в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин)

ТочностьВыборочно проверено

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

← Сказка о рыбаке и рыбкеСказки А. С. ПушкинаСказка о золотом петушке →

‎ Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

‎ Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

‎ Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

‎ На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

‎ И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

‎ Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

‎ Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

‎ Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

‎ «Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

‎ Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас,
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том». — «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

‎ Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чём. »
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

‎ Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру!
Братья молвили, — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решёткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».

‎ В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

‎ Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой, —
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

‎ Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».

‎ Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдине. В основу положена русская сказка, записанная в Михайловском. Также сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.

Известен перевод произведения на французский язык, выполненный Н. Н. Семеновым под заглавием: «Aglatine» (Париж, 1887).

Источник

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. Сюжет весьма схож с сюжетом сказки «Белоснежка» братьев Гримм.

Перевод произведения на французский язык, выполнен Н. Н. Семеновым под заглавием: «Aglatine» (Париж, 1887).

Содержание

Инсценировки

Близкие сюжеты

См. также

Примечания

Ссылки

Список произведений Пушкина • Переводы Пушкина с иностранных языков

Неоконченные произведения выделены курсивом
в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Полезное

Смотреть что такое «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в других словарях:

Сказка о рыбаке и рыбке — Иллюстрация Ивана Билибина … Википедия

Сказка о попе и о работнике его Балде — Сказка о попе и о работнике его Балде … Википедия

Сказка о золотом петушке — Сказка о золотом петушке … Википедия

Сказка о медведихе — Жанр: сказка Автор: Александр Сергеевич Пушкин Язык оригинала: русский Год написания: 1830 год … Википедия

Сказка о царе Салтане — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Иллюстрация И. Я. Билибина (1905) Жанр … Википедия

Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Режиссёр Лев Мильчин Иван Иванов Вано Автор сцена … Википедия

Жених (сказка) — Жених Жанр: сказка Автор: Александр Сергеевич Пушкин Язык оригинала: русский Год написания: 1825 Публикация: 1827 … Википедия

Зимняя сказка (мультфильм, 1945) — Зимняя сказка 1945 год. Тип мультфильма рисованный Жанр сказка Режиссёр Иван Иванов Вано Автор сценария … Википедия

Источник

В каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях

РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Кроме рассказов няни, О. Пушкин знал о изложение этой сказки в сборнике братьев Я. и В. Гримм под названием «Белоснежка».

в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях

О. Куркин. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

О. Пушкина. 1970 е годы

1. Разделите сказку на отдельные части, назовите их.

2. Определите традиционный сказочный зачин и концовку в произведении.

4. Найдите в произведении антитезы.

5. За моральные качества семь богатырей полюбили царевну?

6. К каким силам обращался королевич Елисей? Какими словами? Как обращение героя к природе характеризует его?

7. Найдите в произведении повторы (отдельные слова, обороты, обращения).

8. От чего погибла злая мачеха?

9. Какие пословицы И поговорки встречаются в сказке? Раскройте их содержание.

10. Какие идеалы утверждаются в сказке?

11. Найдите в произведении места, где открыто проявляется позиция автора.

12. Как автор относится к своим героям?

1. Сравните внешность царицы и царевны, а также их моральные черты, которые подчеркивает автор. Зачитайте соответствующие цитаты.

2. Если вы читали сказку «Белоснежка» из сборника братьев Я. и В. Гримм, то сравните содержание этой сказки и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина. Заполните таблицу.

«Белоснежная» братьев Я. и В. Гримм

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 0. Пушкина

Источник

Литература

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу [1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Источник

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: кратко для читательского дневника

А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Краткое содержание с цитатами и кратчайшее изложение для читательского дневника. Смотреть мультфильм. 4 класс.

в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, написанное осенью 1833 года в Болдине.

В основу сказки положен очень древний сюжет, который встречается у народов Европы, Африки и Азии. Аналогичная история рассказывается в «Белоснежке» братьев Гримм, в сборнике «Тысяча и одна ночь» и в русской народной сказке «Волшебное зеркальце». Именно эту русскую сказку о волшебном зеркальце Пушкину рассказывала няня Арина Родионовна.

Полный текст и аудиосказка

Аудиоверсия доступна на YouTube в исполнении Олега Табакова:

Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне»

Любимая жена-царица родила супругу дочь, а вскоре умерла. Царь погоревал, но через год женился на другой — гордой и злой красавице. У новой царицы было волшебное говорящее зеркальце, у которого она любила спрашивать:

«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Каждый раз зеркальце отвечало, что на свете нет никого красивее царицы: «Ты, конечно, спору нет».

Тем временем падчерица-царевна подросла, похорошела и приготовилась выйти замуж за королевича Елисея. Незадолго до свадьбы царица вновь спросила зеркало: «Я ль, скажи мне, всех милее?». Но в этот раз волшебное зеркальце ответило, что юная царевна затмила мачеху своей красотой.

Разгневалась царица и велела своей служанке Чернавке увести девушку в лес, связать и бросить на съедение волкам. Однако служанка пожалела царевну и отпустила на все четыре стороны.

в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатыряхИллюстрация Владимира Серова

Царевна шла по лесу и набрела на уютный терем — большой деревянный дом: «Видит девица, что тут / Люди добрые живут». Девушка убралась в доме, затопила печь и легла отдохнуть.

Вскоре появились хозяева — семеро богатырей. Обрадовавшись порядку, они обратились к неведомому гостю:
«Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Так царевна стала жить вместе с братьями-богатырями, вести хозяйство в их доме. Богатыри полюбили её, но выходить замуж за кого-то из них девушка отказалась:

«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Между тем злая царица вновь спросила волшебное зеркало, кто прекраснее всех в мире. И зеркало поведало, что лучше всех красавица-царевна, которая живёт у семи богатырей. Мачеха решила извести девушку.

Когда семерых братьев не было дома, к царевне явилась нищая старушка-монахиня и угостила отравленным яблоком. Откусив кусочек, девушка упала без чувств. Богатыри, вернувшись в терем, увидели, что она не дышит. Братья уложили царевну в хрустальный гроб и отнесли в укромную пещеру. А царица наконец услышала от зеркала желанные слова: «Ты на свете всех милее».

Тем временем невесту без устали искал королевич Елисей. Никто из людей не мог помочь ему, и тогда юноша обратился к солнцу и месяцу. Те ответили, что не встречали девушку. Но Елисей не сдавался и обратился с вопросом к ветру:

«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»

Ветер указал Елисею пещеру, где в гробу лежит его невеста. Поспешив в пещеру, рыдающий царевич ударился о хрустальный гроб, разбил его, и девушка пробудилась ото сна. Вместе с царевной они поспешили домой.

Злая царица, узнав об этом и увидев царевну, умерла от тоски, а Елисей с невестой сыграли свадьбу.

И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Смотреть картинку в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Картинка про в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Фото в каком году была написана сказка о мертвой царевне и семи богатыряхИллюстрация Владимира Серова

Кратчайшее содержание для читательского дневника

Злая мачеха-царица узнала от волшебного зеркальца, что падчерица-царевна красивее её. Она велела отвести девушку в лес на съедение волкам, но та спаслась и нашла убежище в доме у семи братьев-богатырей.

Узнав об этом, царица под видом старой нищенки подсунула падчерице отравленное яблоко. Откусив кусочек, девушка уснула мёртвым сном. Богатыри похоронили её в пещере в хрустальном гробу.

Жених царевны королевич Елисей искал её по всему свету. Ветер указал ему дорогу к пещере. Там королевич разбил хрустальный гроб, и девушка проснулась. Они с царевной поженились, а злая царица умерла от тоски.

Главная мысль сказки: добро побеждает зло, а любовь сильнее смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *