установленная мощность на квартиру в многоквартирном доме
Понятие допустимой мощности электроэнергии для квартиры и способы ее повышения
На основании абз. 7 п. 2 Правил № 861 максимальная установленная электрическая мощность – это наибольшая величина мощности, которая может выделяться провайдером электроэнергии. Она измеряется в киловаттах, учитывается общедомовыми и квартирными приборами, оплачивается согласно установленному тарифу. Но в ряде случаев мощности недостаточно, и потребители начинают задумываться о ее увеличении законными способами.
Что такое «выделенная мощность» электроэнергии
Выделенная мощность это максимально допустимая нагрузка на сеть потребителя
Разрешенная мощность энергии в квартире является максимальной величиной, которую может использовать потребитель единовременно. Предельная нагрузка на потребительскую сеть всегда прописывается в контракте электроснабжения.
Для полного понимания вопроса допустимой мощности стоит разобраться в ее типах. На сегодняшний день существует мощность:
Регулирование отношений между провайдером электричества и потребителем Минэнерго РФ утвердило 19 января 2002 г.
Чем грозит превышение разрешенной мощности
Пример уведомления потребителя
На основании Постановления правительства РФ № 624 при наличии превышения предельной нагрузки электрокомпания вправе ограничивать потребителя в доступе к электросети. Причина – несоблюдение обязательств по договору на электроснабжение.
При авариях или во время работ на электролинии сотрудники Энергосбыта проводят замеры. В случаях выявления неточностей они отправляют уведомления. Пользователь должен в течение 10 дней принять меры по устранению превышения мощности. Степень его ответственности определяется нарушением:
Основанием для прекращения санкций является документальное доказательство принятия мер. Однако, на линии пользователя устанавливаются УОМПЭ, ПЗС и ПЗР-приборы.
Акт о неучете составляется в присутствии 2-х свидетелей, с фото и видеосъемкой процесса.
Правила и нормативы
Пломба на вводном автомате
Электрификация жилых, административных, производственных объектов проводится на основании ТУ организации-провайдера. В одном из пунктов договора указывается, сколько мощности будут выделять на потребительскую сеть. Основанием для заявления мощности и формирования ТУ являются расчеты.
Подключение электросети к жилым и общественным строениям производится согласно СП 31-110-2003 и временной инструкции РМ 2696-01. В документах прописано, что выделенная электрическая мощность для домов-потребителей электроэнергии 1-й категории не нормируется. Объекты подключаются на основании заявок.
Жилой фонд 2-й категории имеет два электрификационных норматива:
Меньше всего мощности приходится на малогабаритную квартиру и дом, построенный по программе соцжилья.
На сегодняшний день действуют нормативы от 2006 года. В постройках до этого периода выделение мощности гораздо ниже.
Как узнать, сколько мощности выделено
Параметры рабочего тока
Узнать достоверно, сколько приходится киловатт на квартиру с газовой или электроплитой, можно таким образом:
Самостоятельные расчеты производятся на основании параметров вводного устройства защиты. Пользователю необходимо узнать рабочий ток, а затем выполнить математические вычисления. Например, показатель рабочего тока – 32 А. Для расчета максимального предела нагрузки используется формула P макс = U x I ном х 0,8; где U – номинальное напряжение сети. То есть, 230 х 32 х 0,8 ≈ 5,5 кВт.
Расчеты на основании показаний счетчика не всегда верны по причине встроенного реле нагрузки.
Расчет необходимой мощности
Вычисления производятся, если требуется определить, хватит ли выделенного объема. Максимальная нагрузка рассчитывается как сумма всех приборов, включенных единовременно. При утере техпаспорта или затирании наклейки на оборудовании стоит обратиться к данным таблицы.
Потребители | Мощность, Вт |
Бытовая техника | |
Электроплита | 1100-6000 |
Фен | 450-2000 |
Утюг | 600-2000 |
Обогреватель | 1000-2400 |
Пылесос | 400-2000 |
Телевизор | 100-400 |
Стиральная машинка | 1000-3000 |
Холодильник | 150-2000 |
Компьютер | 400-750 |
Чайник | 1000-3000 |
Вентилятор | 750-1700 |
Инструменты | |
Перфоратор | 600-1400 |
Дрель | 400-800 |
Дисковая пила | 750-1600 |
Сенокосилка | 750-2500 |
Лобзик | 250-700 |
Циркуляционная пила | 1800-2100 |
Шлифмашинка | 650-2200 |
Бытовое оборудование | |
Компрессор | 750-2800 |
Водяной насос | 500-900 |
Кондиционер | 1000-3000 |
Вентилятор | 750-1700 |
Газовый котел | 40-1000 |
Управление электрокотлом | 1000 |
Вычислив сумму потребления, нужно указать резерв при увеличении нагрузки. Приборы будут потреблять на 20-30% больше расчетной величины. Сумма двух показателей является итоговым результатом. При расчетной мощности ниже заявленной можно подать обращение на получение дополнительных 1-3 кВт.
Сколько киловатт выдерживает проводка в квартире
Таблица мощности кабеля в зависимости от сечения
В идеальных условиях стандартный проводник из меди с сечением 2,5 мм2 выдерживает нагрузку 5,9 кВт, из алюминия – 4,4 кВт.
В рабочих условиях алюминиевые проводники старых домов с сечением 2,5 мм2 выдерживают 3,5 к Вт при токе 16 А. АППВ на 6 мм2 не перегорают при нагрузке 5,5 кВт и силе тока 25 А. Провода с сечением 4 мм2 выдержат 4,4 кВт при токе 25 А.
Согласно правилам ПУЭ, трехжильный медный провод с сечением 1,5 мм2 должен выдержать максимально допустимую нагрузку 5,9 кВт. Кабель на 4 мм2 – 8,3 кВт при силе тока 28 А. Проводник с сечением 6 мм2 при силе тока 46 А – 10,1 кВт.
Как увеличить выделенную мощность
Мощность электричества в квартире или частном доме можно повысить на основании новых техусловий. Документ действует 2 года. В нем прописываются:
Особенности обращения для частных лиц и юридических организаций различается.
Для частных лиц
Фрагмент типового акта разграничения балансовой стоимости
Устанавливать дополнительную мощность нужно поэтапно:
Все документы направляются предприятию-поставщику, которое принимает окончательное решение.
Для юрлиц и фирм
Если бумаги о техприсоединении не содержат сведений о параметрах максимальной мощности или они были потеряны, сетевое предприятие имеет право переоформления. Оно реализуется на основании заявления потребителя в форме, установленной организации. Поставщик электроэнергии согласно Правилам № 861 не должен расширять перечень документов и запрашивать дополнительные данные.
Выделенная мощность электроэнергии
После покупки жилья на вторичном рынке недвижимости, в первую очередь новые владельцы, как правило, меняют проводку. В процессе этого выясняется, что с заменой вводного автоматического выключателя не все так просто. Если для установки однотипной модели достаточно вызвать электриков компании, предоставляющей услуги, то для подключения АВ с большим номинальным током требуется подать заявку, чтобы выделенная мощность электроэнергии была увеличена. Подробная информация по этому вопросу представлена ниже.
Что такое «выделенная мощность электроэнергии»?
Если объяснять значение это термина простым языком, то выделенная (или разрешенная) мощность это максимально допустимая нагрузка на сеть потребителя. Она устанавливается в соответствии с действующими нормами и указывается в договоре электроснабжения.
Тем, кто хочет детально разобраться в этом вопросе, должен иметь представление о присоединенной, установленной, единовременной и разрешнной мощности. Дадим краткое определение каждой из них:
Чем грозит превышение разрешенной мощности?
На текущий момент при обнаружении превышения максимальной нагрузки электрокомпания вводит режим ограничения потребления. Основанием для этого является нарушения обязательств, прописанных в договоре энергоснабжения. Как правило, ограничение потребления это отключение электрического тока. Алгоритм отправки такого уведомления показан на рисунке.
Пример уведомления потребителя
По истечении 10 дней, после отправки уведомления компания производит отключение энергоснабжения. Чтобы избежать этого потребитель должен в десятидневный срок устранить нарушение, после чего обратиться к поставщику услуг для составления соответствующего акта. Подача электроэнергии будет возобновлена после оплаты электрической компании пени в соответствии с договором.
Более серьезные последствия могут возникнуть в том в случае, если помимо нарушения объема выделенной энергии будет выдвинуто обвинение в бесконтрольном потреблении электроэнергии. Основанием для этого будет снятие пломб с вводного автомата. Получить более подробную информацию о последствиях бесконтрольного потребления электричества, правил учета электроэнергии и т.д., можно на нашем сайте.
Пломба на вводном автомате (отмечена красным)
Правила и нормативы
Электрификация любого объекта осуществляется в соответствии с ТУ, разработанными кампанией, предоставляющей услуги электроснабжения. В одном из пунктов данного документа указываются параметры выделяемой мощности для сети потребителя. Энергоснабжающая компания формирует ТУ на основании заявленной мощности, обоснованной расчетами.
При электрификации жилых и общественных зданий руководствуются СП 31 110 2003 и временной инструкцией PM 2696 01. Согласно данным документам жилые дома, относящиеся к 1-й категории, не нормируются по выделению мощности. То есть, если имеется техническая возможность, то ТУ на подключение таких объектов формируется на основании поданной заявки.
Для жилых домов 2-й категории предусмотрено две нормы электрификации:
При этом нижний порог выделения мощности предусмотрен для малогабаритных квартир в домах, строящихся по программе социального жилья. Заметим, что эти нормы установлены относительно недавно, для электроустановок жилых объектов, построенных до 2006 года, они были ниже.
Как узнать, сколько мощности выделено?
Те, кто не знает объем разрешенной мощности для дома или квартиры, может воспользоваться следующими способам получения информации:
На рисунке показан диффавтомат с рабочим током 32 А (Iном). Следовательно, максимально допустимую мощность нагрузки можно вычислить по формуле: Pмакс = U x Iном х 0,8; где U – номинальное напряжение сети. Следовательно, 230 х 32 х 0,8 ≈ 5,5 кВт.
Из всех представленных вариантов самый надежный – первый, тем более справка все равно будет нужна, если планируется увеличение выделенной мощности (она входит в пакет необходимых документов).
Расчету, основанному на рабочем токе вводного автомата, не стоит слишком доверять. Некоторые модели современных электронных счетчиков имеют встроенное реле нагрузки. В таких случаях номинальный ток автомата может быть завышен.
Расчет необходимой мощности
Данный расчет понадобится, чтобы понять будет ли достаточным объем выделенной электрической мощности для квартиры или дома. Для этого понадобится рассчитать величину максимальной нагрузки, просуммировав соответствующие параметры всех электроустановок потребителя. Причем необходимо принимать в расчет все бытовые электроприборы, которые могут быть включены одновременно.
Таблица ориентировочной потребляемой мощности различной бытовой техники
Рассчитав суммарное потребление, не спешите считать работу завершенной, необходимо добавить резерв с учетом возможного увеличения нагрузки со временем. Как правило, размер резерва устанавливают в 20-30% от расчетных параметров.
Сложив эти две величины, мы получим результат, который можно сравнить с разрешенной мощностью. Если она окажется меньше расчетных нагрузок, имеет смысл задуматься о заявке на получение дополнительных 1 кВт или 3 кВт. Подробно о присоединении дополнительных киловатт будет рассказано ниже.
Как увеличить выделенную мощность?
К сожалению, нормы потребления электрической энергии не успевают за ростом активной нагрузки. В жилых помещениях появляется все больше бытовых энергопринимающих устройств, одновременная работа которых вызывает срабатывание тепловой защиты вводного АВ. Из сложившейся ситуации есть только два выхода:
Поскольку потреблять электроэнергию в меньшем объеме не выход, последний вариант наиболее рационален. Рассмотрим, как увеличить объем электроэнергии частным и юридическим лицам. Начнем с первых.
Для частного лица
Алгоритм действий можно условно разбить на следующие этапы:
Теперь перечислим пакет необходимых документов, они практически идентичны тем, что нужны при подключении электричества:
Как правило, компания занимающаяся разработкой проекта одновременно предлагает услуги по его реализации. В некоторых случаях имеет смысл воспользоваться их помощью, чтобы не терять время.
Для юридических лиц и предприятий
Технически процедура выделения дополнительной мощности для юрлиц и частников практически ничем не отличается. Разница заключается в пакете необходимых документов. Например, вместо документов подтверждающих личность необходимо подготовить учредительные документы.
Каждая справка, договор, ксерокопия документа и т.д. должны быть заверены круглой печатью предприятия-потребителя и подписью ответственного лица.
platon2
Платонов Игорь
1. Узнать допустимую мощность на квартиру можно по счётчику, например, используя формулу:
В обычных квартирах U=220 вольт, максимальное значение тока зависит от счётчика и указано на нём, например:
на счётчике красным цветом обведено допустимое максимальное значение тока, в данном случае I=32 ампера.
Подставляя значения в формулу, получаем 220 х 32 х 0,8 = 5632 ватта, то есть 5,632 квт.
Если счётчик допускает максимальный ток в 40 ампер, тогда получаем 220 х 40 х 0,8 = 7040 ватт, то есть 7,04 квт.
Также можно обратиться за справкой о мощности объекта (квартиры, коттеджа и т.п.) к компании-провайдеру энергии. Услуга платная, в зависимости от региона. Справка, например, от Мосэнергосбыта, в зависимости от типа объекта, стоит 1,3-3,1 тыс. руб.
2. Счётчики ставят в зависимости от категории жилого фонда. Жилой фонд 2-й категории (стандартный) имеет два электрификационных норматива:
— от 5 до 7 киловатт – норма для частного дома или квартиры, где установлен газовый тип плит;
— от 8 до 11 кВт – для объектов, где имеется электрическая плита.
Меньше всего мощности приходится на малогабаритную квартиру и дом, построенный по программе соцжилья.
3. Если вы приобретаете электрический прибор, то вы должны знать, сколько он потребляет энергии, чтобы учтя мощности всех ваших приборов, не оказаться в ситуации вылетания пробок или автоматического отключения электричества.
Вот характеристики некоторых приборов.
Бытовая техника Мощность(вт)
Электроплита 1100-6000
Фен 450-2000
Утюг 600-2000
Обогреватель 1000-2400
Пылесос 400-2000
Телевизор 100-400
Стиральная машинка 1000-3000
Холодильник 150-2000
Компьютер 400-750
Чайник 1000-3000
Вентилятор 750-1700
Инструменты
Перфоратор 600-1400
Дрель 400-800
Дисковая пила 750-1600
Сенокосилка 750-2500
Лобзик 250-700
Циркуляционная пила 1800-2100
Шлифмашинка 650-2200
Бытовое оборудование
Компрессор 750-2800
Водяной насос 500-900
Кондиционер 1000-3000
Вентилятор 750-1700
Газовый котел 40-1000
Управление электрокотлом 1000
4.Сколько киловатт выдерживает проводка в квартире.
В идеальных условиях стандартный проводник из меди с сечением 2,5 мм2 выдерживает нагрузку 5,9 кВт, из алюминия – 4,4 кВт.
В рабочих условиях алюминиевые проводники старых домов с сечением 2,5 мм2 выдерживают 3,5 кВт при токе 16 А. АППВ на 6 мм2 не перегорают при нагрузке 5,5 кВт и силе тока 25 А. Провода с сечением 4 мм2 выдержат 4,4 кВт при токе 25 А.
Согласно правилам ПУЭ, трехжильный медный провод с сечением 1,5 мм2 должен выдержать максимально допустимую нагрузку 5,9 кВт. Кабель на 4 мм2 – 8,3 кВт при силе тока 28 А. Проводник с сечением 6 мм2 при силе тока 46 А – 10,1 кВт.
5. Чем грозит превышение мощности.
Превышение мощности приводит как к авариям (перегорание проводки, пожары), так и к санкциям от компании-провайдера.
— игнорирование уведомления через 10 дней – отключение подачи энергии на объект;
— подключение в обход линии – начисление штрафа, перерасчет мощности по максимальному показателю с момента проверки, подключение к общей сети за счет нарушителя;
— бездоговорное использование – штраф за отсутствие соглашения, перерасчет по нормальному показателю мощности.
Сообщения о санкциях поступят клиенту по одной из форм выше.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
|