в каком году был сбит пауэрс

Авиакатастрофа лётчика-шпиона Ф. Г. Пауэрса

Пауэрс, Фрэнсис Гэри
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фрэнсис Гэри Пауэрс (англ. Francis Gary Powers; 17 августа 1929 — 1 августа 1977) — американский лётчик, выполнявший разведывательные миссии для ЦРУ.

Пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2 был сбит во время полёта под Свердловском 1 мая 1960 года. Пауэрс выжил, был приговорён советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).
Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный приём. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного АФА, отснятой плёнки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ.
Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком испытателем. В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция Перелёт: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Ходят слухи, что это привело к его увольнению из Lockheed из-за негативной информации о ЦРУ в книге.

Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе.

1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду» — третью по значимости военную награду США — за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

16 17 37 67 84 102 123 140 170 184 202 212 230 234 264 281 291
П А У Э Р С Ф Р Э Н С И С Г Э Р И
291 275 274 254 224 207 189 168 151 121 107 89 79 61 57 27 10

21 38 68 82 100 110 128 132 162 179 189 205 206 226 256 273 291
Ф Р Э Н С И С Г Э Р И П А У Э Р С
291 270 253 223 209 191 181 163 159 129 112 102 86 85 65 35 18

ФРЭНСИС ГЭРИ ПАУЭРС = 291 = 138-АВИАКАТАСТРОФА + 138-АВИАКАТАСТРОФА + 15-АВИА.

291 = 123-КАТАСТРОФА + 168-\ 99-ВЕРТОЛЁТА + 69-КАТАСТ(рофа)\.

Рассмотрим дополнительную таблицу:

20 25 26 43 53 65* 83 115 119 134 146 161 164 179* 189** 207** 220 226*243 262 291*
У Д А Р И Л С Я Г О Л О В О Й + С М Е Р Т Ь
291*271 266 265 248 238 226*208 176 172 157 145 130 127 112** 102** 84* 71 65* 48 29

Мы видим два одинаковых столбца в верхней и нижней таблицах кода ПОЛНОГО ИМЕНИ: 189**\\112** 207**\\102**

123 = КАТАСТРОФА
___________________________
189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ

Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 63-ПЕРВОЕ + 66-АВГУСТА = 129 = ГИБЕЛЬ АВИАТОР\ а \.

Проверим дешифровку двумя таблицами:

16* 22** 39 42 57 63* 64** 67** 71 91 109 128 129*
П Е Р В О Е А В Г У С Т А
129* 113** 107*90 87 72 66** 65** 62* 58 38 20 1

Мы видим совпадение трёх столбцов: 22**\\113** 64**\\66** 67**\\65**

291 = 129-ПЕРВОЕ АВГУСТА + 162-ГИБЕЛЬ ВЕРТОЛЁТА.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

179 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВО\ й \
________________________________________________
129 = ПЕРВОЕ АВГУСТА = ГИБЕЛЬ АВИАТОР\ а \

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 84-ВОСЕМЬ = 160 = 58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ.

291 = 160-СОРОК ВОСЕМЬ, (58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ) + 131-В КАТАСТРОФЕ.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ
___________________________
112 = СОРОК ВОС\ емь \

Источник

Эксперт рассказал, кто 60 лет назад сбил U-2 ВВС США возле Свердловска

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Самолет Lockheed U-2, идентичный сбитому

Заслуга в уничтожении самолета-шпиона США 1 мая 1960 года сегодня приписывается только 2-му зенитному ракетному дивизиону (командир — майор М. Р. Воронов) и 1-му зрдн (командир – капитан Н. И. Шелудько) 57-й зенитной ракетной бригады, командный пункт (КП) которой был расположен в поселке Березовский, близ Свердловска.

Так ли это было на самом деле? Обратимся к событиям шестидесятилетней давности.

Вначале опишем боевую работу 5-го зрдн 37-й зрбр на основании воспоминаний Бориса Самойлова, одного из офицеров дивизиона, принимавшего участие в событиях 1 мая 1960 года и впоследствии ставшего полковником. С его исходными материалами я работал первым из редакторов и, по большому счету, подготовил их к печати, при этом в значительной степени переписав.

Мне было это отнюдь не трудно сделать, поскольку вся моя служба прошла на этой системе. Более того, в течение длительного времени я командовал дивизионом С-75. И если в настоящее время воспоминания Бориса Самойлова и упоминаются в некоторых источниках, то исключительно в моей редакции (и никакой другой).

Итак, операторы станции разведки и целеуказания П-12 «Енисей» 5-го зрдн 37-й зрбр обнаружили U-2 на дальности 270 километров и сопровождали самолет до момента его уничтожения.

При подлете цели к зоне поражения дивизиона командир постоянно получал из бригады сведения о координатах цели.

Однако они отличались от данных СРЦ П-12 дивизиона. И это объяснимо, поскольку данные с КП 57-й зрбр поступали с запаздыванием информации. К тому же в районе города Кыштым U-2 немного изменил маршрут полета, как будто выбирал наиболее безопасную траекторию пролета между ракетными дивизионами 37-й зенитной ракетной бригады.

Разрешение на открытие огня командир 5-го зрдн получил в то время, когда цель подошла к дальней границе зоны поражения дивизиона.

Цель на запрос «свой-чужой» не отвечала.

Подполковник Новиков скомандовал офицеру наведения: «Пуск». Офицер нажал кнопку «Пуск», но старта ракеты не последовало — он от волнения забыл переключить три канальных тумблера «Неисправность/Боевая работа» в режим «Боевая работа» на шкафу офицера наведения И-90. Мгновенно исправив ошибку, офицер наведения по команде командира «Цель уничтожить двумя ракетами» нажал кнопку «Пуск» первого канала. Ракета стартовала в 8.46 и направилась уже вдогон самолету U-2.

Затем офицер наведения нажал кнопку «Пуск» второго канала, но старта ракеты не последовало.

Впоследствии оказалось, что ракета не сошла с пусковой установки по вине технического дивизиона, который готовил это изделие. И это несмотря на то, что контроль стартового оборудования и проверка радиолокационного ответчика ракеты перед этим прошли штатно.

В этом случае цель должна быть обязательно поражена.

Через несколько секунд операторы ручного сопровождения 5-го зрдн поочередно доложили, что произошел срыв автоматического сопровождения по всем трем координатам — дальности, азимуту и углу места. При выполнении боевых стрельб это следует, как правило, за физическим разрушением цели.

Офицер наведения не смог сразу правильно оценить обстановку и доложил командиру зрдн: «Срыв автоматического сопровождения по трем координатам». Командир, занятый проблемами со второй ракетой, моментально доложил на КП 37-й зенитной ракетной бригады: «У нас срыв сопровождения».

Через некоторое время командир 5-го зрдн, разобравшись с офицером наведения и операторами ручного сопровождения, повторно доложил на КП бригады:

«По имеющимся признакам, цель поражена», так как на экранах индикаторов цель начала быстро менять свои параметры и характеристики. На это ему командир бригады грубо ответил: «Ерунда. Цель над Нижним Тагилом».

Вернувшись, он сообщил, что еще несколько дивизионов 57-й зенитной ракетной бригады стреляли по самолету, который якобы применял пассивные помехи и круто менял маршрут полета.

На КП 5-го зрдн ни офицер наведения, ни операторы ручного сопровождения на экранах индикаторов никаких помех не наблюдали до подрыва ракеты, а на кальке проводки U-2, которую копировал Борис Самойлов с планшета ДВО, никакого резкого маневра самолета не отмечалось. Впоследствии подтвердилось, что на U-2 не было никакой аппаратуры постановки пассивных/активных помех, и никаких резких маневров самолет Пауэрса не совершал.

В течение 2–3 мая 5-й зрдн посетили две комиссии — из штаба 4-й ОА ПВО и управления главнокомандующего Войсками ПВО. В это время средства массовой информации объявили, что офицеры, сержанты и солдаты дивизионов майора И. И. Воронова и капитана Н. И. Шелудько награждены правительством СССР за уничтожение самолета U-2.

Однако об участии дивизиона подполковника И. И. Новикова и его роли в уничтожении U-2 ни тогда, ни в течение последующего времени не упоминалось.

Данный факт привел к потере цели и как следствие — гибели старшего лейтенанта Сафронова на МиГ-19.

В докладе министру обороны СССР маршалу Р. Я. Малиновскому 2 мая 1960 года главнокомандующий Войсками ПВО маршал С. С. Бирюзов отмечал:

«В результате проведенного предварительного расследования установлено, что самолет-нарушитель в 8.55 был обстрелян 1-м (м-р Воронов) и 2-м (к-н Шелудько) зенитными ракетными дивизионами 57-й зенитной ракетной бригады (г. Свердловск).

По докладу командующего 4-й отдельной армией ПВО в этот момент самолет находился на высоте 21 000 метров. На экранах индикаторов станций наведения ракет у стрелявших создалось впечатление, что нарушитель в момент подхода ракет поставил пассивные помехи. А фактически это наблюдались отдельные части сбитого ракетой 5-го зрдн уже разрушающегося самолета U-2.

4-му зенитному ракетному дивизиону (стартовая позиция — Старые Решеты) командиром 57-й зенитной ракетной бригады (командир — майор Шугаев) была поставлена задача добить самолет нарушителя. По роковому совпадению к этому времени в зоне поражения 4-го зрдн появилась цель на значительно меньшей высоте. Расчет принял эту цель за самолет-нарушитель и открыл огонь, выпустив три ракеты. Цель была поражена в 9.23. Этой целью оказался свой самолет МиГ-19, следовавший на перехват самолета-нарушителя. Летчик Сафронов С. И. погиб».

И в этом же документе:

«5-й зенитный ракетный дивизион (командир – подполковник И. И. Новиков) 37-й зенитной ракетной бригады, несмотря на большую дальность, произвел пуск одной ракеты, но безрезультатно, так как цель была вне зоны поражения зрдн».

Это единственное упоминание о том, что 5-й зрдн 37-й зрбр 1 мая 1960 года участвовал в стрельбе по самолету-шпиону U-2 и первым выпустил одну ракету.

Источник

60 лет назад был сбит самолет, который в США называли недосягаемым. История падения Пауэрса

Холодное десятилетие

Риск ядерного конфликта между двумя сверхдержавами был высок как никогда, и обе страны, конечно, пытались знать как можно больше друг о друге. Отрывочная информация, полученная благодаря снимкам с крыш посольств и фото, сделанным над нейтральными водами, представлялась американцам тревожной.

Судя по номерам на фюзеляжах, США начали заметно отставать от главного соперника по количеству стратегических бомбардировщиков. Или же это был блеф, и «комми» просто перед каждым вылетом перекрашивали номера, чтобы ввести оппонентов в заблуждение, — но как это выяснить? Нужен был самолет, летающий на высотах более 21 километра, где его не смогли бы достать, и фотоаппаратура с хорошей разрешающей способностью.

«Общее назначение»

Задача по созданию «недосягаемого» самолета-разведчика была возложена на Кларенса Джонсона, конструктора фирмы Lockheed. Самым известным творением Джонсона на тот момент был истребитель-перехватчик F-104 Starfighter. Этот самолет стал первым в мире, способным развить скорость вдвое выше звуковой, а также впервые преодолел планку высоты в 30 километров. Сама по себе машина была весьма слабой: «ей недостает всего, кроме скорости», — говорили о ней американские пилоты. Но что еще нужно самолету-разведчику, кроме как быть быстрым и подниматься на заоблачные во всех смыслах высоты?

Так и стартовала работа над проектом знаменитого самолета U-2, на котором совершил свой печально знаменитый полет Пауэрс. Кстати, буква U в данном случае — одно из проявлений повышенной секретности: она означала «utility», то есть самолет общего назначения. Самолеты-разведчики же обозначались буквой R (reconnaissance).

Задача подъема на высоту более 21 километра (здесь самолет был бы недосягаем для советских истребителей и ракет) и сверхбыстрого полета была решена за счет снижения веса и увеличения размаха крыла. Благодаря своей конструкции и двигателю U-2 мог экономить топливо на больших высотах, переключая мотор на полетный малый газ и планируя на большие расстояния. Однако легкий корпус самолета мог не выдержать высокой скорости в плотных слоях атмосферы, поэтому пилотам U-2 приходилось соблюдать особый режим подъема и разгона. Самолет очень быстро набирал 19,5 км, а затем поднимался гораздо медленнее. Рабочая высота составляла 21 км: при этом разница между минимальной и максимальной скоростями на данной высоте была чуть больше 10 км/ч.

Инженеры компании Perkin-Elmer создали для самолета-разведчика уникальную камеру. С рабочей высоты U-2 она могла заснять полосу шириной 150 км и длиной 3000 км. Разрешение камеры при этом составляло всего лишь 76 сантиметров — то есть можно было четко различать объекты размером менее одного метра! При одном из тренировочных полетов на пленку попал участок, принадлежащий тогдашнему президенту США Дуайту Эйзенхауэру — и на нем легко можно было сосчитать коров.

Полеты над СССР

Уже в июне-июле 1956 года U-2 совершил первые разведывательные полеты над странами Европы: Польшей и ГДР. Вопреки ожиданиям американцев, радиолокационные приборы обнаруживали самолет. Тем не менее, Эйзенхауэр рискнул и выдал разрешение на пролет самолета над СССР. Символично, что он состоялся в День независимости США, 4 июля.

Президент Соединенных Штатов изначально выступал против разведывательных полетов над территорией СССР, полагая, что это вызовет международный скандал и похолодание и без того не слишком теплых отношений между сверхдержавами. Однако увидев, какие разведданные собирает U-2, Эйзенхауэр не смог устоять: информация, переданная с самолетов-разведчиков, вынуждала рискнуть.

Провал Пауэрса

Самолет, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, должен был вылететь с территории Пакистана — аэропорта города Пешавар. Дата начала миссии была назначена на 28 апреля, однако из-за плохой погоды самолет поднялся в воздух лишь 1 мая. Поднявшись в воздух, U-2 набрал высоту над территорией Афганистана и пересек афганско-советскую границу юго-восточнее Кировабада (сегодня — город Пяндж в Таджикистане), поднявшись на 18 километров над землей.

Пролетев до Аральского моря, самолет повернул на север, в сторону Байконура, где заснял межконтинентальные баллистические ракеты на территории космодрома. Далее маршрут самолета лежал над Сибирью, где Пауэрс должен был пролететь над закрытым городом Челябинск-40, в котором находился завод по производству оружейного плутония. Следующими целями разведчика были космодром в Плесецке и базы ВМФ в Архангельске и Мурманске. Приземлиться Пауэрс должен был на авиабазе Буде в Норвегии.

Силы ПВО в тот день находились в состоянии повышенной готовности, и Пауэрса засекли почти сразу. Однако перехватить или сбить самолет сразу не удалось — до самого Свердловска (ныне Екатеринбург) почти нигде не было зенитных ракет наземного базирования, а потолки высоты советских истребителей-перехватчиков были гораздо ниже, чем у американского самолета.

Возле Свердловска у Пауэрса появился первый действительно опасный противник — советский пилот на Су-9. Этот новейший на то время самолет приняли на вооружение лишь несколько месяцев назад. Он способен был подниматься на высоту до 20 километров. Однако поднятая по тревоге машина к поединку была не очень готова: у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Попытка тарана провалилась из-за ошибки наведения и нестабильной работы бортовой РЛС, а на повторную атаку попросту не хватало топлива.

Но следующая опасность стала для Пауэрса фатальной. Повернув в сторону Плесецка, самолет оказался в зоне действия комплекса ЗРК 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Те, кто планировал маршрут, об этом прекрасно знали — но не учли одного очень важного факта. На вооружении у бригады уже были ракеты С-75, способные поражать цели на высоте до 30 километров. Вот такая вот неосмотрительность на высшем уровне.

Сбитый летчик и международный скандал

В то же время на земле не могли понять, поражена ли цель. Мелкие обломки U-2 советские военные приняли за пассивные помехи, выпущенные самолетом-нарушителем. Поэтому ракеты по американскому самолету выпустили еще два дивизиона ПВО. Одна из них сбила МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, который вылетел на перехват U-2.

Пауэрс в это время уже приземлился возле деревни Косулино, где был задержан местными жителями. Назревал серьезный международный скандал. Госдепартамент США озвучил версию о том, что советские войска ПВО сбили исследовательский самолет, который брал пробы воздуха в районе советско-турецкой границы и залетел на территорию СССР случайно — пилот то ли заблудился, то ли сознание потерял. Но уже через несколько дней Никита Хрущев рассказал о взятом в плен Пауэрсе и представил документальные подтверждения того, что был сбит именно самолет-шпион.

Отпираться американцам было бессмысленно — новый виток Холодной войны стал неизбежен. Инцидент привел к фактическому срыву саммита с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Вдобавок Хрущев отменил приглашение Эйзенхауэру посетить Советский Союз. Американский президент принес неловкие сожаления, а американские ВВС были приведены в повышенную боевую готовность.

Пауэрсу грозил расстрел, но в итоге все для американца обошлось, если можно так сказать. Пилот не стал скрывать целей своего полета, пошел на сотрудничество со следствием и в результате получил лишь 10 лет тюремного заключения. Но провел в тюрьме Пауэрс только 108 дней: уже в феврале 1962 года его обменяли на провалившегося советского разведчика Рудольфа Абеля.

Как ни странно, программу U-2 после этого происшествия не свернули. Пускай над СССР они больше не летали, но слава самолета, несколько лет дерзко летавшего над «одной шестой частью суши» и собравшего неимоверное количество важной информации, сыграла в пользу машины. Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м.

Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22,5 км, а максимальная скорость увеличилась до 800 км/ч. Также стала возможной заправка в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. А сам случай со сбитым самолетом был предвестником политического обострения, которое ознаменовалось постройкой Берлинской стены и Карибским кризисом.

Источник

Не выполнив приказ: какой ценой был сбит разведчик Пауэрс

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

«Нераскрытые тайны»: Шпион, который не выполнил приказ

Холодный май 1960-го. Бой в небе над Свердловском. Фрэнсис Пауэрс. Шпион, который не выполнил приказ. Почему от советских граждан скрывали правду? Какой ценой СССР далось задержание Пауэрса, и чем обернулся этот скандал для советско-американских отношений? Кто все-таки сбил самолет «U-2»? И о чем до сих пор спорят очевидцы? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».

Американский шпион в плену у колхозников

17 августа 1960 года. Колонный зал Дома Союзов. В Москве начался беспрецедентный процесс – судят американского разведчика. Около четырех месяцев назад, 1 мая его самолет взорвался над территорией СССР в районе Свердловска. К заседанию суда прикован интерес всей мировой общественности.

Фрэнсис Гэри Пауэрс на самолете марки «Lockheed U-2» пытался получить данные о секретных военных объектах СССР. Но доблестным советским ракетчикам удалось остановить шпиона ракетой класса «земля-воздух». Всего один точный выстрел. Американский разведчик остался жив. Майор Михаил Воронов, нажавший кнопку «Пуск», награжден орденом Красного Знамени.

В эти дни американские журналисты получают другие данные, отличные от того, чем так гордится советская пресса. Сам Фрэнсис Пауэрс в зале суда шепчет отцу, специально приехавшему в Москву на процесс: «Не верь, что меня сбила ракета, меня сбил самолет, я видел его собственными глазами».

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс слушает обвинительную речь прокурора в советском суде, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Но советские граждане уже пересказывают друг другу и подробности операции. Разведчику Пауэрсу после крушения удается выбраться из кабины и приземлиться с парашютом на поле у деревни Поварня Свердловской области, где его успешно задерживают местные жители. Обломки самолета очень быстро найдут в 15 километрах от Поварни. И только потом станет известно, что Пауэрс нарушил инструкцию – он должен был совершить самоубийство.

Гонка США и Советского Союза

Конкурентные отношения между странами обостряются. Военная разведка США ведет работу по сбору данных. Главный инструмент – суперсамолет-шпион «Lockheed U-2». Машина легкая, может преодолевать далекие расстояния и, главное, подниматься над землей на более чем два десятка километров. В арсенале новейшая аппаратура для съемки местности. Однажды «U-2» даже пролетел над Москвой.

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Визит Никиты Хрущева в США, 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Подмосковный поселок «Заря». Музей ПВО. Директор Юрий Кнутов рассказывает: в конце 1950-х американские разведчики как по часам и в полной безопасности фиксируют происходящее в СССР. Достать «U-2» почти никаких шансов. У новейших «МиГ-19», например, потолок около 16 километров, а в форсаже, или так называемом прыжке, около 20. Поэтому история первого обнаружения «U-2» трагикомична.

Кнутов объясняет: на самом деле сбить шпиона тогда было вполне выполнимой задачей. С ней вполне могли справиться зенитно-ракетные установки С75 «Двина». К 1959 году территория Союза частично защищена системой ПВО, но у США есть фото большинства мест базирования ракетных комплексов. Поэтому самолеты-разведчики их успешно минуют и продолжают делать снимки оборонных объектов.

Апрель 1960 года. Президенту Эйзенхауэру докладывают о новых оборонных объектах СССР. «U-2» обнаружил вблизи Аральского моря строительство пусковой площадки для межконтинентальных баллистических ракет. Глава США приказывает совершить контрольный облет. После этого полеты «U-2» над территорией Советского Союза должны были быть прекращены.

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Н.С. Хрущев показывает депутатам фотографии и документы, найденные в сбитом американском самолете-разведчике, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

16 мая 1960-го запланирована встреча Эйзенхауэра и Хрущева на конференции в Париже. А затем вообще беспрецедентное событие в истории взаимоотношений США и СССР – первый визит американского президента в Москву. Дипломаты говорят об этом шаге навстречу друг другу как о завершении холодной войны.

1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс взлетает на самолете «U-2» с аэродрома в Пакистане. Его задача – пересечь территорию Советского Союза с юго-востока на северо-запад и приземлиться на базе в Норвегии.

Приказ: «Идти на таран»

В 6 часу утра 27-летнего Игоря Ментюкова, пилота «Су-9» будит команда «в воздух». Он вообще не готов к бою. Перегоняет самолет с завода из Новосибирска в Минск, а на аэродроме под Свердловском просто остановится на ночлег.

Оружия нет, поэтому Ментюков получает от командования приказ таранить американский самолет. При этом шансы спастись у советского пилота практически сводятся к нулю. Без защитного костюма он не сможет катапультироваться.

Михаил Ходаренок первый опубликовал неофициальную версию по поимке шпиона Пауэрса. Статья была напечатана в газете «Военно-промышленный курьер».

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Истребитель-бомбардировщик Су-9. Фото: ИТАР-ТАСС

Параллельно в воздух подняты два «МиГ-19». Все другие борты, в том числе гражданские, садятся на землю в ближайших аэропортах. Одновременно команду уничтожить противника получают и части ПВО, расположенные в районе Свердловска.

Молодой ракетчик лейтенант Борис Базаров служил в дивизионе, которым командовал майор Воронов.

Борис Базаров в музее ПВО частый гость. Благодаря ему директор Юрий Кнутов стал искать правду в истории шпиона Пауэрса. У Базарова сегодня ни орденов, ни медалей за участие в ликвидации иностранного шпиона нет, отмечен только почетной грамотой. То утро до сих пор не может забыть. В голове крутилась одна мысль: а вдруг снова война?

Игорю Ментюкову на «Су-9» не удается добраться до Пауэрса из-за несовершенных систем наведения. Он никак не может обнаружить самолет противника. Но приказ идти на таран надо выполнять.

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Истребители «МиГ», 1961 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Однако в эти минуты стрельбу ведут несколько дивизионов. Цели на планшете у ракетчиков сразу четыре – два «МиГа», «Су-9» и самолет-шпион. И все идентифицируются как враги.

Для тарана Ментюкову на «Су-9» нужно обойти самолет противника, сделать разворот. Но вдруг он получает приказ садиться. Уже на аэродроме узнает: самолет-шпион сбит. Иностранный разведчик остается жив. Однако в то утро сбит «МиГ» старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это станет известно только спустя десятилетия. Второму «МиГу» удалось увернуться от ракет.

Последний разведчик в советском небе

Михаил Ходаренок внес сумятицу в ряды экспертов, опубликовав воспоминания Игоря Ментюкова, уверенного, что Пауэрс упал благодаря его маневру, мол, шпион потерял управление, попав в воздушную струю, оставленную «Су-9». Но Юрий Кнутов считает, что настоящий автор этой версии тогдашний командующий советской авиации Евгений Савицкий. Ему очень хотелось выиграть эту маленькую войну.

Центральный музей армии. Здесь хранится то, что окончательно опровергает убеждения летчика Игоря Ментюкова, – обломки «U-2» со следами тех самых осколков ракеты. Она взорвалась у хвостовой части самолета.

Журналиста Михаила Ходаренка мучает другой вопрос: а вдруг майора Михаила Воронова наградили зря и это не он сбил Пауэрса, а командир другого дивизиона, подполковник Новиков? В небе над Свердловском в то утро разорвалось несколько ракет.

в каком году был сбит пауэрс. Смотреть фото в каком году был сбит пауэрс. Смотреть картинку в каком году был сбит пауэрс. Картинка про в каком году был сбит пауэрс. Фото в каком году был сбит пауэрс

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы то ни было, задача выполнена. Шпион Пауэрс пойман и дает показания. После этого боя американские самолеты-разведчики прекращают полеты над Советским Союзом.

19 августа 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс был приговорен за шпионаж к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет во Владимирском централе.

Хрущев прилетел в Париж на встречу стран-участниц антигитлеровской коалиции, но на общей конференции так и не появился. Он ждал извинений от Эйзенхауэра, но их не последовало.
Исторический визит президента США в Москву не состоялся.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *