в каком году была написана повесть пиковая дама

Пиковая дама

«Пи́ковая да́ма» — светская повесть Александра Сергеевича Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником фабулы одноимённой оперы П. И. Чайковского. В жанровом отношении повесть примыкает к таким (неоконченным) замыслам Пушкина, как «Египетские ночи», «Уединённый домик на Васильевском» и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу…». Повесть экранизирована в 1982 году.

Содержание

Сюжет

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю, о том как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трех выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооруженного пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн обдёрнулся: поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. »

Работа над повестью

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.

Повесть в манере Гофмана и Нодье писалась Пушкиным, по-видимому, осенью 1833 года в Болдине. Рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год и, по дневниковой записи автора, имела недюжинный успех у читающей публики: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (апрель 1834).

Влияние и аллюзии

«Пиковая дама» открывает собой вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек — русский Растиньяк — ради материального преуспеяния двигается «по наклонной» (соблазнение Лизы, запугивание старухи), однако вместо чаемого успеха по роковому стечению событий теряет не только благополучие, но и здравый ум (что особенно пугало Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума…»)

«Пиковая дама» — одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык её переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. До Чайковского оперу на этот сюжет написал австриец Франц фон Зуппе (1864). Повесть не раз экранизировалась, в том числе Яковом Протазановым в 1916 и Игорем Масленниковым в 1982. Англоязычная экранизация участвовала в третьем Каннском кинофестивале (1949).

Источник

Пиковая дама (повесть)

Пиковая дама (повесть)

«Пиковая дама» — светская повесть А. С. Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником фабулы одноимённой оперы П. И. Чайковского. В жанровом отношении повесть примыкает к таким (неоконченным) замыслам Пушкина, как «Египетские ночи», «Уединённый домик на Васильевском» и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу…»

Содержание

Сюжет

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Сюжет повести обыгрывают излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фатума, рока. Германн — заядлый игрок, который мечтает заполучить тайну трёх карт, приносящих удачу в игре. Эту тайну граф Сен-Жермен в своё время поведал старой графине, от имени внука которой ведётся повествование.

Три карты становятся для Германна навязчивой идеей: «У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семерка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила».

Герман делает крупную ставку на тройку и семёрку и выигрывает почти сто тысяч. Далее он думает бросить на стол туз, но, «обдёрнувшись», видит перед собой усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившись из-за этого казуса, Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. »

Работа над повестью

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.

Повесть в манере Гофмана и Нодье писалась Пушкиным, по-видимому, осенью 1833 году в Болдине. Рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год и, по дневниковой записи автора, имела недюжинный успех у читающей публики: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (апрель 1834).

Влияние и аллюзии

«Пиковая дама» открывает собой вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек — русский Растиньяк — ради материального преуспеяния двигается «по наклонной» (соблазнение Лизы, запугивание старухи), однако вместо чаемого успеха по роковому стечению событий теряет не только благополучие, но и здравый ум (что особенно пугало Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума…»)

«Пиковая дама» — одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык её переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. До Чайковского оперу на этот сюжет написал австриец Франц фон Зуппе (1864). Повесть не раз экранизировалась, в том числе Яковом Протазановым в 1916 и Игорем Масленниковым в 1982. Англоязычная экранизация участвовала в третьем Каннском кинофестивале (1949).

Источник

«Пиковая дама» — мистическая повесть А.С. Пушкина.

Повесть «Пиковая дама» написана Александром Пушкиным в 1833 году. Впервые опубликована весной 1834 года.

История создания повести «Пиковая дама»

Сергей Голицын

Центральную идею «Пиковой дамы» Александр Сергеевич взял из реальной жизни. Его приятель князь Сергей Григорьевич Голицын однажды поведал Пушкину историю, которая приключилась с ним самим. Как-то раз Сергей Голицын серьезно проигрался в карты. Чтобы погасить долг, молодой человек отправился к своей бабке княгине Наталье Петровне Голицыной, даме невероятно богатой и влиятельной.

Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила. Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты. Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дамаКнягиня Голицына — прототип главной героини повести

Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги.

Пушкина, который, кстати, и сам весьма азартно проводил время за игральным столом, эта история невероятно увлекла! И он решил положить ее в основу своей новой повести. Все же остальные события «Пиковой дамы», в том числе мистические, являются плодом воображения талантливого автора.

Написание, издание, критика

К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» до нашего времени не сохранилась, поэтому точных дат создания повести мы не знаем. Предположительно, Александр Пушкин написал произведение осенью 1833 года, находясь в селе Болдино. Хотя по другой версии, писатель начал работу над повестью летом 1828 года и закончил только к 1833 году.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Первая публикация «Пиковой дамы» состоялась в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения» весной 1834 года. В личных записях поэта сохранились строчки, по которым мы можем понять, что публика приняла произведение благосклонно и с большим интересом. Многие игроки того времени проверяли знаменитую комбинацию «тройки, семерки, туза» на удачливость и везение.

Часть критиков упрекали Пушкина в излишнем мистицизме, а также в том, что на «повесть» произведение не тянет, а соответствует всем канонам рассказа. Однако в литературоведении «Пиковая дама» до сих пор обозначается жанром повести.

Федор Михайлович Достоевский невероятно восхищался «Пиковой дамой», называя ее «фантастической повестью», где реальность и вымысел переплетены нитями мистики.

Краткое содержание повести «Пиковая дама»

Главный герой повести молодой инженер Германн происходит из обрусевшей семьи немцев. Он не получил солидного состояния в наследство, живет лишь на казенное жалование, а потому весьма скромно. Но в душе страстно желает внезапно разбогатеть, чтобы жить «на широкую ногу». Даже в карты мужчина не играет, так как боится не выиграть и остаться даже без тех скромных средств, что у него есть.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Над этой особенностью Германна часто подшучивают друзья, которые любят коротать вечера за карточным столом. Однажды приятель Томский высказывает мнение, что ему вполне понятно, почему не играет Германн – в силу своей расчетливости, доставшейся ему от немецких предков. Но вот почему не играет его бабушка графиня Анна Федоровна, Томский взять в толк никак не мог. По его словам, лет 60 назад, Анна Федоровна, играя в карты при парижском дворе, проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому.

Супруг графини оплачивать долг жены наотрез отказался, и она не придумала ничего лучше, чем обратится с просьбой о займе к богатому французскому месье по фамилии Сен-Жермен. Знаменитый авантюрист не стал ссуживать красивой молодой даме деньги, а выручил ее по-другому. Он открыл Анне Федоровне секрет трех карт, благодаря которому она в тот же вечер в полной мере отыгралась. Однако с того памятного дня она ни разу в жизни не взяла карты в руки.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Услышав эту историю, Германн потерял покой! Он мечтал разузнать о тайне этих трех карт. В своих грезах он уже выиграл баснословное состояние и жил припеваючи, ничего не делая. С этой целью он разузнал адрес графини и стал каждый день приходить к ее дому. Своей настойчивостью он расположил к себе девушку Лизу, которая прислуживала графине. И с помощью наивности Елизаветы Германн однажды вечером проник в комнату старушки. Он сначала попросил, а потом стал требовать у Анны Федоровны раскрыть секрет трех карт. Но испугавшаяся пожилая женщина наотрез отказалась говорить. Тогда Германн достал револьвер и начал угрожать, из-за чего графиня умерла.

На похоронах графини Германну показалось, что покойница взглянула на него и усмехнулась. Мужчина лишился чувств. А ночью ему приснился сон, в котором призрак Анны Федоровны открыла ему секрет трех карт: ему нужно было поставить свои деньги на тройку, семёрку и туза. Но непременно в один вечер ставить лишь на одну карту. А после того, как выиграет, он должен был жениться на Лизе и больше никогда не брать карты в руки.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дамаИллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Герман решил проверить сон. В первый вечер он поставил на тройку все свои сбережения в 47 тысяч рублей и выиграл. Во второй вечер он удвоил эту сумму, поставив на семерку. Третий вечер должен был принести ему огромный выигрыш, но в самый ответственный момент Германн вдруг обнаружил, что вместо туза по ошибке поставил на даму пик. В итоге он проиграл всё. Мужчина лишился чувств, напоследок заметив, что та самая пиковая дама на карте до боли напоминает старуху-графиню.

В результате этой истории Герман сошел сума и был помещен в клинику для душевнобольных. Елизавета вскоре вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Краткий анализ повести

В «Пиковой даме» Александр Пушкин ярко и образно изобразил идею наказания человека за злодеяния и неуемную жажду легкого и не совсем законного обогащения. Герман не стремится ничего создать или сделать в жизни, он просто хочет мгновенно разбогатеть, причем, используя для этого других людей или мистические приемы. Эта страсть к наживе затмевает ему всю жизнь: он не видит ни своей работы, ни друзей, ни женщин.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

Даже Лизу он использует лишь в своих корыстных целях, не обращая внимания на то, что мог бы построить с ней семейный союз. В итоге герой, по сути, идет на преступление, так или иначе подталкивая пожилую графиню к смерти. Жизнь не прощает ему такой дерзости и жестоко наказывает мужчину.

Интересные факты о «Пиковой даме»

Повесть «Пиковая дама» в свое время стала тем редким произведением русскоязычного автора, которое нашло признание и успех не только на территории России, но и за рубежом, прежде всего, в Европе. Повесть была переведена на французский язык, причем не кем-нибудь, а известными европейскими писателями Проспером Мериме и Андре Жидом. Сегодня «Пиковая дама» переведена также на английский, немецкий и латышский языки.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дамаА.Н.Бенуа. Германн в спальне графини. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». 1905.

Шло много споров на счет того, является ли «Германн» именем главного героя или его фамилий.

И за ту, и за другую версию приводилось множество довольно веских аргументов. Например, само написание с двумя «нн» свидетельствует о том, что это фамилия молодого человека, потому что данное имя в русском языке обыкновенно писалось с одной буквой «н». Также в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что всех остальных участников игры Пушкин называет исключительно по фамилии, а потому и «Германн» – это тоже фамилия.

Но ряд исследователей обращали внимание на то, что Александр Сергеевич, представляя читателям своего героя, писал так: «его зовут Германном», т.е. конструкция построена по формуле «звать + творительный падеж», а в русском языке того времени такие конструкции употреблялись только с именами. Этого правила сам Александр Сергеевич придерживался во всех других своих произведениях.

Известно, что известный советский космонавт Герман Титов, следом за Юрием Гагариным покоривший космос, получил свое имя в честь пушкинского героя. Во всяком случае так утверждал сам Герман Степанович, ссылаясь на воспоминания своего отца.

Экранизации и музыка

Повесть «Пиковая дама» экранизировалась более двадцать раз в течение XX века. И в нынешнем столетии это произведение продолжает вдохновлять режиссеров. Самыми известными на сегодняшний день фильмами являются одноименная картина режиссера Игоря Масленникова (1982 год) и современная киноверсия повести режиссера Павла Лунгина «Дама пик», снятая в 2016 году. Фильмы на известный пушкинский сюжет выходили также в США, Великобритании, Франции, Германии и Польше.

В 1890 году Петр Ильич Чайковский написал оперу в четырех действиях «Пиковая дама». Во второй половине ХХ века по опере П. Чайковского было снято несколько фильмов-спектаклей, как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Источник

«Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф

11 февраля (29 янв. ст.ст.) исполняется 181 годовщина со дня гибели А.С.Пушкина. Казалось бы, о нем и его творчестве написаны горы литературы, однако оно столь неисчерпаемо, что всякий раз, обращаясь к его творениям, замечаешь нечто новое, подобно тому как, вращая алмаз, всегда видишь сияние новой грани.

в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть фото в каком году была написана повесть пиковая дама. Смотреть картинку в каком году была написана повесть пиковая дама. Картинка про в каком году была написана повесть пиковая дама. Фото в каком году была написана повесть пиковая дама

«Пиковая дама» отнюдь не была обойдена вниманием литературоведов. Это и работы В.Ходасевича, и Мирского, и классическая статья Виноградова о стиле Пушкина в «Пиковой Даме». И тем не менее в этой великолепной и мистической повести остается многое нераскрытым.

«Пиковую даму» можно рассматривать с разных точек зрения. Одни, как П.И.Чайковский, видят в этой повести трагическую историю любви молодого офицера и бедной воспитанницы. Другие – продолжение карточных анекдотов 1810-1820-х годов, и, в частности, комедии Шаховского «Хрисомания, или страсть к деньгам» (даже имя главного героя, Карла Соломоновича Ирмуса, похожего на Мефистофеля, напоминает пушкинского Германна, не говоря уже о прочих совпадениях). Третьи отмечают романтическую и мистическую линию в духе Гофмана. Все это справедливо, но не исчерпывает глубины пушкинского творения.

«Пиковая дама» посвящена игре как способу бытия

Во-первых, отметим, что «Пиковая дама» посвящена игре как способу бытия. В какой-то момент весь мир для главного героя повести становится колодой карт:

«Тройка, семерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: – Как она стройна. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: – без пяти минут семерка. – Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Как отмечает Виноградов, сходные же превращения мира в карты, навеянные, очевидно, «Пиковой дамой» Пушкина, можно найти, например, в повести барона Ф. Корфа «Отрывок из жизнеописания Хомкина» («Современник», 1838, т. X). Проигравшийся Хомкин, испытывая помрачение сознания, всюду видит карты вместо предметов и людей. «Он ясно видел, что извозчик не что иное, как бубновый король, из той самой колоды, которою он играл; он мог разглядеть загнутые на нем углы. Вместо лошади впряжен был в оглобли бубновый туз. Страшные грезы не давали ему покоя, несмотря на изнеможение физических сил, фантазия его играла с прежнею энергией. Отвратительная четверка бубен, с своими четырьмя кровавыми пятнами, стояла перед ним неподвижно; она принимала для него человеческий вид и пристально смотрела ему в глаза. ». Виноградов справедливо связывает эти образы с каббалистическими идеями и духовным влиянием карт на человека.

Как мы пытались показать в наших предыдущих публикациях, карты изначально являлись антихристианским и кощунственным проектом. Впрочем, многие современники Пушкина смотрели на это весьма цинично. Для них вся жизнь была игра. Общее ощущение известного круга русского (и не только русского) общества открыто и цинично выражает шулер Казарин, герой лермонтовского «Маскарада»:

Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня – колода карт:
Жизнь – банк: рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.

Однако вдумаемся. Что есть игра? Пустое времяпрепровождение. Пушкин это отлично понимал, поэтому и предпослал первой главе своей повести весьма издевательский эпиграф:

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули – бог их прости! –
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом.

Если вся жизнь – игра, то вся она – пустота, вакуум, ничто

Однако если вся жизнь – игра, то вся она – пустота, вакуум, ничто. Это с жуткой ясностью понял Евгений Онегин, полюбив Татьяну поздней и недостойной любовью. Для него вся прежняя жизнь кажется пустой игрой в фараон (отметим, в него играют и герои «Пиковой дамы»):

И постепенно в исступленье
И чувств, и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он, на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит.
И слышит голос: «Что ж? Убит».
То видит он врагов забвенных,
Клеветников и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных.

И, к сожалению, жизнь, как действие пустое, согласно Пушкину, — судьба современного ему образованного европейского человека:

Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два-три романа,
в которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Однако, помимо общей беды европейского безбожного человека – пустоты его бытия, в «Пиковой даме», на наш взгляд, отражаются конкретные катастрофы XVIII-XIX века. Это – Французская революция и наполеоновские войны.

Обратимся к завязке повести – рассказу Томского о похождениях его бабушки, графини.

«Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости». И, добавим, там же, в Париже, она с мужем за полгода издержала полмиллиона рублей. А денежки-то эти были выбиты из нищих крестьян.

Шестьдесят лет от 1833 г., времени написания повести, – 1773-й год, конец правления Людовика XV. Что представляла собой его эпоха? – Прожигание жизни высшим светом, бедность и глухой ропот внизу, поражения в войнах и жестокий финансовый кризис. Король, находившийся под неотразимым влиянием своих любовниц, мадам Помпадур и Дюбарри, не обращал на все это никакого внимания. «На наш век хватит!» – отвечал король на все тревожные доклады своих министров. «А что потом?» – осторожно вопрошали его. А после нас хоть потоп, отвечал Людовик. И кровавый потоп революции пришел, утопив вместе с невинными жертвами многих из прожигателей и прожигательниц жизни, в т.ч. мадам Дюбарри. Мы справедливо негодуем на жестокости и мерзости т. н. Великой Французской революции, но не надо забывать, что для нее были серьезные причины, в т.ч. и духовные. Во-первых, модное легкомысленное безбожие. Вольтер, Руссо, Гольбах, отрицавшие основные христианские догматы и Церковь, не встречали в высшем французском обществе практически никакого противодействия, напротив, были желанными гостями во всех аристократических салонах. А когда Вольтер написал кощунственную поэму «Орлеанская девственница», где в пошлом и отталкивающем виде вывел национальную французскую героиню Жанну д, Арк, и один из д, Арков вызвал его на дуэль, то его дружно осмеяла образованная «общественность», всецело бывшая на стороне Вольтера.

Есть что-то общее между предреволюционной Россией и предреволюционной Францией

Иными словами, шпион, жулик, шарлатан, чернокнижник, но в обществе человек весьма почтенный и уважаемый. Вот таким и было французское общество накануне революции, которая не могла не произойти в силу вышеупомянутых тенденций. Есть что-то общее между предреволюционной Россией и предреволюционной Францией, в частности, в легкомысленном безверии и оккультизме высшего слоя и образованщины (пардон, интеллигенции).

Добавим к характеристике Томского следующее. По некоторым сведениям, Сен-Жермен был тайным эмиссаром Людовика XV и по его поручению занимался секретными переговорами с Англией во время Семилетней войны, то есть предательством союзников Франции и дискредитацией ее официальной внешней политики. Кроме того, Сен-Жермен был членом масонской ложи «Общественный договор», той самой, в которую входил Жан-Жак Руссо. Sapienti sat. Роль Сен-Жермена в поражении Франции в Семилетней войне и подготовке Великой Французской революции очевидна.

Вернемся к «Пиковой даме». Графиня Анна Федотовна прибегает к помощи Сен-Жермена, просит его о займе и получает нечто большее – возможность отыграться, угадав три карты подряд. Вопрос: каков источник его знаний? Математика, расчет? Вряд ли. Скорее всего, оккультные способности и связи с темными силами. Неслучайно Германн говорит графине:

« Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, – я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну».

По-видимому, Германн угадал. Анна Федотовна через Сен-Жермена была повязана договором с дьяволом, о котором она не должна была распространяться. Существует поверье, что ведьмы могут передать свой дар только раз и только одному человеку. Графиня это и делает, из жалости или из иных соображений, сообщая свою тайну проигравшемуся Чаплицкому, который выигрывает благодаря тайне трех карт. Германну она ничего уже передать не в силах, но он этого не понимает.

Сюжет о договоре человека с сатаной достаточно стар, это «Чудо о Феофиле», закончившееся, впрочем, посрамлением дьявола, однако только с XVI в. он становится стержневым для европейской культуры, начиная с «Легенды о докторе Фаусте». Доктор Иоганн Фауст – лицо историческое, профессор теологии Виттенбергского университета, занимавшийся оккультизмом и погибший при темных обстоятельствах. По легенде, он заплатил своей душой сатане за тайные знания и за 24 года, проведенные в богатстве и удовольствиях. Таким образом, через посредство Сен-Жермена Анна Федотовна становится Фаустом в юбке, продавшим свою душу в обмен на внушительный выигрыш и возможность и далее наслаждаться жизнью. Только черт приходит за ней на склоне ее лет, когда она, как и Фауст, достигла всецелого пресыщения, полного опустошения своей души и бесчувствия. И является он в облике офицера «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля» (по выражению Томского), становящегося ее невольным палачом.

Задолго до того, как народ вышел на улицы, революция произошла в душах и умах французов

Суммируем наши наблюдения. Задолго до того, как депутаты стали бунтовать в Генеральных штатах, а народ вышел на улицы, революция произошла в душах и умах французов.

Первыми революционерами явились не только деисты и атеисты-просветители, но и оккультисты – Калиостро и Сен-Жермен. Литературоведы отметили связь имени Германна и Сен-Жермена. Таким образом, Германн – наследник старорежимной старухи-графини и Французской революции.

Мы можем отметить, что в 1792-93-м году революционные Мефистофели пришли за старорежимными Фаустами – прожигателями жизни, единственным желанием которых было пожить еще хоть немного. Показательны последние слова мадам Дюбарри перед казнью палачу Сансону, с которым она, по слухам, находилась в связи в тюрьме (впрочем, это ее не спасло): «Господин палач, еще немножечко времени». Вспомним, что Фауст из легенды безрезультатно умолял Мефистофеля: «Дай мне пожить еще хоть день, хоть час». Графиня Анна Федотовна, жившая по тем же самым фаустовским законам и причастная к предпотопному кутежу старой Франции, встретила своего Сансона, так же цепляясь за жизнь, как и Дюбарри.

Однако не только «Великая» Французская революция подспудно присутствует в повести, но и наполеоновские войны.

Роднит их и сугубо прагматическое отношение к женщинам. Германн использует Лизу, чтобы попасть к графине, и забывает о ней, как только узнает секрет трех карт. Наполеон женится на Жозефине Богарне, чтобы проникнуть в высшее парижское общество, и разводится с ней, как только появляется необходимость заиметь законного наследника и породниться с императорским домом – безразлично каким, русским или австрийским.

Наконец, общая черта у них – девиз «все или ничего». Германн ставит все три раза все свои деньги на карту. Наполеон все свои кампании ведет по принципу – полная победа или поражение. Как отмечает известный историк Е.Тарле, «все или ничего – жизненный принцип Наполеона». Добавим, принцип, во многом построенный на расчете.

Есть еще одна общая черта между Германном и Наполеоном – три поединка Германна с Чекалинским, главой картежного общества, и три войны Наполеона с Россией – австрийская 1805 г., кончившаяся Аустерлицем, прусская или первая польская 1806-1807 г., завершившаяся разгромом при Фридланде, и, наконец, Отечественная война 1812 г., приведшая к поражению Наполеона и изгнанию из России, а в конечном счете – к его отречению и ссылке на остров св. Елены. Сам Пушкин сравнивает игру Германна с поединком. В Чекалинском можно найти некоторые черты Александра I. Во-первых, это ласковость, веселость, постоянная улыбчивость, за которые русского императора называли Ангелом. Во-вторых, выдержка. Показательна сама фамилия «Чекалинский», связанная с польским глаголом čеkati («ожидать»). Выдержка Александра I особенно проявилась во время войны с Наполеоном. Характерны его слова в начале войны: «Не я первым вынул меч, но я не вложу его в ножны, пока не изгоню неприятеля за пределы отечества». Когда Наполеон через Лористона предложил ему мир, Александр ответил: «Я скорее буду есть картофель в Сибири с последним из моих крестьян, чем подпишу такой мир».

Темные силы протягивают руку Германну, но только для того, чтобы посмеяться над ним

– Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его.

– Старуха! – закричал он в ужасе».

Вроде бы все условия контракта соблюдены, и виноват оказался сам Германн, который, во-первых, не женился на Лизе, во-вторых, проявил самоуверенность и не глядя вынул первую попавшуюся карту, посчитав ее за туза. Но подобное обдергивание было немыслимо без действия дьявольских сил, которые гипнотически заставили его выбрать не ту карту. Дьявол, как известно, платит черепками. В судьбе Германна есть параллель с Макбетом, которому ведьмы все вроде трижды предсказывают верно, но только эти предсказания ведут его к погибели.

И все же в конце повести для Германна есть надежда. Он не пустил себе пулю в лоб, он сошел с ума и оказался в Обуховской больнице. Сам Пушкин страшно боялся сумасшествия:

Не дай мне Бог сойти с ума,
Нет, легче посох и тюрьма.

И, однако, он воспел безумие Христа ради в своем «Борисе Годунове». Соответственно, исход Германна в Обуховской больнице можно воспринимать и как бесовскую насмешку над его мечтаниями, и как милость Божию. Бог дает Германну через безумие очиститься от его преступлений, забирая у него причину его падения – горделивый, расчетливый разум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *