в каком году был всемирный потоп на земле по библии
Всемирный Потоп – библейская история
Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.
В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.
Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)
Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.
Потоп в Библии.
Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.
Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:
Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.
Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.
… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)
Потоп в апокрифах.
Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.
Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.
Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.
Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.
Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.
Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).
Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.
Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.
Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.
А был ли Потоп? Научная точка зрения.
Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.
На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.
Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:
С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?
Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.
Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.
Время потопа
Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался
в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).
Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.
Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.
Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.
Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.
.
Существуют фотографии с ясно различимыми очертаниями судна,
сделанные из космоса. Но сообщения о найденном ковчеге обрываются
в 70-е годы. >> (
Борис Романов www.proza.ru/2012/03/21/73 )
Согласно традиционной еврейской библейской хронологии,
Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана)
в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.),
а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана
1657 года от Сотворения мира (2103 год до н. э.) [ТОРА Бытие].
А вот ЕЩЁ из Википедии:
>
Существует гипотеза Райана-Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен
из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является
своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана.
Согласно В.А.Сафронову, общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым
таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.
В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём
уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э.
(см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа
затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород),
что в это время уровень моря поднялся на десятки метров
от «»50 до 100 метров (в современной системе абсолютных координат),
одним из следствий чего было образование Босфорского пролива
и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект
от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог,
по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном
распространении истории о потопе.
Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард считает,
что нашёл подтверждение гипотезе Райана и Питмена.
С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения
у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление
было внезапным и датировка этого события близка к библейской.
Дополнительные аргументы приводят Л.Регельсон и И.Хварцкия
на основе анализа абхазской мифологии, в которой чётко отражена
память о потопе.
С большим к ВАМ уважением
И прошУ у ВАС прощЕния,
Если я ВАС по-глУпости обИдел или уязвИл-оскорбИл!
Крыленко Владимир 6 декабря 2012
Всемирный потоп
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).
Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».
Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.
Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.
Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.
Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).
Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).
В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.
Всемирный потоп — когда, почему и для чего произошел
Узнайте все самое интересное и полезное о Всемирном потопе, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое всемирный потоп
История о всемирном потопе широко распространена среди различных народов мира. В христианской религии данный сюжет занимает особое место. Верующие рассматривают его как широкомасштабную гибель людей вследствие наказания Божьего за неверие и беззакония. Всемирный потоп как исторический факт и подтверждения его реальности скептики ставят под сомнение.
Всемирный потоп — библейская история
Библия повествует о том, что первые поколения людей на земле после изгнания Адама и Евы из Эдема отличались большим долголетием. Оно было даровано человечеству для скорого заселения земли и для сохранения веры и память об обетовании Избавителя. Так в каждой семье на протяжении столетий последующим поколениям передавались знания о Боге, о создании мира.
Однако среди всех людей нашелся непорочный человек, обретший благодать у Бога, праведный Ной. Тогда сказал Бог Ною построить ковчег, потому что на землю будет наведен великий потоп. Бог определил 120 лет, в течении которого человечество могло раскаяться в своих грехах. Ной должен был за это время закончить строительство ковчега.
Строительство ковчега
Создание ковчега совершалось по прямым указаниям Господа, напоминающим инженерную инструкцию. Для строительства использовалась древесина дерева гофер (разновидность кипариса). Ковчег имел длину 300 локтей (около 150 метров), ширину 50 локтей (около 25 метров), а высоту 30 лекцией (около 15 метров).
Для того времени это было грандиозное сооружение. Наверху было отверстие для поступления света и воздуха, а сбоку была устроена дверь. Сам ковчег имел три яруса с различными отсеками для скота и птиц. По поведению Божию Ной взял по семи чистых животных и птиц и по два нечистых животных и птиц, мужского и женского пола.
За время строительства ковчега люди не изменились, не перестали творить зло. Не видя покаяния у людей, Бог повелел Ною вместе с женой и тремя сыновьями с их женами войти в ковчег.Также и животные и птицы сами к определенному времени подошли к назначенному месту. Господь сам затворил за ними дверь. Через семь дней пошел дождь, который не кончался 40 дней и 40 ночей.
Праведность Ноя
Бог избрал Ноя среди всех тогда живущих на земле людей за его чистое сердце, истинную веру. Праведность Ноя проявлялась не только в его внутреннем человеке, но и в том, что он стремился обратить людей к Богу, обличая других в неверии и беззаконии.
За это Господь выбрал его в родоначальники нового поколения для заселения земли. До великого потопа у Ноя уже было три сына: Сим, Хам и Иафет. Им было суждено восполнить людей на земле после потопа.
Сколько длился Великий потоп
Бытует мнение, что великий потоп не мог произойти от дождя за 40 дней. Поэтому подвергается сомнению существование именно вселенского потопа.
Ответ кроется в Библии, где написано, что на небе открылись окна и полился дождь. Из всех водных источников на земле стала прибывать вода на протяжении 150 дней. Даже самые высокие горы скрылись под водой. Погибло все живое, выжили только Ной с семьёй и животными в ковчеге. Затем Бог повелел подуть ветрам, поступление воды прекратилось, она стала сходить.
Через семь месяцев ковчег остановился на горе Арарат (территория современной Турции). Вода убывала, пока не показались верхи гор. Через 40 дней Ной через окно ковчега выпустил ворона. Тот через некоторое время вернулся, не найдя себе места на заполненной водой земле. Потом Ной выпустил голубя, который тоже вернулся ни с чем, указывая на то, что земля ещё покрыта водами потопа.
Выпущенный через 7 дней голубь принес во рту масличный лист, сообщая о том, что вода уже сошла с земли. Выпущенный снова через 7 дней голубь не вернулся. Подождав еще 7 дней, Ной отворил дверь ковчега и увидел, что земля обсохла от воды. По повелению Господа Ной с семьёй вышел из ковчега и выпустил всех животных и птиц, чтобы они шли и могли размножаться на земле. Ровно год провел Ной в ковчеге. Когда окончился всемирный потоп, ему было 601 год.
После выхода из ковчега праведный Ной первым делом решил воздать благодарение Богу за такое спасение. Он взял чистых животных и птиц и принес их во всесожжение. И заключил Бог с Ноем завет, повторил ему свое благословение плодиться, размножаться и населять землю. Господь обещал не наводить больше на всю землю воды потопа. Знамением этого завета впервые на небе появилась радуга. Сейчас она же является предостережением о великом наказании Божьем и напоминает людям о том, что Господь никогда уже не пошлет всемирный потоп.
Великий потоп — мнение науки
Когда был великий потоп? По этому поводу существует много предположений и вариантов исчисления даты. По церковного летоисчислению великий потоп случился в 2262 году от сотворения мира.
Подтверждения вселенского потопа учёные находят в мифологии и сказаниях у различных народностей по всему миру. Общие сказания о великом потопе и спасении одного семейства свидетельствуют в пользу того, что это событие действительно происходило и сохранилось в памяти многих народов.
Современная геология также выявила признаки Всемирного потопа, обнаружив в окаменелых земных породах остатки от великой катастрофы.
Но главным материальным доводом в пользу реальности всемирного потопа считается объект, называемый ковчегом, который находится на горе Арарат. Высота горы Арарат 5165 метров, ее вершила почти на 1000 метров покрыта льдом. Подъем на гору очень затруднен. Существуют исторические свидетельства, что еще в 3 веке до Р.Х. люди добирались до ковчега и отрывали кусочки обшивки, используя их как талисманы и амулеты. В 19 веке появлялись сообщения, что некоторые турки смогли побывать внутри самого ковчега. Они якобы видели отсеки, большая часть которых заполнена льдом. В начале 20-го века ковчег наблюдали пролетавшие мимо летчики.
А в 1955 году французский альпинист Фернан Наварре сообщил, что на высоте около 5000 метров он обнаружил вмерзший в озеро ковчег. По его словам, он сумел даже вырезать часть обшивки, сделать снимки. Проведенный радиоактивный анализ подтвердил возраст материала — более 5 тысяч лет, что сходится с церковной историей. После Фернана Наварре на гору поднимались еще несколько экспедиций, которые приносили новые свидетельства и находки. Однако с середины 70-х годов 20 века восхождение на гору было запрещено соглашением трёх стран: Турции, Армении и Ирана.
Когда Был Всемирный Потоп. Обзор Возможных Событий
Когда Был Всемирный Потоп. Одним из самых ярких эпизодов Библии, бесспорно, является легенда о Потопе. Легенда эта, поражающая воображение, как никакая другая, служила извечной темой художникам всех времен.
Интересно, что упоминания о Потопе встречаются в устном творчестве и эпосах многих народов нашей планеты.
Ученые установили, что похожие мифы существуют в Австралии, Индии, на Тибете и в Литве; существовали они и в доколумбовской Америке. Содержание этих легенд очень похоже.
Когда Был Всемирный Потоп
Испанцы, осваивавшие в свое время Новый Свет, поражались удивительному совпадению в деталях всех историй о всемирном потопе у разных племен индейцев.
Описание библейского Всемирного потопа, случившегося около 5 тысяч лет назад, является не самым первым упоминанием об этом бедствии.
Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными — и приставшем после окончания семидневного потопа, сильного ветра й ливня к горе Ницир в Месопотамии.
Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того, чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Ут-Напиштим — голубя и ласточку. Похожими являются и способы строительства ковчегов.
Что это — вольное изложение одного и того же события, рассказ о разных региональных потопах или факты из истории о действигельно имев шем место всемирном потопе, при котором сразу несколько представите лей разных народов независимо друг от друга были предупреждены (или догадались, почувствовали сами) о надвигающейся опасности?
По подсчетам этнолога Андре, в 1891 году было известно около восьмидесяти подобных легенд. Их, вероятно, насчитывается уже больше сотни — причем шестьдесят восемь из них никоим образом не связаны с библейским первоисточником.
Тринадцать мифов, притом разных, дошли до нас из Азии;
четыре — из Европы,
пять — из Африки;
девять — из Австралии и Океании;
тридцать семь — из Нового Света:
шестнадцать — из Северной Америки;
семь — из Центральной и четырнадцать — из Южной.
Немецкий историк рихард Хенниг заметил, что у различных народов «продолжительность наводнения варьируется от пяти дней до пятидесяти двух лет (у ацтеков).
В семнадцати случаях его причиной стали ливни; в других — снегопады, таяние ледников, циклоны, бури, землетрясения, цунами. Китайцы, к примеру, верят, что вообще все наводнения вызывает злой дух Кунь-Кунь:
«В порыве гнева он бьется головой об один из столбов, поддерживающих небосвод, и небеса низвергают на землю гигантские водяные смерчи».
Мифология потопа имеет всемирный масштаб
Но был ли он действительно всемирным? Некоторые исследователи пытались это доказать.
Одни говорили о Монгольском море, некогда покрывавшем Среднюю Азию и якобы вдруг исчезнувшем в результате землетрясения, которое вызвало потоп от востока до запада.
Другие полагали, будто сместилась ось Земли, вследствие чего воды морей и океанов устремились из Северного полушария в Южное.
Третьи утверждали, что Землю миллионы лет окружала влажная, газообразная атмосфера, наподобие венерианской; в определенный момент облачные массы сгустились и низверглись на землю в виде обильных, продолжительных дождей.
Ни одна из подобных гипотез так и не подтвердилась. Но традиции изложения событий потопа свидетельствуют о том, что на всех континентах действительно произошла катастрофа, связанная с кратковременным всеобщим затоплением суши.
Наиболее отчетливо этот факт подтверждается на Ближнем Востоке. У народов Палестины и Месопотамии до сих пор сохранилось ужасное воспоминание о страшном наводнении. Несомненно, все эти описания — ассирийские, вавилонские, шумерские, палестинские — были связаны общим воспоминанием об одном и том же событии.
Наиболее раннее описание — шумерская версия — относится примерно к 2000 году до Рождества Христова.
Но после катаклизма, описанного в Библии и в «Сказании о Гильгамеше», на земле должны были остаться следы. Было бы даже странно, если бы они не сохранились. И они… были обнаружены!
В 1928- 1929 годах доктор Симон Вулли приводил большие раскопки в тех тех местах, где некогда стоял халдейский город Ур. Чем глубже проникал он в землю, тем удивительнее были его наблюдения.
Вскоре он вынул на глинистый пласт трех-четырехметровой толщины. Однако будет лучьше если мы предоставим слово самому доктору Вулли:
«Мы копали все глубже и глубже, и вдруг характер почвы изменился, место пустопородных пластов со следами древней культуры мы наткнулись на совершенно гладкий слой глины, однородный на всем своем протяжении;
судя по составу глины, она была нанесена водой.
Рабочие высказали предположение, что мы дошли до илистого дна реки…
Я велел им копать дальше. Прокопав больше полутора метров, они то и дело натыкались на чистую глину. И вдруг, так же неожиданно, как и прежде, на их пути снова возникли пласты пустой породы…
Следовательно, огромные глинистые отложения представляли собой некий рубеж в беспрерывном ходе истории.
Сверху шло медленное развитие чистой шумерской цивилизации, а снизу наблюдались следы смешанной культуры…
Ни один естественный паводок реки не смог бы нанести столько глины.
Здесь некогда существовала целая цивилизация, которая потом бесследно исчезла — видимо, ее поглотило наводнение…
Сомнений на сей счет быть не может: это наводнение и есть тот самый исторический Потоп, который был описан в шумерской легенде и который лег в основу повествования о злоключениях Ноя…»
Доводы доктора Вулли звучат довольно категорически и потому производят достаточно сильное впечатление. Примерно в это же время Стивен Лэнгдон обнаружил точно такие же наносные отложения — то есть «материальные следы потопа» — в Кише, области Древнего Вавилона. В дальнейшем аналогичные пласты осадочных пород были найдены в Уруке, Фаре, Телло и Ниневии…
Известный французский востоковед Дорм писал:
«Теперь совершенно очевидно, что катаклизм, как и предполагает Лэнгдон, произошел в 3300 году до Рождества Христова, о чем свидетельствуют следы, обнаруженные в Уре и Кише».
Конечно, не может быть простым совпадением тот факт, что во многих местах раскопок в Месопотамии были обнаружены идентичные пласты осадочных пород.
Это доказывает, что гигантский паводок действительно имел место. Итак, находки археологов, литературные и эпиграфические произведения доказывают, что потоп, описанный в древних текстах, — событие вполне реальное.
Что же вызвало катастрофу? И откуда на Земле взялось столько «лишней» воды? Ведь даже если растопятся все льды, все равно при этом уровень океана не поднимется на километры.
Во всех мировых преданиях о потопе есть одна общая деталь. Легенды утверждают, что в те времена на небе не было… Луны.
Живших в допотопные времена так и называли — «долунниками» (древние греки называли их «праселениты», от греческого Селена — Луна).
Так может, в этом и есть разгадка тайны Всемирного потопа? Наш единственный спутник благодаря своей значительной массе дважды в сутки устраивает на Земле небольшие наводнения-приливы.
Луна сильнее притягивает ту точку земной поверхности, которая ближе всего находится к ней, и в подлунной точке «вырастает горб». Почва приподнимается на полметра, уровень океана на метр, а в некоторых местах — до 18м (залив Фанди в Атлантике).
И хотя мы, люди, давно привыкли к этому обыденному, казалось бы, явлению, в нашей Солнечной системе оно уникально. Астрономы не знают другого такого примера существования у сравнительно легкой планеты типа нашей такого тяжелого спутника.
Правильней, считают ученые, было бы назвать Землю и Луну не планетой и ее спутником, а двойной планетой. Образование такой системы одновременно с точки зрения космологии невозможно, из чего следует, что Луна не «сестра» Земли, а, как бы это выразиться, супруга, пришедшая когда-то из черных глубин космоса.
Называют даже «девичью фамилию», прежде Селена была якобы ядром погибшего Фаэтона.
Как известно, Луна удаляется от Земли. И вот представьте себе, что было время, когда она висела над нами ниже. Чем ближе, тем больше должны быть волны приливов и тем медленней скорость кажущегося движения светила по нашему небосводу.
Если высоту орбиты Луны уменьшить ровно в 10 раз, то она как геостационарный спутник повиснет над одной точкой Земли. Высота прилива в открытом океане превысит при этом сотню метров. Мало.
«Опустим» Луну еще чуть-чуть ниже, и она снова двинется очень медленно на небосводе, только теперь не с востока на запад, а наоборот.
В этом случае приливная волна с запада словно в огромную воронку хлынет на восточное побережье Америки, Африки, в Балтику, Средиземноморье.
Своего пика волна должна достичь, уперевшись в преграду на восточном берегу Средиземного и особенного Черного морей.
Здесь многокилометровая, почти стоящая на одном месте приливная волна легко накроет Кавказ, через несколько дней достигнет Каспия и Арала (не эта ли причина образования этих высыхающих внутренних морей?).
Надо ли говорить, что первой на Кавказе из-под воды должна показаться вершина Арарата…
В зависимости от высоты Луны продолжительность такого наводнения может изменяться от месяца до года. Всего за несколько лет волна гигантского прилива сделает полный оборот вокруг Земли, побывав во всех странах.
В общем, слово в слово. Все как в легендах! Одна остается загадка — каким образом Луна сумела быстро подойти к Земле, а потом столь же быстро удалиться?
Но может быть, если мы поймем, почему Луна до сих пор медленно «убегает» от нас, то тогда разберемся с ее резким рывком в прошлом?