учебная квартира является формой постоянного сопровождаемого проживания
ГКОУКО «ЛЮДИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ «РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ!»
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Воспитанники интернатных учреждений живут в замкнутом пространстве, на всём готовом, по особым твёрдо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, от которых они полностью зависят, мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Особенно актуально это для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для успешной адаптации и интеграции они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода из интернатного учреждения в реальную жизнь.
Эффективной формой такого рода помощи является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющей собой специально созданное и определённым образом организованное помещение – аналог квартиры, предназначенное для сопровождаемого проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни.
Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе и жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения помощи со стороны. Воспитанники овладевают базовыми жизненными навыками, обеспечивающими самостоятельное проживание, в трёх сферах: самообслуживание, самоорганизация, саморегуляция.
Проект «Учебная социальная квартира» представляет собой программу практики, направленной на реальное претворение в жизнь навыков и умений, полученных воспитанниками в учреждении, и овладение новыми компетенциями, необходимыми для самостоятельного проживания после выхода из интернатного учреждения.
Цель проекта:
Дать возможность воспитанникам получить опыт самостоятельного проживания, навыки самоорганизации и самообслуживания, т. е. подготовить его к адаптации и интеграции в социуме.
Задачи проекта:
Для сопровождаемого проживания в учебной социальной квартире подбираются пары однополых воспитанников 8-10 классов (16-18 лет) по следующим принципам:
Этапы проживания:
Сорки этапов проживания индивидуальны для каждой пары проживающих. По итогам обучающего этапа возможны изменения состава пары исходя из психолого-педагогических соображений. По итогам адаптационного этапа принимается решение о продолжении реализации программы и индивидуального плана сопровождающего проживания (о возможности коррекции в реализации основного этапа проживания).
— подъём, водные процедуры, организация учебной деятельности, уборка квартиры, отбор продуктов питания в соответствии с меню, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, обеспечение сохранности имущества, распределение обязанностей между проживающими.
— подъём, водные процедуры, приготовление завтрака по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, организация учебной деятельности, организация свободного времени, уборка квартиры, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, отбой, обеспечение сохранности имуществ, использование бытовой техники, распределение обязанностей между проживающими, планирование личного времени в течение суток.
— подъём, водные процедуры, приготовление завтрака по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, организация учебной деятельности, приготовление обеда, организация свободного времени, выполнение домашнего задания по предметам, уборка квартиры, приготовлении ужина по заранее составленному с учителем домоводства меню с использованием технологических карт, вечерний туалет, отбой, обеспечение сохранности имуществ, использование бытовой техники, распределение обязанностей между проживающими, планирование личного времени в течение суток, приём посетителей, посещение объектов социальной инфраструктуры.
В процессе сопровождаемого проживания формируются жизненные компетенции:
Этапы организации сопровождаемого проживания:
По окончании проживания каждой смены (пары) воспитанников в социальной квартире тьютор:
Уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни определяется по результатам текущего, промежуточного, итогового контроля с помощью следующих методов: наблюдение, анкетирование сотрудников и детей, беседа, письменный опрос воспитанников, практическая работа по критериям:
Каждый специалист соотносит результаты оценивания выделенных критериев с уровневой шкалой:
Оценка динамики (мониторинг) индивидуальных достижений воспитанников основывается на трёх последовательных измерениях:
Информационно-методическое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы сопровождаемого проживания
Сопровождение проживания воспитанников в социальной квартире обеспечивает команда из следующих специалистов:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Почтовый адрес: 249406 Калужская область, г. Людиново, ул. Дзержинского д.1
Сопровождаемое проживание
Информация о сопровождаемом проживании
В настоящее время в Волгоградской области успешно реализуются и развиваются две модели сопровождаемого проживания граждан с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
сопровождаемое проживание на базе съемных квартир;
сопровождаемое проживание на базе жилых корпусов стационарных учреждений социального обслуживания.
С 01.07.2018 на территории Волгоградской области, в рамках внедрения стационарзамещающих технологий, четырьмя домами-интернатами реализуется пилотная программа «Сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными расстройствами».
Осуществляется сопровождаемое проживание инвалидов в условиях многоквартирных домов (в трех двухкомнатных квартирах организовано проживание в г. Волжском с 01.03.2019). Уже получены первые социальные эффекты применения такой стационарозамещающей технологии.
Специалистами определена индивидуальная потребность участников пилотной программы в мероприятиях сопровождаемого проживания, на основании чего составлены индивидуальные программы сопровождаемого проживания.
Участники целевой группы в течение дня ситуативно обучаются самостоятельному проживанию.
Специалистами, организующими мероприятия по социальному сопровождению, проводятся мероприятия по содействию в оказании юридической помощи, в организации быта, дневной занятости участников пилотной программы.
Одним из важных аспектов организации сопровождаемого проживания является содействие в психологической помощи гражданам с ментальными нарушениями и поддержание навыков самостоятельной их социально-коммуникативной деятельности. С этой целью одним из специалистов, организующих мероприятия по сопровождаемому проживанию, является психолог.
В рамках организации содействия в оказании медицинской помощи участники пилотной программы поставлены на диспансерный учет в учреждение здравоохранения по месту жительства.
Одной из задач пилотной программы является трудоустройство участников пилотной программы при содействии сопровождающих.
Участники пилотной программы обратились в диспансерное отделение Волжского филиала ГБУЗ ВОКПБ № 2 с целью пересмотра имеющихся у них ИПР на ИПРА. Бюро МСЭ разработаны ИПРА, в которых указаны условия работы граждан с ментальными нарушениями.
После прохождения медицинского осмотра в установленном порядке, все участники целевой группы трудоустроены на штатные единицы в учреждениях города Волжского и Волгограда без вредных факторов производства.
Результатом проводимых мероприятий, повышающих коммуникативный потенциал, является отчисление Бондаренко Елены для самостоятельного проживания в семье, она на данный момент проживает с братом в частном доме, который помогает обустраивать, а также продолжает свою трудовую деятельность.
В сентябре 2020 года выбыла из проекта еще одна участница Размерова Елена для самостоятельного проживания. На данный момент она трудоустроена.
Альтернатива ПНИ: молодые люди с ментальной инвалидностью готовятся к сопровождаемому проживанию в общежитии
Сопровождаемое проживание — так называется форма жизни для людей с особенностями развития, максимально приближенная к домашней. Обычные квартиры или дома, отсутствие интернатского режима, самостоятельность жильцов, открытость — и всё это в условиях поддержки со стороны тьюторов, помогающих своим подопечным. Об опыте реализации такой модели — в виде первого в Москве учебно-тренировочного общежития — шла речь на круглом столе, который 12 марта провел Институт ДПО работников социальной сферы и ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».
Самостоятельности столько, сколько возможно
Уже этим летом полсотни юношей и девушек, живущих сейчас в московских ПНИ и ЦССВ, переедут в учебно-тренировочное общежитие на улице Мусы Джалиля, которое обустраивают сейчас специалисты ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». К лету в общежитии выпускников интернатов будут ждать 10 просторных квартир на пять человек каждая, а также и ценностные принципы, о которых рассказала директор ЦССВ Ирина Шпитальская.
«Главный принцип — максимальная самостоятельность, которая понимается не только как выполнение действия, но и как его планирование, и как оценка результата. Для этого молодые люди, которые готовятся сейчас к новым условиям, учатся самостоятельно принимать решение о своем участии в уборке нового дома и лично выбирают необходимые им предметы интерьера. Сопровождаемое проживание в виде полноценных квартир — пока мечта, поэтому и возник промежуточный формат общежития, — говорит Ирина Шпитальская. — Постоянная учеба — важнейшая отличительная черта этого формата. Наша задача — максимально убрать словесные подсказки. Ребята сами должны искать ответы, хотя до сих пор у персонала бывает желание сделать что-то за подопечных, ведь так проще. Кстати, и в самом ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» есть своя тренировочная квартира, где на практике изучаются разные форматы сопровождаемого проживания. И подобные квартиры планируется сейчас открыть при всех ЦССВ».
Сопровождение на дому и новая профессия
«Учебно-тренировочные общежития станут ступенью системы, которая позволит нам не переводить в ПНИ тех, кто может жить самостоятельно или с сопровождением. Это более естественная, более человеколюбивая система», — убеждена заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина.
По её словам, 65% проживающих в интернатах имеют родственников, которые зачастую не готовы и боятся забрать домой своих близких. «В целом общество не готово принять людей с ментальной инвалидностью. Надо работать над страхами и заблуждениями, которые появляются от незнания. Важно обеспечить качественную поддержку семьи. Родным сложно психологически и физически справляться с ситуацией, в которой они оказались. Сопровождение на дому и в полустационарной форме тоже очень нужны. Мы будем работать над тем, чтобы родные чтобы родные получили возможность куда-то выйти, заняться своими делами, самими собой», — подчеркнула Оксана Шалыгина.
А руководитель Института ДПО работников социальной сферы Евгений Машковский рассказал о том, как Институт сможет помочь в тестировании и обучении социальных работников, которым предстоит осваивать пока еще во многом неизведанную территорию — сопровождаемое проживание. Для работы с будущими специалистами в Институте задействуют все возможности Центра кадровой диагностики, компьютерное тестирование, структурированное интервью по компетенциям, а также готовятся использовать и такие инновационные технологии как, например, систему распознавания эмоций, которая позволит выявлять потенциальную агрессию в настрое будущих работников.
Опыт НКО — в помощь городу
Создание учебно-тренировочного общежития — правильное направление для ЦССВ, ведь оно позволит его выпускникам, молодым людям, не попадать в ПНИ, — уверен Иван Рожанский, директор благотворительного фонда «Жизненный путь», получившего грант «Москва — добрый город» за проект надомной помощи «Дома лучше». В фонде не понаслышке знают о трудностях, с которыми можно столкнуться при обустройстве сопровождаемого проживания. «Жизненный путь» имеет опыт создания своих собственных учебных квартир для людей с особенностями. «Когда речь будет идти о полноценных квартирах, важно заранее подходить к вопросу работы с соседями и устраивать квартиры не скопом в одном подъезде, а в разных домах по всему городу», — говорит Иван Рожанский.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Обзор российских практик сопровождаемого проживания
Описание:
Источник:
Автор:
Готовой системы сопровождения, которую можно было бы использовать по принципу «бери и делай», в нашей стране нет. Но есть опыт апробации разных моделей и лучшие практики – более или менее крупные локальные проекты. Модельными проектами сопровождаемого проживания малыми группами принято считать дома сопровождаемого проживания Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», квартиры для сопровождаемого проживания совместного проекта Псковской региональной общественной благотворительной организации «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и ТЫ» и ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», дом сопровождаемого проживания в Раздолье Санкт-Петербургской организации «Новые перспективы», квартиры сопровождаемого проживания Псковской региональной общественной благотворительной организации «Росток». На примере этих проектов можно получить представление о тех моделях сопровождаемого проживания, за которые борются общественные организации. Ниже собраны общие сведения об отдельных проектах сопровождаемого проживания, организаторы которых готовы делиться своим опытом с другими.
Сопровождаемое проживание в домах
Проект, который реализуется в Санкт-Петербурге, по праву можно назвать самым крупным и, пожалуй, наиболее успешным.
В июне 2017 года в рамках этого проекта состоялось открытие первого Дома сопровождаемого проживания для людей с нарушением интеллектуального и физического развития. Проект был реализован по инициативе Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» компанией ПАО «Группа ЛСР», при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администрации Красногвардейского района.
Сегодня в микрорайоне «Новая Охта» на севере Петербурга уже два таких трехэтажных дома специализированной постройки, каждый из которых рассчитан на проживание 19 человек.
Квартиры для самостоятельного проживания предназначены для взрослых (18 лет и старше) с особенностями развития, которые имеют навыки самостоятельности, частично адаптированы и не нуждаются в постоянном специализированном медицинском сопровождении и уходе.
Для жильцов домов организовано 24-часовое сопровождение и уход 7 дней в неделю 365 дней в году. Проживание участников программы в домах регулируется общим режимом дня, с учетом индивидуальных особенностей и привычек, сформированных в родном доме. Ежедневная занятость подопечных организована в мастерских, расположенных в шаговой доступности.
Сначала у ГАООРДИ не было намерения строить отдельные дома для сопровождаемого проживания. Они хотели поселить инвалидов в обычный жилой фонд. Но возникло много специфических требований к планировке квартир, и проектировщики предложили не заниматься такой большой переделкой, а с нуля построить несколько домов специально для этого проекта. Причем после заселения первого дома строители провели «работу над ошибками» и уже при строительстве второго дома сделали около четырех десятков небольших улучшений для удобства особых жильцов. Это, пожалуй, самое главное: проект живой, он развивается.
Компания, которая строит эти дома, выступает как спонсор, безвозмездно передавая построенный жилой фонд для целевого использования в рамках проекта сопровождаемого проживания. Но жилье передается не НКО, осуществляющей сопровождение, а городу. Это городской жилой фонд, который, в свою очередь, предоставляется ГАООРДИ, выступающей как поставщик социальных услуг. И теперь эти услуги должны предоставляться любым нуждающимся в них жителям города, а не только членам ГАООРДИ.
Система сопровождения для каждого конкретного проживающего может быть изменена по мере необходимости. Жильцы сами оплачивают коммунальные услуги, в каждой комнате есть свой счетчик. Они покупают на свои деньги продукты, и им помогают готовить еду, хотя никаких специальных поваров, как в интернате, там нет. Кроме того, жильцы должны сами поддерживать у себя порядок. То есть их сопровождают в той мере, в какой им это необходимо, а не по нормативам обслуживания, установленным исходя из группы инвалидности. Больше, чем надо, никого не сопровождают, благодаря этому и достигается максимально возможный уровень самостоятельности проживающих.
Порхов (Псковская область)
Организатор, идейный вдохновитель и основной спонсор проекта в Порхове – московский предприниматель Алексей Михайлюк. В 2000 году он вместе с другими волонтерами приехал в детский дом-интернат, расположенный в Бельском Устье, в Псковской области. Волонтеры увидели, как живут ребята в этом детском доме, узнали, что дальше их ждет только перемещение в ПНИ.
Уже в декабре 2000-го волонтеры получили грант и сняли в Порхове квартиру, в которой поселились пятеро выпускников детского дома-интерната из Бельского Устья. Для их сопровождения наняли несколько человек, которые должны были помогать молодым людям адаптироваться к новой для них реальности. Так появилась некоммерческая организация «Росток», которая сегодня осуществляет один из самых успешных в стране проектов сопровождаемого проживания для людей с интеллектуальными особенностями.
С 2000 года Алексей Михайлюк и «Росток» выкупили в Порховском районе восемь домов, в которых организовали сопровождаемое проживание для людей с легкой и средней умственной отсталостью и производственно-интеграционные мастерские. Проект попал и в поле зрения региональных властей, хотя серьезную поддержку в дотационном регионе ему оказать не могут. Тем не менее «Росток» пропустил через систему подготовки к самостоятельной жизни уже около 80 человек – воспитанников ДДИ. Некоторые из них, получив от государства жилье, решили не уезжать далеко, а поселиться поблизости со своими, где есть друзья, помощники, сопровождение.
Систему сопровождения в «Ростке» можно условно разделить на три части: соцработники помогают в социально-бытовой реабилитации – приготовлении еды, закупке продуктов, уборке в доме, соблюдении режима; социальные педагоги решают проблемы с пропиской, получением необходимых пособий и социальной помощи, контролируют оплату услуг ЖКХ, устройство на профессиональную подготовку в колледж или на работу, при необходимости взаимодействуют с госструктурами; психологи помогают справляться с эмоциональными трудностями, стрессом, конфликтами, учат взаимодействовать с окружающими.
От областного правительства организация получает субсидии на оплату труда части сотрудников. Остальные финансовые проблемы «Росток» пытается решать при помощи грантов и благотворителей.
Постоянное сопровождаемое проживание в квартирах
Менее масштабный, но также эффективный и востребованный вариант сопровождаемого проживания – когда жилой фонд не строится специально для проекта, а используются квартиры в обычных жилых домах.
Во Владимире функционирует первая квартира постоянного сопровождаемого проживания в России, которая была приобретена на средства родителей в марте 2013 года. Она принадлежит ВООО АРДИ «Свет». В квартире живут пять человек с одним специалистом – педагогом сопровождения. Проживающие молодые люди от 20 до 35 лет имеют первую или вторую группу инвалидности, они недееспособные и нуждаются в постоянной помощи. Квартира семикомнатная, площадью 177 кв. м. У каждого молодого человека отдельная комната по 14 кв. м. Кроме этого, там есть большая кухня-гостиная, четыре санузла, постирочная, комната педагога сопровождения.
Ребята ведут обычную жизнь: с утра едут в классы «Школы жизни» на творческие, спортивные и театральные занятия. Вечером приходят домой, готовят ужин, отдыхают. Каждый из ребят причастен к ведению домашнего хозяйства и выполняет по дому ту работу, которую может. В выходные и праздничные дни принимают гостей, сами ходят в гости, в кино, на концерты, в музеи. Живут ребята на свою пенсию, которую тратят на продукты, хозяйственные товары, средства гигиены, лекарства, самостоятельно оплачивают коммунальные услуги, связь, интернет и т. д.
Для создания условий сопровождаемого проживания Псковская региональная общественная благотворительная организация «Я и Ты» совместно с Центром лечебной педагогики разработала и реализует проект, который осуществляется на основе социального партнерства государства и общественности. Партнерами ПРОБО «Я и Ты» в проекте выступают администрация Псковской области и администрация города Пскова. Каждый из партнеров взял на себя ряд обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания.
В 2012 году было приобретено четыре квартиры для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью. Почти все они нуждаются либо в постоянном, либо в регулярном ежедневном сопровождении. Но поскольку они живут вместе, малыми группами, то с каждой группой одномоментно находятся двое сопровождающих. Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являются иждивенцами, они оплачивают расходы на питание, осуществляют коммунальные платежи и несут другие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры и проведением досуга.
Сопровождаемое проживание в сельской местности
Если говорить о постоянном сопровождаемом проживании в сельской местности, то несколько таких проектов в России тоже есть.
Под Иркутском существует целых две социальных деревни для взрослых с интеллектуальными нарушениями. Одна – «Прибайкальский исток», вторая – «Заречная». Сначала инициативные родители особых детей создали для своих чад специальные школы – «Талисман» и «Семейная усадьба», а когда ребята выросли, организовали для них отдельные поселения, где они могли бы социализироваться и самореализоваться.
В Бурятии действует социально-терапевтическая деревня «Отрадный сад». По информации с официального сайта этого проекта, его цель – создание условий для проживания инвалидов с интеллектуальными нарушениями как альтернативы системе психоневрологических интернатов.
В деревне «Отрадный сад» в сопровождении персонала проживают 20 воспитанников от 7 до 50 лет. Никто из них по состоянию здоровья не может жить самостоятельной жизнью и нуждается в пожизненном сопровождении. В инфраструктуру деревни включены ферма, огород, благоустроенная территория, ремесленные мастерские, и участники проекта выполняют там различную посильную текущую работу.
В Приозерском районе Ленинградской области, в деревне Раздолье, при поддержке социальных работников живут взрослые с тяжелой инвалидностью (физическими и интеллектуальными нарушениями). В нынешнем году этому проекту, созданному по инициативе Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы» и получившему название «Дом на воле», исполнилось пять лет.
Сейчас в доме сопровождаемого проживания в Раздолье живут семь человек: четверо из психоневрологического интерната и трое из семей. Они сами распределяют обязанности по дому, планируют день, покупки – как и мы с вами, только при поддержке социальных работников и волонтеров. Миссия Дома – дать возможность самостоятельной жизни не только людям, которые минимально нуждаются в поддержке, но и тем, кому требуется больше помощи; преодоление изоляции и стигматизации таких людей.
Тренировочные квартиры для тех, кто пока не может и не готов проживать самостоятельно, сейчас создаются по всей стране. Государство вкладывает в них средства более охотно, чем в проекты постоянного сопровождаемого проживания, поскольку количественно они в состоянии охватить более широкий круг нуждающихся в услугах по сопровождению. Приведем лишь два примера подобных проектов.
В Москве несколько лет назад усилиями благотворительного фонда «Жизненный путь» и родителей людей с инвалидностью открылась маленькая учебная квартира сопровождаемого проживания. Первыми участниками программы стали три девушки с особенностями развития, которым помогали педагоги – сотрудники фонда. В 2018 году Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы предоставил фонду «Жизненный путь» на правах безвозмездной аренды три квартиры в многоэтажном доме на севере города. Так проект тренировочного сопровождаемого проживания стал развиваться. Сейчас в программе участвуют более двадцати особых взрослых, им помогают социальные работники, психологи, волонтеры.
В тренировочной квартире молодые люди учатся по мере возможности рассчитывать на себя в быту (готовить, убирать, организовывать досуг), общаться с соседями, добираться до магазина, места учебы, работы или центра дневной занятости. В настоящее время три семьи уже объединились и купили квартиру, где их особые родственники при поддержке фонда «Жизненный путь» будут жить самостоятельно, без страха оказаться в закрытом учреждении.
Весной 2020 года, когда было объявлено о начале пандемии коронавируса, «Жизненный путь» взял на сопровождаемое проживание девять человек из ПНИ. Их поселили в тренировочные квартиры, в которых до этого проходили обучение самостоятельному проживанию взрослые инвалиды из московских семей. Летом, когда режим самоизоляции в Москве был отменен, «Жизненный путь» принял решение не возвращать подопечных в интернаты. Фонд снял три квартиры на деньги спонсоров и организовал сопровождение этих людей.
Проект в Нижнем Новгороде реализуется Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас» под руководством Людмилы Веко. Сопровождение молодых людей с умственными и психофизическими нарушениями организовано в трехкомнатной квартире учебного (сопровождаемого) проживания. Специалисты службы сопровождения помогают ребятам учиться самостоятельной жизни – готовить еду, планировать бюджет, ходить в магазин, общаться с окружающими, убирать за собой, организовывать досуг. Один курс проживания длится два месяца. В течение года по графику в сопровождении социальных педагогов проживают, обучаются, формируют навыки самообслуживания 14 молодых людей с нарушениями развития, которые не включены на данном этапе в социум и нуждаются в социальном и психолого-педагогическом сопровождении. Несомненный плюс этого проекта в том, что услуга оказывается в комплексе с другими: учебное (сопровождаемое) проживание – лишь одно из направлений деятельности «Вераса», единственного в регионе центра лечебной педагогики и социальной адаптации, который существует уже более 20 лет.