в каком году была битва при ухуде

Битва при Ухуде

в каком году была битва при ухуде. Смотреть фото в каком году была битва при ухуде. Смотреть картинку в каком году была битва при ухуде. Картинка про в каком году была битва при ухуде. Фото в каком году была битва при ухудеПосле гибели вождей при Бадре язычники избрали своим предводителем Абу Суфьяна. Договорившись между собой, они не вернули хозяевам имущество и средства, привезенные с караваном из Шама, оставив все для военных нужд, ибо они готовились отомстить мусульманам за те потери, которые понесли в битве при Бадре. В следующем году войско численностью в три тысячи человек выступило против мусульман.

Узнав об этом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовался со своими сподвижниками по поводу дальнейших действий. Старшие по возрасту из мусульман предложили остаться в Медине, чтобы там встретить врага. А молодежь (в основном те, кто не сумел принять участие в Бадровском сражении) рвалась выйти им навстречу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) решил выступить против курайшитов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из Медины во главе мусульманского войска численностью около тысячи человек. По дороге главарь лицемеров Абдуллах ибн Убайй и последовавшие за ним триста человек сбежали обратно.

Таким образом, силы неверных были в четыре раза больше, чем у мусульман. Итак, мусульмане прибыли к горе Ухуд. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на горе разместил 50 хороших лучников, сказав им: «Что бы ни случилось, не покидайте это место, пока вы не получите мой приказ». Они должны были защищать тыл мусульманского войска, от вероятного нападения врага.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал сподвижникам, что, если они будут проявлять терпение, они одержат победу. Вначале мусульмане стали теснить неверных, которые вскоре обратились в бегство. Мусульмане же преследовали их, захватывая трофеи. Увидев это, лучники, которым было приказано оставаться на своих местах, тоже бросились собирать трофеи. Как бы ни удерживал их старший над ними Абдуллах ибн Джабир, остались только 6 – 7 человек, остальные же спустились с горы.

Мусульмане потеряли более 70 человек, и на этом бой завершился. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со сподвижниками вернулся в Медину, и они, опасаясь, что враг вновь нападет на город, и приняв меры безопасности, эту ночь провели в Медине. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел снова выступить против неверных и сказал, чтобы и на этот раз вышли только те, кто принимал участие в последней битве.

Сподвижники, несмотря на то, что были очень утомлены и изранены, исполняя веление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вышли на газават. Когда они дошли до местности Хамраъ аль-Асад, язычники, узнав о наступлении мусульман, испугались и покинули эти земли. Из этого также следует, что неверные вовсе не одержали победу в битве при Ухуде, иначе они бы не сбежали, а, напав на Медину, полностью истребили бы мусульман.

Арабские историки также утверждают, что битва при Ухуде закончилась победой мусульман. Поскольку в те времена у арабов было принято, что победившая сторона должна оставаться на поле и таким образом закреплять свою победу.

А Пророк Мухаммад (мир ему) и его сподвижники остались на горе Ухуд и только потом покинули его.

И поэтому можно смело считать, что при Ухуде победу одержали мусульмане.

Что же касается потерь, которые мусульмане понесли в этом бою, то они послужили для последующих поколений большим назиданием и уроком. Всевышний Аллах тем самым дал понять мусульманам, что если они не будут повиноваться приказам своего истинного руководителя и совершат газават ради приобретения мирских богатств, это приведет к плохим последствиям.

И этот урок, который преподал Всевышний, сыграл большую роль в других делах сподвижников и последовавших за ними поколений мусульман.

в каком году была битва при ухуде. Смотреть фото в каком году была битва при ухуде. Смотреть картинку в каком году была битва при ухуде. Картинка про в каком году была битва при ухуде. Фото в каком году была битва при ухуде

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Ход битвы при Ухуде (Сира 116 и 117/186)

Мусульмане разбили лагерь на краю долины в ущелье горы Ухуд так, чтобы их спины были со стороны горы. Пророк ﷺ начертил удивительный по своей мудрости тактический план, который позволил бы им выиграть битву. Он расставил пятьдесят лучников по своим позициям и назначил во главе них ‘Абдуллаха ибн Джубайра[1], наказав: «Осыпайте конницу стрелами и защищайте наши спины. Будут ли события развиваться в нашу пользу или против нас, оставайтесь на своих местах и не дайте им напасть с вашей стороны»[2]. Приводится риваят о том, что он обратился к ним со словами: «Защищайте наши спины! Если увидите, что мы терпим поражение, не оказывайте нам помощь. Если увидите нас побеждающими и собирающими трофеи, не присоединяйтесь к нам»[3]. Потому посланник Аллаха ﷺ был спокоен, что группа лучников, подчинившись его приказу, обезопасит их тыл.

Подобным образом он тщательно подошел к расстановке воинов, стоящих в авангарде. Он отобрал обладающих мощью и непоколебимостью мужчин, которым предстояло быть впереди войска. Численность мусульман составляла четвертую часть от войска язычников, и эту разницу можно было восполнить лишь доблестными воинами, стоящими тысячи. Он велел не начинать битву без его приказа. Сам он надел на себя в этой битве две кольчуги.

Сабит передает, что посланник Аллаха ﷺ в день Ухуда, держа в руке меч, вопросил: «Кто возьмет этот меч по праву?» Воины отступили и промолчали, тогда вышел вперед Абу Дуджана[4] со словами: «Я возьму». Он в полной мере оправдал право обладания мечом, проявив в бою небывалую отвагу и самоотверженность. Ибн Исхак передает: «Абу Дуджана был смел, величественен и надменен к врагу. Его можно было отличить по красной повязке, которой он обматывал голову, демонстрируя готовность сражаться до последнего вздоха. Взяв меч и надев повязку, он сказал: «Я тот, с кем друг заключил договор у подножия горы, что я не буду сражаться в задних рядах, а буду впереди всех поражать цель мечом Аллаха и Его посланника»[5].

Два войска сошлись в бою. Первые моменты битвы вызывали удивление, будто бы три тысячи язычников столкнулись с тридцатью тысячами мусульман. Мусульмане показали высшую степень смелости и убежденности.

Ханзаля ибн Абу ‘Амир[6] выбежал из своего дома, когда услышал призыв к битве, хотя это была его первая брачная ночь. Он вырвался из объятий супруги и поспешил на поле битвы, боясь не успеть. Призыв к самоотверженности был значимее для него, чем мирские услады. Этот храбрец пал шахидом в состоянии джунуб, отсутствия ритуальной чистоты, и в последующем был омыт самими ангелами. В истории Ислама он запечатлен как «гыссилюль-малаика», что в переводе означает омытый ангелами[7].

Дух чистой веры воцарился среди рядов воинов, они ринулись на многобожников подобно разливающейся реке, смывающей все преграды.

Талха ибн Абу Талха аль-‘Абдари, знаменосец курайшитов, бросил свой вызов и призвал к сражению. К нему подпрыгнул аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам, оказавшись на его верблюде, сбросил его на землю и поразил мечом.

Смерть Льва Аллаха была яркой и достойной, подобно его жизни. Преисполненные вражды и ненависти мекканцы не пожалели своего имущества для похода, имеющего целью уничтожить Пророка ﷺ и его дядю. Однако Хинд бинт ‘Утбе было недостаточно смерти Хамзы. Она приказала принести его печень, что и было исполнено Вахши. Как было уговорено, он получил обещанную плату. Получая ее в левую руку, правой он передавал печень дяди Пророка. Хинд бинт ‘Утба, супруга предводителя многобожников, поднялась на скалу и, выражая словами ярость к мусульманам, ликовала от удовлетворенного чувства мести и исполненного обета.

Малочисленное войско мусульман понесло великую потерю с гибелью Хамзы, но все же продолжало главенствовать на поле боя. Знамя мусульман нес Мус‘аб ибн ‘Умейр — великий проповедник. Когда он пал шахидом, подхватил знамя ‘Али ибн Абу Талиб. Мухаджиры и ансары соревновались между собой на поле достоинства, знамя Ислама продвигалось вперед.

Женщины курайшитов пытались поднять на сражение своих мужчин и для этого били в бубны. Во главе них была Хинд бинт ‘Утба, жена Абу Суфьяна. Курайшиты приложили все усилия, чтобы сломить пыл мусульман, однако они были обессилены и их настрой иссяк перед отвагой мусульман. Ибн Исхак передает: «И Аллах низвел Свою победу, подтвердил Свое обещание. Мусульмане рубили неприятеля своими мечами и достигли лагеря противника. Поражение было неизбежно»[9].

‘Абдуллах ибн аз-Зубейр[10] передает со слов своего отца: «Клянусь Аллахом! Я видел, как слуги Хинд бинт ‘Утбы и ее спутницы убегали, задрав свои подолы и все бросив!»[11]

Ошибка мусульман во время битвы при Ухуде

Представьте человека, находящегося на празднике среди ослеп­ляющего света прожекторов, как вдруг неожиданно свет гаснет и на людей опускается мрак. Подобная картина сравнима с тем ходом событий, который был во время битвы при Ухуде. Миг человеческой слабости, охватившей группу воинов, привел к всеобщему замешательству и ослабил ряды. В момент безрассудства было потеряно все то, что приобрела невиданная смелость и готовность к самопожертвованию.

Мы знаем, что посланник Всевышнего ﷺ строго-настрого велел лучникам оставаться на своих местах для защиты тыла мусульман, даже если тела воинов будут разрывать хищные птицы. Однако страсть к мирскому и получению богатств смела наказ в момент беспечности. Когда лучники стали свидетелями поражения курайшитов, увидели блуждающих в горах женщин и бросившихся вспять мужчин, а также трофеи, которые оставила в долине позади себя 3000 язычников, часть из них оставила свои позиции.

В это время конница язычников во главе с Халидом ибн аль-Валидом[12] искала и никак не могла найти лазейку для проникновения вглубь мусульманского войска. Открывшийся тыл и отсутствие постовых предоставили такую возможность. Повернув конницу, он обрушился на своего противника откуда тот и не ждал. Увидевшие это курайшиты, поначалу бежавшие с поля боя, стали возвращаться. Женщина по имена ‘Амра бинт ‘Алькама аль-Харисия подняла с земли знамя курайшитов, ранее поверженных на этом месте. Оставшиеся язычники вернулись под знамя. Сахабы же оказались окружены спереди и сзади, будто между молотом и наковальней.

Поначалу мусульмане остолбенели, они тут же продолжили сражаться с еще с большим рвением, но лишь с целью спастись и найти путь к отступлению. Некоторые из них пали шахидами, пытаясь выбраться из засады. Язычники подступили к Пророку ﷺ совсем близко. Один из них метнул в него камень, который сломал нос, резец и ранил лицо Пророка до крови. Среди воинов распространилась весть, что Мухаммад убит. Мусульмане разбрелись в разные стороны: одни вернулись в Медину, другие укрылись на горе.

Молва о том, что посланник Аллаха ﷺ убит, была на устах у многих. Анас ибн ан-Надр[13] проходил мимо группы мусульман, стоящих с понурым видом и опущенными мечами. Он спросил: «Чего вы ждете?» Они ответили: «Посланник Аллаха убит». Тогда он снова спросил: «Что вы будете делать без него? Встаньте и умрите во имя того, ради чего он умер!»[14] После этого он ринулся на язычников и сражался до тех пор, пока не пал шахидом. На его теле было восемьдесят порезов от ударов меча, копья или стрел. Тело Анаса ибн ан-Надра смогла опознать среди погибших лишь его сестра, причем по следам на ногте указательного пальца. В своде хадисов имама аль-Бухари от Анаса ибн Малика передается: «Мы считаем, что эти аяты были ниспосланы относительно Анаса ибн ан-Надра:

«В числе верующих есть мужчины, кто был правдив в своем договоре с Аллахом. Среди них — исполнившие свой обет [в защиту идеалов и ценностей не пожалевшие и жизни], а также те, кто ожидает [готов пожертвовать самим дорогим во имя других]. Они не внесли перемены [«в условия договора». Не пошли на поводу своих личных пристрастий, забыв о тех обещаниях и намерениях, которые когда-то они несли в своих сердцах]» (Св. Коран, 33:23)[15].

События настолько перемешались, что сподвижники не знали, как поступить, пока Пророк не воззвал к ним: «Ко мне, о рабы Аллаха!» Вокруг него собралось около тридцати человек, когда язычники снова напали. Талха ибн ‘Убайдуллах и Сахль ибн Ханиф[16] встали рядом с посланником Аллаха ﷺ. Талха был ранен в руку выпущенной стрелой так, что ее парализовало.

Курайшиты продолжали попытки добраться до Пророка и его сподвижников, чтобы покончить с ними. Пробил час, ставший одним из самых тяжелых моментов в истории Ислама. Всадники и лучники язычников с упорством пытались достичь своей цели. Подле Пророка пало много людей, пытавшихся его защитить. Рядом с ним сражался Талха, сдерживавший натиск противника, но и он пал среди живых и мертвых. Абу Дуджана встал живым щитом рядом с Пророком, стрелы вонзались в него одна за другой.

В своде хадисов имама Муслима приводится, что посланник Всевышнего ﷺ в день Ухуда в какой-то момент остался практически один, рядом с ним было лишь семеро ансаров. Когда язычники его изнурили, он произнес: «Кто отдалит их от меня, тому — Рай». Один из ансаров вышел вперед и сражался с врагом, пока не погиб. Язычники продолжили преследование и вновь их настигли. Снова Пророк произнес: «Кто защитит меня от них, тому — Рай». Так продолжалось до тех пор, пока все семеро не пали шахидами[19].

Посланник Аллаха ﷺ с небольшим числом мусульман смог подняться на гору, где к нему присоединилась уже укрывавшаяся там другая группа. Он обрадовался тому, что нашел своих воинов. К ним, в свою очередь, с его появлением вернулся рассудок, хотя они уже считали его мертвым.

Такая самоотверженность, когда люди не жалели своих сил, рисковали жизнями, принесла свои плоды. Пыл курайшитов в попытке покончить с Пророком ослаб. Сподвижники начали подтягиваться со всех сторон и собираться воедино, покончив с разрозненностью рядов.

Пророк ﷺ велел изгнать курайшитов с той вершины, которую они желали занять на горе, сказав: «Не подобает им быть выше нас». Сподвижники закидывали их камнями, пока не прогнали.

Попытка избежать последствий позорной надломленности — это дело, которое по своей значимости не уступает первой победе. Пророк ﷺ направил все усилия, чтобы противостоять курайшитам и не дать им одержать верх, а также показать к сколь тяжелым последствиям может привести очередная попытка навредить мусульманам. Он вытаскивал из колчана стрелы и передавал Са‘ду ибн Абу Ваккасу со словами: «Метай, пусть мать и отец будут выкупом за тебя[20]«[21]. Абу Талха аль-Ансари[22] был также умелым лучником, он метал стрелы, а посланник Всевышнего обращал свой взор к месту их падения. Абу Талха, защищая Пророка, подставлял свою грудь и говорил: «Ты мне дороже моих отца и матери! Пусть тебя не настигнет стрела. Я крепкий, о посланник Аллаха. Вели все, что пожелаешь»[23]. Лучникам удалось отогнать язычников, пытающихся подняться на гору, тем самым они дали возможность мусульманам, которые разбрелись по полю боя, примкнуть к Пророку ﷺ.

Однако же они будто бы находились в некой сутолоке и в пелене, так что от чрезмерного гнева и потерянности некоторые из них не видели, с кем сражаются. Так, аль-Яман, отец известного сподвижника по имени Хузейфа, сражался с сыном, в то время как тот безрезультатно кричал: «Отец, отец!»

Когда остатки разбитого мусульманского войска собрались после нападения и отступления, усталость охватила их. Но Аллах вселил в их сердца спокойствие, вернув им после потрясения надежду и уверенность. Они успокоились возле посланника Аллаха, ожидая, что произойдет дальше. Дремота опустилась на веки. Когда кто-нибудь начинал дремать, меч падал из рук и к задремавшему возвращались бдительность и готовность продолжить бой. Это было одно из благ Аллаха, о чем сказано в Священном Коране:

«После чувства печали (скорби) Он низвел на вас спокойствие, часть из вас охватила дремота (сон)…» (Св. Коран, 3:154)

Курайшиты не меньше мусульман испытывали тяготы и усталость этого страшного дня. Первый эпизод битвы чрезмерно их изнурил, и когда ситуация изменилась и казалось, что победа уже близка, мусульмане своей стойкостью и решительностью показали, что уничтожить их почти неосуществимая задача. Потому курайшиты решили удовлетвориться достигнутым и возвратиться обратно.

Сперва мусульмане подумали, что отход курайшитов связан с их намерением напасть на Медину. Пророк сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «Последуй за курайшитами и посмотри, что они будут делать. Если они оставят в стороне коней и сядут на верблюдов, значит, они направляются в Мекку, а если оседлают коней, ведя рядом верблюдов, то — в Медину. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если они пожелают отправиться в Медину, я последую за ними и буду сражаться там». ‘Али передает: «Я вышел за ними и увидел, что они оседлали верблюдов, чтобы направиться в Мекку»[24].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуллах ибн Джубайр — сподвижник пророка Мухаммада из племени Аус. Принял участие в присяге при ‘Акабе вместе с семьюдесятью сподвижниками из числа ансаров. Участвовал в битве при Бадре. Во время битвы при Ухуде Пророк назначил его руководителем пятидесяти лучников. В этой битве ‘Абдуллах ибн Джубайр был убит ‘Икримой ибн Абу Джахлем. Известно, что в этот день язычники надругались над телом ‘Абдуллаха, распоров копьями его живот.

[2] См.: Сухайб ‘А. Аль-джами‘ ли ас-сунан ва аль-масанид [Сборник сводов хадисов]. В 38 т. [в электронном виде], 2014. Т. 14. С. 448.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 368–369, хадис № 2609.

[4] Абу Дуджана Симак ибн Аус — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени Хазрадж. Участвовал в сражениях мусульман против многобожников. В битве при Ухуде, рискуя своей жизнью, защищал пророка Мухаммада и получил тяжелое ранение. Погиб в битве против лжепророка Мусайлимы. Умер в 12 г. по хиджре (634 г. по григор.).

[5] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 1. С. 245.

[6] Ханзаля ибн Абу ‘Амир аль-Усаййиди — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из племени Аус. В битве при Ухуде был убит руками Шаддада ибн аль-Асвада и Абу Суфьяна ибн Харба во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).

[7] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 197.

[8] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 481, хадис № 7016.

[9] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 373.

[10] ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам — сподвижник пророка Мухаммада. Сын известного сподвижника аз-Зубейра ибн аль-‘Аввама и Асмы бинт Абу Бакр, дочери первого праведного халифа Абу Бакра. Стал первым младенцем, родившимся после переселения Пророка в Медину. Был одним из тех, кто защищал третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана, когда в период смуты восставшие окружили его дом. ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр отказался присягнуть на верность Язиду ибн Му‘авии после смерти его отца Абу Суфьяна. Язид попытался силой расправиться с ‘Абдуллахом, в результате чего он укрылся в Мекке. Но это не помешало Язиду продолжить борьбу, для чего в Мекку было отправлено войско. Осада города закончилась лишь со смертью Язида в 64 г. по хиджре (684 г. по григор.). ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр объявил себя халифом мусульман, а Мекку — столицей халифата. Все города присягнули ему, кроме некоторых территорий Шама.

[11] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 227.

[12] Халид ибн аль-Валид аль-Махзуми (31 г. д. х.–21 г. п. х.) (592–642 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. На тот момент, который описывается в книге, еще не принял Ислам. Стал мусульманином в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.). Был авторитетным полководцем Пророка, получил прозвище Меч Аллаха. Провел 43 битвы. Является одним из немногих в истории, кто ни разу не был побежден в сражениях.

[13] Анас ибн ан-Надр — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Был дядей известного сподвижника Анаса ибн Малика. Принял участие в битве при Ухуде, где пал шахидом, проявив непоколебимую самоотверженность в бою. Умер в 3 г. по хиджре (625 гг. по григор.)

[14] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 410.

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 116, хадис № 4783.

[16] Сахль ибн Ханиф — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах, в том числе в битве при Ухуде. Был вместе с ‘Али ибн Абу Талибом после того, как тот был выбран халифом. По его назначению Сахль ибн Ханиф стал правителем Медины, Басры и ряда стран Персии.

[18] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 376.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 415, хадис № 1789.

[20] «Пусть мои мать и отец будут выкупом за тебя» — распространенная фраза среди арабов, подчеркивающая особый статус человека. Часто использовалась сподвижниками при обращении к Пророку.

[21] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 7. С. 336, хадис № 8159.

[22] Абу Талха Зейд ибн Сахль аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода ‘Адий. Принял Ислам до второй присяги, данной при ‘Акабе. Вместе с Посланником принимал участие во всех битвах между мусульманами и язычниками. В день битвы при Ухуде был из числа немногих лучником, которые самоотверженно защищали посланника Всевышнего. Он часто постился, а после смерти Пророка и до конца своих дней не пропускал ни дня, не соблюдая пост без уважительной причины. Покинул этот мир в Медине в возрасте 70 лет.

[23] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 445–446, хадис № 14058.

[24] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.

[25] Хубаль — имя божества древних арабов.

[26] Ибн Камиа’ — язычник, который в битве при Ухуде ранил пророка Мухаммада, после чего воскликнул: «Получи от меня! Воистину, я сын Камиа’ ». Посланник ответил: «Пусть Аллах унизит тебя». Известно, что после битвы Ибн Камиа’ вернулся домой и отправился в горы пасти овец и коз. Один из козлов набросился на него, когда он взобрался на вершину, и сбросил вниз.

[27] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.

Источник

Битва при Ухуде

Курейшиты больше всего на свете жаждали отыграться за свое поражение в битве при Бадре. Они начали планомерную подготовку к новой битве при Ухуде, поскольку язычники не могли оставить текущее положение, ведь им нужно было вернуть себе уважение всех арабов. Также они не могли допустить дальнейшего усиления мусульман. Они стали планировать военный поход на Медину и тщательно готовиться к сражению при горе Ухуд. Вся подготовка заняла у них год. Было сформировано войско из трех тысяч бойцов, которое возглавлял Абу Суфьян бин Харб. Во главе кавалерии поставили Халида бин аль-Валида.

Битва при Ухуде или Охуде вошла в историю как битва-реванш курайшитов за выигранную у них мусульманами битву при Бадре в начале седьмого века. Состоялась битва при Ухуде почти через год после сражения при Бадре, 3 шавваля 3 года Хиджры или 23 марта 625 года. Гора Ухуд располагалась в северо-западной части Аравийского полуострова. В битве близ горы Ухуд сразились силы войска из Медины под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ и курайшиты из Мекки под предводительством Абу Суфиана.

Но не только в желании отыграться за прошлое поражение крылась истинная причина активной подготовки курайшитов к новому наступлению на Медину. У их намерения разгромить правоверных была и вполне прозаическая экономическая причина: маршрут караванов курайшитов пролегал в Палестину и Сирию по побережью, но теперь эти земли были закрыты для них, после того, как бой при Бадре закончился их поражением.

После того, как отправленный в Сирию через Ирак караван, который Сафван ибн Умаййа послал, будучи уверенным в том, что маршрут этот безопасен, с целью расширить торговлю, был перехвачен Зайдом ибн Харисой с сотней воинов по приказу Посланника Аллаха ﷺ, язычники пришли к выводу, что от торговли с Сирией зависит напрямую их экономическое благополучие. С этим согласился и Абу Суфйан, и оба предводителя, посоветовавшись, решили, что войско Посланника Всевышнего ﷺ следует сокрушить во что бы то ни стало.

Это сражение известно тем, что стало первой и единственной победой курайшитов над Мухаммадом ﷺ, причем победа при Ухуде далась противникам Посланника Всевышнего ﷺ крайне нелегко, хотя они и серьезно превосходили противника по своей численности. В начале сражения воины Посланника Аллаха ﷺ захватили инициативу сразу же, но в ходе сражения им пришлось оставить без защиты свои укрепления, продолжая теснить курайшитов из Мекки, а затем и штурмовать их лагерь, но после неожиданного вступления в сражение мекканской кавалерии в тыл под предводительством, тогда еще не мусульманина Халида ибн Валида ряды мусульман были нарушены, среди мусульман возникло замешательство и паника, что вызвало отступление с поля боя. Преследовать противника войска из Мекки отказались – они предпочли вернуться домой и объявить о победе.

Подготовка к битве

После того, как в сражении при Бадре погибли вожди язычников, их предводителем был избран Абу Суфьян. Средства и имущества, которые прибыли из Шама с караванами, не были возвращены их хозяевам по общей договоренности, а все было оставлено для нужд предстоящей военной кампании, в ходе которой курайшиты намеревались отомстить мусульманам Медины за все те потери, которые были понесены ими в сражении при Бадре. О том, что против мединцев было подготовлено огромное войско, вскоре узнал Пророк Мухаммад ﷺ и стал держать совет со своими сподвижниками относительно дальнейших действий. Мнения разделились: те, кто постарше, посоветовал встретить врага в Медине, а те, кто младше, не принимавшие преимущественно участия в сражении при Бадре, горячо советовали выйти навстречу врагу к горе Ухуд. В результате Посланник Всевышнего ﷺ принял решение выступать против курайшитов к горе Ухуд и, возглавив войско, состоявшее из тысячи человек, выдвинулся из Медины.

в каком году была битва при ухуде. Смотреть фото в каком году была битва при ухуде. Смотреть картинку в каком году была битва при ухуде. Картинка про в каком году была битва при ухуде. Фото в каком году была битва при ухуде

По пути к Ухуду от их войска отделилось около трехсот человек во главе с лицемерным Абдуллахом ибн Убайй, которые вернулись обратно. После этого инцидента силы противника стали превосходить войско из Медины в четыре раза, но армия под предводительством Мухаммада ﷺ прибыла к подножью горы Ухуд.

По приказу Посланника Аллаха ﷺ на горе Ухуд было размещено полсотни самых лучших лучников, которым было сказано не покидать Ухуд ни при каких обстоятельствах, если на то не будет приказа пророка Мухаммада ﷺ. Их задачей была защита тыла войска от врага. Посланник Всевышнего ﷺ обратился к своим сподвижникам с призывом проявить терпение, ведь только в этом случае ими будет одержана победа.

Начало сражения

В первые минуты сражения мусульмане стали активно теснить неверных, и вскоре обратили их в бегство, а сами мединцы продолжали теснить противника, по пути захватывая трофеи. При виде бегства противника и сбора трофеев лучники кинулись собирать трофеи, посчитав, что битва была выиграна, тем самым они самовольно покинули свои места на горе Ухуд, которые им было приказано не покидать ни в коем случае, и не слушая приказов своего командира Абдуллаха ибн Джабира.

Атака Халида бин Валида

в каком году была битва при ухуде. Смотреть фото в каком году была битва при ухуде. Смотреть картинку в каком году была битва при ухуде. Картинка про в каком году была битва при ухуде. Фото в каком году была битва при ухуде

В результате на горе Ухуд остались вместе с командиром только шесть или семь человек. Эта ситуация не ускользнула от внимания возглавлявшего курайшитскую кавалерию Халида бин Валида, который, поняв, что тыл противника остался без защиты, напал на мединцев с тыла вместе со своей конницей. Оставшиеся лучники не сумели сдержать натиск кавалерии Халида и были разбиты. Когда правоверные оказались в окружении, язычники, ранее обращенные в бегство, почувствовали уверенность и вернулись на поле битвы.

В какой-то момент на поле боя воцарился настоящий хаос и паника среди мусульман, которые услышали возглас иблиса о том, что посланник Аллаха ﷺ убит, начали отступать. Ситуация усугублялась тем, что группы мусульманских воинов оказались разрознены и не всем было известно о ситуации с пророком ﷺ.

Завершение битвы

в каком году была битва при ухуде. Смотреть фото в каком году была битва при ухуде. Смотреть картинку в каком году была битва при ухуде. Картинка про в каком году была битва при ухуде. Фото в каком году была битва при ухуде

Потери мединцев составили более семидесяти человека в этом бою. Посланник Всевышнего ﷺ вернулся в Медину с остатками своего войска, предприняв все меры предосторожности для того, чтобы враг вновь не напал на город ночью. Но на следующий день по приказу Пророка Мухаммада ﷺ мусульмане вновь выступили против неверных, но их предводитель приказал в этой битве участвовать только тем, кто участвовал в последней битве, и на газават вышли сподвижники Мухаммада ﷺ, даже те, кто был серьезно изранен и измучен.

Дойдя до местности под названием Хамраъ аль-Асад, курейшиты услышали весть о том, что мусульмане вновь пошли в наступление, и со страхом оставили эти земли.

Результаты битвы

Таким образом понятно, что вовсе нельзя считать, что именно курейшиты одержали победу в бою при горе Ухуд, поскольку вместо того, чтобы напасть на город и окончательно разбить войско мусульман, они просто сбежали.

По мнению арабских историков, именно мусульман следует считать победителями в битве при Ухуде. Это связано с тем, что у арабов в те времена было принято, что сторона-победитель остается на поле битвы, чтобы закрепить свою победу. Но в битве при горе Ухуд курейшиты не только покинули поле военных действий, но еще и напали на своего противника с тыла. Мусульмане же с Пророком Мухаммадом ﷺ во главе оставались на горе Ухуд и покинули Ухуд только после окончания сражения. Так что можно считать, что именно мусульмане одержали победу в этом бою при Ухуде.

Мусульмане понесли в этом бою огромные потери, и эти потери остались в истории уроком для следующих поколений, назиданием от Аллаха, которое должно было научить потомков мусульман тому, что газават совершается не ради мирских богатств, и жажда наживы может привести к очень плохим последствиям. Этот пример из истории также учит тому, что своему командиру следует подчиняться беспрекословно. В дальнейшем история увидит немало примеров того, как это назидание пошло на пользу многим последующим поколениям.

Еще один серьезный вывод, который сделали для себя мусульмане – это то, что нельзя держать возле себя людей, которые могут оказаться мунафиками, то есть лицемерами, ведь они могут покинуть и предать в любой момент.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *