в каком году был запущен первый спутник системы глонасс
35 лет назад на орбиту вышел первый спутник ГЛОНАСС. Что за система и как работает
Ровно 35 лет назад, 12 октября 1982 года, на орбиту вышел первый аппарат ГЛОНАСС — «Спутник 1413». Именно с него началась работа крупнейшей навигационной системы в России.
С релизом iPhone 4s ГЛОНАСС стала одной из систем позиционирования в смартфонах Apple, и используется по сей день. Она получила широкое распространение как в военной, так и в гражданской сфере.
Немногие смогут внятно ответить на вопрос о том, что такое ГЛОНАСС и чем она отличается от GPS. Разбираемся.
Что такое ГЛОНАСС
ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная спутниковая система. Она охватывает всю поверхность земного шара.
Основная задача комплекса — навигация и геопозиционирование любого объекта и времени. Разумеется, это происходит с помощью множества спутников вокруг земной орбиты.
На сегодняшний день, точность определения координат объектов составляет несколько метров. Ожидается, что к 2020 году аппаратный комплекс будет ещё лучше определять позицию — погрешность до 1 метра.
Как работает ГЛОНАСС
Для полного покрытия земной орбиты необходимо постоянное наличие на орбите 24 спутников. Причём для определения координат объекта требуется «видеть» четыре из них.
Увеличение количества спутников приведёт к повышению точности определения местоположения.
Почему именно 4? Приемное устройство способно достаточно точно понять расстояние до спутника по его сигналу. По четырём спутникам вычисляют 4 разных расстояния до объекта.
Координаты спутников известны, поэтому их соотношение, а также расстояний от них до предмета позволяет весьма точно оценить положение этого устройства на земной поверхности.
Чем ГЛОНАСС отличается от GPS
По своему устройству ГЛОНАСС и GPS не имеют принципиальных различий. Разница есть в методах работы.
ГЛОНАСС и GPS используют разные системы кодирования сигнала. В GPS сигнал разделяется по коду (CDMA), в ГЛОНАСС – по частоте (FDMA).
В последнем используется более сложная модель расчетов, требующая больших затрат ресурсов принимающего устройства. Соответственно, требуется более мощный процессор, что приводит к увеличению потребления энергии.
Кроме того, спутники GPS располагаются на 1,1 тыс. км выше, чем у ГЛОНАСС — 20,2 тыс. км против 19,1 тыс. км. Из-за этого точность геопозиционирования американской системы немного хуже в приполярных областях.
Зато в других зонах GPS отображает местоположение объекта точнее, чем ГЛОНАСС — 2-4 метра против 3-6 метров. Правда, на практике это не имеет особого значения.
Так что всё-таки лучше, ГЛОНАСС или GPS?
Ни одну из этих систем нельзя выдвинуть на первый план. Они обе прекрасно дополняют друг друга.
Любое устройство, которое поддерживает сразу и ГЛОНАСС, и GPS — обречено на успех. В связке они способны наиболее точно определить местоположение устройства на земной поверхности.
И очень хорошо, что современные смартфоны, в том числе iPhone, поддерживают обе навигационные системы.
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией. Telegram: @TemaBausov
Последний британский романтик. JP Cooper выпустил новый альбом
В 2018 году без Touch ID останутся все айфоны
Apple выпустила Apple Music для PlayStation 5
Samsung смеялась над вырезом в iPhone, но сегодня появилось фото её нового планшета, и…
Uber купит 50 тысяч электромобилей Tesla, чтобы использовать их как такси
Историю сообщений WhatsApp теперь можно переносить с iPhone на Android 12
ФАС возбудила дело против Apple за запрет на информирование пользователей об оплате покупок вне App Store
В метро Москвы заработала система Face Pay для оплаты прохода по лицу
В Москве начнут выдавать электронные паспорта с декабря
Как космический спутник СССР помог создать прототип Интернета. Это было 52 года назад
🙈 Комментарии 18
С релизом iPhone 4s ГЛОНАСС стала одной из систем позиционирования
——————————
Вы понимаете вообще, какую ересь несете?
Есть неточность в статье, о том, что четвёртый спутник помогает определять время. Это не так. Каждый спутник в каждом импульсе посылает время и данные о себе. Именно исходя из этих данных приёмник рассчитывает своё местоположение.
Никто не объясняет, как двое часов с разностью примерно в 15 секунд умещаются и дружат в одном отдельно взятом устройстве. И неясно, какое время заложено серверами Эпол. Счтается, что эталонное – это атомное время. В авиации используется UTC, в обычной жизни – GMT. Почитайте, Вам будет интересно:
Начальный (нулевой) меридиан – Гринвичский меридиан с географической долготой равной 0°00’00”, делит земной шар на западное и восточное полушария. Проходит через бывшую Гринвискую обсерваторию (в пригороде Лондона)
GMT (Greenwich Mean Time) – “время по Гринвичу” – на меридиане Гринвича. Определяется по астрономическим наблюдениям суточного движения звезд. Оно нестабильно (в пределах секунды в год) и зависит от постоянного изменения скорости вращения Земли, перемещения географических полюсов по её поверхности и нутации оси вращения планеты. Гринвичское (астрономическое) время близко по значению к UTC (атомному времени), и пока ещё будет употребляться в качестве его синонима. Ещё название – “Zulu Time”
В русскоязычной метеорологии GMT обозначают как СГВ (Среднее Гринвичское /или Географическое/ Время)
GMT= UTC (с точностью до 1 секунды)
Часовой пояс (Стандартный часовой пояс) – разница с Мировым временем UTC/GMT (пример: UTC/GMT+4 – четвёртый часовой пояс, восточнее Гринвича)
H:mm:ss – 24-часовой формат (пример: 14:25:17). Минуты и секунды – с выводом нулей в начале
h:mm:ss – 12-часовой формат (пример: 02:25:17 PM – “два с половиной часа пополудни” – 14:25:05). Минуты и секунды – с выводом нулей в начале
АМ – обозначение времени до полудня при 12-часовом формате (сокращенный вариант – “А”)
РМ – обозначение времени после полудня при 12-часовом формате
Всемирное время UT (Universal Time – Универсальное время) – среднее солнечное время на меридиане Гринвича, определяется по астрономическим наблюдениям суточных движений звезд. Его уточнённые значения – UT0, UT1, UT2
UT0 – время на мгновенном гринвичском меридиане, определённое по мгновенному положению полюсов Земли
UT1 – время на среднем гринвичском меридиане, исправленное за движение земных полюсов
UT2 — время, с учётом изменения скорости вращения Земли
TAI – время по атомным часам (Международное Атомное Время, с 1972 года). Стабильное, эталонное (самое точное), никогда не переводится. Стандарт времени и частоты.
Время в системе навигации GPS действует с января 1980 года. В него поправки не вводятся. Оно опережает в р е м я U T C на полтора десятка секунд.
UTC (от английского Universal Time Coordinated) – Универсальное координированное время для координированного распространения стандартных частот и сигналов точного времени по радио, телевидению и интернет – Всемирное, “Мировое время”. Его синоним: “Универсальный часовой пояс”
Шкала времени UTC введена с 1964 года для согласования значений UT1 (астрономические измерения) и TAI (атомные часы).
В отличие от времени по Гринвичу, шкала UTC устанавливается по атомным часам.
Скорость вращения земли замедляется, в связи с чем в шкалу UTC регулярно, через год или два-три, 30 июня или 31 декабря, вводятся уточняющие поправки (leap seconds – високосная “Секунда координации”), для того, чтобы U T C не более чем на секунду (если точнее – 0,9с) отличалось от астрономического времени (определяемого по движению Солнца), по мере отставания UT1 на секунду. Это международное правило было принято в 1972 году.
Соотношение времени после 31 декабря 2016 года: UTC (универсальное) отстаёт от TAI (атомное) – на 37 с.
T glonass = Tutc + 3 часа (корректируется, поэтому расхождение между ними не превышает 1 мс.)
вам конечно же главное дое.атся…
каждый раз читая коменты одно нытье и наезды на авторов
ну ё моё, такая интересная тема, и так поверхностно освещена
для определения координат объекта требуется «видеть» четыре из них.
Почему три спутника, а не меньше?
Вы определитесь. 3 или 4?
«Разумеется, это происходит с помощью множества спутников вокруг земной орбиты», «Для полного покрытия земной орбиты…»
Что, простите? Спутники вращаются по орбитам вокруг Земли. Вокруг орбит они не вращаются и полностью орбиты не покрывают.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС)
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС, англ. GLONASS) — российская спутниковая система навигации, предназначенная для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
Толчком к началу практических работ в области спутниковой радионавигации послужил успешный запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года. В конце 1960-х годов в Советском Союзе была создана низкоорбитальная спутниковая радионавигационная система «Цикада».
Успешная эксплуатация низкоорбитальных спутниковых навигационных систем морскими потребителями привлекла широкое внимание к спутниковой навигации. Возникла необходимость создания универсальной навигационной системы, удовлетворяющей требованиям подавляющего состава потенциальных потребителей.
На основе проведенных многосторонних исследований отечественными специалистами была выбрана штатная орбитальная группировка из 24 спутников, находящихся на средневысотных околокруговых орбитах с номинальными значениями высоты — 19100 километров.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты 12 октября 1982 года с запуском первого космического аппарата серии «Глонасс» («Космос-1413»). 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию в интересах министерства обороны РФ с орбитальной группировкой ограниченного состава из 12 спутников. В декабре 1995 года орбитальная группировка была развернута до штатного состава (24 спутника), который необходим для полного охвата территории всего земного шара.
Сокращение финансирования космической отрасли в 1990-х годах привело к деградации орбитальной группировки ГЛОНАСС. К 2002 году она насчитывала только семь космических аппаратов, что не могло обеспечить территорию России навигационными сигналами системы ГЛОНАСС хотя бы с умеренной доступностью. Точностные характеристики уступали более чем на порядок американской системе навигации GPS.
В целях сохранения и развития системы президентом и правительством РФ был утвержден ряд директивных документов, основным из которых являлась федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на период 2002-2012 годы.
В результате ее реализации орбитальная группировка была полностью восстановлена. С 2012 года система развивается в рамках новой федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» для обеспечения эффективности решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения в интересах обороны, безопасности и развития социально-экономической сферы страны в ближайшей и отдаленной перспективе.
Система ГЛОНАСС состоит из подсистемы космических аппаратов, подсистемы контроля и управления и навигационной аппаратуры потребителей.
Основой системы ГЛОНАСС являются 24 спутника, которые движутся в трех орбитальных плоскостях по восемь аппаратов в каждой плоскости, наклоненных к экватору под углом 64,8°, с высотой орбит 19100 километров и периодом обращения 11 часов 15 минут 44 секунды. Выбранная структура орбитальной группировки обеспечивает движение всех космических аппаратов по единой трассе на поверхности Земли с ее повторяемостью через восемь суток. Такие характеристики обеспечивают высокую устойчивость орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, что практически позволяет обходиться без коррекции орбит космических аппаратов в течение всего срока их активного существования.
По состоянию на 10 октября 2017 года в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС находилось 25 космических аппаратов, из них 23 использовались по целевому назначению.
Космические спутники для ГЛОНАСС были спроектированы в конструкторском бюро НПО прикладной механики (ныне — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева») в городе Красноярск-26 (Железногорск).
С 1982 года по 2009 год в эксплуатации находились космические аппараты «Глонасс», со сроком активного гарантийного существования три года. В настоящее время основу орбитальной группировки составляют спутники модифицированной серии «Глонасс-М», первый из которых был запущен в декабре 2003 года. От спутников первого поколения они отличаются гарантийным сроком активного существования (семь лет) и использованием импортных комплектующих. Планируется замена «Глонасс-М» космическими аппаратами нового поколения «Глонасс-К» со сроком активного существования до 10 лет. Первый космический аппарат этого типа был выведен на орбиту в 2011 году, второй — 2014 году.
Подсистема контроля и управления (ПКУ) состоит из Центра управления системой ГЛОНАСС и сети станций измерения, управления и контроля, рассредоточенной по всей территории России. В задачи ПКУ входит контроль правильности функционирования космических аппаратов, непрерывное уточнение параметров орбит и выдача на спутники временных программ, команд управления и навигационной информации.
Навигационная аппаратура потребителей состоит из навигационных приемников и устройств обработки, предназначенных для приема навигационных сигналов спутников ГЛОНАСС и вычисления собственных координат, скорости и времени. Навигационной аппаратурой потребителей системы ГЛОНАСС выполняются беззапросные измерения до четырех спутников ГЛОНАСС, а также прием и обработка навигационных сообщений. В навигационном сообщении описывается положение спутника в пространстве и времени. В результате обработки полученных измерений и принятых навигационных сообщений определяются три координаты потребителя, три составляющие вектора скорости его движения, а также осуществляется «привязка» шкалы времени потребителя к шкале Госэталона координированного всемирного времени UTC (SU).
Система ГЛОНАСС позволяет обеспечить непрерывную глобальную навигацию всех типов потребителей с различным уровнем требований к качеству навигационного обеспечения путем использования сигналов стандартной (L1) и высокой точности (L2) с вероятностью 0,95 при 18 спутниках и 0,997 при 24 спутниках в группировке. Она отнесена к космической технике двойного назначения.
В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Государственная корпорация «Роскосмос» и министерства и ведомства России: Минобороны, МВД, Ростехнадзор, Минтранс, Росреестр, Минпромторг, Росстандарт, Росавиация, Росморречфлот, Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
Летом 2017 года руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов заявил, что российские ученые работают над увеличением точности навигаторов ГЛОНАСС до нескольких сантиметров. По его словам, пока достигнут метровый диапазон (при благоприятных условиях можно определять место нахождения того или иного объекта с точностью до 3-5 метров).
В соответствии с указом президента РФ доступ к гражданским навигационным сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
С 1996 года по предложению правительства РФ ГЛОНАСС наряду с американской GPS используется Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации.
Современные средства спутниковой навигации уже сейчас широко используются в различных областях социально-экономической сферы и позволяют выполнять навигацию наземных, воздушных, морских, речных и космических средств, управление транспортными потоками на всех видах транспорта, контроль перевозок ценных и опасных грузов, контроль рыболовства в территориальных водах, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды; геодезическую съемку и определение местоположения географических объектов с сантиметровой точностью при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве; синхронизацию в системах связи, телекоммуникаций и электроэнергетике; решение фундаментальных геофизических задач; персональную навигацию индивидуальных потребителей.
Спутниковая навигация уже применяется и в сельском хозяйстве, где используется для автоматической обработки земельных угодий комбайнами, и в горнодобывающей промышленности. Круг применения технологий спутниковой навигации постоянно расширяется.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
34 года назад состоялся запуск первого спутника для системы ГЛОНАСС
Сегодня, 12 октября, исполняется ровно 34 года с момента запуска космического аппарата «Космос-1413»: в этот день в 1982 году начались лётные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.
Именно с 1982-го началось формирование штатного состава ГЛОНАСС. Система была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году, а в 1995-м состоялось развёртывание орбитальной группировки полного состава. Тогда же началась штатная эксплуатация системы.
Недостатком инфраструктуры было практически полное отсутствие гражданской навигационной аппаратуры и соответственно гражданских потребителей системы. В связи с экономическими трудностями, с которыми столкнулась Россия в конце 90-х годов, орбитальная группировка ГЛОНАСС существенно сократилась. К 2002 году в составе группировки находилось всего 7 космических аппаратов, что не позволяло обеспечить покрытия даже территории России.
Сейчас группировка ГЛОНАСС включает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. Два аппарата находятся в орбитальном резерве, ещё один — на этапе лётных испытаний.
В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Роскосмос и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем». Как сообщает Роскосмос, ГЛОНАСС — единственная система в мире, которая предоставляет доступ к гражданскому сигналу глобального позиционирования в двух частотных диапазонах L1 и L2 потребителям по всему миру на безвозмездной основе.
СОДЕРЖАНИЕ
Дизайн
В нем использовался 3-осевой стабилизированный герметичный автобус с двумя солнечными батареями, силовым модулем и модулем полезной нагрузки. Он весит 1413 кг (3115 фунтов), вырабатывает мощность 1000 Вт и имел ограниченный расчетный срок службы в 3 года, но в более поздних моделях он был увеличен до 5 лет. В нем было строгое требование поддержания внутренней температуры на уровне ± 1 ° C. В предыдущей конструкции использовалась встроенная система жидкостного охлаждения, которая весила 340 кг (750 фунтов). В «Урагане» реализована система газового охлаждения, в которой большая часть тепловыделяющих элементов размещена снаружи сосуда высокого давления, что упрощает систему и весит всего 40 кг (88 фунтов).
«Ураган-М» обычно запускаются тройками, и из-за близкого расстояния радиостанции этих трех будут мешать друг другу, а это означает, что наземный сегмент может управлять только одним спутником за раз. Установка ориентации на Солнце для питания, а затем на ориентацию на Землю для связи для одного устройства занимает около 5 часов. Поскольку окно радиосвязи с наземным управлением составляет от 4 до 6 часов, наземное управление не может управлять всеми космическими аппаратами за один проход. Бортовой компьютер «Урагана-М» может автономно переводить космический корабль в режим наведения на солнце и выполняет многие процессы запуска, поэтому наземный сегмент может взять на себя управление и обработать режим наведения на Землю.
Версии
Космические аппараты «Ураган» первого поколения были созданы с запретом на использование иностранных радиационно-стойких компонентов и, таким образом, имели меньший ожидаемый расчетный срок службы всего в 1 год. С годами конструкция постепенно улучшалась, чтобы прослужить до 5 лет:
ГЛОНАСС
ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее, срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.
Содержание
История развития
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника.
Вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы, число работающих спутников сократилось к 2001 году до 6.
В конце марта 2008 года совет главных конструкторов по российской глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС), заседавший в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения, несколько скорректировал сроки развёртывания космического сегмента ГЛОНАСС. Прежние планы предполагали, что на территории России системой станет возможно пользоваться уже к 31 декабря 2007 года; однако для этого требовалось 18 работающих спутников, некоторые из которых успели выработать свой гарантийный ресурс и прекратили работать. Таким образом, хотя в 2007 году план по запускам спутников ГЛОНАСС был выполнен (на орбиту вышли шесть аппаратов), орбитальная группировка по состоянию на 27 марта 2008 года включала лишь шестнадцать работающих спутников. 25 декабря 2008 года количество было доведено до 18 спутников.
На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Прежние планы предполагали запуск на орбиту двух троек новых спутников «Глонасс-М» в сентябре и в декабре 2008 года; однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.
29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «М2М телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах. [4]
В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС. [5]
15 декабря 2009 года на встрече премьер-министра России Владимира Путина с главой Роскосмоса Анатолием Перминовым было заявлено, что развёртывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года. [6]
К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).
С переходом на спутники «Глонасс-К» точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы NAVSTAR GPS — единственной зарубежной развернутой навигационной системой.
2 сентября 2010 года группировка спутников пополнена ещё тремя спутниками и общее количество спутников в группировке доведено до 26. [7]
3 октября 2011 года успешно выведен на орбиту ещё один спутник. Общее количество на орбите — 27 [8]
28 ноября 2011 года с космодрома Плесецк выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и КА «Глонасс-М». В 15:57 МСК спутник успешно выведен на целевую орбиту. [10]
Спутники
Запуски
В декабре 2009 года введён в эксплуатацию 110 КА (запущен 14 декабря 2009 года). Общее число запущенных спутников NAVSTAR к этому времени составило 60. [12]
Функционирование
Спутники, в которых происходили технические неисправности [23] :