в каком году был создан титаник
Календарь «Сплетника»: история «Титаника»
Календарь
99 лет назад, в этот самый день (вернее, вечер) произошло столкновение легендарного «Титаника», парохода компании White Star Line, с айсбергом. Спустя менее чем три часа корабль пошел ко дну.
Колокол с «Титаника»
Украшения, найденные на «Титанике»
Мощность паровых машин и турбины этого чудо-корабля составляла более 50 тысяч лошадиных сил.
«Титаник»
Кэти Бейтс в роли Молли Браун
Беременную женщину посадили в шлюпку, Астор поинтересовался, может ли он сесть в лодку вместе с женой, но ему отказали. Он записал номер шлюпки, чтобы позднее найти жену.
Последний раз Джона Джекоба Астора видели живым в 1:55 ночи 15 апреля. Его тело было обнаружено 22 апреля 1912 года. Мистер Астор был похоронен в Нью-Йорке. В августе 1912 года Мадлен Астор родила сына.
Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены.
Тела самого Бенджамина, его камердинера и шофера так и не были обнаружены.
Лорд Пирри и Эдвард Джон Смит на «Олимпике»
Портрет капитана Смита
Сразу после полуночи было приказано расчехлить шлюпки и созвать пассажиров и членов команды. Капитан отдал приказ сначала сажать в шлюпки женщин и детей, и лишь затем всех остальных. Шлюпок бы и так хватило лишь на половину пассажиров «Титаника», и некоторые из них загружались всего на треть. Таким образом, спаслось гораздо меньше людей, чем могло бы.
В 2:20 15 апреля «Титаник» затонул. В 4:10 утра корабль «Карпатия», двинувшийся на помощь «Титанику», обнаружил первую шлюпку. В 8:30 была подобрана последняя шлюпка. Всего после крушения «Титаника» выжило чуть более 700 человек. Спаслись почти все женщины из кают первого и второго класса, большинство женщин и детей из кают третьего класса погибло.
Выжившие после крушения «Титаника»
Об этой теории заговора существует множество научно-популярных фильмов. Да и в принципе о «Титанике» снято множество картин. Первая из них появилась еще в 1914-м году. Это лента «Спасшаяся с «Титаника» с Дороти Гибсон в главной роли. Интересно, что актриса действительно была пассажиркой лайнера и спаслась. По сюжету, ее героиня отправляется в плавание на знаменитом пароходе и спасается после крушения. Однако теперь родители девушки выступают против ее замужества, так как она собирается связать свою жизнь с моряком.
Спустя год вышла еще одна картина о «Титанике», сняли ее итальянские мастера киноидустрии.
В 1943-м министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс приказал снять ленту «Титаник», чтобы доказать некомпетентность Великобритании. По сюжету, директор White Star Брюс Исмей приказал капитану корабля Эдварду Смиту вести судно на максимальной скорости. Когда были получены первые предупреждения о ледовой опасности, капитан оказался перед решением: стоит ли рисковать безопасностью лайнера в угоду Исмею? И, судя по всему, по версии Геббельса, решил, что довольство Исмея важнее.
После поражения Германии во Второй мировой фильм был запрещен к показу вплоть до 1950-х годов.
В 1953-м вышел первый масштабный фильм об этой катастрофе. Главная героиня картины, мать двоих детей Джулия Стерджес, решила отправиться в Америку в поисках лучшей жизни. Ее муж не пожелал расставаться с детьми и тоже сел на «Титаник». Лента получила премию «Оскар» в номинации «Лучший сценарий».
«Титаник» 1953 года
В 1996-м историю «Титаника» вновь решили экранизировать. На этот раз, американцы сделали двухсерийный телефильм с Кэтрин Зетой-Джонс в главной роли. Фильм имел достаточно серьезный успех, история любви и история катастрофы пришлась зрителям по вкусу.
«Титаник» 1996 года
«Титаник» 1997 года
Кстати, все картины Джека, на самом деле, рисовал Джеймс Кэмерон
110 лет назад началось строительство «Титаника». Подборка фактов о трагедии, потрясшей весь мир
Ровно 110 лет исполняется 31 марта с того дня как началось строительство корабля, который замысливался как образец надежности и комфорта, а вошел в историю как символ расплаты за человеческую надменность и самонадеянность. Корреспондент агентства «Минск-Новости» собрал любопытные факты об одной из самых громких трагедий XX века.
Чудо кораблестроения
«Титаник» строился в Белфасте на верфи «Harland & Wolff» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «White Star Line». На тот момент он был самым большим судном в мире и поражал архитектурным совершенством. Длина судна, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов, а высота двигателя – высоте трехэтажного дома. Гигантский якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 специально отобранных самых сильных лошадей. Двойное дно и 16 водонепроницаемых переборок корабля были для того времени ноу-хау.
«Титаник» на стапеле перед спуском на воду в 1911 году
Журнал «Shipbuilder» назвал «Титаник» непотопляемым – высказывание тут же подхватили другие СМИ, сделав чуть ли не обязательным приложением к названию судна. Компания «White Star Line» обещала пассажирам полную безопасность. Но первый же рейс «Титаника» оказался и последним.
Спуск на воду
Спуск «Титаника» на воду стал событием, собравшим огромную толпу зрителей, о которой не мечтают многие нынешние поп-звезды. По тем временам 100 тыс. зевак – немыслимая аудитория. Именно столько, а может даже больше наблюдало 31 мая 1911 года за тем, как гигантский трансатлантический пароход по наклонной плоскости стапеля спускается в «игрушечные» воды набережной Белфаста. Подсчитано, что для спуска судна на воду потребовалось 23 тонны жира, паровозного масла и жидкого мыла — для смазки направляющих сходней. Все было выполнено согласно инструкциям и традициям: были и предварительные осмотры, и обходы, и инструктажи, и сигнальные ракеты, предупреждающие другие суда о необходимости покинуть залив. Не было только одного – традиционного разбития бутылки шампанского о борт корабля. И, видимо, напрасно.
Первые жертвы
Первыми жертвами «Титаника» стали его строители. В то время о технике безопасности заботились мало, поэтому несчастные случаи на производстве были привычным делом. Из 1500 рабочих, которые принимали участие в строительстве «Титаника», шестеро погибли (большинство из них разбились, упав с огромной высоты), 246 получили травмы, в том числе 28 человек навсегда остались калеками в результате ампутации конечностей или раздробления костей. Среди травмированных были и дети – самым младшим строителям «Титаника» было 12 лет. Для постройки судна требовалось огромное количество заклепок, около трех миллионов, которые изготавливали вручную. Мальчишки разогревали их в специальных портативных печах до температуры в 900 градусов и подносили в указанное место.
Предзнаменования
Как это часто случается при больших трагедиях, после гибели «Титаника» стали искать различные знаки и намеки судьбы, якобы предупреждавшие о грядущей беде. Самым мощным знаком-предупреждением единодушно признали литературное произведение Моргана Робертсона. В 1898 году никому неизвестный писатель в своем романе «Тщетность» практически воспроизвел будущее крушение лайнера и весь сопутствующий антураж. В книге судно под названием «Титан» с богатыми и беззаботными пассажирами терпит крушение холодной апрельской ночью после столкновения с ледяной глыбой. А ровно через 14 лет английская компания «White Star Line» спускает на воду пароход «Титаник», удивительно похожий на описанный в романе, который отправляется в первое плавание до Нью-Йорка и через четыре дня, столкнувшись с айсбергом, идет ко дну. Причем, как и у Робертсона, все происходит холодной апрельской ночью.
Предупреждения об опасности
Но были не только литературные и мифические, но и реальные предупреждения об опасности. Только 14 апреля радиостанция «Титаника» приняла семь ледовых предупреждений! Однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. Чтобы избежать встречи с плавучими льдами, капитан Эдвард Смит приказал идти чуть южнее привычного маршрута. Увы, лед оказался и там.
«Титаник» отчаливает из Саутгемптона
Катастрофа
14 апреля в 23 часа 39 минут вперёдсмотрящий «Титаника» доложил на капитанский мостик об айсберге прямо по курсу. Для совершения необходимого маневра времени оказалось недостаточно. Меньше чем через минуту произошло столкновение. Получив несколько пробоин, гигант стал погружаться в морскую пучину и, разломившись на две части, полностью затонул к 2 часам 20 минутам следующих суток. Подсчитано, что вода поступала в трюмы со скоростью 400 тонн в минуту, то есть за неполные три часа в судно влились десятки тысяч тонн воды.
Достоверно известно, что лайнер тонул под музыку. Оркестр до последнего стоял на палубе и играл церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».
После затопления судна сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от переохлаждения (температура воды была на два градуса ниже нуля).
После крушения обломки «Титаника» опустились на глубину 3750 м. Только в 1985 году их обнаружила экспедиция Роберта Балларда.
Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся «Титаник»
Спасшиеся
В этой крупнейшей морской катастрофе XX века по разным данным погибли от 1496 до 1517 человек. Спасшихся было вдвое меньше – 712, их подобрал пароход «Карпатия». С тонущего судна на воду удалось спустить 15 шлюпок и два плота. В шлюпки в первую очередь сажали женщин и детей.
К числу спасшихся можно с полным правом отнести и тех, кто собирался плыть на «Титанике», но по каким-то причинам передумал. Среди таких – Милтон Херши, основатель «Hershey’s», одной из самых крупных компаний, производящих шоколад (у него был куплен билет), изобретатель телеграфа Гульельмо Маркони (ему предлагали бесплатный билет, но он отказался), один из самых богатых людей Америки Альфред Гвинн Вандербилт и некоторые другие. Планировал взойти на «Титаник» и американский писатель Теодор Драйзер, но, по счастью, его отговорил от этого английский издатель, посоветовавший не сорить деньгами и сесть на более дешевый пароход.
Чего не оказалось на «Титанике»
На «Титанике» было, казалось, все. И лишь одной вещи, которая обязательно должна быть на корабле, не оказалось – биноклей для впередсмотрящего. Точнее, бинокли были, не было ключа от сейфа, в котором они хранились. Их унес с собой Дэвид Блейр, офицер, переведенный накануне первого рейса «Титаника» на другой корабль. До сих пор неясно, сделал ли он это сознательно в отместку за огорчительный для него перевод или попросту забыл оставить, так как покидал судно в спешке, но факт остается фактом: ключа не было. Через 95 лет злополучный ключ был обнаружен в вещах покойного офицера и продан с аукциона.
Возможно, отсутствие необходимой оптики у впередсмотрящего помешало ему своевременно заметить ледовую опасность и сыграло роковую роль в судьбе полутора тысяч человек. Впрочем, скептики говорят, что смотреть ночью в бинокль того времени все равно что искать черную кошку в темном углу.
Кстати, согласно одной из версий, экипаж лайнера не заметил айсберг из-за оптической иллюзии, сформированной необычным состоянием атмосферы. По этой же причины другие судна могли не заметить тонущий «Титаник».
Радиооператор из Уэльса Арти Мур смог поймать сигналы бедствия с «Титаника» благодаря своему домашнему радиооборудованию. Он тут же рассказал об этом местным жителям, но те подняли его на смех. Через два дня новость о крушении «Титаника» достигла Уэльса – все были в шоке. Когда об этой истории узнал изобретатель телеграфа Гульельмо Маркони, он предложил Муру работу в своей компании.
Пассажиры и «колокольчики»
На лайнере находились многие знаменитости того времени. Среди пассажиров первого класса были, например, американский мультимиллионер Джон Джейкоб Астор IV со своей беременной супругой, промышленник-мультимиллионер, владелец шахт и сталелитейных заводов Бенджамин Гуггенхайм, светская львица и филантроп Маргарет Браун, владелец сети универмагов «Macy’s» Исидор Штраус с супругой, владелица лондонского дома мод «Maison Lucile» Люси Дафф Гордон с супругом, вице-президент железной дороги штата Пенсильвания Джон Тайер с женой и 17-летним сыном, журналист и общественный деятель Уильям Стед, американский писатель, полковник Арчибальд Грейси, актриса немого кино Дороти Гибсон, военный помощник президента США Арчибальд Батт и многие другие.
В час трагедии они вели себя по-разному, многие весьма достойно. Так промышленник-миллионер, владелец шахт и сталелитейных заводов Бенджамин Гуггенхайм (на фото) помог своей спутнице и другим женщинам занять места в шлюпке, но сам отказался от спасительного места. Вместе с камердинером он вернулся в каюту, переоделся во фрак и в ответ на очередное предложение попробовать спастись заявил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».
В составе экипажа «Титаника» были мальчики, некоторым из которых не было и 14. Их называли «колокольчиками». К сожалению, никому из «колокольчиков» выжить не удалось.
Последняя из спасшихся пассажирок «Титаника» Элизабет Глэдис Миллвина Дин умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. На момент кораблекрушения ей было 2,5 месяца. Ее кремировали, а пепел развеяли в доках Саутгемптона, из которых когда-то отплыл Титаник.
Выводы и уроки
Главным уроком трагедии стало осознание того, что любое невыполнение действующих инструкций недопустимо. Более того, после того, как в 1912 году «непотопляемый» корабль ушел под воду, многие нормы были пересмотрены с целью повышения мер безопасности.
Известно, что экипаж «Титаника» хотел утаить столкновение. Сигнал бедствия был послан только через 45 минут, когда стал очевиден весь трагизм ситуации. А ведь в это время в непосредственной близости находился пассажирский пароход «Californian». Если бы сигнал бедствия был передан вовремя, можно было бы спасти гораздо больше людей.
В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками. Даже при их максимальной загрузки они способны были вместить всего 1178 человек.
Никаких учений по организации посадки пассажиров в спасательные шлюпки не проводилось. Никто понятия не имел, как пользоваться шлюпками и даже члены экипажа не знали своей роли в экстренной ситуации.
После случившейся трагедии соответствующие тренировки и инструктажи стали регулярными и обязательными, а количество шлюпок на борту, которое раньше рассчитывалось по тоннажу корабля, стали считать по количеству пассажиров и членов экипажа. Общим правилом стали круглосуточная радиосвязь с каждым судном и постоянное транслирование сигналов об опасных, с точки зрения погодных условий, районах.
Младший брат
Младший брат «Титаника», судно «Британик», должно было носить имя «Гигантик», но после крушения первого лайнера строители решили умерить амбиции. «Британик» был еще комфортнее «Титаника»: на нем были две парикмахерские, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса. К сожалению, пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. После начала Первой мировой войны он был переоборудован в судно-госпиталь и вскоре подорвался на мине недалеко от Греции. Правда, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.
Реликвии и артефакты
ЮНЕСКО ждало сто лет, чтобы объявить обломки «Титаника» объектом культурного наследия. Для таких случаев есть специальная конвенция. Теперь ЮНЕСКО следит за тем, чтобы предметы с «Титаника» не достались некультурным дайверам.
Нос «Титаника» в 2004 году
За весь период изучения исследователи обнаружили более 5 тысяч различных артефактов, так или иначе связанных с «Титаником». Полная коллекция этих предметов оценивается в 200 млн долларов.
Время от времени реликвии с «Титаника» появляются на аукционах. Так, непогашенный билет на церемонию спуска корабля на воду ушел с молотка на Лондонском аукционе за 56 300 долларов. А меню с борта лайнера со списком из 40 блюд продали в Нью-Йорке за 31 300 долларов. Другое такое же меню в Лондоне ушло за 76 000 фунтов. Ключи от корабельного помещения, в котором хранились фонари для спасательных шлюпок, на одном из аукционов продали за 59 000 фунтов.
Вечная жизнь
Благодаря множеству фильмов, стихов, песен, спектаклей, произведений скульптуры и архитектуры, а также компьютерным играм погибший «Титаник» обрел вечную жизнь.
Здание музея «Титаника» в Белфасте, формой напоминающее носы кораблей начала XX века
Первый фильм о «Титанике» «Saved from the Titanic» был показан уже через 29 дней после крушения. Главную женскую роль в нем исполнила Дороти Гибсон, актриса, которая сама плыла на корабле и пережила весь этот кошмар.
Но самым знаменитым кинопамятником «Титанику» стал, конечно же, одноименный фильм Джеймса Кэмерона. Создание для фильма полномасштабной копии корабля (и нескольких моделей поменьше), участие фирм и постановщиков, строивших ещё настоящий «Титаник», как и затраченные на съемки 200 млн долларов – все это с лихвой оправдало себя, как в финансовом плане, так и в плане всемирного признания.
Вышедшая в 1997 г. кинокартина собрала в прокате более 2,2 млрд долларов по всему миру, и занимает второе место в списке самых кассовых фильмов в истории, уступая лишь «Аватару».
Корабль «Титаник»
Идея построения самого большого судна в мире принадлежит Брюсу Исмею и Джеймсу Пиррие, которые объединили усилия двух компаний – судостроительной «Харланд энд Вольф» и трансатлантической торгово-пассажирской «Уайт Стар Лайн». 31 марта 1909 года началось строительство «Титаника» и к 1912 году его стоимость составила 7,5 миллиона долларов, что на сегодняшний день составляет сумму в 10 раз больше.
Над созданием гигантского судна трудились 3000 человек. Вес «Титаника» составлял 66 000 тон, и длина равнялась протяжности четырех городских кварталов. Лайнер был оборудован 10 метровыми спасательными шлюпками, вместительностью 76 человек и в количестве 20 штук. Так как численность пассажиров «Титаника» превышала 2 тысячи человек, то этого числа шлюпок явно было не достаточно, так как они могли спасти всего 30 % плановой загрузки людей. На «Титанике» была установлена самая современная на тот момент радиоаппаратура с высокой мощностью. Каюты отличались роскошью. Также на борту знаменитого судна находились спортзал, библиотека, рестораны и бассейны.
Первый рейс и крушение «Титаника»
31 мая 1911 года крупнейший пассажирский лайнер был спущен на воду в Белфасте (Северная Ирландия), для чего понадобилось рекордное количество паровозного масла, жира и жидкого мыла для смазки направляющих сходней. Этот процесс длился всего 62 секунды. 10 апреля 1912 корабль отплывает в свой первый и, к сожалению, последний рейс. На борту «Титаника» находилось 2207 человек, из них 898 члены экипажа и 1309 пассажиров, среди которых были известные личности, миллионеры и промышленники, писатели и актеры. 14 апреля 1912 с борта судна был замечен айсберг на расстоянии около 450 метров. «Титаник» сделал манёвр, но все равно столкнулся с преградой и получил многочисленные пробоины в длину 100 метров. Таким образом, 16 водонепроницаемых отсеков были повреждены, и под тяжестью судно очень сильно накренилось. Вода продолжала затоплять все отсеки. Через 2 часа 40 минут после удара лайнер затонул полностью.
Спасение пассажиров
Капитан корабля И. Смит боялся паники среди пассажиров. Поэтому обитателям люксов и двух первых классов стюарды мягко сообщили о небольшом повреждении лайнера и попросили выйти на палубу. Пассажиры третьего класса даже не знали об угрожающей опасности. Кроме того, обитателям нижней палубы перекрыли выход и многие из них, блуждая по коридорам корабля, так и не смогли выбраться из ловушки. То есть приоритет в спасение был отдан VIP-персонам и представителям высшего класса. Большинство пассажиров было уверенно, что «Титаник» непотопляемый и отказывались садиться в шлюпки. Капитан приложил все усилия, что уговорить их покинуть судно.
На сигнал SOS первым откликнулось судно «Карпатия», которое на предельных оборотах мчалось на помощь. В течение двух часов было подобрано 712 человек, а остальные 1495 человек погибли. Люди, которые не попали на шлюпки, прыгали в воду, надевая спасательные жилеты, но воды была ледяной, поэтому даже здоровый мужчина мог продержаться в таких условиях всего около часа. Также рядом с местом трагедии находились еще два судна. Рыболовы на шхуне «Самсон» занимались теневой ловлей тюленей, поэтому увидев белые сигнальные огни «Титаника», подумали, что это береговая охрана и поспешили удалиться от этого места. Если бы лайнер имел красные сигнальные огни, то можно было сохранить жизни большего количества людей. В то же время капитан «Калифорниэн», увидев огни, подумал о запускавшихся фейерверках на «Титанике». Радиостанция судна не работала, так как радист отдыхал после вахты. За неоказания помощи при гибели «Титаника» капитана «Калифорниэн» лишили звания.
Выжившие и погибшие
Почти все женщины и дети, проживавшие в каютах первого и второго классов, спаслись, в отличие от пассажирок и их малышей с нижних палуб, которым перекрыли выход. В процентном соотношении спаслось 20 % мужчин и 74% всех женщин. Выжило 56 детей, что составило чуть больше половины от общего количества. В 2006 году ушла из жизни американка Лиллиан Гертруд Асплунд, которая была очевидцем крушения «Титаника». На тот момент ей было пять лет, и в этой страшной катастрофе она потеряла отца и братьев. Стоит отметить, что они были пассажирами третьего класса. В шлюпке номер 15 вместе с ней спаслись ее мать и трехлетний брат. Лиллиан редко говорила о трагедии и всегда избегала вопросов и внимания общественности. В мае 2009 года в возрасте 97 лет скончалась последняя пассажирка «Титаника», которой на момент кораблекрушения было всего два с половиной года.
Гипотезы крушения
Версии о причинах крушения были абсолютно разными. Но эксперты однозначно называют несколько из них. «Титаник» был построен в кратчайшие сроки и имел много недостатков. Так при возведении корабля в некоторых местах использовали штифты из низкопробного материала, который был ломким. Поэтому после столкновения с айсбергом, корабль дал трещину в корпусе именно там, где использовались стержни из низкосортной стали. За счет огромных габаритов и веса «Титаник» был неповоротливым, поэтому ему не удалось увернуться от преграды.
Исследование останков корабля
1 сентября 1985 года были обнаружены затонувшие останки лайнера экспедицией, которой руководил доктор Роберт Баллард, директор Вудсхолского института океанологии в штате Массачусетс. Глубина залегания на дне Атлантического океана составляла 3750 метров. Затонувший корабль находился на расстоянии 13 миль к западу от координат, где «Титаник» передал сигнал SOS. Останки лайнера получили защиту Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия в апреле 2012 года, спустя сто лет после затопления. Таким образом, корабль имеет покровительство от разграбления, уничтожения и продаже. Такие меры необходимы для обеспечения должного отношения к останкам погибших. В августе 2001 года место кораблекрушения исследовалось путем погружения к «Титанику» на российских глубоководных подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2. Инициаторами этого был режиссер Джеймс Камерон. Благодаря использованию небольших телеуправляемых подводных аппаратов «Джек» и «Элвуд» был снят уникальный материал, который лег в основу документального фильма «Призраки бездны: Титаник» (2003), где можно увидеть останки корабля изнутри. В 1997 году публика увидела фильм «Титаник», который получил награду Оскар. В создании фильмы были использованы кадры подводной съемки лайнера, запечатлевшие его интерьер и экстерьер.
Титаник II
Несмотря на то, что после крушения лайнера прошло много лет, эта тема до сих пор актуальна. Так миллионер из Австралии Клайв Палмер на весь мир заявил про желание построить копию затонувшего корабля и создать круизный лайнер «Титаника-2». Гипотетически объект будет готов к 2016 году. Он будет иметь четыре паровые трубы, как у его аналога, но в то же время оснащен современным ходовым и навигационным оборудованием.