в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

В каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь в селе Теряево Волоколамского района в следующем году отметит 540-летие. Древние керамические изразцы на входе, величественные башни-смотровые, единственный в России Музей Библии и Успенский собор 1696 года впечатляют не только паломников, но и туристов. Обозреватель портала «Путь-дорога» прогулялась по Иосифо-Волоцкому монастырю и узнала, почему преподобного Иосифа считают покровителем бизнесменов, где похоронен Малюта Скуратов, что скрыто в башнях, и откуда здесь так много кошек.

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

Покровитель бизнесменов

Иосифо-Волоцкий монастырь возник в Теряеве не случайно. Его основал преподобный Иосиф из деревни Покровское близ Волоколамска, который родился в семье землевладельцев, им и принадлежали когда-то эти земли.

Как рассказывают на экскурсии, Иосиф проникся монастырской жизнью с детства, когда в 7 лет его отдали учится грамоте в монастырь. В 20 лет он утвердился в своем решении стать монахом в Боровском монастыре, где его наставником был Пафнутий Боровский. После смерти Пафнутия он решил вернуться в родные земли и основать здесь монастырь.

По словам экскурсовода, место для обители указало чудо. Когда Иосиф отправил сюда ловчего, начался сильный ураган, ловчий спрятался под куст и вышел, лишь когда засветило солнце. Именно в этот момент молния ударила в землю – в этом месте и решили строить храм, который в 1696 году освятили в честь Успения Божьей Матери, которую расписал великий московский мастер-иконописец Дионисий.

При преподобном Иосифе монастырь был не только центром духовной культуры, но и экономически успешным предприятием. Об этом можно судить по оформлению входа в обитель и Успенского собора, которые украшают керамические изразцы «Павлинье око» работы известного мастера Степана Полубеса. Сегодня изразцы на храме нуждаются в реставрации, а на центральном входе они хорошо сохранились.

Иосиф Волоцкий считается покровителем бизнесменов, потому что он всегда считал, что церковь должна расширять свои материальные возможности, чтобы их использовать на благие цели.

Экскурсовод рассказывает, что он был не просто богословом, писателем и хорошим предпринимателем, но и лекарем, чтецом, певцом, а также проявлял себя в пекарне, валил лес, покровительствовал детям и даже кошкам.

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

Монастырь для детей и кошек

Первые, кто встречает посетителей на входе, – кошки. В монастыре они повсюду – в храме, в чайной, в башнях. Оказывается, котов в монастырь подкидывают посетители. С недавних пор в монастыре даже появился прислужник-повар Алексей, которые присматривает за бездомными животными: лечит их и приносит в кельи.

Кошки в монастыре – местная достопримастельность, рассказывает прихожанка. Они ласковые, их фотографируют, для них даже организовывают группу в соцсетях, через которую собирают материальную помощь для котов, которых в монастыре уже около полусотни.

Дети на территории монастыря были всегда, отмечает экскурсовод. Их приносили к стенам обители жители еще во времена Иосифа Волоцкого, так как не могли прокормить, если год выдался неурожайным.

Со временем при монастыре стал строиться скит, который здесь имел социальную направленность – там была богадельня, больница и пр. Так возле монастырских ворот открылось церковно-приходское училище, в котором сегодня располагается монастырская гостиница для паломников.

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

Пушки поляков и могила Скуратова

Крепостью монастырь стал к середине 16 века, когда вокруг него возвели каменную стену с башнями. За каменными стенами был еще деревянный городок, поэтому в начале 17 века монастырь выстоял во время осады польско-литовских войск.

У стен самой древней постройки в монастыре до сих пор стоят пушки, брошенные поляками как напоминание о том времени. До революции из пушек стреляли – в честь медового спаса, Крещения Руси и в день Российского государства. Это действо собирало сотни паломников.

За Успенским собором находится монастырский некрополь. Здесь можно увидеть могильные плиты Натальи Гончаровой, ее племянника, а также тещи Пушкина, Шереметьевых, митрополита Московского Даниила, волоцких князей и др.

Но туристы больше всего интересуются могилой Малюты Скуратова, рассказывают на экскурсии. Его надгробие находится за пределами некрополя и отделено от основной части могил дорожкой. Любимец Ивана Грозного похоронен у старого входа в Трапезную палату. Иосифо-Волоцкий монастырь для захоронения выбран не случайно: именно здесь иноком был отец Малюты, его брат и сын тоже погребены здесь.

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

Самая древняя церковь и чудо-дерево

Историкам и культурологам будет интересна самая древняя постройка, которая сохранилась со времен Иосифа – Храм Богоявления с Трапезной палатой. Он был возведен в 1506 году как трапезная, много раз перестраивался, а с 1686 года превратился в храм по причине секуляризации.

С 2004 года храм находится на реставрации.

Когда-то в первом ярусе храма находилась кухня, из которой снизу на специальном лифте подавали готовые блюда для братии. Трапеза была строго один раз в день по вечерам. Подавались два или три блюда, из которых монахи могли съесть только одно. Пищу вкушали молча, с молитвой. После трапезы запрещалось не только есть и пить, но и разговаривать.

После перестройки трапезной в 17 веке на пол были положены чугунные плиты, которые сохранились по сей день, а стены были расписаны, но это великолепие погибло после революции.

В советское время здесь находился музей. Эту традицию хотят сохранить, и в нижней части храма открыть картинную галерею с собраниями картин владыки Питирима – митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии и был известен в интеллектуальных и музыкальных кругах столицы.

Возле трапезной церкви можно увидеть еще одно чудо – дуб, который не сбрасывает листья на зиму. По словам экскурсовода, он стоит с листьями до апреля, что противоречит законам природы, так как еще на уроках природоведения учат, что если дерево не сбросит листья на зиму, то оно погибнет, а здесь живет.

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

«Пропавшая» колокольня и башня-пекарня

До Великой Отечественной войны на территории монастыря находилась 10-ярусная колокольня высотой 75 метров, которая была выдающимся сооружением своего времени. Но ее взорвали в 1941 году, так как боялись обрушения. Дело в том, что уже к 19 веку здание началось наклоняться. Сегодня многие архитекторы говорят о том, что памятник архитектуры можно было спасти. На территории монастыря сохранился лишь фундамент колокольни.

Большинство паломников посещают монастырь, чтобы поклониться мощам Иосифа Волоцкого, которые хранятся в Успенском соборе, и чудотворной иконе Волоколамской Божией Матери, список которой находится здесь же. Подлинник иконы был вывезен из обители в 1954 году и находится в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева.

С другой стороны – водонапорная башня, а рядом с собором – башня, в которую когда-то был заточен Максим Грек. В 1525 году его обвинили в ереси, за что он был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, а ныне причислен к лику святых. В одной из башен монастыря находится его икона, которая мироточит, рассказывает экскурсовод.

Источник

История

Об Успенском монастыре преподобного отца нашего Иосифа на Волоке Ламском
«…Если я получу от Бога милость, то обитель сия ничим же скудна будет…»
Из Акафиста преп. Иосифу Волоцкому.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, литвой и иными врагами Отечества.

Гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда, проходивших под руководством опытных наставников, позволяло инокам обители, среди которых было немало отпрысков знатных родов (например, князь Звенигородский Дионисий), всесторонне развивать свои дарования, обращая их на пользу Церкви и государства. Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и, вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Труды быстро растущей братии, опираясь на поддержку столь славных благотворителей, позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный рукой Дионисия и его учеников, среди которых – племянники преподобного Иосифа иноки Досифей и Вассиан. Еще при жизни преподобного основателя в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи.

Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Смотреть картинку в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Картинка про в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь. Фото в каком году был основан иосифо волоцкий монастырь

В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развитияблаготворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.

В советское время с 1920 по 1981 гг. в монастыре располагался детский дом.

Среди бывшей братии Иосифова монастыря есть пострадавшие в время гонений на Церковь Христову. К лику святых причислен новомученик Нил (Тютюкин), эконом и благочинный, подвизавшийся в монастыре с 1899 г. по 1920 г., расстрелянный в 1937 г. в Бутово.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель с мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Источник

Как возводилась обитель

Бывая здесь, живя здесь, люди редко задаются вопросом: как же создавалось все это великолепие? Кто и когда строил? На какие деньги? А ведь строительная история монастыря сама по себе достаточно интересна.

Основан был монастырь преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. и разместился на землях, принадлежавших его роду. Первый храм, возведенный здесь, был деревянным, как и большинство храмов Древней Руси. Однако уже в 1485 году был выстроен прекрас-ный белокаменный Успенский собор, а к середине ХУ1 века монастырские постройки были огорожены каменной стеной с девятью башнями. Трудно сказать, так же ли красив был тогда Иосифо-Волоцкий монастырь, да и целью была не красота, а необходимость для Московского княжества иметь на своих западных границах мощную крепость для защиты от врагов. Монастырь был крупным собственником, имел много земель и крестьян, сюда стекались богатые пожертвования. На поминальные деньги разных лиц руками крестьян, населявших вотчинные земли, и была возведена каменная ограда, чтобы мог монастырь нести боевую службу. «Кирпичным производством» тогда заведовал специально приглашенный для этой цели келарь Калязинского монастыря. Большие пожертвования делали знатные лица: митрополит Московский Даниил (на его вклад была выстроена Надвратная церковь), вельможа Борис Кутузов – друг детства преподобного Иосифа (на его деньги возведена церковь Богоявления), архиепископ Новогородский Феодосий, живший в монастыре на покое (его средства пошли на строительство Трапезной палаты).

Но недолго простояла крепость. Тяжелому испытанию подверглась Московская Русь в начале ХУП века. Тогда, в результате польско-литовского нашествия, было разрушено и сожжено множество храмов и монастырей. Сильно пострадал и Иосифо-Волоцкий монастырь, осада которого продолжалась целый год.

Строилась крепостная стена, как и прежде, на вкладные деньги. Монастырские крестьяне вместо платы оброка делали кирпич. В монастырской челобитной, адресованной государю, говорится: «… строят они церковь соборную каменную и ограду и башни ка-менные ж многие годы своею монастырскою казною и своими крестьяны», и в другой челобитной архимандрит и келарь с братиею вновь подчеркивают: «строим… мы богомольцы твои вновь одними Иосифова монастыря крестьяны без поможения тутошних уездных всяких чинов людей». Обращались же монастырские власти к царю не за помощью, а с одной только просьбой: не направлять монастырских крестьян на другие работы (тогда строился Смоленск – нужно было возить белый камень, планировалось заново отстроить крепость на древнем городище в Волоколамске, куда тоже надлежало послать крестьян из монастырских вотчин). И цари, сменявшие друг друга, всегда давали жалованные грамоты об освобождении монастырских крестьян от «разных городовых построек».

Хорошо известен автор построек – зодчий Трофим Игнатьев. Он был крестьянином Дмитровского уезда, самостоятельно подписывать подряды не мог, поэтому на его работу искали поручителя и составляли поручные записи: «От стольника Михайла Юрьевича Татищева человек его Тимофей Прокофьев сын Соболев поручился я волоколамского Иосифова монастыря архимандриту Александру да келарю старцу Гурию да казначею старцу Андроннику з братиею Михаила Юрьевича по крестьянине ево Дмитровского уезду берендеевского стану села Никольского Сверчкова тож по Трофиме Игнатьеве сыне каменных дел по подрядчике…». Подрядчиком каменных дел называли архитектора, не состоявшего на государевой службе. Только в 1685 году подряд на постройку последней, Кузнечной, башни был написан от лица самого зодчего, безо всяких поручителей.

Внешний облик монастыря определяется, прежде всего, башнями. Последние пять из них имеют ряд сходных черт, отличающих их от первых башен. Заметно меняется ар-хитектурный образ: увеличивается количество граней, их украшает легкий декоративный убор, напоминающий зубцы, нижние ярусы становятся меньше, превращаясь в цоколи, а средние, имевшие подсобное значение, становятся выше и воспринимаются как главные.

Зодчий имел только самое общее представление о монастырской ограде – толщина и высота стен, примерная длина, наличие башен. Проекта монастырского комплекса, как мы понимаем это сейчас, не существовало, да и вообще в допетровской Руси такой прак-тики не было. Не имея заранее составленного проекта, Трофим Игнатьев, возводя очеред-ную башню, использует приемы, опробованные на предыдущих. В его подрядных часто встречаются фразы: «огибы поставить как у новой церкви», «окна как на прежних баш-нях». Или такое указание: «на шатре зделать по окошку на стороне как делаетца на коло-кольнях а чюлан зделать на шатре с вислым каменьем как делаетца на деревянных баш-нях». При этом интересно отметить, что архитектор совершенно не использует термины латино-немецкого происхождения. (Кстати сказать, не использовали их и в дальнейшем. Вот запись в монастырских бумагах, датированная 1801 годом: «…зделать яблоко решет-чатое с ветренницею», т.е. то, что мы привыкли называть «флюгер»).

Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным соображениям Ивана Неверова и поступал в соответствии с собственным вкусом, в частности, высота башен в 1,5-2 раза превышает данные росписи Неверова. И поскольку подчеркнутая вы-сотность и динамический характер силуэтов являются важнейшей особенностью башен Иосифо-Волоцкого монастыря, то с полным правом можно утверждать, что своим неза-бываемым обликом монастырь обязан именно Трофиму Игнатьеву.

Новые стены ставились преимущественно по старой линии, на старых фундаментах. Трудно сказать, стремился ли таким образом Трофим Игнатьев сохранить сложившийся архитектурный контур монастыря. Скорее всего, роль здесь играли соображения экономического характера: устройство нового валунного фундамента требовало много времени и средств, ведь стоит монастырь на болоте – на сваях и огромных камнях. Но башни стали значительно больше старых в объеме. К примеру, периметр Германовой башни в 3 раза больше, чем у башни, стоявшей прежде на ее месте. Кроме того, в новой ограде была выстроена только одна прямоугольная башня, вместо шести, существовавших ранее. Причем, если в ХУ1 веке применялась только круглая и четырехгранная форма ба-шен, то в ХУП веке развитие получает многогранная – 8, 16, 24 грани. Круглые башни встречаются как исключение. Четырехгранная форма становится квадратной, и ее исполь-зуют только для проездных башен, каковой и являлась башня Германова.

Если возникала практическая необходимость или того требовали соображения ху-дожественного характера, зодчий решительно отступал от первоначальных наметок. Так были увеличены размеры Германовой башни для достижения лучших пропорций соору-жения. Да и вообще мастерам давалась большая свобода, они не были связаны какими-то жесткими требованиями. В документах нередко встречаются указания такого рода: «…зделать по две закомарки на стене под шатер а будет покажется часто и зделать по од-ной а будет покажется ретко и зделать по третьей…», «…поднять шатер от верхнева чу-лана три сажени с осмериком а будет покажетца высок ино убавить а буде низок ино при-бавить…», «…а буде покажутца ворота высоки в ширину широки и их убавить или прибавить…». Вот так, на глаз создавалось одно из прекраснейших произведений русского зодчества. Своей пропорциональностью, гармоничностью и целостностью архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря поражал во все времена и знатоков-искусствове-дов и простых людей.

Несколько отличается от других построек Успенский собор. Его автор – московский зодчий, сотрудник приказа каменных дел Кондратий Мымрин. Он приезжал в монастырь «для досмотра», а на месте строительными работами руководил все тот же Трофим Игнатьев. Огромный, великолепный собор в византийском стиле возведен на высоком белокаменном подклете. Старый собор был разобран «за ветхостью», и белый камень ис-пользовали вторично, для устройства подклета. Основной объем собора сложен из кирпи-ча. Главы были первоначально сделаны из камня, как и у двух других монастырских хра-мов, и лишь в 1756 году заменены железными. Внутри собора, на одном из столпов со-храняется надпись: «Сей соборный храм сооружен в 1688 году в царствование Благочес-тивейшаго самодержавнейшаго государя нашего императора Петра Алексеевича Первого Великого при Патриархе Московском Иоакиме коштом и усердием дьяка Захария Богдана Силина» (дьяк Захария Богдан Силин был одним из крупнейших московских чиновников того времени).

Не менее прекрасным сооружением была и надстроенная 76-метровая колокольная, примыкавшая к собору с северо-запада, но ее можно увидеть теперь только на старых фо-тографиях. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, она была взорвана при отступлении наших войск.

Но шло время, значительно расширились границы государства, была построена новая столица – Санкт-Петербург. Монастырь перестал играть боевую роль, не являлся он уже и местом царского богомолья. Интересы наших государей как-то все дальше отходили от жизни духовной в сторону светских увеселений. Хотя у императрицы Елисаветы Петровны было такое намерение – проехать по России и посетить ее святыни. Маршрут путешествия включал в себя и древнюю обитель на Волоке. В связи с такой перспективой в 1757 году срочно был назначен новый архимандрит Пахомий, происходивший из дво-рян. Было выстроено и соответствующим образом обставлено три деревянных здания: для государыни – в 14 покоев, для ее племянника – в 10 покоев, для свиты – домик поменьше. Однако Елисавета Петровна не приехала, и постройки вскоре снесли за ненадобностью.

А вскоре положение монастыря изменилось очень существенно. После секуляриза-ции, т.е. конфискации церковного имущества, которая была проведена в 1764 году, мона-стырь уже не являлся крупным землевладельцем. Содержать монахов за свой счет госу-дарство намерено не было, поэтому многие монастыри тогда упразднили и ввели так на-зываемые штаты. Иосифо-Волоцкий монастырь был отнесен к второклассным, со штатом всего 17 монахов. А в качестве компенсации по указу императрицы Екатерины в 1784 году обители было выдано из казначейства 19870 рублей 94 копейки на исправление ветхостей. Тогда была разобрана и заново сложена Никольская башня, на этот раз украшенная изразцами, деревянные шатры на башнях заменили каменными и покрыли железом. Крепостная стена была починена, выбелена, были убраны на переходах деревянные столбы, вместо них сделали кирпичные с арками, а новую крышу покрыли железом. Таким образом, стена была не только украшена, но еще и дополнительно укреп-лена. (Надо сказать, что сложена стена не полностью из кирпича. В толще кладки находится кирпичный щебень с известковым раствором, перемежающийся через 3-4 ряда сплошной кирпичной выстилкой по всей толще стены).

Последнее крупное строительство происходило в монастыре практически перед самой революцией: к 400-летию со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, которое отмечалось в 1915 году, был выстроен большой, в три этажа, Новый братский корпус с гостиницей.

Сразу после революции монастырь был закрыт. Здесь разместились детские дома, сельская школа. На этом время созиданий кончилось, и начался период разрушений. Ни о каком ремонте, ни о какой охране никто не хотел и слышать. Позиция властей была такая: «все равно все рухнет». Но нет, не рухнуло, хотя усилия к этому, вольно или невольно, были приложены немалые. Волоцкая крепость устояла под натиском неразумных потом-ков, стремившихся стереть с лица земли богатейшее наследие, доставшееся им от дедов и прадедов. В 1989 году комплекс зданий Иосифо-Волоцкого монастыря был передан церк-ви для возрождения здесь монашеской жизни. За истекшие годы сделано много, но пред-стоит осуществить еще очень большой объем реставрационных работ: вернуть былое великолепие тому, что уцелело, по возможности восстановить утраченное. История древнего монастыря продолжается.

Елена Васильева, архивариус обители

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *