в каком году была написана сказка о потерянном времени
Название произведения | Сказка о потерянном времени |
---|---|
Автор | Евгений Шварц |
Жанр | Сказка |
Год написания | 1964 |
Главные герои
Сюжет произведения
Петя Зубов был самым слабым учеником в классе. Он постоянно давал обещание повысить успеваемость, но никогда не сдерживал его. Как-то раз мальчик пришел в школу, но гардеробщица приняла его за старичка. Петя посмотрел на себя в зеркало и ужаснулся: у него были седые волосы и борода. Тогда мальчик пошел домой и понял, что его не узнает даже мама.
Постаревший Петя ушел из дома и пошел, куда глаза глядят. Он долго шел и вышел к лесу, где стояла старая избушка. Мальчик вошел, там было пусто. Он лег на сено и крепко уснул, так как устал от происшествий и долгой ходьбы. Когда Петя проснулся, то увидел, что за столом сидят две девочки и два мальчика. Несмотря на то, что они выглядели молодо, ребята разговаривала старческими голосами, и называли друг друга по имени и отчеству.
Из их слов Петя узнал, что это злые волшебники, которые решили проучить Петю и троих других детей, которые бессмысленно тратили время. Они превратили школьников в стариков, а сами заполучили их молодость. Один из волшебников проговорился и сказал, что дети смогут вернуть утраченное время, если соберутся на следующий день все вместе ровно в полночь и переведут стрелки часов в избушке на 77 часов назад.
Петя решил не терять время и найти всех остальных школьников-старичков. Сначала ему это не удавалось, но потом он отыскал и других состарившихся ребят. Вместе они добрались до избушки и повернули стрелки часов назад, после чего опять стали детьми, а волшебники превратились в седоволосых стариков, а затем и вовсе исчезли.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Сказка о потерянном времени
Язык написания: русский
Сказка о детях-школьниках, которые не хотели вовремя делать уроки, домашние дела и вообще считали, что у них еще сколько угодно времени. И вот поэтому однажды они превратились из детей в стариков и старушек.
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Не получается оценивать эту короткую сказку в отрыве от фильма Александра Птушко. Главное слово, характеризующее рассказ Шварца — поспешность. Очень все быстро, суматошно. быстро показано разгильдяйство главного героя, быстро он стал стариком, ещё быстрее после возвращения из домика злых волшебников он собирает остальных трёх постаревших шалопаев для проведения операции возмездия.
Эту сказку для младших школьников Шварцу надо было в повесть развернуть, цены б ей не было, с такой задумкой. А так. исключительно из уважения к заслугам автора семерка. Даже в детстве не впечатлили, хотя я и очень любил литературные сказки.
Совершенно соглашусь с предыдущим оратором: сказку губит плохой язык (что необыкновенно странно для тонкого стилиста Евгения Шварца) и беглый пересказ сюжета вместо нормального повествования со всеми положенными онёрами.
Невозможно сочувствовать главному герою — у него нет характера, нет лица. Точно также не пробуждают ни малейшего интереса безликие волшебники — они просто сюжетная функция, и потому не вызывают страха.
Похоже, что Шварц, по какой-то причине, стремился кого-то опередить, наскоро «застолбить» сюжет «украденного времени» своим именем. Ведь это не халтура, это именно спешка. Но в чём дело — непонятно. В его дневнике и в воспоминаниях этот эпизод обходится стороной.
Два слова о фильме (этого, кажется, ни один рецензент не заметил): волшебники в фильме Птушко, сделанного в конце эпохи Хрущева, предстают реликтами сталинской паранойи конца сороковых, переползшими в 1964 год. Они с ностальгие вспоминают, как им было хорошо и удобно творить зло — и называют совершенно конкретный исторический период, времена самого отвратительного сталинского террора 1948-1953 годов, построенного на массовых доносах. Имена волшебников — ещё одна характерная деталь. Имена демонстративно русские, стилизованно русские, ведь именно в любимый злыми волшебниками исторический период бушевал русский национализм, борьба с «низкопоклонством перед Западом» и восхваление великорусской самобытности. В тот период было очень выгодно быть чисто русским, в результате волшебники именуют друг друга «Прокофий Прокофьевич», «Авдотья» и так далее.
В общем, фильм Птушко очень непрост и взгляд взрослого зрителя открывает в нём много скрытых смыслов. Птушко вообще был художником очень умным, не менее умным, чем Шварц, но намного более циничным.
Сказка была прочитана вовремя, то есть в начальной школе. Впечатление было таково, что безделье воспринималось уже не потерянным временем, а отнятым от реально-полезно-проведённого. И так до сих пор. Добрая, ненавязчивая, поучительная — дорогая мне история, в пару к которой поставлю «Волшебное слово» Осеевой В.
Пожалуй, самая известная из оригинальных детских сказок Шварца. Причем, что самое интересное, известная не столько по книжному тексту, сколько по одноименным мультику и детскому кинофильму. Да это, наверное, и справедливо — при всем уважении и к Шварцу, и к его сказке (написанной, кстати говоря, еще до войны, в 1940 году), авторские видеоверсии выглядят гораздо привлекательнее и интереснее.
«Сказка о потерянном времени» является одной из самых знаменитых в творчестве Евгения Шварца. Пара мальчиков и пара девочек, среди которых естественно один из любимых персонажей Шварца — третьеклассница Маруся, попадают в сказочную ситуацию связанную с потерянным в бездельи временем.
что можно поставить этому произведению детства, конечно только 10, ведь Маруся, как и Дениска Драгунского, — это мое детство, я вырос на этих сказках!
Сказка моего детства. Замечательная добрая сказка. Поучительная, но не навязчивая. Я очень ее любили наряду с «Баранкин, будь человеком», «Рассказами Люси Синицыной», «Денискиными рассказами» и «Крахом Мишки Мухоркина». Приключения детей всегда легко воспринимаются читателями того же возраста, что и герои рассказов. С удовольствием перечитала и сейчас))) Эту милую сказку можно как предисловие к пособиям по тайм-менеджменту использовать)))
Замечательная сказка и не менее замечателен поставленный по ней фильм. Многие до сих пор не представляют как легко потерянные минуты складываются в дни.
Сказка о потерянном времени
«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием…»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказка о потерянном времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
— Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.
— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
— Тетя Наташа, что с вами?
— Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик. — Я — Петя, ученик третьего класса.
— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Морщины покрыли сеткою лицо.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказка о потерянном времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Диана Уинн Джонс, 1986
Повесть о дружбе и недружбе
Аркадий и Борис Стругацкие, 1980
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Сказка о потерянном времени
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.
— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
— Тётя Наташа, что с вами?
— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.
— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
— Мама! — и выбежал прочь из школы.
— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.
Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
Мама открыла ему дверь.
Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.
— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.
— Простите — нет, — ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.
— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.
Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.
Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:
— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.
Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?
Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.
Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.
Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?
Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.
Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.
Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
— Как? — вскрикнули волшебники.
— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.
Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
Петя Зубов замер, как мышка.
Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:
— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Потом Ольга Капитоновна сказала:
— Откуда им всё это узнать?
А Пантелей Захарович проворчал:
— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
А Марфа Васильевна пробормотала:
— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.
Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи.
И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.
Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:
— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?
А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.
Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.
Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.
Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.
Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.
Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.
А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.
Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
— Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
Бросились Петя и Маруся к ней.
— Бабушка! Вы школьница?
— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.
Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.
А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?
Вдруг Маруся закричала:
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.
Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.
— Ты школьник? — спрашивают.
— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Рассказали ему ребята, кто они такие.
Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:
— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:
— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.
Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.
Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.
— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.
Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.
Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
— Тише! Ни слова! За мной!
Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.
Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.
— Они спят! — сказала Маруся.
— Тише! — прошептал Петя.
Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.
С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.
— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Подняли товарищи Петю на руки.
На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.
И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца. Правда, изначально экранизация была задумана режиссером Тамарой Лисициан – уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актеры, когда руководство приняло решение «отдать» картину Птушко.
Сюжет повествует о третьекласснике Пете Зубове – лентяе, теряющем время зря. Этим и воспользовались злые волшебники, желающие вернуть себе молодость. Но фильм завоевал славу не только благодаря сюжету и его постановке, также тщательно был подобран и актерский состав. Как сложилась жизнь исполнителей главных ролей? Читайте в нашем материале.
Петя Зубов (молодой) – Гриша Плоткин
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
На момент съемок фильма Гриша был учеником элитной английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петю Зубову. Но вскоре из-за тяжелой болезни актера режиссер принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл еще в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но несмотря на свой актерский багаж, рекомендательные письма и блестящую роль Пети Зубова, Грише не удалось поступить.
Тогда родителями было принято решение эмигрировать в Израиль. Спустя некоторое время Гриша снова переехал, на этот раз в США, где и живет по сей день. Он снялся в нескольких голливудских боевиках. На данный момент юная звезда советского фильма живет в Лос-Анджелесе. За все это время Григорий был в Москве только один раз, в 2000 году.
«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – вырезка из колонки Григория Плоткина, опубликована в журнале «Русский пионер №58».
Петя Зубов (взрослый) – Олег Анофриев
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актерской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов, которые знает каждый советский человек. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нету», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».
Начиная с 1990-х годов Олег Анофриев перестает сниматься в кино и переезжает из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссера. Он поставил фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Олег Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание Народного артиста России.
Со своей единственной супругой, Натальей Отливщиковой, актер познакомился еще в середине 1950-х и с тех пор влюбленные ни на миг не расставались. У них родилась дочка Маша, которая подарила трех внучек. Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда одна из его внучек родила правнука Олега. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».
К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актер скончался 28 марта 2018 году на 88-м году жизни.
Прокофий Прокофьевич (взрослый) – Сергей Мартинсон
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в семье русской дворянки и шведского барона, поэтому с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.
Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за пределами Советского Союза его называли русским Чарли Чаплином.
Всего актер был женат трижды. Первой супругой стала его однокурсница Екатерина Ильина, в этом браке родилось четверо детей, но выжил лишь один ребенок – дочь Анна. Следующей избранницей стала балерина Елена Добржанская, у пары родился сын, однако впоследствии женщину репрессировали, а сын выбрал криминальный путь. Последней женой стала Луиза, с которой Сергей познакомился на съемочной площадке. У супругов родилась дочь Наталья, но и этот брак распался.
Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.
Андрей Андреевич (взрослый) – Георгий Вицин
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
О таком актере, как Георгий Вицин, знал весь Советский Союз. До роли в «Сказке о потерянном времени» широкую известность Георгий получил благодаря образу Труса в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Впоследствии актер сыграл еще во множестве фильмов и озвучил десятки мультгероев, самым известным из них стал домовенок Кузя. Сам актер признавался, что ему больше нравится играть комедийных актеров.
«Я мог бы и вызвать слезы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться на своем собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.
Интересно, что актер настолько натурально изображал алкоголиков, что среди зрителей ходило мнение, что в реальной жизни он также любит прикладываться к бутылке. На самом деле Вицин совсем не употреблял алкоголь и не курил, наоборот, любил заниматься йогой, вел здоровый образ жизни и не ел мяса.
Первой избранницей актера стала жена руководителя труппы Николая Хмелева – Надежда Тополева. Женщина была в два раза старше Георгия, но ответила ему взаимностью. Вместе они прожили более 15 лет, пока Вицин не встретил свою главную любовь, Тамару Мичурину – племянницу биолога Ивана Мичурина. С ней он прожил до самой смерти, хотя и не забывал о Надежде Тополевой – привозил ей продукты и лекарства.
Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы с сердцем, печенью, легкими и почками. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.
Авдотья Петровна (взрослая) – Валентина Телегина
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
Донская казачка Валентина Телегина еще с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой русский женщины, русской матери. Такой актриса была и в жизни, во время Великой Отечественной войны Валентина улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав свое место раненому офицеру.
После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Лишь в 1958 году она сыграла двух отрицательных персонажей, но сама Телегина не любила эти роли. Так же, как и не любила свою роль в «Сказке о потерянном времени». Она считала, что образ Авдотьи Петровны получился картонным и неискренним. Впоследствии актриса сыграла еще в трех десятках фильмов.
У Валентины была единственная дочь – Надежда. У Нади были проблемы с алкоголем, она постоянно ругалась с матерью, наладить отношения удалось лишь перед смертью актрисы. Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 году. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.
Маруся (взрослая) – Людмила Шагалова
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая Гвардия», а в 1964 году она сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала еще в возрасте 14 лет – в фильме «Семиклассники».
Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевной в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, после которой она ослепла и перестала выходить на улицу.
Людмила Шагалова была замужем за кинооператором Вячеславом Шумским, у супругов был единственный сын Геннадий, который пошел по стопам своих родителей. Актриса умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.
Надя (взрослая) – Рина Зеленая
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
Рина Зеленая начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, частушки, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей.
Первой звуковой картиной в истории отечественного кино стала «Путевка в жизнь», куда Рину Зеленую пригласили петь блатные куплеты. Особенно запоминающейся стала роль домработницы в фильме «Подкидыш», а в 60-70-х годах актриса часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Последней ролью актрисы стала роль миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.
В последние годы жизни у Рины Зеленой развился астигматизм, который лишил ее зрения. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Рина Зеленая скончалась 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.
Вася (взрослый) – Савелий Крамаров
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по коммунальной квартире. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».
Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30-ти фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров наконец смог поступить в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Однако круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, поставили точку на его карьере. Тогда актер решил тоже переехать в Израиль, но его не выпустили из СССР – ведь он снялся более чем в 40 фильмах, которые в случае его эмиграции должны были изъять из проката. Чуть позже Савелий Крамаров принял решение написать письмо президенту США Рональду Рейгану, в котором пожаловался на свою судьбу. В итоге актера выпустили и он выдвинулся в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти фильмах.
Актер был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше него. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.
Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме. У Крамарова случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни он скончался от повторного инсульта.