учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

ГКОУКО «ЛЮДИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ «РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ!»


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Воспитанники интернатных учреждений живут в замкнутом пространстве, на всём готовом, по особым твёрдо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, от которых они полностью зависят, мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Особенно актуально это для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для успешной адаптации и интеграции они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода из интернатного учреждения в реальную жизнь.

Эффективной формой такого рода помощи является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющей собой специально созданное и определённым образом организованное помещение – аналог квартиры, предназначенное для сопровождаемого проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни.

Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе и жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения помощи со стороны. Воспитанники овладевают базовыми жизненными навыками, обеспечивающими самостоятельное проживание, в трёх сферах: самообслуживание, самоорганизация, саморегуляция.

Проект «Учебная социальная квартира» представляет собой программу практики, направленной на реальное претворение в жизнь навыков и умений, полученных воспитанниками в учреждении, и овладение новыми компетенциями, необходимыми для самостоятельного проживания после выхода из интернатного учреждения.

Цель проекта:

Дать возможность воспитанникам получить опыт самостоятельного проживания, навыки самоорганизации и самообслуживания, т. е. подготовить его к адаптации и интеграции в социуме.

Задачи проекта:

Для сопровождаемого проживания в учебной социальной квартире подбираются пары однополых воспитанников 8-10 классов (16-18 лет) по следующим принципам:

Этапы проживания:

Сорки этапов проживания индивидуальны для каждой пары проживающих. По итогам обучающего этапа возможны изменения состава пары исходя из психолого-педагогических соображений. По итогам адаптационного этапа принимается решение о продолжении реализации программы и индивидуального плана сопровождающего проживания (о возможности коррекции в реализации основного этапа проживания).

— подъём, водные процедуры, организация учебной деятельности, уборка квартиры, отбор продуктов питания в соответствии с меню, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, обеспечение сохранности имущества, распределение обязанностей между проживающими.

— подъём, водные процедуры, приготовление завтрака по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, организация учебной деятельности, организация свободного времени, уборка квартиры, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, отбой, обеспечение сохранности имуществ, использование бытовой техники, распределение обязанностей между проживающими, планирование личного времени в течение суток.

— подъём, водные процедуры, приготовление завтрака по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, организация учебной деятельности, приготовление обеда, организация свободного времени, выполнение домашнего задания по предметам, уборка квартиры, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, отбой, обеспечение сохранности имуществ, использование бытовой техники, распределение обязанностей между проживающими, планирование личного времени в течение суток, приём посетителей, посещение объектов социальной инфраструктуры.

В процессе сопровождаемого проживания формируются жизненные компетенции:

Этапы организации сопровождаемого проживания:

По окончании проживания каждой смены (пары) воспитанников в социальной квартире тьютор:

Уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни определяется по результатам текущего, промежуточного, итогового контроля с помощью следующих методов: наблюдение, анкетирование сотрудников и детей, беседа, письменный опрос воспитанников, практическая работа по критериям:

Каждый специалист соотносит результаты оценивания выделенных критериев с уровневой шкалой:

Оценка динамики (мониторинг) индивидуальных достижений воспитанников основывается на трёх последовательных измерениях:

Информационно-методическое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы сопровождаемого проживания

Сопровождение проживания воспитанников в социальной квартире обеспечивает команда из следующих специалистов:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Почтовый адрес: 249406 Калужская область, г. Людиново, ул. Дзержинского д.1

Источник

Сопровождаемое проживание

Информация о сопровождаемом проживании

В настоящее время в Волгоградской области успешно реализуются и развиваются две модели сопровождаемого проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья, а именно:

сопровождаемое проживание на базе съемных квартир;

сопровождаемое проживание на базе жилых корпусов стационарных учреждений социального обслуживания.

С 01.07.2018 на территории Волгоградской области, в рамках внедрения стационарзамещающих технологий, четырьмя домами-интернатами реализуется пилотная программа «Сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными расстройствами».

Осуществляется сопровождаемое проживание инвалидов в условиях многоквартирных домов (в трех двухкомнатных квартирах организовано проживание в г. Волжском с 01.03.2019). Уже получены первые социальные эффекты применения такой стационарозамещающей технологии.

Специалистами определена индивидуальная потребность участников пилотной программы в мероприятиях сопровождаемого проживания, на основании чего составлены индивидуальные программы сопровождаемого проживания.

Участники целевой группы в течение дня ситуативно обучаются самостоятельному проживанию.

Специалистами, организующими мероприятия по социальному сопровождению, проводятся мероприятия по содействию в оказании юридической помощи, в организации быта, дневной занятости участников пилотной программы.

Одним из важных аспектов организации сопровождаемого проживания является содействие в психологической помощи гражданам с ментальными нарушениями и поддержание навыков самостоятельной их социально-коммуникативной деятельности. С этой целью одним из специалистов, организующих мероприятия по сопровождаемому проживанию, является психолог.

В рамках организации содействия в оказании медицинской помощи участники пилотной программы поставлены на диспансерный учет в учреждение здравоохранения по месту жительства.

Одной из задач пилотной программы является трудоустройство участников пилотной программы при содействии сопровождающих.

Участники пилотной программы обратились в диспансерное отделение Волжского филиала ГБУЗ ВОКПБ № 2 с целью пересмотра имеющихся у них ИПР на ИПРА. Бюро МСЭ разработаны ИПРА, в которых указаны условия работы граждан с ментальными нарушениями.

После прохождения медицинского осмотра в установленном порядке, все участники целевой группы трудоустроены на штатные единицы в учреждениях города Волжского и Волгограда без вредных факторов производства.

Результатом проводимых мероприятий, повышающих коммуникативный потенциал, является отчисление Бондаренко Елены для самостоятельного проживания в семье, она на данный момент проживает с братом в частном доме, который помогает обустраивать, а также продолжает свою трудовую деятельность.

В сентябре 2020 года выбыла из проекта еще одна участница Размерова Елена для самостоятельного проживания. На данный момент она трудоустроена.

Источник

Альтернатива ПНИ: молодые люди с ментальной инвалидностью готовятся к сопровождаемому проживанию в общежитии

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

Сопровождаемое проживание — так называется форма жизни для людей с особенностями развития, максимально приближенная к домашней. Обычные квартиры или дома, отсутствие интернатского режима, самостоятельность жильцов, открытость — и всё это в условиях поддержки со стороны тьюторов, помогающих своим подопечным. Об опыте реализации такой модели — в виде первого в Москве учебно-тренировочного общежития — шла речь на круглом столе, который 12 марта провел Институт ДПО работников социальной сферы и ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

Самостоятельности столько, сколько возможно

Уже этим летом полсотни юношей и девушек, живущих сейчас в московских ПНИ и ЦССВ, переедут в учебно-тренировочное общежитие на улице Мусы Джалиля, которое обустраивают сейчас специалисты ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». К лету в общежитии выпускников интернатов будут ждать 10 просторных квартир на пять человек каждая, а также и ценностные принципы, о которых рассказала директор ЦССВ Ирина Шпитальская.

«Главный принцип — максимальная самостоятельность, которая понимается не только как выполнение действия, но и как его планирование, и как оценка результата. Для этого молодые люди, которые готовятся сейчас к новым условиям, учатся самостоятельно принимать решение о своем участии в уборке нового дома и лично выбирают необходимые им предметы интерьера. Сопровождаемое проживание в виде полноценных квартир — пока мечта, поэтому и возник промежуточный формат общежития, — говорит Ирина Шпитальская. — Постоянная учеба — важнейшая отличительная черта этого формата. Наша задача — максимально убрать словесные подсказки. Ребята сами должны искать ответы, хотя до сих пор у персонала бывает желание сделать что-то за подопечных, ведь так проще. Кстати, и в самом ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» есть своя тренировочная квартира, где на практике изучаются разные форматы сопровождаемого проживания. И подобные квартиры планируется сейчас открыть при всех ЦССВ».

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

Сопровождение на дому и новая профессия

«Учебно-тренировочные общежития станут ступенью системы, которая позволит нам не переводить в ПНИ тех, кто может жить самостоятельно или с сопровождением. Это более естественная, более человеколюбивая система», — убеждена заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина.

По её словам, 65% проживающих в интернатах имеют родственников, которые зачастую не готовы и боятся забрать домой своих близких. «В целом общество не готово принять людей с ментальной инвалидностью. Надо работать над страхами и заблуждениями, которые появляются от незнания. Важно обеспечить качественную поддержку семьи. Родным сложно психологически и физически справляться с ситуацией, в которой они оказались. Сопровождение на дому и в полустационарной форме тоже очень нужны. Мы будем работать над тем, чтобы родные чтобы родные получили возможность куда-то выйти, заняться своими делами, самими собой», — подчеркнула Оксана Шалыгина.

А руководитель Института ДПО работников социальной сферы Евгений Машковский рассказал о том, как Институт сможет помочь в тестировании и обучении социальных работников, которым предстоит осваивать пока еще во многом неизведанную территорию — сопровождаемое проживание. Для работы с будущими специалистами в Институте задействуют все возможности Центра кадровой диагностики, компьютерное тестирование, структурированное интервью по компетенциям, а также готовятся использовать и такие инновационные технологии как, например, систему распознавания эмоций, которая позволит выявлять потенциальную агрессию в настрое будущих работников.

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

Опыт НКО — в помощь городу

Создание учебно-тренировочного общежития — правильное направление для ЦССВ, ведь оно позволит его выпускникам, молодым людям, не попадать в ПНИ, — уверен Иван Рожанский, директор благотворительного фонда «Жизненный путь», получившего грант «Москва — добрый город» за проект надомной помощи «Дома лучше». В фонде не понаслышке знают о трудностях, с которыми можно столкнуться при обустройстве сопровождаемого проживания. «Жизненный путь» имеет опыт создания своих собственных учебных квартир для людей с особенностями. «Когда речь будет идти о полноценных квартирах, важно заранее подходить к вопросу работы с соседями и устраивать квартиры не скопом в одном подъезде, а в разных домах по всему городу», — говорит Иван Рожанский.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Обзор российских практик сопровождаемого проживания

Описание:

Источник:

Автор:

Готовой системы сопровождения, которую можно было бы использовать по принципу «бери и делай», в нашей стране нет. Но есть опыт апробации разных моделей и лучшие практики – более или менее крупные локальные проекты. Модельными проектами сопровождаемого проживания малыми группами принято считать дома сопровождаемого проживания Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», квартиры для сопровождаемого проживания совместного проекта Псковской региональной общественной благотворительной организации «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и ТЫ» и ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», дом сопровождаемого проживания в Раздолье Санкт-Петербургской организации «Новые перспективы», квартиры сопровождаемого проживания Псковской региональной общественной благотворительной организации «Росток». На примере этих проектов можно получить представление о тех моделях сопровождаемого проживания, за которые борются общественные организации. Ниже собраны общие сведения об отдельных проектах сопровождаемого проживания, организаторы которых готовы делиться своим опытом с другими.

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

Сопровождаемое проживание в домах

Проект, который реализуется в Санкт-Петербурге, по праву можно назвать самым крупным и, пожалуй, наиболее успешным.

В июне 2017 года в рамках этого проекта состоялось открытие первого Дома сопровождаемого проживания для людей с нарушением интеллектуального и физического развития. Проект был реализован по инициативе Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» компанией ПАО «Группа ЛСР», при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администрации Красногвардейского района.

Сегодня в микрорайоне «Новая Охта» на севере Петербурга уже два таких трехэтажных дома специализированной постройки, каждый из которых рассчитан на проживание 19 человек.

Квартиры для самостоятельного проживания предназначены для взрослых (18 лет и старше) с особенностями развития, которые имеют навыки самостоятельности, частично адаптированы и не нуждаются в постоянном специализированном медицинском сопровождении и уходе.

Для жильцов домов организовано 24-часовое сопровождение и уход 7 дней в неделю 365 дней в году. Проживание участников программы в домах регулируется общим режимом дня, с учетом индивидуальных особенностей и привычек, сформированных в родном доме. Ежедневная занятость подопечных организована в мастерских, расположенных в шаговой доступности.

Сначала у ГАООРДИ не было намерения строить отдельные дома для сопровождаемого проживания. Они хотели поселить инвалидов в обычный жилой фонд. Но возникло много специфических требований к планировке квартир, и проектировщики предложили не заниматься такой большой переделкой, а с нуля построить несколько домов специально для этого проекта. Причем после заселения первого дома строители провели «работу над ошибками» и уже при строительстве второго дома сделали около четырех десятков небольших улучшений для удобства особых жильцов. Это, пожалуй, самое главное: проект живой, он развивается.

Компания, которая строит эти дома, выступает как спонсор, безвозмездно передавая построенный жилой фонд для целевого использования в рамках проекта сопровождаемого проживания. Но жилье передается не НКО, осуществляющей сопровождение, а городу. Это городской жилой фонд, который, в свою очередь, предоставляется ГАООРДИ, выступающей как поставщик социальных услуг. И теперь эти услуги должны предоставляться любым нуждающимся в них жителям города, а не только членам ГАООРДИ.

Система сопровождения для каждого конкретного проживающего может быть изменена по мере необходимости. Жильцы сами оплачивают коммунальные услуги, в каждой комнате есть свой счетчик. Они покупают на свои деньги продукты, и им помогают готовить еду, хотя никаких специальных поваров, как в интернате, там нет. Кроме того, жильцы должны сами поддерживать у себя порядок. То есть их сопровождают в той мере, в какой им это необходимо, а не по нормативам обслуживания, установленным исходя из группы инвалидности. Больше, чем надо, никого не сопровождают, благодаря этому и достигается максимально возможный уровень самостоятельности проживающих.

Порхов (Псковская область)

Организатор, идейный вдохновитель и основной спонсор проекта в Порхове – московский предприниматель Алексей Михайлюк. В 2000 году он вместе с другими волонтерами приехал в детский дом-интернат, расположенный в Бельском Устье, в Псковской области. Волонтеры увидели, как живут ребята в этом детском доме, узнали, что дальше их ждет только перемещение в ПНИ.

Уже в декабре 2000-го волонтеры получили грант и сняли в Порхове квартиру, в которой поселились пятеро выпускников детского дома-интерната из Бельского Устья. Для их сопровождения наняли несколько человек, которые должны были помогать молодым людям адаптироваться к новой для них реальности. Так появилась некоммерческая организация «Росток», которая сегодня осуществляет один из самых успешных в стране проектов сопровождаемого проживания для людей с интеллектуальными особенностями.

С 2000 года Алексей Михайлюк и «Росток» выкупили в Порховском районе восемь домов, в которых организовали сопровождаемое проживание для людей с легкой и средней умственной отсталостью и производственно-интеграционные мастерские. Проект попал и в поле зрения региональных властей, хотя серьезную поддержку в дотационном регионе ему оказать не могут. Тем не менее «Росток» пропустил через систему подготовки к самостоятельной жизни уже около 80 человек – воспитанников ДДИ. Некоторые из них, получив от государства жилье, решили не уезжать далеко, а поселиться поблизости со своими, где есть друзья, помощники, сопровождение.

Систему сопровождения в «Ростке» можно условно разделить на три части: соцработники помогают в социально-бытовой реабилитации – приготовлении еды, закупке продуктов, уборке в доме, соблюдении режима; социальные педагоги решают проблемы с пропиской, получением необходимых пособий и социальной помощи, контролируют оплату услуг ЖКХ, устройство на профессиональную подготовку в колледж или на работу, при необходимости взаимодействуют с госструктурами; психологи помогают справляться с эмоциональными трудностями, стрессом, конфликтами, учат взаимодействовать с окружающими.

От областного правительства организация получает субсидии на оплату труда части сотрудников. Остальные финансовые проблемы «Росток» пытается решать при помощи грантов и благотворителей.

Постоянное сопровождаемое проживание в квартирах

Менее масштабный, но также эффективный и востребованный вариант сопровождаемого проживания – когда жилой фонд не строится специально для проекта, а используются квартиры в обычных жилых домах.

учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Смотреть картинку учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Картинка про учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания. Фото учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания

Во Владимире функционирует первая квартира постоянного сопровождаемого проживания в России, которая была приобретена на средства родителей в марте 2013 года. Она принадлежит ВООО АРДИ «Свет». В квартире живут пять человек с одним специалистом – педагогом сопровождения. Проживающие молодые люди от 20 до 35 лет имеют первую или вторую группу инвалидности, они недееспособные и нуждаются в постоянной помощи. Квартира семикомнатная, площадью 177 кв. м. У каждого молодого человека отдельная комната по 14 кв. м. Кроме этого, там есть большая кухня-гостиная, четыре санузла, постирочная, комната педагога сопровождения.

Ребята ведут обычную жизнь: с утра едут в классы «Школы жизни» на творческие, спортивные и театральные занятия. Вечером приходят домой, готовят ужин, отдыхают. Каждый из ребят причастен к ведению домашнего хозяйства и выполняет по дому ту работу, которую может. В выходные и праздничные дни принимают гостей, сами ходят в гости, в кино, на концерты, в музеи. Живут ребята на свою пенсию, которую тратят на продукты, хозяйственные товары, средства гигиены, лекарства, самостоятельно оплачивают коммунальные услуги, связь, интернет и т. д.

Для создания условий сопровождаемого проживания Псковская региональная общественная благотворительная организация «Я и Ты» совместно с Центром лечебной педагогики разработала и реализует проект, который осуществляется на основе социального партнерства государства и общественности. Партнерами ПРОБО «Я и Ты» в проекте выступают администрация Псковской области и администрация города Пскова. Каждый из партнеров взял на себя ряд обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания.

В 2012 году было приобретено четыре квартиры для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью. Почти все они нуждаются либо в постоянном, либо в регулярном ежедневном сопровождении. Но поскольку они живут вместе, малыми группами, то с каждой группой одномоментно находятся двое сопровождающих. Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являются иждивенцами, они оплачивают расходы на питание, осуществляют коммунальные платежи и несут другие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры и проведением досуга.

Сопровождаемое проживание в сельской местности

Если говорить о постоянном сопровождаемом проживании в сельской местности, то несколько таких проектов в России тоже есть.

Под Иркутском существует целых две социальных деревни для взрослых с интеллектуальными нарушениями. Одна – «Прибайкальский исток», вторая – «Заречная». Сначала инициативные родители особых детей создали для своих чад специальные школы – «Талисман» и «Семейная усадьба», а когда ребята выросли, организовали для них отдельные поселения, где они могли бы социализироваться и самореализоваться.

В Бурятии действует социально-терапевтическая деревня «Отрадный сад». По информации с официального сайта этого проекта, его цель – создание условий для проживания инвалидов с интеллектуальными нарушениями как альтернативы системе психоневрологических интернатов.

В деревне «Отрадный сад» в сопровождении персонала проживают 20 воспитанников от 7 до 50 лет. Никто из них по состоянию здоровья не может жить самостоятельной жизнью и нуждается в пожизненном сопровождении. В инфраструктуру деревни включены ферма, огород, благоустроенная территория, ремесленные мастерские, и участники проекта выполняют там различную посильную текущую работу.

В Приозерском районе Ленинградской области, в деревне Раздолье, при поддержке социальных работников живут взрослые с тяжелой инвалидностью (физическими и интеллектуальными нарушениями). В нынешнем году этому проекту, созданному по инициативе Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы» и получившему название «Дом на воле», исполнилось пять лет.

Сейчас в доме сопровождаемого проживания в Раздолье живут семь человек: четверо из психоневрологического интерната и трое из семей. Они сами распределяют обязанности по дому, планируют день, покупки – как и мы с вами, только при поддержке социальных работников и волонтеров. Миссия Дома – дать возможность самостоятельной жизни не только людям, которые минимально нуждаются в поддержке, но и тем, кому требуется больше помощи; преодоление изоляции и стигматизации таких людей.

Тренировочные квартиры для тех, кто пока не может и не готов проживать самостоятельно, сейчас создаются по всей стране. Государство вкладывает в них средства более охотно, чем в проекты постоянного сопровождаемого проживания, поскольку количественно они в состоянии охватить более широкий круг нуждающихся в услугах по сопровождению. Приведем лишь два примера подобных проектов.

В Москве несколько лет назад усилиями благотворительного фонда «Жизненный путь» и родителей людей с инвалидностью открылась маленькая учебная квартира сопровождаемого проживания. Первыми участниками программы стали три девушки с особенностями развития, которым помогали педагоги – сотрудники фонда. В 2018 году Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы предоставил фонду «Жизненный путь» на правах безвозмездной аренды три квартиры в многоэтажном доме на севере города. Так проект тренировочного сопровождаемого проживания стал развиваться. Сейчас в программе участвуют более двадцати особых взрослых, им помогают социальные работники, психологи, волонтеры.

В тренировочной квартире молодые люди учатся по мере возможности рассчитывать на себя в быту (готовить, убирать, организовывать досуг), общаться с соседями, добираться до магазина, места учебы, работы или центра дневной занятости. В настоящее время три семьи уже объединились и купили квартиру, где их особые родственники при поддержке фонда «Жизненный путь» будут жить самостоятельно, без страха оказаться в закрытом учреждении.

Весной 2020 года, когда было объявлено о начале пандемии коронавируса, «Жизненный путь» взял на сопровождаемое проживание девять человек из ПНИ. Их поселили в тренировочные квартиры, в которых до этого проходили обучение самостоятельному проживанию взрослые инвалиды из московских семей. Летом, когда режим самоизоляции в Москве был отменен, «Жизненный путь» принял решение не возвращать подопечных в интернаты. Фонд снял три квартиры на деньги спонсоров и организовал сопровождение этих людей.

Проект в Нижнем Новгороде реализуется Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас» под руководством Людмилы Веко. Сопровождение молодых людей с умственными и психофизическими нарушениями организовано в трехкомнатной квартире учебного (сопровождаемого) проживания. Специалисты службы сопровождения помогают ребятам учиться самостоятельной жизни – готовить еду, планировать бюджет, ходить в магазин, общаться с окружающими, убирать за собой, организовывать досуг. Один курс проживания длится два месяца. В течение года по графику в сопровождении социальных педагогов проживают, обучаются, формируют навыки самообслуживания 14 молодых людей с нарушениями развития, которые не включены на данном этапе в социум и нуждаются в социальном и психолого-педагогическом сопровождении. Несомненный плюс этого проекта в том, что услуга оказывается в комплексе с другими: учебное (сопровождаемое) проживание – лишь одно из направлений деятельности «Вераса», единственного в регионе центра лечебной педагогики и социальной адаптации, который существует уже более 20 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *