в каком году был основан слоним
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
«Слоним — это город, куда не ездят со своим хоботом», — однажды родилась в голове такая шутка. Но на самом деле, забавное на слух название белорусского города происходит от слова «заслонять», и город когда-то носил название Услоним (то есть «укрепление»), под которым впервые упоминается в 1252 году, причём есть версия, что возник он здесь ещё двумя столетиями раньше. На протяжении нескольких столетий Слоним был вотчиной Сапег — влиятельного дворянского рода Великого княжества Литовского, в составе России оказался после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, а в XX веке успел побывать в составе Польши в 1920-39 годах, то есть до присоединения Западной Белоруссии к СССР. В наши дни это третий по величине (50 тысяч жителей) город Гродненской области с довольно немалым количеством исторических достопримечательностей.
В июле 2015 года я провёл две недели на своей даче в Минской области, и в Слоним в один из дней мы съездили на машине с моим братом Иваном и двумя его друзьями, которые путешествовали по Беларуси. Ехать в соседнюю Гродненскую область, — расстояние от дачи вышло примерно в два раза больше, чем до Минска, — около 150 километров.
2. Так как в город мы приехали с восточной стороны, первой увиденной нами достопримечательностью Слонима стал костёл святого апостола Андрея, построенный в 1770-75 годах — на закате Речи Посполитой. Довольно сдержанный, но красивый образец виленского барокко.
4. Нынешний храм — не первый на этом месте. Первый костёл здесь был построен ещё в 1490-е годы по указу польского короля Казимира IV Ягеллона, но он был деревянным и сгорел во время русско-польской войны 1654-1667 годов.
6. Как видно, в виленском барокко акцент делается на вертикальных формах, а не на горизонтальных. Поэтому сколь вытянутым и стремящимся кверху выглядит лицевой фасад костёла, столь небольшим кажется основной объём здания.
7. На прихрамовой территории — видимо, могилы священнослужителей.
11. И изящное внутреннее убранство костёла:
12. Перед костёлом — площадь Льва Сапеги. С именем этого человека связан значительный подъём Слонима в конце XVI века; будучи городским старостой, он занимал должность великого канцлера ВКЛ.
13. Это ещё не центр Слонима, а исторический район Замостье (то есть находится за рекой). Здесь же рядом находится и железнодорожный вокзал, но его посмотрим уже в конце.
14. На переднем плане виден мост, а вдалеке вырисовывается силуэт православного Спасо-Преображенского собора.
15. В стороне виден железнодорожный мост:
16. А под мостом какое-то болото. Это речка Щара, основное русло которой обмелело и заболотилось из-за того, что воду забрали в канал, через который переброшен следующий мост.
17. Идём дальше. В центр ведёт улица Янки Купалы, на которой попадаются и довольно старые домики.
18. Как это часто бывает в Белоруссии и соседних с ней российских областях, многие дома стоят боковым фасадом к улице.
19. Широко распространены полувальмовые крыши (как у дома посередине), здесь ещё больше, чем на востоке Беларуси. Иногда такие и на новых домах можно увидеть.
20. А вот и канал, в который забрано течение реки Щары. Он является частью водной системы Огинского канала, прорытого в 1770-е годы, и соединяющего Щару — приток Нёмана, с Ясельдой — притоком Припяти, то есть балтийский бассейн и днепровским. Канал в Слониме лишь вспомогательный, и служит для поддержания уровня воды и, в прошлом, возможности судоходства (как, например, Цнинский канал в Вышнем Волочке), а сам Огинский канал расположен южнее, в Брестской области, но и его мне было бы интересно посмотреть отдельно.
21. Взгляд обратно на Замостье. Виден Андреевский костёл, с православным собором они довольно удачно перекликаются.
22. А это уже центр. Встречается дореволюционная застройка времён Российской империи.
23. Возле магазина дверей стоит дверь в никуда, а может быть, даже и портал в другое измерение 🙂
24. Центр довольно оживлённый:
25. Переулок поблизости. Старый домик в конце него сейчас занимает почта.
26. Спасо-Преображенский кафедральный собор. Это православный храм, превращённый из костёла во второй половине XIX века, что даже видно по архитектуре. Впрочем, на самом деле, подлинный собор был снесён в 1960-е годы, а нынешний — новодел 2000-х годов. В Беларуси такие воссоздания храмов — явление довольно частое.
27. Гостиница напротив — вроде, советское здание:
28. А чуть левее — памятник Ильичу, открывающий перспективу бульвара Первомайской улицы. Между прочим, в кадре этого не видно, но вождь рукой указывает прямо на храм.
29. Ещё один костёл — Непорочного Зачатия Девы Марии, построен ещё в XVII веке (1664-70). Что интересно, к улице он обращён апсидой.
30. Вид с другой стороны. Двор, бельё на леске и башня костёла.
31. Городская жизнь. Кстати, Слоним почему-то кажется меньше, чем он есть. Если бы я не знал, что здесь живёт 50 тысяч человек, то подумал бы, что не больше тридцати. Забавно, но это город одного размера с Салехардом (хотя лучше сказать наоборот).
32. Танк Т-34 — памятник воинам-освободителям. В Великую Отечественную войну Слоним был оккупирован немецкими войсками на третий день войны — 24 июня 1941 года, а освобождён Красной армией в ходе операции «Багратион» 10 июля 1944 года.
33. А это синагога, построенная в 1642-48 годах. К сожалению, стоит заброшенная, и реставрация всё никак не начнётся (синий деревянный забор вокруг стоит, похоже, уже не одно десятилетие). Не забываем о том, что мы в Белоруссии, то есть в бывшей территории черты оседлости. Слоним долгое время был еврейским местечком, и надо сказать, что эта синагога на редкость большого размера.
34. Так она выглядит сбоку:
35. И можно даже заглянуть внутрь:
36. На местами уже покосившемся заборе, окружающем синагогу, обнаружилась вот такая прекрасная надпись. Правда, к кому этот крик души обращён, я так и не понял.
37. Колоритная улочка, прилегающая к синагоге:
38. И ещё более колоритный переулок.
40. Возле синагоги даже сохранилась какая-то атмосфера еврейского местечка.
41. А в этом старом домике, видимо, церковь каких-то протестантов.
42. Выходим к площади Ленина:
43. Поблизости, на фоне кирпичных хрущёвок, стоит ещё один храм — церковь Святой Троицы, ныне православная, но в здании бывшего костёла бернардинцев середины XVII века (между прочим, старейшее сохранившееся здание Слонима). В отличие от Преображенского собора, это уже не новодел. Что интересно, православной церкви храм был передан в XIX веке (после польского восстания 1863 года), снова стал костёлом «за польским часом» XX века, то есть в 1920-39 годах, после вхождения города в состав СССР был закрыт, а православной церкви возвращён не в постсоветские годы, а сразу после войны, то есть действовал в советские времена.
44. Тенистый уютный переулок:
46. Так мы вышли на набережную уже показанного канала.
47. Угловой дом в правой части кадра, скорее всего, построен в межвоенной Польше:
48. В одном из дворов стояла моторная лодка, что меня слегка удивило. Чаще такое можно увидеть где-нибудь на Севере или в Сибири 🙂 Или хотя бы там, где водоёмы более-менее крупные.
50. Вокзал в Слониме — польский, 1923 года постройки. И, надо сказать, очень красивый. Кстати, посмотрев местное расписание поездов, я удивился, поняв, что до Слонима можно напрямую доехать из Петербурга — гродненским поездом, которым я неоднократно ездил в Минск.
51. Водонапорная башня, по-видимому, тоже польская:
52. В пустынном зале ожидания сохранились старые добрые советские камеры хранения. Таких сейчас довольно мало осталось, хотя в 2013 году я пользовался такими на одном из вокзалов Рязани.
53. Автовокзал рядом с железнодорожным:
54. Вид в сторону Волковыска и Гродно. Электрификации на железной дороге здесь нет.
На этом и завершу рассказ об этом небольшоим западно-белорусском городе.
Слоним
описание
Слоним возник как пограничное укрепление, даже его название происходит от древнеславянского слова, означающего «преграда». Это один из старейших городов Беларуси с почти 1000-летней историей, которая оставила многочисленные следы на его улицах в виде старинных храмов и других построек.
Как и многие другие поселения, Слоним был основан у слияния двух рек – Щары и Иссы. Со временем он стал важным транспортным узлом. Трасса М11 связывает его с Вильнюсом, а Р99/65 – с Белостоком. Здесь также находится важная железнодорожная станция. Население этого районного центра составляет почти 50 тыс. человек.
5 причин посетить Слоним
Город получил Магдебургское право еще в 1531 году. Однако долгое время оставалось неясным, где же находилась ратуша. Ответить на этот вопрос помогли архивные документы, датируемые концом XVIII века. Благодаря им удалось установить, что речь идет о здании по адресу ул. Советская, 6. После перестройки оно мало чем отличается от соседних домов. Однако пилястры, украшающие фасад, напоминают о славном прошлом Слонимской ратуши.
Ратуша в Слониме
2. Увидеть храм-крепость
Троицкий собор – не только самая старая, но и, пожалуй, самая интересная постройка Слонима. Он был возведен в середине XVII века и считается образцом барокко, хотя облик Троицкого собора напоминает скорее готические храмы-крепости. На это указывают мощные стены, укрепленные контрфорсами, а также граненая башня над главным входом (раньше в ее арочных нишах размещались круглые бойницы).
Бывший мужской бернардинский монастырь в Слониме
3. Прогуляться по Альбертину
Так называется пригород Слонима, где находится усадьба, принадлежавшая некогда роду Пусловских. Ландшафтный парк – прекрасное место для прогулок, здесь сохранились вековые деревья (среди них немало экзотов). Он окружает усадебный дом с флигелем и конюшню, которые представляют различные архитектурные стили: от позднего классицизма до модерна.
Усадьба Пусловских в предместье Альбертин
4. Посетить Главную синагогу
С давних пор евреи составляли значительную часть местного населения. В Слониме действовали сразу несколько молельных домов, однако духовным центром жизни иудейской общины всегда оставалась Главная синагога. Это высокое здание с мощными стенами и барочным фронтоном издавна является одной из архитектурных доминант Слонима. В нутрии нее сохранились остатки росписей, а также бима – особое возвышение, с которого читаются свитки Торы.
Синагога в Слониме
5. Окунуться в атмосферу уездного города
Помимо храмов в Слониме также сохранились общественные и жилые постройки, включая несколько городских особняков, пожарное депо с каланчой, астерию, банк и др. Они датируются второй половиной XVIII и первой половиной XX веков. Благодаря этому у тех, кто приезжает в этот город, есть прекрасная возможность прогуляться по тихим зеленым улочкам и представить себе, как выглядел Слоним во времена своего расцвета.
История
Археологические находки дают основания полагать, что поселение на месте Слонима появилось еще в XI веке. Все же первое письменное упоминание города, с которого и ведет отсчет его история, относится к 1252 году. Тогда он назывался Услонимом и, судя по всему, уже был важным торговым и культурным центром.
Примерно в это же время город вместе с окрестными землями вошел в состав ВКЛ. Известно, что в Грюнвальдской битве принимала участие Слонимская хоругвь. Вскоре после нее город стал центром одноименного повета.
Дальнейшая история города тесно связана с родом Сапег, которые владели им и многое сделали для экономического развития Слонима. Благодаря Льву Сапеге в 1591 году удалось подтвердить его право на самоуправление, тогда же город получил собственный герб.
В XVIII веке Слоним не раз менял своих владельцев, успев побывать даже королевским владением. Город успешно развивался, здесь даже появился придворный театр. После того, как в 1795 году Слоним оказался в составе Российской империи, он на некоторое время даже стал центром одноименной губернии.
Следующее столетие ознаменовалось успешным экономическим развитием. Слоним также стал крупным центром хасидизма на белорусских землях. В сентябре 1915 года город был оккупирован кайзеровскими войсками, а по Рижскому мирному договору вошел в состав Польши.
Жизнь в Слониме резко изменилась в 1939 году, когда весь повет был присоединен к БССР и вскоре стал районом в составе Барановичской области. Фашистская оккупация сопровождалась массовым уничтожением мирного населения, и в первую очередь евреев. Лишь в июле 1945 года Слоним был освобожден.
В 1954 году он вошел в состав Гродненской области, а 9 лет спустя стал городом областного подчинения. Еще одним важным событием в истории Слонима стало его объединение с поселком Альберти, которое произошло вскоре после этого, 19 января 1965 года.
Достопримечательности
Визитной карточкой Слонима является костел св. Андрея, который был построен в 1775 году. Он считается ярким образцом позднего барокко. Фасад украшают две башни, фигурный фронтон, а также многочисленные ниши, слоистые пилястры и другие элементы, характерные для данного архитектурного стиля. Не менее впечатляет внутреннее убранство с яркими росписями, лепниной и скульптурами, которые вобрали в себя черты рококо.
Фарный костел Святого Андрея в Слониме
На целый век старше костел Безгрешного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии. Этот храм выглядит совсем иначе, вызывая скорее ассоциации с замковой архитектурой, хотя он и относится к стилю барокко. Причина этого в массивности и аскетичном облике, который практически лишен пышного декора, который типичен для данного стиля. Главным украшением интерьера являются резные алтари, украшенные позолотой. В середине XIX века к этому храму был пристроен жилой корпус монастыря бернардинок, который можно увидеть и сегодня.
Женский бернардинский монастырь в Слониме
Лишь в 2005 году завершилось строительство Спасо-Преображенского собора, который сочетает в своем облике черты барокко и ретроспективно-русского стиля. Храм с таким названием еще в XVI веке. Позже она сгорела и возродилась в бывшем костеле Божьего тела, который был передан православной общине. В 1963 году советская власть взорвала и его, так что Спасо-Преображенский собор пришлось возводить «с нуля».
Спасо-Преображенский собор в Слониме
Не стоит забывать о том, что всего в 5 км от Слонима находится знаменитый Жировичский монастырь – пожалуй, самая почитаемая обитель на территории Беларуси. Десятки тысяч верующих приезжают сюда, чтобы поклониться Жировичской иконе Божьей Матери, которая считается чудотворной. Другие стремятся увидеть комплекс зданий, которые возводились на протяжении XVII-XIX веков, включая знаменитый Успенский собор, который сочетает в своем облике черты барокко и классицизма.
Еще одной яркой достопримечательностью Слонима является здание вокзала, которое было построено на рубеже XIX и ХХ веков в стиле необарокко. Его самой яркой деталью является фигурный фронтон над входом. После перестройки, которая произошла в 1922 году, здание вокзала обрело свой современный облик.
Железнодорожный вокзал в Слониме
Примерно в тот же исторический период появились и казармы, хотя сегодня трудно угадать по облику этого двухэтажного кирпичного здания его первоначальное назначение. Слонимские казармы относятся к стилю модерн, хотя в целом не впечатляют богатством наружного декора.
Знаменитости
В Слониме появился на свет Михал Смаевский, который больше известен как Мишель Сима. В 1929 году он эмигрировал в Париж, где посвятил себя занятию искусствами. Изначально Михал был скульптором, но прославился в первую очередь благодаря фотопортретам Пабло Пикассо и других художников, которые относились к так называемой Парижской школе.
Майкл Маркс происходил из еврейской семьи. Он также родился в Слониме, но приобрел известность за рубежом, решив иммигрировать в Англию, где занялся розничной торговлей, а со временем смог создать целую сеть магазинов. Так появилась торговая марка Marks&Spencer, которая на сегодняшний день является самым крупным производителем одежды в Великобритании.
События
Пожалуй, главным событием в жизни Слонима является фестиваль «Полонез». Его конкурсная программа включает в себя самые разные направления: вокально-хоровое, инструментальное и др. Кроме того, город ежегодно принимает фестиваль «Слонімскія цудадзействы», в котором участвуют детские театральные коллективы, а также открытый фестиваль танца «Spring Dance Fest» (как несложно догадаться, он посвящен хореографическому искусству).
Что привезти
В Слониме действует Фабрика художественных изделий, которая выпускает различные сувениры с национальным колоритом: от вышиванок и деревянных изделий до декоративной мебели. Представители районного дома ремесел порадуют авторскими поделками из кожи и бисера, а также рушниками. Особенно ценятся соломенные изделия Ольги Венсковской, включая женские аксессуары: шляпки, сумки, пояса и т.д. Не стоит также забывать о продукции Слонимского мясокомбината.
Где остановиться
В Слониме к услугам туристов сразу две гостиницы («Щара» и «Венеция»), которые расположены в центре города. Еще одна под названием «Альбертин» находится в одноименном предместье. Также есть возможность арендовать посуточно апартаменты
Где поесть
В Слониме нет недостатка в заведениях общественного питания. Достаточно упомянуть рестораны «Свитанак», «Полонез», «Золотой Феникс», кафе «Оазис», бар «Пятачок» и др.
Как добраться
Самый простой вариант – воспользоваться личным автотранспортом. Кроме того, железнодорожное сообщение связывает этот город с Барановичами, Гомелем, Гродно и Минском. В Слоним также можно попасть на автобусе или маршрутке.
Хронология истории города Слонима
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ГОРОДА СЛОНИМА
Примечание: некоторые из вышеизложенных фактов, событий, дат могут разниться в связи с тем, что существуют различные (иногда противоречивые) мнения и взгляды историков на историческое наследие города Слонима.
Опубликовано: Грипич А. Слоним: история, факты // Слонімскі веснік. – 2002. – № 152-153.
ЛИТЕРАТУРА
Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 496 с.: іл.
Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыклапедыя / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: В.В. Гетаў і інш. – Мн.: БелЭН, 1993. – 702 с.: іл.
Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: А.А. Воінаў і інш. – Мн.: БелЭН, 1993. – 620 с.: іл.
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 1. / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; Рэдкалегія: П.У. Броўка (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1973. – 624 с.: іл.
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 9. / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; Рэдкалегія: П.У. Броўка (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1973. – 640 с.: іл.
Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 1996. – 552 с.: іл.
Белорусская ССР: Краткая Энциклопедия. Т. 2. Природа. Экономика. Народное благосостояние. / Белорусская Советская Энциклопедия; Редколлегия: П.У. Бровка и др. – Мн.: Главная редакция БелСЭ, 1979. – 768 с.: ил.
Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 6. / Советская Энциклопедия; Редколлегия: А.М. Прохоров (главный редактор) и др. – М.: Советская Энциклопедия, 1971. – 624 с.: ил.
Иллюстрированная хронология истории Беларуси: С древности и до наших дней / Белорусская энциклопедия; Редколлегия: Г.П. Пашков и др.; Составитель Ховратович. – Мн.: БелЭН, 1998. – 424 с.: ил.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: М.В. Біч і інш. – Мн.: БелЭН, 1993. – 494 с.: іл.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 6. Кн. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 592 с.: іл.
Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5 т. Т. 5. / Рэдкалегія: І.П. Шамякін (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1987. – 703 с.: іл.
В поисках утраченного. Слоним поликонфессиональный и многонациональный
Слоним пишет: мир
Обитель муз
Существуют данные, что поселение на месте современного Слонима существовало еще в XI столетии. Но официальной датой возникновения города считается 1252 год, под которым в Ипатьевской летописи упоминается Услоним (Васлоним): когда галицкий князь Даниил Романович отправляет брата своего в Волковысск, а сына — в Слоним.
Как и положено, в историческом прошлом был у Слонима свой замок с сильным военным гарнизоном. Позже, в XVI — XVII веках, Слоним стал одним из крупнейших центров ВКЛ. Много для города сделали представители магнатских семей: Сапеги, Огинские, Пусловские. Великий гетман литовский Михал Казимир Огинский получил Слонимскую экономию в качестве приданого, женившись в 1761 году на Александре Сапеге, и превратил Слоним в настоящий культурный центр, который называли полесскими Афинами. Михаил Казимир организовывал новые производства, проложил водопровод, открыл типографию и даже придворный театр «Опернхауз» (около 1770 года), на блестящих подмостках которого выступали настоящие европейские звезды оперы и драмы, устраивались представления с батальными сценами и водными феериями. Слонимская капелла числилась среди самых больших оркестров Европы — 53 музыканта! Неудивительно, что здесь, у своего дядюшки, немало времени проводил автор знаменитого «Полонеза» Михал Клеофас Огинский.
По инициативе Михала Казимира Огинского появился водный канал (1767 — 1783 годы), который сначала назывался Телеханским, а позже получил имя в честь своего создателя — Огинский, соединивший приток Припяти с рекой Щарой (а по итогу Балтийское и Черное моря). По его глади неспешно скользили лодки и лодочки, уступая дорогу солидно пыхтящим баржам с грузами. На берегу канала размещался «Опернхауз».
Слоним. Река Щара. 1930-е годы.
Слоним. Базарный день. Начало ХХ в.
Весьма известным местом стала усадьба Пусловских Альбертин, расположившаяся на берегу живописного озера.
В XIII веке Слоним вошел в состав ВКЛ. В 1531 году получил Магдебургское право.
В городе действовали храмы разных конфессий. Христианские — католические и православные. Кстати, среди слонимчан до сих пор ходит легенда, что Спасо-Преображенский собор имеет тайные подземные переходы, по которым можно не то что пройти, но даже доехать на лошади аж до расположенного в нескольких километрах Жировичского монастыря. В древности религиозные храмы Слонима входили в старинную оборонительную систему города.
Костел бернардинского монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии основан в XVII столетии. В середине XVIII века храм украшали несколько алтарей, выполненные по эскизам знаменитого виленского архитектора Иоганна Глаубица.
На правом берегу Щары расположился фарный костел Святого Апостола Андрея, возведенный в 1775 году в стиле виленского барокко с элементами рококо. Однако исторические источники говорят, что первый, деревянный храм в честь Святого Апостола Андрея и Марии Магдалины появился еще в 1490-м.
И, конечно, нельзя не сказать о том, что всего в нескольких километрах от Слонима находится Жировичский Свято-Успенский монастырь — христианский духовный центр Беларуси.
Мусульмане появились в самом Слониме, вероятно, в первой половине XVII века. В 1644 году слонимский староста Казимир Лев Сапега, маршалок надворный, выдал привилей для слонимских ремесленных цехов, прописав, чтобы к ним принадлежали и татары. Местная мечеть открылась в 1804 году.
Исторические источники говорят, что первое упоминание о евреях в Слониме датируется серединой XVI века. В конце XVII — начале XVIII столетия местные евреи торговали лесом и пшеницей, занимались винокурением и ремеслами. Большая городская синагога (1642 год) — памятник архитектуры барокко. Ее внутренний декор — фрески, позолоченная лепнина — был настоящим шедевром прикладного искусства.
Слоним. Синагога. 1930-е годы.
Слоним. Мечеть. 1920-е годы.
Мир прекрасен тем, что многогранен. В Беларуси издавна это знают, понимают и ценят.