в каком году была отмена кормлений
Отмена кормлений: причины, ход событий, значение
Кормление — это система содержания должностных лиц в средневековом русском государстве. Отмена кормлений произошла произошла в 1556 году в ходе реформ Избранной рады в царствование Ивана IV Грозного(1547 — 1584). Далее разберем, как это произошло, каковы были причины конкретно этой реформы.
История России в средневековье отличается массой нюансов, которые надо знать, если, конечно, хотите сдать выпускные экзамены на нормальные оценки. Отмена кормлений — является одним из множества таких нюансов. В этой статье мы кратко и понятно разберем причины этой реформы и ее последствия, при каком царе это было.
Что такое кормления
Появление кормлений относят к XI — XII векам, когда князья стали давать своим дружинникам в кормление земли, населенные свободными людьми. Кстати, кто такие дружинники и свободные люди, вы можете узнать из Русской правды Ярослава Мудрого.
К примеру, Новгородское вече решало избрать нового князя для управления, ему давали в кормление земли. То есть он «сидит» на этой земле, люди платят ему дань за то, что он осуществляет управленческие функции на этой территории: судит, управляет, исполняет принятые решения.
Во времена политической раздробленности эта ситуация стала развиваться дальше: число кормлений стало расти вместе с ростом территории Московского государства. Это происходило, потому что московскому князю нужны были кадры для управления новыми территориями. Возникало такое неписанное правило: он давал своему слуге земли в управление, а тот должен был верой и правдой служить своему благодетелю.
Многие бояре так и переходили от одного князя к другому, теряя свои вотчины. Но так было до поры до времени, пока шел процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
При Иване III Великом эта система практически завершила свое формирование. Боярам (а боярами в то время весь высший слой) давали земли в кормление: воеводам — уезды, волостелям — волости.
И ты спросишь — так ведь у бояр были вотчины, зачем им еще управлять территориями? В том-то вся и штука, что доходы с их вотчин были не такими большими. В России была низкая урожайность, населения мало, доходов стало быть тоже мало.
Причины отмены
Ситуация была такой, что кормленщикам часто давали в кормление не те земли, в которых у них были вотчины, а совершенно другие. Назначали их на 1-2 года. Сами думаете, что дальше-то было? Правильно! Эти бояре и дети боярские смотрели на эту должность исключительно как на средство собственного обогащения. При этом они часто пренебрегали своими обязанностями, а бывало, что и «срастались» с криминальными элементами.
Не удивительно, что в городах начались бунты. В результате при Иване Третьем стали выдаваться «кормленные грамоты» в сопровождение назначенному воеводой боярину. Грамоты эти предназначались для местного населения, чтобы оно подчинялось этому воеводе. Ну, как грамота от самого Великого князя!
Кроме того, вторым сопроводительным документом были «доходные списки» — перечень всех поборов, который кормленщик (боярин-воевода) мог принимать себе в карман.
Но, понятно, что эти все документы ситуацию не решили.
Реформа Ивана IV Грозного
К середине XVI столетия (1547 — 1584 годы, которые относятся к правлению Ивана 4 Грозного) эта вся система управления окончательно стала архаичной и напрочь гнилой. Многие города активно боролись против злоупотреблений таких наместников-кормленщиков.
И даже получали право передать административные и полицейские функции — местным представителям: земским старостам (административные дела) и губным старостам, которые занимались расследованием уголовных дел. Отчасти эти моменты были закреплены в Судебнике 1550 года.
Иван Васильевич Грозный. Годы правления 1547 — 1584
После похода на Казань 1552 года (про внешнюю политику Ивана Грозного узнайте больше здесь), молодой царь стал раздавать многие земли в кормления наиболее отличившимся воеводам. Как понимаете, местное население было вообще не в восторге от таких наместников.
В результате в 1556 году кормления были отменены в ходе реформ Избранной рады. Причем, чтобы освободиться от этой порочной системы, чтобы освободить свою землю от наместников-кормленщиков уезды и волости, а также города должны были заплатить «кормленный окуп» — попросту откуп, выкуп! Эти деньги шли на компенсацию кормленщикам потери доходного места.
А их функции взяли на себя губные и земские старосты. Значение этой отмены велико — Московское государство сделало совсем небольшой шажок к формированию системы профессионального государственного управления, до которой еще было очень далеко!
И после этого кто-то говорит, что история не актуальна! Ха-ха! Актуальна, да еще как!
Отмена кормлений: причины, ход событий, значение
История России в средневековье отличается массой нюансов, которые надо знать, если, конечно, хотите сдать выпускные экзамены на нормальные оценки. Отмена кормлений — является одним из множества таких нюансов. В этой статье мы кратко и понятно разберем причины этой реформы и ее последствия, при каком царе это было.
Что такое кормления
К примеру, Новгородское вече решало избрать нового князя для управления, ему давали в кормление земли. То есть он «сидит» на этой земле, люди платят ему дань за то, что он осуществляет управленческие функции на этой территории: судит, управляет, исполняет принятые решения.
Во времена политической раздробленности эта ситуация стала развиваться дальше: число кормлений стало расти вместе с ростом территории Московского государства. Это происходило, потому что московскому князю нужны были кадры для управления новыми территориями. Возникало такое неписанное правило: он давал своему слуге земли в управление, а тот должен был верой и правдой служить своему благодетелю.
При Иване III Великом эта система практически завершила свое формирование. Боярам (а боярами в то время весь высший слой) давали земли в кормление: воеводам — уезды, волостелям — волости.
И ты спросишь — так ведь у бояр были вотчины, зачем им еще управлять территориями? В том-то вся и штука, что доходы с их вотчин были не такими большими. В России была низкая урожайность, населения мало, доходов стало быть тоже мало.
Причины отмены
Ситуация была такой, что кормленщикам часто давали в кормление не те земли, в которых у них были вотчины, а совершенно другие. Назначали их на 1-2 года. Сами думаете, что дальше-то было? Правильно! Эти бояре и дети боярские смотрели на эту должность исключительно как на средство собственного обогащения. При этом они часто пренебрегали своими обязанностями, а бывало, что и «срастались» с криминальными элементами.
Не удивительно, что в городах начались бунты. В результате при Иване Третьем стали выдаваться «кормленные грамоты» в сопровождение назначенному воеводой боярину. Грамоты эти предназначались для местного населения, чтобы оно подчинялось этому воеводе. Ну, как грамота от самого Великого князя!
Кроме того, вторым сопроводительным документом были «доходные списки» — перечень всех поборов, который кормленщик (боярин-воевода) мог принимать себе в карман.
Но, понятно, что эти все документы ситуацию не решили.
Реформа Ивана IV Грозного
К середине XVI столетия (1547 — 1584 годы, которые относятся к правлению Ивана 4 Грозного ) эта вся система управления окончательно стала архаичной и напрочь гнилой. Многие города активно боролись против злоупотреблений таких наместников-кормленщиков.
И даже получали право передать административные и полицейские функции — местным представителям: земским старостам (административные дела) и губным старостам, которые занимались расследованием уголовных дел. Отчасти эти моменты были закреплены в Судебнике 1550 года.
После похода на Казань 1552 года (про внешнюю политику Ивана Грозного узнайте больше здесь), молодой царь стал раздавать многие земли в кормления наиболее отличившимся воеводам. Как понимаете, местное население было вообще не в восторге от таких наместников.
В результате в 1556 году кормления были отменены в ходе реформ Избранной рады. Причем, чтобы освободиться от этой порочной системы, чтобы освободить свою землю от наместников-кормленщиков уезды и волости, а также города должны были заплатить «кормленный окуп» — попросту откуп, выкуп! Эти деньги шли на компенсацию кормленщикам потери доходного места.
А их функции взяли на себя губные и земские старосты. Значение этой отмены велико — Московское государство сделало совсем небольшой шажок к формированию системы профессионального государственного управления, до которой еще было очень далеко!
И после этого кто-то говорит, что история не актуальна! Ха-ха! Актуальна, да еще как!
Кормление в Древней Руси — определение, функции и причины ликвидации системы
Раньше порядок местного управления в государствах отличался от того, что существует сейчас. В большинстве случаев должностные лица содержались за счет местного населения. Понятие кормления в Древней Руси определяло социальные классы, которые должны были выплачивать дань присланным князем особам. Но такая система устраивает далеко не всех, поэтому она просуществовала недолго.
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
У назначенного лица было право заменить натуральные налоги денежными, но последние зависели от категории населения. Сумма доходов изменялась: за весь срок кормления она варьировалась в пределах 6−50 рублей. Если наместник держал собственную корчму, то пошлины резко возрастали. Сначала сбором дани занимались люди кормленщика, а позже выбирали ответственного из местного населения.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Начало кризиса
Во второй четверти XVI столетия начался кризис всей системы. Количество привилегированных групп слишком быстро росло. А число кормлений заметно отставало, к тому же они постоянно дробились. Население понимало всю абсурдность системы, которой они столько лет подчинялись. Подвластные территории уже просто не могли содержать наместников.
Широкое распространение получило условное, церковное и светское землевладение. У них появился судебный иммунитет, что существенно сократило доходы кормленщиков. А между ними и землевладельцами часто возникали конфликты. В них вмешивались центральные органы власти, что усложнило управление системой.
Влияние должностного лица на население постепенно ослабевало. А в конце XVI века горожане и дворцовые крестьяне даже начали участвовать в судах во время разбирательств дел, касающихся их кормленщиков. Некоторые из них имели причастность к сбору и организации разных платежей.
Ускоренно развивалась поместная система, ведь тогда формировалась уездная корпорация боярских детей. У них были общие военные и материальные интересы. Согласно Губной реформе, дата оформления которой — 1530−1550-е годы, избирались староста и городовые приказчики. Это ограничивало сферу управления кормленщиков.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Чтобы понимать систему управления Древней Руси периода XII-XVI столетий, нужно знать, что такое кормление. Это особый вид содержания власти, который использовали во время феодальной раздробленности государства. Но когда страна стала централизованной и более сильной, эту систему отменили.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Отмена кормлений при Иване Грозном
В Древней Руси был разветвлённый управленческий аппарат. На каждую территорию, на каждое место удельные и великие князья ставили должностных лиц. Они должны были следить за административно-хозяйственной и судебной деятельностью региона. Каждый из них получал особую оплату за свою работу.
фрагмент картины Васнецова “Иван Грозный”
Кормление как форма отплаты
Кормление – это вид жалования должностным лицам на местах в Древней Руси. Удельные и великие князья при такой форме не платили своим наместникам. Княжеская администрация на местах находилась на полном обеспечении местного населения на протяжении всего срока государственной службы.
История становления кормления
Первоначально кормление встречалось лишь эпизодически. Как правило, князья выплачивали должностным лицам жалование из казны. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого, определённые виды официальных лиц (строители, собиратели штрафов и др.) получали оплату за работу в виде продуктов питания от населения.
Кормление стало глобальным явлением на Руси к XI-XIV вв. Тогда князья отправляли в волости своих наместников, получавших долю пошлины от коренного населения за свою работу. То есть жители районов их «кормили».
Оно оказало огромное влияние на формирование системы самоуправления в городах и волостях. Как правило, наместниками были бояре, а тиунами — остальные категории служилых людей. Сохранились сведения о количестве и типах продуктов, которые кормленщики зарабатывали в день, в неделю для себя и для собственной челяди (например, в сутки – 2 куры, по средам и пятницам – сыр и т.д.). Также платили «кормчую» мясом, сыром, хлебом и др. Для лошадей кормленщиков предусматривалось регулярное выделения овса и сена.
Позже частота получения «кормчей» была изменена. Кормленщики стали получать эти оплаты 3 раза в год на Пасху, Рождество, праздник Петра и Павла, и 1 раз при получении должности («въезжий корм»).
Кормленщики придумывали и иные способы оплаты за свою работу. Например, с помощью полавочной, судебной (за клеймение), таможенной и других пошлин.
Однако жажда наживы сыграла своё. Многие наместники злоупотребляли своим статусом и стремились как можно интенсивнее обогащаться, обирая местное население. Видя эту несправедливость, московские князья уже с XV в. старались ограничить и регламентировать их оплату посредством специальных уставных и «кормленых» грамот. А уже с конца XV — 1-ой пол. XVI вв. натуральную оплату стали заменять на денежную.
А уже в 1556 г. при царе Иване Грозном кормления были окончательно отменены. Это было предусмотрено земской реформой и специальным указом царя.
Последствия отмены кормлений
После 1556 г. вопрос с кормлением кардинально решён не был. Местное население по-прежнему платило этот налог на содержание царских чиновников. Но теперь он назывался уже «кормленым откупом» и поступал не напрямую наместникам, а в царскую казну. В некоторых регионах, несмотря на запреты, кормления продолжались до конца XVI в.
В результате «кормленного откупа» местные чиновники стали получать стандартное денежное жалование. Также был установлен конкретный размер для разных земельных категорий (чёрных, дворянских, дворцовых).
Собирание налогов на чёрных землях стали осуществлять земские старосты, в вотчинных наделах – городовые приказчики или особые сборщики.
В провинциях управление (служба сыска и суд по важнейшим государственным делам) было отдано выборным представителям населения провинций: губным и земским старостам, городовым приказчикам.
Эта реформа содействовала укреплению царского управления и углублению централизации.
Отмена кормлений 1556 года – при Иване Грозном, последствия ликвидация системы
Отмена кормлений при Иване Грозном стала одной из последних реформ Избранной Рады 1550-х годов. Ликвидация кормлений произошла в 1556 году в процессе проведения земской реформы. Для понимания особенностей управления царством Русским в XVI веке необходимо знать при каком царе произошла отмена системы кормлений. Кратко причины, последствия и результаты этой реформы изучают в школьном курсе истории 7 и 9 класса.
Реформирование государства в середине XVI века
Датой начала царствования Ивана IV стал 1547 год. Царь вступил на трон в условиях, когда почти все уделы были ликвидированы, под его контролем была огромная территория, от Чердыни на востоке и до Пскова на западе, от Белого моря на севере и до Дикого поля и донских степей на юге.
Рис. 1. Иван Грозный.
Некоторые реформы начались еще в период регентства при малолетнем Иване Васильевиче. В 1530-е годы при Елене Глинской была проведена первая централизованная денежная реформа. Помимо этого, началось проведение губной реформы. Ее целью было изменение организации местного самоуправления и улучшение борьбы с преступностью.
При молодом Иване IV, в первые годы его царствования, сформировалось неофициальное правительство — Избранная Рада. Основными ее участниками были:
Это правительство провело реформы всех сторон жизни государства. У царства Русского появился новый свод законов — Судебник, а также сборник правил для церкви — Стоглав. Стал созываться сословно-представительный орган власти — Земский собор. Была проведена военная реформа, усилена артиллерия, сформированы стрелецкие полки.
Избранная Рада провела налоговую реформу. В государстве была введена поземельная единица налогообложения — соха. С 1550 года началось проведение земской реформы, которая прямо связана с отменой кормлений.
Рис. 2. Избранная Рада.
Суть и итоги земской реформы
Ликвидация устаревшей системы кормлений проходила в рамках земской реформы. Собственно, кормления существовали с XII века, то есть еще с феодальной раздробленности домонгольского периода. В период ордынского ига система кормлений позволила сформировать систему местного управления, княжеской администрации на местах. Великий князь жаловал должностному лицу, например, боярину какую-нибудь волость, где тот выполнял функции представителя князя.
За свою деятельность он получал содержание — корм. Население выплачивало его на Рождество, Пасху и Петров день. Княжеский кормленщик на выплаты от населения мог содержать свою прислугу и лошадей, еще получал дополнительные средства за участие в судебных делах.
В ходе проведения земской реформы в государстве появились новые выборные должностные лица местного самоуправления:
К 1556 году земская реформа шла более успешно в северных районах государства, где не было крепостного права, а медленнее — в районах, где существовало крепостное право.
В рамках проведения реформы был издан царский указ 1555 года об отмене кормлений. Однако устаревшая система содержания местных властей просуществовала еще какое-то время во второй половине XVI века. Одним из новшеств этой реформы стало преобразование сборов по содержанию кормленщиков в новый налог, который шел в казну. Он получил название кормленый окуп. Сбор налога проводили земские старосты и городовые приказчики.
К началу XVI века выплаты кормленщикам чаще становились денежными, а не натуральными. Местные власти часто стали злоупотреблять этим и поэтому размеры выплат им князья стали регламентировать в кормленых и уставных грамотах.
Рис. 3. Россия при Иване Грозном.
Что мы узнали?
Отмена системы кормлений (содержания местных властей) связана с земской реформой, начавшейся в 1550 году. Сборы по содержанию кормленщиков преобразовались в новый налог — кормленый окуп, который шел в казну.