улица строителей ирония судьбы номер дома и квартиры
В главной роли – 3-я улица Строителей, дом 25
По иронии судьбы главным новогодним фильмом в нашей стране стала культовая картина Эльдара Рязанова. Именно под эту любовную историю Жени Лукашина и Нади Шевелёвой мы наряжаем елку, режем оливье и готовим заливную рыбу на праздничный стол. И хотя принято считать, что главные роли в кинофильмах всегда отводятся актерам, это не совсем правда: на качество ленты влияет сразу несколько составляющих, и далеко не последней из них является правильный выбор места съемок. «Московская перспектива» выбрала пять фильмов, в которых дом или даже целый район – не менее важный персонаж картины, чем ее герои.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
Режиссер – Эльдар Рязанов
Кто не знает историю про Женю Лукашина, который под Новый год вместе со своими друзьями идет в баню в Москве? Там товарищи выпивают, закусывают и, конечно, повторяют процедуру еще не один раз. Просыпается Женя в своей же квартире по своему же адресу – 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, – однако вместо Гали, его невесты, в квартиру заходит незнакомая девушка Надя, которая говорит, что это вообще-то ее дом. Оказывается, Женя случайно улетел в Ленинград.
«Ирония судьбы» – фильм, который удивительно наглядно иллюстрирует феномен массовой застройки типовых панельных домов. В самом начале зритель видит ироническую анимационную зарисовку о том, как похожи дома, строящиеся не просто в разных районах, а в целых городах.
По сюжету фильма герой живет на 3-й улице Строителей, и эта улица правда существовала в Москве (с 1958 по 1963 год). Однако дома, в которых снимался фильм, на самом деле, находятся недалеко от станции метро «Юго-Западная» – здания под номерами 113 («дом Нади Шевёлевой») и 125 («дом Жени Лукашина») на проспекте Вернадского. На самом деле это примеры вовсе не типового строительства, а самых настоящих «экспериментальных» домов. Таких на проспекте Вернадского в то время было всего три, все построены по индивидуальному проекту в 1970 году. Московские сцены фильма снимались в доме 125, ленинградские – в доме 113. Авторы этих домов: архитекторы МНИИТЭПа (Московский научно-ис-следовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования) П.А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и др. Строительством занималась фирма «Прокатдеталь», которая сегодня уже не существует. По словам самого Рязанова, ни внутри, ни снаружи эти дома ничем друг от друга не отличаются: просто из одного окна видно церковь Михаила Архангела, из другого – нет. На сегодняшний день риелторы отмечают, что стоимость квартир в двух этих домах выше, чем в других многоэтажках района, – дело, конечно, в популярности фильма. В декабре 2007 года появился сиквел «Ирония судьбы. Продолжение», снятый Тимуром Бекмамбетовым. Фильм имел колоссальный кассовый успех. В то же самое время (29 декабря) на каждом из домов, снимавшихся в оригинальном фильме, были установлены таблички, выполненные в виде бронзовых портфелей с торчащими из них вениками. Однако местные жители говорят, что на данный момент сохранилась только табличка «здесь жила Надя Шевелёва»: «портфель Жени Лукашина», увы, был не так давно украден.
«Дневной дозор» (2005).
Режиссер – Тимур Бекмамбетов
Дилогия «Дозоры» – главный российский кинопроект нулевых, открывший дорогу их режиссеру Тимуру Бекмамбетову в большое кино и, в частности, в Голливуд. Кстати, именно после успеха «Дозоров» Бекмамбетов занялся продолжением «Иронии судьбы».
«Дневной дозор» умело разрушает миф о том, что Москва – город не кинематографичный: столичный житель легко найдет в фильме множество знакомых мест и явлений. Например, скрытая реклама сока «Злой» (его в фильме активно пьет темная сторона), оператора МТС и телефонов тогда еще здравствующей Nokia. Но одна из самых запоминающихся сцен фильма была снята не где-нибудь, а как будто на фасаде гостиницы «Космос» – именно по нему героиня Жанны Фриске мчится на красном автомобиле MazdaRX-8. И это не случайно, ведь значительная часть фильма снималась именно в стенах «Космоса»: по сюжету там располагался штаб темных сил. Двери крупнейшей гостиницы России (1777 номеров, расположенных на 25 этажах) впервые открылись 18 июля 1979 года. Здание в форме подковы предназначалось к предстоящей Олимпиаде-80, и поэтому строили его с невиданной даже для иностранных специалистов точностью и скоростью. Архитектуру и дизайн разрабатывали совместно советские и французские архитекторы: В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал – «Моспроект»; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн – специалисты компании Sefri. А своим названием гостиница обязана одновременно и месту, и времени – ее окна выходят одновременно на Аллею космонавтов и монумент «Покорителям космоса».
После распада СССР «Космос» приватизировали, однако это совсем не мешает гостинице быть одной из самых посещаемых в стране: за неполные 40 лет существования ее посетили не меньше 10 млн человек. В 1990 году площадь перед гостиницей была названа в честь Шарля де Голля, а через 15 лет там же был установлен бронзовый памятник этому видному французскому деятелю. Проект монумента был создан архитектором А.В. Кузьминым и скульптором Зурабом Церетели.
Кстати, в 2007 году фильм «Дневной дозор» совместно с гостиницей «Космос» стали победителями «Киноблендера», премии в области новых технологий продвижения бренда и его интеграции в творческий кинопродукт. Хотя трюк с проездом по фасаду был на самом деле нарисован на компьютере.
«Елена» (2011).
Режиссер – Андрей Звягинцев
«Елена» – это фильм, пожалуй, самого известного за границей русского режиссера Андрея Звягинцева. В нем рассказывается о том, как женщине приходится выбирать между семьей, живущей на грани бедности, и богатым мужем, который не готов вечно содержать чужих детей. Вопрос классового расслоения встает особенно остро, когда зритель видит молодую семью с неуклюжим мужем и ворохом детей, которые живут где-то на окраине, и пожилую пару, расположившуюся в шикарных апартаментах в самом центре Москвы. Квартира, в которой происходит основное действие сюжета, расположена в «Золотой миле» – именно там главной героине фильма придется сделать роковой выбор.
Съемки фильма проходили в реальном доме по адресу Молочный переулок, 2. Самым элитным районом Остоженка стала не так давно: проект реконструкции был принят в 1989 году. Его разрабатывала группа из Архитектурного института, которая в 90-х стала называться бюро «Остоженка». В 1995-м по их же проекту было построено здание Международного Московского банка, что и послужило отправной точкой к преображению района. С тех пор Остоженка претерпела значительные изменения: множество старых, ветхих домов были снесены, на их месте выросли невысокие, но крайне элитные здания. Так, средний метраж квартиры составляет 150–200 кв. метров, а стоимость варьируется от 2 до 5 млн долларов.
Миф о «золотой миле» повлиял в первую очередь на инфраструктуру района. Сегодня большая сложность найти там продуктовый магазин, а говорить о супермаркетах или небольших торговых центрах не приходится вовсе. Высокие арендные ставки поставили крест не только на малом бизнесе – в районе не так много социальных учреждений, и строительство нового детского сада или поликлиники просто невыгодно владельцам свободных участков. Кроме того, выезд из переулка может занять 20 минут, так как парковочных мест в Остоженке крайне мало. Но даже не это главное: жители района отмечают, что в окнах элитных квартир попросту не горит свет, а охранников там больше, чем жителей.
С другой стороны, это, возможно, и к лучшему: гуляя по «Золотой миле», можно ощутить себя в европейском городе. Чистые улицы, тихие, пустые переулки – кажется, живущим в вечной суете москвичам только этого и не хватает.
«Покровские ворота» (1982).
Режиссер – Михаил Козаков
Авантюрист Костик переезжает из родной провинции в Москву – поступает в аспирантуру МГУ и живет в коммунальной квартире у своей тети. «Покровские ворота», возможно, один из главных советских фильмов про явление «коммунальной квартиры»: помимо главного героя в повествование вплетено множество других героев, каждый из которых является представителем либо творческой, либо научной интеллигенции. Символично, что фильм, выпущенный в 1982 году (и даже не в кинотеатрах, а всего лишь по телевизору), заканчивается сценой сноса дома, в котором ютились персонажи. Другое дело, что на самом деле сносили совсем другое здание – дом на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.
Натурные сцены «Покровских ворот» снимали у дома 10 в Нащокинском переулке. Здание и сейчас стоит на месте, его фасад легко можно увидеть с Гоголевского бульвара. Двухэтажный особняк был построен в 1812 году на месте сгоревшего двора Пречистенской полицейской части. В конце XIX века дом оказывается в собственности Ивана Александровича Коровкина, крупного московского предпринимателя и домовладельца. В 1884 году он заказывает переоблицовку фасадов и перепланировку внутренних помещений архитектору В.П. Загорскому. После проведенных работ дом приобретает статус доходного.
Как и во всей Москве, после революции здесь устраиваются коммунальные квартиры. В разное время в них жили зоолог и эколог А.Н. Формозов, известный советский врач М.П. Кончаловский и другие. Вероятно, в 1980-е, во время съемок «Покровских ворот», от бульвара двор укрывался за забором – иначе трудно объяснить, как режиссеру удалось создать такое тихое и уютное место. На рубеже столетий дом был реконструирован и перестроен под бизнес-центр: появились третий этаж, мансарда, балкон, подземная парковка. Наверное, этими действиями дом и правда был снесен – если смотреть на ситуацию глазами главных героев фильма.
«Притяжение» (2016).
Режиссер – Федор Бондарчук
В Чертаново упал неопознанный летающий объект: спецслужбы оцепили территорию, ученые пытаются установить контакт с внеземной цивилизацией, а местные жители – объяснить гостям, что вламываться без стука к ним домой – дурной тон. «Притяжение» создавали в полной секретности: например, журналистам, попавшим на съемочную площадку, заклеивали камеры непрозрачным скотчем, а эпизоды с участием современной военной спецтехники снимали на действующих объектах Министерства обороны. Самая запоминающаяся фраза из трейлера («Из другой галактики? А мы из Чертаново!») недвусмысленно дает понять, что основное действие развернется в одном из самых известных столичных районов.
Чертаново вошло в состав Москвы в 1960 году, после прокладки МКАД, а уже с конца 1960-х началась массовая застройка типовых панельных много-
этажек. Стоит особо отметить микрорайон Северное Чертаново, проект которого был представлен инженером Л. Дюбеком и носил название образцово-перспективного жилого района (ОПЖР). Комплекс был возведен в 1975–1982 годах, и изначально его планировали использовать в 1980 году как место Олимпийской деревни. В обосновании к тому проекту можно найти, например, такую формулировку: «комплекс и вся композиция решаются таким образом, чтобы в максимальной степени использовать благоприятные восточную и южную ориентации и раскрыть живописную панораму на общественную зону района с ее многоплановой архитектурой, водоемами и лесопарком». Основные постройки представляли собой «протяженные здания в 12–16 этажей и чередующиеся с ними здания в 24–25 этажей». Новый жилой район был рассчитан на 20 тыс. жителей, однако на сегодняшний день население района и его ближайших окрестностей составляет более 101 тыс. человек. Именно внешний вид этих зданий и стал признаком места, отличающим Чертаново от других спальных районов Москвы.
В конце нулевых эксперты агентства Penny Lane Realty опубликовали собственный рейтинг самых неблагополучных для проживания районов столицы. Первое место по количеству правонарушений заняло, к сожалению, именно Чертаново – там, по данным ГУВД Москвы, в день происходило до 20 серьезных инцидентов. Объяснением послужили следующие факторы: близость промзон, неблагоприятная инфраструктура, строящиеся жилые комплексы, квартиры в которых охотно скупали приезжие из стран СНГ. Можно предположить, что фильм Федора Бондарчука может стать хорошей рекламой как району, так и его жителям. Но подтвердить или опровергнуть это предположение мы сможем лишь 26 января 2017 года, когда фильм появится в прокате.
3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12: онлайн-квест по местам съемок советских комедий
Портал «Узнай Москву» к Международному дню смеха, который отмечается 1 апреля, подготовил онлайн-квест по местам, где проходили съемки известных советских комедий. Отвечая на 10 вопросов виртуальной игры, пользователи узнают, где училась героиня фильма «Приходите завтра» Фрося Бурлакова и какой улицей любовался Иван Грозный с балкона многоэтажки в одной из сцен ленты «Иван Васильевич меняет профессию».
«Мы предлагаем пользователям вспомнить самые яркие моменты фильмов, продолжить цитаты, ставшие крылатыми, узнать в современных зданиях декорации любимых картин. Благодаря виртуальному киноквесту можно побывать на съемочных площадках не выходя из дома и познакомиться с интересными подробностями создания фильмов. Достаточно выбрать верный вариант ответа и прочитать исторические справки, а также комментарии, в том числе и создателей лент», — рассказал куратор ИТ-проектов в сфере культуры и туризма Департамента информационных технологий Москвы Сергей Шакрыл.
Онлайн-игра доступна только на портале «Узнай Москву», в мобильном приложении киноквест пройти нельзя.
Каждый из 10 вопросов проиллюстрирован фотографиями здания, улицы или памятника, связанных со съемками комедий или с их героями. Кликнув на некоторые изображения, можно перейти на страницу портала «Узнай Москву» с исторической справкой и подробным описанием знакового объекта.
Онлайн-квест начинается с вопроса о комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Пользователи узнают, чьи очки носила Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны и в каком здании находился тот самый «отдел легонькой промышленности», который мечтал возглавить Анатолий Новосельцев.
Далее, отвечая на вопрос о «Джентльменах удачи», участники квеста перенесутся в Москву 1970-х годов и выяснят, где снимали многие сцены киноленты.
Атмосферу столицы 1980-х передал Геральд Бежанов в картине «Самая обаятельная и привлекательная». Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», на одном из заводов города и в научно-исследовательском институте. Отвечая на вопрос о фильме, пользователи узнают, за какой эпизод режиссеру пришлось извиниться перед Свердловским обкомом и почему.
Участникам квеста предстоит также ответить, на какой станции Никита Михалков в роли метростроевца Коли исполнил песню «Я шагаю по Москве» в одноименном фильме и где находится дом, который «снимался» в роли дома 25 на 3-й улице Строителей.
Интерактивный гид содержит описания более двух тысяч зданий и сооружений, 636 памятников, 326 музеев, 195 территорий, сведения о 207 исторических личностях и 106 тематических прогулочных маршрутах.
Пользователям также доступно одноименное приложение для смартфонов «Узнай Москву», которое можно скачать в App Store и Google Play.
В режиме самоизоляции благодаря порталу «Узнай Москву» горожане могут изучать историю архитектуры во время онлайн-прогулок по старинным особнякам, усадьбам, гостиницам и дворцам. Пользователям доступно 17 виртуальных туров по историческим зданиям. Не выходя из дома горожане могут увидеть убранство Петровского путевого дворца и Ново-Екатерининской больницы, побродить по лестницам и залам Дома Пашкова или заглянуть в пять исторических павильонов ВДНХ. На портале «Узнай Москву» представлены онлайн-прогулки по 24 объектам культурного наследия.
ТРЕТЬЯ УЛИЦА СТРОТЕЛЕЙ, ДОМ 25, КВАРТИРА 12.
Третья улица СТРОИТЕЛЕЙ дом 25, квартира 12. Уж не “каменщики-масоны” ли эти “строители”? КВАРТИРА 12 НА УЛИЦЕ МАСОНОВ! Почему квартира именно 12?
«12» олицетворяет космический порядок. Это число знаков Зодиака и месяцев в году (шесть мужских и шесть женских). Двенадцать часов дня и ночи. Двенадцать плодов на Космическом Древе. Кроме того, двенадцать дней возврата к хаосу во время зимнего солнцестояния, когда возвращаются мертвые, отмечались в Риме во время Сатурналий. Тот же символизм имеют двенадцать дней перед Рождеством.
Эта цифра встречается в ведической, китайской, языческой и европейской символике: 12 членов в совете Далай-Ламы, 12 паладинов (пэров) Карла Великого, 12 рыцарей Круглого Стола.
Новый год – это ожидание прихода 12 часов. Из одной столицы Евразии, а потом обратно отправляется некий Женя Лукашин, чтобы что? Почему именно на ТРЕТЬЮ улицу Строителей, а не на вторую?
Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. Тройка — «небесное» число, символизирующее душу. Очевидно, что Лукашин входит в какую-то третью степень, но почему-то не в Белокаменной, а Санкт-Петербурге, то есть в каком-то “Священном Ленинграде” или городе ТРЕХ РЕВОЛЮЦИЙ.
Зачем вообще в начале XVIII века появляется из чухонских болот громадный город? Что делал Петр в Голландии? С кем говорил?
Как мы помним. Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер. Каждая степень соответствует духовному развитию масона и уровню знаний, полученных им в масонской ложе. Для каждой степени есть набор свойственных ей символов и ритуалов масонства[2].
Лукашин помылся в бане. И пройдя как труп сквозь предвечное омовение, очутился как бы из одного экзистенциального измерения в другом. Но, не заметил этого.
В Тит 3:5 апостол Павел говорит о спасении, которое совершается «банею возрождения и обновления Святым Духом». Существует понимание крещения: а) как чисто внешнего символа возрождения, сравниваемого со смыванием грязи в бане, и б) как самой Баней возрождения. Ему придают не только символический характер, но и считают, что через него действует спасающая Божья благодать. В этом случае мы имеем дело с магическим пониманием таинства крещения, согласно которому этот обряд представляется действенным без воли кресаемого и без участия обращенного к нему Слова Божьего. Действие крещения входит составной частью в действие Слова Божьего. Именно поэтому апостол Павел соединяет здесь «баню возрождения» с «обновлением Святым Духом», без которого крещение оказывается недейственным.
У писателя Виктора Пелевина в романе Generation P есть интересное стихотворение.
Что такое вечность – это банька,
Вечность – это банька с пауками.
Если эту баньку позабудет Манька,
Что же будет с Родиной и с нами?
https://www.livelib.ru/quote/206209-generation-p-viktor-pelevin
Осталось понять, дом выбран 25-ый? Мы же все помним, однако, что
25 декабря 1991 года Россия перестала быть советской и социалистической — парламент республики принял решение, что официальным её названием стало Россия (Российская Федерация). Перед голосованием глава Верховного Совета Руслан Хасбулатов заявил, что соответствующие изменения должны быть внесены в Конституцию республики, однако предложил сделать это позднее[138][139].
25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев ушёл в отставку.
Итак, что мы имеем.
Присмотримся ближе к фигуре ЖЕНИ ЛУКАШИНА. Кто это?
По иронии судьбы легендарный дом из культового фильма пойдёт под снос
Вот она, та самая квартира по известному адресу, где и был прописан Женя Лукашин. На юге Москвы обветшавшая хрущевка, с потолков сыпется штукатурка. Дом находится в аварийном состоянии и уже через год его снесут.
Николай Мансуров, местный житель: «Приходили, много было. Когда снимался фильм. Все сюда приехали. Действительно ли тут живет. Звонили в дверь. Стучали».
Вот только кроме адреса, этот дом, документально не примечателен. Все личные драмы героев разыгрывались в другом районе. В этих тогда еще новостройках-близнецах, на проспекте Вернадского. А чтобы не было путаницы, повесили таблички.
Александр Шпагин, историк советского кино: «Было не принято в кино использовать реальные адреса. Старались даже реальных городов не использовать. Для того чтобы подчеркнуть, что пространство картины условно».
А вот номер телефона вполне реальный. И существует, по сей день. Только трубку возьмет не Галя, а Надежда Зеленова, вахтер дома 22 по улице Фестивальной.
Надежда Зеленова, вахтер: «Звонят докучают, спать не дают. Из разных стран звонят. Звонят, спрашивают Лукашина или Надю. Только повешу трубку и опять».
А пока, жители дома 25, что по бывшей 3-й улицы строителей, пакуют вещи и готовятся к переезду. И хоть к сносу дома относятся с пониманием, все же немного жалеют, что свой новый адрес, каждый год с экранов телевизоров они не услышат.
Легендарный дом из «Иронии судьбы» готовится к смерти 16+
Культовый дом 25 по улице Строителей идет под снос. Вместе с ним окончательно уйдет в прошлое эпоха пыжиковых шапок и песен под гитару на кухне. 16+
Где живет девушка с редким именем Надя? улица Строителей, 25, квартира 12. По этому адресу ирония судьбы перед Новым годом творит чудеса. Вот только в Москве дом по адресу, известному каждому советскому зрителю, в этом году решили снести. Даже таблички с таким адресом уже нет.
Дело в том, что улицу Строителей переименовали в Марии Ульяновой. По иронии судьбы, вместо новостройки с экрана домом 25 оказалась скромная панельная хрущёвка. В ней остались жить только всего две бабушки, одной из них 90 лет, другой 70. Но скоро и они покинут дом, где был прописан влюбчивый Женя Лукашин. Накануне Нового года пятиэтажку решили сносить. В окнах квартиры темно, за дверью тишина.
Зато жильцы дома 125 по проспекту Вернадского еще долго будут проводить экскурсии по своим этажам. Теперь немногие помнят, как двор в один момент превратился в съемочную площадку. Местные жители отмечают, что картина получилась замечательная, но когда ее снимали, это было стихийное бедствие. Телефонный номер, по которому пытался дозвониться Лукашин, тоже стал популярным, звонящие постоянно спрашивают Галину.
А последние обитатели дома 25 по бывшей улице Строителей расстаются с прошлым без сожаления, они с радостью заселяются в новые квартиры. Со сносом дома, расположенного по самому известному советскому адресу, эпоха пыжиковых шапок, песен под гитару на кухне и надежных Ипполитов из госкорпораций окончательно станет тем, чем и должна пыльной историей из далекого прошлого.