в каком дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете форме величине
Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
Ирина Андреева
Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
Периоду раннего возраста в последние десятилетия уделяется самое пристальное внимание со стороны таких наук, как педагогика, психология, медицина.
Именно период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного,физического, речевого и эмоционального развития человека.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывносвязаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду»,который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.
В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры.
Доминирующим в сенсорном развитии является восприятиепредмета всеми анализаторными системами человека: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной.
Восприятие сенсорных эталонов происходит в процессе многократного повторения, упражнений с дидактической игрушкой и пособиями. При этом важен аспект создания условий для становления, формирования и дальнейшего развития восприятия ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность на группах раннего возраста имеет свою специфику.
Система образовательной работы позволяет планомерно насыщать,усложнять дидактические цели и задачи перед ребенком, позволяет закрепить имеющийся сенсомоторный опыт, наметить зоны ближайшего развития на перспективу.
При работе с маленькими детьми важно учитывать ещё один принцип- путь познания должен быть от простого к более сложному, с многократным повтором уже пройденного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для развития у детей восприятия форм, величин, цвета одних игр-занятий явно недостаточно. Ребёнку важнее не теоретически, а многократно практически, ежедневно соприкасаться с набором дидактических задач, а это возможно в правильно организованной предметно-развивающей среде ДОУ.
Для успешного освоения детьми образовательных стандартов выдвигаются определенные требования к созданию условий.
Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин.
К данным пособиям относятся пирамиды, тележки с кубиками, вкладыши, наборы игр М. Монтессори, различные виды конструкторов.
Для сенсомоторного развития ребенка важно наличие в повседневной жизни таких центров, как центры развития движения, центры детского творчества (элементарное музицирование, художественное творчество, детская библиотека,центры сюжетных игр, центра познавательной деятельности (игры с водой, песком, крупами,центра дидактических, развивающих,настольных игр.
Любая тематическая работа должна на начальных этапах иметь цели, задачи.
Успешной работой по сенсорному развитию можно считать, если у детей на конец учебного года сформировано:
-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий
-дети умеют группировать предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, величине при выборе из нескольких разновидностей
-дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из нескольких разновидностей
-дети активно используют «опредмеченные слова»-как яичко (овал, как апельсин (круглое,как слон (большое)
-отбирают предметы необходимой формы, цвета, величины из множества нужные для определенных действий с ними
В итоге педагогической деятельности мы должны выйти на реализацию поставленных задач, на освоение детьми определенных умений, целевых ориентиров.
Для этих целей используется мониторинг развития детей,проводимый 2 раза в год : на начало-конец учебного года.
Положительную динамику сенсорного развития детей группы обеспечивает систематическая педагогическая деятельность педагогов группы,а так же активное содействие со всеми остальными участниками образовательного процесса: специалистами МБДОУ, родителями.
Коррекционная работа, основанная на итогах нервно-психического развития детей раннего возраста, и намеченная в индивидуальных образовательных маршрутах, позволяет обеспечить освоение ООП ДО, образовательных стандартов, целевых ориентиров развития детей раннего возраста.
Положительную динамику возможна при:
-Построения образовательного процесса с опорой на темп, особенности развития ребенка, склонности, интересы.
-Включение в процесс прогрессивные методики раннего развития детей
М. Монтессори, Я. Фребеля, создания предметно-развивающего пространства, а так же инноваций и педагогических технологий.
Развивающие игры детей третьего года жизни В последние десятилетия в научном мире возрос интерес к генезису интеллектуального развития ребёнка, что обусловлено усилением научно-технического.
Развивающая среда в первой младшей группе Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Важно.
Мастер-класс «Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста»
Елена Егорова
Мастер-класс «Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста»
Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих при
непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка. Но все виды деятельности должны быть пронизаны игрой, в которой он моделирует фрагменты окружающей жизни.
4.ФГОС ДО предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере).
Работа по познавательному развитию должна реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
6. Возрастные задачи в сенсорном развитии детей от 0 до 6 лет.
На первом году жизни идет обогащение ребенка впечатлениями,
На 2-3 годах жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
С 4 года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
7. Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.
8. Развитие восприятия цветаконкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по образцу;
— познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
— развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
9. Развитие восприятия формыконкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
— развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
— сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
— развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
— закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
10. Развитие восприятия величиныконкретизируется в следующих задачах:
— развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
— закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
— формировать отношение к величине как к значимому признаку;
— обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
— развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
— обратить внимание на относительность величины предметов;
— развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Для сенсорного развития детей цветаможно использовать следующие игры:
Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр
«Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости! А если игра еще и развивает определенные качества и умения ребенка – просто замечательно!
Каждый человек общается с окружающим миром,воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем. Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов, и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.
Развивающие игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми или ребенком и родителем начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом.
Предлагаем вашему вниманию игры, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком дома.
«Кому какая форма»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги, квадрат) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Ход. Взрослый демонстрирует круг и овал, просит ребенка вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положи на одну тарелку- матрешке, все овалы на другую – мишке, квадраты на третью собачке».
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенномчередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Взрослый предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и
говорит: «Посмотри, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайся, какая бусинка следующая». Ребенок берет из корзины соответствующие фигуры и выкладывает узор согласно закономерности.
«Какой фигуры не стало?»
Цель: развивать зрительную память.
Оборудование: фигуры разного цвета, величины.
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть все фигуры, разложенные на столе и запомнить их. Затем, ребенок на некоторое время закрывает глаза, а родитель убирает одну фигуру и предлагает ребенку угадать, какой фигуры не стало.
Следующие упражнения не только развивают внимание, но и способствуют развитию моторики рук:
«Что бывает синего (желтого, зеленого, красного и т. д.) цвета?»
Цель: закрепить название цветов.
Взрослый предлагаетребенку ответить на вопрос: «Что бывает, например, зеленого цвета? Ребенок должен перечислить как можно больше предметов, имеющих заданный цвет.
Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.
Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.
Дидактическая игра для накопления у детей представлений о цвете «Семь гномов» Мы, с моей коллегой Татьяной Владимировной, изготовили дидактическую игру «Семь гномов». Цель игры. Способствовать накоплению у детей.
Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.
Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.
Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.
Развитие восприятия цвета, формы и величины детьми раннего возраста
Людмила Козырева
Развитие восприятия цвета, формы и величины детьми раннего возраста
«Развитие восприятия цвета, формы и величины детьми раннего возраста.»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы детей в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Возраст двух лет — это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того,ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям ребенка немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка.К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
Уже с раннего возраста дети исследуют окружающий мир,им интересно буквально все: величина, формы предметов, и, конечно же, цвет.
Пришло время изучать величину предметов: маленький, средний, большой. Хорошо бы познакомить ребенка с цветами: красный, желтый, зеленый, синий.Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг.
Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать предметы, называть их своими именами, выделять среди других нужный предмет (по цвету, форме, величине). Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры.
Для начала – разговаривайте с ребенком.Акцентируйте его внимание на каких-либо предметах и говорите: это – шкаф, он красный; это твой стульчик, он маленький; это – телевизор, он квадратный. Повторяйте это много раз, тогда ребенку будет легче это запомнить. То же самое с другими предметами, фруктами, одеждой. Это нужно для того, чтобы в сознании малыша это отложилось. Рассказывая о цветах, форме и величине предметов, также просите показать те или иные цвета, ту или иную фигуру, определенной величины. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего ребенка. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Игры, направленные на развитие восприятия цвета.
«Собери цветок». Выложить круги основных цветов. Ребенок должен подобрать лепестки соответственно цвету середины.
«Помоги рыбкам». Вырезать рыбок-мам (большие) и рыбок-детишек (маленькие) основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий). Предложить ребенку разложить рыбок-детишек соответственно цвету своих мам-рыбок.
Игры, направленные на развитие восприятия формы.
«Найди пару по форме». Вырезать парные геометрические фигуры из картона разного цвета. Одну пару фигур раздать ребенку, а вторую – разложить на столе. Попросить ребенка внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти пары для своих фигур. Также можно выложить ряд из кругов и положить один квадратик. Попросить ребенка рассмотреть фигуры. Потом нужно найти и показать лишнюю фигурку.
«Башни». У всех дома есть конструкторы (пластмассовые или деревянные). Взять кубики круглые и квадратные, перемешать их. Предложить ребенку построить две башни. Одну башню из круглых кубиков, а вторую – из квадратных.
Игры, направленные на развитие восприятия величины.
«Накрой шляпой». Для этой игры нужны предметы и игрушки разной величины. Предложить ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие предметы.
«Большой – маленький». Вырезать из бумаги кружочки большие и маленькие, основных цветов. Попросить ребенка подобрать к маленькому кружочку большой кружок. Потом можно добавить средний кружок. Попросить построить снеговика, сначала выложить большой кружок, потом средний кружок, далее маленький кружочек.
Дидактическая игра для развития восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Дидактическая игра на развитие восприятия цвета и формы «Наряди матрешку» Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста «СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА» Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.