в каком архитектурном стиле построен исторический музей в москве
Здание Исторического музея
Здание Исторического музея было построено в 1875-1881 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова. Проект был выбран в результате конкурса, согласно которому здание должно быть выдержано в формах традиционной русской архитектуры и гармонировать со сложившимся ансамблем Красной площади.
История Государственного исторического музея
«Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» был основан в 1872 году по указу императора Александра II после ходатайства организаторов Политехнической выставки 1872 года, экспонаты исторического отдела которой и сформировали первоначальную экспозицию музея.
Открытие музея состоялось 27 мая 1883 года.
После распада Советского Союза музей был отреставрирован: внутри восстановили исторические интерьеры, а на башнях вновь появились двуглавые орлы и фигуры геральдических львов и единорогов. На сегодняшний день Государственный исторический музей является одним из крупнейших музеев России и привлекает туристов со всей страны.
Государственный исторический музей находится по адресу Красная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
architectstyle
Архитектурный стиль
Исторические периоды и стили Русской Архитектуры
Государственный исторический музей. «Древо государей Российских»
Ранее парадный вход в музей был со стороны Красной площади. С внутренней стороны его украшает великолепный деревянный портал. Если открыть дверь, из вестибюля будет виден храм Василия Блаженного.
У парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами с вензелями Александра II и Александра III.
Парадные сени оформлены в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников. Стены украшает растительный орнамент, напоминающий стиль убранства палат XVII века.
Своды боковых нефов украшены гербами губерний и областей, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III и гербом Дома Романовых.
«Древо государей Российских» на своде парадных сеней — изображение генеалогического древа правителей от Рюриковичей до Романовых. Изображены 68 портретов государей, на время правления которых пришлись ключевые события истории Российского государства, а также членов их семей. Роспись выполнена артелью мастеров под руководством художника Ф.Г. Торопова в мае 1883 года. Медальоны с портретами написаны на холсте и наклеены на штукатурный слой. Орнаменты написаны по грунту на штукатурке. Потолок был закрашен в 1937 году, в 1997 вновь расчищен.
«Древо» начинается со свв. Бориса, Глеба, Владимира и Ольги и доведено до основателей музея — Александра III и его супруги Марии Фёдоровны.
Здание Исторического музея
ГЛАВНОЕ
Здание Исторического музея в Москве — одна из самых значительных построек России XIX в., уникальный пример следования национальным архитектурным традициям. Оно было заложено в 1875 г. при участии императора Александра II. Красивое и величественное строение с высокими шпилями и зубцами органично вписалось в общий ансамбль Красной площади. В основе внешнего убранства Исторического музея использован стиль русской архитектуры средневековья, который перекликается со стоящим на противоположной стороне площади храмом Василия Блаженного. 39 залов музея имеют уникальные интерьеры, в которых прослеживаются разные периоды развития искусства народов России.
Каждый зал – небольшой шедевр, созданный при участии выдающихся художников: панорама Керченского пролива И. Айвазовского (зал «Б»), «Каменный век» В. Васнецова (зал №2), «Ночные жертвоприношения» Г. Семирадского (зал №8). В оформлении других залов приняли участие В. Серов, С. Коровин, И. Репин и др.
Главный вход находится со стороны Красной площади. Фасад украшен элементами древнерусской архитектуры. С четырех сторон здание отмечено башнями, внешне напоминающими кремлевские, а также зубцами и бойницами. В облике легко угадываются силуэты храма Василия Блаженного с его куполами и шатровой колокольней, а также русских палат XVII в. с богато украшенными наличниками окон. От древнерусского зодчества в облике музея ‒ высокие «щипцовые» крыши, башенки и флюгера.
Интерьеры залов Исторического музея
Научное руководство над проектом осуществляли крупные ученые того времени: граф А. Уваров и историк И. Забелин. Они же работали над структурой экспозиции музея и убранства залов. Интерьеры музея соответствуют стилям, в которых возводились церкви и княжеские дворцы в различные исторические периоды.
Музей открывается Парадными сенями ‒ огромным залом, покрытым золотом и богатыми росписями. На центральном своде можно увидеть картину «Родословное древо государей Российских» русского художника Ф. Торопова, 1883 г. Она представляет всю историю правителей России в лицах и копирует фреску Новоспасского монастыря – всего 68 персон, начиная с княгини Ольги и святого Владимира. На боковых сводах изображены гербы частей российской империи, перечисленных в императорском титуле. Потолок и стены украшены «травчатым орнаментом» в манере XVI‒XVII вв. Этот мотив был заимствован с росписи царского места в новгородском Софийском соборе. Пилоны мраморной лестницы охраняются львами, выполненными по образцу фигур Грановитой палаты Московского Кремля.
Из сеней посетитель попадает в Византийский зал (зал «А»). Он построен, как византийский храм, и напоминает св. Софию Константинопольскую в миниатюре. В центре арки указан год открытия музея – 7391 от Сотворения мира (1883 г. от Рождества Христова). Красивая дверь, ведущая в зал, украшена наличником, похожим на дверь храма Никиты за Яузой в Москве. Она покрыта металлическими орнаментами, подражающими декору дверей Благовещенского собора в Гороховце. Пол зала выложен мозаикой – копией мозаики катакомб св. Елены в Риме. Если взглянуть на свод, то можно увидеть фигуры Орфея, сцены из библейской притчи об Ионе и других библейских повествований. Эти изображения заимствованы с рисунков в христианских постройках Равенны.
Для декора залов «Б» и «В» использованы копии античных построек: колонн коринфского стиля и Пантикапея (Керчь). Далее представлены Крым и Кавказ, в том числе декоративные элементы древнеармянских и грузинских построек. Орнаменты дверей заимствованы из Кутаисского собора, окно ‒ из церкви Пантократора в Константинополе, потолок повторяет свод храма Монреале в Палермо, мозаика пола – узор церкви Спасителя в Константинополе. Пятый зал декорирован в скифском стиле, для которого характерно обилие зверей. Шестой зал напоминает античную постройку: в его росписях просматриваются сюжеты с греческих ваз с бытовыми сценами. Пол седьмого зала копирует рисунок мозаичного пола в алтаре киевского Софийского собора, далее используются миниатюры древних рукописей («Изборника», «Остромирова Евангелия» XI в.).
В Новгородском зале представлена копия западных врат Софийского собора, на сводах помещены копии фресок церкви Спаса на Нередице, а на стене ‒ роспись на тему иконы «Битва суздальцев с новгородцами». Во Владимирском зале (№ 10) выставлены копии белокаменной резьбы одного из самых знаменитых соборов древнего Владимира ‒ Дмитриевского собора. На стенах зала в натуральную величину скопированы фрагменты резного декоративного пояса, украшавшего его стены. В соседнем Суздальском зале (№ 11) воссоздан декор знаменитого шедевра Древней Руси – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском XIII в.
Зал № 12 изначально представлял Ростовское и Ярославское княжества, поэтому в его пышном убранстве росписи копируют древнюю живопись этих земель. Стены расписаны по мотивам фресок Ростова XVII в.
Убранство Московского зала (№ 13) является подлинным шедевром архитектуры: огромный расписной свод, напоминающий шапку Мономаха, мозаичный пол, фриз по стене – все это соответствует канонам московского стиля искусства XIV‒XVI вв. Здесь можно увидеть панно «Утро на Москве-реке» (худ. Смоляк и Сигорский, 1947 г.) с изображением древнего Кремля в Москве. Остальные залы первого и второго этажей посвящены Московскому царству XVI‒XVII вв. и Российской империи, их убранство более скромное.
История строительства здания
Здание построено по проекту архитектора В. Шервуда и инженера А. Семенова. Им пришлось сделать несколько проектов, прежде чем был найден и утвержден архитектурный образ музея. В проекте с рабочим названием «Отечество» они ориентировались на памятники древнерусского зодчества XVI-XVII вв. — деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов и др. Особое внимание уделялось мотивам Покровского собора на Красной площади, с которым музей должен был составить единый ансамбль.
Здание музея длиной 117 м. и шириной 52 м. выстроилось вдоль Боровицкого холма, у основания которого до 1818 г. протекала речка Неглинная. При строительстве применялись новейшие материалы и технические разработки: кирпичная кладка на цементном растворе, специальные каналы в стенах для вентиляции и отопления, поэтажные перекрытия из металла. Особо сложными и тонкими были работы над декоративным оформлением кирпичной кладки наружных стен и шатровых башен. Точно известно, что в 1876-1877 гг. над ней одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих.
В 1880 г. к работе над проектом присоединился архитектор А. Попов. Были подготовлены чертежи оконных рам. На шатрах и кровле установлены геральдические скульптуры с поворотными механизмами: двуглавые орлы с герба царя Алексея Михайловича и Кремля, львы и единороги с древней печати московского Печатного двора. Над входом появятся даты 1875 и 1883 – годы закладки здания и открытия музея.
В 1914 г. была проведена незначительная перепланировка – в музее появились библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. В сталинскую эпоху здание музея подверглось варварскому разрушению: были уничтожены интерьеры залов, связанных с царской эпохой, закрашены фрески, сбита лепнина, снята позолота. Были убраны бронзовые львы и доска с надписью об основании музея, с флюгеров исчезли геральдические фигуры – орлы, львы и единорог. В течение 15 лет музей был закрыт для посетителей.
После проведенной в 80‒90-е гг. XX в. реставрации музей вернул себе величественный облик. В 1997 г. вновь открылись первые 11 залов, а сейчас только экспозиционных залов в музее насчитывается 39. В 2003 г. на башни Исторического музея были возвращены копии золотых двуглавых орлов, львов и единорогов.
Государственный исторический музей (ГИМ)
Со школой, с детьми и с внуками
В 39 залах Государственного исторического музея представлена история России с древнейших времен до начала XX века. На 4 000 м 2 представлено около 22 000 предметов. Чтобы обойти экспозицию необходимо сделать 4 000 шагов или около 3 км. И если на каждый экспонат потратить около минуты, то для осмотра всего музея потребуется где-то 360 часов, а это только 0,5% коллекций ГИМ!
Государственный исторический музей (ГИМ) основали по указу императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года.
Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.
В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.
Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.
27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.
После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.
В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».
Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.
В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.
В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).
Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.
Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира — роспись Успенского собора XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.
Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.
Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.
Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького Тверской). Но проект не приняли.
ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Государственный исторический музей.
ЕГЭ. История.
Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.
Государственный исторический музей.
Вопросы
Ответы
Государственный исторический музей.
Москва, Красная площадь.
Псевдорусский стиль.
4.В каком веке и году построен?
XIX век, 1872 – открытие музея.
1875 – построено здание.
6.В честь какого события построен?
Музей открыт по инициативе общественности для сохранения культурного наследия.
Архитектор – Владимир Шервуд,
инженер- Анатолий Семёнов.
Основатели музея:
Иван Забелин – археолог, историк;
Александр Зеленой – генерал-адъютант;
Алексей Уваров – археолог;
Николай Чепелевский – генерал-майор;
8.Внутреннее оформление?
К оформлению залов были привлечены художники: В.М.Васнецов, Г.И. Семирадский, И.К. Айвазовский.
При входе в залы – скульптуры львов, символизирующие власть.
Каждый зал неповторим, посвящён определённой эпохе.
9.Каковы особенности постройки?
Здание из красного кирпича.
Две вытянутые башни гармонируют с Кремлем и ГУМом, а обилие кокошников, наличников, ширинок, шатриков придают постройке облик терема. Фасады изобилуют мелкими элементами декора, две главных башни увенчаны двуглавыми орлами, а малые боковые шатры — фигурами львов и единорогов.
10.Судьба здания сегодня.
Музей открыт для посетителей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.