в каком году б пастернак написал первые стихотворения
Борис Леонидович Пастернак
Фото Все
Видео Все
Приглашение на казнь. Пастернак и Живаго
Райнер Мария Рильке, Марина Цветаева и Борис Пастернак. Больше, чем любовь
Борис Пастернак. Лирика / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Борис Пастернак — биография
Борис Пастернак – поэт, писатель, переводчик. Один их самых крупных поэтов 20-го века.
В детские годы он серьезно увлекался музыкой, даже сам сочинял ее и импровизировал игрой на фортепиано. Но потом разуверился в своем таланте музыканта, и желание стать композитором отошло на второй план, уступив место философии. Его учителем был сам немецкий неокантист Герман Коген. Однако судьба приготовила Борису Пастернаку совсем другую дорогу. В его жизнь вошли новые знакомые – писатели, символисты и футуристы, и это привело его в литературу. Благодаря новому увлечению, он стал поэтом и именно на этом поприще был награжден Нобелевской премией в 1958 году.
Детство и юность
Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года в Москве. Родители мальчика принадлежали к русской интеллигенции. Мама Розалия Кауфман была пианисткой, начала свою творческую карьеру в Одессе, где они жили еще до рождения детей. Отец Леонид Пастернак – известный художник, состоял в членах Академии художеств России. Некоторые из его полотен впоследствии украсили Третьяковскую галерею. Леонид Пастернак был дружен с писателем Львом Толстым, его иллюстрации украшали книги известного прозаика. Кроме Бориса в семье подрастало еще трое младших детей.
Борис Пастернак с братом в детстве
Борис рос в самой настоящей творческой атмосфере. В доме его родителей постоянно гостили знаменитости. Кроме Льва Толстого, композиторов Рахманинова и Скрябина, там можно было встретить художников Поленова, Иванова, Левитана, Ге, Нестерова. Мальчик с детства впитывал эту атмосферу творчества, и это не могло не оставить след в его душе.
Непререкаемым авторитетом у Бориса пользовался композитор Скрябин, и под его влиянием он серьезно увлекся музыкой.
Пастернак даже хотел стать таким же выдающимся, как и его учитель. Успеваемость в гимназии всегда была на высшем уровне, поэтому по окончанию обучения Пастернак получил золотую медаль. Одновременно со школьными предметами, Борис посещает занятия в консерватории.
Биография поэта содержит много случаев, когда он стоял перед выбором, и сделать его было очень непросто. Первый раз молодой человек столкнулся с такой ситуацией, когда принял решение расстаться с музыкой, занятиям которой он посвятил много лет. Много лет спустя он объяснил, почему принял такое решение. Оказалось, что он не обладал абсолютным слухом, без которого достичь выдающихся результатов в музыке очень сложно. Отличительными чертами характера Бориса была целеустремленность и невероятная работоспособность, а еще умение доводить все начатое до совершенства. Поэтому он понимал, что даже самая беззаветная любовь к музыке не поможет ему подняться на должную высоту, и бросил это занятие.
Борис Пастернак в молодости
В 1908 году Борис поступил на юридическое отделение Московского университета, и после первого курса добился перевода на факультет философии. И здесь он учился исключительно на отлично, поэтому в 1912-м становится студентом Марбургского университета. Все пророчили ему отличную карьеру в Германии, но он снова принял решение полностью изменить свою жизнь. Пастернак бросил философию и стал поэтом.
Первые шаги в поэзии
Первая проба пера будущего великого поэта пришлась на 1910 год. В его первой поэзии скользит впечатление от зарубежного путешествия в Венецию, куда они отправились всей семьей, а также сквозит грусть неразделенной любви. В том году он сделал предложение любимой, но она ему отказала. По мнению авторитетных коллег, стихи были достаточно детскими, но при этом содержательными. После того, как семья вернулась домой, Борис начал активно посещать литературные кружки «Мусагет» и «Лирика», где выступает со своими стихами. В эти годы он серьезно увлекся символизмом и футуризмом, но впоследствии отошел от этих течений и начал прокладывать свой путь.
В 1913-и 1914-м годах в жизни поэта произошло множество событий, связанных с его творческой деятельностью. Появились первые публикации его стихов, свет увидел первый сборник его произведений под названием «Близнец в тучах». Однако Пастернак всегда критически относился к себе, поэтому собственные стихи кажутся ему недостаточно хорошими. В 1914 году состоялось знакомство Пастернака и Владимира Маяковского, творчеством которого Борис всегда восторгался.
По приглашению управляющего химическими производствами Бориса Збарского, Пастернак в 1916 году переезжает в Пермскую губернию и поселяется в поселке Всеволодо-Вильва. Он устроился на работу в контору этого завода на должность помощника по деловой переписке, в его обязанности входит составление торгово-финансовой отчетности. Когда вышел в свет роман Пастернака «Доктор Живаго», то всем стало понятно, что прообразом города Юрятин служила Пермь. Побывал Борис на Березниковском содовом заводе, и пришел в полный восторг от увиденного. Он написал письмо С.П.Боброву и сказал, что этот поселок при заводе напоминает ему маленькую промышленную Бельгию.
Творчество
Творчество – процесс занимательный. Одни творят легко и непринужденно, получая от этого истинное удовольствие, другие затрачивают массу усилий, прежде чем достигнут желаемого результата. Пастернак был именно из второй категории творцов. Он работал постоянно, старался отточить каждое слово и фразу. В 1922-м вышел еще один сборник его поэзий – «Сестра моя – жизнь», который, по мнению самого поэта, был первой стоящей книгой.
Интересно складывались отношения Пастернака и Сергея Есенина, который критически высказывался о творчестве Бориса. Вскоре между ними возникла открытая конфронтация, и однажды они даже подрались. Об этом инциденте написал в своих воспоминаниях Валентин Катаев, где Есенин у него получил прозвище «королевич», а Пастернак «мулат».
Катаев писал, что королевич вцепился в грудки противника одной рукой и пытался заехать интеллигентному мулату в ухо. А мулат, который одновременно был похож на араба и на его лошадь, пытался дать королевичу в скулу, но это ему так и не удалось.
Борис Пастернак в процессе творчества
В 20-е годы в жизни Пастернака произошли большие перемены. Его родители эмигрировали в Германию, он сам женился на Евгении Лурье, потом стал отцом новорожденного сына. Кроме этого он продолжал выпускать новые поэмы и сборники своих произведений.
Советская власть
В 30-е годы творчество Пастернака, как впрочем и он сам, находит признание властей страны Советов. Сборники его поэзий ежегодно переиздают, в 1934-м его пригласили на съезд Союза писателей, где он выступил с трибуны со своей речью. В 1935-м Пастернак был командирован в Париж и стал участником Международного конгресса писателей. Во время этого путешествия поэт сваливается с нервным срывом, практически не спит и жалуется на нервы.
Борис Пастернак с Анной Ахматовой
В том же 1934-м Борис встал на защиту мужа поэтессы Анны Ахматовой и ее сына, которые были арестованы. Их освободили после того, как Пастернак письменно обратился к Сталину.
Благодарный поэт в 1935-м отправил Вождю народов сборник лирики поэтов Грузии, которую сам перевел. В письме, приложенном к этому сборнику, были слова благодарности за мгновенное освобождение родственников поэтессы.
В начале 1936 года было опубликовано два произведения Пастернака, где он выражает восхищение Сталину. Однако его старания имели обратный эффект. Ему так и не простили роль заступника за семью Ахматовой, припомнили ему и Гумилева с Мандельштамом. В том же 1936-м поэт был практически отстранен от литературной жизни страны, обвинен в оторванности от реальности и ошибочности принимаемых решений.
Переводы
Борис Пастернак прославился не только литературными произведениями, но и своими переводами с иностранных языков. После того, как в 36-м отношение властей к нему резко изменилось, его стихи почти не издавались, и он был вынужден искать средства, чтобы содержать себя и родных. Нужда заставила его заняться переводами. Как и ко всему, чем он занимается, Пастернак очень серьезно относится к переводам, он приравнивает свою работу к художественному произведению. Поэт очень тщательно и ответственно подошел к процессу, старался, чтобы результат был идеальным.
Сборник переводов Бориса Пастернака
Пастернак начал заниматься переводами в 1936-м, в это время он проживал в Переделкино, на даче. Его труды впоследствии приравняли к оригиналам тех произведений, которые он переводил. Благодаря этой работе он не только получал деньги для содержания семьи, но и реализовался, как поэт. А это в условиях сплошной травли было достаточно сложно. Переводы произведений Шекспира, которые сделал Пастернак, вошли в классику.
Война
В самом начале войны Борис отправился на призывной пункт, однако его в армию не взяли. В детстве он получил травму и по состоянию здоровья не мог быть призван на фронт. Но в такое тяжелое время он не мог просто отсиживаться в стороне. Пастернак идет на курсы, после которых выходит военным корреспондентом, и таким образом попадает на фронт. После возвращения поэт работает над циклом произведений, которые пропитаны духом патриотизма.
Борис Пастернак на фронте
После победы Пастернак снова много трудился, по-прежнему переводит классические произведения зарубежных авторов, потому что они так и остались его единственным доходом. В те годы он совсем мало сочинял своих стихов, в основном уделял внимание переводам, задумал новый роман, переводил «Фауста» Гете.
«Доктор Живаго» и травля
Роман «Доктор Живаго» стал самым значимым литературным произведением Пастернака. Его часто называют автобиографичным романом, потому что многие события в нем перекликаются с жизнью самого автора. Пастернак работал над ним десять лет. У главной героини его романа имелся прототип – супруга писателя Зинаида, в девичестве Нейгауз. После того, как в личной жизни Бориса появилась новая муза – Ольга Ивинская, работа начала продвигаться более быстрыми темпами.
Сюжет романа начинается в начале века и заканчивается годами Отечественной войны. Поэт несколько раз менял название произведения. Сразу он назвал его «Мальчики и девочки», потом изменил на «Свеча горела», затем хотел назвать его «Смерти нет».
Правда, описанная в этом произведении, равно как и собственное видение происходящего в стране, очень не понравилась руководству. Писателя начали жестко травить, а его книгу не хотели признавать. В СССР роман так и не был напечатан, зато вышел небольшим тиражом за границей.
Его оценили очень высоко, в 1957-м, когда «Доктор Живаго» вышел в Италии, его буквально засыпали восторженные отзывы читателей. Произведение вызвало настоящую сенсацию.
В 1958 году Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии. Произведение переведено на множество языков, расходится по миру большими тиражами. Его издает Великобритания, Германия, Голландия. Власти страны Советов всячески пытались запретить роман, изъять у автора рукопись, но слишком большой была его популярность во всем мире.
Борис Пастернак на вручении Нобелевской премии
Мировое сообщество признало талант Бориса Пастернака, и это не могло не радовать, но обернулось большим разочарованием.Теперь его травит не только власть, но и собственные коллеги. Они выступили с обличительными речами на митингах перед рабочими заводов, студентами, на собраниях творческих союзов. Нашлись даже инициаторы составления коллективных писем, которые требовали наказания для нерадивого писателя.
Некоторые выступали с инициативой выслать поэта из страны, но жизнь вне родины Пастернак не представлял. В 1959 году он пишет стих под названием «Нобелевская премия», в строках которого звучит горечь от переживаний за происходящее. Этот стих тоже вышел за рубежом. Давление на него было такой силы, что он отказывается от Нобелевской премии. После публикации стиха Пастернак чуть не был признан изменником Родины. Его исключили из Союза писателей, но из Литфонда не вытурили. Это дало возможность и дальше печататься и получать за это законное вознаграждение.
Стихотворения
Первые стихи поэта были написаны под влиянием символизма. Они отличались сложными рифмами, необычными, иногда даже не совсем понятными образами и метафорами. В годы войны стиль Пастернака меняется до неузнаваемости. Теперь его стихи легкие, понятные и простые, что особенно заметно по коротким произведениям – «Ветер», «Хмель», «Март», «Гамлет». Он был гениальным поэтом, которому удавалось даже в маленьком произведении раскрыть философский смысл.
Роман относится к более позднему его творчеству, когда он проживал в Переделкино. В первых поэзиях Бориса видна элегантность, постепенно они приобретают социальную направленность.
Среди любимых тем Пастернака – единение человека с природой. Яркий пример такого единения – стихотворение «Июль», передающее восторг автора от самого прекрасного месяца в году.
Последний сборник поэзий Пастернака вышел в 1959-м, в него вошел стих «Снег идет»(1957 год). В нем сочетаются две части – пейзаж и размышления о быстротечности человеческой жизни. Одна из строчек – «и дольше века длится день» из произведения «Единственные дни», с тех пор стала крылатой. Этот стих, написанный в 1959-м, тоже есть в его последнем сборнике.
Личная жизнь
В личной жизни Бориса Пастернака было два официальных брака и одна большая любовь. Женщины, которые в разные годы были рядом с великим поэтом, были его музами, он был счастлив с ними, да и они не жаловались на недостаток внимания с его стороны. Поэт обладал творческой натурой, способной увлечься очередной музой, поэтому был непостоянен в любви. Постоянных романов на стороне у него не было, однако сохранить верность одной жене у него не получилось.
Борис Пастернак с женой Евгенией Лурье и сыном
В 1921 году Борис встретил художницу Евгению Лурье. Он как раз окончил свою повесть «Детство Люверс», прообразом главной героини в которой была Евгения. Она была тезкой художницы, деликатной, нежной и целеустремленной. Однако при этом оставалась целеустремленной и самодостаточной. Вскоре Евгения стала официальной женой поэта и его музой.
В эти годы поэт испытал настоящее счастье, к тому же они скоро стали родителями сына Евгения. Супруги любили друг друга, сильно и взаимно, и это давало им силы справляться со всеми трудностями, возникающими на пути. Но вскоре их начала преследовать нищета, и это очень сказалось на отношениях. Евгения стремилась достичь высот в карьере художника, поэтому Борису пришлось заниматься вопросами семьи и быта.
Борис Пастернак и Марина Цветаева
Отношения супругов окончательно испортились, когда Евгения узнает о переписке мужа и Марины Цветаевой. Она ревновала его жутко, и это чувство заставило ее покинуть родину и отправиться в Германию, где в то время уже жили родители Бориса. Прошло немного времени, Евгения осознала опрометчивость своего поступка, она готова жертвовать своей карьерой ради семьи, но оказалось, что уже поздно. В личной жизни поэта появилась новая любовь Зинаида Нейгауз. В то время Борису исполнилось 40, его избраннице 32, к тому же она была замужем и растила двух детей.
Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз
Зинаида оказалась полным антиподом Евгении. Она отличалась хозяйственностью, не стремилась к построению карьеры, занималась исключительно семьей. Она не была такой утонченной, как Евгения, однако это не помешало Пастернаку влюбиться в нее с первой встречи. То, что она была замужем и имела детей, не стало для поэта препятствием, он понял, что встретил свою женщину. Но поэт не забывал о первой семье, оказывал поддержку и не рвал с ними отношений.
В этом браке поэт тоже был счастлив. Дома было спокойно и комфортно, у них родился ребенок – сын Леонид. Счастливая семейная идиллия длилась десять лет. Потом Борис все чаще стал оставаться в Переделкино, и это отдалило супругов. Отношения с женой постепенно охладевали, и в этот момент в его жизни появляется Ольга Ивинская. Она занимала должность редактора журнала «Новый мир», в редакции которого они и познакомились.
Борис Пастернак и Ольга Ивинская
Пастернак не хотел разводиться с супругой, поэтому много раз пытается окончить роман с Ивинской. В 1949-м Ольга была арестована, ей вменили в вину отношения с опальным писателем и дали пять лет лагерей. Все эти годы Пастернак заботился о ее матери и детях, давал деньги и опекал.
Испытания, выпавшие на долю поэта, не могли пройти бесследно для его здоровья. В 1952-м его госпитализировали с инфарктом. После освобождения из лагеря, Ивинская продолжала трудиться у Бориса в качестве неофициального секретаря. До последних дней поэта они были вместе.
Смерть
Травля, которую организовали против него власти и коллеги, окончательно ударила по здоровью поэта. Весной 1960-го Борис попадает в больницу, где ему диагностируют онкологию. Стадия была неоперабельной, метастазы пошли в желудок. Возле него неотлучно находилась Зинаида.
В первых числах мая поэт сознает, что его болезнь вылечить невозможно, и что скоро наступит конец его бренной жизни. Поэта не стало 30 мая 1960 года. Зинаида пережила супруга всего на шесть лет и умерла от такого же заболевания.
Могила и памятник Борису Пастернаку
Похороны Бориса Пастернака собрали большое количество людей. Среди присутствующих можно было видеть Булата Окуджаву, Андрея Вознесенского, Наума Коржавина, которые не побоялись гнева властей, и пришли проводить в последний путь коллегу. Поэта похоронили в Переделкино, на местном кладбище, там же похоронены все его родные. Памятник на могиле великого поэта изготовлен по эскизам скульптора Сарры Лебедевой.
Произведения
Слушать стихи
Ссылки
Биография Пастернака
Борис Леонидович Пастернак (29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, поэт, переводчик; один из крупнейших поэтов XX века.
Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства.
Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). Ещё в аттестате зрелости по окончании гимназии Б. Л. Пастернак фигурировал как «Борис Исаакович (он же Леонидович)».
Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками — (Исааком Ильичом Левитаном, Михаилом Васильевичем Нестеровым, Василием Дмитриевичем Поленовым, Сергеем Ивановым, Николаем Николаевичем Ге). В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. В 1903 году 6 (19) августа при падении с лошади Борис сломал ногу, и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую писатель скрывал, осталась на всю жизнь) был в дальнейшем освобождён от воинской повинности. Позже поэт уделял особое внимание этому эпизоду в стихотворении «Август», как пробудившему его творческие силы.
25 октября 1905 года Борис Пастернак попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод войдёт потом в книги Пастернака.
В 1908 году, одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии, под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.
По примеру родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, Пастернак стремился во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути.» В. Ф. Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину».
Вспоминая впоследствии свои переживания, Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».
В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году, по совету А. Н. Скрябина, перевелся на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена, который советовал Пастернаку продолжить карьеру философа в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ, согласно описанию в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота». В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
В 1912 году Б. Л. Пастернак окончил Московский университет. За дипломом Пастернак не явился. Диплом за № 20974 сохранился в архиве Московского университета.
Карьера писателя
После поездки в Марбург Пастернак отказался от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке — 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве), Борис «называет содовый завод „Любимов, Сольвэ и К“ и посёлок европейского образца при нём — „маленькой промышленной Бельгией“».
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине (а после прихода к власти нацистов — в Лондоне). Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922—1923 годов. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем, 1923 году (23 сентября), в семье Пастернаков рождается сын Евгений (скончался в 2012 году).
В 1920-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.
На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.
Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию (см. ниже). Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение». В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид (будущий физик, ум. в 1976).
В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу. Белорусский писатель Якуб Колас в своих мемуарах вспоминал жалобы Пастернака на нервы и бессонницу.
В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобождённых из тюрем после писем Сталину от Пастернака и Анны Ахматовой. В декабре 1935 года Пастернак шлёт в подарок Сталину книгу переводов Грузинские лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».
В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.
В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче по адресу: улица Павленко, 3 (сейчас мемориальный музей). Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х до конца жизни: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72.
К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa (в том числе «Гамлета»), «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя — от упреков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал, что «… полжизни отдал на переводы — своё самое плодотворное время».
1942—1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон.
В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995) и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.
В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»:
«О Господи, как совершенны
дела Твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной…»
Положение больного было серьёзным, но, как Пастернак написал 17 января 1953 года Нине Табидзе, его успокаивало, что «конец не застанет меня врасплох, в разгаре работ, за чем-нибудь недоделанным. То немногое, что можно было сделать среди препятствий, которые ставило время, сделано (перевод Шекспира, Фауста, Бараташвили)».
Пастернак и Грузия
Впервые интерес Пастернака к Грузии проявился в 1917 году, когда было написано стихотворение «Памяти Демона», в котором зазвучала навеянная творчеством Лермонтова кавказская тема.
В октябре 1930 года Пастернак познакомился с приехавшим в Москву грузинским поэтом Паоло Яшвили.
В июле 1931 года по приглашению П. Яшвили Борис Леонидович с Зинаидой Николаевной Нейгауз и её сыном Адрианом (Адиком) приехали в Тифлис. Там началось знакомство и последовала тесная дружба с Тицианом Табидзе, Г. Леонидзе, С. Чиковани, Ладо Гудиашвили, Николо Мицишвили и другими деятелями грузинского искусства.
Впечатления от трёхмесячного пребывания в Грузии, тесное соприкосновение с её самобытными культурой и историей оставили заметный след в духовном мире Пастернака.
6 апреля 1932 года он организовал в Москве литературный вечер грузинской поэзии. 30 июня Пастернак написал П. Яшвили, что будет писать о Грузии.
В августе 1932 года вышла книга «Второе рождение» с включённым в неё циклом «Волны», полным восторга.
…Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай,
Теплицу льдам возьмём подножьем,
И мы получим этот край…
В ноябре 1933 года Пастернак поехал во вторую поездку в Грузию уже в составе писательской бригады (Н. Тихонов, Ю. Тынянов, О. Форш, П. Павленко и В. Гольцев). В 1932—1933 годах Пастернак увлечённо занимался переводами грузинских поэтов.
В 1934 году в Грузии и в Москве был издан пастернаковский перевод поэмы Важи Пшавелы «Змееед».
4 января 1935 года на 1-м Всесоюзном совещании переводчиков Пастернак рассказал о своих переводах грузинской поэзии. 3 февраля того же года он читал их на конференции «Поэты Советской Грузии».
В феврале 1935 года вышли книги: в Москве «Грузинские лирики» в переводах Пастернака (оформление художника Ладо Гудиашвили), а в Тифлисе — «Поэты Грузии» в переводах Пастернака и Тихонова. Т. Табидзе писал о переводах грузинских поэтов Пастернаком, что им сохранены не только смысловая точность, но и «все образы и расстановка слов, несмотря на некоторое несовпадение метрической природы грузинского и русского стиха, и, что важнее всего, в них чувствуется напев, а не переложение образов, и удивительно, что всё это достигнуто без знания грузинского языка».
В 1936 году был завершён ещё один грузинский цикл стихов — «Из летних заметок», посвящённый «друзьям в Тифлисе».
22 июля 1937 года застрелился Паоло Яшвили. В августе Пастернак написал его вдове письмо с соболезнованиями.
10 октября был арестован, а 16 декабря расстрелян Тициан Табидзе. Пастернак на протяжении многих лет материально и морально поддерживал его семью. В этом же году был репрессирован ещё один грузинский друг Пастернака — Н. Мицишвили.
Когда в Москву, перед войной, вернулась М. И. Цветаева, по ходатайству Пастернака в Гослитиздате ей давали переводческую работу, в том числе из грузинских поэтов. Цветаева перевела три поэмы Важа Пшавела (больше 2000 строк), но жаловалась на трудности грузинского языка.
В 1945 году Пастернак завершил перевод практически всех сохранившихся стихотворений и поэм Н. Бараташвили. 19 октября по приглашению Симона Чиковани он выступил на юбилейных торжествах Бараташвили в тбилисском Театре имени Руставели. Перед отъездом из Тбилиси поэт получил в подарок от Нины Табидзе запас гербовой бумаги, сохранившейся после ареста её мужа. Е. Б. Пастернак писал, что именно на ней были написаны первые главы «Доктора Живаго». Борис Леонидович, оценивший «благородную желтизну слоновой кости» этой бумаги, говорил позднее, что это ощущение сказалось на работе над романом и что это — «Нинин роман».
В 1946 году Пастернак написал две статьи: «Николай Бараташвили» и «Несколько слов о новой грузинской поэзии». В последней не упоминались имена бывших под запретом П. Яшвили и Т. Табидзе, но строки о них он включил в 1956 году в специальные главы очерка «Люди и положения», который был напечатан в «Новом мире» только в январе 1967 года.
В октябре 1958 года среди первых поздравивших Пастернака с Нобелевской премией была гостившая в его доме вдова Тициана Табидзе — Нина.
С 20 февраля по 2 марта 1959 года состоялась последняя поездка Бориса Леонидовича и Зинаиды Николаевны в Грузию. Поэту хотелось подышать воздухом молодости, побывать в домах, где когда-то жили его ушедшие друзья; другой важной причиной было то, что власти вынудили Пастернака уехать из Москвы на время визита в СССР британского премьер-министра Г. Макмиллана, который выразил желание повидать «переделкинского затворника» и лично выяснить причины, по которым тот отказался от Нобелевской премии. По просьбе Пастернака Нина Табидзе пыталась сохранить его приезд в тайне, только в доме художника Ладо Гудиашвили был устроен вечер с избранным кругом друзей. В мемориальной комнате квартиры семьи Табидзе, где жил Пастернак, сохранились вещи, которыми он пользовался, низкий старомодный абажур над круглым столом, конторка, за которой он писал.
Попытки осмыслить и понять корни грузинской культуры привели писателя к замыслу разработать тему раннехристианской Грузии. Пастернак начал подбирать материалы о жизнеописаниях святых грузинской церкви, археологических раскопках, грузинском языке. Однако из-за преждевременной смерти поэта замысел остался неосуществлённым.
Начавшаяся в начале 1930-х годов дружба с видными представителями грузинского искусства, общение и переписка с которыми длились почти тридцать лет, привела к тому, что для Пастернака Грузия стала второй родиной. Из письма Нине Табидзе:
…Но вот окончусь я, останется жизнь моя,… и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А. Н. Скрябину, две — три новых ноты в моём творчестве, русская ночь в деревне, революция, Грузия.
Искренний интерес и любовь к народу и культуре Грузии вселили в Пастернака уверенность героя поэмы Н. Бараташвили «Судьба Грузии» Ираклия II в будущем столь радушно встречавшей его страны.
1990 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Пастернака». Устроители юбилейной мемориальной выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина выделили тему «Пастернак и Грузия» в отдельный раздел.
Вопросы развития связей русской и грузинской культур на примере взаимоотношений поэтов были включены в повестку международной конференции «Борис Пастернак и Тициан Табидзе: дружба поэтов как диалог культур», состоявшейся 5 — 6 апреля 2015 года Государственном литературном музее в Москве.
«Доктор Живаго»
В феврале 1959 года Б. Л. Пастернак написал о своём отношении к месту, которое занимала проза в его творчестве:
…Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.
В соответствии с этим я могу сказать: стихи — это необработанная, неосуществленная проза…
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».
Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства,— был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать»; К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!».
Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Фельтринелли, а потом в Голландии и Великобритании, при посредничестве философа и дипломата сэра Исайи Берлина.
Издание романа в Голландии и Великобритании (а затем и в США в карманном формате) и бесплатную раздачу книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и на фестивале молодёжи и студентов в Вене организовало Центральное разведывательное управление США. ЦРУ также участвовало в распространении «имевшей большую пропагандистскую ценность» книги в странах социалистического блока. Кроме того, как следует из рассекреченных документов, в конце 1950-х годов британское министерство иностранных дел пыталось использовать «Доктора Живаго» как инструмент антикоммунистической пропаганды и финансировало издание романа на языке фарси.
Фельтринелли обвинил голландских издателей в нарушении его прав на издание. ЦРУ сумело погасить этот скандал, так как книга имела успех среди советских туристов. Издание книги привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР, вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. И. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.
Нобелевская премия. Травля
Ежегодно с 1946 по 1950 год и в 1957 году Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод для продолжения травли поэта. Уже в день присуждения премии (23 октября 1958 года), по инициативе М. А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну.
«Литературная газета» (главный редактор В. Кочетов) 25 октября 1958 года писала, что писатель «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды».
Публицист Давид Заславский напечатал в «Правде» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка».
Сергей Михалков откликнулся на присуждение Пастернаку премии отрицательной эпиграммой под карикатурой М. Абрамова «Нобелевское блюдо».
29 октября 1958 года на Пленуме ЦК ВЛКСМ Владимир Семичастный, в то время — первый секретарь ЦК комсомола, заявил (как он впоследствии утверждал — по указанию Хрущёва):
31 октября 1958 г. по поводу вручения Нобелевской премии Пастернаку председательствующий на Общемосковском собрании писателей СССР Сергей Смирнов выступил с речью, заключив, что писателям следует обратиться к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства.
В официозной писательской среде Нобелевская премия Пастернаку была воспринята негативно. На собрании партийной группы Правления Союза писателей 25 октября 1958 года Н. Грибачев и С. Михалков, а также Вера Инбер выступили с требованием лишить Пастернака гражданства и выслать из страны.
27 октября 1958 года постановлением совместного заседания президиума правления Союза писателей СССР, бюро оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР Пастернак был единогласно исключён из Союза писателей СССР. Решение об исключении было одобрено 28 октября на собрании московских журналистов, а 31 октября — на общем собрании писателей Москвы, под председательством С. С. Смирнова. Несколько писателей на собрание не явились по болезни, из-за отъезда или без указания причин (в том числе А.Твардовский, М.Шолохов, Каверин, Б.Лавренёв, Маршак, Илья Эренбург, Леонов). Позже Твардовский и Лавренёв в письме в «Литературную газету» 25 октября 1958 года резко критически отозвались о романе и его авторе. По всей стране прошли собрания республиканских, краевых и областных писательских организаций, на которых писатели осудили Пастернака за предательское поведение, поставившее его вне советской литературы и советского общества.
Присуждение Нобелевской премии Б. Л. Пастернаку и начавшаяся кампания его травли неожиданно совпали с присуждением в том же году Нобелевской премии по физике советским физикам П. А. Черенкову, И. М. Франку и И. Е. Тамму. 29 октября в газете «Правда» появилась статья, подписанная шестью академиками, в которой сообщалось о выдающихся достижениях советских физиков, награждённых Нобелевскими премиями. В ней содержался абзац о том, что присуждение премий физикам было объективным, а по литературе — вызвано политическими соображениями. Вечером 29 октября в Переделкино приехал академик М. А. Леонтович, который счёл долгом заверить Пастернака, что настоящие физики так не считают, а тенденциозные фразы в статье не содержались и были вставлены помимо их воли. В частности, требуемую статью отказался написать академик Л. А. Арцимович (сославшись на завет Павлова учёным говорить только то, что знаешь). Он потребовал, чтобы ему дали для этого прочесть «Доктора Живаго».
Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго». В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Хрущёвым. Но всё оказалось тщетно, хотя писатель не был ни выслан, ни посажен в тюрьму.
Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».
Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия», Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело.
Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели.
Смерть
По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак, в предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. А. Крашенинникову об исповедании.
Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгкого 30 мая 1960 года в Переделкино, на 71-м году жизни. Сообщение о его смерти было напечатано в «Литературной газете» (выпуск от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня); а также в газете «Вечерняя Москва».
Похороны
Борис Пастернак был похоронен 2.6.1960 года на Переделкинском кладбище. Проводить его в последний путь пришло много людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Кайсын Кулиев), несмотря на опалу поэта. Автор памятника на его могиле — скульптор Сарра Лебедева.
После смерти
Памятник на могиле неоднократно осквернялся, и к сороковой годовщине смерти поэта была установлена точная копия памятника, выполненная скульптором Дмитрием Шаховским.
В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы осквернили и этот памятник. В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного памятника и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны (умерла в 1966 году), младшего сына Леонида (умер в 1976 году), старшего — Евгения Борисовича Пастернака и пасынка Адриана Нейгауза. Также была устроена площадка для посетителей и экскурсантов.
Семья
Первая жена писателя, Евгения Владимировна Пастернак, умерла в 1965 году. Брак продлился с 1922 по 1931 годы. В браке родился сын Евгений Пастернак (1923—2012).
Вторая жена — Зинаида Николаевна Нейгауз-Пастернак, ранее жена Генриха Нейгауза. Брак был заключён в 1932 году. В семье Пастернака воспитывались двое детей Генриха и Зинаиды Нейгаузов, в том числе пианист Станислав Нейгауз. В браке родился второй сын Пастернака — Леонид (умер в 1976 году в возрасте 38 лет).
Последняя любовь Пастернака, Ольга Ивинская (они сошлись в 1948 году), после смерти поэта по надуманному обвинению провела в заключении 4 года (вплоть до 1964), потом на полученные по завещанию гонорары приобрела квартиру в доме около Савёловского вокзала, где жила до своей кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на Переделкинском кладбище.
У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков.
Реабилитация
Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии (1968) и в Большой советской энциклопедии (1975) о его творческих трудностях в 1950-х годах уже рассказывается в нейтральном ключе (автор обеих статей — З. С. Паперный). Однако о публикации романа речи не шло.
В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака, и вообще о его существовании, не было никаких упоминаний.
В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый мир»). Летом 1988 года был выписан диплом Нобелевской премии Пастернака. Он был послан в Москву наследникам поэта через его младшего друга, поэта Андрея Вознесенского, приезжавшего в Стокгольм. 9 декабря 1989 года медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта. В конце XX — начале XXI века в России были изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.