в каком году была ситская битва

В тверских и ярославских лесах исчезает история русско-монгольской битвы в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битваВся река Сить по берегу наполнена костями. Вода вымывает крестьянству черепа, остатки оружья. Повсюду видимы следы грандиозной и древней баталии. Земля на берегах изрыта бугристыми холмами могил и курганов в 8 м высотой

Так описали картину первые археологи, прибывшие на р. Сить в середине XIX века

Ситская битва 3-4 марта 1238 года стала последним сражением Древней Руси. Битва определила дальнейший ход нашей истории. Но она же была забыта. Забвение стерло все ее следы. И 200 лет историки спорят о 3-х версиях сражения.

Тверь и Ярославль оспаривают друг у друга кому принадлежит Ситская битва. Одни считают, что битва прошла на восточном низовье Сить в ярославских землях. Другие, что в тверском верховье реки на западе.в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

И там и там, стоят советские памятники героям и строятся маршруты для туристов. А третьи историки считают, что битва шла на всем протяжении реки. История Ситской битвы в рассказе Алексея Лукинского, кстати, выстроена на ней.

Мало кто ударил и пальцем, чтобы спасти свидетельства прошлого. А сейчас вообще никому нет дела.

Поле битвы

В 1853 году ярославский краевед Преображенский, нашел могильные курганы и остатки укреплений древних армейских станов на востоке Сити. На левом берегу, «верстах 12-ти от с. Покровского, а в прямом направлении от реки Сити верстах восьми», им были обнаружены невысокие насыпи.

Причём опрошенные крестьяне соседних деревень указывали, что «прежде от насыпи до насыпи приметна была небольшая канава. Так что насыпи с канавой образовали продолговатый четвероугольник».

Речь видимо о форте, который соорудила одна из княжеских ратей

Кроме того, тоже на левом берегу Сити, «верстах в двух от села Покровского», краевед нашел « земляной вал длиной более 15-ти сажен, высотой до трёх и около семи сажен в подошве».в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битвав начале XX в. курганы захоронений русских воинов были живы и почитались. Видите даже фонарь был в тверской деревне. Такой модный фонарь и в самой Твери сегодня не сыщешь.

Местные жители рассказывали А. Преображенскому о находках в вале и около него «человеческих костей и старинного оружия».

Следующим был знаменитый зоолог и краевед Сабанеев в 1866 году. Уже на западе р. Сить он нашел такие же курганы у села Боженка и раскопал их.

Большая часть из найденных им курганов была уже раскопана. Оставшиеся подтвердили следы сражения. Некоторые скелеты были обнаружены разрозненными, конечности их были отделены ещё до погребения.

На многих «очень ясно видны следы холодного оружия; у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсёков. У третьих между рёбрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей».

Боевое значение курганов Сабанеев подтверждал и тем, что при костяках было мало вещей, а часть раскопанных курганов «принадлежит татарам». Часть захоронений курганов имела неправильную ориентировку, обычную при поспешно погребении в зимних условиях. Подобное явление отмечено при раскопках кладбища жертв монгольского погрома в Старой Рязани. в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битваФото: Семеновское городище.

В 60-е гг. XIX века местные курганы исследовал краевед Николай Сабанеев. Некоторые обнаруженные им кости оказались разрозненными, конечности были отделены еще до погребения. На многих костяках «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и рассечений, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей».

Забвение

Но русская земля пыталась что-то спасти, выбрасывая следы потомкам

В 1960 году в местной газете «Вперед» вышла заметка. «Плуг колхозного трактора в Ивановской, выгреб братское захоронение с 30 черепами, остатками кольчуг, топоров и мечей». Долго ходила молва о найденном известняковом камне в Юрьевском.в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битваСить обмелела. Сложно представить, что под ее лед ушли сотни русских и татар

Так местные называли могильную плиту XIII в. с древнеславянской вязью. Издревле лежавшую на месте первого захоронения великого князя Юрия Владимирского. Тело оттуда перевезли во Владимир вскоре после боя, в память поставив эту плиту. Была расколота и утеряна потомками. Потомки поступили с памятью как те монголы. одни вырубили, а другие забыли. в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битваФото: река Сить в районе Прощеного ручья.

Следы прошлого

На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». А позади. Смотрит на нее храм XIX в. в честь князя Юрия Владимирского и его воинов.

Выбитыми глазницами окон, заросший травой, без куполов.в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

Рисунки: Князь Юрий Всеволодович, фреска в Архангельском соборе Кремля (слева), битва на реки Сить, миниатюра Лицевого летописного свода XVI века (середина). Иконе Благоверного князя Юрия Всеволодовича.

Согласно Закону Ярославской области «О праздниках и памятных датах Ярославской области», вступившему в силу 1 января 2015 года, 4 марта ежегодно отмечается как День Ситской битвы. Торжественные и памятные мероприятия проходят на территориях Брейтовского (конец февраля) и Некоузского (начало июня) районов.

О битве при реке Сить, при желании. можно прочитать работу в краеведческом альманахе «Голос истории» Некоузского муниципального округа: http://docplayer.ru/55547917-775-kraevedcheskiy-almanah-golo.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси

Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Но в истории противостояния Руси и Золотой Орды это событие занимает особое место: именно его многие историки считают последней попыткой серьезного сопротивления монголо-татарскому нашествию, обернувшемуся двухсотлетним игом.

Поход за подкреплением

В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно. Требовалось собрать войско, которое по своим размерам и боевым возможностям не уступало бы монголо-татарскому, а на это требовалось прежде всего время. Получить выигрыш в нем можно было лишь одним способом: уйти в глухие и неизвестные татарам места, затаиться, а после подхода подкреплений двинуться на врага.

в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Условный портрет на столпе Архангельского собора Московского Кремля, середина XVII века

Поскольку большая часть городов и княжеств северо-востока Руси к тому времени уже была захвачена или уничтожена, ждать помощи можно было прежде всего из Новгорода и Суздаля – от Ярослава Всеволодовича и Святослава Всеволодовича. Именно к ним и обратился с призывом прислать свои полки князь Юрий Владимирович. Кроме них, можно было рассчитывать еще на помощь угличского князя Владимира Константиновича, чьи полки успели присоединиться к владимирским еще по пути на Сить, и ростовские полки под началом князя Всеволода Константиновича. Но дождаться новгородских ратей князь Юрий так и не успел, пришли только суздальцы. В итоге к началу битвы в его распоряжении, как считает большинство исследователей, оказалось всего около 12-15 тысяч человек против примерно такого же по численности войска Орды, которое привел на Сить монгольский темник Бурундай. При таком раскладе преимущество должно было остаться за русскими полками, ведь большинство в них составляли пешие воины, которым было гораздо удобнее сражаться в лесах и болотах, окружающих реку Сить. Но в действительности битва фактически была проиграна еще до начала, поскольку татарское войско подошло не с той стороны, с которой его ждали русские воеводы, и совершенно неожиданно для них.

Враг подкрался незаметно

в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

«Ситская битва — начало». Картина художника Игоря Мошкина, 2006 год

Летописные источники свидетельствуют, что воевода Дорожа, когда его отряд был разгромлен, успел-таки добраться до ставки князя Юрия и сообщить ему, что «уже, княже, обошли нас татары». Предводитель русской рати отдал приказ размещавшимся поблизости полкам готовиться к схватке, но опоздал: противник ворвался в становище буквально на плечах последних уцелевших воинов из отряда Дорофея Федоровича. «Начал князь полки ставити около себя, и вот внезапно примчались татары, князь же, не успев ничего, побежал», — гласят летописи. Далеко уйти Юрию Всеволодовичу не удалось, он пал в схватке с монголами, а после сражения его тело обезглавили, а голову отправили хану Батыю — как свидетельство того, что больше у Северо-Восточной Руси нет ни войска, ни того, кто мог бы его собрать.

Поражение, остановившее врага

Русское войско, растянутое почти на сто километров вдоль берегов реки Сить, так и было разгромлено по частям. Но сказать, что оно не сумело оказать серьезного сопротивления, нельзя. Ратники, понимавшие, что ничего, кроме смерти, им от ордынцев ждать не приходится, дорого продавали свои жизни. По итогам битвы оказалось, что от воинов Бурундая осталась лишь небольшая часть, способная продолжать поход и присоединиться к взявшему наконец Торжок основному войску хана Батыя. Именно это обстоятельство и вынудило Бату-хана в конечном итоге отказаться от продолжения наступления на Новгород: его силы были теперь практически равны силам новгородцев (войско которых не успело прийти на Сить и потому уцелело), а это ставило ордынцев в невыгодное положение.

Однако для княжеств Северо-Восточной Руси разгром войск князя Юрия Всеволодовича означал полное поражение. Семья князя, оставленная им во Владимире, месяцем раньше погибла во время штурма города. Уцелевшие в схватке князья – угличский Владимир Константинович и суздальский Святослав Всеволодович – претендовать на то, чтобы возглавить сопротивление Орде, уже не могли, так как потеряли большую часть своих войск на берегах Сити. С этого момента и до конца XV века северо-восточные русские земли оставались данниками ордынских ханов, и только московскому царю Ивану III в результате знаменитого стояния на реке Угре удалось сбросить это ярмо.

в каком году была ситская битва. Смотреть фото в каком году была ситская битва. Смотреть картинку в каком году была ситская битва. Картинка про в каком году была ситская битва. Фото в каком году была ситская битва

Епископ ростовский Кирилл находит останки великого князя Юрия Всеволодовича, павшего в битве на берегу реки Сить. Рисунок художника Василия Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896 год

Источник

О Ситской битве

И нам, своим ученикам, он передавал эту свою заинтересованность. Увлекал нас в походы, собирал и организовывал школьный музей, куда собирали разные экспонаты. Особенно меня поражали каменные топоры, найденные на берегах Сити. Школьники собирали материал о Ситской битве, рисовали карты, ходили с ним в походы в с. Кой в с. Присеки и т д. Было очень интересно с ним. На всю оставшуюся жизнь любовь к истории у меня с тех пор.

В.Д. Попков собирал доказательства и материалы, о том, что Ситская битва произошла у села Божонка, Санковского района Тверской области, в верховьях реки.
На правом берегу Сити у с. Божонкки его усилиями был поставлен памятник – героям битвы. Памятник в виде стилизованной крепостной стены красного цвета с зубцами был установлен в селе Божонка 23 сентября 1972 года. Таким образом, этот монумент является самым старым из всех, установленных в памятных местах Ситской битвы на территории Тверской и Ярославской областей.

В настоящее время, на реки Сить есть еще два памятники этому событию, в Некоузском районе в среднем течение реки у д. Лопатино, и в Брейтовском районе в нижнем течение реки.
Монумент стелы высотой 12 метров на реке Сить у деревни Лопатино, открытие, которого состоялось 17 сентября в 1980 году. Тогда Страна проводила Олимпиаду и отмечала 600-летие Куликовской битвы, На фризе памятника – надпись «Поляжем, братия, за землю русскую, за родину милую!»

Три района (Брейтовский, Некоузский, Ярославской области и Сонковский Тверской области) ведут последовательную работу по увековечиванию памяти событий ранней весны 1238 года

Историки не пришли к единому мнению, где произошла эта битва. Работа В.Д.Попкова – это одна из версий.

Конечно эта версия исторической битвы, меня уже давно не устраивает. Но и вторая версия о том что у деревни Боженка, была битва передового отряда Дорожи, на мой взгляд не верна. Не один полководец не поставит передовой отряд почти в 100 км от основных сил. Но в память о своем учителе – публикую его записи.

Виктор Попков.
БИТВА НА РЕКЕ СИТЬ
(к 735-летию битвы с монголо-татарами на реке Сить.)

Я не претендую на абсолютную непогрешимость своих
выводов, но документы и наблюдения, устные легенды
жителей, сохранившиеся до наших дней обычаи, заставили меня
подвести итоги поисков и придти к выводу:

В 1237 г. татары начали завоевания Рязанского княжества. Вступив в пределы его, они потребовали от рязанских князей десятину, т. е., десятую часть людей, начиная от князей и кончая простыми людьми, скота и всякого другого имущества.
Князья отклонили непомерные требования. врагов и обратились за помощью к великому Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, Последний уклонился от оказания её, рассчитывая отразить татар своими силами.
16 декабря татары обложили Рязань и приступили к осаде. Несмотря на упорное сопротивление ратных людей и жителей, город пал, продержавшись всего пять дней. Татары разграбили и сожгли его, жестоко расправившись с eгo жителями.

После падения Рязани татары двинулись на Коломну. Там их ожидали рати Владимирского великого князя Юрия. Во главе их находились сын великого князя Всеволод Юрьевич, бежавший сюда: рязанский князь Роман Игоревич и воевода Еремей Глебович. После жестокого боя, татары взяли Коломну. B бою пали воевода Еремей Глебович и рязанский князь Роман Игоревич, а князю Всеволоду с малою дружиною удалось бежать во Владимир.
Взяв Коломну, татары направились к Москве. Обороною её руководил воевода Филипп Нянька. С ним был и сын Юрия Владимир. Татары взяли Москву, В бою погиб воевода Hянька, молодой князь Владимир был взят в плен. Отсюда татары пошли к городу Владимиру.

А татары осадили Владимир, но внезапно, сняв осаду, отошли к Суздалю и сожгли его. Только тогда татары вернулись к Владимиру, забросали городской ров сырым песком, установили стенобитные орудия «пороки» и, проломав крепостную стену, ворвались в город. Это было 7 Февраля 1238 г. Начался сплошной грабеж и жестокое истребление его жителей. Погибло семейство великого князя: его жена, сыновья, снохи и их дети, погиб и епископ. Культурные ценности города были разграблены и разрушения. Владимир, один из красивейших и богатых городов Руси, был превращен в груды развалин и пепла.

После захвата Владимира Батый разделил свои отряды на четыре части для окончательного завоевания Верхнего и Среднего Поволжья, Одна часть двигалась: «и они шли на Волгу, на Городец u ux пленища все по Волге, даже и до Галича Мерского» (Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археолог. комиссии СПБ 1872). Вторая часть шла на Юрьев, Переславль, Скнятин, Кашин, часть на Ростов и Ярославль, а часть пошла на запад, разорили Юрьев, Дмитров, вступили в пределы тверской земли, захватили Волоколамск, Торжок и Тверь «а иные дона к Переславлю и тот град взяла. Oттоле всю страну и городы много поплениша: Юрьев, Дмитров, Волох, Тферь ту же и сына Ярославла убоша и до Торжку несть идеже не повоеваша… Несть места идеже не повышава и на всей стране Ростовской и Суздальской земле взяла городов чегырнадесять, оприч слобод о погостов, в один месяц февраль кончевающуся лету 45» (Летопись Троицкая ПСРЛ т. 1 СПБ 1846).

К сожалению, летописи не указывали место битвы. Это породило спор между историками и краеведами. Одни из них (академик Погодин, Иванин, Гацисский, Кисловский) утверждали, что битва на Сити была в районе селения Божонка и Могилицы в Калининской области, а другие (Преображенский, Надеждин, Сабанеев, Мусин-Пушкин) указывали место битвы около селения Юрьевское, Красное, Лопатино в пределах Ярославской области.

В своей книге «Батый» Ян В.Г. так объясняет план войны в разговоре с племянником Василько Константиновичем Ростовским, с именем и гибелью которого связано много легенд в Калининской области. «Татары как реки в половодье, разливаются по всей русской земле и все больше распадаются на мелкие отряды. Мы же должны собраться в одну великую силу, создать единую грозную рать. Но собираться надо тихо и скрытно, в глухих местах, чтоб татары не догадались и не узнали, что где-то скопляются наши силы, А затем надо ударить на один отряд татар и уничтожить его, потом на другой и на третий, не давая им собраться. Надо держать их расколотыми и бить по частям. — Где ты думаешь собирать войско? — Где-нибудь в Галиче, Весьегонске, на Белом озере. — Больно далеко! — Тогда вот где можно скопить силу; на реке Мологе! Там стоят леса непроходимые, один Шервинский лес чего стоит. Выгодно место это еще вот почему. Татары, жадные до богатства, разумеется, пойдут на Новгород. Где же найти им ценные заморские товары, как не на складах Новгородских купцов? Когда татары сцепятся с новгородцами, тут наша рать перережет татарам дорогу и ударит им в затылок. Здесь мы их и прикончим».

Первая Новгородская летопись, недружелюбно настроенная к князю Юрию, отметила: «бежа на Ярославль». Это означало поехал на Волгу через Ярославль, По ней и её притоку Мологе и пришел князь в Божонку через Бежецкий Верх. В 1846 г. академик Погодин побывал в Божонке, о чем и писал; «Подъезжая к селу, увидели на берегу несколько курганов (болотных людей моё замечание). Так вот где было несчастное сражение или, лучше, поражение. У самой церкви возвышается огромный курган сажен пять высотою. Вот куда был притеснен несчастный Георгий Всеволодович!»
(Путевые записки по некоторым внутренним губерниям Москвитянии. 1848 r. № 12)

Давайте и мы побываем в Божонке Xlll в., в той Божонке, что стоит на правом берегу реки Сить и затерялась среди лесов и болот. Со всех сторон окружали её дремучие леса, возросшие на болотистой почве. Неказистая была деревенька на вид, но построена по старинному обычаю «сапогом», что, якобы, должно принести её жителям счастье и богатство. Стояла и стоит она на небольшом холме, спасаясь от затопления водами реки Сить, узкой в этом месте, но весной разливающейся на большие пространства. Бывают года, что весенняя, а иной раз в дождливый год и летняя вода подходит вплотную к самым дворам. Плохо кормила земля жителей Божонки. Взгляни на север — лес, болото, на юг — то же самое, на востоке — болота и лес, и лишь с запада кой-где проглядывали лесные полянки. На запад же шла единственная проезжая лесная дорога на Бежецк через Красный Холм. Очень редко пользовались ею в то время, и была она скорее похожа на лесную просеку. Правда, церковь и сюда прислала своего наставника старичка — попа отца Вахрамея. По его указанию жители построили деревянную церковушку на носке «сапога», а дом для него построили в «подъеме» так, что из oкон дома поп видел улицу всей деревни.
Плодородные земли вокруг Божонки принадлежали церкви, они и сейчас называются «попово поле». Большинство крестьян работало на «поповом поле», и только небольшая часть отвоевала от леса и болота «свою» землю.

Страшны были в то время сицкие болота. Много ловушек они ставили тому,.кто неосмотрительно нарушал их вечный покой. Немало проглотила храбрецов болотная пучина, даже и сейчас есть места, где их пройти нельзя. Идешь и чувствуешь, что почва уходит из под ног, замирает сердце, и каждый стремится не пройти, а пробежать это уходящее из под ног вниз топкое место, Сама «божонщина» представляет полуостров, вдающийся в сицкие болота, в поперечнике с севера на юг 4.5 км и с востока на запад — 2.5-3 км. И как лягушки по берегам расселись шесть деревень — «божонщина».

С севера — Сергеевское, с востока — Горка и Макаровское, с юга-Божонка, а с запада — Романцево и Турчаниново. Вот это-то глухое место и выбрал Юрий Всеволодович, чтобы тайно собрать войско. Приказал он на правом высоком берегу жилье для воинов строить. Копая ямы, землю не выкидывали вверх, а прямо спускали вниз к реке, отчего по всему берегу протянулись выпуклые валы. Мы с учениками школы проверили, естественные эти бугры или насыпные. Оказалось, что все они насыпные, так как имеют мелко комковатую глинистую структуру с прожилки плесени.
Еще было велено хоромы срубить рядом с поповским домом. При закладке венца собрал князь всех войнов и заставил отца Вахрамея обедню отслужить с выносом икон из церкви. И божились войны, что твердо стоять будут за землю русскую, что готовы сложить свои буйны головы, но не покориться поганым. Рядом с князем стояло его знамя.
В стан к князю поодиночке, партиями шли и шли люди.

Свою рать Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке, а рати приходивших князей распределялись по окрестным деревням. Для быстрой и удобной связи с великим князем племянники и братья руками воинов и крестьян через те болота от деревни Соловцы и села Шелдомеж прокладывали прямые гати. Одна из них шла от Шелдомежи через болото и выходила прямо на Божонку. За её длину (8 км) и ширину её назвали «ячейской», те. длинной и узкой. Вторая дорога через болото была проложена почти что параллельно ей и выходила к Божонке севернее «ячейской» на 400-500 метров. В народе осталось название ей «ивановская». Третья дорога шла из деревни Соловцы по «богатыревым нивам» (суходол в болоте) и выходила на реку Сить в 4-х км от Божонки и называлась Андреевской. Восточнее её, тоже на реку Сить, выходила из Соловцев «кузовская» лежневая дорога. При расспросе старожилов об этих дорогах мне пришлось не раз слышать приставки к двум названиям дорог, а именно: князь-Ивановская, князь-Андреевская. По этим дорогам и должны были двигаться войска на помощь князю по его сигналу. Берега реки Сить очень узки. Растягивались силы, а поэтому войска, двигавшиеся по Андреевской и Кузовской дороге, при выходе к реке, шли по правому и левому берегу одновременно. Переправу делали из дубов, росших по берегам реки. Вековые дубы, в обхват размером, поджигали, и когда подгорал корень, валили их поперек реки, создавая удобную и прочную переправу. (После чистки реки они и сейчас еще лежат кое-где на берегах реки).

Укрепляли и стан князя Юрия. С запада, в лесу Долгуша сделали «засеку».
Коновязь перевели за высокий берег реки, укрыв её от любопытного взора.
Незадолго до битвы князь Юрий послал трехтысячный отряд воеводы Дорожа в «просоки». Об этом повествует большинство наших летописей. Само слово «просока» вызвало спор. Даль в своем словаре объясняет его как разведка. Тоже подтверждает и Срезневский, но есть и другие толкования. На помощь пришла новая наука об исторических названиях — топонимика.
Оказывается, «просоки» — передовая застава, скрывавшаяся за засекой (искусственным завалом из деревьев, делать которые русские войны умели. мастерски).
Но куда мог послать князь Дорожа (христианское имя — Дорофей). из Божонки? Конечно, навстречу вероятному противнику. А враг был южнее.

Вот почему мои первые походы со школьниками были направлены к с. Каю.

Правда, там мы нашли древнее городище, но это не было место битвы Дорожи.
Поиски продолжались. И только случайное упоминание Брейтовской районной газеты о вероятном месте сражения воеводы Дорожи, заставили изменить меня план поисков.

В июне 1971 г. мы с учениками 7 класса совершили поход в село Присеки.
Оно стоит на берегу реки Мологи в 12 км от Бежецка. В центре церковь «Преображения».

Река с трех сторон огибает населенный пункт. Село большое, дома добротные, Посмотрев в сторону деревни Михайловское, я был удивлен, увидев всего лишь в километре от церкви в с. Присеки, еще одинокую церковь в открытом поле. Как это так? Две церкви на одном километре. Нам посоветовали сходить к самому старому жителю села Федору Ивановичу. Он рассказал нам, что «в сторону деревни Михайловское была битва между русскими и татарами, что татары всех русских «пересекли». Русских было много, а татар еще больше. Они «валом валили» со стороны Бежецка. Навстречу им вышли русские и на поле, между селом Присеки и деревней Михайловское, произошла битва.
Это там, где протекает ручей Поставец или Посталец (кто как назовет) и где церковь стоит «Успенье». Побывали мы на восьмиметровом кургане, с которого открывается вид на одинокую церковь и ручей Поставец, где по преданию поставлены были войска к бою. По-видимому, большой отряд татар, возглавляемый известным полководцем Батыя Бурундаем, напал на отряд Дорожа и разбил его. Об этом в свое время писал историк Н.И. Надеждин.

Успели ли дозорные воины воеводы Дорожи оповестить князя о приближении врага? Вероятно, нет, хотя в более поздних летописях в уста воеводы вложены слова: «А уж, княже, обошло суть нас около татарожи» (Летопись Троицкая ПСРЛ т. 1 СПБ 1846). Татары обладали хорошей разведкой, и еще в Кашине, узнав о тайной ставке князя в наших лесах, Батый выслал двух темников для точного определения местонахождения князя, численности и дислокации его войск. Ставка Батыя была в Каю, а темники с 20-ю тысячами всадников пошли через Бежецк, где, разбив трехтысячную заставу Дорожи, вышли на дорогу к Божонке. По принципу эстафет Чингиз-хана работала конная почта: на каждом километре оставался всадник, который передавал полученное донесение следующему. Разведав подходы к Божонке и, видя беспечность русских, не ожидающих столь быстрого нападения, враг решил атаковать. Может, спешили темники ударить по рати Юрия, пока не подошло подкрепление, а может быть, видя малочисленность русских, решили пожать лавры славы сами. Но факт остается фактом: татары напали первыми.

И еще одно название напоминает нам о тех далеких временах Шелдомеж. Не надо гадать, что оно состоит из трех слов: шел до межа. По-видимому, какой-то отряд русских, после поражения при Соловцах, отступил за Соловцы, а татары погнались за ним и в шести километрах от Соловцов или уничтожили его, или рассеяли так, что делать им дальше было нечего, и они вернулись, а название осталось — Шелдомеж — дошел до межи. А Божонка, эта полузабытая деревенька, стала свидетелем пира победителей и казни двух темников, посягнувших на славу и победу грозного Бату-хана, внука «потрясателя вселенной», непобедимого Чингиза. Так сорвалась первая попытка организации отпора захватчикам. В битве за свободу и независимость сложили в Ситских болотах свои головы сыны русского народа. Но народ чтит их память.

«Божонщина» каждый год 17 февраля справляет исторический праздник в честь Юрия Всеволодовича. Приведу высказывание одного из старожилов: «У нас поминали его два раза — 4(17) февраля и 4 марта. 17 февраля из окружающих приходских церквей в Божонку приезжало духовенство и служило обедню и панихиду по князю Юрию. 4 марта князя поминал народ. По деревням собирали солод и хмель, варили мирское пиво, пекли пироги и привозили их на кладбище в Божонку. У кургана устраивали пир. Сюда собиралось неведомо откуда большое количество нищих. Здесь они тоже угощались. Вечером их разводили по домам на ночлег. После революции 4 марта уже отмечают только кое-кто дома, а 17 февраля это наш престольный праздник «Егорий». На мой запрос об этом празднике из духовной семинарии г. Загорска был получен ответ: «Посылаем Вам вырезку из календаря церковного, где 4 февраля старого стиля или 17 нового стиля чтится память благоверного Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). 28.04.71 г. Канцелярия Т.С.Л.

Этот документ говорит о многом: во-первых, «божонщина» принадлежала не Новгороду, а Владимиро-Суздальской земле, отсюда чтут не Александра Невского, а Юрия Всеволодовича. Во-вторых, праздник «Егорий» 17 февраля справляет только «божонщина» — шесть деревень и больше нигде, Здесь и только здесь, видно, больше всего связано с именем великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича.

Поиски новых подтверждений и доказательств, продолжаются.
Виктор Попков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *