в каком году был проведен 1 всероссийский съезд по семейному воспитанию
В каком году был проведен 1 всероссийский съезд по семейному воспитанию
«. Америка – страна архибуржуазная, и не все то, что делается в ней, заслуживает подражания. В школьных республиках Америки бывают и тюрьмы, и полиция. Может быть для того, чтобы воспитать верных граждан существующего строя, важно это рабское подражание существующим правительственным учреждениям, но социалисты не могут сочувствовать такому воспитанию. Они хотят, чтобы молодежь готовилась к тому, чтобы быть гражданами не буржуазной парламентарной республики, а гражданами республики социалистической, а это далеко не одно и то же»[59].
К ОБНОВЛЕНИЮ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ
Напечатано в газете «Правда», № 50 за 1912 г.
В статье резко критикуется стремление помещиков-реакционеров сузить кругозор учащихся сельской школы, дать им как можно меньше общеобразовательных знаний, бросить народу «обглоданную кость чисто профессионального образования».
Опубликовано впервые в газете «Правда» от 19 сентября 1912 г.
Используя материалы, полученные московским педагогическим кружком при изучении вопроса «Умственное развитие детей дошкольного возраста, поступающих в московские начальные школы», Н. К. Крупская показала тяжелое положение детей рабочих в дореволюционной России, где помещичье-буржуазное правительство не уделяло внимания правильному и своевременному духовному развитию детей.
ВОПРОС О ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ НА БЕРЛИНСКОМ КОНГРЕ CCE НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Напечатано в журнале «Свободное воспитание», 1912–1913, № 7.
Проживая в эмиграции (в Кракове), Н. К. Крупская «с большим интересом читала отчеты о конгрессе немецких учителей в Берлине». (Письмо И. И. Горбунову-Посадову от 25. IX 1912 г.)[60].
ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕДАГОГА
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1911– 1912, № 12.
Н. К. Крупская высоко ценила прогрессивные стороны педагогических исканий Л. Н. Толстого.
О ПОСТАНОВКЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ( к созыву I Всероссийского съезда по народному образованию )
Опубликовано впервые в журнале «Просвещение», 1913, № 11.
В статьях «О постановке народного образования в Северной Америке и Западной Европе», «Два типа организации школьного дела» и др. Крупская показывает роль « значение демократического деятеля американского просвещения Гораса Манна (1796–1859), педагогические идеи которого оказали влияние на формирование прогрессивных сторон американской школы в XIX в. Однако Н. К. Крупская предупреждала, что к современной нам американской школе подход должен быть иным, чем к школе времен Гораса Манна (см. стр. 486, 487).
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1913– 1914, № 1.
С 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. в Петербурге происходил Всероссийский съезд по семейному воспитанию. При обсуждении вопроса о воспитании детей дошкольного возраста наметилась ярко выраженная тенденция идеализации семейного воспитания детей и его противопоставления общественному воспитанию, якобы совсем не пригодному для детей дошкольного возраста.
Указанная статья Н. К. Крупской, написанная на злобу дня ко времени Всероссийского съезда по семейному воспитанию, имела важное значение для русской дошкольной педагогики. В ней вскрыты методологические ошибки мелкобуржузных педагогов, идеализировавших семейное воспитание в условиях капиталистического строя и противопоставлявших его общественному воспитанию, и дано правильное научное освещение вопроса о взаимоотношении семейного и общественного воспитания.
Эллен Кей (автор книги «Век ребенка»), в адрес которой была написана данная статья, была также сторонницей семейного воспитания и противопоставляла его общественному воспитанию детей.
Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений
Программа курсов повышения квалификации предусматривает как формальное, так и неформальное повышение квалификации, что в наше время находить все более и более широкое распространение в связи с появлением тезиса – lifelong learning – обучение на протяжении всей жизни не только педагогов, но и самых главных воспитателей – родителей. Хотелось, чтобы программа создала некую культурно – образовательную среду для личностного развития родителей и педагогов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Семейное воспитание и родительское просвещение
Учиться вместе с родителями:
интересно, здорово, эффективно
Споры об участии пап и мам в образовательном процессе детей ведутся уже не один год. В 1912 году был проведен Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. Данный съезд связан с именем П. Ф. Каптерева, т.к. подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию был организован редакцией журнала «Воспитание и обучение», в котором Каптерев был давним и постоянным сотрудником. К П. Ф. Каптереву присоединилась группа педагогов и родителей для организации Всероссийского съезда по семейному воспитанию. В марте этого же года был создан организационный комитет, под председательством Каптерева, члены которого разработали положение о съезде и определили его вопросы: семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей. Съезд был подготовлен в значительной мере трудами Родительского кружка, статьями известных русских педагогов, психологов, врачей сотрудниками педагогических журналов «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «Русская школа», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». В своей речи на открытие съезда (30 декабря 1912г.) П. Ф. Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание, общественным он считал невозможным, так как у семейного воспитания уже выработана своя система. А как она сочетается с общественным дошкольным воспитанием — покажет, будущее. Однако уже теперь «живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье». Эту точку зрения поддержали участники съезда, высказывающиеся за необходимость улучшения и совершенствования как семейного, так и общественного воспитания. Съезд по семейному воспитанию способствовал обобщению опыта и распространению прогрессивных методов и средств воспитания детей. Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными на сегодняшний день. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.
О включении родителей в процесс воспитания детского сада, поставил съезд по вопросам семейного и родительского просвещения, который прошел 12 октября 2018 года. Внимание участников съезда было обращено на то, что:
— главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
— обществу необходимо стремиться к созидательному формированию условий для семейного благополучия. Фундаментальная основа такого подхода — развитие родителей в качестве компетентных и ответственных воспитателей своих детей, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
— поддержка инициатив родительских сообществ, повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности;
— было принято решение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения в котором в частности было подчеркнуто,
— что семья — важнейший общественный институт, имеющий огромное значение в становлении человеческой личности. Если считать главной задачей воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, то воспитание семейных ценностей является ключевым направлением воспитания в целом;
— в целях развития в России семейного воспитания и родительского просвещения, съезд утвердил текст Меморандума отцов и матерей, как обобщённо-позитивный образ родителей России, в котором подчеркивалось, что именно от родителей зависит, какими людьми вырастут дети, какие семьи создадут. Поэтому сына надо научить быть мужчиной, мужем, отцом; дочь — женщиной, женой, матерью. Дорожить родительским домом, родным краем, своей страной. Для этого отцы и матери работают над собой, учатся быть родителями, настойчиво способствуют миру в семье и в своей душе.
Так же были утверждены «Основные понятия семейного воспитания и родительского просвещения» как основы для дальнейшей работы, развития терминологического единства
Родительская позиция — это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к учителю, к образовательной организации, к образованию в целом.
Цель родительского просвещения — создание информационного социально-психологического развивающего пространства, позволяющего любому родителю свободно, добровольно, осознанно и целенаправленно формировать, и корректировать свою родительскую позицию, осознанно развивать компетенции в сфере воспитания детей.
Семейное воспитание — это система воспитания и образования детей, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание предусматривает тесное духовно-нравственное взаимодействие взрослых и детей.
Смысл жизнедеятельности человека определяет духовность, правила и способы действия — нравственность. Основой духовности является стремление человека к истине, добру и красоте. Основой нравственности является диалог ума и сердца, внутренний диалог человека с самим с собой. Духовность и нравственность не разделимы, они едины.
Значение развития семейного воспитания и родительского просвещения — создание условий для формирования устойчиво благополучной семьи, основанной на духовно-нравственных традициях российского народа, адаптированной к современным условиям, обеспечивающей всестороннее развитие, образование и воспитание детей. Семейное воспитание и родительское просвещение — одна из основ семейного и государственного благополучия. Развитие родительского просвещения — один из путей решения важной государственной задачи, поставленной в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года — «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов». Развитие родительских объединений и инициатив способствуют развитию и становлению в России гражданского общества.
Задача государства — создание условий для родительского просвещения и оказание содействия родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания, обеспечение прав родителей в воспитании детей.
Детский сад по укреплению института семьи и духовно — нравственных традиций семейных отношений. В настоящее время начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны это и положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, а в самом большом выигрыше, находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Согласно последних исследований — большего успеха добиваются дети из тех семей, где принято общаться. Ученые уверены, что если ежедневно говорить ребенку около 20 тысяч слов (в том числе, шесть поощрений и шесть замечаний), то он обязательно добьется в жизни всего, чего он хочет. В ФГОС (стандарт дошкольного образования) говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др. В связи с чем, к обучению, воспитанию и развитию детей при работе с родителями должны учитываться образовательные области:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду;
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей и организация выставок детских работ и другой совместной деятельности детей и их родителей;
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома;
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактикой заболеваний, организацие1й семейных спортивных состязаний и праздников.
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а также городские.
Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Основная цель взаимодействия — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединенными в одну команду, при соблюдении принципов:
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
— выработка образа жизни семьи, формирование духовно — нравственных традиций семейных отношений.
В связи с чем, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами, в то же время и дети видят своих родителей в необычной обстановке, например, детско — родительская военно — спортивная игра «Зарничка» и др. Благодаря применению активных методов, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортно, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
Следовательно, эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ дает импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители — один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
Для справки. Нормативные документы по соблюдению прав детей и родителей в образовательном учреждении:
Главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в ст.44 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 — ФЗ от 29 декабря 2012 г. и других документах:
Конвенция о правах ребенка. Ст. 34;
Конституция РФ ст. 38., ст. 41;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. ст. 14, пункт 1; ст. 23, пункт 2;
Семейный кодекс РФ ст. 1 пункт 1; ст. 63, пункт 1;
Знание данных документов поможет педагогам в создание условий для родительского просвещения, обеспечение прав родителей в формирования эмоциональной культуры детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: «Семейное воспитание и родительское просвещение»
1. Разбор основных понятий «образ родителя», «значение развития семейного воспитания и родительского просвещения» и др.
2. Составить беседу с родителями на предмет их согласия проведения в группе с детьми занятий по проблеме семейного и полового воспитания. (Умея аргументированно убеждать, педагоги смогут помочь решить проблему невежества в вопросах семейного и полового воспитания. «Этика» на заборе — это нежелание родителей посмотреть в «корень» формирования семейных отношений с раннего детства, формирования эмоциональной культуры).
Важные даты 2008 года
«Первый всероссийский съезд по семейному воспитанию, проводившийся зимой 1912–1913 гг. в Петрограде, по основному вопросу — быть ли первоначальному воспитанию детей семейным или общественным — склонился к среднему мнению, которое высказано в вышеприведенных соображениях. На съезде раздавались голоса за полное перенесение первоначального воспитания из семьи в общество, потому что семья будто бы не выполняет задач семейного воспитания и не может их выполнить в силу того, что современная женщина выбита из узкого круга семьи и вовлечена современными социальными условиями в общественную деятельность наравне с мужчиной. Под влиянием экономических условий процесс разложения семьи зашел настолько далеко, что не может быть сомнения в том, что общественное воспитание не является необходимым злом или суррогатом семейного воспитания, а является неотвратимым наследником семьи. Формы общественного воспитания только что зарождаются, и дело будущего — выработать все возможное их многообразие. В деле общественного воспитания будут принимать участие не родители как таковые (отец, мать), а граждане без различия пола. Но такие взгляды нашли не особенно много защитников.
С другой стороны, развивались идеи о том, что как семейное, так и общественное воспитание имеют свои положительные и отрицательные стороны и нуждаются в коренном научном пересмотре и организации, но преимущество при первоначальном воспитании отдавалось семейному началу, а не общественному. Если признать, что тип серьезного, вдумчивого, хотя и замкнутого в себе работника важнее типа болтливого общественного деятеля, то предпочтение окажется на стороне ребенка, воспитываемого в здоровой рабочей семье. Такой человек и впоследствии, если ему придется участвовать в общественной работе, будет ее выполнять добросовестно и стойко (доклад А.А. Дерновой-Ярмоленко «Семейное и общественное воспитание»).
Съезд выслушал доклад С.А. Золотарева о связи между вопросами общественного, семейного и государственного воспитания, в котором развивались такие мысли, что совпадение задач и средств семейного, общественного и государственного воспитания представляется осуществимым лишь в отдаленном будущем, в настоящее же время в этой области замечаются лишь случайные совпадения, а чаще всего противоречия. (…)
Съезд признал необходимым в педагогических целях сплочение родителей, для чего было бы желательно объединение всех существующих родительских организаций, как то: семейно-педагогических кружков, родительских кружков и обществ, обществ дошкольного воспитания и т.п. — во Всероссийский родительский союз. Съезд признал нужным выработать программу для изучения детей в семье с указанием доступных семье научных методов наблюдения детских индивидуальностей. В то же время, съезд настаивал на открытии детских клубов, площадок, народных детских садов, яслей, на охране детей в семье и вне семьи…»
Съезды и конференции по дошкольному воспитанию 1920-х годов о роли семьи и коллектива в становлении личности ребенка
Ю. Г. Салова (Ярославль)
СЪЕЗДЫ И КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ 1920-х годов О РОЛИ СЕМЬИ И КОЛЛЕКТИВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Одной из важнейших задач после революции 1917 г. стала задача воспитания «нового человека». В ее решении важную роль играли педагогические съезды и конференции, посвященные проблемам дошкольного воспитания. В феврале 1919 г. была созвана конференция заведующих дошкольными подотделами губернских отделов народного образования, которая обсудила вопрос о созыве первого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. На конференции отмечалось, что только коллективными усилиями работников дошкольного воспитания, рабочих и общественных организаций можно будет заложить прочную основу дошкольной педагогики и наметить пути дальнейшего организационного строительства. Таким образом, на съезд возлагалась задача разработки кардинальных вопросов, связанных с основной политической линией в области дошкольного воспитания.
Съезд был созван 25 апреля и работал до 4 мая 1919 г. Основными задачами съезда стали: организация дошкольного дела в общегосударственном масштабе, учет существующего положения на местах, выяснение общей идеологической установки и выбор пути, по которому должна строиться дальнейшая дошкольная работа.
Этим докладом был очерчен круг тех подходов к младшим детям, которые остались актуальными на протяжении 1920-х гг. В них вносились лишь некоторые коррективы в зависимости от общеполитической ситуации в стране. Ключевым стал вопрос о воздействии самих детей на семью, что имело далеко идущие последствия и фактически закладывало основы противостояния детей и родителей, особенно если речь заходила об отношении к революционным преобразованиям общества.
В свете таких великих задач дошкольное воспитание становилось, по мысли его организаторов, двигателем социалистического переустройства общества. Детскими руками хотели сделать то, чего не удавалось добиться методами насильственного вмешательства или идеологического прессинга, именно поэтому скорейшая организация дошкольного воспитания становилась неотложной задачей новой власти.
Для широкой организации дела требовалась помощь населения страны, поэтому важнейшей задачей стала пропаганда новых форм воспитания, а также подготовка квалифицированных педагогических кадров, которые смогли бы реализовать на практике такие грандиозные планы.
Д. А. Лазуркина, выступая в печати, призывала критически относиться к существующим воспитательным системам. Практическая же работа шла в отрыве от научной. Вопрос об их увязке был выдвинут на конференции научных работников по дошкольному воспитанию 1920 г. Задачей этой конференции была разработка основных педагогических вопросов, требовавших быстрого разрешения и обоснования связи науки с практикой. Конференция выдвинула вопрос о созыве второго Всероссийского съезда. Работа по его подготовке носила уже плановый характер с приглашением большого числа представителей с мест.
Принципы, на которых строились теперь детские дошкольные учреждения, также соответствовали задачам дня: труд и коллективизм, учет и изучение психофизических особенностей ребенка, изучение окружающей ребенка социальной среды. Преемственность между детским садом и школой, о которой много говорили после первого съезда, со всей очевидностью обозначилась на втором съезде, перейдя уже в плоскость научного изучения и теоретического обоснования не только со стороны школьной педагогики.
В качестве причин, тормозивших работу, съезд назвал неподготовленность и неорганизованность работников и недостаточную связь с наукой. Именно поэтому был выдвинут вопрос о «создании нового типа работника, понимающего задачи современного общества и могущего противопоставить свое влияние усиливавшейся мелкобуржуазной стихии». Для этого воспитатели должны были заниматься общественно-политической работой, изучать структуру современного общества и среды.
Новый период в развитии дошкольного воспитания определялся поисками форм и содержания работы. Серьезное внимание обращалось на гигиену, труд объявлялся главным принципом воспитания, но в детском саду он должен был организовываться как труд-игра. Кроме того, особое внимание обращалось на воспитательную роль искусства, особенно музыки, которая должна была вводиться в жизнь детей через народную песню. Через экскурсии и живые наблюдения над природой ребенок должен был приобщаться к исследованию окружающей среды.
Оценивая все эти решения съезда, можно с уверенностью сказать, что работа по распространению марксистских взглядов на воспитание и искоренение «чуждой пролетариату идеологии» принимала планомерный и последовательный характер. Тем более, что эти решения подкреплялись авторитетными суждениями партийных и государственных лидеров о воспитании.
Все эти стремительно менявшиеся реалии и должен был учитывать очередной, третий по счету, съезд по дошкольному воспитанию. Перерыв между съездами был довольно длительным, и к моменту его открытия накопилось много нерешенных организационных и педагогических вопросов.
Третий съезд был созван в октябре 1924 г. Его работа проходила по трем основным направлениям: организационные вопросы дошкольного воспитания, работа в деревне и педологические вопросы. В приветственном слове Н. К. Крупская определила этот съезд как переломный, и главным в этом «переломе» должно было стать усиление общественного внимания к дошкольным учреждениям на фоне «широкой самодеятельности рабочего класса», который «стремится под руководством партии реорганизовать всю жизнь».
На третьем съезде была подтверждена ориентация воспитательной работы на программы, разработанные ГУСом для общеобразовательной школы. Это означало, что ребенок с самого раннего возраста получал информацию о мире с тех позиций, которые были приемлемыми для государственной власти. Альтернативный вариант воспитания могла дать только семья, но ее функции все больше и больше забирали на себя государственные воспитательные учреждения в лице образовательных и досуговых центров: клубов, кино, театров, библиотек, лагерей, музеев и т. п.
Съезд считал необходимым подробно разработать для детей новые материалы для творчества, новую мебель, новые костюмы, новые игрушки. Была принята «Программа изучения ребенка или детского коллектива», которая носила ярко выраженный педологический характер. В ней отчетливо прослеживался социогенетический подход к детям, который рассматривался как «пассивный продукт социальной среды».
Итоги съезда говорят о том, что начинался принципиально новый этап дошкольной работы, характеризующийся расширением сети детских дошкольных учреждений, особым вниманием к деревенскому ребенку, усилением внимания педологов к раннему детскому возрасту. Со всей очевидностью можно констатировать тот факт, что коллективистский и классовый подход к этому времени уже определяли все направления воспитательной деятельности, а материалистическое миропонимание стало определяющим в работе с детьми вне семьи. Принятые на съезде директивы без промедления стали претворяться в жизнь.
Конференция отметила, что наряду с системой школ первой ступени дошкольное воспитание уже стало одним из основных видов социального воспитания. Из этого следовало, что главный вопрос конференции заключался в разработке методов работы детских дошкольных учреждений. Для этого рекомендовалось всю работу тщательно планировать, чтобы добиться «наиболее целесообразного поведения ребенка и детского коллектива, причем в равновесии между индивидуальными особенностями и окружающей средой».
Последним в ряду педагогических съездов стал четвертый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, открывшийся 1 декабря 1928 г. В приветственном слове Н. К. Крупская подвела итоги развития сети дошкольных учреждений и отметила недостаточный размах этой работы. По ее мнению, в дальнейшем для достижения поставленных в этой области целей нужно действовать методом культпохода. Это означало, что дошкольное воспитание стало одним из «участков культурного строительства», направленного на создание нового человека.
Семья рассматривалась как элемент, препятствовавший новым воспитательным задачам, поскольку несла в себе элементы старого быта: религиозность, национализм. Такое влияние шло вразрез с целевыми установками детского сада как в области формирования идеологии подрастающего человека, так и в области его физического развития. Из этого съезд делал вывод о необходимости усиления педагогического влияния в направлении антирелигиозного и интернационального воспитания, а также проведение соответствующей пропаганды в семье и в общественной среде.
Съезд возлагал большие надежды на пионеров. Им определялась роль агитаторов и пропагандистов идей «правильного» воспитания дошкольников в семье, а также предписывалось привлекать население к деятельности дошкольных учреждений. Для налаживания такой работы бюро юных пионеров нужно было разработать методические рекомендации, которыми могли бы руководствоваться юные агитаторы.
Анализ материалов педагогических съездов, проходивших в двадцатые годы, позволяет сделать вывод о том, что воспитание «нового человека» на протяжении всего послереволюционного десятилетия все больше и больше принимало плановый характер и находилось под постоянным контролем партийных и государственных органов. В этом процессе семья мыслилась не помощником, а, скорее, препятствием. Специфика исторической ситуации также находила отражение в теоретических разработках педагогов и их практической деятельности. Каждый поворот в политике незамедлительно сказывался и на стратегии воспитания подрастающего поколения, что, безусловно, говорит о стремлении власти подготовить своих сторонников и возможных последователей и именно на них сделать ставку в недалеком будущем.