в каком году была принята программа здоровые спортсмены
Инклюзивный спорт для всех. Специальная олимпиада в России
Каждый человек с рождения имеет право на активную, яркую и в полной мере социальную жизнь. Одним включение в общество даётся с лёгкостью, другие же хватаются за каждую возможность, чтобы не быть от него изолированными.
Спорт — отличный шанс раздвинуть границы возможного и жить полной жизнью. Именно он способен объединить людей, несмотря на их различия. Ведь самая важная черта спорта — инклюзия: в нём есть место абсолютно для всех. В рамках совместного проекта «Чемпионата» и Coca-Cola в России мы поговорим о развитии инклюзивного спорта, Специальной олимпиаде и расскажем, что каждый из вас может сделать уже сегодня для того, чтобы помочь инклюзивным спортсменам.
Инклюзия: что это и для кого?
Суть инклюзивного общества в том, что оно включает в себя любых людей, ценит и уважает каждого, независимо от социального статуса, взглядов и состояния здоровья. Инклюзия — для всех. Она даёт возможность людям с особенностями физического или интеллектуального развития вести активную жизнь, путешествовать, заниматься спортом наравне и вместе с остальными.
Зачем нужен инклюзивный спорт?
В теории любой человек может заниматься спортом и посещать спортивные секции. На практике ситуация выглядит чуть более печально: людей с физическими или ментальными особенностями зачастую не хотят брать в спортивные школы. Причин много: слишком большая ответственность, проблемы с адаптацией в группе с другими спортсменами — всё это формальности, из-за которых спорт почему-то становится привилегией. Хотя радостные эмоции от командной игры, движение и заряд энергии нужны каждому.
Первой, кто решил изменить положение людей с физическими или ментальными особенностями, стала активистка Юнис Кеннеди Шрайвер — родная сестра президента США Джона Кеннеди. Юнис на личном опыте знала, что такое общение с людьми с особенностями развития. Её старшая сестра Розмари в 23 года перенесла лоботомию по настоянию отца: он надеялся, что это успокоит резкие перепады настроения и буйность дочери. Но после операции ментальные возможности девушки снизились до уровня двухлетнего ребёнка. Она не могла нормально ходить, контролировать себя и разговаривать.
В 1963 году Юнис и её муж Сарджент переделали свой дом в Мэриленде под спортивный лагерь для лиц с задержкой умственного развития. Пара пристально наблюдала за участниками лагеря и изучала их способности. Оказалось, их внутренний потенциал настолько велик, что при поддержке и обучении люди с интеллектуальными нарушениями могут показывать очень высокие результаты в различных областях и особенно в спорте.
Спорт позволяет людям с особенностями реализоваться и формирует характер. Например, в Нижнем Новгороде благодаря инновационному центру «Сияние» был запущен проект «Футбол для детей с синдромом Дауна», в рамках которого сейчас занимаются 16 детей вместе с тренером-педагогом. Одному из игроков, Семёну Комарову, семь лет. У мальчика снижен мышечный тонус — это одно из проявлений диагноза. По словам матери, благодаря занятиям её сын преобразился и теперь играет в футбол наравне с обычными детьми.
Один из важных факторов для развития инклюзивного спорта – наличие соответствующей инфраструктуры. Чтобы у людей с физическими и ментальными особенностями было место, где они могли бы свободно общаться, играть и заниматься спортом вместе со сверстниками, Coca-Cola в России совместно с фондом «Обнажённые сердца» строит 11 инклюзивных игровых парков с футбольными полями. Посетить площадки может каждый, это бесплатно. В этих парках нет бордюров и переходов, по которым невозможно проехать на инвалидной коляске, все тренажёры и игровые элементы оснащены пандусами, а на остальные можно забраться самостоятельно с помощью рук.
Занятия спортом становятся доступнее
Спортсмены с физическими и ментальными особенностями: кто они?
Несмотря на то что таким людям гораздо сложнее реализоваться в жизни, некоторые из них добиваются в спорте немалых высот и своим примером вдохновляют других.
Российский пловец Дмитрий Кокарев доказывает, что всё в жизни возможно, если упорно добиваться цели. Вопреки неутешительному диагнозу «детский церебральный паралич», мальчик ещё в детстве увлёкся плаванием, а в 14 лет попал в паралимпийскую сборную России. Сейчас Дмитрий бьёт один рекорд за другим, является трёхкратным чемпионом Паралимпиады и 13-кратным чемпионом мира!
Кристина Водопьянова впервые пришла на курс иппотерапии 12 лет назад, когда ей было четыре года и она совсем не разговаривала. Сейчас девушка уверенно говорит и вот уже семь лет профессионально занимается конным спортом. В этом году Кристина вернулась из Абу-Даби со Всемирных летних игр Специальной олимпиады с тремя золотыми медалями в личной коллекции и совсем не собирается останавливаться на достигнутом.
Что такое Специальная олимпиада и кто может в ней участвовать?
Специальная олимпиада — это международная благотворительная организация, которая проводит спортивные соревнования для людей с проблемами интеллекта. Её цель — помочь таким людям принимать полноценное и продуктивное участие в жизни общества через спорт. Coca-Cola — партнер-основатель Специальной олимпиады с 1968 года. За это время участниками специального олимпийского движения стали более 3 млн человек из 180 стран мира.
В рамках программ Специальной олимпиады спортсмены могут заниматься как летними, так и зимними видами спорта: начиная от сноубординга и фигурного катания и заканчивая парусным спортом и дзюдо. Примечательно, что на Специальных олимпийских играх участников не разделяют по национальной принадлежности, поэтому командных зачётов между разными странами не существует.
Участвовать в Специальной олимпиаде может каждый
Инклюзивные соревнования: что такое юнифайд-матчи?
Неотъемлемой частью работы Специальной олимпиады является организация инклюзивных соревнований. Они разжигают интерес спортсменов и мотивируют их к достижению лучших результатов. Яркий пример инклюзивных состязаний — юнифайд-матчи. Их уникальность в том, что в одной команде играют люди с особенностями развития и без.
За последние годы в нашей стране прошло более 10 юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов, в них участвовали звёзды кино и шоу-бизнеса, представители бизнеса и власти — все, кто хочет привлечь внимание общества к проблеме включения людей с особенностями развития в обычную жизнь.
Помочь людям с особенностями развития: что уже делает Coca-Cola в России?
Подробнее с тем, какой вклад Coca-Cola в России внесла в развитие инклюзивного общества и в решение других социальных и экологических проблем, можно ознакомиться в интерактивном отчёте. Выбирайте интересующую вас тему и узнавайте о ней больше.
Чем можно помочь людям с особенностями развития?
Глобальный тренд в работе компании сегодня — осознанность. Coca-Cola в России реализует не только социальные инициативы в поддержку инклюзивного спорта, но и заботится об экологии, реализуя многочисленные проекты и акции. Проверьте, смогли бы вы управлять такой большой компанией с пользой не только для бизнеса, но и для окружающих.
История Специальной Олимпиады: 51 год непрерывной эволюции
История Специальной Олимпиады: 51 год непрерывной эволюции
Специальные Олимпийские игры 2019 года в Абу-Даби проходят с 8 по 22 марта. Они собрали более 7 000 атлетов из представителей 170 стран. Спортсмены соревнуются в 24 видах спорта — от дзюдо и триатлона до боулинга. А начиналось всё 51 год назад с нескольких волонтеров и 1000 спортсменов.
Сестра президента Кеннеди и первые Игры
В основе Специального Олимпийского движения лежала личная драма. Девушка по имени Розмари, самая старшая сестра президента США Джона Кеннеди (а у него было восемь сестер и братьев), страдала тяжелым психическим расстройством. После лоботомии она всю оставшуюся жизнь провела в психиатрических клиниках, где ее навещали родственники. Конечно, все они переживали, но одна из сестер, Юнис, восприняла эту трагедию как сигнал к действию.
В 1962 году она опубликовала знаменитое обращение к согражданам, в котором не побоялась публично объявить о болезни сестры президента Америки. В письме Юнис называла несправедливым то, что людей с особенностями развития изолируют, и призвала соотечественников пересмотреть эту позицию. Обращение получило горячий отклик у общественности.
В этом же году Юнис и ее муж Сарджент Шрайвер переоборудовали свой дом в Мэриленде под спортивный летний лагерь для детей и взрослых с особенностями развития. Выяснилось, что они проявляют отличные спортивные способности и с удовольствием учатся всему новому, стоит их только окружить заботой.
И вот летом 1968 года на Воинском поле в Чикаго были проведены первые международные Специальные Олимпийские игры, на которых 1000 спортсменов с особенностями развития представили 26 штатов и Канаду в трех видах спорта: легкая атлетика, плавание и хоккей на полу. Мероприятие помогла организовать горстка добровольцев, а на трибунах было менее сотни зрителей. Но начало было положено. Специальные Игры ждал успех.
Спортивная путевка в жизнь
Особое влияние на популярность Игр оказало телевидение. В 1983 году Рун Арледж, президент канала ABC Sport, транслировал игры в Батон-Руж, штат Луизиана, в программе «Дикий мир спорта». За эту трансляцию он получил премию «Эмми», а в 1987 году он отдал два часа в прайм-тайм на церемонию открытия Игр в городе Саут-Бенд, штат Индиана, чего еще никто до него не делал.
В 1995 году стартовала программа «Здоровые спортсмены». Благодаря этой программе Специальная Олимпиада стала крупнейшей мировой организацией здравоохранения для людей с ограниченными умственными возможностями. Программа изменила их жизнь, предоставляя бесплатные услуги по здравоохранению и, конечно, информационные ресурсы, которые рассказывали обо всем на свете — от того, какая еда полезна, до того, как подобрать ботинки по размеру.
«Объединенный спорт» — еще одна программа Специальных Олимпийских игр, запущенная в 1991 году. В ней участвуют приблизительно 20% спортсменов Специальной Олимпиады. Игроки с особенностями развития тренируются и играют плечом к плечу в одной команде. В 1991 году в программе было только два вида спорта, сегодня их уже 16.
— В последние годы мы наблюдаем большой рост, — говорит Питер Уилер, глава стратегических ценностей Всемирной Олимпиады. — Программа помогает распространять идею вовлечения в школах. Ребята играют вместе повсюду — в университетах в Китае, в подготовительных и частных школах в Африке и т.д. Это идеальное решение, которое помогает нашей программе расти и привлекать к ней других людей. Теперь наша мантра изменилась с «Давайте помогать тем, у кого особенности развития» на «Давайте играть с теми, у кого особенности развития».
Гимн равным возможностям
В 2003 году Игры были проведены в Ирландии. Они собрали 5 500 спортсменов и стали крупнейшим спортивным событием года. В Китае Игры прошли в 2007 году, за год до приема летней Олимпиады в Пекине. Они способствовали настоящему волонтерскому буму в Китае.
Специальные Олимпийские игры выросли из горстки добровольцев в 1968 году. Сейчас у Игр есть стабильное ядро преданных сотрудников. Обучение и коучинг перешли на новый уровень: тренировки становятся более сложными и помогают спортсменам становиться сильнее и показывать лучшие результаты.
— Мы не запираем наших спортсменов внутри их группы. Мы даем им образование, учим нашу молодежь, компании стремятся нанять на работу участников Специальной Олимпиады. Раньше такого не было, — рассказал накануне Игр Рейфер Джонсон, олимпийский чемпион-десятиборец и основатель калифорнийской Специальной Олимпиады. — Но нам еще многое предстоит сделать.
В 2019 году состоялась очередная Специальная Олимпиада, на этот раз — в Абу-Даби. В состав российской сборной вошли 211 участников из 27 регионов России. Россияне будут бороться за награды в 20 дисциплинах, а в баскетболе, футболе и волейболе наша страна представила по 2 команды. Самому молодому атлету всего 15 лет, самому опытному — 52 года.
Coca-Cola поддерживает и российских спортсменов с особенностями развития. Тем более что на Специальную Олимпиаду в Абу-Даби россияне поехали в юбилейный год — ровно 20 лет назад была создана общероссийская общественная благотворительная организация помощи людям с особенностями развития.
— В 2018 году к 50-летию организации благотворительный фонд The Coca-Cola Foundation выделил грант на развитие Специальной Олимпиады в России, в частности, на подготовку российской команды к Играм в Абу-Даби. Это стало важным шагом в истории сотрудничества Coca-Cola и Специальной Олимпиады. Среди крупных совместных проектов в России с 2015 года — участие атлетов с особенностями развития в матчах Кубка Конфедерации 2017 и Чемпионате мира по футболу FIFA 2018™, поддержка футзальных и объединенных футбольных турниров в рамках Всероссийской Спартакиады Специальных Олимпийских игр, проведение хоккейного юнифайд-матча в преддверии Зимней универсиады-2019 и помощь в получении рабочих мест людям с особенностями развития, — отметила генеральный директор Специальной Олимпиады России Людмила Князева.
Мэри Дэвис (главный исполнительный директор)
Уильям П. Алфорд (ведущий директор и заместитель председателя)
Анджело Моратти (заместитель председателя)
Лоретта Клэйборн (заместитель председателя)
Мишель Кван (казначей)
СОДЕРЖАНИЕ
История
В 1958 году д-р Джеймс Н. Оливер из Англии провел новаторское исследование, в том числе новаторское исследование, показавшее, что физические упражнения и занятия для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют положительные эффекты, которые также распространились на классную комнату («Эффекты физического воспитания»). Упражнения и занятия по изучению психических характеристик мальчиков, не достигших нормального уровня образования, Британский журнал педагогической психологии, XXVIII, июнь 1958 г.) Оливер в 1964 г. работал консультантом в Кэмп Шрайвер.
— Клятва спортсмена Специальной Олимпиады
В 1997 г. « Здоровые спортсмены» стали официальной инициативой Специальной Олимпиады, предлагающей информацию о здоровье и обследования спортсменов Специальной Олимпиады по всему миру. К 2010 году в рамках программы «Здоровые спортсмены» бесплатно прошли обследование и прошли лечение более 1 миллиона человек с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Символы
Хосты
Участие
Программы Специальной Олимпиады доступны для спортсменов бесплатно. Более 5,7 миллионов спортсменов и партнеров Объединенного спорта участвуют в спортивных тренировках и соревнованиях Специальной Олимпиады в 172 странах. Организация предлагает круглогодичные тренировки и соревнования по 32 летним и зимним видам спорта в олимпийском стиле.
Людям с ограниченными интеллектуальными возможностями рекомендуется присоединиться к Специальной Олимпиаде для занятий физической активностью, которая, помимо других преимуществ для здоровья, помогает снизить уровень сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. Кроме того, они получают множество эмоциональных и психологических преимуществ, включая уверенность в себе, социальную компетентность, развитие спортивных навыков и повышение самооценки. Также было показано, что упражнения связаны со снижением уровня тревожности среди людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Семьи также могут принять участие в Специальной Олимпиаде. Члены семьи изо всех сил поддерживают своих спортсменов, что может включать участие в мероприятиях или волонтерство на них. Принимая участие, они могут повысить самооценку своего спортсмена, и на них будут смотреть как на постоянный источник поддержки.
Тренеры помогают спортсменам стать лучшими, какими они могут быть, независимо от способностей или инвалидности. Специальная Олимпиада обучает тренеров по программе повышения квалификации, которая включает партнерство со спортивными организациями. Добровольцы Специальной Олимпиады получают возможность подружиться на всю жизнь и получают большие награды.
Клятва спортсмена Специальной Олимпиады, которую впервые представила Юнис Кеннеди Шрайвер на первых международных играх Специальной Олимпиады в Чикаго в 1968 году, гласит: «Позвольте мне победить. Но если я не могу победить, позвольте мне проявить смелость в этой попытке». Клятва пришла от Герберта Крамера, тогдашнего советника по связям с общественностью Фонда Кеннеди.
Предлагаемые виды спорта
В 1968 году легкая атлетика, плавание и вольный хоккей были первыми тремя официальными видами спорта, предложенными Специальной Олимпиадой. Как и на Олимпийских играх, мероприятия вводятся в тренировки, а затем добавляются к соревновательному расписанию, и с этого момента список видов спорта и мероприятий продолжал расти.
В Спешиал Олимпикс есть более 30 индивидуальных и командных видов спорта олимпийского типа, которые предоставляют значимые возможности для тренировок и соревнований для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. По состоянию на 2016 год это:
Другие спортивные и связанные со спортом программы включают программу тренировки двигательной активности и пляжный волейбол. Доступность занятий спортом может зависеть от местоположения и сезона.
Ключевое отличие соревнований Специальной Олимпиады от соревнований других спортивных организаций заключается в том, что к участию приглашаются спортсмены любого уровня подготовки. Соревнования построены таким образом, что спортсмены соревнуются с другими спортсменами аналогичного уровня в равных дивизионах. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении соревнований Специальной Олимпиады. Способность спортсмена или команды определяется стартовым баллом на предыдущем соревновании или результатом раунда посева или предварительного соревнования на самом соревновании. Другими факторами, имеющими значение для создания конкурентных подразделений, являются возраст и пол.
На соревнованиях медали награждаются занявшими первое, второе и третье места в каждом виде спорта, а ленты награждаются спортсменам, занявшим четвертое-восьмое места.
Объединенный спорт
В последние годы Специальная Олимпиада выступила пионером концепции единого спорта, объединяя спортсменов с ограниченными интеллектуальными возможностями и без них в качестве товарищей по команде. Основная идея заключается в том, что совместные тренировки и совместные игры могут проложить путь к дружбе и взаимопониманию. Программа распространилась за пределы США и Северной Америки: более 1,4 миллиона человек во всем мире сейчас принимают участие в объединенных видах спорта Специальной Олимпиады. Цель состоит в том, чтобы разрушить стереотипы о людях с ограниченными интеллектуальными возможностями и способствовать единству.
Здоровые спортсмены
В настоящее время Healthy Athletes предлагает медицинские обследования по восьми направлениям: фитнес-ноги (ортопедия), FUNfitness (физиотерапия), укрепление здоровья (улучшение здоровья и благополучия), здоровый слух (аудиология), MedFest (физический осмотр во время занятий спортом), открытие глаз (зрение). ), Особые улыбки (стоматология), Strong Minds (эмоциональное здоровье). Скрининги знакомят спортсменов с вопросами здоровья, а также выявляют проблемы, которые могут потребовать дополнительного наблюдения. Например, программа FUNfitness оценивает гибкость, силу, равновесие и аэробную форму спортсмена. Следуя за экраном, физиотерапевт будет давать инструкции о том, как улучшить свою физическую форму в проверяемых областях.
С момента начала реализации программы «Здоровые спортсмены» Специальная Олимпиада стала крупнейшей в мире организацией общественного здравоохранения, занимающейся обслуживанием людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. На сегодняшний день во всем мире было проведено более 1,9 миллиона скрининговых обследований Healthy Athletes для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Инициатива Специальной Олимпиады в области здравоохранения привлекла высокопоставленных партнеров, в том числе Фонд «Услышь мир», который проверил более 1000 спортсменов во время последних Всемирных зимних игр в Корее; у более 200 из них обнаружена потеря слуха.
Критика
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Мир дзюдо
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Самозащита без оружия
Олимпийский вестник Юга России
Наедине с футболом
Еще не вечер…
Небо над полем
Специальный армейский рукопашный бой. Часть III. Техника рукопашного боя
Актеры шахматной сцены
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Структура обеспечения функционирования программ Специальных Олимпиад
Определена структура компонентов обеспечения функционирования программ Специальных Олимпиад, состоящая из медицинского, психолого-педагогического и материально-технического обеспечения. Медицинское обеспечение включает процедуру допуска атлетов к занятиям определенным видом спорта, медицинский контроль атлетов, медицинское обеспечение спортивных соревнований и реализацию программы (Здоровые спортсмены). Психолого-педагогическое обеспечение является исключительно важной составляющей, учитывая нозологические особенности атлетов с недостатками интеллекта, представлено допуском к участию в программах Специальных Олимпиад, психолого-педагогическим сопровождением подготовки спортсменов и психиатрической экспертизой участников программ Специальных Олимпиад. В рамках материально-технического обеспечения рассматривается структура и объемы привлеченных и затраченных для реализации программ Специальных Олимпиад средств и особенности использования в тренировочном и соревновательном процессе специального оборудования, экипировки, инвентаря. Все уровни обеспечения функционирования программ Специальных Олимпиад взаимосвязаны и взаимозависимы, равноценно важны для решения их разнообразных задач.
Передерій А.В. Структура забезпечення функціонування програм Спеціальних Олімпіад. Визначено структуру компонентів забезпечення функціонування програм Спеціальних Олімпіад, що складається з медичного, психолого-педагогічного та матеріально-технічного забезпечення. Медичне за безпечення включає процедуру допуску атлетів до занять певним видом спорту, медичний контроль атлетів, медичне забезпечення спортивних змагань та реалізацію програми (Здорові спортсмени). Психолого-педагогічне забезпечення є виключно важливою складовою, враховуючи нозологічні особливості атлетів з вадами інтелекту, представлене допуском до участі в програмах Спеціальних Олімпіад, психолого-педагогічним супроводом підготовки спортсменів і психіатричною експертизою учасників програм Спеціальних Олімпіад. У рамках матеріально-технічного забезпечення розглядається структура і обсяги залучених та витрачених для реалізації програм Спеціальних Олімпіад коштів та особливості використання в тренувальному та змагальному процесі спеціального обладнання, екіпіровки, інвентарю. Всі рівні забезпечення функціонування програм Спеціальних Олімпіад взаємопов’язані і взаємозалежні, рівноцінно важливі для вирішення їх різноманітних завдань.
Perederiy A.V. The structure of the ensuring of the functioning of Special Olympics’ program. The
structure of the ensuring components of the program of Special Olympics, consisting of medical, psychological-pedagogical and material- technical ensuring. Medical ensuring includes admission procedure for athletes training to a particular sport, athletes’ medical monitoring, medical care sports events and the program (Healthy Athletes). Psychological-pedagogical ensuring is an extremely important component, given nosological features athletes with intellectual disabilities, represented permitted to participate in Special Olympics programs, psychological and pedagogical support training athletes and psychiatric examination program participants of Special Olympics. In the technical ensuring regarded the structure and volumes involved and spent resources for the programs of Special Olympics and special equipment, equipment, inventory used during in training and competition. All levels of programs functioning of the Special Olympics are interrelated and interdependent, equally important to address their various problems.
Ключевые слова: Специальные Олимпиады, медицинское обеспечение, психологическое, педагогическое, техническое, Спеціальні Олімпіади, медичне, забезпечення, психологічне, педагогічне, технічне, Special Olympics, medical, ensuring, psychological, pedagogical, technical.
Многолетнее существование и эффективное функционирование международного спортивного движения Специальных Олимпиад как наиболее масштабного в мире движения для лиц с инвалидностью, невозможно без организации всех уровней обеспечения тренировочного и соревновательного процесса. Аналогизируя подготовку в программах Специальных Олимпиад с подготовкой спортсменов в олимпийском спорте, следует рассматривать следующие компоненты структуры обеспечения их функционирования: медицинское обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, материально-техническое обеспечение и организационное обеспечение [9, 16]. Следует отметить, что в научно-методической литературе отсутствует содержательная характеристика указанных компонентов. В наших предыдущих работах предлагается описание составляющих системы подготовки атлетов Специальных Олимпиад [14, 15]. В отдельных работах рассматриваются вопросы исторического характера (Брискин Ю.А. 2004, 2006, Приступа Е.Н. 2003, 2005, Когут И.О. 2008, Римар О.В. 2002, Матвеев 2002) [3, 10], в работах Мудрика В.И. (2001), Брискина Ю.А. (2004), Евсеева С.П. (2007) представлены проблемы организации движения Специальных Олимпиад [4, 12]. Методические аспекты подготовки атлетов отражены в исследованиях Гончаренко Е.В., Бегидовой Т.П., Бармина Г.В., Павлось О.О. и др. [1, 2, 6, 7, 15]
Поэтому, актуальным направлением исследований современного состояния движения Специальных Олимпиад является анализ и детальная характеристика компонентов обеспечения функционирования их программ.
Работа выполняется в соответствии с темой 1.4 Теоретико-методические основы развития спорта инвалидов Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 годы (Приказ N 4525 от 20.12.2010 Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования является характеристика медицинского, психолого-педагогического и материально-технического обеспечения функционирования Специальных Олимпиад.
Таким образом, эффективное функционирование системы подготовки атлетов Специальных Олимпиад возможно при условии надлежащего медицинского, психолого-педагогического и материально-технического обеспечения (а также организационного обеспечения, что является предметом отдельных исследований).
Медицинское обеспечение является неотъемлемой частью системы подготовки спортсменов Специальных Олимпиад. В большинстве случаев отклонения умственного развития сочетаются с нарушениями сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, сложными психофизиологическими нарушениями [17, 19]. Поэтому постоянное медицинское сопровождение является обязательным для проведения тренировок и соревнований по программам Специальных Олимпиад.
Медицинское сопровождение предполагает:
В Общих правилах Международных Специальных Олимпиад определены требования медицинского допуска атлетов. Все атлеты, которые претендуют на регистрацию и участие в программе Специальных Олимпиад, должны пройти медицинскую экспертизу. Экспертиза является частью первоначальной регистрации. Спортсмен должен быть осмотрен врачом (или уполномоченным медицинским работником) для заполнения специальной медицинской формы. Аккредитованной программе необходимо обеспечить и последующие систематические медицинские осмотры. Как правило, такие осмотры рекомендуется проводить один раз в год. Если полномочные представители аккредитованных программ, работающие с атлетом, имеют достаточные основания считать, что произошли значительные изменения в состоянии его здоровья, может быть назначен обязательный медицинский осмотр до завершения годичного срока. Кроме того, аккредитованная программа может самостоятельно устанавливать требования, касающиеся частоты необходимых медицинских обследований, но она не может отменить первичное обследование, которое является условием первоначальной регистрации в программах Специальных Олимпиад. Каждая аккредитованная программа должна разработать процедуры и использовать стандартизированные формы для подтверждения того, что все зарегистрированные спортсмены прошли необходимое медицинское обследование. Эти формы используются для получения отчетов от медицинских работников, необходимых для регистрации, о результатах любой диагностики, после первичного осмотра. Все эти процедуры и формы должны быть предметом постоянного пересмотра и утверждения Международными Специальными Олимпиадами.
Особые требования к первичному обследованию и допуску к спортивным тренировкам и соревнованиям спортсменов с синдромом Дауна, у 15% которых имеется неправильное строение шейных позвонков, известное как атланто-осевая нестабильность. Атланто-осевая нестабильность может быть причиной травм при выполнении различных упражнений с максимальной амплитудой движений в шейном и верхнем грудном отделе позвоночника или при прямом давлении на шею. Такие движения характерны для выполнения старта в плавании, для прыжков в высоту, упражнений пауэрлифтинга, конного спорта, художественной гимнастики, футбола, горнолыжного спорта и разнообразных упражнений на гибкость, особенно часто используемых в разминке. Эти виды спорта и упражнения являются запрещенными для атлетов с атланто-осевой нестабильностью. Спортсмен с синдромом Дауна может получить разрешение на участие в любом виде спортивной деятельности, при наличии квалифицированного заключения врача, которое базируется, в том числе, на специальном рентгеновском обследовании, подтверждающем отсутствии у спортсмена атланто-осевой нестабильности. Спортсмену с синдромом Дауна, имеющему заключение врача об атланто-осевой нестабильности, может быть разрешено участвовать в спортивной деятельности, если родители или опекуны дают свое согласие в письменной форме, несмотря на риски, связанные с атланто-осевой нестабильностью. Кроме того, двое квалифицированных медицинских работников должны засвидетельствовать в письменной форме, что они разъяснили все возможные последствия для спортсмена его родителям или опекунам, и общее состояние спортсмена, по их мнению, не препятствует участию в тренировках и соревнованиях Специальных Олимпиад. Эти заявления должны быть документально оформлены и представлены аккредитованным программам с использованием стандартной формы, утвержденной Международной организацией Специальных Олимпиад [11].
Медицинское сопровождение соревнований начинается уже на этапе подготовки, когда соответствующий Организационный комитет Игр (ОКИ) требует от каждого спортсмена, принимающего в них участие, заключения лицензированных медицинских работников о состоянии здоровья. Заключение должно быть получено в течение одного года, предшествующего дате начала Игр. Аккредитованные программы, которые несут ответственность за спортсмена, представляют всю необходимую информацию о нем с использованием утвержденной Международной организацией Специальных Олимпиад формы отчетности.
Требованием медицинской безопасности соревнований является постоянное присутствие квалифицированной скорой помощи. Она должна быть легко доступной в любой момент соревнований. На время проведения спортивных мероприятий необходимо четко определить обязанности по оказанию неотложной доврачебной помощи, на объектах соревнований должно быть для этого специальное оборудование и медикаменты.
Реализовать эффективное медицинское обеспечение Специальным Олимпиадам помогает волонтерская программа «Здоровые спортсмены», официально основанная в 1995 году и получившая в 1997 году мощный толчок по инициативе американского бизнесмена и филантропа Тома Голисано, пожертвовавшего 12 миллионов долларов на расширение медицинских услуг в рамках движения Специальных Олимпиад.
Целью программы было превращение медицинских обследований, необходимых спортсменам с ограниченными интеллектуальными возможностями, с единичных случаев в систему. В настоящее время программа предлагает медицинское обеспечение по семи направлениям: «Здоровая стопа» (обследование и лечение заболеваний стоп), «Фан-фитнес» («FUN-fitness» рекомендации по двигательной активности), «Укрепление здоровья» («Health Promotion» программа улучшения здоровья), «Здоровый слух» (программа аудиологии), «MedFest» (спортивный медицинский осмотр), «Открытые глаза» (исследование зрения) и «Специальная улыбка» (программа стоматологических услуг) [8]. Обычно мероприятия программы «Здоровые спортсмены» планируются в рамках организации соревнований, что дает возможность охватить большое количество атлетов. Рекомендации врачей ориентируют спортсменов на здоровый образ жизни. Важно, что при проведении программы «Здоровые спортсмены» выявляются проблемы, требующие последующих наблюдений. Эта программа предлагает медицинские услуги и необходимую информацию для спортсменов. Программа реализована более чем в 100 странах мира, проведено более 1,2 миллиона бесплатных клинических обследований. «Здоровые спортсмены» является крупнейшей в мире программой в сфере здравоохранения. Кроме регулярных медицинских обследований, программа «Здоровые спортсмены» имеет и другой смысл. Программой создана крупнейшая в мире база данных о состоянии здоровья людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, более 100000 специалистов в области здравоохранения получили опыт лечения людей с нарушениями интеллекта.
Психолого-педагогическое обеспечение, учитывая нозологические особенности атлетов Специальных Олимпиад, является исключительно важным для организации тренировочного и соревновательного процесса. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
Как известно, для участия в программах Специальных Олимпиад атлет должен иметь квалифицированное подтверждение сниженного интеллектуального развития, полученное с использованием определенных стандартных методик психологического обследования [5, 20].
Сложность определения нозологического статуса заставила Международную организацию Специальных Олимпиад преимущественно исключать количественную оценку уровня умственного развития (интеллекта, адаптационного поведения) с помощью стандартных методик психодиагностики, а использовать другие критерии допуска, внесенные в Общие правила.
Так, в разделе 6.01 «Право на участие в Специальных Олимпиадах» Официальных Общих правил редакций 1997, 2003 и 2006 гг., практически совпадают требования к определению права участия в Специальных Олимпиадах. Отличия носят терминологический, а не содержательный характер. В Правилах сказано, что каждый человек с интеллектуальной инвалидностью, которому исполнилось восемь лет, имеет право на участие. Ограничение касается только минимального возраста, максимального ограничения в возрасте для участия в программах Специальных Олимпиад нет. Аккредитованная программа может позволить детям с шести лет участие в соответствующей возрасту специальной подготовке по программам Специальных Олимпиад или в культурных или социальных мероприятиях, предлагаемых программами. Дети могут получать сертификаты участия в различных учебных, конкурсных и других мероприятиях, однако, до достижения 8-летнего возраста ни один ребенок не имеет права принимать участие в спортивных соревнованиях (http://www.specialolympics.org).
Определение права участия лиц с интеллектуальной инвалидностью происходит в соответствии со следующими требованиями:
Важно, что в Разделе 6.01 (е) подтверждена необходимость гибкого подхода относительно решений отдельных аккредитованных программ о праве участия каждого атлета. Программа может просить ограниченного разрешения на участие атлетов, если считает, что для этого есть исключительные обстоятельства. Окончательный ответ о принятии или отклонении письменной просьбы аккредитованной программы предоставляет Международная организация Специальных Олимпиад. Это положение вызвано наличием определенных национальных различий в подходах к определению интеллектуальной инвалидности и статуса таких лиц в обществе, проблемами использования стандартных диагностических IQ-методик (например, методики Векслера в неанглоязычных странах).
В Украине заключение о наличии интеллектуальной инвалидности может быть выдано психолого-медико-педагогической консультацией. Таким образом, вывод психолого-медико-педагогической консультации о наличии проблем в психофизическом, интеллектуальном развитии ребенка можно считать реализацией требований Раздела 6.01 (е) Общих правил Специальных Олимпиад о праве участия в программах: «подтверждено профессиональным объединением, соответствующей организацией согласно определенным, признанным в стране требованиям». Следует отметить, что опыт нашей страны по привлечению лиц с нарушениями интеллекта к программам Специальных Олимпиад базируется, собственно, на сотрудничестве со специальными учебными заведениями, контингент которых формируется на основе решений психолого-медико-педагогической консультаций. Подобная практика закреплена в правовом поле большинства стран постсоветского пространства (Российская Федерация, Казахстан и др.). Подчеркнем, что на международном уровне количество атлетов школьного возраста составляет около 70%.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки атлетов предусматривает мониторинг основных психических функций (свойств) и особенностей поведения, определяющих успех тренировочной и соревновательной деятельности: восприятие и запоминание информации, внимание, мышление, способность к коллективным взаимодействиям, реакция на изменения ситуации (условий тренировки, задач тренера и т.д.).
Участие в программах Специальных Олимпиад не разрешено для лиц с психическими расстройствами. Сочетание пороков интеллектуального развития с расстройствами психики является противопоказанием к тренировочной и соревновательной деятельности. Для допуска к спортивным занятиям по программам Специальных Олимпиад атлет должен иметь квалифицированное заключение психолога (врача-психиатра) об отсутствии психиатрической патологии.
Материально-техническое обеспечение. На современном этапе развития специального олимпийского движения, учитывая его масштаб, разнообразие программ соревнований, существенно возрастают требования к их организации, подготовке спортивных сооружений, инвентаря и т.п.
Материально-техническое обеспечение как международных, так и отдельных аккредитованных программ Специальных Олимпиад, зависит от уровня и структуры их доходов и расходов, и, соответственно, размеров той их части, которая используется для организации тренировочного процесса и проведения соревнований.
Так, в частности, Всеукраинская общественная организация инвалидов «Специальная Олимпиада Украины» в период 2006-2008 гг. на 50% финансировалась Международной организацией Специальных Олимпиад (36%) и организацией Специальных Олимпиад Европа/Евразия (14%). Общая прибыль в этот период составил 2638010 грн. В то же время, расходы национальной Специальной Олимпиады за этот период составили 2405422 грн., из которых 10% (251216 грн.) было потрачено на экипировку спортсменов и 24% (582271 грн.) на организацию спортивных соревнований. Таким образом, потребности материально-технического обеспечения системы подготовки спортсменов Специальных Олимпиад в Украине составляют, ориентировочно, треть расходов этой организации. Соизмеримыми с этими расходами являются расходы на персонал (26%) и транспортные расходы (18%).
Структура обеспечения функционирования программ Специальных Олимпиад включает следующие компоненты: медицинское, психолого-педагогическое и материально-техническое, а также организационное обеспечение. В свою очередь, медицинское обеспечение включает допуск атлетов к занятиям определенным видом спорта, медицинский контроль атлетов, медицинское обеспечение соревнований и реализацию программы «Здоровые спортсмены»; психолого-педагогическое обеспечение представлено реализацией процедуры допуска к участию в программах Специальных Олимпиад, психолого-педагогическим сопровождением подготовки спортсменов и психиатрической экспертизой участников программ
Специальных Олимпиад. В рамках материально-технического обеспечения следует рассматривать структуру и объемы привлеченных и затраченных для реализации программ Специальных Олимпиад средств и особенности использования специального оборудования, экипировки, инвентаря. Все уровни обеспечения функционирования программ Специальных Олимпиад взаимосвязаны и взаимозависимы и, как компоненты единой системы, равноценно важны для решения их разнообразных задач.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в характеристике организационных основ международного спортивного движения Специальных Олимпиад.
Информация об авторе Information about the author
Передерий Алина Владимировна: krismam@bigmir.net; Львовский государственный университет физической культуры; ул. Костюшко 11, г. Львов, 79000, Украина
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 10.07.2013 г. Опубликовано: 10.09.2013 г.
Information about the author
Perederiy A.V.: krismam@bigmir.net; Lvov State University of Physical Culture; Kostyushko str. 11, Lvov, 79000, Ukraine.
Cite this article as: Perederiy A.V. The structure of the ensuring of the functioning of Special Olympics’ program. Physical education of students, 2013, vol.5, pp. 73-78. doi:10.6084/m9.figshare.771175
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 10.07.2013 Published: 10.09.2013
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.