в каком году была битва при бадре по хиджре

Этот день в истории: 624 год — победа мусульман в битве при Бадре

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджре

Во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан (17 марта 624 года) у селения Бадр, в 80 милях от Медины (запад Аравийского полуострова), состоялось первое крупное сражение между мусульманами и язычниками-курайшитами.

В мекканский период деятельности Мухаммада он и его сподвижники подвергались всяческим нападкам, угрозам, бойкотам, избиению, издевательствам, угрозе смерти. Это побудило Мухаммада переселиться в Ясриб (Медину), где решили принять ислам. У Мухаммада появилась поддержка населения Медины и армия. Но армия его врагов курайшитов была более многочисленной.

Мусульмане, узнав об этом, решили забрать свое имущество и начали преследовать караван. В защиту каравана из Мекки вышла армия, состоящая из 1000 человек, 100 из которых были всадниками на лошадях, 700 на верблюдах, а остальные — пешие. Войско язычников прибыло к селению Бадр и расположилось возле источника воды.

8 числа месяца Рамадан из Медины выдвинулась армия из трехсот мусульман. 83 воина были из числа бежавших из-за преследования язычниками мусульман из Мекки, 61 — из племени ауситов, остальные — ансары (жители Медины).

Трехкратное превосходство врага мусульмане обнаружили, только когда оказались близ предместий Сафры. Несмотря на это, Мухаммад решил не отступать и дать бой, и 17 числа месяца Рамадан два войска встретились.

Битва началась с поединков. Все сразу же пошло так, как будто само небо и правда было на стороне правоверных. Дядя пророка Мухаммада Хамза и племянник Али сразили своих соперников с одного удара. Потом началось общее наступление, и мусульмане ринулись вперед.

Сраженные наповал, вожди язычников падали один за другим, и вскоре их войско было разбито. Согласно преданиям, в этом бою впервые прозвучал клич «Аллаху акбар» (Аллах велик).

Всего курайшиты потеряли убитыми 70 человек. У мусульман погибли 14 воинов. Мухаммад приказал собрать трупы язычников и захоронить их в одном из безводных колодцев.

Победа мусульман под предводительством Мухаммада в этом бою стала поворотным пунктом в их борьбе против курайшитов. Она усилила распространение ислама. Участников битвы при Бадре мусульмане называют асхаб аль-Бадр.

Источник

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджреВ марте 624 г. нападение мединских мусульман на мекканский караван из 1000 верблюдов с грузом на сумму около 50 000 дина­ров, возвращавшийся из Сирии и возглавляемый Абу Суфйаном, развернулось в целое сражение, известное под именем «битва при Бадре».

Мухаммад (мир ему и благословение) продолжал следить за караваном курайшитов, упущенным в джумада ал-ула второго года хиджры во время похода в Ушайру и ушедшим в Сирию. Для этого туда были отправлены Талха ибн Убайдаллах и Саид ибн Зейд, которые поспешили вернуться в Медину, увидев, что караван возвращается обратно, чтобы сообщить об этом Пророку (мир ему и благословение).

Абу Суфйан же, когда прибыл в Хиджаз, узнав о намерениях Мухаммада (мир ему и благословение), договорился с неким Дамдамом ибн Амром ал-Гифари, что тот за определённую плату отправится в Мекку к курайшитам, поднимет их на защиту своего имущества.

Ибн Хишам приводит сон, который увидела Атика бинт Абд ал-Мутталиб, поэтесса и ведунья из рода хашим, приходившаяся Мухаммаду (мир ему и благословение) тётей за три ночи до прибытия Дамдама в Мекку, после чего она, сильно напуганная, позвала своего брата ал-Аббаса ибн Абда ал-Мутталиба и рассказала ему следующее: “ Брат! Клянусь Аллахом, сегодня ночью приснился мне страшный сон. Я боюсь, что он несёт твоим людям беды и несчастья. Сохрани в тайне то, что я тебе скажу”. Брат спросил: “Что же тебе приснилось?”. Атика отвечала: “Я увидела, как к нам скачет всадник на верблюде. Всадник остановился в долине ал-Абтах и закричал громким голосом: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Вокруг него начали собираться люди. Он въехал в мечеть, и люди последовали за ним. Окружили его, и вдруг он оказался со своим верблюдом на крыше Каабы, откуда ещё раз прокричал: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Затем он предстал на своём верблюде на вершине горы Абу Кубайс и опять прокричал то же самое. Потом он схватил камень, бросил его, и камень полетел вниз. Упав наземь у подножия горы, камень разбился вдребезги. И не осталось ни одного дома в Мекке, куда не залетел бы его осколок”. Тут ал-Аббас воскликнул: “О Аллах, ну и сон! Не говори о своём сне никому”.

Затем ал-Аббас вышел и встретил ал-Валида ибн Утбу ибн Рабиа, с которым дружил, и рассказал ему об этом сне, попросив держать всё в тайне. Но ал-Валид не сдержал обещания, и вскоре по Мекке поползли слухи, и курайшиты стали обсуждать сон на своих сходках.

Через три дня в Мекке раздался крик Дамдама: “Курайшиты! Благовония и ткани! Целый караван! Добру вашему, что везёт Абу Суфйан, преградил путь Мухаммад (мир ему и благословение) со своими сподвижниками. Мне кажется, вы можете и не получить своё добро. На помощь! На помощь!”.

Мухаммад (мир ему и благословение) выступил по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины, в воскресенье 10 марта (14 ра­мадана) 624 г. Мекканцы в этот момент были при­мерно на том же расстоянии от Бадра между ал-Усфаном и ал-Кудайдом.

Район Бадра был со всех сторон окружен высокими горами, в которых есть только три прохода, идущих с севера, юга и востока. Жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, следовавших из Сирии в Мекку. Поэтому для мусульман не составило бы никакого труда запереть караван курайшитов по достижении этого места и принудить их к сдаче его в плен.

В двух переходах от Бадра Пророк (мир ему и благословение) по­слал разведку, которая сообщила, что караван прибудет если не завтра, то послезавтра, но Абу Суфйан, торопивший свой ка­раван, прибыл раньше, узнал о разведке, обошел Бадр с запа­да по берегу Красного моря и послал гонца навстречу мекканскому вой­ску, чтобы предупредить, что благополучно миновал опасное место и помощь больше не нужна. Это известие, полученное при подходе мекканского войска к ал-Джухфе, вызвало раскол среди мекканцев: многие сочли, что после спасения ка­равана нет смысла продолжать поход и проливать кровь собратьев, как бы они ни провинились, порвав узы родства и по­следовав за Мухаммадом (мир ему и благословение). Той же ночью зухриты тайно покину­ли лагерь, а на следующий день с дороги повернули назад адиты, издавна враждовавшие с абдшамс. Таким образом мек­канское войско сократилось примерно на полторы сотни бойцов.

Заколебался даже вождь абдшамс Утба бин Рабиа, на кото­ром лежал долг отомстить за ал-Хадрами, убитого в Нахле, остававшийся единственной веской причиной для сражения с мусульманами (см. итоги восьмого набега, предпринятого Пророком (мир ему и благословение) непосредственно перед Бадрским сражением). Он изъявил готовность взять на себя уплату ви­ры родственникам убитого при Нахле, чтобы уничтожить последнюю причину, толкавшую на сражение с сородичами. Это действительно сделало бы поход в глазах участников бессмысленным, и Абу Джахл принял все меры, чтобы помешать ула­дить конфликт. Он обозвал Утбу трусом, высказал подозрение, что тот боится сражения со своим племянником Мухаммадом (мир ему и благословение) и сыном, находившимся в его войске, а в довершение всего сыграл на родственных чувствах брата убитого, сказав ему, что Утба хочет откупиться, и тот в самой обидной форме публично обвинил Утбу в веро­ломстве. Всё это настолько задело самолюбие старого вождя, что он ради дока­зательства собственной храбрости отказался от первоначального намерения.

Сам Мухаммад (мир ему и благословение) воспринимал предстоящее сражение как поединок между верой (иман) и неверием (куфр). Когда до выступления к Бадру Пророк (мир ему и благословение) молился в мечети Кубба, то говорил: “О Аллах! Если Ты погубишь сегодня этот отряд, то больше некому будет поклоняться Тебе”. Согласно мусульманскому преданию, присутствовавший при этом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взял его за руку и сказал: “Ты будешь вознаграждён по достоинству твоему, о посланник Аллаха (мир ему и благословение), ты был настойчив в мольбе к Твоему Господу”. Согласно этому же хадису, рассказанному ибн Аббасом, Пророк (мир ему и благословение) был в кольчуге и, выйдя из мечети, говорил: “Они все будут разгромлены и повернут вспять, настал час встречи с ними, час их поражения, и я свершу его”.

Мухаммад (мир ему и благословение) подошёл к Бадру в четверг вечером 14 марта (18 рамадана) и, конечно, к этому времени должен был знать, что караван уже ускользнул от него.

Как бы то ни было, мусульмане первыми подошли к месту будущего сражения и приготовились к нему: по совету Хаббаба ибн ал-Мунзира засыпали часть колодцев, чтобы оставить противника без воды, заняли удобную позицию, поставили шатёр, который должен был служить для Пророка (мир ему и благословение) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Сада ибн ал-Мунзира. Мухаммад (мир ему и благословение) вдохновлял своих воинов обещанием помощи от Аллаха. По преданию, после того, как силы отряда были распределены, он направился на поле боя, указывая рукой на то или иное место и говоря: “Здесь погибнет такой-то, а здесь такой-то”. Затем мусульмане, совершив ритуальную молитву, пошли спать, будучи уверенными в завтрашнем успехе. Мекканцы, втайне надеявшиеся, что мусульмане, увидев их численный перевес, уйдут без боя, были неприятно поражены ре­шимостью своего противника.

Бойцам было велено не вступать в сражение без приказа: “Когда они приблизятся, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас”.

Поединки и сражение.

Бой, как обычно, начался поединками. Защитить своё доб­рое имя перед соплеменниками выехал Утба ибн Рабиа со старшим братом Шайбой и сыном ал-Валидом. Их вызов приняли Али, Хамза и Убайда ибн ал-Харис.

Али и Хамза быстро справились со своими соперниками Шайбой и ал-Валидом, а Убайда его противник Утба нанесли друг другу по ране. Подоспевшие ему на помощь Али и Хамза зарубили Шайбу и унесли Убайду с поля боя.

Многобожники, недовольные исходом единоборств, преисполнились гневом, бросились на ряды мусульман в едином порыве.

Стремительному натиску мекканской кон­ницы Пророк (мир ему и благословение) противопоставил неподвижный строй пехоты с плотно сомкнутыми щитами. Видимо, конная атака мекканцев не про­рвала этот стойкий пеший строй мусульман, что обескуражило мек­канцев, не слишком-то рвавшихся в бой, и когда наиболее рьяные бойцы из абдшамс и махзум во главе с Абу Джахлем бы­ли убиты, а знаменосцы взяты в плен, то остальные, несмотря на численный перевес, побежали от отчаянно сражавшихся мусульман. На поле боя осталось лежать семьдесят убитых мекканцев, столько же попало в плен.

После начала сражения Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к Абу Бакру, сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джабраил ведёт под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джабраилом”. Ан-Навави приводит достоверный хадис из “Сахих ал-Бухари”, в котором Рифаа ибн Рафи аз-Зураки рассказывает: “Однажды Джабраил явился к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?”. Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Лучшими из мусульман”. Джабраил сказал: “Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре”.

Согласно преданию, во время сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами. Но когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.

Умар, который находился рядом, спросил: “О посланник Аллаха, как же обращаешься ты к телам, в которых нет духа?!”, на что Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: “Они не хуже вас слышат мои слова, только не могут ответить”.

Разгромленные мекканцы, наполненные жаждой мести, бесславно возвращались домой навстречу воплям и про­клятиям вдов. Абу Суфйан, став теперь вождем курайшитов, поклялся отомстить за поражение.

На следующий день, миновав ущелье ас-Сафра, за которым можно было чувствовать себя в безопасности от возможного контрнападения мекканцев, мусульманское войско приступило к приятному процессу раздела добычи. Мухаммад (мир ему и благословение) получил луч­ший меч, имевший собственное имя Зу-л-Факар, и рыжего верблюда-скорохода, принадлежавшего Абу Джахлю. Получили долю даже те, кто отсутствовал по уважительной причине: Усман, оставшийся в Медине при умиравшей жене, воин, сломавший ногу по пути к Бадру, разведчики, не участвовавшие в бою. Два владельца коней получили на них по две дополнительные доли.

Здесь же, у ас-Сафра, Али по приказанию Мухаммада (мир ему и благословение) обез­главил ан-Надра ибн ал-Хариса, которого Мухаммад (мир ему и благословение) ненавидел за язвительные насмешки. На следующий день в Ирк аз-Зубйа Пророк велел казнить Укбу ибн Абу Муайта, который был одним из его наиболее ярых преследователей.

Уроки Бадрского сражения.

Сражение у колодцев Бадра, произошедшее между мусульманами и курайшитами-язычниками, по праву считается этапным событием, оказавшим огромное влияние на весь последующий период истории Ислама. Победа, одержанная мусульманами, имела решающее значение в распространении новой веры, так как всерьёз подорвала позицию мекканцев, одержимых в идолопоклонстве.

Победа у Бадра ещё больше подняла политический и религиозный авторитет Мухаммада (мир ему и благословение), положив начало его активным действиям против врагов Ислама в Медине и на всём Аравийском полуострове.

Бадрское сражение нашло своё отражение в многочисленных аятах Корана. В частности, ему посвящена сура “Добыча” в Коране.

Значение Бадрского сражения огромно для укрепления идеологии джихада в мединской умме и последующего распространения исламской проповеди на Аравийском полуострове.

Во-первых, сражение продемонстрировало, что вера (иман) в религию Аллаха овладела не только мухаджирами, коих в числе его участников было меньше, но и мединскими ансарами. Свидетельством же их веры стало, собственно, само их вступление на путь джихада. В Бадре Мухаммаду (мир ему и благословение) и мусульманам удалось доказать не только силу своего военного превосходства, но и мощь исламской проповеди. Они смогли, по крайней мере, расшатать позиции тех, кто до этого не верил в миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и в то, что она исходит не от него лично, а от Аллаха, Который желает посредством новых законов утвердить на земле государство, основанное на истине, справедливости и глубокой убеждённости.

В-третьих, Бадрское сражение впервые позволило заявить и о военном опыте мусульман. Оно показало, что при необходимости мусульмане должны быть готовы и к демонстрации силы с целью устрашить врагов Аллаха.

(В средневековых арабских хрониках военные экспедиции мусульман, во главе которых Мухаммад назначал амиров называются сарайа (ед.сарийа). Походы с участием Пророка названы газв.)

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджре

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Битва при Бадре

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджре

Первым крупным сражением, которое состоялось у мусульман с курайшитами, стала битва при Бадре, которая произошла после ряда небольших столкновений, имевших место в период с 623 по 624 год между мусульманами и жителями Мекки.

В каком году произошла битва при Бадре? Битва при Бадре между мусульманами и курайшитами состоялась в семнадцатый день священного месяца Рамадан во второй год по Хиджре, то есть семнадцатого марта в 624 году. Произошло это сражение в западной части Аравийского полуострова в Хиджазе.

Чем знаменита битва при Бадре: силы мусульман составляли 313 человек, силы неверующих – 1000 человек. На момент сражения при Бадре армия мусульман включала около девяноста мухаджиров, плюс шестьдесят один воин из числа представителей племени Аус, а также сто семьдесят воинов-хазраджцев. Все мусульманские воины были плохо вооруженные в отличии от мекканских многобожников имеющих конных воинов.

Причины противостояния мусульман и курайшитов

На протяжении пророческой деятельности в Мекке Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники терпели со стороны курайшитов притеснения, угрозы и нападки, их подвергали бойкотам, нападали, нанося побои, угрожающие жизни, а некоторых из числа невольных мусульман даже убили. Части мусульман пришлось переселиться сначала в Эфиопию, а затем, после клятвы мединских мусульман о верности и помощи Пророку ﷺ и всем мусульманам, мекканские мусульмане вместе с Пророком ﷺ переселились в Медину, которая тогда носила название Ясриб. Жители Медины приняли решение обратиться в ислам, и Посланник Аллаха ﷺ чувствовал поддержку со стороны мединского населения.

Все караваны курайшитов идущие в торговлю в Сирию проходили мимо Медины, Посланник Аллаха ﷺ принял решение преградить в очередной раз путь одному из этих караванов, которые обогащали многобожников и давали им возможность подготавливаться к полномасштабной войне с мусульманами. Также у мусульман в Мекке оставалось еще многое из того имущества, что было отнято у них при переселении. У курайшитов не было договора с мусульманами, и они продолжали причинять мусульманам всевозможный вред в Мекке и других местах, где у курайшитов было влияние.

Мусульмане потратили много времени на то, чтобы подготовиться, узнав как можно больше информации об армии противника, однако армия курайшитов превосходила мусульман численностью, так как они были подготовлены и знали, что рано или поздно мусульмане предпримут очередную попытку напасть на караван.

Битва при Бадре: ее особенности

Битва при Бадре имела огромное историческое и стратегическое значение, но потери в результате сражений составили всего 6,4%: сообщается, что из тысячи воинов со стороны Мекки погибло семьдесят человек, а из трех сотен мусульман погибло всего полтора десятка.

Когда до Посланника Аллаха ﷺ дошла информация о том, что некоторые из числа людей племени Бану Хашим, а также ряд других людей в данной битве принимали участие не по своей воле, он ﷺ запретил убивать этих людей. Также Пророк Мухаммад ﷺ запретил убивать своего дядю по той же самой причине, а также Абу аль-Бухтурий, поскольку он в мекканский период деятельности Посланника Аллаха ﷺ воздерживался от проявления негатива в сторону как самого Посланника Аллаха ﷺ, так и мусульман. Но он был убит в сражении с аль-Муджаззаром ибн Зийадой аль-Балавий.

В текстах, посвященных жизнеописанию Посланника Аллаха ﷺ, как и в Священном Коране, упоминается, что в битве при Бадре принимали участие даже ангелы Всевышнего Аллаха. Упомянуто в Сире, что невысокий мусульманин возгордился, когда ему удалось сделать своим пленником курайшита, который был высоким и большим, но тогда его пристыдили со стороны, сказав, что он не смог бы сделать это, если бы ему не помог ангел.

Подготовка

После того, как Пророк Мухаммад ﷺ услышал весть о том, что из Сирии возвращается большой караван мекканцев, который возглавляет Абу Суфьян ибн Харб, Посланник Аллаха ﷺ принял решение арестовать караван. По дошедшей до него информации, в составе каравана было три или четыре десятка людей из племени курайшитов.

Информация о том, что планируется нападение со стороны мусульман, также дошла и до Абу Суфьяна, когда его караван был на подходе к Хиджазу. Тогда один из его людей отправился в Мекку за подмогой, и вся знать курайшитов отправилась на подмогу, кроме Абу Лахаба, вместо которого отправился на битву аль-Ас ибн Хишам ибн аль-Мугира. На битву при Бадре отправились представители от каждого рода курайшитов, и только представители клана Бану Адий ибн Кааб не присоединились к армии многобожников.

Пророк Мухаммад ﷺ отправился в поход восьмого числа в месяц Рамадан, это был понедельник, а его обязанности остался исполнять Амр ибн Умм Мактум. Позднее вернулся Абу Любаба, которого Пророк Мухаммад ﷺ назначил на должность главы Медины.

Известно о том, что расстояние до Бадра составляло сто пятьдесят километров от Медины, и для того, чтобы мекканцы не узнали о походе мусульман, сначала Пророк Мухаммад ﷺ двинулся в другую сторону, и только после этого через какое-то время свернул к Бадру. Долина Бадра была окружена со всех сторон высокими горами, и только через три прохода можно было попасть туда: все торговые караваны пользовались северным проходом, поскольку этот путь шел мимо поселений людей, там были места, где можно было остановиться на привал в тени пальм и у воды.

Знамя из рук Посланника Аллаха ﷺ получил Мусаб ибн Умайр, а два черных знамени перед самим Посланником Аллаха ﷺ несли один воин из ансаров (Саад ибн Муаз) и один из мухаджиров (Али ибн Абу Талиб).

У мусульман было около семидесяти верблюдов на которых они поочередно передвигались, и только две лошади, а конница язычников составляла сотню коней. Пророк Мухаммад ﷺ, Марсад ибн Абу Марсад аль-Ганави и Али ехали по очереди на одном верблюде.

Кайсу ибн Абу Саасаа, представителя племени Бану Мази ибн ан-Наджжар, назначили главным по тылу.

Когда мусульмане достигли Ирк аз-Зубй, им встретился кочевой араб, но он не сообщил им о враге никаких сведений. Когда же мусульмане достигли селения ас-Сафра, там сообщили, что в этом селении проживают люди племени Бану ан-Нар племени Бану Хурак, и оба эти рода происходят из Бану Гифар. После этого мусульмане проехали между этими племенами, пересекли Зафиран, после чего сделали остановку.

Подход к Бадру и уход каравана от преследования

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджре

Пророк Мухаммад ﷺ получил информацию о том, что мекканцы отправились помогать своему каравану.

Подойдя к долине Бадра, Посланник Аллаха ﷺ оставил свое войско и в сопровождении одного из своих сподвижников поехал вперед. Он встретил бедуина, и тот поведал, не имея представления о том, с кем он разговаривает, где находятся курайшиты и где находятся мусульмане. По возвращении в свое войско, Посланник Аллаха ﷺ дождался вечера и послал Али вместе с аз-Зубайром ибн аль-Аввамом, Саадом ибн Абу-Ваккасом и еще рядом сподвижников узнать у водопоя все о местонахождении и численности курайшитов. Эта делегация наткнулась на водопой курайшитов, где повстречали слугу Бану аль-Хаджаж Аслама и слугу Бану аль-Ас ибн Сайд Арида Абу Йасара.

Расспросив этих слуг, мусульмане узнали, что в числе курайшитов присутствуют такие знатные люди, как мекканец Шэйба ибн Рабиа, Утба ибн Рабиа, Хаким ибн Хизам, Абу аль-Бухтури ибн Хишам, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль, Науфаль ибн Хувалид, ан-Надр ибн аль-Харис, Туайма ибн Адий ибн Науфаль, Абу Джахль ибн Хишам, Замаа ибн аль-Асвад, сыновья мекканца аль-Хаджажа Мунаббах и Нубайх, Умаййа ибн Халаф, Амр ибн Абд Вадд и Сухайль ибн Амр – эти люди представляли собой всю мекканскую знать.

Тогда было решено послать на разведку Адия ибн Абу аз-Загба и Басбаса ибн Амра, которые раздобыли информацию, что курайшиты должны прибыть к послезавтра или даже уже следующему дню.

Когда же до Абу Суфьяна дошла информация о том, что мусульмане находятся уже близко к тому месту, где он должен проходить, он принял решение обойти Бадр слева, свернув с дороги и проехав по его берегу. После того, как караван был благополучно приведен, Абу Суфйан послал гонца курайшитам, которые спешили на помощь каравану, что опасность миновала.

Когда мекканец Абу Джахль получил это известие, он принял решение отправляться в Бадр, задержаться там на три дня, повеселиться и поведать кочевникам арабам о походах курайшитов, чтобы заставить их бояться. Со стороны Аль-Ахнаса ибн Шэрика последовал курайшитам совет возвращаться, но к его совету прислушались только представители рода Бану Зухра и все они вернулись. Вместе с ними вернулся также со своими людьми Талиб ибн Абу Талиб.

После того, как курайшиты отправились дальше, они сделали остановку в долине, миновав песчаный холм аль-Аканкаль, который располагался между Аканкалем и Бадром в низовьях долины Йальйиль. Двигаться дальше курайшитам помешал начавшийся дождь. Для мусульман же выпал лишь моросящий дождик, которым Аллах очистил их и удалил от них скверну сатаны. Кроме того, дождь уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции. Поэтому мусульмане первыми достигли воды. Пророк Мухаммад ﷺ выслушал предложение Аль-Хубаба ибн аль-Мунзира и дал согласие на военную хитрость: после того, как мусульмане достигли воды, Посланник Аллаха ﷺ повелел засыпать все колодцы, а из того колодца, к которому подошли мусульмане, сделали водоем. В результате этой военной хитрости только у мусульман была вода, а курайшиты остались без водопоя.

Для Пророка Мухаммада ﷺ поставили палатку.

После того, как курайшиты спустились с холма аль-Аканкаль, часть из них отправилась к водоему, и все они были перебиты мусульманами, за исключением Хакима ибн Хизама, который после обратился в мусульманскую веру.

После этого курайшиты направили разведчика к мусульманской стоянке, который вернулся с информацией, что численность войск мусульман составляет около трех сотен человек, и в бой с ними посоветовал курайшитам не вступать. Но Абу Джахль на сражении настаивал, поэтому курайшиты отправились к колодцу, чтобы сразиться с мусульманами.

Поединок

Перед битвой, по обычаям, противоборствующие стороны выставляли на поединок своих самых отважных и сильных воинов. Первым вышел на поединок со стороны мекканцев аль-Асвад ибн Абд аль-Асад аль-Хазуми: его противником стал Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, и в этой схватке он стал победителем. Затем вместе с сыном аль-Валидом ибн Утба и братом Шэйбой ибн Рабиа вышел Утба ибн Рабиа, который вышел вперед и вызывал мусульман на поединок. Против него вышли три человека из ансаров, но с ними курайшиты отказались сражаться, поскольку заявили, что сражаться будут только с людьми из своего племени (по некоторым источникам, они заявили, что сражаться будут только с людьми уважаемыми и благородными).

Итогом поединка стала победа мусульман. Пророк Мухаммад ﷺ предупредил мусульман, чтобы они не нападали, если на то не будет его личного приказа, а в случае окружения им следует отгонять стрелами курайшитов.

Начало сражения

После этого Посланник Аллаха ﷺ выровнял мусульманские ряды, зашел в свою палатку, в которой его ждал Абу Бакр ас-Сиддик, и стал совершать намаз.

Среди мусульман первым убили вольноотпущенника Умара ибн аль-Хаттаба Михджа, который погиб от прилетевшей курайшитской стрелы.

После этого Пророк Мухаммад ﷺ велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперед!» и побуждая их к бою. И мусульмане ринулись в атаку, воодушевлённые тем, что вместе с ними сражается и сам Посланник Аллаха ﷺ. Во время сражения Всевышний Аллах послал ангелов, которые также приняли участие в битве: многобожники не могли понять, кто же наносит им удары, когда рядом никого не было, у некоторых курайшитов отлетали головы до того, как кто-либо из мусульман заносил над ним меч.

в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть фото в каком году была битва при бадре по хиджре. Смотреть картинку в каком году была битва при бадре по хиджре. Картинка про в каком году была битва при бадре по хиджре. Фото в каком году была битва при бадре по хиджре

Смерть Абу Джахля и бегство многобожников

Против мусульман в битве принимал участие и Абу Джахль, который был предводителем язычников и являлся основным притеснителем Пророка Мухаммада ﷺ и его противником. Он участвовал в сражении при Бадре вместе с сыном Икримой. Отыскав на поле боя его, Муаз ибн аль-Джамух, выходец из племени Бану Салима, ранил его, отрубив ему полноги, но за него вступился сын Икрима, который лишил Муаза руки.

В хадисе из сборников Муслима и Бухари со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа рассказывается, что мусульмане выстроились в ряд во время битвы при Бадре, и когда Абд ар-Рахман ибн Ауф посмотрел налево и направо, он увидел, что по обе стороны от него стоят юноши ансары, и пожалел о том, что рядом с ним не находятся воины более могучие. Но тогда один из юношей спросил у него, знает ли он Абу Джахля, и Абд ар-Рахман ибн Ауф ответил, что знает, и тогда парень сказал, что наслышан, что этот человек оскорбляет Посланника Аллаха ﷺ, и поклялся Богом, что если ему встретится Абу Джахль, то не расстанется с ним до тех пор, пока один из них двоих не умрет. Тогда Абд ар-Рахман поразился его словам, но второй юноша сказал ему то же самое. Когда Абд ар-Рахман увидел Абу Джахла, расхаживающего между своими солдатами, Абд ар-Рахман указал на него юношам ансарам, и тогда они бросились к Абу Джахлю и закололи его.

После смерти нескольких глав курайшитских племен в ходе битвы, мекканцы дрогнули и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен.

Захоронение мертвых

Пророк Мухаммад ﷺ приказал собрать все тела убитых, после чего их сбросили в колодец аль-Калиб, и только тело, которое принадлежало Умаййе ибн Халафе, настолько раздулось, что заполнило всю кольчугу, поэтому его тело закидали камнями и землей.

Обхождение с пленниками

Мусульмане взяли военнопленных и добычу, и двоих из пленников предали казни: эти язычники, которых звали ан-Надр ибн аль-Харис и Укба ибн Абу Муайт, были известны тем, что предпринимали по отношению к мусульманам особенно враждебные действия. Из всех курайшитов наиболее враждебно по отношению к Пророку Мухаммаду ﷺ был настроен именно его родственник ан-Надр, который опускался даже до того, чтобы оскорблять Посланника Аллаха ﷺ, плевав ему в лицо, а в сражении при Бадре он выступал в качестве командира.

Одному из пленников, Сухайлу ибн Амру, Умар ибн аль-Хаттаб собрался было выбить передние зубы, чтобы впредь он не смог выступать с речами, направленными против Пророка Мухаммада ﷺ, но Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Сухайл ибн Амр может в будущем занять такую позицию, которую не будет осуждать Умар.

Пророк Мухаммад ﷺ распределил пленников среди своих сподвижников и приказал, чтобы с ними обходились хорошо, и сподвижники неукоснительно следовали этому приказу: пленников кормили хлебом, а сами сподвижники обходились финиками. По словам Абу Азиза ибн Умайра, одного из таких пленников, командира группы курайшитов, мусульмане, приступая к ужину или обеду, кормили хлебом, а сами довольствовались одними финиками. Он также упоминал, что если у кого-то из пленников выпадал из рук кусок хлеба, то мусульмане тут же подавали ему этот кусок. Абу Азиз вспоминал, что ему было стыдно, поэтому он пытался отдать свой кусок хлеба мусульманам, чтобы те тоже поели, но они даже не прикасались к хлебу и снова отдавали его пленному. Позже Абу Азиза выкупила у мусульман его мать за четыре тысячи дирхамов.

Среди пленников мусульман был также Амр ибн Абу Суфьян ибн Харба, и его отец отказался выкупать у мусульман своего сына. Он напал на совершающего малый хадж старика мусульманина Саада ибн аль-Нугмана ибн Аккаля, принадлежащего роду Амр ибн Ауф, захватил его и его сына, нарушив обещание курайшитов не совершать нападений на паломников, которые отправляются в хадж, и относиться к ним по-доброму. Когда же представители рода Бану Амр ибн Ауф отправились к Пророку Мухаммаду ﷺ, они обратились к нему с просьбой обменять на Саада Амра ибн Абу Суфьяна, и Посланник Аллаха ﷺ согласился сделать это.

В хадисе, приведенном в сборнике Бухари, рассказаны слова Джубейра ибн Мутыма о многобожниках, которые стали пленниками мусульман в ходе битвы при Бадре. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что если бы был жив аль-Мутым ибн Адий и заступился за этих пленников, то Пророк ﷺ отпустил бы ради него этих «отвратительных нечестивцев».

За одного пленника мусульмане брали выкуп от одной до четырех тысяч дирхамов, и только неимущие освобождались от выкупа: Абу Азза Амр, у которого было много детей, но сам он был беден, был освобожден просто так.

Итоги битвы

Сражение при Бадре стала для мусульман первой победой и означала, что в борьбе мусульман против курайшитов наступил коренной перелом.

Битва окончилась полным разгромом курайшитов, мусульмане победили, обратив язычников в бегство. В ходе этого сражения были взяты в плен самые знатные из курайшитских воинов, а также были убиты одни из самых злостных врагов мусульман и Пророка Мухаммада ﷺ среди которых был и Абу Джахль. По итогам битвы при Бадре, потери мусульман составили четырнадцать человек. Потери многобожников составили семь десятков человек, и такое же число воинов было захвачено в плен.

Жители Мекки узнали о том, как закончилась битва при Бадре, когда поверженные участники вернулись в город: их позор был настолько мучителен, что был даже запрет на оплакивание погибших, чтобы не давать повода мусульманам радоваться.

Жителям Медины весть о победе мусульман сообщили гонцы Абдулла ибн Раваха и Зейд ибн Хариса: первого направил Посланник Аллаха ﷺ в верхнюю часть города, а второго – в нижнюю часть.

Битва при Бадре стала первым столкновением мусульман с курайшитами.

Почему столь малая по потерям битва при Бадре имела огромные последствия: как первая крупная победа мусульман в бою против курайшитов, она стала поворотной точкой в их противостоянии и дала возможность исламу в дальнейшем масштабно распространяться по Аравийскому полуострову.

Говоря о том, кто победил в битве при Бадре, особое значение имеет и то, каково было численное превосходство проигравших над победителями. Сражение при Бадре стало для всех мусульман примером того, как даже небольшой отряд людей может победить превышающее его втрое по численности войско врага, если их целью является стремление возвысить имя Всевышнего Аллаха.

После победы в битве при Бадре три года мусульмане посвятили тому, чтобы умножить свои усилия по распространению ислама, и это продолжалось вплоть до того, как в ходе сражения при Ухуде в 627 году мусульмане потерпели крупное поражение.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *