в каком году была люблинская уния
Подписана Люблинская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским
Люблинская уния. Картина Яна Матейко
28 июня 1569 года в Люблине было подписано соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство — Речь Посполитую. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с подписания Кревской унии 1385 года, по которой великий князь литовский Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. В 1401 году Виленско-Радомская уния уточнила условия Кревской унии.
Рассмотрение вопроса о Люблинской унии началось в январе 1569 года на общем сейме польских и литовских феодалов. Из-за борьбы польской шляхты за доминирование, а литовских вельмож — за сохранение независимости, сейм продолжался с перерывами до августа 1569 года. Польскому королю Сигизмунду II Августу удалось сломить сопротивление элиты Великого княжества Литовского, передав Королевству Польскому принадлежавшие Литве Волынь, Подолье, Полесье и украинские земли.
Люблинская уния предусматривала установление в Польше и Литве единого государства, общей денежной системы, а также общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, которого избирали совместно польские и литовские феодалы. Уния подтвердила присоединение к польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла общим владением Ливонию, отменяла взаимные пошлины. Речь Посполитая выступала как единое государство также и на международной арене.
Вместе с тем уния не ликвидировала полностью государственной обособленности Литвы. В стране сохранялись особое законодательство и суды, отдельные высшие административные должности, казна, войско, официальным языком остался русский (белорусский).
В течение 17–18 веков эти элементы государственности постепенно отмирали. В мае 1791 года, согласно Конституции, принятой сеймом Речи Посполитой, была упразднена польско-литовская уния, и уничтожены, таким образом, последние остатки государственности Литвы.
«Линия этнокультурного разлома»: какую роль в истории Восточной Европы сыграла Люблинская уния
28 июня 1569 года между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским была подписана Люблинская уния. Этот союз положил начало единому федеративному государству — Речи Посполитой.
Отношения между Русью и Польшей
Формирование государственности на Руси и в Польше в Средние века началось практически синхронно. Но в момент принятия христианства цивилизационные пути двух могущественных славянских государств начали расходиться. Если польский князь Мешко I крестился по западному, римскому обряду, то княгиня Ольга с князем Владимиром — по восточному, отказавшись от цивилизационной общности с Западной Европой.
Отношения между Русью и Польшей в Средние века были достаточно нестабильными. Рюриковичи заключали с Пястами (первая династия польских правителей) династические браки и оказывали родственникам помощь, однако параллельно вели с ними войны.
Русь и Литва
В XII—XIII веках влияние Киева на русские земли начало уменьшаться, а экономический, политический и военный центр Руси начал смещаться на северо-восток. Резиденцией великих князей и митрополитов Киевских и всея Руси стал Владимир, а затем — Москва.
На фоне феодальной раздробленности в Древнерусском государстве наступление на его северо-западные границы начала Литва. В конце XII века она военным и дипломатическим путём покорила ряд княжеств на территории современной Белоруссии, нападала на новгородско-псковские, волынские, смоленские и черниговские земли. В XIV веке, воспользовавшись последствиями монгольского разорения и увяданием галицко-волынской ветви Рюриковичей, литовцы развернули обширную экспансию южнорусских земель.
Её итогом стало подчинение Литве территории современной северо-западной и центральной Украины. В середине XIV столетия при князе Ольгерде Литовское государство достигло пика своего могущества — под его контролем оказались территории от Прибалтики до Причерноморских степей, включая земли современных Прибалтики, Белоруссии, Центральной Украины, Смоленска, Брянска и Курска.
В начале XV века между Москвой и Литвой произошёл конфликт, завершившийся стоянием на Угре в 1408 году и подписанием Вечного мира. В 1487—1494 годах произошла русско-литовская война, известная как «странная» или «пограничная». Благодаря ряду военно-дипломатических успехов московскому правителю Ивану III удалось расширить власть своего государства на запад, но сил для полноценного возвращения под руку Рюриковичей киевских земель ему не хватило.
На фоне успехов Москвы ряд феодалов славянского происхождения пожелали отказаться от литовского «покровительства». Кроме того, в Литве началось давление на православную знать, чтобы склонить её к переходу в католичество. В итоге в 1500—1503 годах между Москвой и Литвой произошла новая война, завершившаяся победой русских и утратой литовцами около трети контролируемых ими земель, включая Чернигов, Гомель, Новгород-Северский и Брянск.
В середине XVI века Россия и Литва стали соперничать за влияние на Ливонскую конфедерацию. Ливонцы грубо нарушали договоры с Москвой, ограничивали права православного населения и искали союзников для конфликта с Россией. В 1558 году началась Ливонская война. Через три года по итогам Виленской унии ливонские земли оказались в вассальной зависимости от Литвы, и война приняла характер русско-литовской. Боевые действия негативно сказывались на экономической и политической ситуации в Литве, что создавало предпосылки её слияния с Польшей.
Люблинская уния
Дискуссии об окончательном объединении Литвы и Польши в единое государство велись достаточно долго. Литовская шляхта и магнаты опасались того, что окажутся в новом объединении на вторых ролях, однако из-за угрозы поражения в Ливонской войне знать стала более сговорчивой.
В 1569 году в Люблине начал работать польско-литовский сейм, призванный решить вопрос полного слияния двух стран. Литовцы добивались объединения на условиях полного равенства обеих частей будущего государства, однако польские аристократы были с этим несогласны. Сторону поляков занял Сигизмунд II Август, носивший титул одновременно короля польского и великого князя литовского. Своими универсалами он присоединил к Польше Подляское и Волынское воеводства, Подолье и Киев. Литовской знати за несговорчивость король пригрозил конфискацией земель. В итоге уния была официально подписана 28 июня 1569 года.
В результате было образовано новое государство — Речь Посполитая, формально считавшаяся республикой двух народов (на практике — польской и литовской шляхты), избиравших себе пожизненных королей. Законодательная власть в Речи Посполитой принадлежала двухпалатному сейму. В сенат входили высшие сановники и представители католического духовенства, в посольскую избу — депутаты, избранные на собраниях местной шляхты.
Номинально Литва и Польша в составе федеративной Речи Посполитой были равны. Однако благодаря передаче королём территории большей части современной Украины Польше и другим законодательным ухищрениям соотношение польских и литовских представителей в общем сейме стало три к одному. Разработка законодательства и внешняя политика были подчинены интересам польской знати. Начался процесс тотальной полонизации и окатоличивания привилегированных слоёв общества.
Речь Посполитая
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев рассказал в интервью RT, что «после Люблинской унии поляки помогли литовцам в борьбе с русскими, и предотвратили присоединение земель Великого княжества Литовского к России».
«Однако литовцам пришлось заплатить за это высокую цену —цивилизационное подчинение Польше и католицизму», — отметил эксперт.
По его словам, политическое объединение создало условия для религиозного подчинения преимущественно православных литовско-русских земель католической Польше. В 1596 году была заключена Брестская уния, согласно которой на базе православных приходов на территории Речи Посполитой образовывалась подчинявшаяся папе римскому Греко-католическая церковь.
«Брестская уния была производной от Люблинской. Она вынуждала православных менять свою веру», — подчеркнул эксперт.
Восточнославянское православное население подвергалось жестоким притеснениям. Помимо религиозных гонений, согласно законодательству Речи Посполитой, православные крестьяне подлежали закрепощению, теряли личную свободу.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель РГГУ Вадим Трухачёв, заявил в беседе с RT, что в Речи Посполитой очень плохо относились к православным крестьянам.
«Сейчас не все знают, но слово «быдло» — польского происхождения, которое означает скот. Так поляки называли православных крестьян восточнославянского происхождения, предков современных украинцев», — отметил он.
В свою очередь, Волобуев отмечает, что «проводниками политики полонизации и окатоличивания служили горожане и шляхта».
«Первые хотели поддерживать с поляками экономические отношения, вторые — желали заседать в сейме. Сопротивлялись политике Речи Посполитой крестьяне и казаки, защищавшие православие и свою вольницу», — заявил эксперт.
Пик могущества Речи Посполитой пришёлся на начало XVII века. Воспользовавшись смутой, поляки оккупировали значительную часть России, польский гарнизон стоял в Москве, на российский престол пытались посадить ставленника Варшавы. Однако благодаря усилиям народного ополчения России удалось восстановить свой суверенитет. В самой Речи Посполитой первая половина XVII столетия прошла под знаком многочисленных народных восстаний на территории современных Украины и Белоруссии.
«Речь Посполитая была неустойчива из-за фактического отсутствия этнического большинства. Значительную часть жителей страны, помимо поляков и литовцев, составляли восточные славяне, немцы, евреи. Система избираемой шляхтой монархии делала рыхлым и неповоротливым государственное управление», — подчеркнул Вадим Трухачёв.
В середине XVII века Речь Посполитая понесла жестокое поражение от восставших казаков под предводительством Богдана Хмельницкого и поддержавшей единоверцев России. С этого момента начался её закат. Агрессивные попытки польской шляхты вернуть себе былое влияние привели в конце XVIII столетия к трём разделам польско-литовского государства между соседями и прекращению его существования.
Последствия унии
Несмотря на развал Речи Посполитой, последствия Люблинской унии ощущаются по сей день, отмечают историки.
В частности, Трухачёв указывает, что «до унии на всех восточнославянских землях проживал единый русский народ, после неё начало оформляться нечто иное, на основании чего со временем выделились украинцы и белорусы».
«Причём линия этнокультурного разлома на Украине проходит сегодня как раз по границам бывшей Речи Посполитой. Нынешний курс Киева поддерживают те, кто проживает на бывших польско-литовских землях, а против него выступают обитатели территорий, не входивших в Речь Посполитую», — пояснил эксперт.
По мнению Волобуева, исторические последствия Люблинской унии огромны.
«Главный результат унии 1569 года — это цивилизационное размежевание восточнославянских земель, входивших ранее в Древнерусское государство», — подытожил эксперт.
Люблинская уния 1569 года
Люблинская уния – это соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполитая.
Было заключено 28 июня 1569 года. И 1 июля того же года утверждено было раздельно депутатами польского и литовского сеймов в городе Люблин.
Следует отметить, что процесс объединения Польши и Литвы был начат ещё в 1385 году заключением Кревской унии.
А завершился он через 200 лет подписанием унии в Люблине (1569).
1. Причины объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства.
Б) Желание мелких и средних литовских, украинских и белорусских шляхтичей, чьи права сильно ущемлялись местными магнатами (уплата особого налога в пользу магнатов – «серебщины», постоянные «наезды» магнатов на шляхетские имения и т.д.), облегчить свои военные тяготы и получить такие же широкие привилегии, которыми пользовалась шляхта польская.
На тот момент Польша представляла собой своеобразную дворянскую республику с сеймом и выборным королем. Республику, в которой каждый шляхтич мог «ставить палки в колёса» даже самому монарху.
В Литве же вся власть принадлежала магнатам. Они входили в Великокняжеский совет, занимали высшие административные должности.
Мелкая и средняя шляхта, недовольная засильем в княжестве магнатов, надеялась вследствие объединения не только ограничить своеволие крупных землевладельцев, но и получить возможность непосредственно влиять на решение государственных дел.
В) Украинские шляхтичи надеялись, что в объединённом государстве станет возможным наладить эффективную оборону от турецко-татарских набегов и положить конец вооружённым нападениям (шляхетским наездам) на польско-украинском пограничье.
Г) Стремление польской шляхты и магнатов, воспользовавшись тяжёлым положением Литвы, захватить принадлежащие ей украинские земли, в которых они видели неиссякаемые источники получения сельскохозяйственной продукции, леса и других товаров для экспорта в страны Западной Европы.
2. Люблинский сейм 1569 года.
3. Содержание Люблинской унии.
• Глава государства – выборный король.
Его совместно избирает шляхта.
Он же становился и Великим князем Литовским.
• Общий сейм – решал важнейшие вопросы государственной жизни.
Его образовывали король, сенат и посольская изба.
• Вводилась единая денежная система.
• Проводилась единая внешняя политика.
• Сохранялись раздельные законодательство, судебная система, правительства, местная администрация, войско и казна.
• Литовско-украинская шляхта уравнивалась в правах с польской.
И освобождалась от уплаты налогов.
• Большая часть украинских земель – Волынь, Подолье, Киевщина, Подляшье, Брацлавщина – выводились из состава Литвы и передавались Польше (Галичина, Холмщина и Западное Подолье попали под польское господство еще с конца XIV века).
4. Значение унии и её последствия.
А) Образование в Восточной Европе нового колоссального по размерам государства стало важным событием эпохи не только для восточноевропейского региона, но и для всего континента.
Б) Уния помогла победно завершить Ливонскую войну.
В) Для Украины эта уния имела крайне негативные последствия.
Ведь большинство украинских земель оказалось под властью крепостнической и католической Польши. А это значит, что под угрозу было поставлено само существование украинцев как отдельной народности.
• Вот мнение об этом событии известного канадского историка Ореста Субтельного:
«Люблінська унія 1569 р. стала для українців подією величезної ваги. Попри всі свої недоліки Велике князівство Литовське протягом двох століть створювало для них сприятливі умови існування. Українські князі хоч і підпорядкувалися литовцям, однак мали великий вплив у суспільній, економічній, релігійній та культурній царинах життя. Проте, як свідчила доля Галичини, що першою потрапила під владу Польші, з переходом українських земель від Литви до Польщі було поставлено під сумнів саме існування українців як окремої етнічної спільності».
Г) Перед польскими магнатами и шляхтой открывались большие возможности для присваивания украинских земель, беспощадной эксплуатации крестьян и мещан, для духовного порабощения народа.
Даже Михаил Грушевский вынужден был признать, что именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на всё русское», православное.
5. Общественно-политические изменения на Украинских землях после Люблинской унии.
А) После Люблинской унии на украинских землях происходят изменения в административном управлении.
Украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на воеводства:
Воеводства делились на уезды (поветы) или земли, во главе которых стояли старосты и каштеляны (коменданты крепостей).
— В местном управлении особое положение заняли воеводские и поветовые сеймики – сословные собрания шляхтичей. Они решали вопросы местной жизни, избирали депутатов на общегосударственный сейм и в Коронный трибунал.
Б) Изменилась и система судопроизводства.
• В каждом уезде существовал земский суд.
Он был сословным – шляхетским и избирался местной шляхтой. Созывался несколько раз в году. И рассматривал разнообразные гражданские дела шляхты – наследственные, имущественные и финансовые.
• В городах, подчинённых королевским старостам действовали гродские (королевские государственные) суды.
Они рассматривали уголовные и гражданские дела – о наездах, ограблениях, побоях, убийствах, кражах.
• Земельные споры между шляхтичами регулировались подкоморскими судами.
• Высшей судебной инстанцией был Коронный трибунал, а в отдельных случаях – сейм.
• Рассмотрение судебных дел в городах с магдебургским правом относилось к компетенции магистратов, а в частных городах – их собственников.
• В сёлах существовали копные (общественные) суды, которые с усилением крепостничества превращались в панские, а также референдарские – для крестьян королевских имений.
• Свой суд имело духовенство.
В) Украинские магнаты наравне с польскими и литовскими вошли в состав высшего органа власти Речи Посполитой – сейма, в котором пользовались правом вето и принимали участие в выборе короля.
Только магнаты назначались или избирались на высшие правительственные должности.
И только из их числа назначались воеводы и старосты, которым подчинялась местная администрация.
Д) Основным видом помещичьего хозяйства стал ФОЛЬВАРК.
• Как писал Андрей Дикий:
«Платили налог от «дыма», т. е. от жилья, «десятину» на церковь, особый налог на содержание польского войска, принуждали строить мельницы и шинки (кабаки), которые обычно сдавались в аренду евреям, а крестьянам запрещалось молоть зерно или производить водку дома, заставляя их пользоваться этими мельницами и шинками; зерно, яйца, птица, скот, воск, и мёд, пойманная рыба, сотканное полотно – всё облагалось в пользу владельца земли и крестьянин должен был известную часть доставлять владельцу или арендатору. Часть эта имела тенденцию всё возрастать, так как и владелец, и арендатор старались выколотить возможно больше дохода. Жаловаться же на несправедливость было некому».
Ж) После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения.
Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п.
З) Но самое главное – по акту Люблинской унии Литва и Польша должны были соединиться в одно государство и один народ, а единства не надеялись достичь без единства веры.
На украинских и белорусских землях массово появилось католическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте.
В то же время русский православный священник относился к разряду тягловых людей, то есть зависимым холопам.
Поскольку назначение высших православных иерархов также входило в компетенцию польских властей, закономерным последствием наступления стало провозглашение Брестской церковной унии в 1596 году.
Православие было сочтено упразднённым, и ревнители православной веры подвергались гонениям как ослушники духовного начальства и еретики.
Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп для извлечения доходов.
Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших слоёв общества.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Люблинская уния: объединение для победы над Москвой (Армiя INFORM, Украина)
Первого июля 1569 года на генеральном сейме в Люблине был подписан окончательный акт Люблинской унии — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого Княжества Литовского в союзное государство — речь Посполитую. А четвертого июля соглашение было ратифицировано королем польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом. Объединение преследовало цель противостоять московской агрессии, ведь Московское княжество на время подписания унии захватило почти треть территории Великого Княжества Литовского.
«Уже через год у Европы появилась возможность сравнить метод польского „униювания» с московским, где Иван Грозный тысячами жутких пыток выбил из голов новгородцев любое влечение к польскому опыту». (Владислав Конопчинский)
Уния имела непосредственное влияние на украинские земли, ведь они передавались в управление Польского Королевства и впервые за несколько веков объединялись в одном государстве. Именно поэтому вспоминаем об этом событии накануне тридцатилетия провозглашения государственной независимости Украины.
В свое время заключение Люблинской унии вызвало ускоренную интеграцию украинских земель и местной знати к западноевропейской политико-социальной общности. Создание союзного государства в 1569 году дало возможность некоторое время эффективно противостоять захватническим намерениям Москвы и отбить ранее захваченные территории. Устройство Речи Посполитой помогло сохранить киево-русскую идентичность Волыни и Киевщины.
Хотя о Люблинской унии все знают еще со школы, однако, понимание этого незапамятного события у большинства из нас слишком упрощенное. Ведь государство, образовавшееся в 1569 году, было совсем не похоже на те страны, что существуют сейчас. Попробуем разобраться.
Конфедеративное устройство
Согласно положениям Унии, речь Посполитая была единой и неделимой конфедерацией, которую образовали советы коронные, духовные и светские, все рыцарство и другие сословия таких независимых территорий: Большая и Малая Польша, Великое Княжество Литовское, Княжество Киевское, Волынь, Подляшье, Земля Русская, Прусская, Поморская, Жмудская (нынешняя Литва), Инфантская (нынешние Латвия и Эстония) и самоуправляющиеся города коронные.
Возглавлял государство выборный монарх, которому был составлен титул: Божьей милостью король Польский, Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемайтский, Киевский, Волынский, Подляский и Ливонский. Источником власти была шляхта, которая воплощала ее демократическим методом через выборы в парламентские, представительные и местные органы: сейма, сената, сеймиков и тому подобное, обеспечивая высокий уровень децентрализации управления. Общими были, кроме короля и сейма, также зарубежная политика и денежная единица.
Зато каждая из объединенных территорий имела отдельные автономные права в пределах конфедерации. О некоторых из них расскажем далее.
Западная Русь
Великое Княжество Литовское и Корона Польская имели отдельную казну, войско, учреждения, официальные языки, судопроизводство. К Польскому Королевству была полностью инкорпорирована некогда самая западная часть Киевской Руси — Земля Подляшская. Ее шляхта получала права и привилегии шляхты коронной. Напомним, что еще в 1430-х годах Польша присоединила к себе на аналогичных условиях другие части западной Руси — земли Белзскую и Русскую (с центром во Львове) и Западное Подолье (с центром в Каменце).
Волынь
Волыняне присоединились к Короне Польской на условиях равноправного двустороннего соглашения, которое было подписано двадцать шестого мая 1569 года. Соглашение предусматривало официальный статус русского (староукраинского) языка и литовского права, отдельное судопроизводство, специальные гарантии для православия, признание княжеских титулов и территориальную автономию Волынской земли, состоящей из Волынского и Брацлавского воеводств.
Киевское княжество
Вопреки распространенному мнению, Киевское княжество не исчезло с карты Европы в 1471 году, а продолжало существовать как удельная земля, границы которой совпадали с границами военного округа — Киевского воеводства.
«Киев был и является председателем и главным городом русской земли» (Люблинская уния)
Согласно Люблинской унии, Киевское княжество примкнуло к Короне польской, сохраняя тот же объем самостоятельности, что и Волынская земля. Условия соглашения, подписанного с руководителями Киевщины пятого июня 1569 года, по всем вопросам были идентичны Волынским.
Князь киевский
Если существовало Киевское княжество, то кто-то должен был быть и киевским князем. В тексте Люблинской унии находим ответ на этот вопрос. Среди ее подписантов — Константин Константинович, князь Острожский, Киевский, маршалок (государственная должность в Польше и Великом княжестве Литовском — прим. ред.) Волынский и староста Владимирский.
Как известно, Острог тогда считался столицей Волынской земли, а Василий — Константин Константинович, князь Острожский и Киевский был реальным обладателем значительных украинских территорий и, как видим, не совсем «не коронованным». Его твердая позиция помогла прописать четкие и понятные условия пребывания земель «старожитной Руси» в составе Речи Посполитой, гарантии политических, экономических и духовно-культурных прав русского народа. И нарушение Короной Польской условий соглашения, подписанного в 1569 году, давало основания для ее расторжения в будущем.
Победа над Москвой
Контекст
Чем стала Люблинская уния для православных
«День»: гетман Мазепа предвосхитил Майдан
Истории от Бузины: Гетман Скоропадский: ‘Мы все русские люди!’
Однако сначала объединение народов в Речи Посполитой дало важные результаты в борьбе с исконным врагом. Наибольшим успехом Речи Посполитой в противостоянии с Московским государством стало Деулинское перемирие, заключенное одиннадцатого декабря 1618 года после многодневной осады Москвы. Оно завершило польско-московскую войну, длившуюся с 1609 года. Речь Посполитая получила земли Великого Княжества Литовского, которые до того были захвачены Москвой — Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую, всего двадцать девять городов. Польский король официально получил право претендовать на московский трон. Триумф союзного государства стал возможным благодаря активному участию в этой войне двадцати тысячного казацкого войска под предводительством гетмана Петра Сагайдачного.
Казацкий вопрос
Несмотря на юридические гарантии, уже в середине семнадцатого века на Украине не было ни одного социального слоя населения, который бы не подвергался притеснениям в правах. Особенно страдали посполитые (крестьяне) и казаки, с которыми магнаты вели себя не так, «как положено поступать с людьми рыцарскими»: отбирали хутора, луга, пруды, мельницы, заставляли платить баснословные налоги. За любое неповиновение казаков бросали в тюрьмы, где их пытали. Более того — многих из них превращали в крепостных.
Увеличилось давление на православную церковь. Местных православных мещан отстраняли от участия в городском самоуправлении, зато на должности брали иностранцев. Чинились препятствия вступления украинцев в цехи, занятия ими ремеслом или торговлей. Применялись ограничения по образованию и употреблению украинского языка.
Поэтому, опираясь на тогдашнее право, в том числе и на положения Люблинской унии, двадцать седьмого декабря 1648 года гетман Богдан Хмельницкий в период бескоролевья в Речи Посполитой был рукоположен Иерусалимским патриархом Паисием на князя Руси и начал борьбу за отделение украинских земель от союзного государства.
Парад конфедераций
Речь Посполитая окончательно прекратила свое существование в 1795 году. Ее погубил произвол магнатов, последовательно ослабивший позиции государственной власти. Разные шляхетские группировки создавали все новые и новые конфедерации, которые подрывали доверие к королю и сейму. В конце концов, абсолютные монархии, окружавшие Речь Посполитую, прибегли к аннексии ее территорий и ликвидации государственности.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.