в каком дворце снимали серебряные коньки
Петербург и по любви: Почему сказка «Серебряные коньки» может стать главным хитом предпраздничного проката
Подписаться:
Поделиться:
Лав‑стори «Серебряные коньки» — самая масштабная новогодняя киносказка последних лет. В главной роли — Петербург: яркий, зимний, наш. «Собака.ru» узнала, как создавалась картина, у которой есть не только все шансы стать лидером предпраздничного кинопроката, но и заменить поездку в город. Релиз фильма — 10 декабря.
Рождественская ярмарка на льду реки Мойки
Каток в Михайловском дворце
Как Петербург превратили в ледовое шоу?
Команда картины перевоплотила город-сад в город-каток. Референсы — не только полотна Брейгеля-старшего и младшего, но и повесть Мери Мейпс Додж «Серебряные коньки» — ее наивную и сказочную интонацию (но не сюжет!) бережно повторяют и в кино. Чуть ли не половина действия проходит на реках и каналах Петербурга — Мойку и Крюков для безопасности съемок покрывали настилами, сперва испугавшими жителей города. А во дворе Инженерного замка залили ярмарочный каток с подсветкой. Свет — вообще главный хайлайт «Коньков» после льда. Настолько ярким (в прямом смысле слова) зимний Петербург не был еще ни в одном кино.
Петр Ануров
Самое уникальное в картине — мир, в котором происходит история. Это 1899 год, предрождественский Петербург. Реки и каналы, на которых разворачивается действие, в те времена были важной частью городской инфраструктуры зимой: на льду устраивали ярмарки, через Неву даже ходил небольшой трамвайчик — благо, климат был не такой, как сейчас. Персонажей поставили на коньки, и это оправдано сюжетом: главный герой Матвей — курьер, который по льду доставляет пироги. Да, название фильма совпадает с именем книги Мери Додж, но наша картина — не экранизация. От сказки осталось только название и лед: брата с сестрой мы превратили во влюбленных друг в друга молодых людей, а из Амстердама «переехали» в Петербург.
Где снимали «Серебряные коньки»?
Предреволюционный Петербург здесь такое же важное действующее лицо, как и персонажи фильма. Вот главная героиня спешит по Гороховой улице или гуляет по Соляному переулку. Большинство сцен снимали в классических городских локациях: в Мраморном, Владимирском и Шереметевском дворцах. Часть — за пределами Петербурга: во Всеволожске возвели целый город площадью в 10 тысяч квадратных метров.
Петербуржцы сыграли петербуржцев. Неожиданно! Но приятно.
Главные роли в «Серебряных коньках» — влюбленную пару из разных социальных слоев, сына фонарщика Матвея и дочь крупного сановника Алису — сыграли петербуржцы Федор Федотов и Соня Присс. Оба — выпускники Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Ученик Фильштинского Федор — актер ТЮЗа, за роль Мэннерса-младшего в «Алых парусах» его номинировали на премию «Прорыв». Соня в 2020-м только окончила вуз, но уже успела сняться в десятке проектов.
Федор Федотов
Исполнитель главной роли
Все началось летом 2018 года с просьбы прислать видеовизитку для некого проекта. Слово «коньки» в названии зацепило — я все-таки бывший хоккеист. В этом спорте я с трех лет, был капитаном в школе «Смена» и, собственно, видел себя будущим Сидни Кросби или Евгением Малкиным, а никак не артистом. Но жизнь сложилась иначе. Зацепил мой хоккейный бэкграунд и режиссера. Надеюсь, меня взяли на роль не только потому, что хорошо катаюсь.
На тот момент я служил в ТЮЗе им. Брянцева, и у молодых артистов там плотный график. К счастью, мне пошли навстречу, сделали расписание более гибким, и я смог совмещать театр со съемками. Выглядело это так: утренняя тренировка на коньках — утренний спектакль — репетиции для «Коньков» — вечерний спектакль.
На съемочной площадке я у всех чему-то учился. Одно из главных впечатлений — мой экранный отец, актер Тимофей Трибунцев. Помню, когда мы в первый раз вышли в кадр, он назвал меня Мотя, а я его — батя. Сразу стало легко. И эту легкость мы пронесли через весь фильм. Особенное удовольствие — видеть, как живет в кадре исполнитель роли Менделеева Сергей Колтаков, который, к сожалению, не дожил до премьеры (Колтаков скончался 7 сентября 2020 года. — Прим. ред.). Абсолютно свободный, живой, ни одного дубля вполноги.
Соня Присс
Исполнительница главной роли
Когда я прошла кастинг, училась на втором курсе РГИСИ. Огромное спасибо моему мастеру Сергею Черкасскому за то, что не выгнал меня и позволил сниматься. Да и всем остальным педагогам тоже. На примерки костюмов я ездила между парами. Бывало такое: двенадцатичасовая ночная смена, заканчиваем в 7 утра. А к 9:30 на учебу. Досыпала в метро или в такси.
Одна из вещей, которая привлекла — то, что часть текста моей роли была на английском. Я год жила в США, училась там в школе по обмену, и этот язык просто обожаю. Тепло вспоминаю ирландку Кэти Бэлтон, мисс Джексон в фильме, мы до сих пор общаемся. Еще важный фактор — в картине есть феминистская повестка, да-да! Мою героиню Алису упорно пытаются выгодно выдать замуж, а она мало того, что любит человека не из ее круга, так еще мечтает стать Марией Кюри 2.0. И самое главное — красота! Настолько эстетичного Петербурга нет ни в одном фильме.
Почему «Серебряные коньки» это еще и дико модно?
В «Серебряных коньках» дебютировала как художник по костюмам в кино визионер Галя Солодовникова, придумавшая сценографию самых резонансных театральных постановок Серебренникова, Диденко, Кулябина и Варнавы. Ей помогала опытный художник «Ленфильма» Татьяна Патрахальцева, работавшая с Балабановым над самой нежной его картиной «Мне не больно».
Галя Солодовникова
Художник по костюмам
Мне пришлось долго изучать, из чего вообще состоял костюм конца XIX века. Может показаться, что всю вторую половину столетия и все начало XX века носили примерно одно и то же, но это не так. К 1890-м женщины полюбили бескаркасные юбки, которые (страшно сказать!) поднимались от пола и доходили до щиколотки.
Модницы тех лет, конечно, смотрели на Запад. Копировали по старой памяти парижанок, но проникались венскими веяниями. Тогда же в России формировались собственные дома моди всходила звезда, например, Надежды Ламановой, модели и модельера, которая прославилась уже в СССР. Я собирала образы по картинам и журналам тех лет, в основном французским.
Работа в кино, конечно, отличается от того, чем я занимаюсь в театре. Костюмы подбираешь не по ходу истории, а по логике съемочного процесса. Например, одно и то же платье в первой сцене может быть чистым и новым, в следующей за ней — сгоревшим, а сразу после этого — снова чистым. И за этим чередованием приходилось внимательно следить.
Все украшения — от Garrard, между прочим, официального ювелирного дома британского королевского двора! Работали они и для российской царской семьи — привозили в Петербург кольца, серьги, колье. В фильме мы использовали коллекции Regal (источник вдохновения — алмаз из королевского скипетра Британской Империи), Entanglement (создана по мотивам знаменитой тиары «Узелки Любви», в свое время была одной из любимых у принцессы Дианы, а сейчас в ней выходит в свет Кейт Миддлтон), Tudor Rose (отсылка к Розе Тюдоров — традиционной геральдической эмблеме Англии и Гэмпшира).
Технологии
Где и как снимали «Серебряные коньки»
Локации, декорации, спецподготовка и визуальные эффекты
Вдохновением для продюсера Петра Анурова (дилогия ДУХLESS, СЕЛФИ, ТРЕНЕР) послужил роман 1865 года «Серебряные коньки» Мэри Мэйпс Додж. Книга повествует о приключениях юных брата и сестры в Нидерландах начала XIX в. Для постановщика Михаила Локшина, известного клипмейкера и режиссера рекламы, СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ – дебют в полнометражном кино.
Съемки фильма проходили с конца января по май 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – Кронштадте, Гатчине и Всеволожске. В кадре появляются такие достопримечательности Петербурга и окрестностей, как Петропавловская крепость, Михайловский (Инженерный) замок, Витебский вокзал, Музей прикладного искусства, Большой Гатчинский дворец и многие другие. Интерьерные эпизоды снимались в знаменитых дворцах Северной столицы – Юсуповском, Мраморном, Шереметевском (Фонтанный дом), а также во дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых).
«Что касается натурных съемок, конечно, каждому художнику хочется быть оригинальным и показать незасвеченные в кино места, здания, дворцы, − говорит Александр Загоскин, художник-постановщик картины. − Но Петербург не резиновый, и тут не так много дворцов, обставленных необходимой нам мебелью. Мы выбрали лучшие. Юсуповский дворец – там не очень часто снимают, так как он дорогой. Дом ученых – бывший дворец Великого князя Владимира Александровича – подходил нам по эпохе и хорошо обставлен. В нем мы создали много объектов, которые вошли в фильм. Также снимали в Мраморном и Шереметевском дворцах. А в Дом музыки – Дворец Великого князя Алексея Александровича – нас так и не пустили…».
Львиная доля событий фильма разворачивается на льду, но лишь часть эпизодов съемочной группе удалось снять на естественном льду Невы, Фонтанки, Мойки и Крюкова канала – не повезло с погодой: зима была теплой, температура колебалась в районе 0°C. Потому естественный лед рек и каналов Петербурга перед съемками укрепляли: создавали настил, клали цветную подложку (чтобы в кадре лед выглядел эффектнее и чище) и сверху заливали еще 10 см льда. Всего таким образом было укреплено порядка 10 000 кв.м льда.
«Мы рассчитывали, что сможем снимать ледовые сцены на реках и каналах города, которые обычно к концу января достаточно крепко схватываются, − рассказывает продюсер Петр Ануров. − Для этого совместно с МЧС Петербурга была разработана специальная система, согласно которой первый после морозов лед должен был быть покрыт настилом из досок. А затем этот настил снова залит водой, чтобы сверху образовалась дополнительная корка льда. Так должен был создаваться такой вот «слоеный пирог», который бы выдерживал массу декораций и людей. Но, к сожалению, погода нас подвела, и в течение трех недель мы не могли заморозить верхний слой. Это была одна из самых теплых зим в Петербурге. Тем не менее, нам все же удалось снять часть сцен на естественном льду».
Для съемок массовых ледовых сцен, которые не получилось сделать на естественном льду, в павильонном комплексе во Всеволожске на 40 000 кв.м воссоздали участок Мойки и Зимней канавки протяженностью 130 м. Искусственный лед обеспечили специальные мощные холодильные установки. «Все сцены в этом нашем уникальном павильоне снимались на фоне огромного хромакея, благодаря чему специалисты по графике из компании CGF Александра Горохова на пост-продакшне перенесли наш канал в настоящий Петербург», − рассказывает Петр Ануров.
«Изначально перед стояла задача убрать приметы времени: провода, пластиковые окна, кондиционеры, автомобили, дорожные знаки и прочие атрибуты современности. А также добавить массовку и дым из труб, так как отопление тогда было печным, − вспоминает Александр Горохов. − Но, так как зима не задалась, каналы не замерзли, и съемки были перенесены в павильон, перед нами встали и другие задачи. Нужно было обработать лед, потому что искусственный лед выглядит совсем не так, как натуральный. И построить целый город вокруг возведенных в павильоне копий каналов и гранитных берегов. Декорация специально была сконструирована таким образом, чтобы можно было, снимая ее с разных углов, имитировать разные части Петербурга».
Команда Горохова особой камерой отсняла и просканировала центр Петербурга, чтобы потом встроить в изображение реальные архитектурные объекты. В результате, в работе над визуальными эффектами принимали участие около 200 специалистов. Изначально планировалось сделать около 600 кадров с компьютерной графикой, но в итоге шотов получилось более 1200. Из них свыше 260 – с трехмерной массовкой.
Все актеры фильма, участвующие в сценах на льду, прошли тщательную подготовку: около 3-4 месяцев осваивали мастерство катания на коньках (сначала хоккейных и фигурных, а затем – исторических) под руководством тренеров и каскадеров. Усиленно тренировался и исполнитель главной роли Федор Федотов, в прошлом – профессиональный хоккеист. Многие трюки в картине актеры исполняют самостоятельно, но самые опасные, конечно, достались каскадерам с навыками хоккейного катания, спортсменам-фристайлерам и фигуристам.
На разработку комплекса трюков для фильма ушло около 5 месяцев. В части экшн-сцен использовались скоростные лебедки, тросовые ускорители и полетные системы, при помощи которых актеры и каскадеры взмывали вверх, а также специальные мобильные конструкции, поддерживающие артистов на большой скорости.
Для проекта были изготовлены десятки реплик исторических коньков. К их созданию, в частности, к работе над лезвиями, были привлечены специалисты-оружейники. Изящные резные лезвия коньков, которые в семье главного героя передаются из поколения в поколение, создал непревзойденный белорусский мастер – художник и декоратор Олег Седловский (СТАЛИНГРАД, ВИКИНГ, МАТИЛЬДА). Но, так как ботинки ретро-коньков не фиксируют лодыжку, всем участникам ледовых сцен во избежание травм делался скрытый фиксирующий бандаж.
На проекте работали сразу два художника по костюмам – маститая Татьяна Патрахальцева (САЛЮТ-7, ДУЭЛЯНТ, СТАЛИНГРАД, ЖМУРКИ, ВОЙНА) и дебютирующая в кино Галя Солодовникова (знаменитый театральный сценограф и художник, номинант и лауреат премии «Золотая маска»). Все наряды героинь Сони Присс и Северии Янушаускайте, созданные Солодовниковой, – уникальной ручной работы. Костюмы были отшиты в единственном экземпляре и украшены перьями, камнями и бисером, кружевом и тончайшей вышивкой.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram
«Серебряные коньки» с голливудским размахом: в Северной столице снимается романтический фильм
Сразу три ведущие российские кинокомпании работают над масштабным романтическим приключенческим фильмом «Серебряные коньки». История разворачивается на рубеже веков. 1899 год, рождественский Петербург. Яркая праздничная жизнь бурлит на скованных льдом реках и каналах столицы. Накануне нового столетия судьба сводит тех, кому, казалось бы, не суждено было встретиться. Они люди из совершенно разных миров: Матвей — сын фонарщика, его единственное богатство — доставшиеся по наследству посеребренные коньки; Алиса — дочь крупного сановника, грезящая о науке. У каждого своя непростая история, но однажды столкнувшись, они устремляются к мечте вместе.
Исполнители главных ролей Федор Федотов и Соня Присс.
Главные роли в фильме играют дебютанты — петербургские актеры Федор Федотов и Соня Присс. Компанию на экране им составляют Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте, Кирилл Зайцев, Юрий Борисов, Александра Ревенко, Тимофей Трибунцев, Сергей Колтаков, а также звезды европейского кино Дэни Лаван и Кэти Бэлтон.
Дебютанты и мастера
Как мы уже отметили, исполнители главных ролей — дебютанты. Создатели фильма хотели найти новые молодые лица, актеров, чья популярность у широкого зрителя еще впереди.
— Я счастлив, что первую большую роль в кино получил именно в «Серебряных коньках», и вдвойне счастлив, что эти грандиозные по размаху съемки проходят в моем родном городе, — рассказал нам исполнитель роли Матвея Федор Федотов. — Горжусь, что мне выпала честь представлять Петербург в большой московской компании суперпрофессионалов, которых объединил этот проект.
Алексей Гуськов исполнил роль отца главной героини.
Алексею Гуськову досталась роль отца главной героини, а папу Матвея играет Тимофей Трибунцев.
Отдельно стоит сказать о западных звездах в фильме: Дени Лаван, известный по картинам «Дурная кровь», «Парень встречает девушку», «Токио!», «Уйти, вернуться», исполнит небольшую, но важную для сюжета роль Фурье — знаменитого медиума и спиритиста. Для актера это не первый российский проект: ранее он участвовал в биографической драме «Поддубный» и даже немного говорит по-русски, хоть и с акцентом.
Актер Дени Лаван исполнил роль Фурье, знаменитого медиума и спиритиста.
Что касается Кэти Бэлтон, знакомой зрителям по фильму «Филомена», сериалам «Клиника» и «Женщина в белом», то она играет мисс Джексон, гувернантку главной героини.
— Работа над этим прекрасным и важным фильмом — серьезный и радостный опыт, — рассказывает актриса. — Это был мой первый визит в Санкт-Петербург и в Россию в целом, и, признаться, я просто влюбилась в вашу страну и в этот город! Прежде мне не доводилось работать с русскими артистами, и я была просто поражена их талантом и мастерством, не говоря уже о том, насколько все были любезны и гостеприимны. Режиссер Михаил Локшин — один из самых ярких режиссеров из всех, с кем я работала за много лет. Настоящий визионер и соавтор. Это большая удача и честь для меня — быть частью этого великолепного фильма.
Питер немного состарят
Съемки начались зимой, но продолжались уже после того, как растаял снег. Работа проходила в Санкт-Петербурге (во дворцах великих князей, в Михайловском замке) и Ленинградской области (в Кронштадте, Гатчине, Всеволожске). Большая часть съемок прошла на замерзших реках и каналах Петербурга, на которых в таком объеме кино не снимали никогда за всю историю. Съемочная группа строила и украшала ледовые ярмарки и катки. Конечно, хоть Санкт-Петербург и сохранил исторические достопримечательности, от атрибутов нашего времени никуда не деться. Поэтому пластиковые окна, афиши, рекламу, башенные краны строящихся домов и многое другое будут убирать при помощи компьютерной графики.
Настоящие бриллианты снимали под охраной
С наступлением теплого времени года для съемок экшн-сцен на льду в павильоне выстроили масштабнейшую декорацию замерзшей Мойки.
Большое внимание уделили костюмам. Правда, здесь не было задачи сделать их полностью идентичными нарядам того времени. Художники предложили отчасти вольное прочтение моды той эпохи. К тому же в киноленте есть легкий налет фантазийности. Создатели проекта утверждают, что это не историческое кино с точки зрения воспроизведения бытовых деталей — все-таки сказка тоже имеет место. Хотя бурная жизнь на реках и каналах зимнего Петербурга — исторический факт, который подтверждают фотографии начала XX века.
И украшения, которые снялись в фильме, были самыми настоящими — с золотом и бриллиантами. В аренду их предоставляла одна из крупнейших в мире ювелирных компаний. В дни съемок с особо ценными украшениями на площадке даже присутствовала специальная охрана.
Посеребренные коньки главного героя — тоже особенные. По сюжету они передаются в семье из поколения в поколение. Вообще, игровые «исторические» коньки для каждого актера изготавливали по образцу коньков той эпохи. Но в некоторых сценах, когда ноги не видны в кадре, у актеров и каскадеров, конечно, была возможность кататься на современных коньках.
Актеры пошли на уроки фигурного катания
Ради съемок в фильме всем актерам пришлось брать уроки фигурного катания. Даже исполнителю главной роли Федору Федотову — хотя он хоккеист-любитель со стажем и занимался профессионально коньками.
— Хоккеем я занимался с трех лет, — рассказал Федор. — За это спасибо папе. Сначала он привел меня в секцию фигурного катания, но уже через два месяца я взял в руки клюшку и с тех пор из рук ее не выпускал четырнадцать лет — до самого поступления в Театральную академию. Так что некоторая профессиональная подготовка у меня, не скрою, была. Правда, когда я впервые надел «исторические» коньки, специально изготовленные для наших съемок, и вышел на лед, то понял, что хоккейный опыт мне, может, и поможет, но не во всем. Для фильма нужно было освоить совсем другой стиль катания, не хоккейный, и на это освоение ушло три месяца интенсивных тренировок. Тренировался по три-четыре раза в неделю, проводил в зале и на льду по много часов. При этом у меня, конечно же, на съемках есть дублер. Какие-то трюки я выполнял сам, но самые опасные вещи, вроде сальто назад, мне делать все равно не позволяли, как бы душа ни жаждала риска: нельзя ставить съемочный процесс под угрозу. В такие моменты наблюдал за своим по-хорошему сумасшедшим дублером со стороны и представлял, что он — это я…
Кирилл Зайцев в роли князя.
Актер Кирилл Зайцев, известный всем по фильму «Движение вверх», тоже брал уроки фигурного катания. Он играет князя, который отлично катается на коньках и возглавляет подразделение жандармов-конькобежцев. Кириллу даже удалось освоить несколько простых элементов, хотя сложные фигуры на льду за него все же выполнял дублер.
Планируется, что в прокат фильм «Серебряные коньки» выйдет будущей зимой.
Фото кинокомпании «Централ Партнершип»
Серебряные коньки: от мечты до сказки. Рассказываем, как создавалась картина
10 декабря в российский прокат выходит приключенческий фильм режиссера Михаила Локшина «Серебряные коньки». Создатели картины поделились воспоминаниями о съемках и рассказали о том, как большая и, казалось бы, несбыточная мечта эволюционировала в настоящее кино.
Действие «Серебряных коньков» разворачивается в Петербурге XIX века. Накануне Нового года судьба сводит героев из совершенно разных миров: простой сын фонарщика Матвей встречает дочь крупного сановника Алису. У каждого из них есть своя непростая история, но, столкнувшись однажды, они решают идти к своей мечте вместе.
Вдохновением для фильма послужила старая сказка «Серебряные коньки», которую когда-то посоветовала продюсеру Петру Анурову его мама.
«Я тогда совершенно не понял, зачем экранизировать историю про детей в Амстердаме XIX века. Но спустя время любовь к Петербургу и его системе рек и каналов подсказала интересную идею: перенести действие сюда, в зимний Петербург рубежа XIX-XX веков, а главных героев из брата и сестры превратить во влюбленных юношу и девушку из разных миров. Это было невероятно интригующе: вдохнуть жизнь в зимние, замерзшие реки и каналы Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов планеты».
Простые на первый взгляд истории главных героев тонко переплетаются с современной реальностью. Ситуация, сложившаяся вокруг фонарщика Матвея, для многих до сих пор не потеряла своей актуальности. Таким образом, создатели «Серебряных коньков» попытались создать у зрителей ощущение некой сопричастности к происходящему, чтобы персонажи сразу стали ближе, понятнее, трогательнее. Несмотря на то, что времена изменились, проблемы остались те же: классовые конфликты бедных и богатых, отношения власти и народа.
«Также кино затрагивает и злободневную ныне тему феминизма, потому что главная героиня хочет учиться, а это времена, когда женщины не могут получить высшее образование в России. Плюс в картине на уровне юмора, каких-то шуточных ситуаций есть рифмы с нашим временем, некие «пасхалки». Я изначально поставил перед собой такую задачу, чтобы в фильме абсолютно точно не было ощущения костюмного нафталина. Хотелось сделать эту историю так, будто она происходит сейчас, просто в другом историческом контексте», — поделился своими мыслями сценарист фильма Роман Кантор.
Дебютанта Михаила Локшина продюсеру посоветовал именно Роман Кантор. Для создания «Серебряных коньков» требовался визионер, человек с безупречным вкусом. И Михаил идеально подходил на эту роль, несмотря на то, что у него не было опыта работы в полном метре. Идея локации пришла к нему сразу.
«Уникальность фильма в том, что большая часть действия происходит на замерзших каналах и реках Петербурга. В XIX веке часть жизни в столице империи действительно проходила «внизу», и водные артерии зимнего Санкт-Петербурга – это уникальное место действия, которого, как нам кажется, мы раньше не видели в кино. На картинах, фотографиях и рисунках – да, но не в кино. Что удивительно, потому что это замечательный, привлекательный сеттинг для экшена, приключений и истории любви», — рассказал режиссер.
Кастинг на фильм был большой. В итоге внимание продюсеров привлекли двое малоизвестных, но талантливых исполнителей — Софья Присс и Федор Федотов. Оба — коренные петербуржцы.
Федор Федотов и Софья Присс
«Мне досталась замечательная роль Матвея. Такой роли в моей жизни еще не было. Мало того что это моя первая роль в кино, она еще и сразу главная. Это большая удача. Так как я первый раз оказался перед камерой, Михаилу Локшину пришлось многому меня научить с технической точки зрения, за что я ему благодарен. Особенно ценно для меня было то, что Михаил хорошо чувствует, что он снимает, понимает, чего хочет добиться. У него всегда находятся слова, чтобы объяснить это», — поделился исполнитель роли Матвея Федор Федотов.
«Мне запомнился самый первый этап работы над персонажем. Михаил давал задания с определенным временем на выполнение, мы вели диалоги: переписывались, встречались, без остановки обсуждали и фантазировали. И еще Михаил подарил мне книгу по этикету — я должна была отметить для себя самое важное и интересное. Но я этим не ограничилась: в театральной библиотеке Петербурга нашла другую книгу по этикету, царских времен. С трудом выпросила ее на руки. Проштудировала, наделала фотографий текста, которые, кстати, потом очень помогали нам на площадке в спорных моментах», — добавила исполнительница роли Алисы Софья Присс.
На второстепенные роли в фильме привлекалось множество европейских артистов. Так, например, гувернантку главной героини сыграла англо-ирландская актриса Кэти Бэлтон. Также небольшую роль исполнил Дени Лаван, известный французский актер, любимчик режиссера Леоса Каракса. Нашлось в картине место и для именитых русских артистов, среди которых Алексей Гуськов, Юрий Борисов, Александра Ревенко.
Для создания мира «Серебряных коньков» художнику-постановщику Александру Загоскину пришлось исследовать множество материалов по выбранной исторической эпохе, которые касались не только России, но и Англии, и даже Нидерландов.
«Историческая достоверность всегда важна. Фантазию и воображение можно выстроить, опираясь на что-то реальное. Можно что-то слегка трансформировать, подгоняя под сценарий, но без документа того времени никак не обойтись. Без этого не будет духа, атмосферы. Порой мы отходили немного в сторону, например, в сценах праздников или императорского катка, но делали это так, чтобы было не очень сильно заметно. Немного преувеличили, допустим, с электричеством, но, мне кажется, это пошло на пользу и в итоге хорошо смотрится».
Большая часть сцен снималась на натуре — для работы на многочисленных каналах Петербурга были привлечены сотрудники МЧС. Согласно разработанной системе, после мороза лед покрыли специальным настилом из досок, этот настил затем полили водой для образования дополнительной корки льда. Так получилось плотное покрытие, способное выдержать не только людей, но и декорации. Однако питерская зима немного подвела съемочную группу: на улице было слишком тепло, лед начинал таять. В итоге в целях безопасности в павильонном комплексе были построены копии Мойки и Зимней канавки. Декорация заняла более сорока тысяч квадратных метров.
Для еще более глубокого погружения в атмосферу «Серебряных коньков» требовалась огромная работа со стороны художников-постановщиков.
«Одной из задач на проекте, в том числе для костюмерного цеха, было изобразить разные миры – бедный и богатый, рабочий, кабацкий и аристократический. Представители первого, например, главный герой Матвей и его отец Петр, ходят в заношенной одежде, которую приходилось тщательно состаривать и фактурить», — рассказала художник по костюмам Татьяна Патрахальцева.
«Нам нужно было создать эффектную стилизацию, а не исторически достоверные костюмы, поэтому в чем-то мы соблюдали документальную точность, а в чем-то могли позволить себе небольшой отход в условность. Костюмы получились очень сложными, настоящими произведениями искусства: их украшают перья, камни, кружево, бисер, тончайшая вышивка. Много уникальной ручной работы! Кстати, все они были пошиты в единственном экземпляре, кроме платья и пальто главной героини для сцены пожара», — добавила второй художник по костюмам Галя Солодовникова.
И, конечно, отдельное внимание было уделено конькам. Их купили на интернет-аукционе, в 4 часа утра соревнуясь с пятью другими участниками торгов из разных уголков планеты. Затем по этим конькам были созданы реплики лезвий исторических коньков из разных материалов, пошиты ботинки.
Вопрос катания на льду также стоял остро. Сначала актеры учились делать трюки на современных хоккейных и фигурных коньках. Потом, когда достигли в этом определенного мастерства, перешли на исторические коньки. В общей сложности потребовалось 3,5 месяца, чтобы актеры научились красиво и правильно скользить, выполнять элементы. Они ежедневно занимались по 5-6 часов на хоккейной площадке в Петербурге. К постановке особо сложных трюков была привлечена команда каскадеров.
В результате длительной и кропотливой работы, череды бессонных ночей и десятков часов, проведенных на льду, у создателей фильма получилась добрая и красивая история, которая особенно важна в наше непростое время, считает продюсер Рафаел Минасбекян. Романтика и любовь, имперский масштаб на фоне невероятной эстетики эпохи на стыке веков добавят в предновогодние дни немного волшебства и праздника, которых именно в этом году нам так сильно не хватает.
Картина создаст особое настроение и увлечет в сказочно красивый Петербург, в мир искренних чувств и ярких событий, – в настоящее, реальное и волнующее приключение, которое многие зрители захотят повторить еще не раз. Ведь «Серебряные коньки» хочется пересматривать снова и снова, чтобы еще раз испытать эти радостные моменты, убежден продюсер Антон Златопольский.