в каком году была создана еаст
История создания Европейской ассоциации свободной торговли
Идея создания подобных союзов витала в воздухе еще в 1920-х годах, после завершения Первой мировой, но практически была реализована лишь после повторного глобального кровопускания. В мае 1950 года французский министр иностранных дел Роберт Шуман предложил объединить базовые отрасли военно-промышленного комплекса Франции и Западной Германии – предприятия угледобывающей, железнорудной и металлургической промышленности, сделав тем самым новую войну между старыми соперниками «невозможной по материальным соображениям».
В Париже эта изящная концепция сразу понравилась, а в Берлине она породила бурную дискуссию между сторонниками союза во главе с тогдашним канцлером Конрадом Аденауэром и противниками из СДПГ, стремившимися к национализации германской сталелитейной промышленности, владельцы которой были одними из главных спонсоров национал-социалистической партии Гитлера. Однако Аденауэр, также получавший финансовую поддержку от металлургических магнатов, сумел одержать верх, и 18 апреля 1951 года было подписано соглашение об учреждении Европейского объединения угля и стали. Помимо Франции и ФРГ, к новому объединению, ставшему базой для создания Европейского экономического сообщества, присоединились Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
За следующие пять лет члены объединения постепенно обнулили таможенные пошлины и количественные лимиты на торговлю продукцией угледобывающей и металлургической промышленности, а также ввели одинаковые тарифы на ее перевозку, сформировав таким образом общий для шести государств рынок угля, железной руды, железного лома, чугуна и стали. Впоследствии принципы, выработанные членами объединения, очень пригодились при разработке экономических законов и правил созданного ими же в 1957 году Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а впоследствии и Европейского союза (ЕС).
По мере сближения двух ведущих континентальных держав медленно, но верно происходило отчуждение от нового интеграционного процесса Великобритании, испытывающей традиционную ревность по отношению к Франции и столь же традиционный страх по поводу укрепления мощи Германии. Интриги, направленные на разрушение Европейского экономического сообщества, предпринятые британцами в конце 1950-х, не дали желаемых результатов. И тогда Лондон решил сколотить собственный союз, состоящий из стран, по разным причинам отказавшихся вступать в ЕЭС.
Новое объединение, созданное в январе 1960 года, было названо Европейской ассоциацией свободной торговли. Помимо Великобритании, в него вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. Первые три страны предпочли союз с британцами, памятую о недавней германской оккупации. Нейтральная Швейцария традиционно избегала, да и по сей день избегает, членства в организациях, существенно ограничивающих суверенитет участников. А Швеция и Португалия выбрали проект Лондона по чисто экономическим причинам. В дальнейшем членами ЕАСТ стали Исландия, Лихтенштейн и Финляндия.
Принципиальная разница между ЕАСТ и ЕЭС состояла в том, что правила Ассоциации затрагивали лишь промышленные товары, не распространяясь на продукцию сельского хозяйства. Кроме того, в отличие от ЕЭС, таможенные пошлины и количественные лимиты в ЕАСТ не отменялись, а лишь ограничивались. Общих тарифов на импорт товаров из третьих стран в ЕАСТ не было вовсе – ввозные пошлины в этой сфере устанавливались каждым участником Ассоциации по собственному усмотрению. Последнее обстоятельство, к слову, было на руку в первую очередь торговцам с туманного Альбиона, которые с немалой выгодой для себя продавали членам ЕАСТ товары, импортируемые из британского Содружества Наций.
Впрочем, всего через полтора года после учреждения ЕАСТ Лондон, всегда стремящийся «усидеть на нескольких стульях», совершил первую попытку вступить в ЕЭС. Переговоры заняли больше года и в январе 1963 года завершились провалом из-за неуступчивости Франции. К исходу 1966 года таможенные пошлины и количественные ограничения на торговлю промышленными товарами в ЕАСТ были полностью отменены. Однако в силу труднопреодолимых противоречий между участниками в сфере регулирования рыбного промысла и по целому ряду других вопросов Ассоциация по существу достигла пределов возможной интеграции, весьма далеких от создания по-настоящему общего рынка.
ЕЭС продвинулся в этом деле гораздо дальше, и в конце 1960-х британское правительство вновь заявило о желании вступить в этот союз. Французские и немецкие переговорщики настояли на том, что члены ЕАСТ перед присоединением к ЕЭС обязаны покинуть конкурирующую организацию, и в 1972 году Великобритания, прихватив с собой Данию, перешла на сторону победителей. В 1986 году Ассоциацию покинула Португалия, а в 1995-м – Австрия, Финляндия и Швеция.
Несмотря на то, что в составе ЕАСТ осталось всего четыре страны – Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария – Ассоциация продолжает действовать. Лихтенштейн, получающий четверть бюджетных доходов от компаний со всего мира, использующих его юрисдикцию для снижения налоговой нагрузки, не торопится присоединяться к ЕС, потому что не хочет приводить свое налоговое законодательство в соответствие с общеевропейскими правилами. Швейцария дорожит правом самостоятельно определять свою миграционную политику, а Исландия и Норвегия, сильно зависимые от рыбной отрасли, отказываются связывать себя обязательствами делить свои морские ресурсы с третьими странами, что предусмотрено правилами ЕС.
Участники ЕАСТ имеют соглашения о свободной торговле с большинством стран Центральной и Восточной Европы, а также с тремя республиками Прибалтики и с Украиной. Выход Великобритании из ЕС породил слухи о возможном возвращении островитян в число членов созданной ими Ассоциации, но после опубликования деталей заключенного торгового соглашения, оговаривающего условия Брекзита, подобный сценарий представляется маловероятным. По всей видимости, основным противником на этот раз будут норвежцы, вполне определенно заявившие о своем намерении блокировать воссоединение с Лондоном.
Европейская ассоциация свободной торговли
Типы членов | Страны-члены |
Члены | |
Основана | 4 января 1960 |
Официальная / и язык / и | англ. |
Штаб-квартира | Женева, |
Текущий председатель | |
Европейская ассоциация свободной торговли (англ. European Free Trade Association, EFTA) – это зона свободной торговли, которая объединяет таможенные территории четырех европейских стран, не вступивших в Европейский Союз, в частности, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегии и Швейцарской Конфедерации. Зона свободной торговли обеспечивает странам-членам режим свободной торговли товарами и услугами, а также гарантирует свободное движение капиталов и физических лиц.
Основание
ЕАСТ была основана по инициативе Великобритании (как альтернатива Европейскому Экономическому Сообществу), 4 января 1960 в Стокгольме, Швеция путем подписания Стокгольмского соглашения о ЕАСТ. Основной целью деятельности ЕАСТ было создание основы для либерализации торговли промышленными товарами, переработанной сельскохозяйственной продукцией, рыбой и морепродуктами между странами-членами этой международной организации. Со времени создания, ЕАСТ установила тесные торговые отношения с ЕС и другими странами Центральной и Восточной Европы, бассейна Средиземного моря, Азии, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.
Страны-члены
Три страны-члены ЕАСТ, в частности, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия входят в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), соглашение о создании которого было заключено в мае 1992 года. ЕЭП объединяет рынки 27-и стран-членов ЕС и 3-х стран-членов ЕАСТ в общий рынок объемом около 470 млн потребителей, что делает его крупнейшим региональным интеграционным объединением в мире. Согласно результатам проведенного 1992 референдума, Швейцария не вступила в ЕЭП, но развивает торгово-экономическое сотрудничество с ЕС путем заключения двусторонних соглашений. ЕАСТ создала зоны свободной торговли с ЕС и Фарерскими островами.
Страны, с которыми ЕАСТ заключила соглашения о свободной торговле, указанные в таблице.
Америка и Азия | Африка | Европа | средний Восток |
---|---|---|---|
Мексика | Марокко | Болгария | Израиль |
Южная Корея | ПАМС | Македония | Иордания |
Сингапур | Тунис | Румыния | Ливан |
Чили | – | Турция | Палестина |
– | – | Хорватия | – |
Развитие преференциальных торгово-экономических отношений с ЕС, другими странами мира и их региональными объединениями позволил ЕАСТ обеспечить своим субъектам предпринимательской деятельности доступ к рынкам стран, совокупное население которых составляет около 847 млн потребителей.
Развитие торговых отношений с другими странами и их региональными объединениями привел к необходимости пересмотра странами-членами ЕАСТ положений Стокгольмского соглашения о ЕАСТ. Обновленное соглашение было подписано 21 июня 2001 в г.. Вадуц, Лихтенштейн и вступило в силу 1 июня 2002 года, одновременно с вступлением в силу пакетом двусторонних соглашений между Швейцарией и ЕС. Положение обновленного соглашения о ЕАСТ учитывают развитие торговых отношений стран-членов ЕАСТ с ЕС и другими торговыми партнерами.
Организационная структура ЕАСТ
Совет ЕАСТ является основным рабочим органом этой международной организации, в рамках которого страны-члены ЕАСТ проводят переговоры, консультации и принимают решения относительно направлений деятельности ЕАСТ. Как правило, заседания Совета ЕАСТ происходят ежемесячно на уровне постоянных представителей стран-членов при ЕАСТ и дважды в год на уровне министров. При принятии решений Советом ЕАСТ каждая страна-член имеет 1 голос. Обычно решение Совета принимаются консенсусом. Страны-члены по очереди председательствуют в Совете ЕАСТ в течение полугодия. Совет ЕАСТ уполномочен принимать решения по вопросам:
Совет ЕАСТ состоит из:
Деятельность ЕАСТ обеспечивают три Секретариата. Секретариат ЕАСТ в Женеве отвечает за выполнение положений Соглашения о ЕАСТ и развитие сотрудничества ЕАСТ с третьими странами, Секретариат ЕАСТ в Брюсселе – за сотрудничество ЕАСТ с ЕС, секретариат ЕАСТ в Люксембурге – за сотрудничество ЕАСТ с Европейским агентством по вопросам статистики (Евростат).
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
31.12.1966 были отменены таможенные пошлины на ввозимые товары и их количественные ограничения и запрещены эквивалентные меры по импорту и экспорту. В отношении же третьих стран страны-участницы сохраняют самостоятельные таможенные тарифы. Свободная торговля рыбой и другими морскими продуктами была достигнута в 1989 году. ЕАСТ регламентирует торговлю обработанными сельско-хозяйственными продуктами, однако торговля основными сельско-хозяйственными продуктами подчинена двусторонним соглашениям между государствами-членами.
В 1970-е годы заключены двусторонние соглашения о свободной торговле между EЭC и каждым из государств ЕАСТ, которые должны были гарантировать свободную торговлю товарами. В 1977 году в торговле ЕАСТ с ЕЭС отменены таможенные пошлины на промышленные товары. Связь между двумя торговыми блоками укрепилась в течение 1980-х годов; обе стороны стремились к сотрудничеству, отмене технических препятствий и других нетарифных ограничений в торговле товарами, взаимодействию в областях, не связанных с торговлей (например, в научных исследованиях).
В начале 1990-х годов в результате пакта ЕАСТ и ЕС была создана Европейская экономическая зона, охватывающая не только торговлю товарами, но и услугами, свободное движение капиталов и рабочей силы и тому подобное. Швейцария, не являющаяся членом ЕС, в конечном счёте не присоединилась к этой обширной договорённости.
ЕАСТ развила и усилила торговые отношения с третьими странами, особенно с Центральной и Восточной Европой, средиземноморскими странами и Ближним Востоком. 21.06.2001 в Вадуце подписана новая редакция Соглашения ЕАСТ, что позволило достигнуть параллельного вступления в силу этого Соглашения и семи двусторонних соглашений Швейцарии со странами ЕС. Три государства ЕАСТ, которые являются частью экономической зоны (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), имеют льготные отношения между собой и с 15 государствами – членами ЕС.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.
В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейцария входит в ЕАСТ.
Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.
Местонахождение,— Женева (Швейцария).
Основными целями ЕАСТ являются:
содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;
предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;
ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;
содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
ЕАСТ имеет следующую структуру:
Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.
В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.
Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:
постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;
запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.
Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.
Большинство стран — участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран — участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.
Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.
Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожидания» для стран, желающих вступить в ЕС.
Общая характеристика. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 г
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 г. с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 г. (в 1986 г. стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 г. Лихтенштейн присоединился в 1991 г. (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973 г.), Дания (1973 г.), Португалия (1986 г.), Финляндия (1995 г.), Австрия (1995 г.), и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.
В настоящее время только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950-1960-х гг. сделали невозможным её вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 г. как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.
Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 г. в Стокгольме семью государствами: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия.
Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена Вадуцской конвенцией. Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 г. путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.
ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕЭС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.
Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарём, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Секретариат ЕАСТ размещён в Женеве (Швейцария).
В связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве 1992 г., были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ. Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещён в Люксембурге (как и Суд Европейского союза).
Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции.
К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на США и нациях Содружества, типа Канады, Австралии и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 г.. Однако в результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 года, что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ. В 1984 г. ЕЭС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, чёрная металлургия. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из ЕАСТ и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986 г., Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 г. и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. К тому времени, в мае 1992 г. ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве (свободное движение людей, товаров, услуг, капитала).
Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжали заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
В середине 2005 г. представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.
Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕАСТ):