в каком году был открыт морской кадетский корпус

Морской кадетский корпус

Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге, правопреемник московской «навигацкой школы» (1701—1715) — старейшее в России. Морским кадетским корпусом именовался с 11 февраля 1891 года по 20 декабря 1906 года, с 20 декабря 1906 года до 9 марта 1916 года — Морской корпус (Его Императорского Высочества наследника Цесаревича корпус) — Императорский морской кадетский корпус, с 14 сентября 1916 года [1] по 9 марта 1918 года — Морское училище. С 25 января 2001 года — учреждение вновь получило наименование — Морской корпус и ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. [2]

Содержание

История

Первое упоминание Корпуса

Школа находилась в ведении оружейной палаты; учеников набирала «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Первым учителем был англичанин Генри Фарварсон, в 1698 году вступивший в русскую службу. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22 456 рублей в год.

XVIII век

В 1715 году в Санкт-Петербурге была учреждена Морская академия, или Академия морской гвардии. Пётр Великий лично следил за ходом обучения своей «Морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей».

Первым директором был француз, барон П.-А. де Сент-Илер. С учреждением академии на содержание московской навигацкой школы было оставлено лишь 5 600 р., а остальная сумма обращена на содержание академии.

Академия и школа просуществовали до 15 декабря 1752 года, когда указом по образцу сухопутного был основан «Морской шляхетный кадетский корпус» на 360 учащихся.

Воспитанники старшего класса назывались гардемаринами, а двух младших — кадетами. На содержание корпуса назначено было ежегодно 46 561 рубль. Для помещения отведён дом, бывший Миниха, на Васильевском острове, на углу набережной Большой Невы и 12 линии.

XIX век

Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, «чтобы колыбель флота, Морской кадетский корпус, был близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург, на то место, где он находится в настоящее время.

В 1826 число воспитанников увеличено до 505 человек, содержание — до 341 565 рублей.

В 1827 года при корпусе учреждены офицерские классы, которые в 1862 были преобразованы в Академический курс морских наук, с 1877 — в Николаевскую морскую академию (ныне Военно-морская академия).

Положение о корпусе высочайше утверждено 22 февраля 1894 года. Управление было вверено директору (он же начальник академии) при участии учебно-воспитательного совета и хозяйственного комитета. Общее число воспитанников составляло 320 человек, на содержание корпуса отпускалось по 208 437 рублей в год. В корпусе было 6 классов; три младших назывались общими, три старших — специальными. Для поступления в младший общий класс требовались знания в объёме курса первых трёх классов реального училища.

Приём производится по состязательному экзамену, причём преимущество предоставлялось детям военных чинов Морского ведомства. Окончившие полный теоретический и практический курс гардемарины (так назывались воспитанники старшего класса) осенью производились в мичманы.

XX век

В 1918 году Кадетский корпус был закрыт. В том же году в здании бывшего Морского корпуса были открыты курсы командного состава, реорганизованные в 1919 году в Училище командного состава. Длительное время училище было единственным в СССР, став родоначальником всех других военно-морских учебных заведений. С 1926 по 1998 годы училище носило имя Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.

1 ноября 1998 года в результате слияния Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский военно-морской институт. 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России институту было присвоено название «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт».

История Морского кадетского корпуса ныне продолжается в трех учебных заведениях: Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт, Кронштадтский морской кадетский корпус и Военно-морская академия имени адмирала Кузнецова.

Источник

В каком году был открыт морской кадетский корпус

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (ныне Военно-морской институт – Морской корпус им. Петра Великого) – старейшее военно-морское учебное заведение в России. Оно насчитывает уже более 300 лет своего существования, которое ведет от Навигацкой школы, образованной в 1701 г. императором Петром I в Москве.

Москва 1701 г. — 1715 г.

С июня 1701 г. разместившаяся в Сретенской (Сухаревой) башне в Москве Навигацкая школа начинает свою деятельность. К лету 1702 г. в ней обучалось 180 учеников, а к январю 1703 г. их было уже 300. Первый выпуск (64 человека) состоялся в 1705 г. Выпускники школы находят себя не только в морском деле, но и в артиллерии, инженерном деле, в архитекторе, а также становятся учителями. Вскоре, по царскому указу, школа переходит в ведение Адмиралтейского приказа. Возраст обучаемых определяется до 25 лет, а срок обучения – в зависимости от индивидуальных возможностей школяров (от 6 до 8 лет). В школе наиболее способные ученики разного звания (кроме крепостных) изучали математику, геодезию, навигацию, астрономию. Для школяров была определена своя форма одежды, как у европейских моряков.

В 1712 г. в Школе обучалось уже 530 человек. За полтора десятка лет здесь была выполнена намеченная Петром I программа подготовки штурманов, геодезистов, картографов, кораблестроителей и других специалистов для флота.

Санкт-Петербург 1715 г. — 1917 г.

В 1715 г. Навигацкий класс Школы переводится из Москвы в Санкт-Петербург. Оставшийся в Москве Математический класс Школы просуществовал до 1752 г. В Санкт-Петербурге Навигацкий класс размещается в доме адмиралтейского советника Кикина А.В. (дом стоял на месте сегодняшнего Зимнего дворца, а его хозяин был арестован за злоупотребления на службе).

1 октября 1715 г., на базе старших курсов Навигацкого класса школы, основывается Академия морской гвардии, или Морская академия – чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Навигацкий класс (школа) продолжает существовать как подготовительный к Академии. В Академии было 300 воспитанников, организационно разделенных на 6 бригад (отделений) по 50 человек в каждой. Академией командовал директор, а бригадами – офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков. Учебную часть возглавлял профессор. В 1716 г. для выпускников Академии было установлено звание – гардемарин (страж моря, морской гвардеец). После выпуска из Академии гардемарины зачислялись в гардемаринскую роту, находившуюся в Кронштадте и дальнейшая их подготовка была организована уже на базе флота. Каждое лето они распределялись по кораблям, а зимой продолжали подготовку на берегу. В конце обучения они сдавали экзамены и назначались на корабельные должности (но только при наличии вакансий). С назначением на должность гардемарин производился в чин мичмана. Этот чин с 1732 г. стал первым офицерским званием на флоте, сохранив этот статус до 1917 г. (с перерывом на 1751-1758 гг.).

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Зал самостоятельной подготовки

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Столовая

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Спальное помещение

Со смертью Петра I отношение власть имущих к Навигацкой школе и Академии становится, мягко говоря, прохладным. Это отразилось, например, в снижении ранга ее директора. Так, в начале 1728 г. директором назначается капитан 3 ранга Пушкин П.К., в 1730 г. – капитан 3 ранга Мятлев В.А., а в 1731 г. – капитан-лейтенант Арсеньев В.М. Только в 1733 г. директором стал контр-адмирал князь Урусов В.А.

В 1732 г., в связи со сносом дома Кикина, императрица Анна Иоановна пожаловала Морской академии каменный дом князя Алексея Долгорукова на Васильевском острове (сейчас там находится Академия художеств), куда она и перебралась.

В 1752 г. Морская академия преобразуется в Морской шляхетный корпус, а Навигацкая школа и гардемаринская рота упраздняются. Штат Корпуса предусматривал обучение 360 человек (к 1791 г. он увеличился до 1000 человек). В строевом отношении обучаемые подразделялись на 3 роты (по 120 человек в каждой), а в учебном отношении – на 3 класса. Теперь обучаемые назывались кадетами, при этом кадеты старшего класса (курса) назывались гардемаринами. Из общего числа обучаемых 39 человек готовили к службе артиллеристами (позже их количество увеличилось до 60 человек и их готовили до 1831 г.), а 30 человек – геодезистами (до 1762 г.). В Корпусе изучалось 28 предметов, в том числе: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, артиллерия, генеалогия, география, история, механика, навигация, политика, риторика, фортификация, иностранный язык (английский, немецкий, французский – по выбору), корабельная архитектура, морская практика, морские эволюции (тактическое маневрирование), такелажное дело, а также танцы и фехтование.

В 1753 г. Морскому корпусу императрицей Елизаветой Петровной был пожалован двухэтажный дом фельдмаршала Миниха (на углу набережной Невы и 12-й линии) куда Корпус и перебрался, но только в декабре 1755 г. Во главе Корпуса был поставлен известный моряк — гидрограф капитан 1 ранга А.И. Нагаев.

В 1764 г. была учреждена должность инспектора классов, отвечавшего за учебный процесс в Корпусе, а в 1769 г. – основана библиотека.

В 1771 г., после большого пожара на Васильевском острове, уничтожившего много домов и, в частности, здание Корпуса, кадеты были переведены в Кронштадт, в Итальянский дворец, где размещались до 1798 г.

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Бриг «Наварин»

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Музей Морского корпуса

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Музей Морского корпуса

В 1798 г. Корпус вернулся на набережную Васильевского острова в здание, приобретенное по указу императора Павла I у английского купца, державшего там сахарный завод. Здание было восстановлено и достроено под руководством архитектора Ф.М. Волкова. Уже тогда здание имело вид, близкий к теперешнему. Цилиндрическая надстройка в центре здания была возведена в 1832 г. Она предназначалась для производства астрономических наблюдений, а позже использовалась как сигнальный наблюдательный пост. Впоследствии к основному зданию были пристроены здания, в которых размещались Столовый и Компасный залы, а также другие помещения. Все это располагалось в пределах квартала, ограниченного набережной Невы, 11-й и 12-й линиями и Большим проспектом

В 1802 г. из названия Корпуса было исключено слово «шляхетный» и он стал называться Морской кадетский корпус. Контингент обучаемых комплектовался по-прежнему только из детей дворянских семей.
При императорах Александре I и Николае I в организационном отношении Корпус приравняли к Морскому экипажу (по образцу армейского батальона). Корпус включал гардемаринскую, 3 кадетских и одну резервную (для малолетних воспитанников) роты (что соответствовало годам обучения воспитанников). Гардемарины, после выпуска из Корпуса, стажировались на кораблях и сдавали специальный экзамен, после чего получали первое офицерское звание – мичман.

Заметный след в истории Корпуса оставил адмирал Иван Федорович Крузенштерн, бывший в период 1811-1827 гг. инспектором классов, а в период 1827-1842 гг. – директором Корпуса. При нем были созданы музей и обсерватория, а в Столовом зале установлена модель брига «Наварин» (в 0,5 натуральной величины), который использовался как учебное пособие при обучении кадетов в зимнее время.

По инициативе Крузенштерна, во время вторжения в Россию войск Наполеона, Корпус временно был эвакуирован в Свеаборг. Так же по его инициативе 28 января 1827 г. при Морском корпусе был открыт Офицерский класс для совершенствования подготовки корабельных офицеров. Этот Офицерский класс (с 1862 г. – Академический курс морских наук) в 1877 г. был преобразован в Николаевскую морскую академию (в 1907 г. она была выделена из состава Морского кадетского корпуса и стала самостоятельным учебным заведением).

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Артиллерийский класс

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Минный класс

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Учебный класс

В 1867 г. Морской кадетский корпус был переименован в Морское училище, которое было отнесено к разряду высших учебных заведений. Был введен Устав училища, определен срок обучения 4 года, штатный состав обучаемых сокращен до 240 человек (при ежегодном выпуске 60 гардемаринов). Курс обучения делился на общую часть (срок обучения 1 год) и специально-морскую (срок обучения 3 года). В 1875 г. срок обучения в Морском училище увеличился до 5 лет. В 1882 г. упразднили звание гардемарина и при выпуске сразу стали присваивать звание мичмана.

В 1891 г. Морское училище было вновь переименовано, получив старое название: Морской кадетский корпус. При этом срок обучения был увеличен до 6 лет (3 года – общая подготовка, 3 года – специальная подготовка). Предусматривалось обучение 320 человек. Обучающиеся в Корпусе делились на 3 разряда: дети офицеров, дети потомственных дворян и «своекоштные». «Своекоштные» кадеты находились на обеспечении своих родителей и только посещали занятия, проживая у себя дома. Гардемаринами в то время называли тех, кто окончил теоретический курс по программе старшей кадетской роты и направлялся в плавание перед выпуском. Позднее гардемаринами стали называть воспитанников рот специальной подготовки, а кадетами — воспитанников рот общей подготовки. С 1896 г. вторая по старшинству рота стала называться младшей гардемаринской.

В 1898 г. предусматривалось обучение уже 600 человек, из которых 525 находились на полном государственном обеспечении.

К сентябрю 1899 г. выстроили еще одно здание по 11-й линии, где разместилась старшая гардемаринская рота (выпускной курс).

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Конференц-зал

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Церковь

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Выпускники

В 1906 г. Военно-морское училище опять было переименовано в Морской корпус. Число обучаемых увеличено до 750 человек. Главными предметами в специальных классах определены: морская тактика и военно-морская история.

В 1914 г. император Николай II назначил шефом Корпуса своего сына, цесаревича Алексея и учебное заведение стали называть «Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус».

Во время Первой мировой войны сроки обучения в Корпусе были сокращены, при сохранении основного объема учебных программ.
Блестящие флотские офицеры и адмиралы, среди которых герои воин, первооткрыватели, путешественники… были выпускниками Морского корпуса. Также среди выпускников художники Верещагин и Боголюбов, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль, композитор Римский-Корсаков, писатель Станюкович.

В 1916 г. Корпус был снова переименован и стал называться «Морское Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича училище», а в марте 1917 г., с приходом к власти Временного правительства, в названии осталось только «Морское училище». Морское училище продолжало работать до марта 1918 г., когда, уже Советской властью, было расформировано.

Руководители учебного заведения:
1701 — 1715 — Ф. М. Апраксин и Ф. Ф. Головин
1715 — 1716 — Генерал-лейтенант Сент-Илер
1716 — 1719 — Граф А. А. Матвеев
1719 — 1722 — Бомбардир-капитан Г. Г. Скорняков-Писарев
1722 — 1727 — Капитан А. Л. Нарышкин
1727 — 1728 — Вице-адмирал Д. Вильстер
1728 — 1730 — Капитан П. К. Пушкин
1730 — 1732 — Капитан В. А. Мятлев
1732 — 1733 — Капитан-лейтенант В. М. Арсеньев
1733 — 1739 — Генерал-лейтенант В. А. Урусов
1739 — 1744 — Капитан П. К. Пушкин
1744 — 1760 — Капитан 1 ранга А. И. Нагаев
1760 — 1762 — Капитан 1 ранга Ф. Ф. Милославский
1762 — Граф И. И. Шувалов
1762 — 1802 — Адмирал И. Л. Голенищев-Кутузов
1802 — 1825 — Контр-адмирал П. К. Карцов
1825 — 1826 — Вице-адмирал П. М. Рожнов
1826 — 1842 — Адмирал И. Ф. Крузенштерн
1842 — 1848 — Вице-адмирал Н. П. Римский-Корсаков
1848 — 1851 — Вице-адмирал Н. Г. Казин
1851 — 1856 — Контр-адмирал В. А. Глазенап
1855 — 1857 — Вице-адмирал А. К. Давыдов
1857 — 1861 — Контр-адмирал С. С. Нахимов
1861 — 1871 — Контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
1871 — 1882 — Контр-адмирал А. П. Епанчин
1882 — 1896 — Вице-адмирал Д. С. Арсеньев
1896 — 1901 — Контр-адмирал А. X. Кригер
1901 — 1902 — Контр-адмирал А. И. Даможиров
1902 — 1905 — Контр-адмирал Г. П. Чухнин
1905 — 1906 — Контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
1906 — 1908 — Капитан 1 ранга С. А. Воеводский
1908 — 1913 — Контр-адмирал А. И. Русин
1913 — 1917 — Контр-адмирал В. А. Карцев

Материалы для публикации подготовлены Дьяковым Ю.П.

Источник

Морской Кадетский Корпус в Санкт-Петербурге. История ВВМУ им. М. В. Фрунзе.

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

15 декабря 7254 лета или 1752 года по новому стилю императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ, в соответствии с которым Морская Академия была преобразована в «Морской шляхетский кадетский корпус»

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками исключительно дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном – на три класса. Воспитанники старшего класса изучали высшие морские дисциплины и именовались гардемаринами. Воспитанники второго класса изучали навигацию и другие дисциплины и назывались кадетами. Воспитанники третьего класса проходили тригонометрию и другие дисциплины и также назывались кадетами. Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 – третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Все гардемарины и кадеты имели ружья и амуницию. Из хорошо успевающих гардемарин назначались: каптенармус, подпрапорщик, фурьер, четыре сержанта, четыре капрала и восемь ефрейторов, командиром роты был капитан 3-го ранга. В роте также были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик.

в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус

Программа обучения включала 28 учебных дисциплин, в числе которых были математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, один из основных европейских языков по выбору воспитанника, морские эволюции (тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций», фехтование, танцы. Число штатных преподавателей возросло до 40 чел., при каждом из которых состоял помощник. Общее руководство преподавательской деятельностью осуществлял профессор. К проведению занятий, в том числе и по иностранным языкам, неизменно привлекались ротные и классные офицеры. В летнюю кампанию кадеты и гардемарины проходили практику на балтийских кораблях.

Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить. Все заботы по организации нового военно-учебного заведения легли на плечи выпускника Навигацкой школы капитана 1-го ранга Алексея Ивановича Нагаева, который шесть лет командовал Морской академией, а затем в течение восьми лет кадетским корпусом. А.И.Нагаев занимался подбором учителей, заготовкой для корпуса мебели, одежды, посуды и провизии. Несмотря на все усилия, предпринятые Нагаевым по становлению Морского корпуса, его деятельность не всегда получала одобрения со стороны Адмиралтейств-коллегии, которая вмешивалась почти в каждое распоряжение А.И.Нагаева по хозяйственной и учебной части. Трения между Нагаевым и Адмиралтейств-коллегией затрудняли финансирование мероприятий, намеченных Нагаевым, и в целом сдерживало развитие корпуса.

И.Л.Голенищев-Кутузов сумел добиться расширения своих полномочий и независимости от Адмиралтейств-коллегии в принятии решений, касающихся Морского кадетского корпуса. В нем сохранилось деление на три роты, каждой из них были вручены знамена: первой роте – белое, второй и третьей – желтые. Директор придавал большое значение обучению кадет практике морского дела, искусству судовождения и морских эволюций, изучению французского, английского и немецкого языков, поскольку морскому офицеру необходимо знакомиться с книгами о мореплавании, которых на русском языке практически не осталось. И.Л.Голенищеву-Кутузову удалось открыть в корпусе типографию для печатания книг и морских карт и даже восстановить геодезический класс, необходимый для описи берегов и земель, снятия планов, описи лесов.

С 1764 г. в корпусе учреждается должность главного инспектора классов, отвечавшего за постановку учебного дела. Первым инспектором был назначен один из образованнейших людей своего времени Григорий Андреевич Полетика, осуществивший важные перемены, направленные на упорядочение учебного процесса и регламентацию объема преподаваемых дисциплин. Было четко установлено, какие предметы и в каком объеме должны изучаться в том или ином классе, определены учебники и учебные пособия, которыми следует пользоваться в ходе учебного процесса. Были введены полугодовые экзамены, самостоятельная подготовка к урокам. В 1769 г. основана библиотека корпуса, ставшая одной из наиболее полных в стране по объему оригинальной и переводной литературы. Больше стало уделяться внимания воспитанию молодых моряков на историческом опыте, учреждены т.н. «математические классы» для подготовки кадров преподавателей. К работе в корпусе широко привлекались лучшие специалисты флота, ученые Академии наук. Система обучения, введенная Полетикой, в главных чертах в течение многих лет сохранялась в Морском корпусе.

Из инспекторов классов, служивших при Голенищеве-Кутузове, следует отметить выпускника Морской академии Николая Гавриловича Курганова и выпускника Морского корпуса Платона Яковлевича Гамалея, обладавших обширными по своему времени познаниями, педагогическим тактом и энергией. Н.Г.Курганов стал автором большого числа учебников и пособий, которые использовались при обучении кадет. П.Я.Гамалея поставил научную подготовку воспитанников на исключительную высоту, благодаря которой флот получил большое число прекрасно образованных моряков, известных впоследствии своими научными исследованиями, участием в значительных экспедициях.

23 мая 1771 г. на Васильевском острове произошел сильный пожар, в результате которого здание, в котором размещался Морской корпус сгорело. Корпус был переведен из Петербурга в Кронштадт и размещен в Итальянском дворце.

В годы командования корпусом И.Л.Голенищева-Кутузова стали уходить в прошлое многие традиции, связанные с грубостью кадет, распущенностью, выходками, вызывавшими возмущение населения Санкт-Петербурга. В корпусе практически отказались от непомерных телесных наказаний. В приказах о наказаниях воспитанников основное место занимали формулировки: оставить без обеда, не увольнять «за корпус», посадить в «пустую», т.е. в карцер, одеть в серую куртку, разжаловать из гардемарин в кадеты. За серьезные проступки были и телесные наказания, однако не столь суровые как раньше, и исключение из корпуса.

Порядок в ротах в основном поддерживали старшие гардемарины, которые стремились присвоить себе право командовать не только кадетами, но и младшими гардемаринами. Решение многих вопросов заканчивалось потасовками, а иногда и серьезными драками, происходившими на заднем дворе корпуса. Корпусные поэты старались запечатлеть эти бои в своих эпохальных поэмах. Суровые условия корпусной жизни воспитывали у кадет чрезвычайную спаянность. Корпусной офицер Н.Бестужев давал совет своему брату, гардемарину: «Не давай себя в обиду, если под силу побейте сами, а отнюдь не смейте мне жавловаться на обидчиков. Более всего остерегайтесь выносить сор из избы, иначе вас назовут фискалами и тогда горька будет участь ваша». В корпусе считалось молодечеством выносить самое жестокое наказание молча. Таких воспитанников называли «чугунами» и «стариками». Последнее прозвище было особенно почетным.

Для морской практики гардемарины и кадеты-артиллеристы ходили на кораблях и фрегатах Балтийского флота. В годы существования Корпуса чужестранных единоверцев в Морской шляхетский кадетский корпус направлялись на стажировку воспитанники этого корпуса, главным образом, греки.
в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть фото в каком году был открыт морской кадетский корпус. Смотреть картинку в каком году был открыт морской кадетский корпус. Картинка про в каком году был открыт морской кадетский корпус. Фото в каком году был открыт морской кадетский корпус
В 1783 г. в связи с потребностями флота в офицерских кадрах штатная численность Морского шляхетского кадетского корпуса возросла вдвое и достигла 600 человек. В корпусе было сформировано 5 рот. Екатерина II в течение всех лет своего правления с особым уважением относилась к Морскому корпусу, «имея в виду заслуги оказанные Ей и отечеству питомцами Морского кадетского корпуса, везде служившими с похвалой». В этой связи корпусу был подарен императрицей дворец в Ораниенбауме. Однако по ряду причин переезд туда из Кронштадта не состоялся

Император Павел I на четвертый день после вступления на престол своим указом объявил, что сохраняет за собой звание генерал-адмирала флота, и сообщил директору корпуса И.Л.Голенищеву-Кутузову о своем решении перевести корпус из Кронштадта в Санкт-Петербург, на Васильевский остров, в комплекс зданий, построенных архитектором Ф.И.Волковым. Павел I постоянно оказывал знаки внимания корпусу, часто посещал его, присутствовал на лекциях, беседовал с кадетами. Иногда за хорошее преподавание прямо в аудитории мог присвоить преподавателю следующий чин, а кадета за хороший ответ произвести в унтер-офицеры. Император неоднократно пытался найти в корпусе хоть какой-то беспорядок, но ему никак не удавалось этого сделать, несмотря на неожиданное появление в корпусе в самое разное время суток. И тогда он просил императрицу неожиданно проинспектировать корпус. К радости директора, офицеров и преподавателей она оставалась довольна порядком.

По отзывам историков, время пребывания на престоле императора Павла I было одним из самых благоприятных для Морского корпуса. При нем была утверждена новая форма: зеленые двубортные мундиры и штаны, зимой одноцветные с мундиром, летом белые; ботфорты, треугольная шляпа, кортик. После осуществленных перестроек зданий корпуса по указанию императора 600 переведенных из Кронштадта воспитанников были с удобствами размещены в новых зданиях. Историки по разному оценивают пребывание на престоле Павла I, но все сходятся в том, что император постоянно с благосклонностью относился к флоту. В царствование Павла I из Морского корпуса было выпущено 468 человек: 243 – мичманами во флот, 42 – в морскую артиллерию, 181 – в сухопутные войска. Из числа выпускников корпуса этого периода наибольшую известность получили Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен (1797), совершивший плавание к южному полюсу; адмирал Л.Ф.Богданович, отличившийся в Наваринском сражении, М.Ф.Гарковенко, будущий инспектор классов при 6-ти директорах корпуса, 50 лет прослуживший в Морском корпусе.

При Павле I был установлен корпусной праздник – 6 ноября. В 1797 г. была построена корпусная церковь во имя Святого Павла Исповедника, чья память отмечалась 6-го ноября в день восшествия на престол императора Павла I.

П.К.Карцов был одним из ближайших сподвижников адмирала Ф.Ф.Ушакова и испытанным в боях моряком, в корпусе он оказался энергичным и просвещенным воспитателем и администратором. С помощью инспекторов корпуса П.Я.Гамалеи и М.Ф.Гарковенко ему удалось поставить дело научной подготовки воспитанников на исключительную высоту и ему российский флот обязан целой плеядой образованных и талантливых моряков. Свидетели той эпохи вспоминали, с каким рвением занимались в то время воспитанники. Лучшие ученики пользовались глубоким уважением своих товарищей, которые называли их по имени и отчеству. Почетная кадетская кличка «Зейман» (от английского seaman-моряк), которую давали первым воспитанникам, для честолюбивых подростков была почетнее любого диплома. Из этих «зейманов» и вышли знаменитые ученые гидрографы, мореплаватели, совершавшие кругосветное плавание, боевые адмиралы.

В 1812 г., во время Отечественной войны, воспитанники всех кадетских корпусов были эвакуированы в г. Свеаборг в Финляндии, где они находились в течение четырех месяцев. В 1817 г. штат воспитанников Морского корпуса был увеличен до 700 человек, распределенных по 5 ротам. В 1825 г. директором корпуса назначается вице-адмирал П.М.Рожнов, считавшийся одним из опытных и боевых моряков. В это время в корпусе процветали фехтование, городки, коньки. В конце учебного года гардемарины в обязательном порядке отправлялись в учебное плавание. Находясь в плавании гардемарины выполняли все матроские работы, старались проявлять лихачество, чтобы завоевать авторитет среди товарищей.

Из корпуса за время царствования Александра I было выпущено 2019 человек. Из 1783 выпускников-мичманов окончили службу адмиралами – 35 человек, вице-адмиралами – 33, контр-адмиралами – 40, полными генералами – 3, генерал-лейтенантами – 21, генерал-майорами – 54 и т.д. В числе выпускников этого периода выдающиеся адмиралы и флотоводцы: Михаил Петрович Лазарев (1805), Павел Степанович Нахимов (1818), Владимир Алексеевич Корнилов (1823). П.С.Нахимов и В.А.Корнилов были смертельно ранены во время героической обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Адмирал Ф.М.Новосильский (1823), кавалер ордена Св. Георгия 3-й степени за Синопское сражение, награжден орденом Св. Владимира 1-ой степени за оборону Севастополя; адмирал Е.В.Путятин (1822) проявил большие дипломатические способности для установления дипломатических отношений с Японией; барон Ф.П.Врангель (1815) произвел описание северных берегов Сибири (в честь него назван один из островов в Северном Ледовитом океане). Выпускники этого периода были награждены: орденами Св. Андрея Первозванного – 3 человека, Александра Невского – 12, Владимира 1-й степени – 3, Белого Орла – 20, Владимира 2-й степени – 28, Анны 1-й степени – 44, Станислава 1-й степени – 54. Совершили кругосветное плавание – 96 человек, 12 человек были в плавании по два раза. Выпускникам корпуса Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву принадлежит честь открытия Антарктиды. Граф Ф.П.Толстой (1802) стал известным русским художником, был президентом Академии художеств, М.Ф.Рейнеке (1818) стал известным русским гидрографом, сделавшим многое для составления карт Белого и Балтийского морей; Владимир Иванович Даль (1819) стал автором «Толкового русского словаря».

Строгие нововведения в организации службы и дисциплинарной практике, осуществленные императором Николаем I, не обошли и Морской корпус. В организационно-строевом отношении с 1826 г. корпус был приравнен к флотскому экипажу батальонного состава, имевшему гардемаринскую, три кадетские и вновь учрежденную резервную, или малолетнюю, роту (для впервые принимаемых воспитанников 10-12 лет). Штат каждой роты составлял 101 чел. В соответствии с новыми указаниями воспитанников из класса в класс стали переводить не по одиночке, а целыми классами. Большое внимание уделялось строевой подготовке, «ротным фронтовым учениям», были введены телесные наказания. Для ознакомления с порядком прохождения службы в сухопутных корпуса ко 2-му кадетскому корпусу было прикомандировано три младших офицера Морского корпуса.

14 октября 1827 г. директором Морского корпуса был назначен контр-адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Назначение на должность директора выдающегося мореплавателя, исследователя и флотоводца адмирала И.Ф.Крузенштерна (инспектор классов Морского корпуса в 1811-1827 гг., директор в 1828-1842 гг.) способствовало гуманизации обучения и воспитания в корпусе. Обладая в высшей степени деликатным характером, Крузенштерн не забыл о грубых нравах, которые царили в корпусе во время его пребывания там и потребовал от офицеров и преподавателей нравственного отношения к кадетам. Право на телесное наказание он оставил за собой.

В учебный курс были введены новые предметы и интенсивность обучения увеличилась. В корпусе были введены военное судопроизводство, химия, начертательная геометрия, артиллерия, фортификация. Для чтения лекций и проведения семинаров привлекались лучшие специалисты различных отраслей наук. Крузенштерн регулярно посещал классные занятия, присутствовал на экзаменах. В Столовом зале была установлена модель героического брига «Наварин» в половину натуральной величины, что позволяло даже в зимнее время проводить морскую подготовку кадет. Одновременно была построена разборная модель фрегата «Президент». Для практического обучения – сформирован специальный отряд кораблей из учебных фрегатов. Впервые производство в офицеры стало проводиться ежегодно всем выпуском после сдачи осеннего экзамена.

28 января 1827 г. при Морском корпусе были организованы офицерские классы для подготовки офицеров из «отличнейших кадет». Пребывание в офицерском классе было рассчитано на два года. В течение этого времени кадетам предлагалось изучить высшую математику, астрономию, теорию кораблестроения. Для чтения лекций в офицерских классах приглашались известные ученые и академики того времени. Устанавливалось два класса – низший и высший, перевод из низшего в высший осуществлялся по итогам учебы и поведению. В случае, если мичман не мог перейти из низшего класса в высший, он оставался еще на один год. После второго года обучения выпускникам офицерского класса присваивалось звание лейтенанта. Офицеры класса должны были плавать на адмиральских кораблях. Офицерские классы окончили будущие адмиралы Г.И.Невельской, А.И.Бутаков, К.Н.Посьет.

15 декабря 1852 г. Морской кадетский корпус торжественно отметил столетие корпуса. Император Николай I пожаловал корпусу знамя, прибивание которого к древку состоялось 14 декабря в Зимнем дворце. Император вбил первый от вершины древка медный гвоздь, второй гвоздь был вбит императрицей, а остальные гвозди другими членами императорской фамилии и представителями Морского корпуса, после чего новое знамя было вручено корпусу.

За время царствования Николая I из Морского кадетского корпуса было выпущено 1883 человека. Из числа выпущенных окончили свою службу на флоте: адмиралами – 23 человека, вице-адмиралами – 73, контр-адмиралами – 208, полными генералами – 2, генерал-лейтенантами – 20, генерал-майорами – 65. Корпус прославили адмиралы Г.И.Бутаков (1837), И.И.Бутаков (1839), Б.А.Глазенап (1826), А.А.Попов (1838), выдающийся кораблестроитель. Адмиралу Г.И.Невельскому принадлежит заслуга присоединения к России Амурского края. Десятки выпускников корпуса отличились в ходе Крымской войны.

С началом царствования Александра II в жизни корпуса произошли определенные изменения. Созданная комиссия установила, что число воспитанников корпуса превышает действительную потребность, воспитанники принимаются в корпус в слишком раннем возрасте, общее образование следует отделить от специального, практическому морскому образованию уделяется слишком мало времени. Уже с 1856 г. стали заметны изменения в жизни корпуса: лучшие по успехам гардемарины стали назначаться на корабли, отправлявшиеся в дальнее плавание. В 1860 г. была ликвидирована гардемаринская рота, отменено производство из мичманов в лейтенанты по окончании курса офицерских классов. Звание гардемарин теперь присваивалось выпускаемым из корпуса воспитанникам по окончании курса. Для привития практических навыков будущим морским офицерам существовал винтовой фрегат «Дмитрий Донской», на котором каждый гардемарин обязан был отплавать два года.

С 1861 г. введены в действие новые правила приема в корпус – конкурсные экзамены по семи предметам и пробное плавание. Пробное плавание вводилось с целью дать возможность юношам, желающим стать моряками, испытать свои возможности для службы на море и познакомиться с морским делом. В корпус стали принимать юношей 14-17 лет не только дворянского происхождения, но и детей «потомственных почетных граждан», заслуженных офицеров, чиновников гражданских ведомств. Для поступления требовалось иметь крепкое здоровье. Ежегодно в корпус принималось не более 50 человек. Укреплению дисциплины способствовала отмена телесных наказаний и определенная демократизация внутренней жизни учебного заведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *