в каком году был проведен первый референдум об объединении субъектов рф
История объединения субъектов России
ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов). В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации. Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.
В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом. В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).
Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).
Законодательная база объединения регионов
17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов. Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов. Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.
После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются. Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки. В случае, если по итогам голосования вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.
Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта. Документ должен быть принят большинством голосов не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ. На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.
Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии
Объединение Камчатской области и Корякского АО
Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО
Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО
Объединение субъектов РФ: причины и правовые основы
С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория РФ была разделена на 89 регионов — субъектов федерации. Среди них — республики, края, области, автономные округа, два города федерального значения и одна автономная область. На современном этапе развития Российского государства происходят реформы, в основном связанные с укрупнением субъектов Федерации, в результате сегодня в состав РФ входят 83 субъекта:
— 21 республика (Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Бурятия и др.);
— 9 краев (Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Камчатский край; Забайкальский край)
— 46 областей (Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область и др.)
— 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
— 1 автономная область (Еврейская)
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Объединение регионов России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Это стало возможным после принятия в 2001г. Федерального Конституционного закона «О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами.
Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации. В случае, если хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.
В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края.[1]
Объединение субъектов призвано разрешить противоречия в управлении субъектами РФ, существующие с начала 1990-х годов. Кроме того, принято считать, что число субъектов РФ слишком велико, и это снижает эффективность управления. При таком подходе модель объединения автономных округов, ранее входивших в состав более крупных регионов, выглядит наиболее очевидной. Выбор механизма укрупнения обосновывается и тем, что более сильные территории (края и области) должны стать «локомотивами» развития автономных округов, так как большинство округов невелики по численности населения и экономически слаборазвиты.
Система органов государственной власти субъекта РФ
Основным нормативно-правовым актом, определяющим систему органов государственной власти субъектов РФ, является Федеральный Закон от 06. 10. 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ред. от 28.12.2010).
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах (т.е. с использованием пропорциональной избирательной системы).
В большинстве случаев оставшиеся 50 процентов депутатов избираются по мажоритарной системе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ большинство субъектов РФ использует на современном этапе смешанную избирательную систему[2].
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
До 2013 г. гражданин Российской Федерации наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. С 01.01.2013 глава субъекта федерации избирается населением.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Систему органов государственной власти Ленинградской области составляют:
Основа: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Выборы депутатов ЗакСа Лен.обл. осуществляются на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, а именно:
Право быть избранным депутатом Законодательного собрания имеют граждане Российской Федерации, достигшие 21 года на день голосования.
— отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области, входящие в состав Администрации Ленинградской области;
— Уставный суд Ленинградской области (рассмотрение вопросов соответствия областных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области Уставу Ленинградской области, а также толкование норм Устава Ленинградской области);
— мировые судьи Ленинградской области.
Администрация Ленинградской области представляет собой единую систему органов исполнительной власти Ленинградской области, включающую в себя:
— Правительство Ленинградской области;
— отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области.
[1] 1) 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого округа.
2) 17 апреля 2005 года – за объединение с Красноярским краем проголосовали жители Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов.
3) 23 октября 2005 года – в результате объединения Камчатской области и Корякского округа образован Камчатский край.
4) 16 апреля 2006 года – произошло объединение Иркутской области и Усть-Ордынского округа (название прежнее — Иркутская область).
5) 1 марта 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.
[2] Помним, что все национальные избирательные системы можно разделить на мажоритарные, пропорциональные и смешанные. Мажоритарная избирательная система предполагает, что кандидат становится избранным депутатом, если за него проголосовало большинство избирателей. Пропорциональная избирательная система основана на том, что места в представительном органе распределяются между партиями и избирательными блоками пропорционально количеству набранных ими голосов.
Объединение регионов России
Объединение регионов России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра.
Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области со входящими в их состав автономными округами.
В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края.
Население шести присоединённых автономных округов на начало 2007 года составляло 0,3 % от населения России.
Процесс иногда именуют парадом объединений [3] по аналогии с предыдущей политической кампанией административных переустройств территорий СССР и РСФСР — парадом суверенитетов.
В истории РСФСР были также исторические периоды аналогичных укрупнений регионов — в 20-е, и в 40-е—50-е годы XX века, между которыми происходили обратные процессы разукрупнения регионов (см. История административно-территориального деления РСФСР и Список упразднённых и переименованных регионов РСФСР).
Содержание
Порядок объединения регионов
Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации, на территории которых предполагается образовать новый субъект. Предложение об образовании нового субъекта Российской Федерации направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации. В случае, если хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.
Объединившиеся регионы
Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край
Объединение Пермской области и входящего в её состав Коми-Пермяцкого автономного округа — первый прецедент объединения регионов и изменения состава Российской Федерации после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации.
В соответствии с указанным законом новый субъект Российской Федерации — Пермский край — считается образованным с 1 декабря 2005 года, с этого же дня прекращают существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, при этом в границах автономного округа создается административно-территориальная единица — Коми-Пермяцкий округ. В соответствии с поправками к закону Президент России должен был предложить кандидатуру губернатора Пермского края не позднее, чем за 35 дней до образования нового субъекта Российской Федерации, а выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края должны состояться 3 декабря 2006 года (до этого времени законодательные собрания Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа работают параллельно, решая вопросы компетенции Пермского края последовательным голосованием). Первым губернатором Пермского края назначен О. А. Чиркунов.
Объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов
Идея объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов обсуждалась ещё при губернаторе А. И. Лебеде, но тогда из-за разногласий в руководстве края и автономных округов эта идея оказалась неосуществимой.
Ситуация изменилась после избрания в 2002 году нового губернатора края А. Г. Хлопонина, который, будучи до этого губернатором Таймырского автономного округа, критиковал идею объединения, но после того, как стал губернатором края, стал её осторожным, а затем и активным сторонником.
В 2004 году органы государственной власти края и обоих автономных округов обратились к Президенту России с предложением об объединении всех трёх регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации с сохранением прежнего названия — Красноярский край.
Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край
Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
В 2004 году, вскоре после проведения референдума об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Законодательное Собрание Иркутской области обратилось к Президенту России с предложением об объединении с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и образовании Прибайкальского края, однако тогда это предложение не было поддержано Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Повторное обращение от органов государственной власти двух регионов с предложением об объединении последовало только в конце 2005 года. В связи с изменением в федеральном законодательстве объединительные референдумы назначены без сбора подписей и образования инициативных групп. 16 апреля 2006 проведены референдумы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об объединении регионов (наименование нового региона остается прежним — Иркутская область). 89,77 % принявших участие в референдуме Иркутской области [16] и 97,79 % принявших участие в референдуме Усть-Ордынского Бурятского автономного округа [17] проголосовали за объединение (особенностями этих референдумов были необычайно высокая активность избирателей и высокий процент досрочного голосования, видимый по итоговым данным). Согласно законопроекту об образовании нового субъекта Российской Федерации, внесенному Президентом России и одобренному Государственной Думой, объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край
Проекты объединения регионов, по которым заявлено проведение референдума, и мероприятия по интеграции регионов
Проекты объединения регионов, которые оглашались и обсуждались на разных уровнях
Также обсуждались предложения о прочих взаимных передачах территорий между соседними регионами, вплоть до полного упразднения субъекта федерации:
Критика
В Кремле назвали условие укрупнения регионов России
Слияние и укрупнение регионов России может в некоторых случаях принести экономическую выгоду, однако по этому пути можно идти только по инициативе жителей соответствующих субъектов Федерации, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Так представитель Кремля прокомментировал слова вице-премьера Марата Хуснуллина, по мнению которого, в стране избыточное количество регионов, а действующий принцип административно-территориального деления «неправильный».
На вопрос, исключает ли Кремль возможность объединения регионов при согласии жителей, Песков ответил: «Нет, не исключает». «Но это может идти только снизу, по инициативе жителей конкретных регионов, то есть это не может навязываться», — уточнил пресс-секретарь президента.
«Существуют разные экспертные точки зрения, в том числе и такая точка зрения, которую озвучил Хуснуллин. Во многих регионах действительно экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности, синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения. Но здесь главным критерием, конечно, является воля жителей этих регионов. Вы знаете, что далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время, это является определяющим фактором», — пояснил он.
Хуснуллин высказал свои мысли о количестве субъектов Федерации, выступая на организованном Высшей школой экономики круглом столе на тему «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски». Там он заявил, что стране не нужны 85 регионов.
В правительстве заверили, что не работают над укрупнением регионов. «В ходе конференции Марат Хуснуллин озвучил исключительно варианты развития городов. Вопрос объединения регионов на площадке правительства России не прорабатывается», — сказал представитель вице-премьера.
В течение 2003–2008 годов произошло несколько слияний регионов страны, в результате их число сократилось с 89 до 83. После присоединения Крыма и Севастополя в 2014 году число регионов выросло до 85.
В 2020 году была озвучена идея объединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Однако она вызвала протестные настроения, НАО стал единственным регионом, в котором жители проголосовали против принятия поправок в Конституцию: 54,57% избирателей не поддержали изменения в Основной закон, 44,42% проголосовали за.
В июле 2020 года глава НАО Юрий Бездудный объявил об отказе от идеи слияния региона с Архангельской областью.
В России объединят НАО и Архангельскую область. Что важно знать
Что случилось
Временно исполняющие обязанности губернаторов Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО) Александр Цыбульский и Юрий Бездудный 13 мая запустили процесс объединения регионов. Как и сообщил накануне РБК, они подписали меморандум о намерении создать единый субъект Федерации. Предполагается, что референдум об объединении пройдет уже в этом году, рассказали источники РБК.
Объединение экономически выгодно не только Архангельской области, но и НАО, бюджет которого во многом зависит от нефтегазовых доходов, а цена на нефть сейчас невысокая, пояснил один из источников РБК мотивы объединения. О том, что в Кремле рассматривают возможность объединения, РБК сообщил 2 апреля: в этот день на тот момент глава НАО Александр Цыбульский был назначен врио губернатора Архангельской области вместо ушедшего в отставку по собственному желанию Игоря Орлова. А врио главы НАО стал замгубернатора этого региона Юрий Бездудный. Цыбульского назначили в Архангельскую область с прицелом на объединение с НАО, пояснил тогда близкий к областным властям источник РБК.
РБК направил запросы в пресс-службы губернаторов НАО и Архангельской области.
Зачем объединять регионы
Ненецкий автономный округ и Архангельская область относятся к так называемым регионам-«матрешкам». НАО одновременно является самостоятельным субъектом и составной частью Архангельской области. Другие «матрешки» — это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые, будучи самостоятельными регионами, в то же время входят в состав Тюменской области.
Основные причины запускаемого процесса объединения политические, но существуют и экономические, утверждает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Во-первых, Ненецкий автономный округ — самый малочисленный российский регион, и его проблема заключается в том, что при невысокой численности населения в условиях арктической зоны сложно создавать полноценные органы власти. Когда регион обладает большей мощью в переговорных процессах, например, с инвесторами, то у него больше возможностей при решении социальных вопросов, так что, когда НАО и Архангельская область объединятся, это пойдет им на пользу, рассуждает Климанов.
«В двух субъектах пересекаются интересы нефтяных компаний, и было бы логичным создание общего, если так можно выразиться, нефтегазового бассейна», — пояснил эксперт.
По его словам, объединив НАО и Архангельскую область, можно упростить формирование адекватной системы управления Северным морским путем. «НАО — это десятая часть Севморпути, в то время как Архангельская область претендует на роль форпоста», — заключил собеседник РБК.
«Причина объединения двух регионов, на мой взгляд, прежняя — перераспределить часть финансовых потоков на Архангельскую область, вырвав регион из числа тяжелых дотационников. Его госдолг порядка 30 млрд руб., по соотношению объема госдолга к ВРП (валовый региональный продукт. — РБК) регион в седьмом десятке», — сообщила политолог Екатерина Курбангалеева. «Архангельску, думаю, также хотят поменять повестку: вместо протестного, раскачавшего систему Шиеса — объединение регионов», — отметила она.
Для Архангельской области объединение несет надежду на улучшение состояния, в то время как для НАО это больная тема, ведь для жителей округа автономность, самобытность и независимость — непреложные ценности, считает эксперт.
Как появляется новый субъект
Вопрос об объединении регионов и, соответственно, появлении нового субъекта выносится на референдум на обеих территориях. Если граждане поддерживают инициативу, то в Госдуму вносится конституционный законопроект об образовании нового региона. Вносить его должен президент. После принятия документа вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации.
В разные годы было объединено несколько российских регионов: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским АО, Камчатская область и Корякский автономный округ, Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО, а также Читинская область и Агинский Бурятский АО, ставшие после объединения Забайкальским краем. В последний раз российские регионы объединялись в 2008 году: 1 марта 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край. Референдумы в обоих регионах прошли в марте 2007 года, более 90% принявших в них участие проголосовали за объединение.
Что будет с экономикой
Разница в доходах бюджетов не отражает почти 25-кратной разницы в численности населения, отмечает управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов. «Основу экономики НАО составляют доходы от нефтегазовой отрасли, в которой высока доля вахтовой занятости. При этом численность постоянного населения НАО затрудняет содержание в округе полноценной административной и социальной системы», — поясняет собеседник РБК. Объединение бюджетов двух субъектов не ухудшит положение в НАО и одновременно повысит бюджетную обеспеченность Архангельской области, считает он. Передача же части административных функций от НАО на уровень объединенной области позволит более эффективно управлять территориями, ранее входившими в состав автономного округа, считает эксперт.
НАО — это северный регион с населением, живущим традиционным укладом, и добывающей промышленностью, представленной, в частности, предприятиями «Роснефти», напоминает старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Максим Паршин. «С точки зрения показателей экономики объединение выгоднее Архангельской области — ее подушевой ВРП составляет 465 тыс. руб., а НАО — 6,95 млн руб. Соответственно, вслед за подушевым ВРП вырастут и подушевые доходы бюджета объединенного региона», — пояснил он РБК.
Архангельская область выиграет от объединения, но незначительно, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Если мы берем весь объем промышленного производства в области и округе суммарно, то до 40% промышленности — это НАО», — пояснила она РБК. Зубаревич напомнила, что Архангельская область после 2007 года забрала сначала весь налог на прибыль, потом стала чуть-чуть оставлять округу.
НАО живет не столько за счет налога на прибыль, который в основном уходит в бюджет Архангельской области, сколько от налога на имущество и рентных платежей в рамках соглашения о разделе продукции, дающих право на пользование недрами. НАО «живет более-менее неплохо, правда, когда падают цены на нефть, у него тоже начинаются проблемы», подчеркивает Зубаревич. Поэтому с учетом сложившейся ситуации доходы НАО сильно просядут, предупреждает она.
НАО находится среди регионов с наименьшей долговой нагрузкой, она составляет всего 8% (по данным за 2019 год, рассчитывается как отношение регионального долга к собственным доходам субъекта без учета дотаций). В Архангельской области долговая нагрузка составляет 53% и за счет объединения она может снизиться, утверждает Паршин.
По его словам, собственные доходы объединенного региона могут составить около 80 млрд руб., а долг — 35 млрд руб., то есть примерно 43%. Объединенная Архангельская область может попасть в первую группу долговой устойчивости по классификации Минфина, отмечает аналитик АКРА. Кроме того, новый субъект сможет сэкономить на общегосударственных расходах, так как упразднение одного из регионов должно привести к сокращению расходов на госаппарат, а жители НАО смогут пользоваться инфраструктурой Архангельской области, указывает Паршин.
Что будет с северными надбавками
Объединение субъектов не скажется на росте благосостояния в Архангельской области, уверена Зубаревич: «Был ты относительно бедный, ну, станешь чуть-чуть побогаче». А вот для населения НАО объединение скорее несет негативный эффект, считает она. Вряд ли продолжится финансирование многих программ, которые оплачивались нефтяными деньгами. В частности, речь может идти о программе поддержки коренных и малочисленных народов Севера и финансировании социальной инфраструктуры.
Северные надбавки, действующие на всей территории НАО и части Архангельской области, вероятно, сохранят для отдельных территорий объединенного субъекта, полагает Пискунов: «Все-таки юг Архангельской области граничит с Вологодской и Кировской областями, а НАО уже за полярным кругом». Северные надбавки регулируются федеральным законодательством, в частности Трудовым кодексом, поэтому какие-то изменения возможны только в тех случаях, если независимые сейчас субъекты установили более высокие районные коэффициенты, чем предусмотрено федеральными нормативными актами, объясняет Паршин. В таком случае после объединения возникнет необходимость привести эти надбавки к единому знаменателю, то есть согласовать нормативные акты на уровне субъектов.
Что такое северные надбавки
Россиянам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из-за сложных климатических и природных условий начисляются дополнительные деньги к зарплате в виде районных коэффициентов и процентных северных надбавок. Весь Ненецкий АО относится к районам Крайнего Севера, а в Архангельской области — это три района (Мезенский, Лешуконский, Пинежский), а также город Северодвинск. В НАО размер районного коэффициента составляет 1,8, а северная надбавка — 10% заработка в первые шесть месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие полгода, максимальная надбавка достигает 80% заработка.