в каком году был изобретен саксофон
Новое в блогах
200 лет со дня рождения Адольфа Сакса
6 ноября 1814 года родился Адольф Сакс, бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.
Биография
Отец Адольфа, Шарль Жозеф Сакс, был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств.
Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей — Адольфу (Антуану Жозефу).
С 12 лет Адольф помогал отцу собирать детали деревянных духовых инструментов, шлифовать клапаны, а в 16 изготовил свои первую флейту и кларнет.
В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов.
Юноша поступил в Брюссельскую консерваторию и учился игре на кларнете. Отец, видя успехи сына, передал 20-летнему Адольфу руководство своей мастерской. И уже в 1834 году новоиспеченный хозяин серьезно усовершенствовал кларнет немецкой системы 24-мя клапанами.
В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.
Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».
Мировую известность принесло изобретение саксофона.
Адольф Сакс, взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.
За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело и заплатил большой штраф. Его обвинили в «мошенничестве и фальсификации», Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».
Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.
Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.
Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. Он был похоронен на кладбище Монмартра.
Кроме концертов, приуроченных ко дню рождения, раз в четыре года город принимает самых именитых саксофонистов мира на фестиваль имени Адольфа Сакса, равный по значимости российскому имени Чайковского.
В 2006 году первое место в нем и три специальных приза завоевал наш музыкант Сергей Колесов, что стало неожиданным и долгожданным триумфом российской музыкальной школы.
Интересные факты
Адольф Сакс был изображён на банкноте в 200 франков, находящейся в обращении до введения в Бельгии евро. На обратной стороне этой банкноты были изображены силуэты саксофонистов и силуэт собора и цитадели Динана (родного города Сакса).
В качестве музыкального дополнения к теме, предлагаю список великолепнейших тем наших авторов,
История Саксофона.
язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью
Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семействуязычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 годубельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
Изобретение саксофона относится к началу 1840-х годов. В это время Сакс, работавший в музыкальной мастерской своего отца в Динане и уже получивший несколько патентов, искал возможности устранить интонационные расхождения междудеревянными и медными инструментами духовых оркестров, заполнить тембровое пространство между ними и заменить громоздкие и несовершенные басовые офиклеиды. Именно под названием «мундштучный офиклеид» новый инструмент был впервые представлен на Брюссельской промышленной выставке в августе 1841 года.
В 1842 Сакс прибыл в Париж, где также планировал продвигать своё новое изобретение. 12 июня композитор Гектор Берлиоз, друг Сакса и музыкальный новатор, публикует в парижском « Journal des Debats » статью, посвящённую новому инструменту, к которому впервые применяет название « саксофон », вскоре получившее широкое распространение. Берлиоз же стал автором первого сочинения с участием саксофона — Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом (например, бас-кларнет). 3 февраля 1844 композитор сам продирижировал этим произведением, а уже в декабре саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи». В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.
21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. За год до того саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (саксгорнами и саксотрубами), были введены во французские военные оркестры для замены гобоев, фаготов и валторн.
Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви — «Вечный жид» (1852), Мейербер — «Африканка» (1865), Тома — «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб — «Сильвия» (1876), Массне — «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс — «Генрих VIII» (1883), Венсан д’Энди — «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения — музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручены два больших сольных эпизода.
В 1857—1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона (в частности, постоянное сотрудничество связывало Сакса с его другом юности Жаном-Батистом Синжеле, регулярно писавшим Саксу конкурсные пьесы для экзаменов). Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.
Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона — сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке XX века.
Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) и балет «Ромео и Джульетта» (1938)Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, Скрипичный Концерт и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.
Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартена, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; Сюита для саксофона и гитары, соч. 291 (1976), Трио для трех саксофонов, соч. 331 (1979),Концерт для саксофона и струнного оркестра, соч. 344 (1980) Алана Хованесса; Концерт для квартета саксофонов с оркестром Филипа Гласса (1995); Концерт для саксофона и виолончели с оркестром Майкла Наймана (1996); а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадингс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Среди русских композиторов, создававших произведения для саксофона (соло и ансамбли), — Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай, Татьяна Чудова, Юрий Каспаров, Дмитрий Капырин.
С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.
В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х — начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.
В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (биг-бэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло, — Лестер Янг (1909—1954), Коулмен Хоукинс (1904—1969), позднее — Чарли Паркер (1920—1955).
В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928—1975), Джон Колтрейн (1926—1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс, Орнетт Коулман, Стэн Гетц, Пол Дезмонд и многие другие.
Строение саксофона
Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди ицинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубка. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.
Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.
Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.
Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.
Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.
Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.
Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.
Семейство саксофонов
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
---|---|---|
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Альтовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Теноровый саксофон | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Баритоновый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Басовый саксофон | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Контрабасовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль ) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль ).
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались длясимфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
Интересные факты
Выдающиеся саксофонисты
XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Невероятная жизнь изобретателя саксофона Адольфа Сакса
Любимый инструмент Лизы Симпсон, бывшего президента США Билла Клинтона и соавтора этой статьи и основателя сайта TodayIFoundOut, саксофон описывается по-разному, начиная от «самого трогательного и захватывающего духового инструмента» и заканчивая «дьявольским рогом». Изобретатель инструмента, Адольф Сакс, был противоречивой фигурой и вёл жизнь, которую многие назвали бы попытками соответствовать всем необходимым характеристикам «крутого чувака».
Сакс родился в 1814 году в бельгийском муниципалитете Динан. Первоначально ему дали имя Антуан-Жозеф Сакс, однако почти с рождения его называли Адольфом. Как так произошло, мы не знаем. Этот факт был потерян для истории.
Будучи сыном плотника и мастера-инструментальщика Чарльза Сакса, Адольф Сакс был с раннего возраста окружён музыкой. У него отлично получалось играть на флейте и кларнете. Тяга Сакса к духовым инструментам стала очевидной в раннем подростковом возрасте, когда он начал совершенствовать дизайн этих инструментов и придумывать многое другое. Но мы забегаем вперёд, потому что Саксу неизмеримо повезло дожить до взрослого возраста, учитывая, сколько всего ему довелось пережить в детстве.
Описываемый как хронически склонный к несчастным случаям человек, Сакс в детстве стал жертвой ряда необычных неудач, и некоторые из них едва не стоили ему жизни. Первый серьёзный инцидент произошёл в возрасте трёх лет, когда он упал с высоты трёх лестничных пролётов и бесцеремонно приземлился, ударившись головой о каменный пол. Сообщения о последствиях несколько варьируются: одни говорят, что он пробыл в коме в течение недели, другие утверждают, что он всё это время пролежал в постели, поскольку не мог стоять на ногах.
Чуть позже маленький Сакс проглотил большую иглу, которая чудесным образом прошла через его тело без каких-либо последствий. Но это ещё не всё: очевидно, увлечённый глотанием вещей, которые могли причинить ему вред, в детстве он также выпил смесь белого свинца, оксида меди и мышьяка…
В результате другого несчастного случая Сакс случайно упал на горящую печь и, согласно сообщениям, получил сильные ожоги. К счастью, ему удалось избежать инфекции, которая иногда может последовать за этим, хотя часть его тела навсегда осталась покрытой шрамами.
Пожалуй, ближе всего он подошёл к смерти, когда ему было десять лет. Тогда он упал в реку. Один из деревенских жителей случайно увидел, как Сакс плавает лицом вниз около мельницы. Его быстро вытащили из реки и привели в чувства.
Но подождите, мы ещё не закончили, потому что в другом случае он оказался в мастерской своего отца прямо в тот момент, когда взорвался контейнер с порохом, стоявший рядом с ним.
Затем маленький Сакс получил травму во время прогулки по улицам, когда большая черепица слетела с соседней крыши и ударила его прямо по голове, на время отправив его в коматозное состояние.
Все эти травмы привели к тому, что обеспокоенная мать Сакса, Мария, открыто сказала, что её маленький сын «обречён на несчастья», прежде чем добавить: «Он вряд ли выживет». Многочисленные столкновения Сакса со смертью также привели к тому, что его соседи в шутку называли его «призрачным ребёнком из Динанта».
Однако все эти несчастья не помешали ему создавать музыкальные инструменты.
На самом деле, он стал настолько искусным в этом, что, повзрослев, начал представлять свои инструменты на Бельгийской национальной выставке. В течение нескольких лет подряд судьи присуждали ему золотую медаль, однако жюри постоянно отказывало в этом ввиду его возраста. Они объясняли ему, что если он выиграет золото, то достигнет вершины успеха на конкурсе, и таким образом ему не к чему будет стремиться в следующем году.
В финал этих соревнований он вошёл в возрасте 27 лет в 1841 году. Это фактически должно было стать публичным дебютом саксофона, но, по словам друга Сакса, Жоржа Кастнера, когда Сакс отошёл, один из конкурентов, которые не любили молодого выскочку, пнул инструмент, отправив его в полёт и повредив чересчур сильно.
Тем не менее, Саксу снова хотели присудить золотую медаль за представленные инструменты, но жюри в очередной раз отказало ему. Это стало последней каплей, и Сакс ответил: «Если я слишком молод для золотой медали, то я слишком стар для серебра».
Будучи уже взрослым человеком, Сакс, казалось, перепробовал все возможности в Динане, поэтому он решился на переезд в Париж, где он планировал открыть свой магазин. Он отправился в столицу Франции в 1839 году, чтобы продемонстрировать дизайн бас-кларнета некоему Исакку Дакосте, который был кларнетистом в Парижской музыкальной академии. Дакоста создал собственную улучшенную версию бас-кларнета, но после того как он услышал и сыграл на версии Сакса, он не захотел с ней расставаться. Впоследствии он представил Сакса множеству выдающихся музыкантов, обеспечив ему столь необходимые для начала связи.
Вскоре после того, как он его не приняли на выставке, Сакс узнал, что некоторые члены французского правительства заинтересованы в оживлении французских военных оркестров и ищут новые, улучшенные инструменты для этой цели. Поразмыслив некоторое время, он решил попробовать свои силы в большом городе.
По прибытии в Париж в 1842 году, предположительно, имея всего лишь 30 франков в кармане, Сакс пригласил известного композитора Гектора Берлиоза приехать и взглянуть на его инструменты, в результате чего 12 июня 1842 года в газете Journal des debats был опубликован невероятно яркий обзор.
К несчастью, это было началом проблемы, которая будет преследовать Сакса всю оставшуюся жизнь – противостояние объединённой мощи производителей музыкальных инструментов в Париже, которые в буквальном смысле слова объединяли свои усилия, чтобы уничтожить Сакса.
Но мы снова забегаем вперёд.
Что касается рецензии Берлиоза на работу Сакса, то он писал:
«Г-н Адольф Сакс из Брюсселя. человек проницательного ума; здравомыслящий, цепкий, обладающий упорством против всех испытаний и большим мастерством. В то же время он вычислитель, акустик, а также – по мере необходимости – плавильщик, токарь и гравёр. Он может думать и действовать. Он изобретает и достигает. Композиторы будут многим обязаны г-ну Саксу, когда его инструменты войдут в общее употребление. Пусть он и дальше будет настойчив; он не будет лишён поддержки со стороны друзей искусства».
Отчасти благодаря этой похвале Сакса пригласили выступить с концертом в Парижской консерватории, который прошёл успешно. Это, в свою очередь, наряду с его прежними связями после визита в 1839 году, в конечном итоге помогло Саксу обрести много друзей среди выдающихся музыкантов и композиторов, впечатлённых его работой, и позволило без особых проблем получить необходимые средства для создания Фабрики музыкальных инструментов Адольфа Сакса.
Излишне говорить, что этот молодой бельгийский выскочка, который, казалось, был вундеркиндом, когда дело доходило до изобретения и совершенствования существующих инструментов, угрожал оставить других производителей музыкальных инструментов в Париже без работы.
Таким образом, упомянутые конкуренты начали прибегать ко всем уловкам, чтобы попытаться уничтожить его – от частых клеветнических газетных статей до судебных исков и попыток бойкотировать его работу.
Например, в 1843 году некий Дом Себастьен сочинял оперу «Гаэтано Доницетти» и решил использовать сделанный Саксом дизайн бас-кларнета, который, как уже отмечалось, был значительно лучше по сравнению с версиями других производителей музыкальных инструментов того времени. Тем не менее, члены оркестра заявили, что если Себастьен решит использовать бас-кларнет Сакса в опере, они не будут играть. Это привело к тому, что Себастьен был вынужден отказаться от планов использовать инструмент Сакса.
Во многих случаях, когда коллеги-музыканты оскорбляли и порочили его инструменты, Сакс, как известно, вызывал их на публичные музыкальные дуэли. Благодаря своему поразительному мастерству не только создавать чрезвычайно качественные инструменты, но и играть на них, Сакс часто выигрывал такие «поединки». В этом случае, однако, неясно, вызвал ли он конкурентов на музыкальную дуэль.
Как бы там ни было, будучи одним из свидетелей притеснений Сакса, вышеупомянутый композитор Гектор Берлиоз пишет в письме от 8 октября 1843 г.:
«Едва ли можно поверить, что этому одарённому молодому артисту трудно сохранить своё положение и строить карьеру в Париже. Гонения, которым он подвергается, достойны Средневековья и напоминают выходки врагов Бенвенуто, флорентийского скульптора. Они переманивают его рабочих, крадут его проекты, обвиняют его в безумии и возбуждают против него судебные дела. Такова ненависть, которую изобретатели внушают конкурентам, неспособным что-либо изобрести самостоятельно».
Его дерзкие планы также были причиной притеснений. Как уже отмечалось, когда он переехал в Париж, одной из целей, которые он надеялся достичь, было заключение довольно выгодного контракта с французскими военными. Он надеялся, что они будут использовать только его музыкальные инструменты, включая новый и чрезвычайно инновационный саксофон.
Хотя это кажется обычным явлением сегодня, во многих отношениях саксофон был революцией в то время, эффективно сочетая основные элементы деревянных духовых инструментов с латунью. Как отмечал Берлиоз в своей рецензии на саксофон: «Он плачет, вздыхает и мечтает. Он обладает крещендо и может постепенно уменьшать своё звучание до тех пор, пока оно не станет лишь эхом эха эха – до тех пор, пока его звучание не станет сумеречным. В тембре саксофона есть нечто досадное и печальное в высоком регистре; низкие ноты, напротив, носят грандиозный характер, можно сказать, понтификальный. Для произведений таинственного и торжественного характера саксофон является, на мой взгляд, самым красивым низким голосом, известным сегодня».
Когда именно саксофон впервые публично дебютировал в мире, не совсем ясно. Некоторые утверждают, что это было в 1842 году. Однако мы знаем, что во время одного из своих первых выступлений с инструментом на Парижской промышленной выставке 1844 года Сакс сыграл зажигательное соло из-за большого занавеса. Почему так? Ну, Сакс боялся, чтобы никто не скопировал дизайн его инструмента. И поскольку он ещё не запатентовал его, он решил, что лучший способ избежать этого – просто не позволить широкой публике увидеть, как он выглядит.
Это подводит нас к военным. Как уже отмечалось, французская военная музыка томилась в немилости. Таким образом, стремясь оживить её во имя патриотизма, французское правительство создало комиссию для изучения путей реформирования военных оркестров инновационными способами. Через два месяца после объявления об этом миру и приглашения производителей представить свои инструменты для потенциального использования военными, 22 апреля 1845 года в Париже перед толпой из 20000 человек был дан своего рода концерт.
На концерте выступили две группы, одна из которых использовала более традиционные инструменты, а другая «вооружилась» различными типами саксофонов и прочими модификациями существующих инструментов Сакса. Обе группы исполняли одни и те же произведения композитора Адольфа Адама.
Группа, использующая инструменты Сакса, одержала безоговорочную победу. Несколько месяцев спустя, 9 августа 1845 года, Сакс заключил выгодный военный контракт, который он намеревался получить, когда переехал в Париж.
Это стало последней каплей: когда бельгиец Сакс получил контракт на поставку инструментов французским военным, его конкуренты решили в буквальном смысле сформировать организацию, которая вполне могла бы назвать себя «Клубом против Сакса», но, в конце концов, получила название L’Association générale des ouvriers en instruments demusique («Объединённая ассоциация производителей инструментов»). Это была организация, к которой самый выдающийся и талантливый производитель инструментов во Франции в то время определённо не желал присоединиться.
Их основной целью на протяжении всей жизни Сакса, казалось, были попытки уничтожить его любым доступным им способом. Поначалу они использовали старую практику «Если ты не можешь победить кого-то, подай на него в суд». Тактика организации состояла в том, чтобы отнимать ресурсы, время и энергию Сакса любым возможным способом в суде.
Первый судебный иск этой группы вращался вокруг того, чтобы оспорить патентную заявку Сакса на саксофон. Изначально утверждалось, что инструмент, описанный в патенте, формально не существовал. Когда это не удалось, они утверждали, что инструмент был немузыкальным и что Сакс просто изменил дизайн других производителей. Затем они представили различные другие инструменты, которые предшествовали ему в качестве примеров, ни один из которых, по мнению суда, не был достаточно похож на саксофон, чтобы гарантировать отказ в выдаче патента.
Далее они утверждали, что точно такой же дизайн уже существовал прежде, он был разработан производителями из других стран, а Сакс ложно заявлял, что он принадлежал ему. Чтобы доказать это, группа выпустила несколько идентичных саксофону Сакса инструментов с маркировкой иностранного производства.
Правда заключалась в том, что они просто покупали саксофоны у компании Сакса и отправляли их в зарубежные мастерские, где маркировку Сакса удаляли и заменяли той, что была у владельца того или иного магазина.
К несчастью для «Объединённой ассоциации производителей инструментов», эта уловка была обнаружена, и им пришлось придумать новую стратегию.
Затем они заявили, что, поскольку Сакс несколько раз публично играл на этом инструменте, он больше не может претендовать на патент.
В этот момент, устав от всего этого цирка, разъярённый Сакс отозвал свою патентную заявку и разрешил другим производителям инструментов произвести саксофон, если у них хватит мастерства. Он дал своим конкурентам год, чтобы сделать это, и за это время никто не смог успешно воссоздать инструмент надлежащего качества. Когда год подошёл к концу, стало ясно, что никто не смог выполнить задачу, и тогда Сакс повторно подал патентную заявку, и на этот раз она была быстро предоставлена 22 июня 1846 года.
По-видимому, просто попытки метафорически разрушить жизнь и бизнес Сакса оказалось недостаточно, поэтому однажды его мастерская таинственно загорелась. А в другой раз неизвестный убийца выстрелил из пистолета в одного из помощников Сакса, думая, что это был Сакс, причём ходили слухи, что за обеими этими событиями стояла «Объединённая ассоциация производителей инструментов».
Правда это или нет, но после того, как король Луи-Филипп бежал из страны в 1848 году, положение Сакса резко ухудшилось. После революции, когда многие высокопоставленные друзья Сакса были свергнуты, «Объединённая ассоциация производителей инструментов» смогла подать прошение об аннулировании контракта Сакса с военными, а к 1849 году были отменены его патенты на трубы-цилиндры и саксотромбы, что позволило его конкурентам производить эти инструменты. Они также попытались аннулировать его патент на саксофон, но потерпели неудачу.
Сакс подал апелляцию, и после пятилетней юридической битвы Императорский суд в Руане, наконец, завершил рассмотрение дела, перейдя на сторону Сакса и восстановив его патенты, а также приказав ассоциации возместить убытки за значительную потерю доходов в годы, когда шла судебная тяжба.
Тем не менее, прежде чем это произошло, в 1852 году, Сакс оказался финансово разорён, хотя интересно, что его окончательное падение произошло благодаря другу. В течение этого времени, как отмечалось, Сакс вёл различные юридические баталии, потерял военный контракт и изо всех сил пытался удержать свою фабрику на плаву. Именно тогда друг дал ему 30000 франков, чтобы поддержать дело. Это был подарок, а не заём – по крайней мере, так думал Сакс. Как бы там ни было, когда вышеупомянутый человек умер пару лет спустя, в 1852 году, его наследники, конечно же, не могли не заметить такую сделку и попросили Сакса вернуть 30000 франков, дав ему всего 24 часа.
Не сумев ничего придумать, Сакс был вынужден бежать в Лондон, вновь оказавшись втянутым в очередную юридическую драму. В этом случае суд в конечном итоге потребовал от Сакса вернуть 30000 франков, в результате чего ему пришлось подать заявление о банкротстве и закрыть свою фабрику.
Но Сакс, который утверждал, что «в жизни есть победители и побеждённые; я предпочитаю быть в числе первых», не собирался сдаваться.
Он продолжил работать над своим ремеслом, и в 1854 году он снова оказался на вершине, когда его назначили производителем музыкальных инструментов для войск императора Наполеона III. Новый благодетель также помог Саксу выйти из банкротства и вновь открыть свою фабрику.
Однако мы должны отметить, что не только другие производители музыкальных инструментов были против Сакса. Кажется, вся Вселенная сговорилась против него.
За год до своего назначения Наполеоном III Сакс заметил чёрный нарост на губе, который продолжал расти с течением времени. К 1859 году эта опухоль выросла до таких размеров, что он не мог нормально есть и пить и был вынужден потреблять пищу из трубки.
Как будто этого было недостаточно, незадолго до этого, в 1858 году, первый ребёнок Сакса, Чарльз, умер в возрасте двух лет.
Вернёмся к раку: его выбор в этот момент в 1859 году состоял в том, чтобы подвергнуть себя рискованной и уродующей операции, включая удаление части челюсти и большей части губы, или обратиться к экспериментальной медицине того времени. Он выбрал последнее. в Сакс лечился у индийского врача по имени Врис, который прописал ему какую-то смесь, сделанную из различных трав.
То ли лечение помогло, то ли собственное тело Сакса просто решило, что оно не позволит чему-то тривиальному вроде рака остановить его от продолжения борьбы, спустя шесть месяцев после начала лечения – и спустя шесть лет после начала развития заболевания – гигантская опухоль Сакса начала уменьшаться. К февралю 1860 года она полностью исчезла.
Остальная часть жизни Сакса прошла почти так же, как и раньше. Он продолжил впечатлять мир своими талантами в области создания музыкальных инструментов, а также вести постоянные юридические баталии с «Объединённой ассоциацией производителей инструментов», пытающихся помешать ему любым способом, в то время как производители музыкальных инструментов, стоящие за ней, получали прибыль от проектов Сакса, поскольку его патенты истекли.
Наконец, уставший от всего этого, 72-летний Сакс, оказавшись практически нищим, попытался добиться справедливости за пределами судов, при помощи метко озаглавленной статьи «Обращение к общественности», опубликованной в La Musique des Familles в 1887 году. В статье рассказывалось о многих способах, которыми Сакс был обижен «Объединённой ассоциацией производителей инструментов», и постоянных, часто легкомысленных судебных баталиях, которые он вел на протяжении всего своего пребывания в Париже. Он подвел итог следующим образом:
«До меня, я с гордостью могу сказать, индустрия музыкальных инструментов во Франции была ничем или почти ничем. Я создал эту индустрию; я вознёс её на непревзойдённую высоту; я развил легионы рабочих и музыкантов, а эти мошенники лишь извлекают выгоду из моей работы».
Хотя ничто из этого не заставило широкую публику стать на его защиту, это привело к тому, что многие известные музыканты и композиторы по всему Парижу ходатайствовали о том, чтобы Сакс, который действительно внёс большой вклад во французский музыкальный мир, получил пенсию, чтобы он мог, по крайней мере, чувствовать себя комфортно в последние годы своей жизни. Результатом этого стала скромная пенсия, которую ему предоставили.
Когда Сакс не сражался в бесчисленных юридических битвах и производил инструменты, он придумывал альтернативные изобретения, такие как разработка устройства, которое могло бы запустить 500-тонный минометный снаряд; он назвал его Saxocannon (cannon – «пушка»). Он также разработал поистине массивный орган, предназначенный для строительства на склоне холма недалеко от Парижа; его можно было услышать во всём городе, когда он звучал.
В конце концов, Сакс умер в возрасте 79 лет в 1894 году и был похоронен на кладбище Монмартр в Париже.