в каком году была премьера балета
Лучшие из лучших: примы и премьеры русского балета
Балет – удивительное зрелище, которое завораживает многих людей. Легкость, красота танца переносит зрителей в другой мир. Несмотря на то, что балет зародился во Франции, лучшей считается русская балетная школа, которая славится талантливыми и уникальными танцорами.
Сегодня «Аргументы недели» расскажут о примах и премьерах русского балета.
Светлана Захарова.
Прима Большого театра
Родилась в Луцке, Украина, и в 10 лет поступила в хореографическое училище. В 16 она переехала в Санкт-Петербург и поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Впервые за историю академии балерину зачислили сразу в выпускной класс. Ее настоящая балетная карьера началась в Мариинском театре. В 18 лет она уже стала примой «мариинки».
Талант юной балерины позволил ей даже пропустить обязательный этап – кордебалет.
Через несколько лет балерина приняла наконец приглашение в Москву (а их было четыре).
В 2008 году, заключив контракт с «Ла Скала», балерина удостоилась титула этуали первой среди российских балерин. (Этуаль – высший статус артиста балета).
В 2019 году балерина представила проект MODANSE, который состоял из балетов «Как дыхание» и Gabrielle Chanel. Билеты на одноактные балеты достигали 35 000 рублей.
О личной жизни балерина особо не распространяется. Однако известно, что она замужем за Вадимом Репиным, известным скрипачом. Кстати познакомились супруги на концерте, когда Светлана подошла к скрипачу за автографом. У пары есть дочь, которая также занимается танцами и гимнастикой.
Денис Родькин
Премьер Большого театра
Денис родился в Москве, в семье совсем не творческой. В школьные годы он играл на гитаре, занимался степом. А потом увидел по телевизору Владимира Васильева в балете «Спартак» и понял, что хочет связать свою жизнь с балетом.
Денис окончил хореографическое училище при театре танца «Гжель» и в 2009 году пришел на кастинг в Большой театр, где отметили его рост. Педагогом танцора стал Николая Цискаридзе. Молодой танцор был первым, кто смог попасть в Большой и стать премьером. Сейчас педагогом артиста является Александр Ветров. Однако артист все равно поддерживает связь с Николаем Цискаридзе, который сейчас является ректором Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
Репертуар Дениса обширный: Спартак, Печорин, Вронский, Солор… Танцует он в паре со Светланой Захаровой, которая была всегда для него примером для подражания.
Артист состоит в отношениях с Элеонорой Севенард. Девушка младше его на 8 лет и тоже танцует в Большом театре. В интервью для журнала «Hello!» Элеонора говорила, что Денис для нее не только возлюбленный, но и прекрасный педагог, который всегда поможет.
Диана Вишнева
Прима Мариинского театра
Диана родилась в Ленинграде, в интеллигентной семье. С детства она всесторонне развивалась: ходила на кружки, танцевальную студию. Гузали Фагимовна, мать Дианы Вишневой, поклонница балета, отвела дочь в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Однако девочка поступила туда только со второго раза. После выпуска из академии Диана сразу вошла в трупу Мариинского театра. На сцене «мариинки» балерина выступала и ранее, когда была стажером. Вишнева исполнила партию в «Дон Кихоте».
Балерина выступала не только в Мариинском театре, в 1996 году она танцевала на сцене Большого театра, потом в «Ла Скала», в парижской опере и в «Метрополитен-опере». Диану Вишневу нередко называли самой утонченной и изящной балериной.
Балерина создает и персональные проекты. Например, сольные программы «Красота в движении», «На грани».
Кроме того, Диана является создателем фестиваля современной хореографии «Context». Фестиваль включает в себя мировые премьеры, выступления лучших танцевальных коллективов, постановки молодых авторов.
В интервью BURO. балерина говорила, что театр меняется, появляется мультимедийность, мультижанровость, появляется что-то новое. И это новое необходимо показывать.
Балерина замужем за продюсером Константином Селиневичем. Диана считает мужа опорой во всем и очень тепло о нем говорит. У пары есть сын.
Артемий Беляков
Премьер Большого театра
Артемий родился в Твери. В 5 лет родители отвели будущего премьера в ансамбль «Летите, голуби». Там мальчик влюбился в танец. Когда ансамбль приехал в Москву на соревнования, знакомая педагога отметила данные Белякова и рекомендовала поступать в балетную школу.
Вскоре он поступил в Московскую государственную академию хореографии. Во время учебы Артемий столкнулся со сложностями в виде изнурительных физических нагрузок и большого количества теории.
В 2010 году танцор был принят в балетную трупу Большого театра. В репертуар Артемия входят роли Злого Гения («Лебединое озеро»), Щелкунчика («Щелкунчик»), Ленского («Онегин»).
В 2015 году Беляков окончил балетмейстерский факультет МГАХ. Артист еще до поступления в МГАХ участвовал в организации многих постановок. Сейчас его деятельность в качестве хореографа насчитывает уже большое количество постановок. Например, в 2018 году Артемий поставил номер «Праздничная увертюра», которым открылся праздничный концерт «Ночь в Большом», посвященный завершению чемпионата мира по футболу.
Артемий женат на первой солистке Большого театра Дарье Хохловой.
Балерина Виолетта Прохорова умерла в Италии
Театр оперы и балета в честь своего 65-летнего юбилея представит премьеру
Ректор ГИТИСа Заславский назвал диктора Кириллова «голосом страны»
Новым гендиректором МХАТ имени Горького назначен Владимир Кехман
Челябинский театр кукол покажет балет-фантазию
В Челябинской области создан образовательный центр Юрия Башмета
Социальный проект «Le Souffle Дыхание» получил поддержку Правительства Ленинградской области
Калягин о назначении Хабенского на должность худрука МХТ имени Чехова: «Я из Интернета узнаю, уже знал и завхоз нашего театра»
В Москве прошла акция «Чистое искусство», что это значит
Рига: против автора мурала на стене школы возбуждено уголовное дело
Смерть под грифом «Совершенно секретно»
Балерина Светлана Захарова рассказала об общих чертах работы космонавтов и артистов балета
Финальное шоу LongFashionWeekend Ural пройдет в Челябинске
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».
Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».
В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.
Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.
В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.
К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.
Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.
Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.
Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.
В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.
В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.
В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.
Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.
В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.
В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».
Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.
В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.
В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.
Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.
Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.
Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.
Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.
Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. При постановке балета «Египетские ночи» Фокина вдохновляли поэзия В. Брюсова и древнеегипетские рисунки, а образы балета «Петрушка» навеяла ему поэзия А. Блока. В балете «Дафнис и Хлоя» он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластичных движениях оживил античные фрески. Его «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета. Фокин писал, что «мечтает создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий». И ему это удалось.
В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.
Павлова — лиричная, хрупкая, с удлиненными линиями тела, огромными глазами — вызывала в памяти гравюры с изображением романтических балерин. Ее героини передавали чисто русскую мечту о гармоничной, одухотворенной жизни или тоску и грусть о несбывшемся. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.
Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.
После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.
Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.
В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.
К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.
На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.
К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.
И вот в таких культурно-исторических условиях в Европе появился Сергея Дягилев со своими Русскими сезонами. То, что он привез, — это был отдельный вид искусства. Постановки на специально придуманные сюжеты; симфоническая музыка, которая раньше не использовалась в балетах либо которая была написана специально, по заказу. Для Европы это была диковинка. Кроме того, в это же время в Европе расцвела мода на ориентальность, ар-нуво. Все великие участники антрепризы очень чутко уловили эту тенденцию, развили ее, культивировали все эти ориентальные сюжеты. В дальнейшем все художники, которые работали в этой антрепризе, стали очень модными в Европе. Они создавали эскизы для трикотажа, мебели, ювелирных украшений.
Вообще, дягилевская интуиция, помноженная на трезвый расчет, очень помогли успеху Русских сезонов. Можно сказать, что Дягилев придумал весь современный пиар. Он придумал наружную рекламу, когда завешивался весь город. Он первым стал водить артистов по салонам, чтобы с ними общалась публика — это был такой аналог современного участия в ток-шоу. Именно он стал рассказывать об их закулисной и частной жизни. И именно он понял, что лучший двигатель в искусстве — это скандал…
Все это не отменяло его художественного и коммерческого чутья. Ведь изначально он пробовал себя и в организации художественных выставок, и в постановке опер. Изначально, при организации антрепризы, решающим было то, что Анна Павлова и другие талантливые солисты Императорских балетных трупп дали свое согласие на участие. Но достаточно быстро стало понятно, что ни опера, ни выставки не приносят желаемой отдачи, не вызывают нужного резонанса и не способствуют привлечению финансовых потоков. Иное дело — русский балет. И хотя я сам танцевал много балетов из Русских сезонов и могу сказать, что спектакли той эпохи были менее оснащены технически и были больше похожи на живые инсталляции, — они выглядели очень красиво, а главное, диковинно для Европы того времени. И уже после первого Сезона стало понятно, что это успех. Лучшие артисты антрепризы быстро осознали, что они могут составить себе и жизнь, и карьеру, отличную от той, что у них была в России. И они стали устраиваться в Европе очень активно. Но их действительно очень любили в Европе потому, что никто в мире не может сделать в балете то, что могут русские.
И именно русские после революции выучили европейцев балетному искусству, а также и разнесли это по всему миру. Труппа Анны Павловой стала первой, кому удалось объехать все континенты — и во многих странах стала первопроходцем. Успех русского балета — это аксиома. Не надо забывать, что Джордж Баланчин, создатель американского балета, — выпускник нашей школы. Серж Лифарь, руководитель Парижской оперы, также выходец из Российской империи: он сначала учился в Киеве у Брониславы Нижинской, а затем, будучи участником дягилевской труппы, доучивался у других танцоров. Продолжать можно долго. По сей день во всех театрах мира идет русская классика — «Лебединое озеро», «Баядерка», «Раймонда» Мариуса Петипа. Несмотря на свое происхождение, Петипа — балетмейстер русский. Он ни одного дня не работал у себя на родине. И по сей день некоторые делают как бы свою версию «Спящей красавицы» или «Лебединого озера», ставят свое имя, используют хореографию, идеи, режиссерские ходы Петипа и зарабатывают на этом деньги. Конечно, если в какую-то страну мира приезжает труппа из России, там хотят видеть исключительно классический балет. Наши современные балеты иностранцам не очень интересны. А то, как могут танцевать русские артисты большие классические спектакли — с драматическими коллизиями, с настоящей драматургией, — больше не может никто.
11 января 1940 года впервые был исполнен балет «Ромео и Джульетта»
От написания музыки к премьере спектакля Сергей Прокофьев шел почти пять лет.
11 января 1940 года, в Ленинграде состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».
В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки.
4 октября 1935 Сергей Прокофьев исполнил свое произведение на рояле в Бетховенском зале Большого театра. По тем временам это была очень необычная музыка, настолько, что Большой театр отказался браться за постановку.
В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.
Но в 1937 году отказом ответили и в Ленинградском хореографическом училище.
Премьера знаменитого балета состоялась в Чехословакии, в оперном театре города Брно. В первой редакции балет состоял всего из одного действия, основанного на лирико-любовных сценах.
В 1939 году композитор дописал еще несколько номеров, и 11 января 1940 года премьера состоялась в театре оперы и балета имени Кирова.
Спктакль поставил балетмейстер Леонид Лавровский Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета. Спектакль был удостоен Сталинской премии.
В главной партии выступила блистательная Галина Уланова. Образ настолько удался артистке, что даже в скульптуре она запечатлена именно как Джульетта. Бронзовый бюст артистки установлен на Аллее героев в петербургском Парке Победы.
Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 г., в Большом театре. В 1955 г. Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 г., Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 г., и Рудольф Нуриев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.
В июле 2008 г. состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард (англ. Bard Music Festival) в Нью-Йорке, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris).
Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.