соседний соседский кот важно прошел на веранду
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.
1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
2) У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.
3) В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
10) В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
12) Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).
13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
15) Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.
21) Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
22) С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
23) Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.
24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
25) Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).
Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.
1) Мама __________ чехол на чемодан.
2) Девочка __________ куклу Катю.
3) Старший брат __________ сестру.
4) Сегодня девочка __________ новые туфли.
5) Брат __________ часы на руку.
6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».
7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.
8) Бабушка __________ внука.
9) Модница __________ новое пальто.
10) Космонавт __________ скафандр.
Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.
Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.
1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.
От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.
Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.
Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.
Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Авг | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Д.з. на 22.Х
Размещено 15.10.15 в рубрике 10 класс
ТЕСТ
A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) гналАсь
2) зАтемно
3) крЕмень
4) звонИт
A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.
2) Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
4) По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.
A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) промок под дождём
2) скучнее всего
3) пушные торги
4) около пятьсот учеников
A4Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Усвоив правила русской орфографии,
1) почти любое слово будет написано правильно.
2) не будет ошибок в диктантах.
3) развивается орфографическая зоркость.
4) вы будете писать грамотно.
A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лес, состоящий в основном из хвойных пород, тянется с севера на юг.
2) К.Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, на севере или на юге страны – он прислушивался к русской речи, запоминал и впитывал в себя образный и поэтичный народный говор.
3) Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
4) К.Ушинский писал о том, что в языке отражается весь народ и вся его жизнь.
A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д.Менделеева, в которую был влюблен Блок.
2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».
3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.
4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.
Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.
(1). (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широким и широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти разветвленную и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3). кино пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит свое прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть, прежде всего, явление литературное. (6)В нем достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.
A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Эстетически воздействует на человека только высокохудожественное произведение.
2) Кинематограф возник в конце XIX века.
3) Фильм «Остров» произвел сильное впечатление.
4) Говоря о недостатках фильма, мы обращаемся к исходным параметрам киноискусства: драматурги и режиссуре.
A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Наоборот,
2) Во-первых,
3) К примеру,
4) Однако
A9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) сценарий есть (предложение 5)
2) помогло перерасти (предложение 2)
3) что свидетельствует (предложение 3)
4) связи являются (предложение 4)
A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложносочинённое
A11Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени.
1) 6
2) 2
3) 3
4) 4
A12Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ в шестом (6) предложении.
1) природный, совершающийся по законам живой природы
2) нормальный, обусловленный самим ходом развития
3) искренний
4) уверенный
A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окруже(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 3
4) 2, 4
A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ос. длать, выл..нять (от стирки), подд..ржать
2) ст..пендия, расст..лать (постель), разб..раться
3) аргум..нтированный, д..спетчер, выт..рать
4) адм..нистрация, распл..скать, подн..маясь
A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) не..бходимость, с..ответствовать, з..трагивать
2) пр..частие, пр..знательный, пр..способить
3) раз..ем, бар..ер, под..езд
4) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить
A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) леч..шь, приемл..мый
2) выскоч..шь, изуча..мый
3) лепеч..шь, расцвеч..нный
4) тащ..шь, невид..мый
A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
2) Нам (не)откуда было позвонить в город.
3) Роста он был (не)большого, сложен хорошо, лицом весьма привлекателен.
4) (Не)приятно гулять в такую сырую погоду.
A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, все это он делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.
2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, ЗА(ТО) нехорошо, коль пространно и скучно.
3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) все прощалось.
4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.
A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Всё внизу уже тонуло в сумерках ( ) и только верх кургана освещался красными лучами солнца.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воссозданные (1) на портретах современники Карла Брюллова – люди (2) проникнутые (3) благородными устремлениями, жаждой жизни.
1) 1
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 1, 3
A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дни июня (1) представьте (2) были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубов (3) как будто (4) обмакнули в зеленый воск.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 1, 3
A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Переживание красоты сохраняется в каждой картине художника и будет сокровенным идеалом и непреложным звеном всю его жизнь.
2) Вся жизнь писателя и есть поиск и отбор средств выражения мысли и чувства.
3) У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются на нижней части надземных побегов.
4) Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей.
A24Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении?
Зритель оказывается свидетелем всех душевных движений героев пьесы «Сослуживцы»: первоначальная отчужденность, обоюдная неприязнь перерастали постепенно в сочувствие друг к другу, а затем – во взаимную заинтересованность, нежность и, наконец, любовь.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолетом или гусеничной техникой.
1) 2, 4
2) 2
3) 1, 2, 4
4) 1, 2, 3, 4
A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится все опаснее.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 2, 3, 4
Прочитайте текст.
Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию.
3) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
4) Московские меценаты – представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.
*А.Н.Кузнецов (1920-1998) – писатель, участник Великой Отечественной войны.
A28В каком предложении автор текста называет чувство, которое вызывают у него представления современных людей об истоках героизма?
1) 8
2) 14
3) 18
4) 21
A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-13?
1) повествование и описание
2) повествование
3) описание
4) рассуждение
A30Укажите предложение, к котором используется фразеологизм.
1) 11
2) 15
3) 20
4) 4
Часть «B»
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.
B1Из предложений 4-5 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
B2Из предложений 12-13 выпишите относительное местоимение.
B3Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.
B4Среди предложений 14—18 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
B5Среди предложений 16-20 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.
B6 Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.
B7Среди предложений 2-9 найдите такое, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 «Автор поднимает важную проблему, и не случайно ключевое место в системе речевых средств выразительности занимает такое лексическое средство, как _______ (например, в предложении 10), которое придает тексту полемичность. ______ («доблести», «беззаветно») и такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 9, 22), усиливают публицистичность и гражданский пафос размышлений автора. Важность тех чувств, которые руководят поступками людей, подчёркивается использованием такого тропа, как _______ («тёмный, звериный страх» в предложении 21)».
Список терминов: 1) эпитеты; 2) фразеологизмы; 3) олицетворение; 4) парцелляция; 5) анафора; 6) антонимы; 7) сравнение; 8) восклицательные предложения; 9) книжные слова
Комментарии
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой проступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветном платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо обезводить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендованной литературы.
вариант сдам на уроке
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой проступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветном платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо обезводить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.
А1-3
А2-3
А3-4
А4-4
А5-3
А6-1
А7-2
А8-4
А9-3
А10-1
А11-4
А12-2
А13-2
А14-1
А15-2
А16-4
А17-3
А18-1
А19-2
А20-3
А21-2
А22-2
А23-4
А24-3
А25-2
А26-1
А27-2
А28-3
А29-4
А30-3
В1-запомнил
В2-какие
В3— совсем другие
В4-18
В5-16
В6-13
В7-4
В8-6981
Тест
А1) 3
А2) 3
А3) 4
А4) 4
А5) 3
А6) 1
А7) 2
А8) 4
А9) 3
А10) 1
А11) 4
А12)2
А13) 2
А14) 1
А15) 2
А16) 4
А17) 3
А18) 1
А19) 2
А20) 3
А21) 2
А22) 2
А23) 4
А24) 3
А25) 2
А26) 1
А27) 2
А28) 3
А29) 4
А30) 3
В1)запомнил
В2) какие
В3) совсем другие
84)18
В5)16
В6)13
В7)4
В8)6981
1-абонемент
2-подвешенном
3-обидных
4-проступок
5-ближние и дальние
6-усвоил
7-практичный
8-виноватым
9-высокие
10-сытный
11-болотный
12-цветастом
13-соседский
14-искусственное
15-разных
16-тенистым
17-обезводить
18-земляной
19-бережливая
20-скрытые
21-особым
22-предоставлена
23-отборочные
24-адресант
25-невеждой
26-существование
27-праздный
28-истоков
29-понятны
30-рекомендованной
а1-3
а2-3
а3-4
а4-4
а5-3
а6-1
а7-2
а8-4
а9-3
а10-1
а11-4
а12-2
а13-2
а14-1
а15-2
а16-4
а17-3
а18-1
а19-2
а20-3
а21-2
а22-2
а23-4
а24-3
а25-2
а26-1
а27-2
а28-3
а29-4
а30-3
в1-запомнил
в2-какие
в3-совсем другие
в4-18
в5-16
в6-13
в7-4
в8-6981
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой поступок заслуживает обсуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветастом платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо обезвожить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовольствием учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил АБОНЕМЕНТ.
2. Герой все время находится в ПОДВЕШЕННОМ состоянии.
3. В этот день я услышала много ОБИДНЫХ слов.
4. Любой ПРОСТУПОК заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и ДАЛЬНИЕ холмы.
6. Студент быстро УСВОИЛ материал.
7. Мой брат — человек ПРАКТИЧНЫЙ, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то ВИНОВАТЫМ видом.
9. В новых кварталах города находятся самые ВЫСОКИЕ дома.
10. Она приготовила СЫТНЫЙ завтрак.
11. БОЛОТНЫЙ ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в ЦВЕТНОМ платье.
13. СОСЕДСКИЙ кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на ИСКУССТВЕННОЕ вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на РАЗНЫХ этажах.
16. В жаркий день приятно походить по ТЕНИСТЫМ аллеям.
17. Землю надо БЫЛО обезводИть.
18. На поляне мы увидели высокий ЗЕМЛЯНОЙ холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень БЕРЕЖЛИВАЯ.
20. Давайте найдем в себе СКРЫТЫЕ резервы и доберемся до вершины.
21. С ОСОБЫМ удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность поехать на юг.
23. Были проведены ОТБОРОЧНЫЕ соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, АДРЕСАНТ которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос НЕВЕЖДОЙ.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое СУЩЕСТВОВАНИЕ.
27. Он не любил работать и вел ПРАЗДНЫЙ образ жизни.
28. Маяковский стоял у ИСТОКОВ нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта ПОНЯТНЫ и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы.
ТЕСТ
A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) гналАсь
2) зАтемно
3) крЕмень +
4) звонИт
A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.
2) Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.+
4) По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.
A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) промок под дождём
2) скучнее всего
3) пушные торги
4) около пятьсот учеников +
A4Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Усвоив правила русской орфографии,
1) почти любое слово будет написано правильно.
2) не будет ошибок в диктантах.
3) развивается орфографическая зоркость.
4) вы будете писать грамотно.+
A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лес, состоящий в основном из хвойных пород, тянется с севера на юг.
2) К.Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, на севере или на юге страны – он прислушивался к русской речи, запоминал и впитывал в себя образный и поэтичный народный говор.
3) Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.+
4) К.Ушинский писал о том, что в языке отражается весь народ и вся его жизнь.
A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д.Менделеева, в которую был влюблен Блок.+
2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».
3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.
4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.
Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.
(1)… (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широким и широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти разветвленную и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)… кино пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит свое прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть, прежде всего, явление литературное. (6)В нем достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.
A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Эстетически воздействует на человека только высокохудожественное произведение.
2) Кинематограф возник в конце XIX века. +
3) Фильм «Остров» произвел сильное впечатление.
4) Говоря о недостатках фильма, мы обращаемся к исходным параметрам киноискусства: драматурги и режиссуре.
A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Наоборот,
2) Во-первых,
3) К примеру,
4) Однако +
A9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) сценарий есть (предложение 5)
2) помогло перерасти (предложение 2)
3) что свидетельствует (предложение 3)
4) связи являются (предложение 4)+
A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями+
2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложносочинённое
A11Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени.
1) 6
2) 2
3) 3
4) 4+
A12Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ в шестом (6) предложении.
1) природный, совершающийся по законам живой природы
2) нормальный, обусловленный самим ходом развития +
3) искренний
4) уверенный
A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окруже(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3, 4+
3) 2, 3
4) 2, 4
A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ос…длать, выл..нять (от стирки), подд..ржать+
2) ст..пендия, расст..лать (постель), разб..раться
3) аргум..нтированный, д..спетчер, выт..рать
4) адм..нистрация, распл..скать, подн..маясь
A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) не..бходимость, с..ответствовать, з..трагивать
2) причастие, признательный, приспособить+
3) раз..ем, бар..ер, под..езд
4) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить
A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) леч..шь, приемл..мый
2) выскоч..шь, изуча..мый
3) лепеч..шь, расцвеч..нный
4) тащ..шь, невид..мый+
A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.+
2) Нам (не)откуда было позвонить в город.
3) Роста он был (не)большого, сложен хорошо, лицом весьма привлекателен.
4) (Не)приятно гулять в такую сырую погоду.
A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, все это он делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.
2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, ЗА(ТО) нехорошо, коль пространно и скучно.+
3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) все прощалось.
4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.
A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Всё внизу уже тонуло в сумерках (, ) и только верх кургана освещался красными лучами солнца.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.+
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воссозданные (1) на портретах современники Карла Брюллова – люди (2) проникнутые (3) благородными устремлениями, жаждой жизни.
1) 1
2) 2+
3) 1, 2, 3
4) 1, 3
A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дни июня (1) представьте (2) были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубов (3) как будто (4) обмакнули в зеленый воск.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 1, 3+
A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Переживание красоты сохраняется в каждой картине художника и будет сокровенным идеалом и непреложным звеном всю его жизнь.
2) Вся жизнь писателя и есть поиск и отбор средств выражения мысли и чувства.
3) У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются на нижней части надземных побегов.
4) Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей.+
A24Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении?
Зритель оказывается свидетелем всех душевных движений героев пьесы «Сослуживцы»: первоначальная отчужденность, обоюдная неприязнь перерастали постепенно в сочувствие друг к другу, а затем – во взаимную заинтересованность, нежность и, наконец, любовь.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.+
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолетом или гусеничной техникой.
1) 2, 4
2) 2+
3) 1, 2, 4
4) 1, 2, 3, 4
A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится все опаснее.
1) 1, 2, 3, 4+
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 2, 3, 4
Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию.+
3) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
4) Московские меценаты – представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.
*А.Н.Кузнецов (1920-1998) – писатель, участник Великой Отечественной войны.
A28В каком предложении автор текста называет чувство, которое вызывают у него представления современных людей об истоках героизма?
1) 8+
2) 14
3) 18
4) 21
A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-13?
1) повествование и описание
2) повествование
3) описание
4) рассуждение+
A30Укажите предложение, к котором используется фразеологизм.
1) 11
2) 15
3) 20+
4) 4
Часть «B»
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.
B1Из предложений 4-5 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
запомнил
B2Из предложений 12-13 выпишите относительное местоимение.
14
B3Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
совсем другие
Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.
B4Среди предложений 14—18 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
18
B5Среди предложений 16-20 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.
16
B6 Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.
13
B7Среди предложений 2-9 найдите такое, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
3
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 «Автор поднимает важную проблему, и не случайно ключевое место в системе речевых средств выразительности занимает такое лексическое средство, как ______2_ (например, в предложении 10), которое придает тексту полемичность. ___9___ («доблести», «беззаветно») и такое синтаксическое средство, как ___6____ (предложения 9, 22), усиливают публицистичность и гражданский пафос размышлений автора. Важность тех чувств, которые руководят поступками людей, подчёркивается использованием такого тропа, как ______1_ («тёмный, звериный страх» в предложении 21)».
Список терминов: 1) эпитеты; 2) фразеологизмы; 3) олицетворение; 4) парцелляция; 5) анафора; 6) антонимы; 7) сравнение; 8) восклицательные предложения; 9) книжные слова
2.
1)-абонемент
2)-подвешенном
3)-обидных
4)-проступок
5)-
6)-усвоил
7)-практичный
8)-виноватым
9)-высокие
10)-сытный
11)-болотный
12)-цветастом
13)-
14)-искусственное
15)-разных
16)-тенистых
17)-обезводить
18)-земляной
19)-бережливая
20)-скрытые
21)-удовольствием
22)-предоставлена
23)-отборочные
24)-адресант
25)-невежда
26)-
27)-праздный
28)-истоков
29)-понятны
30)-рекомендованной
ТЕСТ
A1 3)
A2 3)
A3 4)
A4 4)
A5 3)
A6 1)
A7 2)
A8 4)
A9 3)
A10 1)
A11 4)
A12 2)
A13 2)
A14 1)
A15 2)
A16 4)
A17 3)
A18 1)
A19 2)
A20 3)
A21 2)
A22 2)
A23 4)
A24 3)
A25 2)
A26 1)
A27 2)
A28 3)
A29 4)
A30 3)
Часть «B»
B1 запомнил
B2 какие
B3 совсем другие
B4 18
B5 16
B6 13
B7 4.
B8 6981
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой поступок заслуживает обсуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и ближние, и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветном платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо обезводить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.
1-3 (кремЕнь)
2-3 (величественная)
3-4
4-4
5-3
6-1
7-2
8-4
9-3
10-1
11-4
12-2
13-2
14-1
15-2
16-4
17-3
18-1
19-2
20-3
21-2
22-2
23-4
24-3
25-2
26-1
27-2
28-3
29-4
30-3
В1-запомнил
В2-какие
В3-совсем другие
В4-18
В5-16
В6-13
В7-4
В8-6981
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидных слов.
4. Любой поступок заслуживает обсуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние холмы.
6. Студент быстро усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
10. Она приготовила сытный завтрак.
11. Болотный ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветастом платье.
13. Соседский кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искуственное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
17. Землю надо обезвредить.
18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовольствием учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.
1. 3
2. 3
3. 4
4. 4
5. 3
6. 1
7. 2
8. 4
9. 3
10. 1
11. 4
12. 2
13. 2
14. 1
15. 2
16. 4
17. 3
18. 1
19. 2
20. 3
21. 2
22. 2
23. 4
24. 3
25. 2
26. 1
27. 2
28. 3
29. 4
30. 3
В1. запомнил
В2. какие
В3. совсем другие
В4. 18
В5. 16
В6. 13
В7. 4
В8. 6981
Елена Юрьевна, пару ошибок у себя нашёл.
5. — дальние
6. — соседский
26. — существование