в каком году был снят хоббит
Интересные факты о съемках фильмов «Хоббит» (15 фото + 2 видео + 7 гиф)
Начнем пожалуй с самой идеи написания книги о Хоббите, так как Джону Толкину идея о написании книги пришла после того, как к нему в голову врезалась фраза «В земле была нора, а в норе жил хоббит». Знаете, после такой фразы даже мне захотелось сесть и продолжить писать историю Хоббита, нет ну серьёзно, фраза довольно таки сильно цепляет. Ну вот эта самая фраза и застряла в голове у Джона. Спустя время, он наконец-то приступил к написанию книги, которая стала его литературным дебютом. Интересно то, что автор не собирался публиковать эту сказку, он изначально хотел её оставить для домашнего пользования. Но повесть о Бильбо Бегинсе попала в руки к издателю и тот даже заплатил своему 10ти летнему сыну, что бы он прочел сказку и вынес свой вердикт. Мальчик был просто очарован историей и с этого момента судьба «Хоббита» была предрешена.
Кинокартина «Хоббит» уже давно заняла свое место в истории кинематографа, но есть один очень интересный факт. Все дело в том, что данная картина была первым полнометражным художественным фильмом, который сняли и показывали со скоростью 48 кадров в секунду. Съемочное оборудование которое существует на данный момент, в целом рассчитано на стандартную частоту это 24 кадра. Но оборудование в кинотеатрах, позволяет воспроизводить фильмы с частотой до 60 кадров в секунду. Я не буду перебирать фильмы которые вышли после «Хоббита» и с какой частотой кадров они были, но Хоббит был первым фильмом с частотой 48 кадров. Как утверждал режиссёр трилогии, эти 48 кадров сделали картинку более гладкой, глубокой и реалистичной, что в совокупности с технологией 3D это давало зрителю ощущение присутствия в фильме, которые ранее зритель не испытывал. Но как обычно это бывает, всем не угодишь, по этому зрители поделились на два лагеря с одинаковым рвением восхваляющих или осуждающих такое решение. Но как бы там ни было, фильм от этого хуже не смотрится.
Но, вы знаете что это была не первая и даже не вторая экранизация «Хоббита»? Да, Питер Джексон – не является первым, кто экранизировал историю про отважного Бильбо Бэггинса. Потому что, впервые повесть о Хоббите появилась на экранах в 1977 году и к этому приложила свою руку компания Уорнер Бразерс, которая сняла по мотивам произведения Толкина анимационный мюзикл. Сам же Толкин, категорически отказывался иметь дело со студией Дисней, потому что не хотел что бы его историю превратили в нечто через чур оптимистичное и легкомысленное. Ну, а второй раз Бильбо бегал туда и назад в 1985 году. Тогда в Советском Союзе на студии ЛенТелеФильм сняли часовой телеспектакль о Хоббите.
Ну, как вы уже поняли, фильм экранизировали. По этому думаю стоит упомянуть о том, что в роли Бильбо Бэггинса, мы могли с вами увидеть не Мартина Фримана, а к примеру Дэниела Рэдклиффа, Джеймса МакЭвойя или даже Тоби Магуайра. Однако сам режиссёр сказал что первым его выбором всегда был Мартин и не смотря на конфликт со съемками Шерлока, Фриман снялся в своей легендарной роли Хоббита. Правда, Джексону пришлось переделывать весь график съемок, что бы трилогия смогла приспособится к Мартину Фриману.
Кстати, сюжет между Бильбо и Голлумом был отснят в полном объеме, потому что актеры исполняли полностью все сцену, от начала и до конца, как будто они играли в спектакле и так было в течении двух недель. Это было в самом начале производства картины и так образом Питер Джексон хотел помочь Фриману вжиться в роль Бильбо.
Помните соревнования по загадкам между Бильбо и Голлумом? Конец этих состязаний вдохновлен одной скандинавской легендой где так же соревновались великан Вафтруднир и Бог Один. Бильбо одержал победу в состязании задав Голлуму вопрос «Что у него лежит в кармане» на что ответ знал только Бэггинс. И точно так же, Один победил Вафтруднира, он спросил у него «Что я шептал на ухо своему умирающему сыну Болдру?», вопрос на который только Один будет знать ответ. Такая вот интересная параллель.
Интересный факт о Гэндальфе. Все вы знаете этого мудрого волшебника который страствует по миру, однако такое имя у него было не сразу, потому что Толкин изначально это имя присвоил не старцу с посохом, а лидеру гномов – Торину Дубощиту. Сам же Гэндальф мог получить имя Бладортин от которого автор все таки отказался, так как ему это имя показалось уж очень несерьезным. Хотя я считаю что корень «блад» все таки добавляет имени свою остроту.
Между тем, настоящее имя Гэндальфа – Олорин, а Гэндальфом его называли жители средиземья, что в переводе означает «Эльф Жезла» это указывает на посох, с которым он всегда шел.
Все мы с вами знаем Голлума, который был одержим кольцом во всех трех частях Властелина колец. Но в Хоббите его участие ограничилось обширной сценой лишь в первой главе путешествия Бильбо. Так как сцену отсняли очень быстро у актёра Энди Серкиса, который сыграл Голлума, появилось очень много свободного времени и он решил его использовать с максимальной пользой. По этому, Серкис сел в кресло второго режиссера и активно учавствовал в съемках, он самостоятельно занимался постановкой «second-unit» сцен.
Вы никогда не задумывались как Толкин выдумал все эти имена для гномов – Бифур,Бофур,Фили,Кили… должно быть у него очень хорошая фантазия, скажите вы. Но нет, дело в том, что автор был увлечен англо-саксонской письменной культурой, она то его и познакомила со сборником древнеисландских песен о богах и героях. Вот как раз там, он и отыскал все 11 имён для гномов, как впрочем и имя Гэндальф.
Думаю в том, что обе трилогии Властелина колец и Хоббита связаны между собой, нет ничего удивительного. К примеру сопровождающий Бильбо гном Глоин является отцом гнома Гимли, который сопровождал в походе самого Фродо. Ну, а лучник Леголас из Властелина колец – это сын короля лесных эльфов Трандуила. Ну тут думаю нет ничего удивительного, вы и так все это сами знали.
Интересно то, что бы на твердую пятерку отыграть роль дракона Смауга, Бэнедикт Камбербэтч в течении 6ти месяцев тренировал свое тело, что бы ему удалось достичь необходимой гибкости для съемок. Движения его лица, рук и тела было считано с помощью технологии motion capture. Кстати, именно на основе игры его тела и был создан дракон Смауг. А у художников ушла целая неделя, что бы отрисовать драконью кожу и наложить её на движения Бэнедикта, который так же еще и озвучил дракона. Еще Бэнедикт озвучил некроманта и что бы звучания текстов заклинаний было еще мрачнее, он предложил читать их задом наперед, что было одобрено и сделано.
А вот в свою очередь для орков, были созданы накладки и пластины из силикона, что как по мне намного лучше чем компьютерная графика, возьмите посмотрите старые фильмы ужасов где использовали грим и нынешние, где почти везде суют графику и сделайте вывод что выглядит страшнее, тут мнение субъективное. Кстати гномы наряду с орками так же стали героями, которых сделали с помощью пластического грима, а не компьютерной графики. Для них были созданы пять комплектов париков, а так же лицевых и нательных накладок. Интересный факт, что в общем объеме, на грим всех героев картины ушло четыре тонны силикона.
А тролли в свою очередь были созданы с помощью компьютерной графики. К примеру сцена с троллями где у главных героев завязалась с ними битва началась с создания трёхмерного аниматика – это помогло режиссёру определится с углом съёмки, движением камеры, таймингами и т.д. Далее, актёры которые играли троллей, подарили свои эмоции и движение в ходе сессии по захвату игры. После этого, свои роли исполнили гномы и хоббит, а что бы они смотрели в нужном направлении и на нужной высоте, потому что троллей добавили в кадр намного позже, актёров заставили смотреть на удочку с шариком. А уже после велась разработка компьютерных моделей троллей, которая настраивалась, оживлялась и все остальные прелести анимации. Ну, а в конце, все ингредиенты помещались на одну композицию и мы увидели с вами захватывающую сцену битвы. Кстати, так как фильм снимался с частотой в 48 кадров, аниматоры уделяли особое внимание наиболее трудоемким для анимации участкам лица – это артикуляция, моргание глаз и тому подобное. К тому же, обновленный Голлум, так же создавался с помощью технологии захвата движений и так как во Властилине колец съемка велась в 24 кадра, то здесь 48 кадров в секунду, дали Голлуму в десять раз больше полигонов и втрое больше выражений. Из этого мы видим, что персонаж стал более подвижным и таким образом он лучше раскрылся через передачу нюансов актёрской игры. К примеру во Властелине колец переход от Голлума к Смеглу происходил через сокращение зрачка, а в Хоббите аниматоры заставили существо переживать физический спазм при смене персонажей. По этому в данных фильмах, аниматоры потрудились на славу.
Список фильмов про хоббитов
Хоббиты — сказочный народ невысокого роста, живущий в норах, придуманы писателем Джоном Толкиеном. Хоббиты — центральные персонажи повести «Хоббит, или Туда и обратно» и романа «Властелин Колец». Представляем вам список фильмов про хоббитов все части по порядку
Кинотрилогия «Хоббит» Питера Джексона
Хоббит: Нежданное путешествие (2012)
Фильм повествует о путешествии Бильбо Бэггинса, который пускается в грандиозный поход, целью которого является отвоевание утраченного королевства гномов Эребор у зловещего дракона Смауга. Совершенно неожиданно с хоббитом налаживает контакт волшебник Гэндальф Серый. Так Бильбо находит себя, присоединяясь к компании тринадцати гномов, возглавляемых легендарным воином, Торином Дубощитом. Их путешествие проляжет через Дикий Край, через предательские земли, населенные гоблинами и орками, смертоносными варгами и гигантскими пауками, народом, меняющим шкуры, и волшебниками.
И хотя их цель находится на Востоке, среди пустошей Одинокой Горы, сначала им придется выбраться из туннелей гоблинов, где Бильбо встретит существо, которое изменит его жизнь навсегда… Голлума.
Здесь, один на один с Голлумом, на берегу подземного озера, непритязательный Бильбо Бэггинс обнаружит не только скрытые в глубине души хитрость и отвагу, которые удивят даже его, но и завладеет «прелестным» колечком Голлума, которое обладает нежданными и полезными свойствами… Простое золотое кольцо, c которым связана судьба всего Средиземья, нитями, о которых Бильбо не мог даже вообразить.
Хоббит: Пустошь Смауга (2013)
Продолжение путешествия хоббита Бильбо Бэггинса, волшебника Гэндальфа и 13 отважных гномов. Их компания обязана завершить своё путешествие к Одинокой горе. Там они должны встретиться с величайшей опасностью из всех — созданием куда более ужасающим, чем все их прошлые противники, которое проверит на прочность не только их мужество, но крепость их дружбы и правильность выбранного пути, — драконом Смаугом.
Хоббит: Битва пяти воинств (2014)
Когда отряд из тринадцати гномов нанимал хоббита Бильбо Бэгинса в качестве взломщика и четырнадцатого, «счастливого», участника похода к Одинокой горе, Бильбо полагал, что его приключения закончатся, когда он выполнит свою задачу — найдет сокровище, которое так необходимо предводителю гномов Торину. Путешествие в Эребор, захваченное драконом Смаугом королевство гномов, оказалось еще более опасным, чем предполагали гномы и даже Гэндальф — мудрый волшебник, протянувший Торину и его отряду руку помощи.
В погоню за гномами устремилась армия орков, ведомых пробудившимся в руинах древним злом, а эльфы и люди, с которыми Бильбо и его товарищам пришлось иметь дело во время путешествия и которые пострадали от последствий желания гномов вернуть свой дом, предъявили права на щедрое вознаграждение — часть сокровищ Одинокой горы. Скоро неподалеку от Одинокой горы встретятся пять армий, и лишь кровопролитная битва определит результаты смелого гномьего похода.
Кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джесона
Сказания о Средиземье — это хроника Великой войны за Кольцо, войны, длившейся не одну тысячу лет. Тот, кто владел Кольцом, получал власть над всеми живыми тварями, но был обязан служить злу.
Тихая деревня, где живут хоббиты. Волшебник Гэндальф, придя на 111-й день рождения к своему старому другу Бильбо Бэггинсу, начинает вести разговор о кольце, которое Бильбо нашел много лет назад. Это кольцо принадлежало когда-то темному властителю Средиземья Саурону, и оно дает большую власть своему обладателю. Теперь Саурон хочет вернуть себе власть над Средиземьем. Бильбо отдает найденное кольцо своему племяннику Фродо, который пытается научиться справляться с тем страшным могуществом, которое дает ему кольцо…
Властелин колец: Две крепости (2002)
Братство распалось, но Кольцо Всевластья должно быть уничтожено. Фродо и Сэм вынуждены доверить свои жизни Голлуму, который взялся провести их к вратам Мордора. Громадная Армия Сарумана приближается: члены братства и их союзники готовы принять бой. Битва за Средиземье продолжается.
Властелин колец: Возвращение короля (2003)
Последняя часть трилогии о Кольце Всевластия и о героях, взявших на себя бремя спасения Средиземья. Повелитель сил Тьмы Саурон направляет свои бесчисленные рати под стены Минас-Тирита, крепости Последней Надежды. Он предвкушает близкую победу, но именно это и мешает ему заметить две крохотные фигурки — хоббитов, приближающихся к Роковой Горе, где им предстоит уничтожить Кольцо Всевластия. Улыбнется ли им счастье?
Фанатские фильмы про хоббитов
Охота на Голлума (2009)
Этот фильм является приквелом для «Властелина колец», о событиях в Средиземье, приведших к Войне. Рассказ о поиcках Голлума наследником Иссильдура. Сценарий основан на дополнениях к «Властелину Колец», а также на событиях «Братства Кольца». Это некоммерческий фан-проект, выполненный в стиле трилогии Питера Джексона кинематографистами-энтузиастами.
Рождение надежды (2009)
Разрозненный народ, потомки легендарных морских королей древнего Запада, борятся за выживание в пустынной глуши, так как темные силы беспрестанно сгибают их волю в бесконечных попытках уничтожить этот народ. И все же среди этих отважных, отчаянных людей теплится надежда. Королевская власть несмотря ни на что передается от отца к сыну.
Советский телеспектакль про хоббитов
Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита (1985)
Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита, через Дикий край, Черный лес, за Туманные горы туда и обратно.
Мультфильмы про хоббитов
Хоббит (1977)
Экранизация сказки Дж. Р. Р. Толкина о необычайном путешествии хоббита Бильбо Бэггинса, волшебника Гэндальфа и компании гномов к Одинокой горе, где дракон Смог сторожит сокровища, исконно принадлежащие гномам.
Властелин колец (1978)
Сказания Средиземья — это хроника Великой войны за Кольцо, войны, длившейся не одну тысячу лет. Тот, кто владел Кольцом, получал власть над всеми живыми тварями, но был обязан служить злу. Хоббит Фродо призван уничтожить Кольцо. Он отправился за ним в Мордор и на огненную Гору Судьбы вместе с союзниками — эльфами, гномами, людьми и хоббитами.
«Властелин колец» повествует о борьбе добра и зла, сохраняя сказочную атмосферу классики жанра «фэнтези» — трилогии Дж. Р. Р. Толкиена.
Возвращение короля (1980)
К стенам Королевского города стекаются несметные войска Повелителя Тьмы. Король-призрак ведет чудовищную армию — тролли и орки, гоблины и назгулы идут на штурм города. Насмерть стоят бесстрашные защитники, все длится и длится кровавый бой… А в горах Мордора Фродо и Сэмми, томясь от жажды и голода, прячась от вездесущих врагов, все ближе и ближе подступают к жерлу Огненной горы…
В каком году был снят хоббит
И «Хоббит», и «Властелин колец» не работают как цельные серии — по объективным производственным причинам. О «Хоббите» мы поговорим позже. В случае с «Властелином колец» все дело в том, что все три части снимались одновременно в условиях суровой нехватки практических ресурсов.
В итоге она получилась неизмеримо выше по качеству — как второй и третьей части трилогии, так и всего остального кино (неважно в каком жанре). Какому-то фильму достались Мория, рубка на Андуине и тому подобные эпохальные сцены, какому-то — нарезание кругов вокруг одной и той же скалы в Новой Зеландии и сражение цифровых муляжей главных актеров с тремя размноженными на компьютере каскадерами в костюмах урук-хай.
The Fellowship of the Ring — идеальное, совершенное кино, к которому можно было и не снимать продолжений. Но то, что Джексон их все-таки снял, и одно из них получилось удачным (и собрало 11 «Оскаров»), конечно, приятный бонус. Давайте не будем по-фэнбойски оценивать «Властелина колец» как одно произведение из-за любви к миру или режиссеру, поступать так — значит выказывать неуважение к достижениям Джексона в первой части. Это три совершенно разных фильма со своими достоинствами и недостатками.
Лучшим фэнтези-фильмом всех времен я считал Conan The Barbarian Джона Милиуса. Я вам немного рассказывал об этой гениальной картине в обзоре лучших фильмов Арнольда Шварценеггера и подробнее — в материале о лучших фильмах в духе «Игры престолов». Но, пересмотрев сначала театральную, а потом режиссерскую версию Fellowship of the Ring для этого материала, я подвинул Милиуса на второе место.
«Братство» — картина, к каждому кадру, каждой ноте, каждому звуку которой Питер Джексон шел всю жизнь, фильм, в который он, подобно Саурону, вложил весь свой талант, свои режиссерские способности, свое желание делать лучшие боевые сцены на планете. С первых звуков гениальной музыки Говарда Шора и до финальных титров эта 178-минутная (228-минутная в расширенной версии) картина не отпускает ни на секунду, тут нет ни одного момента, который не был бы революцией в киноматографе — причем не только жанровом.
Уникальный визуальный стиль Джексона, в котором сочетаются крайне легкомысленная, солнечная новозеландская слэпстик-комедия и кошмарный кровавый хоррор-экшен, как нельзя более лучше подошел к чередованию светлых и темных сюжетных моментов. Присущая и той, и другой стороне режиссерского таланта Джексона неудержимая динамика мастерски протаскивает нас даже через такие мертвые зоны, как приезд Гэндальфа в Шир и отдых в Ривенделле. Ну, а когда дело доходит до действия… тут Джексон просто срывается с цепи.
Неважно, наблюдаем ли мы бой на Заветери, стычку с пещерным троллем в усыпальнице Балина или сцену на морийском мосту, — все снято невероятно качественно и при этом в хорошем смысле слова старомодно, с минимумом цифровых спецэффектов (тролль, Страж, Барлог) и максимумом практической каскадерской работы.
Если вы смотрели дебютный фильм Джексона, Bad Taste, то знаете, чего этот режиссер может добиться при помощи минимальных средств: крутой склон, человек с кувалдой, колючая проволока, интересные ракурсы на происходящее… Битвы из «Братства» — высшая точка развития Джексона как режиссера реальных, физически осязаемых боевых сцен, где он заткнул за пояс даже таких титанов, как Джон Ву, Стивен Спилберг и Акира Куросава.
Впрочем, Куросаву Джексон превзошел только в сцене финальной битвы в осеннем лесу на реке Андуин, где вообще нет спецэффектов: просто каскадеры в костюмах орков, дерущиеся с каскадерами в костюмах героев. Это потрясающая сцена с точки зрения сеттинга, детальности и разнообразия действия, смелости хореографии. Но при всем при этом перед нами еще и самая драматическая, душераздирающая сцена во всем цикле, в которой гибнет лучший персонаж «Властелина колец», которого сыграл лучший актер, когда-либо принимавший участие в экранизациях Толкина.
Речь, конечно же, о Шоне Бине, который в роли Боромира, самого сложного, интересного и трагического героя Lord of the Rings, начал осваивать амплуа «положительного героя, которого убивают первым» (а в случае с этим киноциклом — и единственным).
Причем это еще и пример правильной адаптации оригинального произведения: выкинь книгу, пиши свой сценарий, но так, чтоы получилось не хуже, чем в оригинале! У Толкина Боромира вообще убивают только во второй книге, происходит это за кадром, а самой стычке с орками на реке там посвящена пара абзацев.
Если у меня и есть какие-то претензии к «Братству», то они все касаются театральной версии: Джексон, кажется, сошел с ума и вместо сцен разговоров и ходьбы с места на место повырезал из нее лучшие моменты боевых эпизодов!
«Властелин колец: Две крепости» (The Lord of the Rings: The Two Towers), 2002
Я крайне настороженно отношусь к трилогиям вообще — и, особенно, к их вторым частям. Это касается и так впечатлившего меня The Last Jedi, и The Empire Strikes Back — фильма без начала, середины и конца, который совершенно необъяснимо нравится и критикам, и зрителям.
Зачем тратить два часа своей жизни на кино, в котором продюсеры заранее ограничивают создателей в количестве сюжета, которое они нам могут подать? Фильм, в котором зло чуть-чуть не успеет разгромить добро (или наоборот)? Картину, в которой злодей не имеет права совсем убивать героя, а героя — злодея? Если все самое интересное в сюжете откладывается на третью часть… почему бы вам не начать просмотр прямо с третьей части?
Можно снять хороший сиквел: «Терминатор-2», «Чужие». Но невозможно снять хорошую вторую часть запланированной трилогии, потому что она по умолчанию не будет полноценным фильмом. В общем, все с самого начала было против The Two Towers — даже если не учитывать уникальные (на тот момент) обстоятельства съемок фильма. Вторая часть, снятая по отдельности, это уже жалкое зрелище. Можно ли требовать чего-то от второй части, снятой одновременно с первой и третьей?
Невзрачность сюжета фильма заложена уже в книге Толкина, но там все несколько более вменяемо. Это далеко не такой высокий литературный уровень, как The Fellowship of the Ring, но там есть сцена встреча с Шилоб, один из лучших эпизодов во всем творчестве этого писателя. Джексон отложил на третью часть даже сцену встречи с паучихой.
Вместо этого в ключевой сцене фильма нам предлагают переживать за битву у Хельмовой Пади — генеральную репетицию битвы за Минас-Тирит с минимумом спецэффектов. Это репетиция во всех смыслах: Джексон и Weta Workshop не только отрабатывали технологию накладывания спецэффектов на давно отснятые сцены, битвы за Минас-Тирит и Helmʼs Deep cнимались на одной и той же локации.
В результате эта сцена — воплощение всех худших представлений о «Властелине колец». Намеренно замыленная ночная картинка, десяток орков, размноженных на компьютере до состояния огромной армии, Леголас, катящийся на щите, как на доске для серфинга… Джексон и спецэффектеры с одной стороны, экспериментировали с монтажом и визуальными технологиями, а с другой — были сдержаны и в творческом, и в бюджетном плане. Ведь в третьем фильме им предстояла куда более масштабная и дневная битва с осадой города.
Все самые яркие моменты в битве за Helmʼs Deep позаимствованы из фильма Army of Darkness Сэма Рэйми, который в 1992 году показал, как можно хорошо снять ночную осаду замка вообще без всякого бюджета и цифровых спецэффектов.
В 2002 году осада Хельмовой Пади смотрелась неплохо — мы же не знали, что нас ждет в третьей части и как можно снимать такие сцены. Сейчас эта сцена бюджетна и невзрачна даже для эпизода «Игры престолов».
Сюжетная линия с Роханом тоже не заслуживает отдельного фильма, тем более такого длинного. В Минас-Тирите все будет развиваться по той же схеме и с теми же героями.
«Властелин колец: Возвращение короля» (The Lord of the Rings: The Return of the King), 2003
В третьей части Джексон и Weta припасли нам самые лучшие сцены в всей трилогии: тут и бой с Шилоб, и битва за Минас-Тирит, и великолепный финал на Ородруине. Концовка «Властелина колец» Толкина великолепна: с одной стороны, она — самая эпичная во всем мировом фэнтези (вулкан, орлы), с другой — в ней участвуют всего три персонажа, Фродо, Сэм и Горлум, с которыми мы за три книги успели познакомиться настолько интимно, насколько это вообще возможно с персонажами мужского пола.
Несмотря на типичное для Джексона переигрывание всех трех актеров (Элайджа Вуд, Шон Эстин и оцифрованный Энди Серкис), сцена получилась достойная. Некоторая театральность ее только красит — как и сцены с Вейдером, Люком и Императором в «Возвращении джедая».
Главное здесь — психологизм, отношения, правда характеров. Все как в лучших моментах лучших мировых пьес. Вулкан может быть картонный, орлы — на веревочках, от этого сцена ничего не потеряет.
На макроуровне мастерская Weta наконец-то в совершенстве освоила цифровые технологии: в «Возвращении короля» в три раза больше кадров с компьютерной графикой, чем в «Братстве кольца» и в два раза больше, чем в «Двух крепостях», причем кадр, на который раньше у Джексона и его специалистов уходило шесть месяцев, теперь делался за два дня.
Это позволило Джексону обойти главную проблему «Двух крепостей»: ограниченность отснятого в Новой Зеландии материала с одними и теми же двумя каскадерами, падающими с одних и тех же двух лестниц. В битве за Минас-Тирит виртуально все: и актеры, и каскадеры, и боевые слоны, а сама крепость представлял собой 7-метровую декорацию (язык не поворачивается назвать эту конструкцию миниатюрой).
В 2003 году мы впервые увидели на большом экране нового, полностью цифрового Питера Джексона, которому больше не нужны были ни актеры, ни зеленый экран. Достаточно было его собственного, ничем не стесненного воображения.
В 2017 году битва за Минас-Тирит остается лучшей, пожалуй, сценой такого рода, рядом с которой меркнут и «Аватар» Джеймса Кэмерона, и «Кинг Конг» самого Джексона, и уж тем более бюджетные нетворческие видеоклипы вроде «300» Зака Снайдера.
Я предлагаю просто пересмотреть эту сцену — разумеется, в расширенной версии!
«Возвращение короля» — единственная удачная третья часть кинотрилогии в истории кино, так что творческий процесс Джексона все-таки оправдал себя. Помните, во что превратились «Звездные войны», «Матрица», «Терминатор», «Индиана Джонс» и «Чужие» ко времени съемок третьего фильма? Есть еще отличные «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне и «День мертвецов» Джорджа Ромеро, но эти серии — три очень разных фильма, связанные общей темой, а не сюжетом и героями.
Сняв все фильмы одновременно, Джексон избежал обычных ловушек — смены продюсеров, режиссеров, сценаристов, вкусов зрителей и настроений критиков, и смог воплотить свое творческое видение в жизнь от начала и до конца. Открытое Weta второе визуальное дыхание позволило третьей части не потеряться на фоне эталонной первой. Пусть это не такое хорошее кино, как Fellowship of the Ring, но это без всяких вопросов кино, сценарная драматургия, дополняющую визуальную, последовательность изображений, заставляющая иначе взглянуть на возможности этой формы искусства и окружающий мир.
Серьезный недостаток у «Возвращения короля» (неважно, у театральной или режиссерской версии) всего один. Это обилие концовок, большая часть которых еще более сентиментальная, ненужная и ненамеренно-комичная, чем в «Побеге из Шоушенка». Но никто не мешает вам выключить фильм на том варианте финала, который вам лично больше всего нравится. Можно считать это интерактивным экспериментом в духе choose your own ending.
«Хоббит» (The Hobbit)
The Hobbit, or There and Back Again («Хоббит, или Туда и обратно») Джона Рональда Руэла Толкина — потрясающее по качеству литературное произведение, лучшая одиночная книга, когда-либо написанная в фэнтези-жанре, не нуждающаяся в сиквелах, приквелах или расширениях. Толкин взял три самых древних, избитых мифологических сюжета:
и так хитроумно переплел их в одном сравнительно небольшом (310 cтраниц) произведении, что они не только не мешают друг другу, а наоборот, выводят соседние сюжетные линии на высоты, которые в жанре фэнтези не покоряли ни до, ни после этой книги.
Я не буду сейчас говорить о феноменальных литературных достоинствах произведения, которое написано гораздо более богатым языком, чем «Властелин колец», и использует великолепные стихи и экспериментальные литературные формы (игра в загадки между Бильбо и Горлумом — это фактически пьеса абсурда). Речь именно о сюжетной основе, тройном скелете произведения.
По «Хоббиту» можно было снять очень хороший трехчасовой фильм: если ужать каждую сюжетную линию до часа, тщательно их перемешать и понять, как Толкин добился того, что завязка, кульминация и развязка во всех трех историях наступает одновременно.
Вместо этого по книге решили делать два фильма. Ну что же, с хорошим монтажом могло получиться что-то путное, хотя я не берусь сказать, где в «Хоббите» можно найти момент для его удачного разлома на две серии. Толкин неспроста опубликовал произведение одной книгой, не так ли? Сценарии писались четко под Гильермо дель Торо, который ясно видел «Хоббита» сказкой для детей и взрослых в духе «Лабиринта Фавна»: на золотую компиляцию мировой мифологии ложится длинная тень Первой мировой войны, которую воплощает в себе великий и ужасный Смауг.
Когда дель Торо ушел с проекта из-за бесконечных задержек и переносов сроков производства, съемки поручили наименее квалифицированному для этого режиссеру и сценаристу: Питеру Джексону.
Дело даже не в том, что Джексон явно сказал все, что мог, о Средиземье во «Властелине колец», и требовать от него еще кино на эту же тему — значит напрашиваться на креативные неприятности. И не в том, что Джексон — не стилист, у него есть только одна манера подачи материала, в которой он снимает все, от Meet the Feebles до The Lovely Bones. И не в том, что сценарий решили переписывать в последний момент, добавляя сцены и целые сюжетные линии на основе совершенно ненужных комментариев Толкина в «Возвращении короля». Дело в том, что уже после съемок двух частей фильма его решили выпустить в трех частях.
У сценария дилогии и так хватало проблем из-за безответственных и поспешных переписываний и ухода от идеи экранизации к концепции ультимативного фанфика по всем произведениям Толкина, на которые создатели фильма смогли получить права. Когда же стало ясно, что к отснятому материалу нужно добавить еще три часа действия… вот тот самый момент, в который «Хоббит» из интересного проекта с массой недостатков превратился в кинематографический мусор, лоскутное одеяло (или гобелен) из разрозненных идей, сцен, концепций, где в рамках отдельных фильмов не выписана ни одна сюжетная линия или арка персонажа.
Весь этот ком непродуманных, необработанных и недоделанных эпизодов героически волочит на себе Мартин Фримен (вполне возможно, что это лучшая его роль, хотя я очень люблю его Уотсона и Артура Дента). Но это непосильная даже для такого талантливого актера задача. К тому же, в большинстве сцен псевдо-трилогии главный герой просто не участвует.
Если посмотреть всех трех «Хоббитов» подряд, как это сделал я для киномарафона, там заметны считанные секунды настоящего кино уровня The Fellowship of the Ring, минуты адекватной адаптации Толкина, которым мог бы стать первый вариант двухсерийного «Хоббита», и часы кошмарного филлера, забивания экранного времени плохими диалогами, фанфиком с Леголасом и самыми неубедительными батальными сценами в истории фэнтези-кино (в которой хватает неубедительных батальных сцен). Ниже я кратко разбираю все три фильма и перечисляю примеры из первой, второй и третьей категории.
«Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey), 2012
169 минут An Unexpected Journey заставляют всерьез задуматься, стоит ли когда-нибудь в жизни еще раз идти в кино. Ради чего это делать? Чтобы нам показали начало путешествия, чтобы нас битых три часа водили за нос по материалу, который в любой нормальной картине составил был первые 20 минут повествования? Чтобы создатели фильма даже не попытались, что намерены содрать полную цену билета за минимум проделанной творческой работы?
Я опять поставлю в пример образцовое The Fellowship of the Ring: давайте сравним, сколько событий происходит в первом фильме «Властелина колец» и первом фильме «Хоббита».
В другой — представить главного героя, собрать партию, провести ее через одно (1) подземелье и показать общий план места назначения.
При съемках первой половины дилогии Джексон был слишком занят чисто техническими аспектами производства (13 гномов в каждом кадре!), чтобы обращать внимание хоть на что-то еще. Фильм снят в духе:
Скажите спасибо, что на экране хоть что-то есть, я тут вообще за дель Торо!
Если вы имели несчастье смотреть расширенную версию «Путешествие», то знаете, что масса усилий там ушла на постановку музыкального номера с королем гоблинов, которого постыдился бы даже Джордж Лукас в специальных изданиях «Звездных войн».
«Хоббит: Пустошь Смауга» (The Hobbit: The Desolation of Smaug), 2013
На вторую часть «Хоббита» пришелся как самый выгодный, так и самый невыгодный контент из книги-первоисточника: встреча Бильбо со Смаугом и появление в сюжете Барда-Лучника.
Бард Лучник в итоге просто мелькает в паре сцен театральной версии фильма прежде, чем отправиться на последнее свидание со Смаугом. Знакомьтесь, этот третий тип слева — новый главный герой всей истории! Сравните со сценой представления Арагорна в Fellowship of the Ring и в лишний раз убедитесь в вопиющей халтурности всего проекта. Да, и битву Барда со Смаугом нам во втором фильме так не покажут!
Гибель Смауга нам показывают в начале третьего фильма, где она занимает… ровно 12 минут. Дорогие создатели фильма, ну чего вам стоило перенести эти 12 минут во второй фильм и оставить нас с нормальной концовкой вместо этого убогого и дешевого клиффхэнгера? Давайте остановим атаку на первую Звезду Смерти из оригинальных «Звездных войн» на сцене, в которой Икс-уинги повстанцев вылетают с базу на Явине IV, покажем финальные титры и предложим дождаться следующей серии?
Ах, вы не согласны? Но ведь эта атака так украсила бы собой начало фильма «Империя наносит ответный удар»! Может быть, тогда мы остановим «Матрицу» в момент, когда Нео и Тринити идут спасать Морфеуса?
То, что The Desolation of Smaug пришлось стать фильмом-мостом, средней частью трилогии, оборванности картины не объясняет и не искупает. Но «Хобитты» в итоге собрали больше, чем все «Властелины колец», так что, возможно, с коммерческой точки зрения Лукасу и Вачовски именно так и надо было поступить.
«Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies), 2014
Если вы ожидали, что в фильме под названием «Битва пяти воинств» ключевые события произойдут на поле боя во время битвы пяти воинств, это зря. Столкновение армий очень быстро прокручивается в середине фильма (это явно был запланированный финал дилогии, в котором нет почти ничего лишнего), а потом нас отправляют в ряд индивидуальных боевых сцен по схеме «орк-эльф» или «орк-человек» в заснеженных горах, с хореографией и гринскрином прямиком из сиквелов экранизации Mortal Kombat.
«Битва пяти воинств» — самая провальная часть «трилогии» именно в силу своей очевидной ненужности. Питеру Джексон с Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс пришлось растягивать двадцать минут действия на три часа кино. На что была потрачена большая часть их сценарных и съемочных усилий, можно увидеть в расширенной версии «Битвы» на Blu-ray.
Это абсолютно бездарные, бесконечно длящиеся сцены, в которых Галадриэль таскает потерявшего сознание Гэндальфа на руках, орки устраивают погоню за дварфийской «тачанкой» по замерзшей реке, а Альфрид смехотворно погибает от упавшей на спусковой рычаг катапульты золотой монеты (снято ужасно, зато насколько нравоучительно).
В театральной версии мы получили центральную битву с армиями трех разных размеров (речь о габаритах самих сражающихся), с использованием животных и различных приспособлений. Я не знаю, сознательная ли это пародия на «Возвращение короля», но как-то иначе происходящее на экране воспринимать трудно. Вместо слонов тут используются лоси и… боевые козлы?
А ничего что главный герой, Бильбо Бэггинс, проводит всю битву в бессознательном состоянии? Вы бы не возражали, если бы контуженный Люк Скайуокер проворонил всю атаку на Звезду Смерти? Да, это по канону, все как у Толкина, но Толкина эта битва — короткий завершающий эпизод произведения, а не вся середина третьей книги! В своей версии дель Торо, кстати, собирался сделать Бильбо более активным в ключевой сцене дилогии — ну, а Джексону все равно.
Первая часть «Хоббита» — это просто выжимание денег из зрителя ни на что не претендующим киноконтентом. Последняя — сборник всех киноошибок, которые только можно совершить при неправильном выстраивании цикла фильмов.
Как это ни смешно, финал у самого бездарного фильма Питера Джексона получился лучше, чем у «Возвращения короля». В The Battle of the Five Armies тоже хватает ложных концовок, но их тут, по меркам Джексона, немного: всего три-четыре.
Причем две из них — герои, неподвижно сидящие на леднике после пирровой победы над орками, и Бильбо, вернувшийся домой, — превосходят по качеству любую из концовок «Властелина колец», это те самые секунды настоящего кинематографа, которого в «Хоббите» так преступно мало.