в каком году была написана былина садко
Садко (былина)
Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два.
По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.
Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.
Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.
По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.
В одной былине о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырём.
Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».
Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.
Очевидное сходство эпизодов французског романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя Садко, Садок — еврейского происхождения (евр. Садок, Цадок — справедливый), что указывает на возможное влияние еврейской народной литературы.
Всеводод Миллер находит объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).
Кто написал былину «Садко»?
Кто написал сказку «Садко» и когда Вы узнаете в этой статье.
Кто написал «Садко»?
Но записываются и передаются былины сказителями. Из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).
Наиболее полная версия былины «Садко» была записана Андреем Сорокиным.
Былина «Садко» год написания точно не известен. Андрей Сорокин издал ее в 1910 году.
О чем былина «Садко»?
Садко — бедный гусляр из Новгорода, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.
В некоторых вариантах былины Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.
Первая из них даёт необычную версию: Садко здесь — не гусляр и вообще не природный новгородец, а некий приезжий с Волги молодец; он передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги. Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Затем Садко вступает в одну из новгородских братчин, устраивает пир и затевает с новгородцами спор: бьётся об заклад, что на протяжении трёх дней подряд будет скупать все товары, выставленные в Новгороде на продажу. В отличие от традиционной версии, у Кирши Данилова Садко побеждает: он действительно скупает все товары без остатка, включая битые горшки.
Вторая песня о Садко из сборника Кирши Данилова посвящена его приключениям в подводном царстве, которые изображаются в традиционном русле.
Садко
Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).
Содержание
Былина
По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии (Рыбн. 134 [уточните ссылку (уже 286 дней) ] ), Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого»:
Не я, видно, купец богат новгородский —
Побогаче меня славный Новгород! [1]
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.
В некоторых вариантах былины Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.
Первая из них даёт необычную версию: Садко здесь — не гусляр и вообще не природный новгородец, а некий приезжий с Волги молодец; он передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги. Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Затем Садко вступает в одну из новгородских братчин, устраивает пир и затевает с новгородцами спор: бьётся об заклад, что на протяжении трёх дней подряд будет скупать все товары, выставленные в Новгороде на продажу. В отличие от традиционной версии, у Кирши Данилова Садко побеждает: он действительно скупает все товары без остатка, включая битые горшки.
Вторая песня о Садко из сборника Кирши Данилова посвящена его приключениям в подводном царстве, которые изображаются в традиционном русле.
Происхождение
Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в Новогородской летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах [каких?] упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».
Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном [каком?] киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.
Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось.
Всеволод Миллер находит [где?] объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).
Садко
Садко — один из наиболее известных героев русских былин. В отличие от более известного (благодаря картине Васнецова) «золотого трио», он не богатырь-воин, а в целом мирный человек.
Содержание
Былина [ править ]
Как сообщает нам Вики, он жил в Новгороде, был бедным гусляром и зарабатывал на жизнь, играя на пирах. Однажды он девять дней не получал приглашения, с горя пришёл к озеру Ильмень и стал играть на пустом берегу. Из озера высунулся Морской царь (ну да, морской царь в озере, и что тут такого? приплыл послушать), похвалил игру Садко и пообещал ему награду. Благодаря помощи царя Садко разбогател и решил заняться торговлей. Нагрузив товарами 30 кораблей, он отправился за море. Но поднялась буря, и хотя купцы стали бросать в море драгоценности, она никак не утихомиривалась. Тогда решили умиротворить владыку морского человеческой жертвой. Жребий пал на Садко, и его с гуслями опустили на доске в воду. Он очнулся на дне, у Морского царя. Царь потребовал играть на гуслях и стал плясать под музыку. Это вызвало сильный шторм. Моряки взмолились Николаю Чудотворцу, тот явился Садко и научил, как вернуться обратно. Садко испортил инструмент. После этого царь потребовал, чтобы гусляр женился на морской девице, Садко выбрал последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира он уснул и проснулся на земле — на берегу реки Чернавы близ Новгорода.
Есть и другие варианты, в том числе и те, где Садко помогает дочь Морского царя. Такое развитие событий пришлось по нраву авторам адаптаций.
Тропы и штампы [ править ]
Опера [ править ]
Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко» (1897). В ней есть два хита: ария Варяжского гостя (брутальная нордическая — для баса) и ария Индийского гостя (нежная восточная — для тенора).
Сюжет немного отличается. Совет, как разбогатеть, даёт не сам Морской царь, а его дочь, Волхова, которая поднимается из озера в облике лебедя и влюбляется в Садко, услышав его пение. У Садко есть жена Любава, которую беспокоят его авантюрные замыслы. Перед тем, как отплыть, Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать о своих странах; Варяжский, Индийский и Веденецкий [венецианский] поют каждый про свою страну, понравилась больше последняя. Потом мы узнаём, что прошло двенадцать лет, а корабль с Садко всё торчит на одном месте посреди океана. Морскому царю приносят жертву, чтобы корабль мог сдвинуться? Садко спускается с корабля на доску. На дне царь с царицей предлагают Волхову в жёны Садко, (не очень ясно, любит он её или нет). Поднявшийся шторм прекратил Старчище могуч-богатырь, и объявил, что власть Морского царя закончилась. Садко с Волховой поднимаются на поверхность в раковине. Она стала рекой, а он обрёл счастье с тоскующей по нему Любавой.
Тропы и штампы [ править ]
Здесь жемчужин — навалом, как в песне Индийского Гостя, И алмазов в пещерах, конечно же, тоже не счесть.
Кино [ править ]
Александр Птушко снял фильм-сказку с тем же названием (1952; «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля). Он побывал не только на дне морском, но и в Индии, а вернувшись домой, понял, что нет милей красавицы Любавы Буслаевны. «В центре картины — привлекательный и мужественный купец из Новгорода по имени Садко, который совершенно случайно узнал, что вдалеке от его родины находится место, где обитает волшебная птица счастья. Садко принимает решение отойти от дел и отправиться в изнурительное путешествие, желая найти птицу счастья и привезти ее в Новгород. Если Садко удастся воплотить в жизнь свой план, то он сделает всё, чтобы каждый житель Новгорода получил свою порцию счастья. Вскоре на пути Садко начали возникать серьёзные препятствия, и если бы не знакомство с морской царевной, то путешествие Садко давным-давно бы закончилось печально».
Тропы и штампы [ править ]
Мультфильм [ править ]
Обзор на мультфильм от Chuck_Review
Снимался на протяжении 5 лет, вышел в 2018 г., совместное производство нескольких компаний, в числе которых уфимская студия «Муха», известная в 1990-х годах своим журналом комиксов. Нет, «Мельница» не принимала участие в создании, она выступила лишь как дистрибьютор.
Несмотря на название, мультфильм не является экранизацией былины, а лишь использует некоторые сюжетные элементы из неё и представляет из себя типично-юморной мультфильм-сказка а-ля «серия про трёх богатырей от Мельницы», и, с поправкой на жанр, советские фильмы-сказки поздних Роу и Птушко.
Персонажи [ править ]
На земле [ править ]
В воде [ править ]
Сюжет [ править ]
Новгородский князь потребовал от воеводы Акима, чтобы тот сыскал ему нового музыканта. А старого в обнимку с гармонью вышвырнули за дверь палат. Аким слышал про Садко и пошёл ангажировать, собрав всю дружину. Один из воинов тащил на себе Садко, забросив на плечо, а тот играл на дудочке. Как раз во дворце проводились смотрины женихов княжны Настеньки, на которых Садко играл на гуслях, и царевна в него влюбилась. На венчании Садко проверил, бегают ли мурашки у него и невесты, убедился, что нет, и удрал. Феерическая погоня закончилась тем, что Садко и попугай оказались на борту ладьи и поплыли в открытое море. Там их потопили викинги, и герои оказались втянуты в борьбу добра в лице морской царевны Щучки и зла в лице Барракуды на морском дне. Добро победило, героев рыбы подняли на поверхность… И вновь Садко втянут в борьбу добра в лице новгородцев и злишка в лице викингов. Добро победило и всё закончилось тройной свадьбой — Щучка с Садко, Настя с Рюриком и Любава с Тимофеем — с присутствием всех положительных героев, включая свинью.
Тропы и штампы [ править ]
Музыка. Много. Весело. Текстов в сети нет.
проверить, бегают ли у него и Насти по ногам мурашки. Обнаружил, что нет, и удрал.
Тропы вокруг мультфильма [ править ]
Диалоги [ править ]
Мама: Опять бездельничаешь, лодырь? У одних дети в дружине служат, кто дурной или хворый – при боярском приказе взятки берёт хотя бы, а этот что? Папа: Да ладно тебе, мать! Душевно же играет. Садко: Маменька, благодаря музыке в нашу жизнь когда-нибудь постучится счастье. Мама: Да по башке тебе надо настучать (стучит по лбу).
Аким: Кто из вас Садко? Садко: А-а-а-а… Папа (отодвигает жену и сына): Я! Мама (выдвигаясь вперёд, закрывая мужа и сына): Ну я! Кошка (выходит вперёд, становится на задние лапы): Мяу! Садко (опускает мамину руку, со вздохом): Я Садко.
Садко: Может, я в другой раз зайду? Аким: А я сказал – добро пожаловать! (швырнул в княжеские палаты). Пойдём, играть будешь. Садко: А в какой тональности? Аким: В передней. К женихам передом, а к невесте задом.
Аким: Тебе чего, сантиметр? Викинг: Я вождь варягов Рюрик, пришёл свататься за княжескую дочь. Аким: Опоздал ты, Юрка. Приём документов закончен, приходи в следующем году.
Князь: Читать тебе не обязательно. Договор типовой. Садко: Минуточку. Я свои права знаю. «Я, Садко…» Аким: На досуге почитаешь, библиофил. (Подсовывает документы на подпись) Отказ от наследства, докладная, график выплат, ваучер.
Клешня: А я знаю, это наша мама его [Карася] заколдовала! Угорь крутит пальцем у виска.
Голова: Так ты богатырь из Новгорода говоришь? А с какой улицы? Садко: Крепостная улица, там, за мостом. Скелет в синем кафтане: Так, погоди (отшвыривает Голову). Кузнеца с вашей улицы как кличут? Садко: Анисим. Скелет в синем кафтане: Сестра его замуж… Садко: Любава? Неее, жених у неё утонул. Так ни за кого и не вышла. Скелет в синем кафтане: Ждёт (поглаживает обручальное кольцо на перчатке). Ждёт.
Садко: Где тут у вас можно руки вымыть? Пират (со смехом): А везде, тут же одна вода (Садко моет руки под краном самовара).
Щучка: Вкусно? Садко: На борщ похоже. Но запах другой. Пират (приносит две тарелки): [нрзбр] из улиток, похлёбка из [крутых?] головастиков.
Садко: Яш, а как ты думаешь? Если у девушки хвост, а у парня – ноги, между ними любовь возможна? Яша: Сложный вопрос. Знал я одного попугая, который курицу полюбил. Страдал. Биологическая разница видов – страшная вещь. Садко: А я её всё равно люблю.
Барракуда: Что вы уставились? Не дайте ему разбудить Карася! Воин: Но, Великая, ведь мы так долго ждали его пробуждения!
Угорь: Братик, пошли отсюда. Клешня: Можете не провожать, мы знаем дорогу.
Аким: Князь-батюшка, враг у порога. Князь: А где дружина? Аким: Так ты ж сам бойцов отправил на княжеские покосы. Два дня пути. Князь: Эх, как всегда, всё самому. (С трудом поднял меч с широким лезвием и побежал). Аким: Куда? (остановил его, снял шлем и надел на князя). Вот так-то лучше.
Настя: Успела? Князь: Настенька, ты как? Настя: Вот! (показывает меч). Князь: Опять ты без шапки! (достаёт откуда-то шлем и надевает на дочь).
Настя (взяв меч, подходит к Рюрику, которого Дуби-Ду швырнул на берег вместе с пушкой, пробившей яму): А ну, дайте-ка мне! Рюрик (слышит её голос приглушённо, открывает глаза): Валькирия.
Карась: Невеста? что так сразу-то? А подготовительный период? цветы? шоколадки? Щучка: Да уже всё было! Ты просто всё проспал. Карась: Ну тогда – совет да любовь!
Прочее [ править ]
Алпамыс (Алтай, Башкортостан, Казахстан, Каракалпакстан, Татарстан) • Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты)) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Былины (Русь) (Садко • Три богатыря) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Сказки дядюшки Римуса (афроамериканцы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии)
Красная Шапочка (Le Petit Chaperon rouge, Rotkäppchen — западноевропейская сказка)
Бейбарс (Египет) • Божественная комедия (Италия) • Витязь в тигровой шкуре (Грузия) • Роман о Лисе (Франция) • Слово о полку Игореве (Русь) • Тысяча и одна ночь (Книга тысячи и одной ночи, арабы) • Шахнаме (Иран)
Четыре классических китайских романа: Троецарствие (Ло Гуаньчжун) • Речные заводи (Ши Найань) • Путешествие на Запад (У Чэнъэнь?) • Сон в красном тереме (Цао Сюэцинь) (ранее Цветы сливы в золотой вазе (анонимный автор))
- что делать если заклинило дверь в квартире и не открывается
- турник своими руками во дворе частного дома чертежи