в каком году была изобретена скрипка

История скрипки

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

На сегодняшний день скрипка ассоциируется с классической музыкой. Утонченный, изысканный вид этого инструмента создает ощущение богемности. Но всегда ли скрипка была таковой? Об этом поведает история скрипки – её путь от простого народного инструмента до искусного изделия. Изготовление скрипки хранилось в секрете и передавалось лично от мастера ученику. Лиричный музыкальный инструмент скрипка сегодня не случайно играет ведущую роль в оркестре.

Когда появилась скрипка

Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.

Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.

История создания скрипки

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.

Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле.

Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

Музыкальный инструмент скрипка

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Звучание скрипки мелодичное и душевное. Исследование истории скрипки нам показывает, как она превратилась из аккомпанирующего инструмента в солирующий. Скрипка – струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей.

Первое сольное скрипичное произведение «Romanescaperviolinosolo е basso» написал Бьяджо Марина в 1620 году. Примерно в это время начался расцвет скрипки – она получила всеобщее признание, стала одним из основных инструментов в оркестрах. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.

Источник

Новое в блогах

История скрипки. Семейство Амати

История скрипки. Семейство Амати

Тихо плачет скрипочка Амати,
И печален этой скрипки лик,
Как бы ей до той стены добраться,
Этот зал прекрасен но велик.
Тонкий звук почти ещё ребёнка,
Пролетел сквозь золотистых груш,
Этот голос был такой высокий,
Словно вышел он из человечьих душ.
Страдивари, или друг Амати,
Были часто в роли палачей,
Не стесняясь знаменитой знати,
Получили имя скрипачей.
И летят по миру музыканты,
Грушевое дерево поёт,
И его знакомые раскаты,
Продолжают уходить в народ,
И гордиться скрипка чудной статью,
Рядом с ней поёт виолончель,
Страдивари, или друг Амати,
Заглушают нежную свирель.

Скрипка…. То множество инструментов, порой, разительно отличавшихся друг от друга и популярных во всей Европе, неизбежно должны были создать нечто такое, что включало бы в себя все самое лучшее. То в одной, то в другой стране появлялись прототипы нынешней скрипки, зарождались национальные школы производства нового инструмента, появлялись первые виртуозы.

Уже в XVI—XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии — Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из двадцати мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.

В Польше работали М. Добруцкий, семейства Гроблич и Данкварт. В Австрии и Германии Я. Штайнер, семейство Кдотц. Позднее выдвигаются французские мастера — Н. Люпо, Ж.-Б. Вильом; русские — И. А. Батов; чешские — Т. Эдлингер, Я. О. Эберле.

Сведения о том, что наиболее ранние образцы профессиональной классической скрипки были изготовлены немецким мастером Каспаром Д у и ф ф о п р у г а р о м (Т и ф е н б р у к к е р о м) (ок. 1515—1571), работавшим в Лионе, недостоверны. Известно, что он делал виолы, гамбы, лютни. Возможно, что в последние годы он работал и над конструкцией скрипки, взяв за основу французский народный смычковый инструмент виелу, что могло содействовать появлению так называемой французской маленькой скрипки. Во всяком случае, до нас не дошло ни одной его идентичной скрипки.

Так же не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской инструментальной школы Гаспара да Сало (Бертолотти) (1540—1609).

Осталось всего восемь инструментов, приписываемых ему, но подлинность их весьма сомнительна. Первоначально Гаспаро да Сало учился игре на виоле в кафедральной капелле Сало, затем изготовлению инструментов в семейной мастерской у деда и отца.

С 1562 года стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи (ок. 1523 —после 1574). Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Приписываемые Сало скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. Есть сомнения и о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав ее Уле Булю. Скрипка была инкрустирована Бенвенуто Челлини, вырезавшим головку ангела и фигуру сирены (скрипка хранится в Народном музее в Бергене).

Судя по сделанным альтам, Гаспаро да Сало впервые воплотил классический образ инструмента — формулу обводов корпуса, выпуклости дек, их неравномерную толщину, применял двойной ус.

Правда, корпус еще был достаточно массивный и пружина вытачивалась вместе с нижней декой. Звук его альтов — темный, матовый, приближающийся к виолам. Лак — темно-бронзовый.

Но первыми, к классической, известной нам сейчас форме скрипки и альта приблизились мастера из семейства Амати.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Удивительно то, что считающиеся по сей день лучшими скрипичные мастера жили и творили в маленьком итальянском городе Кремона.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Почему именно Кремона? Север Италии? Посмотрите, какие знакомые по классическим произведениям места – ПармаЮ Верона, Модена, Милан, Брешиа… Наверное, не зря именно в эти края помещали своих героев Стендаль и Шекспир… Промышленный север, несуществующей тогда Италии…

А может, особенный воздух, характер жителей, породы деревьев… Сейчас уже и не угадать. Но именно в этом городе творили великие мастера – Амати, Страдивари и Гварнеги…

Пожалуй, с кремонской школой могла конкурировать только школа скрипичных мастеров в Брешиа, расположенном совсем рядом.

Считается, что именно у мастеров брешианской школы учился основатель династии Амати Андреа.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Считается, что именно Андреа Амати стал самым первым в мире мастером, который начал производить знакомые нам сегодня скрипки. Конструкция его скрипки стала популярной и завоевала беспрецедентный успех сперва среди музыкантов Кремоны в 16 веке, а затем и по всей Европе.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

В это время по Европе пронеслась чума и его родители и сестры погибли от этой страшной болезни.

Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии (который шел для весел гондол в Венеции) и ель (реже — пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Определил он и тон лака — более светлый, темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Самое же основное — изменение звучания скрипки. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок, легкость звукоизвлечения соответствовали эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике.

Его сыновья, Антонио Андреа (1555 – 1640) и Иеронимо ( Джироламо ) (1556 – 1630) продолжили дело отца и в дальнейшем работали вместе над изготовлением скрипок. Инструменты Амати имели характерный желтый цвет лака.

До наивысшего совершенства довел модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын Иеронимо- Никола Амати (1596— 1684).

Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента. Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса («большая модель»), уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал — секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак — золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный.

Конструктивные изменения позволили добиться большей силы и носкости звука при сохранении его красоты, серебристости, характерной «пряности букета», колористичности. Его инструменты до сих пор высоко ценятся скрипачами.

Никола Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых — А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а также его сын — Иеронимо Амати (1649—1740), завершивший дело отца.

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Очень образно взаимоотношения между Никола Амати, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери описали братья Вайнеры в своём романе «Визит к Минотавру». В книге чётко прослеживаются две сюжетные линии, связывающие средние века и современность. Драма великих мастеров, их поиски, раздумья, порывы. Прочитайте роман. Это и замечательный детектив и такая история о величии Духа и истории создания Чуда… Гарантирую, что вы не пожалеете. Именно этот роман заставил меня набрать в ютубе «скрипка страдиварии» и впервые погрузиться в волшебный мир, о котором я раньше ничего не знал…

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364—365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра.

При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто- желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось очень немного — чуть больше 20.

К сожалению, на Николо Амати дистанция оборвалась… Его сын, Джироламо, так и не достиг мастерства своих предков и не смог передать по наследству волшебный дар семьи Амати….

Но остались ученики, великие ученики. А еще, остались великие инструменты, с помощью которых, мы и сейчас можем слушать великую Музыку, падать и взлетать, умирать и рождаться заново…

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Источник

История скрипки

в каком году была изобретена скрипка. Смотреть фото в каком году была изобретена скрипка. Смотреть картинку в каком году была изобретена скрипка. Картинка про в каком году была изобретена скрипка. Фото в каком году была изобретена скрипка

Прежде чем начать разговор о великих мастерах, создавших волшебные скрипки, давайте узнаем, откуда вообще взялся этот инструмент, почему он такой, какой есть и, вообще, что же в нем есть такого, что вот уже полтысячи лет он тревожит наши умы и сердца

Сейчас, наверное, уже невозможно сказать точно, в какой стране и, даже в каком веке она родилась. Известно лишь то, современный вид скрипка приобрела в XVI веке и получила широкое распространение в XVII веке, благодаря работам великих итальянских мастеров.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это.

Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.

Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия.

Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе.

Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.

Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании.

Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.

Сначала ребек был инструментом народным, а не придворным, использовался жонглерами, менестрелями и другими бродячими музыкантами. Позже применялся также в церковной и светской придворной музыке. Причем ребек звучал не только на светских приемах, но и на деревенских праздниках. Это также церковный инструмент, неизменный спутник многих религиозных ритуалов. С пятнадцатого века ребек использовался только в народном музицировании.

Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. В данном случае важна плавность линий. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку.

На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам.

Играют на инструменте смычком, которым водят по струнам. Важно отметить, что использование смычка при игре на струнных инструментах возникло предположительно в Азии в девятом веке и распространилось через Византию и мусульманские страны по территории Западной Европы в десятом – двенадцатом веках. Ребек – один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до двух октав включительно. Это позволяет исполнять на ребеке не только программные произведения, но и различного рода импровизации. Это в значительной степени объясняет, почему ребек был столь популярен в народной среде. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это позволяет с легкостью транспортировать инструмент, не заботясь о громоздких чехлах.

Конечно, это лишний раз доказывает «удобство» инструмента даже в быту. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.

Ребек относится к классу аккомпанирующих инструментов, производящих звуки благодаря вибрации струн. Музыкант водит по струнам смычком, в результате чего струны приходят в колебательное движение. Так рождается звучание инструмента. В наши дни инструмент относится к разряду редких, но не забытых. Ребек по праву занимает важное место в наследии мировой музыкальной культуры.

На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…

Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)

Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент)

Как мы можем видеть, инструмент был достаточно популярным. И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная.

Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.

И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.

Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?

А ребек звучит до сих пор. И мы можем его послушать….. Как и фидель (виолу).

ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel, а от латинского fides — струна) — смычковый инструмент, получивший известность в Западной Европе с IX в. Существовали различные разновидности фиделя, резко отличавшиеся друг от друга формой корпуса и количеством струн.

Фидель, широко распространившийся в XV в., имел гитарообразный корпус и 5 струн, настроенных по квинтам и квартам. При игре исполнитель обычно держал инструмент в горизонтальном положении. В эпоху раннего средневековья название «фидель» было собирательным и относилось ко всем смычковым инструментам в целом.

В X—XV вв. фидель особенно широко использовали жонглеры. В истории европейского инструментария он сыграл большую роль, явившись предшественником виолы (в странах немецкого языка термин «фидель» нередко заменял термин «виола»).

Кстати, когда скрипка только появилась на свет, она считалась инструментом именно простонародья, в то время, как фидель – виола, был инструментом привилегированных классов.

Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время. другой вид именуется скрипкой. встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом. ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в» виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.
На фиделе (виоле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виола часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.
В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,
Снял виолу и смычок
И пропел мюзетту.

Виола пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виолу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виола лишь похвал;
Полезно слушать всем ее.
Коль сердце ранено твое,
То исцелится эта мука
От нежной сладостности звука.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII—IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири, датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства.

Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента.

Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна — также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Вообще, считать только три струнных инструмента, представленных в данном обзоре, прародителями скрипки, было бы неверно. На самом деле, их было гораздо больше. Но все же, считая, что современная скрипка родом из Европы, ограничимся ими.

Нам осталось поговорить о смычковой лире.

Смычковая лира (lira da braccio) совсем близко подошла по своей форме к скрипке.

Она появилась в Италии в XIV-XV веках. Семейство лир состояло из следующих инструментов: lira da braccio, lirone da braccio (сопрановый и альтовый сочлены семейства); lira da gamba и lirone perfetto (басовые сочлены семейства).

Опираясь на исследования А.Гайдецкого, Г.Кинского и К.Загса, Б.Струве утверждает, что смычковая лира «явилась, очевидно, результатом эволюции гитарообразного фиделя» (стр.111).

Сначала количество струн фиделя увеличивается до семи, появляется скрипичный по форме корпус, но головка все еще остается фидельная. Если первая смычковая лира с двумя бурдонирующими струнами вне грифа еще очень близка к фиделю, то к началу XVI века, когда на корпусе инструмента появляются углы, он принимает скрипичные черты. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов.

Последней ступенью развития смычковой лиры была замена колковой дощечки скрипичной колковой коробкой с поперечными колками. Но это произошло в конце XVI века, когда скрипка была уже известна по всей Италии.

Таким образом, мы имеем инструмент, который совсем близко подошел по своей форме к скрипке. Здесь и общий контур инструмента, и, что особенно важно, наличие душки.

Уже в начале XVI века существовали лиры почти идентичные по своему внешнему виду со скрипкой: дека и дно имели своды и выступающие за линию обечаек края. Хотя лира имела душку, пружины еще не было. Самое главное, что отличало лиру от скрипки, это ее многострунность, что указывало на многоголосный аккомпанирующий инструмент.

Вообще, если начать углубляться в историю лиры, то можно зайти в такие дебри, из которых не выбраться никогда.

Например, существовала так называемая колесная лира…

Это старинный скрипичнообразный инструмент, родом из Европы, появившиййся более 1000 лет назад. Звук происходит от трения деревянного колеса о струны. Колесо (натертое смолой) заменяет скрипичный смычок, что дает возможность извлекать непрерывно тянущийся звук.

Одна (или две струны, настроенные в унисон) – мелодические. Нажимом специальных клавиш эти струны можно укорачивать, извлекая тем самым звуки разной высоты.

В конце 17 в. в России скоморохов сменили нищие скитальцы — «калики перехожие». Они исполняли под заунывные звуки своих лир добропорядочные духовные стихи. Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.

Вот такие лиры существовали и ведь на них играли и они могли брать за сердце….

Можно ли рассматривать ребек, фидель и лиру как прообразы будущей скрипки? Во-первых, lira da braccio, как наиболее похожий инструмент на скрипку, по времени сама совпадает (или почти совпадает) с созданием скрипки. Здесь можно говорить о параллельном формировании этих смычковых инструментов. Если лира развивалась как многострунный инструмент для аккомпанемента, то скрипка всегда была сольным инструментом, о чем говорят и ее строй, и количество струн.

Родство этих двух инструментов можно объяснить тем, что в своем развитии они взаимовлияли друг на друга. Если предположить неитальянское происхождение скрипки, то можно сказать, что лира была ее многоголосным вариантом в музыкальной культуре Италии, где для танцевальных номеров в то время успешно применялся ребек.

Ну, а потом, появилась скрипка. Она выглядела совсем не такой, как мы её знаем. Была гораздо меньше, более писклявой и, совсем не известной. Но великие итальянские мастера, относящиеся к своим скрипкам как к собственным детям, вдохнули в них новую жизнь. И об этом, мы обязательно поговорим….

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *