебный процесс был изменён, существенно обогащён военной практикой и позволял выпускникам носить офицерские погоны. Одним из самых известных в истории выпускников того времени стал будущий фельдмаршал Кутузов.

Любопытно, но существуют данные, согласно которым из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, около 70% являлись выпускниками Второго кадетского корпуса.

Новый расцвет школы

За пять лет здесь стремились не только интеллектуально, но и нравственно выковать учеников: телесные наказания отменили, установили систему поощрений за успехи в учебе и даже учредили медаль «За прилежность и хорошее поведение». К 1773 году в корпусе открыли свою типографию, а к 1775 году — Музей истории корпуса, библиотеку иностранной литературы и лазарет.

В разные годы в корпусе преподавал русский учёный Михаил Ломоносов, создатель периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев, первый русский ученый-астроном Степан Румовский, русские писатели Николай Добролюбов и Николай Чернышевский.

Как школе ненадолго вернули былую значимость

Преемственность Корпуса от Инженерной школы, учреждённой Петром, была официально утверждена только в 1910 году, когда Николай II повелел: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности 2-го кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в г. Москве Инженерной школы, Государь император высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года».

Однако быть школе самым лучшим военно-инженерным учреждением оставалось недолго. Отречение царя, приход к власти Временного правительства дал о себе знать: хоть Кадетский корпус и был переименован в Гимназию военного ведомства, ношение погон и прочая военная атрибутика были отменены.

Так школа, созданная Петром, фактически перестала существовать. Воскреснуть ей было суждено уже под другими названиями: «Первым Ленинградским военно-авиационным техническом училищем» им. Ворошилова а в 1955 году — Военно-космической академии имени Можайского, где с того времени и по сей день готовят кадры для ракетных войск и первых космических частей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

В каком году была создана петербургская инженерная школа

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

10 (21) января 1701 г. Пётр I подписал указ о создании в Москве школы Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров, отметив, что «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

Обучение в школе продолжалось два года. Сначала учащиеся знакомились с азами грамоты, а затем получали специальные теоретические и практические знания в области артиллерии, фортификации, минного и понтонного дела. Специфичность инженерной профессии потребовала разделения специализации артиллеристов и инженеров и с 1702 г. в школе появилось два класса: пушкарский и инженерный.

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза и усилить их математическую подготовку. Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Лит.: Веремеев Ю. Г. История военно-инженерного училища. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Сапёр. 2000-2017. URL: http://saper.isnet.ru/history/uchil-1.html ; История инженерных войск до 1917 г. [Электронный ресурс] // Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 2017. URL: http://www.artillery-museum.ru/ru/basic/istoriya-inzhenernyh-vojsk-do-1917-g.html ; Шевчук А. Б. Эволюция военно-инженерного образования в России //Армия и флот. 2001. № 2/3 (146).

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

В каком году была создана петербургская инженерная школа

в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть фото в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть картинку в каком году была создана петербургская инженерная школа. Картинка про в каком году была создана петербургская инженерная школа. Фото в каком году была создана петербургская инженерная школа

Санкт-Петербургская
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть фото в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть картинку в каком году была создана петербургская инженерная школа. Картинка про в каком году была создана петербургская инженерная школа. Фото в каком году была создана петербургская инженерная школа

К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора.

Можно по разному оценивать послепетровский период. Однако нельзя не согласиться с тем, что двадцатилетняя Северная война изнурила государство, опустошила казну. Да и обязанность школы готовить специалистов гражданской службы не была на пользу обучению военных специалистов. Стране нужна была передышка. Армия сокращалась. И вполне логичным было решение ввести инженерную школу в состав артиллерийской. Не следует забывать, что в те времена инженерное искусство считалось частью артиллерийской науки и военные инженеры организационно подчинялись артиллерийскому ведомству.

В 1728 году инженерная школа теряет свою самостоятельность и становится, говоря современным языком, факультетом артиллерийской школы.

С 1737 года в школе допускались сверхкомплектные ученики из достаточно обеспеченных семей, имевших более 20 дворов. Сверх комплекта разрешалось также набирать сыновей малоимущих дворян, не имевших никаких средств и получавших содержание от казны.

В Петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия. Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 из школы было отчислено в минеры 12 человек.

Источник

Военная история

История военно-инженерного училища

Краткий очерк

Часть I

Предпосылки

Приступив к созданию регулярной Русской Армии, император Петр I очень быстро убедился в невозможности комплектования армии наемным командным составом. Основная масса иностранных офицеров за небольшим исключением рассматривала службу лишь как источник денег и неохотно участвовала в боях. Кроме того, многие из них имели крайне низкую квалификацию или же оказывались просто проходимцами.

Со всей остротой встал вопрос подготовки собственных офицерских кадров после тяжелого поражения у шведской крепости Нарва 19 ноября 1700 года, когда почти все офицеры иностранцы после первого натиска шведов поскакали сдаваться в плен.

Однако, если готовить офицеров пехоты и кавалерии непосредственно в полках было еще возможно, то подготовка специалистов артиллерии, фортификации, понтонного и минного дела требовала систематического обучения.

Первоначальные попытки заставить офицеров пехоты осваивать инженерное искусство результатов не дали. Сохранились ряд Указов Петра I по этому вопросу. Так в одном он писал: «…Зело надо, чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя бы часть оного…», в другом: «…Объявить всем обер- и унтер-офицерам нашего полка, чтоб инженерству учились..». Не подействовала и угроза не производить в следующие чины, не знающих инженерства.

Рождение инженерного обучения

10 января 1701 года Петр I издает Указ о создании Школы Пушкарского Приказа: «…на новом пушечном дворе выстроить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…»

Лето 1709 года. Украина. Две армии сходятся у города Полтава. Петр I возводит на поле сражения десять редутов и сзади укрепленный лагерь. 27 июня. Сражение. Шведы редутами, расположенными вдоль направления атаки, рассекаются на две изолированные колонны, которые теперь неспособны взаимодействовать. Артиллерийский огонь с этих редутов по флангам колонн. Атакующие шведы натыкаются на поперечные редуты. Шведская пехота оказывается не в состоянии сбить русские пушки, укрытые в редутах. Ружейный огонь шведов неэффективен против редутов. Правая колонна под губительным перекрестным артогнем пытается повернуть вправо и уйти в направлении на Яковцы и монастырь. Левая колонна обреченно раз за разом пытается ворваться в редуты. Разгром шведов. Можно сказать, что успех Полтавской баталии обеспечили русские полевые фортсооружения. Гораздо более хуже обученная, наспех собранная русская армия, получила мощную опору в виде редутов на поле боя и выиграла сражение.

Петр I быстро усвоил уроки 1700-1709 годов. Он понял, что выучке шведской пехоте, массированному огню шведских пушек, натиску шведской кавалерии великолепно противостоят полевые и крепостные фортсооружения. Но инженерных специалистов остро не хватало.

Школу инженерную умножить!

16 января 1712 года император Петр I издает Указ: «…Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей…»

Говоря современным языком, Петр требует усиленного изучения математики учащимися инженерного класса школы пушкарского приказа, для чего при необходимости посылать их доучиваться математике в Сухареву башню, где тогда помещалась школа математических и навигационных наук. Здесь же Петр требует иметь 100-150 учащихся в инженерном классе против обычных 20-25, и из них не менее двух третей должны быть дворянами. Следует отметить, что если дети простолюдинов просто рвались в эту школу, понимая, что она открывает им путь к лучшей доле (офицерский чин, дворянство), то бояре и дворяне чуждались образования, считая, что знатное происхождение и так обеспечивает им офицерские чины в пехоте или кавалерии. Однако дворянство было опорой самодержавия и Петр не мог отдать важнейшую область военного искусства в руки «черни». Император издает указ, котором требует посылать дворянских детей в инженерную школу под угрозой «…потеряния чести и живота». Однако это не помогает и следом царь издает указ в котором было дословно сказано: «…Буде кто из них не явится и за то чинить им смертну казнь и поместье и вотчины их взять на великого государя бесповоротно…«. Т.е. отказ учиться в инженерной школе для дворян был чреват лишением дворянства, конфискацией поместья и смертной казнью.

Однако и увеличение числа учащихся в четыре раза оказалось недостаточным для удовлетворения потребностей армии в инженерных специалистах. 17 марта 1719 года открывается вторая инженерная школа в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургская инженерная школа

Выпускники школы получали унтер-офицерское звание «инженерный кондуктор», а по получении ими практического опыта в войсках через 1-2 года офицерский чин инженерного прапорщика (штык-юнкера)

Успешная деятельность школы привела к тому, что Петр I возложил на нее также обязанность готовить для гражданской службы горных специалистов (маркшейдеров, геодезистов), специалистов строителей, чертежников, металлургов. Школа обещала превратиться в своего рода технический университет.

В 1753 году начальником школы назначается ее бывший питомец инженерный генерал Абрам Петрович Ганибал (широко известный «арап Петра Великого») прадед А.С.Пушкина. Крупный теоретик инженерного дела, написавший в 1726 году книгу об инженерном искусстве, строитель сибирской крепости Селенгинск (1727-1737гг.). Он добивается отделения инженерной школы о артиллерийской и во многом восстанавливает систему подготовки военных инженеров.

Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус

Однако растущая армия отчаянно нуждалась в специалистах инженерного дела. На западе уже маячила грозная тень Наполеона. Подготовку инженерных специалистов надо было организовывать вновь, с чистого листа.

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов.

Санкт-Петербургское инженерное училище

Отечественная война 1812 года и заграничный поход 1813-1815 годов показали запоздалость преобразования инженерного образования. Хотя русские саперы проявили в этой войне чудеса храбрости, изобретательности и настолько показали свою нужность и полезность, что восхищенный император Александр I в декабре 1812 года повелел в гвардии сформировать Лейб-гвардии Саперный батальон; однако инженерных офицеров и унтер-офицеров остро не хватало на протяжении всей войны. Многими тысячами жизней своих солдат заплатила Россия за близорукость своих военачальников, непонимание ими простой истины «капля пота сберегает ведро крови».

Главное инженерное училище

В училище было создано два отделения: кондукторское, которое за три года готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, и офицерское, которое за два года давало высшее образование. В офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, офицеров инженерных войск, офицеров других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Попутно следует отметить, что в пехоте и кавалерии большая часть офицеров готовилась прямо в полках, а некоторая часть в двухгодичных училищах. Высшего образования в пехоте и кавалерии не получали.

Офицерское отделение уже не было предтечей инженерной академии, оно было ее прямым предшественником.

Училище быстро превращается в одно из лучших учебных заведений России. Достаточно сказать, что из его стен вышли известный во всем мире фортификатор Э.И.Тотлебен, знаменитый строитель железных железных дорог А.И.Квист, теоретик строительной механики Г.Е.Паукер, известный во всем мире военный инженер А.З. Теляковский, писатели Ф.М.Достоевский и Д.В.Григорович, известнейший физиолог И.М.Сеченов, академик живописи К.Атрутовский, руководитель подземно-минных работ в осажденном Севастополе штабс-капитан А.В.Мельников.

Училище стало не только учебным заведением, но и научным центром военно-инженерной мысли. В его стенах изобретатель физик П.Л.Шиллинг изобретает электрический способ взрывания, а Власов химический способ взрывания; Томиловский изобретает металлический понтонный парк, который будет применяться еще в годы Второй Мировой войны. Училище издает и распространяет в войсках журнал «Иженерные записки». Выпуск журнала прекратится только в 1918 году.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969

Источник

В каком году была создана петербургская инженерная школа

в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть фото в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть картинку в каком году была создана петербургская инженерная школа. Картинка про в каком году была создана петербургская инженерная школа. Фото в каком году была создана петербургская инженерная школа

27 (10) января 1701 г. Петр I издал Указы о создании в Москве специальных школ. Одной из таких школ на Новом пушкарском дворе предписывалось: » …на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах… «

» … Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей… «

В Петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия.

Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 из школы было отчислено в минеры 12 человек.

1758. Перевод Артиллерийской школы на Инженерный двор и преобразование ее в Соединенную артиллерийскую и инженерную школу.

С очередным преобразованием в 1800 г. кадетских корпусов они потеряли свою специфику как специальные военно-учебные заведения и превратились, по сути, в общевойсковые вузы. В них произошло значительное ослабление военно-специальной подготовки обучаемых. Кроме того, кадетские корпуса существенно сократили выпуск офицеров в инженерные войска.

в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть фото в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть картинку в каком году была создана петербургская инженерная школа. Картинка про в каком году была создана петербургская инженерная школа. Фото в каком году была создана петербургская инженерная школа

27.01.1903 пожаловано простое знамя образца 1900 г.

Кайма черная, шитье серебряное.

Навершие образца 1857 года (гвардейское) высеребренное.

Изображен Спас Нерукотворный.

Судьба знамени неизвестна.

в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть фото в каком году была создана петербургская инженерная школа. Смотреть картинку в каком году была создана петербургская инженерная школа. Картинка про в каком году была создана петербургская инженерная школа. Фото в каком году была создана петербургская инженерная школа

С начала Первой мировой войны Училище перешло на ускоренный 8-месячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика. П очти все слушатели и большинство преподавателей инженерных вузов были направлены на фронт в действующую армию, а академия приостановила свою деятельность. Занятия в академии возобновились в декабре 1917 г., а в марте 1918 был произведен выпуск слушателей приема 1912 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *