в каком году был введен термин ммд
Минимальная мозговая дисфункция
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.
Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.
Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:
В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:
У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.
Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.
ММД — полное наименование минимальная мозговая дисфункция
ММД — полное наименование минимальная мозговая дисфункция. Термин был предложен Э. Деноффом в 1959 году для обозначения нескольких важнейших симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга: трудности обучения в школе, трудности с контролированием собственной активности и поведения в целом. Официально же термин был рекомендован к использованию в 1962 году Оксфордской международной группой изучения проблем детской неврологии. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.
В американской научной литературе в подобных случаях часто используют термин «ребенок с проблемами». Это объясняется тем, что в Штатах традиционно очень высока правовая ответственность врачей даже в вопросах постановки диагнозов. Поэтому, боясь приписать ребенку какую-нибудь «ненормальность», врачи используют этот нейтральный, в сущности, очень малоинформативный термин.
Отечественные авторы определяют ММД следующим образом:
Сборная группа различных по этиологии (происхождению), патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее является повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (рассеянные) легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.
Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные Причины и происхождение этого синдрома ученым и клиницистам, увы, до сих пор неизвестны. В настоящее время существует ряд более или менее обоснованных предположений (гипотез) по этому вопросу. Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы.
Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.
Истина, как это обычно и бывает, скорее всего, лежит где-нибудь посередине, то есть бывает и так, и эдак, и вот так тоже случается.
Для родителей гораздо важнее не высоконаучные дискуссии специалистов и не физиологическо-биохимические сложности. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром. Попробуем объяснить.
По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.
Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой
При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний (ЕЗ) у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением.
На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей нагрузкой.
В нервной системе есть два основных процесса — побуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14—15 годам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, И ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников.
Гиподинамический синдром (синонимы — гипокинетический синдром, гипокинетическое расстройствог синдром дефицита внимания) — один из вариантов проявления ММД. Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже идентифицируется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическсм синдроме, кроме пункта 5. В отличие от гипердинамических Детей, дети с гиподинамическим синдромом малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания И всегда стремятся спрятаться в тень. У них тоже есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности — вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие. До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».
Вот несколько советов, которые помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД:
• Необходимо периодически обследовать ребенка у невролога и выполнять его рекомендации;
• Главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит и избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе;
• Соблюдайте режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы ребёнок вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и то же время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
• Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выберите спокойного, неагрессивного ребенка постарше. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить.
• Не старайтесь часто приглашать в дом гостей, водить ребенка в гости, на вечеринки, в развлекательные клубы и т. п. Нарушается привычный распорядок дня, ребенок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
• Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок;
• Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
• Чаще читайте вслух ребенку, слушайте спокойную музыку, народные песни;
• Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером (не более 30 минут в день). Мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавьте ребенка от агрессивных зарубежных мультфильмов.
• Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы. Из спортивных занятий вашему ребенку полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ).
• Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка, молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Недостаток данных веществ в крови усугубляет течение ММД.
• Скорректировать состояние ребенка помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39°. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
• Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть.
• Перед началом обучения в школе поговорите с учителем или школьным психологом, расскажите о проблемах малыша, попросите об индивидуальном подходе, в котором Ваш ребенок действительно нуждается.
• Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
• Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, пазлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
• Домашнее задание, которое обычно задиктовывается учителем в конце урока, дети с ММД или не записывают вообще, или записывают неправильно. Из этого не следует делать проблемы. Родители могут сами узнавать, что было задано, от учителя.
• Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с ММД до относительной нормализации их мозговой деятельности (т. е. в течение 1-3 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе, и вынужденные «отключения» не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель.
• Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
• В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда надо писать, работать уже вообще не может.
• Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Не заставляйте ребенка сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
• Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному.
• Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую ребенку нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
• Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
• Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
• Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр, к врачу или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Когда мы сядем в автобус. » и т. д.
В каком году был введен термин ммд
ММД – комплекс очень тонких нарушений функций мозга, каждая из которых в отдельности не является признаком нездоровья и может наблюдаться у вполне здоровых детей, но в совокупности они все же определяют нижнюю границу нормы, близкую к болезненному состоянию.
Неврологическое обследование детей показало, что в данной группе детей невозможно локализовать очаг патологии; при сопоставлении с ЭГС установили, что у таких детей выявляется микроочаговая симптоматика (характер изменений общемозговой).
Имеет ММД необычную динамику течения (не найти корреляцию связи симптомов у новорожденного и последствий)
Ведущий – нарушение течения беременности и патологии родов. В Москве проводилось исследование:
1 место – Пренатальные 43%
2 место – Интернатальные 27% (во время родов), самые серьезные по воздействию на ребенка; на 100 детей под воздействию подобных факторов у 92 наблюдались неврологические симптомы)
3 место – Социальные 16% (влияние табака и алкоголя сказывались у детей раннего возраста в виде задержки психомоторного развития)
6 место – Роды после 28 лет увеличивают риск ММД;
7 место – Первые роды;
8 место – Низкий рост и масса тела женщины (малая);
9 место – Количество спонтанных абортов.
10 место – Хронические заболевания
Диагноз ставят Невропатологи, чаще в родильных домах на основании:
· Наличие какого-либо факторов риска
· Наличие неврологически значимых симптомов у новорожденного: не сразу закричал, наличие в отклонении обязательных условных рефлексов, беспокойный сон, частые срыгивания пищи; тремор конечностей, подбородка; гипер и гипо-тонус мышц (асимметрия тонуса).
Поведенческие эмоциональные нарушения, разнообразное неврозоподобное поведение, признаки изменения в развитие высших психических функций.
Невропатолог ставит диагноз ММД учитывая три названных пункта + наличие рассеянной микроочаговой симптоматики.
По частоте нарушений поведенческие отклонения выражены в:
· 89% нарушение по гипердинамическому типу
· 11% нарушение по гиподинамическому типу
Диагностика течения основных симптомов:
Гиперактивность, беспокойство, нарушение внимания с возрастом постепенно увеличиваются достигают максимума в 5 лет.
С 8-9 лет снижаются постепенно. Невротические симптомы (энурез, тики, заикания, нарушение сна, умственная утомляемость, головные боли – характерны для 3-4 лет) после 5 лет встречается значительно реже.
Заикание как симптом ММД (5-7 лет преимущественно у мальчиков)
Умственная утомляемость, головные боли (7-7,5 лет)
А в 9-10 лет остро вылезает дефект абстрактного мышления.
· Симультантная (восприятие в целом)
· Сукцессивная (определяется последовательностью)
Помимо расстройств ВПФ, отмечается один дефект – дефицит способности прогнозировать события в пространстве и во времени. В совокупности подобная группа расстройств приводит к снижению вербальной стороны интеллекта.
IQ общий и невербальный – первично сохранен, в большей степени обусловлен генетически, потому и в норме.
Две патогенетические теории ММД:
Нарушения при ММД вполне хорошо описываются в рамках любого синдрома (Лурия), дефицитарность функции лобных долей мозга, который в общих чертах схож с ММД.
1 Теории эффекта сенсорной депревации.
Понимают ситуацию завышенного порога психического реагирования, который влечет за собой состояния, напоминающее реальную сенсорную депревацию. В результате вся существующая информация не воспринимается ребенком, что влечет за собой снижение IQ развитие.
Имеет четкую физическую базу, что снижает выраженность ориентировочного рефлекса.
Эффект является следствие ММД, который чаще бывает приобретен в ходе регулируемых родов (стимуляции), дети, рожденные таким образом более склонны к формированию нарко и алкозависимости.
Уровни дезрегуляции при ММД
/Халецкая О.В./ у больных с ММД существует дисфункция разных образований мозга и называется – церебральная дезрегуляция.
1 Преимущественно кортикальная дезрегуляция – на уровне коры головного мозга. Страдают ВПФ.
Стволовой уровень дезрегуляции. Нарушены глубинные неспецифические образования мозга. ВПФ (Внимание, быстрая истощаемость, модально неспецифические нарушения памяти)
На основании уровня дезрегуляции можно прогнозировать вариант течения заболевания:
1 Пролотировано-регрессирующий 55% ММД. Постепенное уменьшение выраженности симптоматики (характерен кортикальной дезрегуляции).
2 Волнообразное течение 39% Стволовая и реже кортикально. Стволовая, реже, кортикально-стоволовая дезрегуляция. Постепенно исчезают нарушения ВПФ, но остаются довольно стойкие проявления дисфункции ствола мозга. ( Хорошая динамика летом, зимой; весной, осенью – обострение).
Общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать следующим образом: общее замедление темпов роста мозга.
Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установление координации в их деятельности. Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не скоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно, и общая работоспособность мозга оказывается низкой.
При ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
Психологическое сопровождение детей с ММД показывает, что даже без лечения по мере взросления навсегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, то сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.
Большая группа школьников с ОВЗ имеют незначительные нарушения, которые обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД).