в каком году был хиджра пророка мухаммеда
История переселения (хиджры) Пророка ﷺ
Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави.
Все мухаджиры ( 1 ) переселились в Медину, Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке.
Боясь, что Пророк ﷺ уйдёт вслед за мухаджирами, враги Господа стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме совещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем.
Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Мухаммада ﷺ саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и не будет одного врага, которому нужно отомстить», – твердо сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и сказал, что так будет лучше.
Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут их осуществить, если Аллах не позволит. И те, которые осуществляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевышнего.
Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они обнаружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплёл его паутиной, а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца.
Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда Пророк ﷺ сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллāћ с нами».
Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и договорились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами. В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отправились в обход по побережью моря. С ними был и проводник.
В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк ﷺ совершил пятничный намаз в пути. Это было место под названием Рануна’, между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До этого Любимец Всевышнего ﷺ не совершал пятничных намазов, это был первый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с коллективом в сто человек. Не исключено, что первый пятничный намаз Пророк ﷺ совершил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А если принять версию, согласно которой Пророк ﷺ пробыл в Кубе только три-четыре дня, то допускается возможность совершения пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было, мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Посланник ﷺ не совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему такой возможности.
Мавляя ċалли ва саллим дāиман абадан ‘аля Хабибика хайри-ль-халķи куллиhими.
( 1 ) Мухаджиры – букв. «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради религии.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Хиджра Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Мусульманское летоисчисление ведётся с события, которое сыграло огромную, выдающуюся роль в становлении Ислама. Это – хиджра – переселение Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году по григорианскому календарю.
После 13 лет пророчества Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обстановка в Мекке резко обострилась. Многобожники преследовали мусульман. Это вынудило мусульман обратиться к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой разрешить им покинуть родной город. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал им на Ясриб, вскоре получивший название Мадинат ан – Наби (город Пророка или Медина).
Хадисы передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мекканским мусульманам: «Поистине, во сне мне было показано то место, куда вы переедете: там растут пальмы и расположено оно меж двх каменистых полей». Это и был город Ясриб или Медина.
Переселение происходило тайно, под покровом ночи, маленькими группами в течение 4-х месяцев. В конце – концов Мекку покинули все сподвижники, кроме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу – Бакра и ‘Али (пусть будет доволен ими Аллах). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ждал дозволения Всевышнего Аллаха на совершение хиджры.
Получив это известие, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал тайно готовиться к отъезду из Мекки. Он уложил вместо себя на постель своего племянника и сподвижника ‘Али (да будет довлен им Аллах). Заговорщики окружили дом Пророка ночью. Но он, выйдя из дома, бросил в головы курайшитов горсть земли, произнеся при этом слова Всевышнего:
«Воздвигли Мы преграду перед ними и позади них, набросили на них покров, и не видят они»
(сура Йасин; 9)
Аллах лишил курайшитов зрения, и они не заметили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который беспрепятственно ушёл из своего дома. В Коране сказано об этом:
(сура «Аль – Анфаль»; 30)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) покинул свой дом ночью 27-го числа месяца Сафар 14-го года от начала пророчества, т.е. в ночь с 12-го на 13-е сентября 622 года. Вместе со своим лучшим другом и сподвижником Абу – Бакром они до зари добрались до пещеры на горе Саур, в которой они скрывались в течение трёх дней. Многобожники, узнав о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) удалось уйти из Мекки, разгневались и перекрыли все дороги, ведущие из города. Кроме того, они решили выплатить огромное вознаграждение размером в сто верблюдов тому, кто поймает и приведёт к ним Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Курайшиты бросились на поиски и добрались до входа в пещеру.
Хадисы передают, что Абу – Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророком, я поднял голову, увидел ноги людей и сказал: «О, Пророк Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!» В ответ мне Пророк сказал: «Молчи, о Абу Бакр, (ведь мы-) двое, третьим для которых является Аллах!» И тут случилось чудо, так как именно в этот момент преследователи повернули назад.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) высоко ценил ансаров и мухаджиров. Он обращался к Всевышнему: «О Аллах, (истинная) есть награда мира вечного. Помилуй же ансаров и мухаджиров!» Один из Хадисов сообщает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия – ненависть по отношению к ним».
В Медине Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заложил мечеть, которая стала носить его имя. Строительство мечети было первым шагом, который предпринял Мухаммад в мединский период. В Медине был установлен азан – призыв к молитве. Первый муэдзин Пророка (да благословит его Аллаха и приветствует) Биляль 5 раз в день возвещал мусульманам о начале намаза. В мединский период исламского призыва по велению Аллаха было изменено направление Киблы в сторону Каабы. До этого мусульмане молились в направлении мечети Аль – Акса в Иерусалиме. Хиджра, т.е. переселение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки в Медину, сыграла ключевую роль в пророческой миссии и в установлении исламского государства. Ничто не значило столько для торжества Слова Единого Создателя и укрепления Его религии, как хиджра Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). С хиджры началось создание нового общества – мусульманского, а распространение Ислама и массовое присоединение людей к этой религии вышло за пределы границ арабских племён. Исключительная, важнейшая роль хиджры в победе призыва Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стало причиной того, что хиджра была положена в начало исламского летоисчисления.
Это произошло во времена правления праведного халифа, сподвижника Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘ Умара бин аль – Хаттаба (пусть будет доволен им Аллах) через 17 лет после хиджры. Хиджра ознаменовала начало новой эры в истории человечества – эры Ислама, которая длится уже 1432 года.
Ночь Хиджры: из Мекки в Медину
20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.
Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.
С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.
Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.
С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.
Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.
Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: «Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру» (то есть, «переселение»).
Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.
Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.
Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.
Читайте также: Паломнические туры: дом Аллаха в Мекке
Абу Бакр, испуганный за жизнь своего зятя-пророка, сказал: «Если один из них посмотрит под ноги, то увидит нас». Но Мухаммед остался безмятежен: «Что ты скажешь о троих, один из которых — Аллах.» Пророк подразумевал, что сам Господь находится с ними в пещере и обязательно укроет от противников.
Собственно, так и вышло: охотники за пророческой головой вернулись в Мекку с пустыми руками, но немедленно объявили награду за поимку Мухаммеда. Сто верблюдов пообещали они дать тому, кому повезет больше, чем им. На эту наживку клюнул известный следопыт и охотник Сурака ибн Навфаль. Верхом на быстром скакуне он помчался на беглецами и уже почти настиг их. Но, когда Мухаммед и Абу Бакр были уже практически в его руках, лошадь Сурака вдруг начала тонуть в песке, как в воде. Перепуганный охотник взмолился о помощи к своим потенциальным жертвам, и те помиловали незадачливого убийцу. Мухаммед воззвал к Аллаху, и немедленно лошадь Сурака была освобождена из песчаного плена.
Впечатленный таким чудом, Сурака уверовал не сходя с места, признал Мухаммеда пророком и, памятуя о своих грехах, предусмотрительно попросил у него заступничества в Судный день перед Аллахом. Сурака доказал свою веру делом: не успел он вернуться в город (разумеется, без Мухаммеда), как тут же начал успешно сбивать со следа других охотников за жизнью пророка.
Тем временем Мухаммед и Абу Бакр, преодолев все трудности пути, все-таки добрались до Медины 12 числа месяца рабиуль-авваль. Там их встречали обрадованные сподвижники, принесшие пророку клятву верности. Куда благосклоннее принимали здесь проповедь Мухаммеда и его сторонников, поэтому ислам стал быстро распространяться по Аравийскому полуострову. А ночь ухода Мухаммеда из Мекки (в 622 году от Рождества Христова) положила начало новому летоисчислению, лунному мусульманском календарю, по которому до сих пор живет мусульманский мир.
Но враждебная мусульманам Мекка не осталась безнаказанной. В 630 году члены мединской общины во главе с пророком Мухаммедом победителями вошли в изгнавший пророка город. Жители Мекки сдались без боя и беспрекословно согласились принять ислам. С тех пор Мекка стала религиозным центром, а мусульмане начали молиться, обернувшись лицом в сторону священного города.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Хиджра: предпосылки и последствия
В числе важнейших вех в истории ислама – переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.
О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому календарю (Милади).
Хиджра в Эфиопию
Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама – в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам уехать из Мекки в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.
В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).
Предпосылки переселения в Медину
В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.
Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.
Хиджра
В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) – Умар ибн Хаттаб (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.
В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.
После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев – ансаров.
Последствия
В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий – христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи – Арабского халифата.
Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.
Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Всегда искренне восхищался Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах! Человек, олицетворявший и физическую и духовную мощь! Если бы сегодня мусульманским миром правил он, то не было бы той бойни, которую мы видим на Ближнем Востоке
Хиджра в истории Ислама
Первые два переселения мусульман из Мекки в Эфиопию
Хиджра – это переселение мусульман с целью получения возможности свободно исповедовать свою религию и выполнять свои религиозные обязанности. Целью Хиджры является защита религии.
Первой хиджрой (переселением) в истории Ислама было переселение мусульман из Мекки в Эфиопию. Общее число первых переселенцев составило 15 человек: 10 мужчин и 5 женщин. Это произошло в месяце раджаб после получения Мухаммадом (мир ему и благословение) пророчества, то есть в 615 году. И возглавил их Усман ибн Маз’ун (как передано от Ибн Хишама).
Причиной переселения мусульман из Мекки в Эфиопию и в дальнейшем в Медину было то, что в Мекке их подвергали гонениям, и они не имели возможности исполнять свои религиозные обязанности.
Когда неверные начали слишком притеснять верующих, доставлять им мучения, убивать их, всячески препятствовать распространению Ислама, Пророк (мир ему и благословение) повелел мусульманам переселиться в Эфиопию, так как его сердце наполненное милосердием, не могло больше выносить это.
Эфиопия была выбрана для переселения, потому что правитель Эфиопии исповедовал христианство и был известен своей справедливостью. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Если вы пойдете в землю Эфиопии, то найдете там правителя, при котором никого не притесняют. Кроме того, там царит справедливость и порядок. До тех пор, пока Всевышний Аллах не укажет путь к спасению, оставайтесь там».
По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку.
Когда Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники подверглись гонениям со стороны язычников, Пророк (мир ему и благословение) повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 женщин. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 142).
Мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз возглавлял Джа‘фар, сын Абу Талиба.
Из книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.