в каком году был построен газопровод дружба
Нефтепровод «Дружба»: как русская нефть идет в Европу
15 октября 1964 года был открыт магистральный нефтепровод «Дружба», который решил все проблемы обеспечения европейских социалистических стран нефтепродуктами. За эти 57 лет утекло большое количество нефти и еще большие изменения произошли в нашем мире. Социалистических стран больше нет, а новые политические реалии, сформировавшиеся взамен, совсем не нацелены «дружить» с Россией. Зато над самим нефтепроводом «Дружба» время совсем невластно, и он до сих пор исправно поставляет нефть в европейские земли.
Дело не труба…
У нас сайт исторический, и мы просто не можем не остановиться на том, как зародилось такое важное дело, как строительство трубопроводов для транспортировки сырой нефти. Приятно сознавать, что впереди планеты всей оказались наши соотечественники. Впрочем, некогда так бывало довольно часто. У истоков этого дела стоял наш знаменитый русский ученый Дмитрий Менделеев. На это новшество его подвигла простая экономика. В те давние времена главным добытчиком нефти для нашей страны был Баку. На месте добыча пуда нефти (16 кг) составляла 3 копейки, а за доставку ее в Баку (расстояние в 10 километров) возчики брали 20 копеек. Сразу вспоминается русская пословица: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Народная мудрость сразу все расставляет по своим местам. Так Дмитрий Иванович и пришел к мысли об экономии средств и предложил построить нефтепровод, который позволял доставлять нефть почти бесплатно. К сожалению, это предложение так и осталось предложением. Поэтому мы можем гордиться рожденными у нас идеями, а вот американцы могут гордиться воплощением этих идей в жизнь. В 1865 году они и построили первыми такой нефтепровод длиной 6 километров. Менделеев после вспоминал, что они будто бы подслушали, а следом и трубы завезли, и заводы учредили.
Только через 13 лет, в 1878 году, смогли построить российский нефтепровод. Создателем стал известный русский инженер Владимир Шухов (автор телевизионной башни на Шаболовке), а заказчиком выступил предприниматель Людвиг Нобель. Все, что предлагал сделать Менделеев, воплотилось в жизнь. Нефтепровод длиной 10 километров связал промыслы с заводским районом Баку. Но тут же началась настоящая война местного значения. Главной силой в борьбе с нефтепроводом стали возчики, ведь именно они стали терять прибыль. Неоднократно борцы разрушали и поджигали магистраль, и в результате были установлены специальные караульные будки с вооруженными охранниками. Нефтепровод удалось отстоять, и за первый месяц работы перегнали 840 пудов нефти, а всего лишь за год окупились все вложения в него. Чуть позже в самом Баку по проекту все того же Шухова строятся первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. Действительно, первый нефтепровод был небольшой пропускной способности, но уже следующий, соединивший Баку и Батуми, стал магистральным с пропускной способностью 900 тысяч тонн в год. Длина трубопровода составила 882 километра, и автором вновь стал Шухов. В России росла и добыча нефти. К началу Первой мировой войны протяженность нефтепроводов в России составила 1280 километров.
Новое развитие нефтепроводов началось в период индустриализации страны. Объем добычи черного золота и трубопроводная транспортная система выросли в разы. Новые технологии позволили закапывать трубы в землю. К 1941 года в стране действовало 8 магистральных нефтепроводов, протяженность их составляла 4000 километров. Даже во время войны строительство нефтепроводов не прекращалось, и в основном они строились для нужд армии. Особо надо упомянуть о нефтепроводе, который был построен в тяжелые годы Великой Отечественной войны по дну Ладожского озера. Построенный под самым носом фашистов, он помог блокадному Ленинграду выстоять в непростом единоборстве с врагом.
Братство социалистических стран
В январе 1949 года была создана новая межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи. Эта организация объединила целый ряд стран Восточной Европы в своеобразный социалистический лагерь, обладающий общим рынком, который очень нуждался в обеспечении углеводородным сырьем. В 1959 году принимается решение о строительстве международного нефтепровода в соцстраны Восточной Европы. До этого сырье поставлялось в эти страны в железнодорожных цистернах, что очень напоминало доставку нефти в старом Баку. Проект, названный «Дружба», должен был показать и преимущества социалистической экономической интеграции. И действительно многие страны соцлагеря приняли участие в строительстве магистрали. Например, в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии – запорную арматуру, а в Венгрии готовили средства автоматики. Была серьезная проблема, о которой долгое время просто молчали, – производство труб. В те далекие времена в СССР делать такие трубы еще не умели, и пришлось идти на поклон Западу. Главным производителем столь необходимых труб были западные немцы, пришлось их долго уговаривать, чтобы они нарушили экономическую блокаду Советского Союза. Даже когда соглашение было подписано, поставки велись с пробуксовками. На правительство западной Германии и непосредственно на предприятия, заключившие контракт, постоянно давили американцы. Были случаи, когда из-за каких-то политических обострений поставки вообще останавливались. История хранит интересный факт о тогдашних санкциях против нашей страны. 1 февраля 1963 года федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр принял решение вообще прекратить поставки труб большого диаметра. Это решение срывало строительство двух нефтепроводов: Бухара – Урал и «Дружба». Вопрос решили челябинские трубопрокатчики, которые научились делать нужные трубы. В ответ на решение канцлера рабочие мелом написали на первой трубе: «… тебе, Аденауэр!» (несмотря на всеобщую поддержку, надпись все же стерли).
Все это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию с газопроводом «Северный поток-2». «Северный поток» достроен, но вся грязная возня вокруг этой стройки один в один повторяет то, что пережили наши люди в 60-годы прошлого века. Правда, к числу недоброжелателей присоединилась еще и Украина, которая возвела в ранг государственной политики вымогательство и провокации.
Начало «Дружбы»
Стройка началась 10 декабря 1960 года в городе Альметьевске, что на территории современного Татарстана. Основная трасса шла до Брянской области, часть потока уходила к латышскому Вентспилсу, а в Белоруссии начинались две ветки: северная – в ГДР через Польшу и южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.
15 октября 1964 года магистраль была закончена, и советская нефть пришла в Европу. К тому времени и в нашей стране стали делать трубы диаметром 1400 миллиметров.
Экономика СЭВ развивалась уверенно и быстро. Через 5 лет поставляемой из СССР в Восточную Европу нефти стало не хватать. Весной 1969 года по той же трассе начали укладывать вторую трубу диаметром 1220 мм. Это строительство завершилось в 1974 году, и экспорт нефтепродуктов сразу вырос вдвое.
После того как распался социалистический лагерь, изменилась и структура управления нефтепроводом. Штаб-квартира переехала из Львова в Брянск, но сама магистраль продолжила работать в прежнем объеме. По трубе ежегодно прокачивается до 80 млн сырой нефти.
Нефть идет в Европу
Вся нефтяная магистраль составляет 8900 километров, российский участок – 3900 км, и проходит он через 13 регионов Российской Федерации. Перекачку осуществляют 46 насосных станций, а объем технологических резервуаров составляет 1,8 млн кубометров. Российский участок принадлежит акционерному обществу «Транснефть», а уже за пределами страны «Дружба» – собственность национальных компаний. Среди владельцев – Беларусь, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Латвия и Литва.
В 2012 году был введен новый участок длиной 1000 км, который получил название «Балтийская трубопроводная система-2». Введение этого участка позволило связаться с российскими морскими портами Балтийского моря и снизить риски от транзита нефти через другие страны. Тем не менее риски продолжают оставаться главной головной болью, и главным источником их является Украина. Самым безобидным промыслом является воровство нефти из трубы за счет незаконной врезки, но в последнее время усилилась другая напасть – сознательное вредительство. Очень хочется навредить «клятым москалям», и на тропу войны выходят национальные герои, которые просто дырявят трубу. На юридическом языке это называется диверсиями, но все равно это никого не останавливает. И то, что это может привести к тяжелым экологическим последствиям, тоже не останавливает народных мстителей. В 2012 году в Закарпатье, в Мукачевском районе, из-за незаконной врезки полтонны нефти вылилось в мелиоративный канал. В том же году на чешском и словацком участках трубопровода были замечены сбои в работе приборов. Труба была засорена на украинской территории. На месте врезки в трубу были сброшены различные резиновые изделия, которые должны были нарушить работу приборов ниже по течению нефтяного потока. С каждым годом таких провокаций становится только больше. И все же хочется верить, что работа нефтепровода «Дружба» будет продолжаться еще долгие годы. Запас прочности у этих стальных нитей есть, а в перспективе по трубопроводу может, кроме российской нефти, пойти саудовская или американская. Только палок в колеса не надо.
Система магистральных нефтепроводов «Дружба»
«Дружба» — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е годы предприятием «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны Восточной Европы.
Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве.
Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы.
Строительство трубопровода «Дружба» началось 10 декабря 1960 года на наиболее сложном участке трассы от города Броды (Львовской области Украины) до границы с Чехословакией, проходящем через карпатские перевалы и ущелья, а также на участке от советско-чехословацкой границы до завода «Словнафт» в Братиславе (ныне Словакия). В феврале 1962 года первая нефть начала поступать в резервуары чехословацкой нефтеперекачивающей станции «Будковцы».
В сентябре 1962 года нефть «Дружбы» получила Венгрия, в конце 1963 года начались поставки нефти в Польшу и ГДР.
К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1,02 метра шел по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в латвийский город Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная ветка шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.
На своем пути нефтепровод пересек несколько больших судоходных рек, в том числе — Волгу, Днепр, Буг, Днестр, Вислу, Одер, Дунай.
Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1,220 метра. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.
В 1981 году вступила в строй третья очередь (на территории ГДР, Чехословакии).
После распада социалистического лагеря и СССР в 1992 году центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова (Украина) в Брянск.
Нефтепровод «Дружба» берет начало от берегов Волги под Самарой и пролегает через девять областей и 32 района России. Маршрут нефтепровода проходит через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории страны), 46 насосных станций, резервуарный парк на 1,5 миллиона тонн нефти. На эксплуатации и обслуживании этих уникальных и сложных технических сооружений занято более четырех тысяч человек.
По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн нефти, в том числе по северной ветке — 49,8 миллиона тонн.
За полувековую службу по нефтепроводу «Дружба» было прокачано около 1,5 миллиардов тонн нефти.
Нефтепровод «Дружба» обслуживает ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» — дочернее предприятие российской компании по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Как мы пришли к «Дружбе»
55 лет назад, 15 октября 1964 года в СССР состоялась торжественная церемония ввода в строй магистрального нефтепровода «Дружба», построенного для обеспечения нефтепродуктами социалистических стран Восточной Европы. С тех пор многое изменилось: нет больше Советского Союза, восточноевропейские государства основательно «раздружились» с нашей страной, а вот нефтепровод «Дружба» по-прежнему существует и функционирует.
Первые нефтепроводы
Одним из первых с идеей строительства трубопроводов для транспортировки нефти выступил знаменитый русский учёный Дмитрий Менделеев. В 1863 году, знакомясь с бакинскими нефтепромыслами, он был поражён дороговизной перевозки нефтепродуктов. Так, если изначальная стоимость одного пуда (16 килограмм) добытой нефти составляла 3 копейки, то за его доставку до Баку, на расстояние всего 10 километров, возчики брали 20 копеек. Тогда Менделеев и предложил построить нефтепровод, который позволил бы перегонять нефть с промыслов практически бесплатно, что резко снизило бы конечную стоимость нефтепродуктов. Однако в России, как сегодня, так и тогда, от идеи до её воплощения могут пройти годы, а то и десятилетия. Поэтому первый в мире нефтепровод протяжённостью шесть километров был построен в 1865 году в США.
«Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути», – сетовал по этому поводу Менделеев.
Первый же российский нефтепровод был построен только 13 лет спустя, в 1878 году, по проекту русского инженера Владимира Шухова. Заказчиком выступил известный предприниматель и нефтепромышленник Людвиг Нобель. Десятикилометровый нефтепровод соединил район нефтепромыслов с так называемым Чёрным городом – заводским районом Баку. Его строительство проходило в непростых условиях. Возчики, не желавшие терять прибыль с перевозки нефти, неоднократно разрушали и поджигали строящуюся магистраль, из-за чего вдоль её трассы пришлось установить караульные будки с вооружёнными охранниками.
В конце концов постройка была завершена, и уже за первый месяц эксплуатации по нефтепроводу удалось перегнать более 840 пудов нефти. Спустя год все вложенные в строительство средства в размере 10 тысяч фунтов стерлингов окупились. А вскоре в Баку, по проекту Шухова, строятся первые в мире цилиндрические резервуары – нефтехранилища.
Однако «шуховский» нефтепровод был, если можно так выразиться, «локальным», и вдобавок, обладал небольшой пропускной способностью. Первый же магистральный трубопровод был построен в России в 1906 году по проекту инженера Николая Щукина и соединил Баку и Батуми. Его протяжённость составила 882 километра, а пропускная способность – 900 тысяч тонн в год.
Советские магистральные
До 1914 года в Российской империи успели построить ещё три магистральных нефтепровода: Майкоп – Краснодар, Калужская – Афипская и Махачкала – Грозный.
Первая мировая война, революционные события 1917 года, гражданская война и последующая разруха надолго остановили строительство новых нефтепроводов, которое было возобновлено лишь в 1928 году постройкой трубопровода Грозный – Туапсе протяжённостью 618 километров.
К 1941 году в СССР эксплуатировалось уже восемь магистральных нефтепроводов, протяжённостью более четырёх тысяч километров. Они строились в основном на Кавказе и южном Урале и перекачивали преимущественно сырую нефть.
Даже Великая Отечественная война не прервала строительство нефтепроводов. Причём подчас они использовались непосредственно для нужд армии.
Так, в 1944 году в Румынии был построен 225-километровый трубопровод между нефтепромыслами в Плоешти и городом Рени. Он обеспечивал снабжение горючим наступающих войск Красной армии.
Всего же в годы войны в СССР было проложено 1,3 тысячи километров магистральных нефтепроводов.
В конце 1940-х – начале 1950-х годах в Советском Союзе активно осваиваются новые месторождения нефти, и постройка магистральных трубопроводов становится стратегической задачей, так как железнодорожный транспорт попросту не справляется с растущими объёмами перевозок нефтепродуктов. Вскоре их общая протяжённость достигает 12 тысяч километров, а их разветвлённая сеть охватывает огромные территории – от Подмосковья до Комсомольска-на-Амуре.
В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) принимается решение о строительстве международного нефтепровода, по которому можно было бы направлять нефтепродукты в соцстраны Восточной Европы, которые до сих пор поставлялись туда в железнодорожных цистернах. Это значительно улучшило бы обеспечение этих государств углеводородным сырьём. Кроме того, проект, названный «Дружба», должен был продемонстрировать преимущества социалистической экономической интеграции. Так, узлы для насосных станций должны были изготавливаться в ГДР, запорная арматура – в Чехословакии, средства автоматики – в Венгрии. Осуществляло строительство предприятие «Ленгазспецстрой».
Старт строительству был дан 10 декабря 1960 года в Альметьевске, расположенном на территории современного Татарстана. Далее основная трасса шла до Брянской области, где от неё отходило ответвление к латышскому Вентспилсу. В Белоруссии главная магистраль разделялась на две ветки: северная шла через Польшу в ГДР, а южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.
15 октября 1964 года нефтепровод «Дружба» был построен, и по нему советская нефть пошла в Европу.
«Золотые» трубы «Дружбы»
При подготовке этого материала мы обратили внимание на один нюанс. Во всех источниках, касающихся строительства нефтепровода «Дружба», говорится о вышеупомянутой социалистической интеграции: автоматике из Венгрии, чехословацкой арматуре, «гэдээровских» насосных узлах и т.д. А вот о том, кто изготавливал трубы – ни слова. Логично предположить, что они были нашими, советскими. И действительно, в некоторых источниках об этом так и говорится. Но – как бы «вскользь». А в одной из статей и вовсе упоминается, что трубы делали в Польше. Но в основном о стране-изготовителе труб не говорится вовсе. Выглядит это по меньшей мере странно. В чём же дело? Ответ нам удалось найти в мемуарах Сергея Хрущёва – сына Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва.
«Многотысячекилометровый нефтепровод требовал трубы почти полутораметрового диаметра. В узкой трубе сопротивление жидкости возрастает, насосные станции приходится ставить слишком часто, получается — неэкономично. Производить такие трубы пока у нас не получалось. Я уже не помню почему, кажется, требовался особо прочный стальной лист большой ширины. Чтобы его прокатать, нужен был другой, более совершенный прокатный стан, новые сорта стали. Как всего этого добиться, инженеры имели представление, но от замысла до работающей машины — дистанция огромная. К выпуску труб диаметра 1 400 миллиметров они могли приступить лет через десять, если очень подналечь — через пять, а трубы требовались сегодня.
Специалисты доложили отцу, что в Европе такие трубы делают только западные немцы. За трубы им пришлось бы платить золотом, но даже золото не решало проблемы. Требовалось уговорить немцев пойти против воли американцев, нарушить установленную ими промышленно-экономическую блокаду нашей страны. Уговорили. С трудом, но уговорили. Поставка труб началась, но велась через пень-колоду. Правительство США давило на правительство ФРГ. Правительство ФРГ давило на компании, заключившие неугодный американцам контракт. Время от времени, в период очередных международных обострений, на поставки труб налагался прямой запрет. Снова велись изнурительные переговоры, находили очередной компромисс, поставки возобновлялись, а с ними и прокладка нефтепровода. И так до очередного политического катаклизма.
Нефтепровод, тем не менее, построили, а затем на Украине, на Харцызском заводе, научились делать трубы диаметром 1 400 миллиметров».
Теперь понятно, почему о трубах для нефтепровода «Дружба» практически не упоминается. В советское время историю с закупками в ФРГ предпочитали не афишировать. Ведь она сильно диссонировала с живо рисуемой пропагандой картиной «социалистической интеграции» при строительстве «исторического» трубопровода.
Впрочем, вскоре необходимые трубы делать в СССР действительно научились, и когда в 1969 году, из-за недостаточной пропускной способности «Дружбы», встал вопрос о прокладке по его трассе нового нефтепровода, названного «Дружба-2», для его постройки уже использовались трубы большого диаметра советского производства. Когда в 1974 году это строительство завершилось, экспорт нефтепродуктов из СССР возрос сразу вдвое.
Неоднозначный символ
Тем временем, объемы нефтедобычи в СССР продолжали расти, росла и сеть нефтепроводов. Всего лишь за одну пятилетку, с 1971 по 1975 годы, в стране было проложено почти 20 тысяч километров магистральных трубопроводов. Основным экспортным трубопроводом оставалась «Дружба».
С развалом СССР большая часть трубопровода «Дружба» (5000 из 8900 километров) и насосных станций оказались на территории зарубежных стран (включая Прибалтику, Белоруссию и Украину). Это, разумеется, периодически вызывает проблемы с его бесперебойной эксплуатацией, которая теперь, особенно после известных событий на Украине, приобрела политическую окраску.
С 2006 года прекратились поставки нефти по «прибалтийской» ветке «Дружбы». А в 2012 году «Дружба» стала частью Балтийской трубопроводной системы, связавшей её с российскими портами на Балтике.
Однако от эксплуатации трубопроводов, идущих в Европу через Белоруссию и Украину, несмотря на политические коллизии и периодически возникающие аварийные ситуации, российские власти даже в отдалённой перспективе отказываться не намерены, так как транспортировка нефти в Европу «северным» путём обойдётся значительно дороже.
К сожалению, и спустя почти тридцать лет после краха СССР, экономика нашей страны остаётся ресурсно-ориентированной, целиком зависящей от мировой конъюнктуры на нефть и газ. И пока не будет политической воли к изменению этой порочной практики, такие объекты, как нефтепровод «Дружба», будут представлять собой не символ «экономической интеграции», а свидетельство неспособности к кардинальным переменам, без которых невозможно оздоровление экономики страны и повышение благосостояния нашего многострадального народа.
Нефтепровод «Дружба». Справочная информация
На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили еще в феврале 1962 года. Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь-Броды» и «Мозырь-Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй.
Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. Мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. «Дружбу-2» начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году, увеличив экспортные возможности страны более чем в два раза.
После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти. В последние годы по основному, западному, направлению нефтепроводной системы «Дружба» перекачивается до 70-80 млн. тонн в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).