в каком году была изобретена жевательная резинка
Пузырь на миллион: кто придумал жвачку и как она появилась в СССР
Российские маркетологи определили продукт, спрос на который резко упал во время пандемии. Это жевательная резинка. Ее продажи не восстановились даже после отмены самоизоляции. Первый бабл-гам появился еще в глубокой древности. В 1848 году промышленное производство жевательной резинки наладил предприниматель Джон Кертис. Как жвачка спасла американцев в эпоху «сухого закона»? И кто превратил ее в один из самых популярных товаров в истории? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ!
Из глубины веков
Жевательную резинку пробовал едва ли не каждый. По подсчетам специалистов, ежегодно человечество потребляет не менее ста тысяч тонн жвачки. В США даже проходит чемпионат по надуванию пузырей из бабл-гама. Побеждает тот, кто надует самый большой пузырь. Но побить рекорд американки Сьюзен Монтгомери пока никому не удалось. В 1994 году на телешоу она надула пузырь диаметром 58,5 сантиметра.
«Сосна янки»
Патент на первую каучуковую жевательную резинку в 1869 году получил дантист Уильям Финли Семпл. Он утверждал, что жвачка с добавлением мела, древесного угля и ароматизаторов будет благотворно влиять на зубы. А жевать ее можно будет месяцами, поскольку каучук очень прочен. Но производство Семпл наладить не смог.
Сделка века
Легендарный Ригли
Патент выкупил бизнесмен Уильям Ригли, добавив в рецептуру перечную мяту. Жвачка стала пользоваться еще большей популярностью среди американцев. Именно этот момент, считают многие эксперты, можно считать отправной точкой роста популярности жевательной резинки. Уильям Ригли выпускал бабл-гам в виде шариков, палочек, драже и пластинок. Его товар стал настолько ходовым, что уже к 1908 году продажи превысили один миллион долларов. Но изначально компания Ригли изготавливала мыло.
Со жвачкой на фронт
Жвачку до сих пор кладут в каждый американский сухпаек. А в 2014 году стало известно, что Пентагон потратил 12 миллионов долларов на разработку военной жевательной резинки Kombat gum. Она должна защитить зубы солдат от кариеса.
Бабл-гам в СССР
В Советском Союзе жевательную резинку не продавали в магазинах. Но после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году о бабл-гаме узнали все. Правда, достать его было практически невозможно. Жвачка оставалась дефицитом и в 1980-х. Активно действовали спекулянты, жвачку продавали втридорога, за ней буквально гонялись.
В 1975 году из-за жвачки произошла трагедия. 15 килограммов жевательной резинки в Москву привезли канадские хоккеисты. Иностранцы бесплатно раздавали советским школьникам вожделенное лакомство. После игры с ЦСКА сотни зрителей одновременно ринулись к автобусам хоккеистов в надежде получить еще несколько жевательных резинок. В давке погибли 21 человек, 25 человек получили серьезные травмы.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.
История жевательной резинки
28 декабря 1869 года, 140 лет назад в США получен первый патент на изготовление жевательной резинки.
Самая первая жевательная резинка датируется временами каменного века, VII – II тысячелетиями до нашей эры. Она была найдена во время раскопок в Северной Европе и представляла собой куски доисторической смолы с отпечатками человеческих зубов.
Известно также, что индейцы майя около тысячи лет назад, чтобы чистить зубы и освежать дыхание, использовали застывший сок дерева саподилла. Такую жевательную смесь они называли «чикле». Много позже именно саподилла послужила основой для промышленного производства жевательной резинки.
В 1869 году зубной врач Уильям Финли Семпл ( William Finley Semple ) получил первый патент на жевательную резинку. Семпл предлагал изготавливать ее из каучука с добавлением мела, древесного угля и ряда ароматизаторов. Семпл утверждал, что такая жвачка будет благотворно влиять на состояние зубов. Кроме того, к числу несомненных достоинств «улучшенной жевательной резинки Семпла» изобретатель относил ее долговечность: дантист предполагал, что кусочек жвачки можно будет использовать неделями и месяцами, так как каучук очень прочен.
Однако Уильям Семпл по неизвестным причинам так и не смог наладить промышленное производство жвачки.
Новую жизнь современная жевательная резинка (на основе уже каучука, а не сосновой смолы) получила в том же 1869 году, благодаря генералу Антонио Лопесу де Санта-Анна ( Antonio Lopez de Santa Ana ).
Генерал Антонио Лопес де Санта-Анна, некоторое время правивший Мексикой, бежал в Нью-Йорк. С собой он захватил тонну мексиканского «чикле», надеясь его выгодно продать и заработать. По легенде, генерал убедил нью-йоркского изобретателя Томаса Адамса ( Thomas Adams ) купить у него каучук. Изобретатель попробовал вулканизировать каучук, таким образом, он хотел найти заменитель резины, но эксперименты ни к чему не привели. Тогда Адамс решил сварить из него жвачку, памятуя о привычке своего мексиканского знакомого жевать «чикле». Исследователь пристроил пробную партию получившейся жевательной резинки в местных торговых лавках и с удивлением обнаружил, что его продукция стала пользоваться популярностью. Чуть позже он добавил в жвачку лакричный ароматизатор. Так появилась первая ароматизированная жвачка под названием « Black Jack », которую выпускали до 70-х годов XX века.
В 1871 году Адамс запатентовал автомат для массового производства жвачки, а с 1888 года созданная им же жвачка « Tutti Frutti » стала продаваться из торговых автоматов на перронах железнодорожных станций.
В 1880 году аптекарь Джон Колган ( John Colgan ), несколько изменив рецептуру, начал добавлять в жевательную резинку аромат перед тем, как положить туда сахар. Такая нехитрая манипуляция способствовало тому, что аромат и вкус жвачки сохранялись надолго.
Серьезную роль в истории жевательной резинки, сыграла компания « Wrigley », ставшая значимым игроком на рынке еще в конце XIX века.
В 1891 году успешный продавец мыла Уильям Ригли ( William Wrigley ) обратил внимание на то, что покупатели приходят в его магазин не столько из-за мыла, сколько из-за двух пластинок жевательной резинки, прилагавшихся к покупке.
В 1928 году химик Уолтер Димер ( Walter Diemer ) создал еще одну разновидность жвачки – « bubble gum », которая позволяла легко выдувать пузыри. Это изобретение сделало жвачку популярной не только среди взрослых, заинтересованных в приятном запахе изо рта, но и детей, которые открыли для себя новый способ развлечения.
После Второй мировой войны мода на жевательную резинку охватила весь мир. Причиной этого стали американские военнослужащие, в рацион которых входила жвачка. Они познакомили с этим продуктом жителей Азии, Африки и Европы. Жвачку стали производить в Японии, Германии, Великобритании, Франции и других странах.
В СССР импортная жевательная резинка являлась предметом культа среди детей и подростков, так как внутри страны она долгое время не производилась, а появившиеся в 1970-е годы советские аналоги уступали импортным по возможности их надувания и по красочному оформлению упаковки. В начале 1990-х годов фантики и «вкладыши» от жевательных резинок выступали объектом коллекционирования и предметом азартных игр среди школьников.
Производители жевательной резинки доказывают полезность своего продукта. К его достоинствам относятся: возможность очистить зубы и полость рта от остатков пищи после еды, свежесть дыхания. Сахарозаменители (сорбитол, ксилит), содержащиеся в жевательной резинке, восстанавливают кислотно-щелочной баланс. Жевательную резинку используют пассажиры самолетов, чтобы избежать проблем с закладыванием ушей.
К недостаткам жвачки, в частности, относят ее негативное влияние на эмаль зубов (при слишком частом жевании). Кроме того, неумеренное жевание способствует развитию гастрита, поскольку при жевании у человека выделяется желудочный сок, который раздражает поверхность желудка. От постоянного жевания может пострадать даже височно-нижнечелюстной сустав, тот, что соединяет височную кость и нижнюю челюсть. При воспалении данного сустава жевать не рекомендуется.
Кто придумал жевательную резинку: история bubble gum с древних времен до наших дней
Полтора века назад в США впервые было налажено промышленное производство жевательной резинки. С тех пор сильно изменились ее рецептура, вкус и даже социальная роль. Жвачка стала символом американских подростков, трофеем коллекционеров, материалом для арт-объектов и, конечно, верным помощником стоматологов.
Смола и воск
Ученые до сих пор гадают, когда именно первобытным людям пришла в голову идея жевать смолу дерева, но это определенно случилось еще в каменном веке. Древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии – это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.
Позднее привычка жевать липкие эластичные субстанции для профилактики зубных болезней возникала в самых разных частях света. Известно, что древние греки жевали смолу мастикового дерева и пчелиный воск, чтобы избавиться от остатков пищи и освежить дыхание. В Индии и Юго-Восточной Азии популярным стал бетель — смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести.
Индейцы майя и ацтеки делали надрезы на фруктовых деревьях саподиллах, откуда выделялся млечный сок. Из него они готовили «чикле» — подобие жвачки, призванное унимать жажду и голод среди воинов.
Северные племена индейцев предпочитали смолу ели и сосны, и ее же жевали народы Сибири.
Кстати, считается, что обычай жевать жвачку европейские колонисты переняли именно у индейцев, на американском континенте. Спустя несколько веков, Америка стала официальной родиной современной жвачки.
Наследство индейцев
В начале XIX века кусочки смолы хвойных деревьев стали частым товаром бакалейщиков на восточном побережье США. В 1848 году братья Кертис, жители штата Мэн, добавили к обработанной размягченной смоле немного парафина, ароматизаторов и подсластителей и получили массу, похожую на современную жевательную резинку. Небольшие порции тягучей массы они упаковывали в бумагу и продавали под разными «брендами». Правда, качество страдало: в некоторых жвачках встречались сосновые иголки, а на жаре товар плавился и быстро портился. Это начинание, имевшее место 170 лет назад, так и не переросло в серьезный бизнес. Тем не менее, именно оно стало точкой отсчета, связанной с производством жевательной резинки.
Спустя 20 лет, в 1869 году, в США был выдан первый патент на технологию изготовления жвачки. Е го автор, зубной врач Уильям Стэнли, утверждал, что его изобретение — отличный тренажер для челюстей и десен, который стимулирует обменные процессы и кровообращение в полости рта.
Волею судьбы он так никогда и не взялся за производство жвачки. Зато его соотечественни к – некто Томас Адамс – оказался вполне успешным дельцом. Он оказался втянут в настоящую бизнес-авантюру, купив у бежавшего из Мексики генерала Антонио Лопеса де Санта-Анна огромную партию каучука — продукта переработки того самого латекса, из которого еще племена майя делали «чикле».
Для взрослых и детей
В 1882 году жвачкой заинтересовался другой американский предприниматель — Уильям Ригли-младший. Он зарабатывал на жизнь торговлей мылом и пищевой содой. Смекалка подсказала Ригли, что люди куда охотнее покупают товар, если вместе с ним предложить какую-нибудь мелочь – так сказать, бонус ─ бесплатно.
В роли «приятности» выступила жевательная резинка. Покупателей она привлекла даже больше, чем основной товар. Ригли, вдохновленный результатами «маркетингового исследования», купил патент и начал производить жевательную резинку под собственным именем.
Так на свет появилась компания Wrigley, а в 1893 году она представила покупателям бренды ─ Juicy Fruit и Spearmint.
Прирожденный продавец, Уильям Ригли не скупился на маркетинг и рекламу. В 1915 году, например, он разослал по почте бесплатный образец своей жевательной резинки каждому жителю США, чье имя значилось в телефонном справочнике (таковых было несколько миллионов человек). С его же подачи жевательная резинка приобрела мятный вкус и начала производиться в разных формах — пластинках, шариках и драже, с которыми мы знакомы сегодня.
Важное изменение в технологию производства продукта внес химик Уолтер Димер в 1928 году. Он разработал специальную формулу, благодаря которой из жевательной резинки стало легко выдувать пузыри. Жевательная резинка полюбилась детям, а «розовые пузыри» стали неотъемлемой частью образа американских тинейджеров.
Кстати, самый большой пузырь диаметром в 58,5 сантиметров надула в 1994 году американка Сьюзен Монтгомери – рекорд зафиксировали в телевизионной студии ABC. Популярности среди детей жвачке добавил и очередной маркетинговый ход Уильяма Ригли. В 1930 году он придумал помещать в упаковку специальные карточки с изображениями бейсбольных игроков и героев комиксов. «Вкладыши» редких серий быстро стали предметом коллекционирования.
Реклама жевательной резинки разных лет:
Как Америка научила весь мир жевать. История жвачки
Тогда 29-летний Уилли еще не знал, что именно жевательная резинка принесёт ему мировую славу. Предприимчивый Ригли всего лишь прикладывал жвачку в качестве бесплатного бонуса к товарам, которыми торговал. Но вскоре популярность самой жвачки настолько возросла, что пропала необходимость продавать остальные товары.
В 1920-е годы, во времена «сухого закона», мятная жвачка Уильяма Ригли стала находкой для любителей спиртного. После жвачки полицейскому тяжело было определить запах алкоголя.
На сегодняшний день в США насчитывается больше сотни сортов жевательной резинки. Современная жвачка состоит преимущественно из синтетического полимера, с добавлением компонентов, получаемых из сока дерева Саподилла или из живицы хвойных деревьев. Ежегодно американцы тратят на жвачку более 2 млрд. долларов.
такой маленький продукт как, жевательная резинка, должен
продает свою продукцию в более 180 странах
продукт жвачки приносит вред покрытиям улиц
центральном вокзале Нью-Йорка ежегодно собирают несколько килограмм использованной жвачки.
моя жвачка в детстве.
По детству, жевачку добывали из корней особой травы (казахстан). Вырывали и делали разрез на кронях, оттуда вытекал сок. Этот сок сгущялся и преврящялся в жевачку. Так же жевачку добывали из пшеницы, закидывали горсть в рот и жевали. В итоге оставалась резинка из мякиша пшеницы, порция примерно в одну подушечку нынешнего орбита.
15 копеечную жевачку для пафоса подкрашивали пастой от ручки. Правда срок службы сағызки сильно уменьшалось.
Америка и ригли научили жевать, чупа-чупс научил сосать. Можно ещё один телегомордо канал запиарить здесь.
Вспомним табак. Его тоже жевали. )))
Извините. ничего искать не буду. неинтересно.
Может не успел вписать в завещание?
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Вот так вот
Помогло
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)