в каком году была написана сказка черная курица
Почему критики называли повестью о масонской инициации волшебшую сказку «Черная курица» Погорельского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Книга вышла в свет под авторством Антония Погорельского. Под этим псевдонимом скрывался Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. Несмотря на сомнительное происхождение, молодой человек воспитывался в доме отца и получил прекрасное образование: в 1807-м он защитил степень доктора философских и словесных наук в Московском университете. В те годы увлечением Алексея были естественные науки. Молодой человек восхищался системой классификации Карла Линнея, и первые его сочинения были посвящены ботанике.
В 20 лет юноша перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Карамзина и благодаря этому вошел в близкое окружение именитого автора, познакомился с Петром Вяземским и Василием Жуковским. Позднее, кстати, судьба сведет его и с Пушкиным, который будет восхищаться фантастическими повестями своего приятеля.
В 1812 году Перовский, не послушав отца, ушел на фронт в казачий полк. Он участвовал во многих сражениях и заслужил себе славу настоящего храбреца. После войны, оставшись на несколько лет в Дрездене, Перовский увлекся немецким романтизмом. До сих пор этого автора, создавшего не так уж и много произведений, называют русским Гофманом.
В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Константиновича Толстого. Именно для будущего писателя (не путать с Алексеем Николаевичем Толстым!) Перовский и написал поучительную и немного мрачную повесть о злоключениях мальчика Алеши, который хотел добиться успеха не честным трудом, а с помощью волшебства. Считается, что история эта во многом автобиографична, ведь маленький Алеша Перовский имел опыт нахождения в частном пансионе.
«Черная курица» была произведением, уникальным для своего времени. Фантастическая история впервые обращалась к внутреннему миру ребенка, рассказывала подробно, как противодействие соблазнам и испытания воспитывают душу. Сегодня некоторые исследователи находят в повести Погорельского и более глубокий контекст, считая ее на самом деле рассказом о масонах в России.
Известно, что отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был влиятельным масоном, в разные годы состоявшим членом мастерских Петербурга и Москвы. Однако, судя по всему, он противодействовал своему сыну, стремящемуся попасть в тайное общество. Причиной мог быть неудачный опыт законного сына Константина, который «за границей помешался на иллюминатах», либо тот факт, что масонство в России в 1822 году было строжайше запрещено указом Александра I. Николай I в 1826 году подтвердил этот решение и начал бдительно следить за подозрительными вольными каменщиками.
Однако Алексей Перовский все-таки стал членом нескольких лож (правда не тех, в которых состоял его отец): современный историк российского масонства А. Серков отмечает его принадлежность к ложам Москвы (Ложа Благополучия), Петербурга (Ложа Елизаветы к добродетели) и Дрездена (Ложа трех мечей). Писатель был мастером мистификаций и часто в кругу друзей шутил по поводу принадлежности к тайным организациям.
В своей удивительной сказке, как считают некоторые исследователи, Погорельский создал настоящее двойное дно, заложил второй пласт информации, понятный только избранным. Так, например, важным моментом является то, что время действия повести перенесено за сорок лет назад, в эпоху царствования Екатерины II и в момент начала Великой Французской революции. Согласно одной из распространенных теорий, она была почти полностью подготовлена франкмасонами.
Если придерживаться такого взгляда, то сообщество подземных жителей, вынужденно покинувших свет, напоминает масонство, запрещенное в России за семь лет до выхода книги:
«Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого втайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны».
По мнению сторонников масонской версии «Черной курицы», автор неслучайно помещает действие в Санкт-Петербург – центр российского масонства, и многократно подчеркивает в тексте, что за последние годы с городом произошли важные перемены: в то время и Петербург «далеко еще не был таким, как теперь»: «…одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний», «…я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века…» и т. д.
Но главное в сказке – это испытания, через которые проходит главный герой. Он должен посетить мир, скрытый от посторонних глаз, и выдержать обет молчания. У него есть покровитель, который поручается за него и в дальнейшем несет кару за ошибку мальчика. По мнению многих исследователей, все это очень напоминает масонский обряд инициации. Главные добродетели, которым на собственном печальном примере приходится научиться Алеше – это честность, скромность и трудолюбие. Возможно, что эти заповеди и являются масонскими, но они в любом случае помогают детям на нелегком пути взросления, и благодаря прекрасной старинной сказке каждый раз оживают заново.
Для любителей конспирологических теорий может быть интересно,Как появились масоны в России, и что о них известно сегодня
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Черная курица, или Подземные жители — Антоний Погорельский
Лет сорок тому назад, [1] в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2] жил-был содержатель мужского пансиона, [3] который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.
Дом, которого вы теперь — как уже вам сказывал — не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5] сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.
Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6] как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, — когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, — юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.
Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7] Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8] или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.
Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.
Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, — день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9] учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10] и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11] разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12] и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.
История создания произведения А.Погорельского»Чёрная курица или Подземные жители»
Писатель Алексей Перовский, известный под псевдонимом Антоний Погорельский, заменил отца своему племяннику, Алексею Толстому. Для юного Алеши и была написана сказка «Черная курица». Очевидно, Алеша не отличался особой любовью к учебе, вот дядя и придумал историю о ленивом мальчике, который хотел получать знания, не прикладывая к этому ни малейших усилий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В каком году была написана сказка «Черная курица или подземные жители»?
Сказку-повесть Антония Погорецкого в настоящее время изучают в школе. Это произведение о мальчике Алешке, который спас необыкновенную курочку, которая вовсе не курочка, а министр в подземном царстве, которое увидел Алеша. Сказка написана в 1826 году, а опубликована впервые в 1829 году.
Автор создал сказку для племянника Алеши, которого мы знаем как выдающегося писателя Алексея Константиновича Толстого.
Произведение встречено было замечательно, его изучают в настоящее время с положительными отзывами, так как сказка многому хорошему научит тех, кто ее читают.
Историю создания можно посмотреть на слайдах ниже.
Анатолий Погорельский или же Алексей Перовский писал сказку » Черная курица или подземные жители» с 1825 по 1826 года, но в первые опубликовали историю в 1829 году. Эта сказка была написана в честь племяника, Алексея Толстого. В 1975 был снят по мотивам сказки кукольный мультфильм «Черная курица». Эта сказка учит нас быть добрым, скромным, думать о том, как твой поступок может повлиять на жизнь други людей, которые живут рядом.
Антоний Погорельский написал свою волшебную повесть (сказку) «Черная курица или подземные жители» в 1825-1826 гг. Первая публикация была в 1829 году.
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»
Всего получено оценок: 1988.
О произведении
Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. В рассказе прослеживается мотив «двойничества»: произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Черной курицы, или Подземных жителей» без предварительной регистрации. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.
Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.
Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались: оказалось, что это были пустые латы.
Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.
Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.
Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать: распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.
Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.
После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.
Заключение
Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.
Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Черной курицы, или Подземных жителей», а оценить полный вариант сказки.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: