в каком году был построен жд вокзал в челябинске
Тайны старого Челябинска: первые вокзалы
Мы уже не раз отмечали, что 1892 год следует считать поворотным в жизни Челябинска. Город стал станцией Самаро-Златоустовской железной дороги, получив через нее быстрый выход к Поволжью и Центральной России. Одновременно началось строительство Сибирской магистрали, подчеркнувшее новый статус Челябинска и подстегнувшее экономическое и общественное развитие города. До этого времени уездный Челябинск из-за своей изолированности оставался типичным российским захолустьем.
Летом 1892 года челябинский корреспондент «Екатеринбургской недели» сообщал: «Работы по постройке участка дороги Златоуст-Челябинск закончены… 5 июля прибыл, не доходя версты две до строящегося железнодорожного вокзала, рабочий поезд с материалом для окончания прокладки рельсов до вокзала. К прибытию его собралась масса народа, для большинства которого приход поезда в диковинку».
В следующем номере той же газеты находим новое сообщение: «6 июля поздно вечером окончили укладку рельсов до Челябы… Железнодорожный вокзал, паровозное депо, водокачка — для всех этих зданий возведены только стены… Поэтому неудивительно, что официальное открытие дороги последует только в сентябре».
Немного ошибся корреспондент. Сообщение об открытии дали «Уфимские губернские ведомости», но лишь 24 октября: «От Управления Самаро-Златоустовской железной дороги. Доводится до сведения публики, что с разрешения Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Златоуст — Челябинск для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов…».
Фотографий здания челябинского вокзала постройки 1892 года, увы, не сохранилось. Есть только две открытки и рисунок Павла Пясецкого, датированный 1895 годом.
Немного о Павле Яковлевиче. Пясецкий родился в 1843 году в Орле. После окончания гимназии учился на медицинском факультете Московского университета, но уже в молодые годы у него проявилась любовь к рисованию. Известно, что во время учебы Пясецким были сделаны сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным болезням, служившие в качестве учебного пособия. В 1872 году Павел Яковлевич поступил на военную службу, которую начал по линии Военно-медицинского управления. Когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве врача и художника. Из своих рисунков Пясецкий составил свою первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири».
Тайны старого Челябинска: где отдыхали паровозники?
А в 1894—1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги именно Павел Пясецкий изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая в 1900 году была представлена на Всемирной выставке в Париже. За эту панораму он был удостоен Ордена Почетного легиона. Несколько фрагментов этой панорамы были нарисованы Пясецким в начальном пункте Сибирской дороги — Челябинске. Благодаря одному из этих рисунков мы можем судить, как в Челябинске выглядело здание вокзала для пассажиров 2-го класса. На этом же рисунке вдали можно также различить деревянное здание вокзала для пассажиров 4-го класса, которое снесли в начале 1960-х годов при строительстве нового вокзала.
Экономический бум, который принесла в Челябинск железная дорога, хорошо иллюстрируется темпами, с которыми менялся вокзальный комплекс станции.
Первое каменное здание вокзала было перестроено и расширено уже в 1896–1897 годах. В левом торце перестроенного здания расположились помещение дежурного по станции, телеграф, комната для пассажиров 3-го класса и кассы. Справа находилось почтовое отделение, а в центре — багажное отделение, рядом с которым был зал для пассажиров 1-го и 2-го классов с рестораном и кассой.
В записках 1906 года путешественника Носилова есть описание челябинского вокзала: «В вокзале была страшная давка. Серый мужик лез через мужика к длинному столу, где сидели чиновники, принимая проездные билеты, все торопились поскорее отделаться от скучной формальности: кто-то спорил, кто-то просил милости, кто-то вынимал и подавал деньги, поднимая высоко над головой других, обращая общее внимание. Двери на платформу еще были закрыты».
Тайны старого Челябинска: вагранка на Северном бульваре
Известно, что па перроне челябинского вокзала немного погулял Владимир Ульянов, когда следовал в ссылку в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии в феврале 1897 года. Такая же прогулка у него состоялась на обратном пути — в начале 1900 года. Разумеется, во времена СССР на вокзале не могла не появиться памятная доска. Правда, ее почему-то поместили на стене нового вокзала, построенного лишь в 1960-е годы, а не на фасаде того, первого, вокзала, около которого разминался революционер.
В апреле 1912 года был арестован и отправлен в сибирскую ссылку Иосиф Сталин. В Нарыме Сталин находился 41 день, после чего бежал. Ему удалось пароходом по Оби и Томи добраться незамеченным до Томска. Там он сел в поезд и выехал по поддельному паспорту в европейскую часть России. Точных данных о проезде Сталина через Челябинск в 1912 году нет, но миновать город в те годы он никак не мог. В марте 1913 года Сталин был в очередной раз арестован, заключён в тюрьму и по этапу выслан в Туруханский край Енисейской губернии, где пробыл до конца осени 1916 года. В 1913 году ему пришлось пару дней даже посидеть в челябинской пересыльной тюрьме, что и ныне находится на улице Российской. Челябинск и до революции был одним из узловых пересылочных пунктов для заключенных…
Образование в 1934 году самостоятельной Южно-Уральской железной дороги мгновенно отразилось на облике челябинского вокзала. Его капитально переделали уже к маю 1935 года, надстроив второй этаж. Искусствовед Леонид Байнов утверждает, что скульптор Татьяна Руденко-Щелкан, известная своими изваяниями юного Ленина, якобы выполнила фигуры кариатид для лестницы реконструированного железнодорожного вокзала. Однако на самом объекте они так и не появились. Как не найдено до сих пор ни одной фотографии этих фигур. Да и были ли они?
По материалам публикаций В. Боже, А. Казакова, Н. Чернавского.
На главном фото: Вид вокзала станции Челябинск. Открытка, 1903 год / Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска.
Челябинск-Главный
2 боковые и 6 островных
Прямые и изогнутые
Челя́бинск-Гла́вный (обычно «Челя́бинск») — узловая железнодорожная станция Челябинского региона Южно-Уральской железной дороги и главный железнодорожный вокзал, находящиеся в городе Челябинске, административном центре Челябинской области.
Расстояние до Москвы — 2100 километров (через Самару), 1984 (через Ульяновск). Расстояния по железной дороге восточнее Уфы (в том числе и в окрестностях Челябинска) отсчитываются через Самару.
Станция обслуживает как пассажирские, так и грузовые перевозки. На станции — свыше 70 путей. Есть локомотивное и вагонное депо, гостиница, музей железнодорожного транспорта ЮУЖД.
Содержание
История
Начало строительства железных дорог на Южном Урале было связано с необходимостью освоения огромных природных богатств Урала и Сибири.
Два десятилетия специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты железных дорог, благодаря которым европейская часть России, была бы соединена с Уралом, Сибирью и Дальним востоком. В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы, 20 (8) сентября 1890 года — до Златоуста, а 25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск. Это была т. н. Самаро-Златоустовская железная дорога. Первое, одноэтажное здание вокзала открылось в октябре 1892.
Это послужило большим толчком, для развития города. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России. Занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. Город превратился промежуточный пункт передвижения населения. Отсюда люди ехали дальше в Сибирь. Челябинск превратился в своеобразные «ворота Сибири».
Сегодня
Здание железнодорожного вокзала в Челябинске
Пригородный вокзал В 2007 году закончено строительство нового пригородного вокзала. Здание имеет несколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами, пандусами. Два кассовых зала — в цоколе и на первом этаже. Сразу за кассами установлены турникетные системы и находятся выходы на платформы. На втором этаже разместились два зала ожидания и буфет. Расчетная мощность вокзала — 700 пассажиров. Под зданием расположен подземный переход. Кроме того, в пределах города находится несколько пассажирских станций (Баландино, Межозёрная, Синеглазово, Смолино, Челябинск-Южный, Чурилово, Шагол, Шершни) и платформ (Локомотивная-I, Локомотивная-II, Подстанция, Сосновка) для поездов пригородного сообщения, а также грузовые станции крупных промышленных предприятий: Асфальтная, Кирзавод (Кирпичный завод), Металлургическая, Ново-Металлургическая, Тракторострой (ЧТЗ), Электростанция (Челябинская ГРЭС) и другие. В Челябинске находится Управление Южно-Уральской железной дороги, проходящей по территории Курганской, Костанайской, Оренбургской, Северо-Казахстанской, Челябинской областей и республики Башкортостан.
Пригородное сообщение по станции
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
Пригородный | Аргаяш — Челябинск | Пригородный | Челябинск — Аргаяш |
Пригородный | Верхний Уфалей — Челябинск | Пригородный | Челябинск — Верхний Уфалей |
Пригородный | Каменск-Уральский — Челябинск | Пригородный | Челябинск — Каменск-Уральский |
Пригородный | Каясан — Челябинск | Пригородный | Челябинск — Каясан |
Экспресс | Курган — Челябинск | Экспресс | Челябинск — Курган |
Пригородный | Челябинск — Еманжелинск | Пригородный | Еманжелинск — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Златоуст | Пригородный | Златоуст — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Карталы | Пригородный | Карталы — Челябинск |
Экспресс | Челябинск — Карталы | Экспресс | Карталы — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Кисегач | Пригородный | Кисегач — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Миасс | Пригородный | Миасс — Челябинск |
Экспресс | Челябинск — Миасс | Экспресс | Миасс — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Полетаево | Пригородный | Полетаево — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Троицк | Пригородный | Троицк — Челябинск |
Пригородный | Челябинск — Южноуральск | Пригородный | Южноуральск — Челябинск |
Пригородный | Шумиха — Челябинск | Пригородный | Челябинск — Шумиха |
Наибольшая интенсивность движения — на западном направлении в сторону Миасса: до 15 пар пригородных поездов в день. До второй половины 90-х годов дизельными поездами осуществлялись рейсы до станции Коркино (ранее до станции Роза).
Дальнее следование по станции
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
11 | Чита — Челябинск | 12 | Челябинск — Чита |
13 | Челябинск — Москва | 14 | Москва — Челябинск |
39 | Астана — Санкт-Петербург | 40 | Санкт-Петербург — Астана |
59 | Новокузнецк — Кисловодск | 60 | Кисловодск — Новокузнецк |
71 | Астана — Москва | 72 | Москва — Астана |
83 | Караганда — Москва | 84 | Москва — Караганда |
97 | Тында — Кисловодск | 98 | Кисловодск — Тында |
99 | Северобайкальск — Анапа | 100 | Анапа — Северобайкальск |
115 | Иркутск — Волгоград | 116 | Волгоград — Иркутск |
119 | Екатеринбург — Оренбург | 120 | Оренбург — Екатеринбург |
123 | Новосибирск — Белгород | 124 | Белгород — Новосибирск |
127 | Красноярск — Адлер | 128 | Адлер — Красноярск |
129 | Красноярск — Анапа | 130 | Анапа — Красноярск |
133 | Владивосток — Пенза | 134 | Пенза — Владивосток |
141 | Екатеринбург — Симферополь | 142 | Симферополь — Екатеринбург |
143 | Владивосток — Пенза | 144 | Пенза — Владивосток |
145 | Челябинск — Санкт-Петербург | 146 | Санкт-Петербург — Челябинск |
147 | Нижневартовск — Астрахань | 148 | Астрахань — Нижневартовск |
193 | Челябинск — Кисловодск | 194 | Кисловодск — Челябинск |
197 | Иркутск — Кисловодск | 198 | Кисловодск — Иркутск |
205 | Иркутск — Анапа | 206 | Анапа — Иркутск |
211 | Томск — Анапа | 212 | Анапа — Томск |
235 | Тында — Анапа | 236 | Анапа — Тында |
241 | Иркутск — Адлер | 242 | Адлер — Иркутск |
243 | Новокузнецк — Анапа | 244 | Анапа — Новокузнецк |
249 | Новокузнецк — Адлер | 250 | Адлер — Новокузнецк |
253 | Новосибирск — Симферополь | 254 | Симферополь — Новосибирск |
257 | Томск — Анапа | 258 | Анапа — Томск |
269 | Благовещенск — Адлер | 270 | Адлер — Благовещенск |
273 | Северобайкальск — Адлер | 274 | Адлер — Северобайкальск |
279 | Челябинск — Симферополь | 280 | Симферополь — Челябинск |
313 | Нижневартовск — Пенза | 314 | Пенза — Нижневартовск |
317 | Караганда — Брест | 318 | Брест — Караганда |
323 | Нижневартовск — Уфа — Ульяновск | 324 | Ульяновск — Уфа — Нижневартовск |
331 | Новый Уренгой — Уфа | 332 | Уфа — Новый Уренгой |
343 | Челябинск — Адлер | 344 | Адлер — Челябинск |
345 | Нижний Тагил — Адлер | 346 | Адлер — Нижний Тагил |
357 | Нижневартовск — Самара | 358 | Самара — Нижневартовск |
359 | Нижневартовск — Уфа | 360 | Уфа — Нижневартовск |
365 | Челябинск — Ташкент | 366 | Ташкент — Челябинск |
373 | Тюмень — Баку | 374 | Баку — Тюмень |
389 | Новый Уренгой — Челябинск | 390 | Челябинск — Новый Уренгой |
391 | Челябинск — Москва | 392 | Москва — Челябинск |
423 | Курган — Анапа | 424 | Анапа — Курган |
425 | Челябинск — Калининград | 426 | Калининград — Челябинск |
455 | Челябинск — Новороссийск | 456 | Новороссийск — Челябинск |
457 | Челябинск — Анапа | 458 | Анапа — Челябинск |
477 | Челябинск — Адлер | 478 | Адлер — Челябинск |
479 | Екатеринбург — Анапа | 480 | Анапа — Екатеринбург |
489 | Челябинск — Одесса | 490 | Одесса — Челябинск |
509 | Барнаул — Адлер | 510 | Адлер — Барнаул |
Городской транспорт
Это один ключевых городских транспортных узлов. К вокзалу подходят все виды городского общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, и маршрутные такси. Возле вокзала планируется размещение станций второй и третьей линий метрополитена. Над станционными путями проходят 2 пешеходных и 1 автомобильный мост, связывающие Советский и Ленинский районы города.
Железнодорожный вокзал, часть 1. Историческая справка
Такое упоминание о челябинском вокзале можно найти в «Путеводителе по Уралу» 1902 года издания:
Челябинский вокзал с самого своего основания был притчею во языцех: по тесноте, грязи, вопиющим неудобствам для пассажиров ему не было равного на всех дорогах. В 1897 году вокзал расширили – здание значительно удлинили, но помещения все же далеко не достаточно для такого огромного числа пассажиров. которые здесь скапливаются.
Пассажиры 4-го класса обслуживались в отдельно стоящем деревянном здании. Если взглянуть на дореволюционную открытку с его изображением, то эта постройка располагалась примерно на том месте, где теперь находится новый вокзал. Просуществовала она до 1909 года.
Панорама вокзала со стороны Порт-Артура.
После образования в 1934 году Южно-Уральской железной дороги здание вокзала было капитально реконструировано (открылось в мае 1935). Был надстроен второй этаж, полезные площади увеличились вдвое. Однако площадей все равно не хватало.
Из воспоминаний ветерана Л.А.Зверевой:
[18]
[фото: Олег Агеев]
Пригородные кассы до начала строительства нового здания находились вороде бы где-то на месте его левого крыла.
[21]
[фото из архива А.Чернова, май 1961 г.]
После постройки нового здания рядом с ним появился «пригородный павильон» (пущен в эксплуатацию в 1966 году). В настоящее время снесён, на его месте находится сквер с фонтаном.
[22]
[фото отсюда, август 2007]
Церковь Смоленской Божьей Матери появилась на привокзальной площади в 2004.
В 1999-2005 годах производилась комплексная реконструкция вокзала.
В июле-ноябре 1998 г. было проведено обследование всех блоков вокзального комплекса институтом «Челябжелдорпроект» и ОАО «Уралниистройпроект». Согласно материалам «Технических заключений по обследованию несущих и ограждающих конструкций здания станции Челябинск-Главный», несущие конструкции блоков «А» и «Б» здания находились в неудовлетворительном и частично аварийном состоянии, своды-оболочки были перегружены. Это вызвало необходимость проведения специальных работ по усилению несущих конструкций здания: монолитных, железобетонных прогонов пролётами 24, 12, 6 метров, колонн, частично плит перекрытия подвала, замене покрытия сводов-оболочек на облегчённое, замене железобетонных плит покрытия на усиленные железобетонные плиты по подземному тоннелю вокзального комплекса. В неудовлетворительном состоянии находились и существующие инженерные сети, а технология железнодорожного вокзала не отвечала современным нормам и требованиям по обслуживанию пассажиров. Ограждающие конструкции не отвечали действующим нормам энергосбережения. Согласно Генеральному соглашению о взаимодействии МПС РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта от 01.02.1995 г. и соглашению о взаимодействии между МПС РФ и администрацией Челябинской области от 13.10.1997 г., было определено долевое финансирование работ по реконструкции железнодорожного вокзала станции Челябинск в размере 50 %. В августе 1998 г. был проведён тендер на исполнение контракта «Реконструкция железнодорожного вокзала станции Челябинск», включавшего разработку проектной документации и выполнение строительномонтажных работ. Были приглашены 16 ведущих строительных российских и иностранных фирм. Комитет по архитектуре и градостроительству Челябинска, Тендерный комитет и Управление ЮУЖД рассмотрели предложения 7 фирм. В результате победителем была объявлена югославская фирма «Neimar Engineering». В разработанной проектно-технической документации предусмотрено:
• усиление несущих конструкций здания;
• изменение внутренней планировки с разграничением зон обслуживания пассажиров; группировка служебных помещений в функциональные группы, изолированные от помещений, предназначенных для пассажиров; создание условий для обслуживания инвалидов (лифты, номера в гостинице); выделение места для устройства коммерческих киосков и магазинов;
• перепланировка помещений гостиницы для создания более комфортных условий проживания; оборудование банкетного зала на 9 этаже и дополнительной эвакуационной лестницы; на 4-м этаже устройство 4-х номеров «люкс», на 5-м этаже — 2-х номеров «апартаменты»;
• установка 2-х эскалаторов, лифта для инвалидов (подъём на конкорс) и лифтов для инвалидов на платформах;
• полная замена всех внутренних инженерных сетей;
• замена всех существующих металлических витражей на двухкамерные стеклопакеты в переплётах из анодированного алюминия;
• утепление существующих стеновых панелей с наружной стороны минераловатными плитами с последующей их штукатуркой цементным раствором по сетке-рабице и арматурной сетке с последующим покрытием отделочными материалами;
• полный ремонт кровли с укладкой теплозащитного слоя из жёстких минераловатных плит и заменой покровного пришедшего в негодность рубероидного слоя на 2 слоя бикроэласта на горизонтальных поверхностях и куполах с дополнительным покрытием сводов куполов медными кровельными листами «тегола»;
• замена существующих полов.
Разработанная проектно-сметная документация прошла экспертизу в МПС РФ / указание № С-22У от 03.03.1999 г., заключение МПС № ЦУЭП-16/7 от 03.03.1999 г. / и в управление государственной вневедомственной экспертизы администрации Челябинской области / заключение № 658/2 от 29.12.1999 г. / и утверждена со следующими показателями (вся информация из справки по реконструкции здания железнодорожного вокзала станции Челябинск):
[24]
[Реконструкция вокзала, май 1999]
[25]
[Реконструкция вокзала, май 1999]
Тогда же на стенах вокзала появились златоустовские гравюры на стали, изображающие историю строительства и развития Транссибирской магистрали.Гравюры разбиты на 4 тематические группы. На первой группе изображено строительство Транссибирской магистрали и приезд царя Николая II, который является основателем и руководителем начала строительства магистрали. Вторая группа отображает фрагменты работы железной дороги. Вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне изображен на третьей группе гравюр, и последняя группа показывает картины нашей жизни.
Всего в здании железнодорожного вокзала четыре фонтана.
Фонтан возле входа называется «Каменный цветок». Он искусно отделан змеевиком, похожим на пятнистую шкуру рептилии. За счёт оригинальной подсветки создаётся иллюзия блеска уральских самоцветов. В центре фонтана «Шар», самого маленького фонтана, находится большой шар из гранита, который крутится на струе воды. Он призван уверить пассажиров в собственных силах — любые преграды можно сдвинуть на жизненном пути. Не случайно фонтан расположен на лестнице, ведущей на второй этаж. Гордостью вокзала стал фонтан, украшенный статуей «Россия», выполненной мастерами города Касли. В 1900 г. для Всемирной выставки в Париже уральские умельцы вместе со знаменитым чугунным павильоном изготовили большую коллекцию художественного литья. Была там и скульптура Николая Лаврецкого «Россия». Президент Франции Эмиль Лубо выложил баснословную сумму, чтобы все экспонаты каслинских мастеров приобрести для республики. Согласие на продажу было получено, но без «России». Торг был долгим, но ответ один: «Россия не продаётся». Сегодня эта дева, закованная в доспехи, — точная копия той, парижской. Она символизирует собой русскую державу, охраняя покой граждан. Женщину из меди часто приходится чистить, т. к. она покрывается грязно-зелёным налётом. В другой, самый большой фонтан можно побросать монетки — так хочется вернуться на этот удивительный вокзал и в этот замечательный город.
Что представляет собой железнодорожный вокзал сейчас: это залы ожидания на 400 посадочных мест, более 20 касс, детский игровой зал и изолированные комнаты для мам с грудными детьми. В высотной части здания находятся гостиничные номера на 90 мест, в том числе 4 люкса, 7 повышенной комфортности, для пассажиров с детьми и специально оборудованные номера для инвалидов.
Последняя реконструкция старого здания вокзала производилась летом 2010.
Осталось добавить пару слов о мемориальных объектах, установленных на вокзале.
Во-первых, это мемориальная доска Гарину-Михайловскому на старом здании вокзала. Установлена в 1972, в девяностые была уничтожена, заново восстановлена в нулевые.
В 1957 г. на стене вокзала появилась мраморная мемориальная доска, повествующая о драматических событиях: «На территории станции в 1918 г. белыми был зверски убит Васенко Евдоким Лукьянович». Почему-то никак не найду фото этой мемориальной доски.
Другой знаменательный эпизод тоже увековечили в мраморе. Это бой за станцию Челябинск летом 1919 г. Командир 242-го полка 27-й дивизии красноармейцев Степан Вострецов провёл успешную операцию, ворвавшись на станцию и отрезав отступлении сил армии Колчака. Было захвачено 32 паровоза, 3 тысячи вагонов с военным имуществом и бронепоезд. За героизм Вострецов удостоился ордена Красного знамени. Спустя 55 лет на стене бывшего вокзала появилась доска с барельефом.
22 апреля 1970 г. на здании вокзала была установлена мемориальная доска: «В феврале 1897 г. по пути в сибирскую ссылку и в феврале 1900 г. при возвращении обратно В.И. Ленин проезжал через станцию Челябинск».
А эта мемориальная доска установлена в 2004.