в каком году была принята декларация прав ребенка в россии
В каком году была принята декларация прав ребенка в россии
История разработки документов о правах ребёнка
Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.
История разработки документов о правах ребёнка
Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.
Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.
В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.
Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.
По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.
Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.
Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.
Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.
В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.
С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться на официальном сайте ООН.
Декларации прав ребенка: основная цель и принципы
Декларация прав ребенка
Если обратиться к истории, то речь о защите детей от произвола взрослых зашла еще в XIX веке благодаря демократическим движениям за реформы. Многие государства в то время начали принимать меры по искоренению детского рабства, труда, проституции и торговли детьми. В конце XIX века в Австралии прошел первый официальный процесс относительно прав ребенка. Позже аналогичные процессы начались в США и Канаде, возникла необходимость в специальном юридическом документе, опираясь на который можно было бы выносить судебные решения.
Поскольку несовершеннолетний ввиду своих недостаточно зрелых физических и умственных характеристик нуждается в особой заботе и охране, а также защите своих прав, мировая общественность на законодательном уровне решила принять Декларацию прав ребенка.
Впервые необходимость правовой защиты и специальной охраны детей была юридически закреплена в Женевской декларации прав ребенка, принятой 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В дальнейшем положение о защите детских прав было подтверждено во Всеобщей Декларации прав человека.
Женевская Декларация включала в себя пять основных принципов:
На основании этого документа, и принимая во внимание основной тезис «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила новый, доработанный вариант Декларации прав ребенка.
Обновленная декларация была принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН. Дата ее подписания — 20 ноября 1959 года.
Основная цель Декларации
К основным целям Декларации относятся:
Основные принципы
Декларация содержит десять принципов.
У несовершеннолетних должно быть равноправие
Все дети являются равноправными между собой. Это означает, что указанные права принадлежат каждому из них без исключения, независимо от его половой и расовой принадлежности, цвета кожи, языка, исповедуемой религии. Не должно быть никакой дискриминации прав из-за его национального или социального происхождения, из-за политических или каких-либо других убеждений.
Право на моральное и физическое саморазвитие
Государство обязано закрепить на законодательном или ином уровне равные для всех детей возможности физического, умственного, нравственного и духовного развития. Необходимо обеспечить на государственном уровне специальную защиту ребенка и условия, которые позволяли бы развиваться ему здоровым и нормальным в социальном отношении путем, а также в условиях соблюдения его достоинства и свободы.
Право на гражданство и право на имя, данное родителями
Этот принцип означает, что каждый человек с момента рождения имеет право на собственное имя, данное ему родителями, а также на получение гражданства. Последнее дает ребенку возможность иметь определенные и закрепленные законодательством страны проживания права и пользоваться ими. Вопрос о том, гражданином какого государства он станет, решается в разных странах по-разному. Так, дети, родившиеся в США, имеют право получить американское гражданство. При этом не имеет значения, кто его мать и отец. Ребенок, родившийся у родителей с российским гражданством, автоматически получает его же, независимо от того, в какой стране произошло это событие. Если отец и мать являются гражданами разных государств, то чаще всего они сами решают, какое гражданство будет у их детей.
Право на медицинские и социальные услуги
Ребенок имеет право расти и развиваться в здоровых условиях. Государство обязано обеспечить ему и его матери (включая дородовый и послеродовый период) надлежащие уход и охрану здоровья. Он имеет право на полноценное питание, соответствующее его возрасту и потребностям, качественное медицинское обслуживание, на надлежащие жилищные условия и на развлечения.
Право на помощь неполноценному ребенку
В случае, если ребенок родился физически, умственно, психически или социально неполноценным, ему должно быть обеспечены со стороны государства, родителей, социальных и медицинских органов необходимые уход, забота, воспитание, а также специальный режим и обучение в связи с его особым состоянием.
Право на любовь и заботу родителей
Ребенок должен расти и воспитываться в семье, быть на попечении своих родителей и под их ответственностью (за исключением тех случаев, когда это невозможно). Малолетнего ребенка нельзя разлучать с матерью (при отсутствии исключительных обстоятельств). Во всяком случае, все без исключения дети имеют право расти в атмосфере любви и понимания, заботы и соблюдения морально-этических норм, а также материальной обеспеченности. Общество и органы власти обязаны особым образом заботиться о тех из них, кто не имеет семьи, а также о детях из малоимущих семей с уровнем дохода, недостаточным для нормального существования.
Право развиваться и обучаться
Ребенок имеет право на обязательное и бесплатное образование, хотя бы на начальных стадиях, которое будет содействовать его общему культурному развитию. Образование должно обеспечивать равные возможности всем детям для раскрытия и развития их способностей, для формирования личных суждений. Оно также должно выполнять функцию воспитания моральной и социальной ответственности человека, чтобы он мог стать полезным членом общества.
Согласно декларации, на родителях в первую очередь лежит ответственность за образование и обучение детей в соответствии с принципом соблюдения их интересов.
Со стороны общества и государственных органов ребенку необходимо обеспечить полноценную возможность для игр и развлечений, направленных на образовательные цели.
Право на неприкосновенность со стороны старших
Декларация призывает защитить несовершеннолетних от любых форм жестокости, насилия, эксплуатации и других форм небрежного с ним обращения со стороны старших, в том числе от превращения в объект торговли.
Для этого на законодательном уровне ограничивается возраст детей, принимаемых на работу, а также не разрешаются занятия, вредные для их образования или здоровья, являющиеся помехой для физического, умственного или нравственного развития.
Помимо этого декларация закрепляет право несовершеннолетних детей на первоочередное получение защиты и помощи.
Право на мирную жизнь
Ребенок имеет право на мирную жизнь и защиту от информационного насилия со стороны общества. Он не должен подвергаться пропаганде дискриминации любого вида и разжигания расовой или религиозной нетерпимости. Детям необходимо обеспечить воспитание в духе терпимости, толерантности, взаимопонимания, поощрения международной дружбы и всеобщего братства, мира во всем мире. Педагогический процесс должен способствовать осознанию воспитанником необходимости направлять свою энергию и способности на служение ради блага других людей.
Нарушение основных прав ребенка
Чаще всего права несовершеннолетних нарушается именно в семье. К сожалению, взрослые не всегда задумываются и понимают, что ущемляют личность ребенка и его права.
Список некоторых таких нарушений:
Отдельно стоит рассмотреть случаи нарушения права несовершеннолетних детей на жилье. В случае вины со стороны родителей это происходит, когда они приватизируют квартиру без участия ребенка; при продаже квартиры выписываются вместе с ним в «никуда»; накладывают ограничения на пользование детьми принадлежащих им помещений; совершают сделки с недвижимостью без учета интересов несовершеннолетнего ребенка; подвергают риску общее с ним имущество.
В связи с этим теперь права и интересы детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в отношении сделок с недвижимым имуществом, охраняются законом. Все сделки проходят проверку в органах опеки и попечительства.
Что делать, если права ребенка нарушаются?
В этом случае подать жалобу в специальный орган может как сам пострадавший, так и его родитель, другой родственник, сосед, учитель или любое другое неравнодушное лицо.
Закон призывает граждан Российской Федерации проявлять неравнодушие и оказывать посильную помощь в выявлении неблагополучных семей. Если гражданину стали известны факты нарушения прав детей, ему следует сообщить об этом либо в местную администрацию (отдел опеки), либо участковому уполномоченному полиции (или в само отделение). При бездействии органов власти и администрации гражданин вправе обратиться в прокуратуру.
Если нарушение прав ребенка происходило вне семьи, то виновный может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Если права нарушались отцом или матерью, то они могут быть вначале ограничены в своих родительских правах, а потом и вовсе их лишены. В случае лишения прав единственного родителя, ребенок будет передан под опеку государства.
Принципы Декларации в Законодательстве России
Поскольку для России детство расценивается, как важнейший этап жизни человека, законодательная защита прав ребенка считается в нашей стране одной из наиболее актуальных проблем.
Права детей в России регулируются несколькими основными законами:
Последний закон полностью основан на принципах Декларации о соблюдении прав и законных интересов ребенка, а также на конституции РФ. Он провозглашает в качестве приоритета подготовку детей к полноценной жизни в социуме, развитие их творческой активности и участия в общественно значимой деятельности, воспитание в них высоконравственных качеств, духа патриотизма.
Закон гласит, что государство и общество должны обеспечить гарантию прав несовершеннолетних на всестороннее и полноценное развитие личности:
Таким образом, закон определяет и закрепляет возможность использования всех существующих мер и способов для обеспечения физического и духовного развития ребенка.
Основные принципы Декларации по правам ребенка и их применение в России
Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.
История принятия Декларации и ее определение
Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.
Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия
Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.
Основные принципы
Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:
Нарушение основных принципов прав ребенка
Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.
От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.
Как применяются принципы Декларации в России
Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:
Права ребенка применимы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Создаются телефоны доверия, куда можно обратиться в случае нарушения прав детей.
Декларации
Декларация прав ребенка
Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
Преамбула
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.