в каком году америка признала ссср
В каком году америка признала ссср
Признание советского правительства,
с которым мы не поддерживали никаких отношений с 1918 г.,
по крайней мере косвенно и частично было мотивировано озабоченностью правительства США
в результате агрессии Японии в Азии и прихода Гитлера к власти в Германии.
Для того чтобы лучше понять необходимость установления дипломатических отношений США с Советским союзом, для начала нужно рассмотреть международную обстановку в целом, а также основные интересы сторон.
США в течение 16 лет не желали признавать Советский Союз, поскольку они не хотели считаться с фактом свершившейся Октябрьской революции и вызванными ею изменениями. Американская элита не могла смириться с существованием СССР не потому, что у них были большие государственные споры с Советским Союзом или потому, что они больше других пострадали от революционного законодательства, нет. На самом деле, они просто продолжали борьбу, которую провозгласили все капиталистические страны после Октябрьской революции против новой советской системы государства.
У США и Советского Союза были разные исходные позиции в нормализации двусторонних отношений. Советское правительство было заинтересовано во взаимовыгодных деловых отношениях с США, в налаживании торговли и экономических связей, в сотрудничестве для сохранения всеобщего мира. США хотели расширить торговые связи с Советским Союзом, а также использовать его в качестве противовеса Германии в Европе и Японии на Дальнем Востоке. В рассматриваемое время на отношения двух держав влияли тревожные перемены в мире, изменения в расстановке сил.
Причины установления дипломатических отношений
Следующей причиной стал, несомненно, возросший авторитет СССР. Несмотря на определенные трудности, шло широкое развитие социализма, как в городе, так и в деревне. В стране была ликвидирована безработица. Однако успехи, достигнутые в Советском Союзе, резко противопоставлялись падению производственной активности в Соединенных Штатах. В 1932 г. там насчитывалось до 17 млн. безработных – что составляло почти половину рабочего класса того времени. Также в 1932 г в США наблюдалось общее падение промышленного производства на 41,2%! Таким образом, американским бизнесменам поневоле пришлось оценить значение советско-американской торговли. За 10 лет (1923-1932) товарооборот составил 621 млн. долл., при этом с 482 млн. долл. в пользу США. Кроме того, десятки американских фирм, причем достаточно солидных, таких как «Форд», «Дюпон де Немур», «Дженерал электрик» и другие, имели договоры или специальные контракты на предоставление технической и технологической помощи СССР, что приносило им определенную прибыль.
Также, одной из важнейших причин был неуклонный рост в США движения за признание СССР. По этому вопросу летом 1933 г. в США был образован Комитет по русско-американским отношениям. Комитет провел опрос: из 152 опрошенных крупных американских корпораций 78 высказывались за нормализацию отношений с СССР.
Желая поскорее урегулировать вопросы, связанные с урегулированием советско-американских отношений, что было очень важно с точки зрения сохранения всеобщего мира, Советское правительство пошло на односторонний отказ от всех претензий к США за совершенную ими в 1918 – 1920 гг. вооруженную интервенцию в Сибири.
Таким образом, 17 ноября 1933 г. было объявлено об официальном признании Соединенными Штатами Советского Союза.
По случаю успешного завершения переговоров, и признания Советского Союза Соединенными Штатами по инициативе Американо-русской торговой палаты 24 ноября в Нью-Йорке был организован большой прием, на котором присутствовало более 2 тысяч человек.
Однако недолго длилась эйфория, связанная с признанием Соединенными Штатами СССР. Вопреки оптимистическим прогнозам, далее отношения между державами стали складываться сложно и напряженно.
«Только в смертельной опасности». Как США признавали СССР
В истории отношений России и США только за последние несколько лет было много периодов сближения и отдаления. Что уж говорить о более давних временах! Но один из главных, судьбоносных поворотов произошел 16 ноября 1933 года. Если бы не события того дня – возможно, мир сейчас был бы другим.
Дипломатические связи между Российской империей и Америкой были установлены еще в 1807 году, но произошедшая в России революция сильно подорвала отношения с заокеанской державой, а фактически привела к их полному разрыву.
К тому моменту, когда у власти в США оказался Франклин Рузвельт, международная обстановка заметно изменилась. Даже такая независимая и могучая держава, как Америка, понимала, что нацистская Германия и ее союзники представляют собой неотвратимую угрозу для всего мирового сообщества. Кроме того, многие капиталистические страны, включая США, рассматривали Советский Союз как выгодного экономического партнера, от сотрудничества с которым сложно было отказаться.
И вот 16 ноября 1933 года произошел исторический визит: в Белый дом прибыл нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов. Переговоры с Рузвельтом увенчались успехом, и дипломатические контакты были восстановлены.
Впрочем, благоприятный союзнический период длился недолго: вскоре после окончания Второй мировой войны конфронтация возобновилась и началось новое политическое, стратегическое и идеологическое противостояние Америки и СССР, известное как холодная война.
Подробнее о том, что подвигло США разорвать, а после восстановить дипломатические контакты с Советским Союзом и почему мы способны сплотиться только перед лицом смертельной опасности, «Истории.РФ» рассказал политолог, историк, директор Института США и Канады РАН Валерий Николаевич Гарбузов.
«В 1917 году разрыв был неизбежен»
– Почему дипломатические отношения между США и Советским Союзом были установлены лишь спустя 11 лет после образования СССР? И существовали ли они до этого?
– Это не было установлением дипломатических отношений, хотя имело такую форму. По сути, это было признание Соединенными Штатами Америки Советского Союза. Отношения с Советским Союзом были разорваны американцами после революции 1917 года. Причина состояла в том, что советское правительство отказывалось платить по долгам Временного правительства и царского правительства, а США кредитовали Россию. Здесь, конечно, сыграл свою роль и выход России из Антанты, поскольку большевики выступали с этими лозунгами. В общем, очевидно, что разрыв с Америкой был неизбежен. Дальше был период с 1917 по 1933 год, когда дипотношения были разорваны, но у них была одна особенность. Это хороший пример того, как можно в отсутствии дипотношений все-таки строить отношения с другой страной.
– Как это возможно?
– У США и Советского Союза установились довольно неплохие экономические и торговые связи, особенно в период НЭПа. Были американские концессии, Штаты продавали нам оборудование. Сейчас иногда образно говорят о том, что индустриализация в СССР была осуществлена на американские деньги, и доля правды в этом есть. И вот эти экономические связи создали заинтересованные группы американских бизнесменов, которые были заинтересованы в дальнейшем развитии этих контактов. Кроме того, в 30-е годы сыграл свою роль фактор изменения международной обстановки.
«Не остаться один на один с Гитлером»
– Вы имеете в виду усиление фашистской Германии?
– Да, но для США, может быть, не столь опасен был Гитлер, сколько японцы. И этот фактор тоже был немаловажный. Поэтому, когда Рузвельт принимал решение о налаживании отношений с СССР, он исходил из того, что на него оказывают давление группы бизнесменов и фактор международной обстановки. И потом была база, на которой можно было восстановить эти отношения. Так в итоге и случилось: отношения были восстановлены, и ясно, что это было сделано верно и с той, и с другой стороны. Советский Союз таким образом подготовил себе условия для того, чтобы окончательно не остаться один на один с Гитлером.
– Некоторые историки считают, что действительно дружественные отношения между Россией и США складывались только один раз – во время Второй мировой войны и незадолго до нее (о чем мы как раз говорили), а больше история таких примеров не знает. Вы с этим согласны?
– Почему нет? И о каких именно амбициях вы говорите?
– Опыт показал, что Советскому Союзу нужны союзники. Такое необычное государство не может существовать как осажденная крепость. Сталин, конечно, понимал, что нужно создавать однотипные государства по периметру. Те государства, которые освобождались Красной Армией, по сути, под влиянием Советского Союза стали союзниками СССР. По иронии судьбы эти государства сначала входили в сферу влияния Гитлера: например, страны Восточной Европы – там же тоже были профашистские, пронацистские режимы. А затем последовал период холодной войны.
«Асимметричная конфронтация»
– Как вы считаете, этот этап нашими государствами еще не пройден?
– Пока все видится так: в том состоянии, в котором мы сегодня находимся, мы обречены на конфронтацию. Но теперь это уже асимметричная конфронтация.
– В каком плане?
– У России нет таких союзников, как у СССР.
– Но мы, к примеру, постоянно стремимся наладить связи с Ближним Востоком и Азией. Взять тот же Китай…
– Понимаете, в чем дело: Китай – это сам по себе полюс; он не слабее, чем современная Россия. Поэтому тут надо помнить, что у Китая есть свои интересы. И потом КНР настолько экономически связана с Соединенными Штатами, как ни одна другая страна. Так что, какими бы ни были трения между ними – торговые войны или валютные операции, которые не нравятся США, – все равно Трамп, что бы он ни говорил про Китай до своего избрания, все-таки нашел модель взаимодействия, и сейчас на этом направлении все спокойно. А с Россией, конечно, у Америки сегодня совсем другая история…
Признание СССР: начало и хронология событий
Дипломатическое признание государства на международной арене – необходимое условие для того, чтобы данное государство могло в полной мере успешно функционировать, решать свои задачи и выстраивать внешнеполитический курс с учетом интересов других государств. Пожалуй, именно в XX веке международное право и межгосударственные взаимоотношения получили небывалое доселе значение. Несмотря на многочисленные кризисы и глобальные противоречия в отношениях между государствами, которых было слишком много в двадцатом столетии, необходимость функционирования системы, в которой был бы возможен диалог между странами, была ясна всем.
Новая Россия в мировой политике
Союз Советских Социалистических Республик – молодое государство, оформившееся в 1922 году на месте бывшей Российской империи, которое неизбежно должно было стать субъектом международных правоотношений. Вполне естественно, что это была все та же Россия, пусть и кардинально реорганизованная, а с Россией на международной арене всегда приходилось считаться. Но советский режим, крепко установившийся после двух революций и Гражданской войны, в 20-е годы 20-го века не воспринимался другими государствами устоявшимся. По приходу к власти большевиков многие верили, что этот режим не протянет и нескольких месяцев. Эти прогнозы не оправдались.
Внешнеполитический курс СССР
Большевистский режим выстоял. Но внешнеполитический курс СССР был противоречивым в силу двух тезисов В. И. Ленина, которые должны были определять внешнюю политику Советского Союза. Первый тезис, так называемый принцип пролетарского интернационализма, базировался на вере большевиков в мировую социалистическую революцию, которая казалась им пусть и далекой целью, но вполне реальной и осуществимой. Средства для достижения этой цели были самые разные, порой не исключалось даже вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Суть же принципа пролетарского интернационализма состояла в поддержке рабочего класса и антикапиталистических движений в других странах мира.
В свою очередь, второй тезис, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой, вступал в явный диссонанс с первым. Этот принцип был похож на своего рода уступку, его суть заключалась в признании необходимости взаимодействия с капиталистическим миром и прекращения изоляции Советского Союза на международной арене. Было необходимо наладить политические и экономические связи новообразованного государства.
Серьезные потери
Генуэзская конференция
Первые соглашения
Дальше дело было за малым, и вскоре соглашения стали подписываться одно за другим. Соглашения с СССР заключили такие страны, как Норвегия, Дания, Чехословакия, Австрия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.
1921 год также ознаменовал собой расширение сфер влияния СССР на Востоке, были заключены соглашения с такими странами, как Иран, Турция и Афганистан. Но до дипломатического признания СССР дело пока не дошло.
Дипломатическое признание СССР
Активное признание Советского Союза на политической карте мира началось в 1923 году. Первой страной, признавшей СССР, был Афганистан. Затем, все в том же 1923 году, Советскую Россию признали такие страны, как Германия, Монголия, Иран, Финляндия, Польша, Турция.
Также в 1924 году СССР был признан Норвегией, Грецией, Швецией, Австрией, Францией, Мексикой, Албанией, Хиджазом и Китаем.
На 1925 год приходится признание СССР со стороны Японии.
СССР и США
Соединенные Штаты Америки не признавали Советский Союз очень долго. Ведь Америка и по сей день считается оплотом капитализма, и признавать произошедшую социалистическую революцию, угрожающую своим примером благосостоянию американской элиты, никому не хотелось.
Политическая ситуация в мире складывалась довольно непросто. Необходимость обретения политического союзника в лице СССР объяснялась в силу нескольких факторов, в числе которых были агрессивная политика милитаризации в Японии и растущая угроза из Германии, где к тому моменту уже пришли к власти нацисты. А Советский Союз в 30-е годы XX века уже имел достаточно высокий авторитет на международной арене и являлся в принципе одной из наиболее значительных политических сил в мире.
Заключение
«Противовес Германии и Японии»: как СССР и США установили дипломатические отношения
По стечению обстоятельств, история российско-американских отношений существует дольше, чем сами Соединённые Штаты как государство. В 1698 году в рамках Великого посольства царь Пётр I провёл в Лондоне встречу с Уильямом Пенном, основателем колонии Пенсильвания, которая в будущем стала одним из штатов США. Позднее, в ходе Войны за независимость Российская империя отказалась помогать британцам и, объявив о нейтралитете, негласно поддерживала американцев.
В 1809 году между Россией и Соединёнными Штатами были официально установлены дипломатические отношения. Несмотря на то что моряки и торговцы молодого государства не всегда дружественно вели себя по отношению к обитателям Русской Америки, в целом отношения между Санкт-Петербургом и Вашингтоном были достаточно спокойными. Россия и США подписали ряд двусторонних международных актов, а в 1867 году Соединённые Штаты выкупили у Российской империи Аляску.
Стремительно портиться отношения между Россией и США стали в 1880-е годы, когда американцы устремились на Дальний Восток и начали лоббировать там свои интересы. В американском обществе постепенно стало формироваться представление о России как о «несвободном» государстве. В начале ХХ столетия адмирал Альфред Мэхэн, бывший член Морского комитета по стратегии США, разработал планы по сдерживанию «континентальной» России путём создания мощного блока морских держав. В ходе Русско-японской войны Штаты оказывали активную экономическую, дипломатическую и военно-техническую поддержку Японии.
Революционный фактор
Потепление отношений между Россией и США наступило только в 1917 году — после Февральской революции и официального вступления Соединённых Штатов в Первую мировую войну на стороне Антанты.
Октябрьскую революцию официальный Вашингтон воспринял настороженно. Государственный департамент направил в американское посольство в России инструкцию, в которой содержалась рекомендация воздерживаться от прямых контактов с руководством большевиков. Однако при этом американские власти поначалу не разделяли позицию Англии и Франции, которые уже в конце 1917 года начали готовиться к интервенции и заочно делить Россию на зоны влияния. В начале марта 1918-го президент США Вудро Вильсон даже отправил приветственную телеграмму Всероссийскому съезду Советов в Москве. В Вашингтоне рассчитывали убедить большевиков в целесообразности союза с Антантой и совместных военных действий против Германии. Однако Советская Россия хотела мира любой ценой, чтобы восстановить силы.
Весной 1918 года Англия и Франция ввели свои войска на север России, а Япония — на Дальний Восток. 15 августа Соединённые Штаты официально отказались признавать государственность Советской России и высадили свой экспедиционный корпус во Владивостоке.
Несмотря на декларативный нейтралитет, американские интервенты отличались чрезвычайной жестокостью по отношению к русским — причём как к тем, кто действительно поддерживал большевиков, так и к тем, кого в этом обвиняли без всяких оснований. Мирных людей пытали, грабили, незаконно лишали свободы и убивали. Отчасти из-за американских интервентов множество российских крестьян, прежде политически нейтральных, перешли на сторону красных. Когда стало ясно, что у Белого движения в России нет никаких перспектив, власти США приняли решение об отзыве своего корпуса. В апреле 1920 года он был полностью выведен с территории России.
Ещё раньше, в сентябре 1919-го, Россию покинуло американское посольство. Послом России в США официальный Вашингтон вплоть до июня 1922 года считал назначенного Временным правительством Бориса Бахметьева. В 1918—1919 годах Совнарком предпринял две попытки установить дипломатические отношения с США, но Вашингтон их проигнорировал. Осенью 1922-го Соединённые Штаты официально аннулировали полномочия ранее существовавших на их территории российских консульств.
Республиканская заморозка
«Отказ принять факт создания в 1922 году Советского Союза был связан с идеологическими причинами. К власти в Соединённых Штатах пришли крайне консервативные силы. Частное предпринимательство было для них всем. И политика, не соответствующая данной установке, воспринималась как святотатство, как нечто совершенно невообразимое», — рассказал в беседе с RT руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк.
В 1921 году президентом США стал Уоррен Гардинг. С этого начался период двенадцатилетней гегемонии Республиканской партии в Белом доме.
«Несмотря на отсутствие дипломатических связей, в 1920-е годы торгово-экономические отношения между СССР и США существовали, однако развиваться нормально они не могли из-за политических препятствий», — отметил Батюк.
Официальный Вашингтон не только отказывался помогать американским бизнесменам сотрудничать с Советским Союзом, но даже начал на определённом этапе осознанно препятствовать таким связям.
«Республиканцы были убеждёнными антикоммунистами. Они рассчитывали на то, что Советский Союз не выдержит выпавших на его долю испытаний и развалится. Даже когда при них началась Великая депрессия, они думали, что это ненадолго, и не хотели корректировать свою внешнюю политику, хотя она объективно мешала экономическому развитию США. Администрация Герберта Гувера, пришедшего к власти в 1929 году, открыто препятствовала сотрудничеству американских коммерсантов с СССР», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Незадолго до начала экономического кризиса, в апреле 1929 года, государственный секретарь США Генри Стимсон в ответ на призывы бизнеса установить дипломатические отношения с СССР официально уведомил Американскую федерацию труда, что Белый дом не планирует менять свою политику в отношении Советского Союза. В 1932 году Стимсон подтвердил данную позицию властей США в переписке с дипломатами и сенаторами.
Несмотря на то что в начале 1930-х Москва закупила 77% экспортируемых из США тракторов и 57% металлорежущих станков, а промышленная продукция по советским заказам изготавливалась сразу в 36 штатах, Гувер вводил для торгующих с СССР фирм новые пошлины, а республиканцы инициировали создание антисоветских следственных комиссий.
Рузвельтовская оттепель
«Отношение в США к Советскому Союзу начало меняться только после того, как пост президента Соединённых Штатов в 1933 году занял демократ Франклин Рузвельт. Он понимал, что кризис — это всерьёз и надолго, и поэтому политику нужно корректировать», — отметил Васильев в беседе с RT.
В 1933 году Москву посетил бывший руководитель миссии Красного Креста в России, известный американский общественно-политический деятель Раймонд Роббинс. Ещё в годы революции он хоть и не сочувствовал большевикам, но считал их приход к власти свершившимся фактом, а попытки отрицать политическую реальность — контрпродуктивными. Весной 1933 года он встретился с наркомом иностранных дел СССР Максимом Литвиновым, а затем был принят Иосифом Сталиным. Возвратившись в США, Роббинс донёс до окружения Рузвельта информацию о том, что советское руководство настроено на конструктивный диалог с Соединёнными Штатами.
Первый дипломатический прорыв произошёл 16 мая 1933 года, когда президент США, обращаясь к 53 иностранным государствам с предложениями по вопросам международной безопасности и экономического сотрудничества, адресовал их в том числе и Советскому Союзу. Председатель ЦИК Михаил Калинин предложения Рузвельта поддержал.
Однако позиция Белого дома поначалу не устраивала чиновников Госдепа. В июле 1933-го внешнеполитическое ведомство направило президенту США записку, содержавшую заведомо неприемлемые условия для переговоров с Советским Союзом: признание Москвой всех долгов царского и временного правительств, компенсации за национализированное после революции имущество и самое главное — «преодоление различий между социальной и экономической структурой СССР и США».
Американские дипломаты утверждали, что советское законодательство, монопольный характер внешней торговли в СССР и классовый характер государства делают невозможным развитие отношений между Москвой и Вашингтоном. В то же самое время представители экономического блока администрации президента убеждали Рузвельта в том, что диалог с СССР выстраивать нужно.
В начале октября 1933 года глава Госдепа Корделл Халл попытался настоять на том, чтобы сделать признание Москвой старых долгов условием для начала переговоров, однако Рузвельт эту идею не поддержал.
«Реальность была такова, что экономическому сотрудничеству между США и Советским Союзом нужно было придать, наконец, официальный статус. Кроме того, американская администрация была напугана приходом к власти в Германии нацистов и была вынуждена искать геополитический противовес Берлину», — отметил Васильев.
По словам Владимира Батюка, официальный Вашингтон также очень сильно беспокоился из-за возросшей активности Японии в дальневосточном и тихоокеанском регионах. По мнению части американских дипломатов, установление дипломатических отношений с Советским Союзом должно было сдержать внешнеполитические амбиции Токио. На этом фоне государственный секретарь Корделл Халл изменил свою позицию и на очередной встрече с Рузвельтом признал, что СССР — миролюбивая страна, поэтому стоит рассмотреть возможность сотрудничества с Москвой.
Параллельно кампанию в поддержку установления дипломатических отношений проводили представители бизнеса, имевшего прочные связи с СССР, и общественные организации. В США было создано Общество друзей Советского Союза, отделения которого в 1933 году действовали уже в 20 штатах. С петицией в поддержку сотрудничества с СССР к Рузвельту обратились также представители 268 американских высших учебных заведений.
Дипломатические отношения
10 октября 1933 года Франклин Рузвельт обратился к Михаилу Калинину с посланием, в котором назвал состояние двусторонних отношений ненормальным и призвал их урегулировать. Калинин инициативу Рузвельта поддержал. 7 ноября на переговоры в Вашингтон прибыл советский нарком иностранных дел Максим Литвинов.
Корделл Халл попытался поднять вопросы долгов, компенсаций, введения особого правового статуса для американцев в СССР и ограничения деятельности Коминтерна. Однако Литвин отверг претензии Вашингтона по всем пунктам и напомнил об ущербе, нанесённом Соединёнными Штатами Советской России в ходе вооружённой интервенции. К переговорам подключился и Рузвельт. Обсуждение с взаимных претензий перешло на международную ситуацию. Представители Москвы и Вашингтона согласились с тезисом о недопустимости распространения в мире милитаризма. Произошёл также обмен нотами о взаимном уважении суверенитета.
По итогам переговоров советская сторона согласилась удовлетворить часть экономических претензий Вашингтона в обмен на предоставление займа, а также сняла вопрос о денежных компенсациях за интервенцию. Рузвельт, в свою очередь, отказался от всех остальных условий, выдвинутых ранее Госдепом.
16 ноября 1933 года между СССР и США были официально установлены дипломатические отношения.
«На позицию Рузвельта по советскому вопросу, помимо желания поддержать американскую экономику советскими заказами и найти противовес Германии и Японии, повлиял тот факт, что новый американский президент имел достаточно левые взгляды. Его интересовал советский опыт решения глобальных социально-экономических проблем. И не зря именно при Рузвельте в Соединённых Штатах произошли политико-экономические преобразования в вопросах государственного регулирования экономики, труда и социальных гарантий населению практически социалистического толка. Однако после Второй мировой войны, из которой Вашингтон вышел в хорошем экономическом состоянии, в США победила реакция. Меры, предпринятые Рузвельтом в сфере сближения с Советским Союзом во время Великой депрессии, были расценены как чрезвычайные и свёрнуты. Началось противостояние с Москвой, воспринятое американской элитой как восстановление нормального состояния вашингтонской политики», — подытожил Владимир Васильев.