в каком году был саммит во владивостоке

Саммит во Владивостоке: успехи и провалы организаторов

Россия в 2012 году впервые приняла саммит АТЭС, 24-й по счету

Владивосток без потерь пережил крупнейший международный форум, когда-либо устраиваемый в городе. Вопреки слухам, не было перебоев с топливом, продовольствием, и главное – не было пробок на дорогах.

Наследие саммита АТЭС невозможно оценить однозначно. Одни и те же объекты разные эксперты относят и к достижениям и к провалам политики федерального центра.

Город контрастов

Накануне саммита местные власти обещали, что кампус на острове Русский выведет образование на новый уровень, и у студентов появятся новые лаборатории и комфортные условия для проживания.

Однако ректор Сергей Иванец сообщил, что переезд лабораторий отложен минимум на год, а студенты некоторых специальностей еще 2-3 года будут учиться на материке.

Основной площадкой саммита стал кампус Дальневосточного федерального университета

Во Владивосток был проложен газопровод, и предполагалось, что коммунальные тарифы снизятся, но они, наоборот, выросли, так как энергетикам и газовикам надо возвращать затраты.

Мосты были несбыточной мечтой многих поколений горожан. После их возведения чиновники обещали, что остров Русский будет развиваться, как и район Чуркина. Однако некоторые эксперты уверяли, что Русский нужно оставить нетронутым для отдыха, а производственные предприятия и учебные корпуса нужно строить на материке – дешевле и надежнее.

Для удобства пассажиров от Владивостока до аэропорта стал ходить «Аэроэкспресс», однако пока он ходит пустым, а обычные электрички набиты дачниками и жителями пригорода.

Во время саммита полиция запретила парковаться на трех основных дорогах – Алеутской, Светланской и Океанском проспекте. Этого оказалось достаточным, чтобы ускорить движение транспорта и разгрузить городские дороги.

Сохранят ли этот запрет городские власти – большой вопрос, так как автомобилисты привыкли оставлять машины рядом с офисами, которые посещают.

После открытия моста через бухту Золотой Рог действительно разгрузилось движение на значительной части Владивостока. Но «вылизанными» оказались только центральные улицы и тротуары: чем дальше от центра, тем больше трещин на дорогах и глубже ямы.

Деньги разбросать в воздухе

В международном медиа-центре форума работали несколько сотен журналистов

Когда стало известно, сколько денег руководство страны готово потратить на салют, приморские блогеры подсчитали, что это цена 55 трехкомнатных квартир в центре Владивостока и предложили эти деньги обменять на 100-долларовые банкноты и разбросать их над городом. Мол, хоть что-то ощутимое останется после саммита местным жителям.

Конфликт элит?

На саммите неожиданно проявились разные подходы региональных и федеральных властей к судьбе Дальнего Востока.

Полпред президента Виктор Ишаев и губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложили создать в регионе «налоговые каникулы», снизить таможенные пошлины, утвердить льготы для предприятий. Создать наиболее благоприятный режим для предприятий с иностранным капиталом.

Выступая на саммите, Олег Кожемяко определил основные направления развития области – транспорт, вторая очередь БАМа, разведка полезных ископаемых, увеличение пахотных земель. Инвесторы из Азии уже готовы участвовать в этих проектах. Нужны лишь преференции от федеральной власти.

К слову, в Приморье пытаются создать свободные экономические зоны, технопарки, особые таможенные зоны с 1989 года. Но по-прежнему высокотехнологичные товары из Азии закупают в Москве – там они дешевле.

Экономная стройка

Благодаря саммиту АТЭС последнюю неделю я смог открывать окно в своей квартире и не просыпаться под индустриальную какофонию.

За месяц до мероприятия отряды гастарбайтеров мели дворы, резали гранитные плиты, укладывали асфальт, красили все, что видели, укладывали бордюры с 7 часов утра и до сумерек.

Часть рабочих, задействованных на строительстве объектов для саммита, оставили на территории кампуса для устранения неполадок прямо во время саммита, по ночам.

Источник

Два гигантских вантовые мосты были построены в рамках подготовки к саммиту, а именно мост Золотого Рога через Рог Zolotoy залив в самом центре города, и остров Русского мост с материка на остров Русский (который является самым длинным вантовым мостом в мире праве сейчас). К 2012 году на острове был построен новый кампус Дальневосточного федерального университета для проведения саммита.

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

18 декабря 2007 года были объявлены итоги конкурса на создание логотипа саммита. Логотип должен был соответствовать трем основным критериям: он должен был быть патриотичным, изображать саммит как главное культурное и экономическое событие Приморского края в 2012 году и использовать исторические и культурные символы Приморского края и Владивостока. Эмблему-победитель создал профессиональный дизайнер, житель Владивостока Евгений Погребняк, награжденный денежным призом в размере 65 000 рублей.

В мае 2008 года государственная экспертная комиссия одобрила проект строительства подвесного моста длиной 3150 метров (10330 футов) от Владивостока до острова Русский.

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

В ноябре 2008 года Министр регионального развития России Виктор Басаргин посетил международный аэропорт Владивостока и оценил ход строительства мостов и зданий на острове Русский. В целом министр остался доволен общим ходом и темпами строительства. Басаргин объявил, что все будет готово в срок. В связи с мировым и российским финансовым кризисами финансирование разработки конференции в размере 351 млрд рублей может быть сокращено на 25 млрд рублей за счет удешевления строительных материалов и оптимизации работ.

Напряженность перед саммитом

Молодежный форум и программа «Голоса будущего»

Молодежный фестиваль АТЭС открылся во Владивостоке за несколько дней до встречи лидеров АТЭС. Форум проходил на территории Дальневосточного федерального университета со 2 по 4 сентября параллельно с Неделей лидеров АТЭС-2012 во Владивостоке. Среди делегатов, представляющих экономики АТЭС, были студенты и аспиранты, молодые ученые, предприниматели и политики, которые предложили собственные решения насущных социальных и экономических проблем, стоящих перед Азиатско-Тихоокеанским регионом. В завершение форума делегаты представили собственную декларацию, которая была представлена ​​участникам встречи лидеров АТЭС. Затем избранных участников пригласили присоединиться к делегации «Голоса будущего» и принять участие в саммите руководителей АТЭС на острове Русский.

Источник

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

На большой пресс-конференции Путина подводились самые разные итоги саммита, в том числе финансовые. О затратах на мероприятие всю неделю писалось и говорилось многое.

— По разным оценкам, подготовка к саммиту обошлась в 600-700 миллиардов. Считаете ли вы такие траты рачительными, оправдаются ли такие инвестиции в экономику Приморья?

— Даже не знаю, что вам сказать. Вы только, Христа ради, не обижайтесь на меня, но чего вы несете? Какие 600 миллиардов? Триста миллиардов из этих 600 пошли на строительство газово-трубопроводной системы из Сахалина во Владивосток для того, чтобы обеспечить, хочу это подчеркнуть, это не экспортная даже труба, это газовая система для газификации Приморья. Причем здесь подготовка к АТЭС? Конечно, можно сказать, что это связано с подготовкой к АТЭС, но первоочередная цель-то какая — газификация региона. Далее, здесь построена система канализации, водоснабжения, расширена взлетно-посадочная полоса, создан новый заправочный комплекс, построен новый аэровокзал, построено три дороги., — ответил президент.

«На мой взгляд, вызвано это несколькими обстоятельствами, и прежде всего, тяжелой экономической ситуацией в Еврозоне. В значительной степени Евросоюз субсидирует экономики Восточной Европы. Теперь, видимо, кто-то в Еврокомиссии решил, что мы должны взять на себя часть нагрузки по этому субсидированию. То есть объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние, причем чтобы за это еще немножко заплатили. Это неконструктивный подход. Первая часть «Марлезонского балета», — отметил глава государства. — Вторая часть заключается в том, что мы перешли на рыночные отношения с этими государствами, и на рыночное формирование цены с этими странами. Я думаю, что мы должны оставаться на почве реальности сегодняшнего дня. Современная Россия не брала и не будет брать на себя никаких дополнительных обязательств, связанных с нерыночным регулированием экономик этих стран».

Отношения с Соединенными Штатами так же складываются по-разному: с одной стороны, сегодня вступили в силу нормы, кардинально упрощающие визовый режим. С другой — в международной политике по многим вопросам страны занимают прямо противоположные позиции. Госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Мы должны смотреть на вещи реалистично. Мы не видели сходства во взглядах по Сирии. Такая ситуация может продолжиться».

На пресс-конференции Путина, судя по всему, просто не могли не спросить о его недавнем участии в полете с журавлями. Вернее, об отношении к буквально-таки взрывному всплеску в Интернете, где прозвучали тысячи самых разных комментариев. Один из них озвучили.

— Не знаю, в курсе ли вы, как подала Ксения Собчак всю эту ситуацию с журавлями. По ее словам, 63 процента журавлей полетели за Путина, многие предпочли улететь на Юг и только некоторые остались вить гнезда на площадях и бульварах.

Саммит во Владивостоке продлился почти неделю. Позавчера бывший вице-премьер и президент компании «Роснефть» Игорь Сечин отметил день рождения. У Путина поинтересовались, был ли праздник и что подарили.

«Я не был приглашен на торжество. Если оно было, то вы знаете больше, чем я. Тогда я бы вас хотел спросить, где оно было, кто был участником. Сечин меня, разбойник этакий, не пригласил. К сожалению, должен сказать, когда вы спросили, что я ему подарил, я чувствую себя виноватым. Я ему ничего не дарил. Надо будет это сделать, хотя бы задним числом, потому что господин Сечин очень эффективный работник. Он заслужил подарка и внимания к себе».

Подарков и внимания в эти дни заслужили многочисленные волонтеры, днями и ночами помогавшие в проведении саммита. Пятистам из них предстоит морская поездка в Японию в качестве поощрения.

Саммит АТЭС, по сути, открыл череду масштабных международных мероприятий, которые теперь будут проходить в России практически каждый год: в следующем — G20 и Универсиада, затем — Олимпиада, «Формула-1», чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по футболу. Все это грандиозные события, на которых опыт успешно проведенного саммита АТЭС во Владивостоке, безусловно, будет востребован.

Источник

Россия на форуме АТЭС во Владивостоке: саммит на вырост

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» для РИА Новости.

Любители метафор могут быть довольны саммитом организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, который завершился на острове Русский во Владивостоке. Новый кампус Дальневосточного федерального университета, где прошли встречи глав государств АТЭС и сопутствующий им деловой форум, является очень характерным символом того, каково положение России в Азии.

Многочисленные и весьма комфортабельные корпуса ДВФУ, построенные на острове, который специально к мероприятию соединили мостом с материком, напоминают нечто, изготовленное на вырост.

Масштабы объекта, который наверняка станет самым большим учебным заведением в России, да и в Азии способен со многими посоревноваться, впечатляют, но и вызывают вопросы. Кто заполнит все эти здания, откуда возьмется такое количество студентов и преподавателей – непонятно, особенно с учетом того, что российский Дальний Восток ощущает проблемы с демографией, а чтобы привлечь учащихся из соседних стран – Китая, Кореи, Японии и пр. – нужно победить в конкуренции с их собственными интенсивно развивающимися университетами. То есть амбиции и желание есть, но пути реализации поставленной цели пока не вполне ясны.

России в Азиатско-Тихоокеанском регионе отчасти предстоит решать те же задачи, естественно, на другом уровне. Мировое внимание смещается в Азию, все признают, что именно тут в ближайшие десятилетия будут происходить главные события – политические, экономические и идеологические.

Напомнить о России

Между тем Россия в своей политике традиционно ориентирована на Запад – Европу и Америку. В Азии она присутствует номинально и не считается сильным игроком, точнее – не считается игроком вовсе, поскольку попросту не проявляла к этому серьезного интереса.

До какого-то момента с таким положением можно было мириться, но сейчас претендовать на статус страны мирового значения, не будучи активным в Азии, невозможно. Осознание этого и стало лейтмотивом подготовки российского саммита АТЭС – главная задача заключалась в том, чтобы напомнить о России как о крупной и значимой Тихоокеанской державе.

Это сделать, в общем, удалось, на саммите только и говорили о том, сколь велик вклад, который Россия могла бы внести в региональное развитие. Это и энергетика, и транспортно-транзитный ресурс, и продовольствие, и вода, и резервная валюта, и даже роль политического стабилизатора, нейтрального участника региональных процессов, который способен играть роль медиатора.

Не упустить шанс

Все это, однако, потенциал, который еще нужно реализовать. Пока перспективы России похожи на кампус ДВФУ – возможностей масса, но неясно, что с ними делать.

По динамике и темпам развития, по способности реагировать на меняющуюся обстановку Россия уступает многим странам АТР – не только Китаю, что уже стало общим местом, но и Южной Корее, Индонезии и другим.

Помимо многочисленных прикладных проблем (бюрократия, косность в принятии решений, неумение доводить их до воплощения, коррупция) есть концептуальная проблема, связанная со сложной и неопределенной идентичностью страны.

О повороте к Азии в России заговорили буквально пару лет назад, в то время как остальной мир одержим этой идеей с конца ХХ века. Эта задержка связана с интеллектуальной инерцией (желание оставаться в привычной картине мира) и политической раздвоенностью, из-за которой ориентация на Европу или Азию рассматривается не в прикладном, а в концептуальном смысле.

Обсуждая Европу и Азию, мы как будто не говорим о равноправных партнерах, а снова и снова выбираем вектор развития, определяем, какими мы сами станем в будущем.

Сейчас это постепенно уступает место прагматичному подходу, но еще недавно бесконечные споры «западников» с «евразийцами» и пр. не позволяли принимать никаких решений. Между тем, сама Азия преуспела во многом как раз потому, что не придавала своему развитию никакой идеологический окраски, используя все возможности для собственного продвижения.

Сегодня все меняется. На завершившемся саммите говорили о сугубо прикладных вещах – стимулировании экономического роста и снятии барьеров, а вице-премьер Игорь Шувалов огласил смелую цель – в течение 5-10 лет сделать АТР главным экономическим партнером России, обогнав ЕС, на долю которого сегодня приходится более половины товарооборота. Пока что это выглядит утопией, хотя сама постановка такой задачи, возможно, станет катализатором.

Бурно развивающаяся Азия, которая привлекает все больше желающих с ней сотрудничать, не будет ждать, пока Россия созреет для прорыва и сможет перейти от слов к делу.

Значение саммита АТЭС во Владивостоке в том, что он приоткрыл дверь для новых возможностей. Но самое главное, чтобы в эту дверь теперь кто-то вошел и уже без пафосных мероприятий продолжил расширять поле взаимодействия.

Дальневосточный университет, получивший огромный аванс, должен теперь использовать шанс для того, чтобы действительно превратиться в научно-образовательный центр мирового уровня, а не начать потихоньку приторговывать элитной недвижимостью. России тоже предстоит не упустить возможность превратиться в реального игрока на поле АТР, а не остаться странным неразвивающимся приложением к кипучей Азии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

АТЭС. Первая пятилетка

Что получило Приморье спустя 5 лет после проведения международного форума

Каждый год в форуме председательствует одна из стран-участниц. Россия, став членом АТЭС в 1998 году, только в 2007-м подала заявку на председательство в 2012 году. Она была одобрена. Немало скептиков среди экспертов уверяли, что дешевле и проще провести саммит в Москве или Санкт-Петербурге, где для таких масштабных мероприятий есть необходимая инфраструктура. Но в правительстве решили провести его во Владивостоке и использовать азиатско-тихоокеанскую интеграцию для социально-экономического развития Дальнего Востока.

Справка: «Бизнес — прежде всего!» — девиз АТЭС со дня основания. Организация рассматривает себя как свободную совокупность экономик. Форум работает на основе консультаций и достижения консенсуса.

— Если вспомнить публикации тех лет в ряде федеральных и региональных СМИ, много было сомнений относительно возможности построить необходимую инфраструктуру за столь короткий срок и достойно провести саммит АТЭС во Владивостоке, — отметил замдиректора Экспертно-аналитического центра ДВФУ Дмитрий Шелест. — Однако после того, как столь значимое мероприятие состоялось, жители города и края поверили словам федеральных властей о значимости развития региона, а федеральные чиновники чаще стали вспоминать, что Россия не ограничивается Московской кольцевой автодорогой.

Что построили в Приморье

Рассмотрев несколько вариантов размещения объектов саммита АТЭС, правительство выбрало остров Русский (нематериковая часть Владивостока), хотя первоначально там планировали построить игорную зону (позднее под проект была выделена другая площадка). Главе государства Владимиру Путину понравилась идея создать на острове, который со времён основания Владивостока был вотчиной военных, кампус федерального университета — кузницу кадров не только для Приморья, но и всего Дальнего Востока, и он её утвердил.

Это решение в свою очередь обусловило и другое: предстояло построить мост на остров Русский, причём в рекордно короткие сроки — за 46 месяцев. До сих пор никто в мире не строил объектов такой сложности: у него самые высокие в мире пилоны — 324 метра и самый длинный, поддерживаемый вантами, 1104-метровый пролёт.

Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 года. В его состав входит 21 страна и территория АТР, именуемые экономиками: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На долю участников АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, более 50% объёма внешней торговли и более 45% населения планеты.

Задача, поставленная правительством, была шире: не просто подготовиться к проведению саммита АТЭС, а создать в столице Приморья «коммуникативную площадку России в АТР». Поэтому намеченные к строительству многочисленные инфраструктурные, культурные и спортивные сооружения призваны были не только решить застарелые проблемы Владивостока, но и послужить базой для его дальнейшего развития.

Всего в списке было 67 объектов, в том числе кампус ДВФУ, новый терминал международного аэропорта Владивосток, около 120 км новых и модернизированных дорог, два моста и низководная морская эстакада, мусорный полигон и очистные сооружения (их у города раньше вообще не было!), новые объекты энергетики, медицинский центр ДВФУ, театр оперы и балета, ледовый комплекс «Фетисов-Арена», две гостиницы и многое другое.

На четыре с лишним года Приморье превратилось в масштабную стройку: такими темпами множество технологически сложных объектов одновременно в крае ещё не возводилось. В разгар работ на стройплощадках было задействовано в общей сложности более 28 тыс. человек и около 4 тыс. единиц техники. К концу августа 2012 года большая часть из запланированного, по данным Дальневосточной дирекции Минрегиона, была готова. То, что завершить вовремя не удалось, никак не отразилось на проведении саммита.

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

Строительство моста через бухту Золотой Рог

После реконструкции и перевода на газ Владивостокской ТЭЦ-2 воздух приморской столицы и её окрестностей стал заметно чище. А использование подземных источников Пушкинского месторождения позволило значительно повысить надёжность водообеспечения Владивостока, Артёма и Надеждинского района.

К слову, столица Приморья минимум 50 лет не получала таких масштабных вложений в транспортную инфраструктуру. Так, владивостокский аэропорт после модернизации стал, по сути, всепогодным и обзавелся современным пассажирским терминалом. Новая, альтернативная существующей трассе М-60, дорога посёлок Новый — Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл позволяет доехать до моста на остров Русский, минуя центр города. А участок трассы бухта Патрокл — мост через бухту Золотой Рог напрямую связал с историческим центром отдалённые районы Владивостока.

В целом же было реконструировано порядка 40 км дорог, построено три моста и 65 км новых трасс и развязок. Проектированием и возведением мостов занимались российские специалисты, а компания Freyssinet (Франция) помогла с изготовлением и монтажом вантовых систем.

Что не построили

К 2012 году не успели достроить здание для театра оперы и балета, ледовый спорткомплекс «Фетисов-Арена», лабораторный корпус, медцентр ДВФУ и водовод на остров Русский. Всё это благополучно сдали в 2013-м, кроме водопровода, который начали строить через год после саммита (первая нитка была запущена в 2015 году).

К сожалению, в 2012 году удалось сдать в эксплуатацию лишь малую часть очистных сооружений Владивостока, так как потребовалась масштабная реконструкция городской системы канализации, и она до сих пор продолжается. На завершение работ в краевом бюджете на 2018−2020 годы предусмотрено дополнительно 2 млрд рублей.

В рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» на подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» было выделено 679 млрд рублей, из них около 300 млрд на строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. На каждый рубль бюджетных средств удалось привлечь 2−3 рубля частных инвестиций (в основном от компаний с госучастием).

Около 80% средств было затрачено на создание современной транспортной (аэропорт, мосты, дороги, причалы ), инженерной (очистные сооружения, новые источники водо-, тепло- и электроснабжения), социальной, культурной и спортивной инфраструктуры (театр оперы и балета, медицинский центр ДВФУ ).

До сих пор не построены две пятизвёздочные гостиницы. На объектах уже «освоено» 14 (по другим данным, 16,5) млрд рублей из бюджета, в том числе выделенных из казны Приморского края. Инициатором их строительства был не регион, они возводились в рамках федеральной программы, но к саммиту АТЭС гостиницы сдать не успели, а время действия программы закончилось. По словам специалистов, проектно-сметная документация на эти объекты грешила многочисленными неточностями, из-за чего стоимость их возведения (и переделок с приходом новых подрядчиков) постоянно росла.

В феврале 2016 года было возбуждено уголовное дело о халатности. Фигурантами дела стали заказчик строительства ОАО «Наш дом — Приморье» и другие организации. Как сообщила старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина, по результатам ревизии будет дана комплексная оценка действий сотрудников компании-заказчика и органов власти. Сам же прокурор Сергей Бессчасный считает, что «участие бюджета края в строительстве гостиниц было неоправданным риском» и нужно отказываться от такой практики.

Тем временем краевые власти решили достроить гостиницу на Корабельной набережной, но даже выбранный властями проверенный подрядчик не может справиться с недостроем. Гостиница на мысе Бурном была выставлена на продажу через Российский аукционный дом, но из-за отсутствия желающих приобрести её торги дважды отменялись. Глава Приморья Андрей Тарасенко, вступивший в должность 4 октября 2017 года, решил снять объект с продажи и попытаться найти компанию, которая завершит объект. К слову, такую задачу поставил перед ним полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Представляя депутатам и общественности нового главу региона, он подарил ему мастерок со словами: «Гостиницы должен хотя бы третий губернатор достроить».

Уголовный шлейф

Несмотря на контроль за подготовкой к саммиту АТЭС на самом высоком уровне, правоохранительные органы выявили ряд хищений. Самые громкие аресты прошли в ноябре 2012 года в Дальневосточной дирекции Минрегиона. Она была создана Министерством регионального развития, чтобы наладить взаимодействие между всеми участниками программы и исполнять функции госзаказчика наряду с другими государственными структурами (Росавтодор, Росморречфлот, Росавиация и др.). После завершения строительства структура была ликвидирована.

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

Следствие доказало, что замминистра регионального развития Роман Панов с сообщниками организовал конкурсы на заключение госконтрактов по инженерному и научно-техническому сопровождению строительства объектов саммита, а также на добровольное страхование недостроенных объектов. Побеждали в них подконтрольные ему коммерческие фирмы, а в контрактах фигурировали уже построенные и готовящиеся к сдаче объекты. Доказанная сумма ущерба — около 40 млн рублей. Панов получил 6,5 года, бывший руководитель ФКУ «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития России» Олег Букалов, подельники Роман Барбашов и Алексей Кудрявцев — от 2,8 до 5,5 года лишения свободны. Панова и Букалова оштрафовали на миллион рублей каждого.

До сих пор не построены пункты пропуска в Пограничном и Краскино на российско-китайской границе. К слову, средства на их возведение не входили в бюджет подготовки к саммиту АТЭС, но были заложены в госпрограмму модернизации пунктов пропуска, которой занималось Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница).

По версии следствия, экс-руководитель Росграницы Дмитрий Безделов, его бывшие подчинённые и бизнесмены завышали объёмы работ и расценки на них, а разницу присваивали. Суд признал всех подсудимых виновными: Безделов получил девять лет колонии общего режима, его подельники — от двух до восьми лет.

Материальное и нематериальное наследие саммита

— Саммит АТЭС во Владивостоке стал сигналом для государств АТР, что Москва всерьёз озаботилась и востоком России, и своим влиянием на Тихом океане. Сегодня Россия перестала быть экзотическим государством в глазах большинства стран азиатской части Тихого океана. Важно и то, что население Владивостока и края уже в большей степени воспринимает свой регион не «медвежьим углом», а частью страны, представленной в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — считает Дмитрий Шелест.

И что бы ни говорили скептики, Владивосток действительно получил неплохую базу для дальнейшего развития. Мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский стали визитной карточкой города. В не меньшей степени современный столичный облик ему придают кампус ДВФУ и Приморский театр оперы и балета, который два года назад получил статус Приморской сцены Мариинского театра.

Пожалуй, только созданная к саммиту АТЭС транспортная инфраструктура раньше всего исчерпала ресурс. Ситуация в городе улучшилась, но не все проблемы решены, и столице Приморья остро нужна объездная дорога. Речь идёт о Владивостокской кольцевой автомобильной дороге (ВКАД). О её создании впервые заговорили в 2013 году: проект предусматривает строительство скоростной магистрали вдоль Амурского залива — от Седанки до мыса Токаревского, чтобы затем закольцевать её через сеть новых дорог и мостов (между материковой частью Владивостока и островами Елены и Русский) с трассой остров Русский — Патрокл — Седанка — Де-Фриз.

Перспективы строительства ВКАД нашли отражение в Генеральном плане на период до 2030 года, а пока мэрия ищет инвесторов. По мысли инициаторов проекта, дорога должна стать важной составляющей транспортной системы не только города, но и всего Приморья в целом.

Владивосток значительно прибавил в культурном и спортивном плане, что, несомненно, повлияло на привлекательность региона для российских и иностранных туристов. Приморский театр оперы и балета два года назад взял под крыло Мариинский театр. С 2016 года здесь проходит ежегодный международный музыкальный фестиваль «Мариинский». Регулярными стали и международные спортивные мероприятия в ледовом комплексе «Фетисов-Арена».

— Саммит АТЭС во Владивостоке обязательно войдёт в историю развития Дальнего Востока в XXI веке. Таких крупномасштабных мероприятий, как по составу участников, так и по объёму вложенных средств, у нас не было. Появился интерес к туристическим и другим возможностям регионов Дальнего Востока, к потенциалу международных транспортных коридоров в Приморье. Созданная к саммиту инфраструктура продолжает притягивать деловой мир АТР: в кампусе ДВФУ регулярно проходят различные встречи. Например, в 2014 году здесь состоялось свыше 500 крупных международных мероприятий, имеющих непосредственное отношение к развитию экономики региона, и этот тренд сохраняется, — заявил DV руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС Александр Латкин.

Озвученные в 2012 году планы по созданию производств в сфере нефте- и газохимии еще не воплотились в жизнь, но о них не забыли: льготы и преференции ТОР уменьшают инвестиционные риски и повышают рентабельность проектов. Подтверждения тому — соглашения на сумму более триллиона рублей об инвестициях в нефтехимический кластер и в завод минеральных удобрений, подписанные на 3-м Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в 2017 году.

в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть фото в каком году был саммит во владивостоке. Смотреть картинку в каком году был саммит во владивостоке. Картинка про в каком году был саммит во владивостоке. Фото в каком году был саммит во владивостоке

Агрономический сектор сегодня — одна из приоритетных сфер для инвестиций на Дальнем Востоке

Так, Россия заявила о планах расширить свое присутствие на рынке продовольствия. Сегодня агробизнес — одна из приоритетных сфер для инвестиций на Дальнем Востоке: российские и иностранные предприниматели инициировали ряд проектов на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток. Сейчас в макрорегионе уже реализуют 11 сельхозпроектов, в них фактически вложено около 10 млрд рублей, в том числе три — в Приморье (сумма инвестиций — 2,8 млрд рублей).

Одним из ключевых факторов содействия международной торговле является удешевление и повышение надёжности движения товаров от производителя до потребителя. Россия предложила использовать свой транзитный потенциал, чтобы диверсифицировать региональные и глобальные логистические схемы, сформировать более короткие и выгодные маршруты между странами АТР и Европой, пролегающие как по континентальной части страны, так и по Северному морскому пути. Наблюдается большой прогресс в продвижении проектов МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».

Российские инициативы в целом органично встроились в повестки следующих саммитов АТЭС. Подписанные в 2012 году соглашения и достигнутые договорённости оказали существенное влияние на развитие Сибири и российского Дальнего Востока. Ведь именно тогда наша страна внятно сформулировала свои планы в отношении Дальнего Востока и уже более детально представила их на 1-м Восточном экономическом форуме, который с сентября 2015 года ежегодно проходит во Владивостоке под патронатом президента России. Это мероприятие, несомненно, можно считать прямым наследием саммита АТЭС.

В 2016 году участники 2-го ВЭФ узнали о первых историях успеха программы опережающего развития Дальнего Востока, третий форум показал, что бизнес оценил инвестиционный климат макрорегиона: на ВЭФ было подписано 217 соглашений на общую сумму 2,5 трлн рублей.

Суммарный объём заявленных частных инвестиций в экономику ДФО превысил 3,7 трлн рублей, за ними стоит 1009 проектов, создающих до 2025 года 115 тыс. рабочих мест. В 2017 году на Дальнем Востоке в режиме территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток открыто 89 проектов новых предприятий, в том числе 44 в Приморье. Суммарный объём фактических инвестиций — 120,3 млрд рублей, количество созданных рабочих мест — 7,2 тыс.

— Последние четыре года ежегодный экономический рост Дальнего Востока превышает общероссийский уровень, более того, в 2017 году тенденции опережающего развития ДФО стали ещё более зримыми и нарастающими, — сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка. — Впервые зафиксирован рост инвестиций в основной капитал: такого результата удалось достичь в том числе благодаря новым инвесторам. Макрорегион — абсолютный лидер по прямым иностранным инвестициям на душу населения в РФ. 26% иностранных инвестиций в Россию приходится на Дальневосточный федеральный округ.

Пожалуй, наиболее яркий показатель изменения инвестиционного климата «далёкой окраины» — соотношение государственных и частных инвестиций. В период подготовки к саммиту АТЭС на каждый вложенный государством рубль удавалось привлечь всего два-три рубля частных инвестиций (в основном от компаний с госучастием). В 2016 году это соотношение составляло 1 к 12, а по итогам 2017 года 1 к 39. В Минвостокразвития России рассчитывают, что к 2025 году, когда будут запущены сотни предприятий, каждый рубль из госказны привлечёт 40 рублей частных инвестиций.

В интервью порталу naDV декан факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ Сергей Караганов рассказал, что «маховик экономического развития Дальнего Востока раскручивается», и реальные мощные результаты будут получены уже через полтора года инвестиционного цикла.

— Это три-четыре года. Сейчас определённые изменения на Дальнем Востоке происходят, но отток жителей пока не остановлен. Хотя в некоторых регионах — на Чукотке, в Якутии — начался прирост населения, что уже неплохо. Тем не менее всё только начинается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *