уильям хит робинсон как жить в квартире
Хит Робинсон – тысяча идей для маленькой, но очень умной квартиры
Кровати в шкафах и на антресолях, складные столы, кухня, совмещенная со спальней – рисунки английского иллюстратора, мультипликатора, изобретателя и сатирика Уильяма Хита Робинсона, датированные началом XX века, сегодня не теряют актуальности и остаются неисчерпаемым источников вдохновения и идей для архитекторов, дизайнеров, художников.
В культурный код британцев имя Хит Робинсон вписано яркими чернилами, более того – оно вошло в английский язык, как имя нарицательное для странных механических устройств из блоков и тросов. Дешифровщики из Блетчли назвали один из прототипов вычислительной машины «Хит Робинсон», вписав таким образом имя карикатуриста в историю создания ЭВМ. А в популярном анимационном сериале «Невероятные приключения Уоллеса и Громита», можно увидеть немало забавных изобретений и хитрых приемов Хита Робинсона.
Уильям Хит Робинсон (1872 – 1944). Художник, работающий в своей студии. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
Хит Робинсон начинал свою карьеру иллюстратором детских книг. Его рисунки с причудливыми машинами, приспособлениями и фантастическими городами быстро принесли автору популярность. В годы Первой Мировой он прославился пацифистскими карикатурами, которые демонстрировали абсурд и ужасы войны.
В послевоенные годы в фокусе внимания изобретательного сатирика оказались архитекторы-модернисты.
Смена парадигмы в строительстве жилья, отказ от роскоши, больших особняков, появление общежитий и малоформатных квартирок, в которых нет места для слуг – все эти изменения традиционного жизненного уклада предоставили Робинсону богатый материал для острых карикатур.
“Как обойтись без слуг в гостиной”. Уильям Хит Робинсон, 1921 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
“Свадебный прием”. Уильям Хит Робинсон, 1921 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
Неизбежные послевоенные уплотнение, экономия и сокращение жизненного пространства в английском обществе воспринимались болезненно, а карикатуры Хита Робинсона напоминали британцам, что они нация – с тонким чувством юмора, способная переносить тяготы и лишения с достоинством и добродушно подсмеиваясь над собой.
“Складной сад”. Уильям Хит Робинсон, 1933 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
Например, рисунок «Складной сад» (1933 г.) показывает «оригинальное решение» расширения пространства для жителей многоэтажки, вынужденных отказаться от сада.
“Запасная комната”. Уильям Хит Робинсон, 1933 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
А «Запасная комната» – демонстрирует, как можно использовать высокие потолки для создания мезонина. Словом – Хит Робинсон подал немало остроумных идей, которые сегодня используются в малометражных смарт-квартирах.
Из книги “Как жить в квартире” Уильям Хит Робинсон, 1936 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
Из книги “Как жить в квартире” Уильям Хит Робинсон, 1936 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
Из книги “Как жить в квартире” Уильям Хит Робинсон, 1936 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
В 1936 году Хит Робинсон выпускает книгу «Как жить в квартире». В этих иллюстрациях – можно найти идеи, которые в начале XX века казались откровенно безумными и смешными, однако сейчас – многие воплощены в реальность. Например – детские садики, бассейны или теннисные корты на крышах, вертикальное озеленение. А если присмотреться к рисунку «Молочник» – можно увидеть прототип тротуара-генератора: наступая на плитку перед порогом, молочник приводит в движение механизм, который будит жильцов, открывает краны в ванной, сбрасывает яйца в кипяток и даже переворачивает бекон на сковородке.
“Молочник”. Уильям Хит Робинсон, 1936 г. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
В 1934 году Хит Робинсон создал в качестве декораций для Ideal Home Show (ярмарки достижений в области дизайна интерьера и домашних технологий) модель жилого дома The Gadget Family, напичканного всяческими приспособлениями и ноу-хау. The Gadget Family стала демонстрацией того, как часто изобретения, предназначенные для облегчения жизни жильцов, на самом деле делают ее невыносимой. Сегодня, в эпоху электронных гаджетов – мы тоже можем назвать многие из них «пожирателями времени».
Модель жилого дома The Gadget Family. Изображение: © HEATH ROBINSON MUSEUM
В архитектурной среде послевоенной Великобритании на сатирика не обижались. Напротив, его способность доводить идеи до абсурда, утрировать недостатки – помогала конструкторами и проектировщикам увидеть негативные последствия на уровне разработки проекта. Можно сказать, что Хит Робинсон играл роль «адвоката дьявола» для урбанистов того времени.
Визуализация здания Музея Уильяма Хита Робинсона, проект архитектурной студии Zmma. Изображение: The William Heath Robinson Trust
Музей Уильяма Хита Робинсона открывшийся в 2016 г в Лондоне
В 2016 году на северо-западе Лондона отрылся Музей Хита Робинсона, в котором можно увидеть самую крупное собрание рисунков художника, узнать больше о его жизни, изобретениях и посмотреть коллекцию механических дурацких гаджетов. Проект здания музея на краю парка Пиннер, разработало архитектурное бюро Адама Зомбори-Молдауна – Zmma. Средства на создание музея собирали несколько лет с помощью благотворительных лотерей.
Сложно о простом или вклад иллюстратора в повседневную жизнь
«Твои нелепые, прекрасные рисунки. дают мне особое удовольствие для ума, как ничто другое в мире»
Герберт Уэллс в письме к Хиту Робинсону в 1914 году
Тот, чьё творчество запустило круговорот искусства в природе вещей
Он родился в семье художников. Отец и братья были иллюстраторами, а потому и его карьера началась довольно рано. С 1887 года он три года учился в Ислингтонской художественной школе, а затем перешел в Королевскую академию. Хит Робинсон мечтал стать пейзажистом, но у Провидения на него были свои планы
Единственная картина, которую Хит Робинсон смог продать (и покупателем, кстати, был его друг), дала ему понять, что большого коммерческого успеха не будет и поэтому он последовал за своим отцом и братьями в коммерческую книжную и журнальную иллюстрацию.
К 1899 году он проиллюстрировал одно издание «Дон Кихота» Сервантеса
В 1900 году он иллюстрировал издание стихов Эдгара Аллана По. Замечательнейшую статью про него написал Лев Вишня Очень рекомендую, если ещё не читали
Хит Робинсон иллюстрировал сказки Андерсена, работы Шекспира, работал над изданием сочинений Рабле. А в 1902 году написал и проиллюстрировал свою первую книгу, притом детскую, «Приключения Дяди Любина», впервые получив полную художественную свободу и настоящий успех Тогда же в его творчестве появилось и то, что и сделало его знаменитым:)
Обратили внимание на забавную конструкцию воздушного шара?)
Одна из самых известных серий иллюстраций Хита Робинсона была о профессоре Branestawm из книги Нормана Хантера. Истории, рассказанные о блестящем, эксцентричном и забывчивом ученом.
Здесь снова забавная конструкция летательного аппарата:)
Хит Робинсон был великолепным карикатуристом и прославился рисунками безумно сложных устройств, предметов быта, которые должны были выполнять самые простые задачи.
“Складной сад”, 1933 г
Он был настолько искусен в изображении сверхсложных и диковинных изобретений, что его имя вошло в словарь английского языка в начале XX века для описания всего, что имело излишне сложный дизайн.
“Свадебный прием”, 1921 г
В 1930-х годах он создал серию под названием “Идеальный дом”, чтобы отразить растущее число британцев, живущих в городских квартирах, лишенных жизненного пространства, садов и открытых патио.
А эта картинка вообще по-моему пророческая.
В преддверии и во время Первой мировой войны Робинсон стал известен серией рисунков в журналах The Sketch и The Tatler. Он выступал против войны, издеваясь над ужасной военной машиной Германии своими карикатурами.
В общем, во время войны Хит Робинсон по-всякому подшучивал над немцами и обеспечивал публику юмором, когда она больше всего в нем нуждалась…
Надпись гласит: «Первый лорд Адмиралтейства делает ещё одну попытку очернить имя нацистов. Казнь на электрическом стуле валлийского кролика у подножия горы Сноудон»
(Честно, я не так хорошо знаю историю, чтобы понять в чём смысл этой фразы Может, неправильно перевела?)
Бир идет еще дальше, предполагая, что Робинсон предсказал теорию хаоса с помощью серии рисунков под названием «Последствия», опубликованных в журнале Хатчинсона в 1924 году. Они показывали цепочки событий, происходящих в причинно-следственной последовательности, которая казалась очень маловероятной. Тем не менее есть народная английская песенка по этому поводу) очень уж мне она нравится) Видимо Хиту Робинсону она тоже нравилась))
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
Один из подобных примеров карикатура, которая называется «Как проповедь может быть прервана простым падением осеннего листа».
В 1934 году он опубликовал сборник своих избранных «нелепостей». Большинство рисунков с тех пор были многократно переизданы в нескольких коллекциях.
Есть даже люки, доставляющие семью к завтраку
А помните странный мультик «Уоллес и Громит»? Их дом очень сильно заимствует из модели хитроумного дома «семейства Гаджетов»
А ещё шоу «Монти Пайтон» использовало его идеи и уникальное, неподвластное времени чувство юмора)
«Я считаю, что его наблюдения стали гораздо более актуальными сегодня, когда мы все больше и больше полагаемся на невероятно сложные и запутанные гаджеты (и зарабатываем деньги, чтобы их купить). До тех пор, пока мы не признаем, что большинство этих так называемых трудосберегающих устройств на самом деле ограничивают нашу свободу, а не освобождают нас, и что еще более важно, что наша индивидуальность и культура в результате гомогенизированы, тогда его послание все еще будет актуальным.»
В 1936 году Хит Робинсон выпускает книгу «Как жить в квартире». В иллюстрациях можно найти идеи, которые в начале XX века казались откровенно безумными и смешными, однако сейчас многие воплощены в реальность. Например – детские садики, бассейны или теннисные корты на крышах, вертикальное озеленение и многое другое)
«Прогулочная коляска для тройняшек»
Когда-то было примерно так:)
Ничего не напоминает?)
Если присмотреться к рисунку, можно увидеть прототип тротуара-генератора: наступая на плитку перед порогом, молочник приводит в движение механизм, который будит жильцов, открывает краны в ванной, сбрасывает яйца в кипяток и даже кидает бекон на сковородку
В архитектурной среде послевоенной Великобритании на сатирика не обижались. Напротив, его способность доводить идеи до абсурда, утрировать недостатки – помогала конструкторами и проектировщикам увидеть негативные последствия на уровне разработки проекта.
Визуализация здания Музея Уильяма Хита Робинсона, проект архитектурной студии Zmma.
Но что интересно, несмотря на то, что Хит Робинсон был увековечен в словаре и оказал большое влияние на художников, писателей (включая вышеупомянутого Герберта Уэллса), дизайнеров и архитекторов, должного национального признания он не получил
В то время как к его американскому коллеге, Рубу Голдбергу, относились с большим почтением: он фигурировал на почтовых марках, был удостоен Пулитцеровской премии, и в его честь ежегодно проводятся конкурсы по созданию машин Руба Голдберга.
В 2016 году на северо-западе Лондона отрылся Музей Хита Робинсона, в котором можно увидеть самую крупное собрание рисунков художника, узнать больше о его жизни, изобретениях и посмотреть коллекцию механических гаджетов. Проект здания музея на краю парка Пиннер, разработало архитектурное бюро Адама Зомбори-Молдауна – Zmma. Средства на создание музея собирали несколько лет с помощью благотворительных лотерей.
Вот он уже построенный
Говорят, что The Gadget Family стала демонстрацией того, как часто изобретения, предназначенные для облегчения жизни жильцов, на самом деле делают ее невыносимой. А так ли это?
Порой они не только забавные, но и полезны) особенно в условиях маленьких квартир, те же кровати, которые лёгким движением рук превращаются в шкаф
Но парадоксальность и необычность некоторых изобретений Хита Робинсона заставляет скульпторов, да и просто конструкторов-любителей включать свою фантазию на полную катушку, чтобы в реальности воплотить некоторые из его замыслов например, такой
Штопор Роба Хиггса, сделанный из трёхсот кусков металлолома. Продается за 100 000 фунтов стерлингов
Бастор Китон, гениальный режиссер начала двадцатого века и один из первых каскадеров, совершенно неподражаемо воплотил эти идеи в жизнь, пусть и кинематографичную) Короткометражный фильм «Пугало» 1920 года выпуска
Надеюсь, кто-то так же любит немое черно-белое кино как я)
Такой вот вклад иллюстратора в повседневную жизнь, полную удивительных открытий:)Конечно, очень много иллюстраций в пост не вставить, поэтому большую их часть можно посмотреть на лучшем сайте о паро-панке где они разделены на категории, для удобства
Уильям Хит РОБИНСОН
Уильям Хит Робинсон родился в 1872 году в Лондоне в семье художников — его дед, отец и дядя были известными графиками. Художниками стали и старшие братья Уильяма Томас Хит Робинсон и Чарльз Робинсон. Первые уроки художественного мастерства будущему великому рисовальщику преподал отец. Художественное образование Хит Робинсон получил сначала в Айлингтонской школе искусств, а затем в Королевской академии. Он мечтал стать пейзажистом, но, продав за год только одну картину, решил последовать за своими старшими братьями, которые занимались иллюстрированием книг и журналов. В 1897 году Хит Робинсон проиллюстрировал первые книги: «Датские сказки и легенды» Х.К.Андерсена, «Путь паломника» Д.Беньяна, «Дон Кихот» М. де Сервантеса и «Сказки старой Индии» У.Роуза. Эти издания, в которых художник лишь начал поиски собственного стиля, были замечены публикой. Успех окрылил Хита Робинсона, и он решил продолжить карьеру иллюстратора. В 1898 году вышла «Книга королевских историй» Д.Л.Гомма с его рисунками, в 1899 году — «Арабские ночи». Наконец, в 1900 году был издан том «Стихотворений» Э.А.По, к которому Хит Робинсон исполнил цикл из 112 иллюстраций. Эти выразительные черно-белые рисунки приобрели такую популярность, что многократно переиздавались в Англии и других странах и принесли художнику известность. В 1901 году были опубликованы иллюстрации к «Пьесам Шекспира» в пересказе Ч. и М.Лэм, а в 1902 году Хит Робинсон преподнес сюрприз своим почитателям: он написал и проиллюстрировал множеством забавных рисунков детскую книгу «Приключения дяди Любина». На следующий год вышли в свет «Арабские ночи для детей» с рисунками художника.
В 1903 году Хит Робинсон женился на Джозефине Лэйтли, дочери писателя и журналиста Джона Лэйтли, и переехал в собственный дом в Пиннере, пригороде Лондона. Здесь он создал цикл из 250 иллюстраций к роману Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», выпущенному подарочным двухтомным изданием. Кроме того, художник начал сотрудничать с еженедельными иллюстрированными журналами «The Tattler», «The Bystander» и «The Sketch», что давало ему стабильный доход. Юмористические рисунки Хита Робинсона для журналов вскоре стали знамениты и за пределами Англии. Но он не оставлял и работу над книгами, заказов было множество, и подарочные издания с иллюстрациями Хита Робинсона выходили в свет одно за другим: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Дж. Чосера, двухтомник «Монархи веселой Англии». В 1908 году художник создал цикл из 40 цветных иллюстраций к комедии У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно», принесший ему славу одного из крупнейших мастеров золотого века английской книжной графики. В 1909 и 1910 годах Хит Робинсон проиллюстрировал два подарочных издания поэзии Р.Киплинга — «Избранные стихотворения» и «Песнь англичан». Эти книги — признанные шедевры художника, находившегося в расцвете своего таланта. В 1912 году увидела свет еще одна детская книга, написанная и нарисованная Хитом Робинсоном, «Билл-помощник», главный герой которой — мальчик, помогающий людям в чрезвычайных ситуациях, используя придуманные им необычные приспособления. В том же году художник создал еще один графический шедевр — многочисленные цветные и черно-белые иллюстрации к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Мастерские рисунки к «Сказкам» Х.К.Андерсена, выполненные в 1913 году, были изданы во многих странах, в том числе в России (1916, 1919).
С началом Первой мировой войны интерес к иллюстрированным книгам в Англии несколько поутих, и Хит Робинсон вновь стал много рисовать для журналов и газет. Особой популярностью пользовались эксцентричные рисунки Хита Робинсона, изображающие разнообразные хитроумные и смешные приспособления и странные механизмы. В 1915 году художник проиллюстрировал повесть Ч.Кингсли «Дети вод», в 1917 году — сборник стихов У. де ла Мера, а в 1921 году был издан его последний шедевр в книжной графике — «Сказки былых времен» Ш.Перро. Хит Робинсон продолжал работать в основном как карикатурист, много печатался в прессе. Альбомы с его рисунками, такие как «Самодельные автомобили» (1921), «Веселый гольф» (1923), «Нелепости» (1934), «Как жить в квартире» (1936), «Как быть идеальным мужем» (1937), неизменно пользовались успехом. Художника именовали «королем приспособлений», а необычные механизмы еще и сейчас называются в Англии «Хит Робинсон». Такое же название получила и машина для дешифровки германских кодов, созданная в годы Второй мировой войны английскими учеными. В 1938 году художник опубликовал автобиографию, которую он назвал «Линия моей жизни». В 1944 году Уильяма Хита Робинсона не стало. До последних дней он работал над новым вариантом иллюстраций к «Дон Кихоту», опубликованным в 1953 году, и незавершенным продолжением своей книги «Приключения дяди Любина».
William Heath Robinson
(1872–1944) — британский художник и иллюстратор.
Уильям Хит Робинсон родился 31 мая 1872 в семье художников в районе Лондона известном как Страуд Грин. Его отец и братья (Томас Хит Робинсон и Чарльз Робинсон) все работали как иллюстраторы. У него была ранняя карьера и, среди прочего, участие в иллюстрациях к книгам: Ганс Христиан Андерсен «Датские сказки и легенды» (1897); Arabian Nights, (1899); Tales From Shakespeare (1902), а также Двенадцатая ночь (1908), сказки Андерсена (1913), Сон в летнюю ночь (1914), Чарльз Кингсли Вода-Babies (1915), и Вальтер-де ла Маре Peacock Pie (1916).
В ходе своей работы Heath Robinson также написал и иллюстрировал три детских книги, приключения Дяди Любина (1902), Билл Minder (1912) и Питер Quip в поисках друга (1922). Дядя Любин рассматривается как начало в изображении машин — в Великобритании термин «Хит Робинсон» вошел в язык как обозначение любого излишне сложного и неправдоподобно хитрого механизма.
Он создал поток юмористических рисунков для журналов и рекламы. В 1934 году он опубликовал сборник своих избранных «нелепостей».
Большинство его карикатур были с тех пор многократно переизданы в нескольких коллекциях.
Комиксы Robinson были настолько популярны, что в Великобритании термин «Хит Робинсон» используется для обозначения невероятных, шатких машин (Соответствующий термин в США Руба Голдберга, после того, как американский карикатурист с неизменной преданностью рисовал нечетные листы с техникой. Похожие «изобретения» были разработаны карикатуристами во многих странах — датский Буря Петерсен находится на одном уровне с Робинсоном и Goldberg).
Одна из его самых известных серий иллюстраций было о профессоре Branestawm из книги Нормана Хантера. Истории, рассказанные одноименные профессором, который был блестящим, эксцентричным и забывчивым ученым и, к тому же, прекрасным персонажем для рисунков Робинсона.
По рисункам Робинсона построен один из автоматов для Блетчли-Парк во время Второй мировой войны, чтобы помочь в расшифровке немецких трафика сообщений был назван «Хит Робинсон» в его честь. Это был прямой предшественник Colossus, первый в мире программируемый цифровой аналог электронной вычислительной машины.