сколько собак можно держать в квартире по закону 2021 году в россии
Хочешь собаку? Бери ипотеку на «трёшку». Людям с животными запретили жить в тесных квартирах
Когда мы смотрим документальные фильмы о полиции для животных в США и Европе, то говорим: «Вот бы у нас так! Не хватает ответственности». А когда новый закон появляется в России, то говорим: «Это всё, чтобы собирать деньги!». Вот в России появились необычные нормы по регистрации домашних животных. Владельцы уверены – где учёт, там и налог.
Метры на котов
Закон о квотах на животных появился пока только в Кировской области, но его активно обсуждают во всех регионах. Мало того, что в разных квартирах разрешается держать определённое количество питомцев. Владельцам придётся отвести любимцев на перепись.
А нам где жить? Фото: vladtime.ru.
Разрешённое количество животных в квартире зависит от метража: нужно умножить норму предоставления жилплощади (18 кв. м.) на число жильцов. Из общей площади вычесть получившееся число. Свободные метры может занять животинка. Размер животного тоже зависит от площади: чем больше площади, тем больше и животинка.
В постановлении правительства области говорится, что для собаки от 25 кг требуется не менее 2,5 кв метров, до 25 кг – минимум 1,5 кв. м., для котов – от 0,8. Если результат подсчёта площади отрицательный, допускается содержать только одно животное.
Получается, что в квартире больше 57 кв метров семье из трёх человек разрешается завести двух маленьких собак или одну большую. А одинокому владельцу однушки в 34 метра – поселить у себя 20 котов.
Животных нужно регистрировать в течение 10 дней с момента приобретения. При этом для питомцев чиновники тоже прописали гарантии: обязанности хозяев кормить, поить и выгуливать четвероногих.
Получается, что жить втроём в студии 20 кв. м. без соблюдения норматива можно, ведь на людей нормативов нет. А вот заводить кота в тесной квартире – нельзя.
Народное мнение
Сами жители региона сошлись во мнении: с владельцев, которые поставят на учёт питомцев, начнут «стричь налоги».
Фото: группа VK «Чистые пруды – жилой район г. Кирова».
С земляками согласен Алексей, владелец двух котов. Идея регистрировать домашних питомцев кажется ему странной. Ведь это не сельскохозяйственные животные, вроде коров, овец или коз. Ветеринарный контроль для сельхозживотных – обязательное условие по контролю над распространением заболеваний. К тому же так власти регулируют сельскохозяйственный рынок и взимают налоги.
А вот кошки и собаки домашние… Эпидконтроль? Вряд ли. Налог? Скорее всего. Только мне очень жаль в этом случае большую часть «Барсиков» и «Тузиков». Хозяева вряд ли захотят проходить все процедуры по регистрации, вакцинированию, прививкам и еще в добавок платить налог. Проще выбросить плюшевых на улицу. Другое дело, если питомец породистый и с регалиями. Хотя такие питомцы может и сойдут за особо ценное имущество, не повысить ли на них ставку налога на усы и хвосты?
Непонятно, какие санкции ждут кировчан за нарушение правил. В постановлении правительства области говорится, что виновники «несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством». Получается, правовое поле будет регулировать Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Только вот кто и как будет проверять количество кошек в квартирах – тоже пока не известно.
В 2018 году владельцы домашних животных были обеспокоены слухами о введении налога на питомцев. Разговоры о возможном налогообложении были порождены информацией о том, что в России с 2021 года вступит в силу закон о домашних животных, который на протяжении семи лет находился в стадии обсуждения. Практика введения налогов на домашних питомцев широко распространена в Европе и уже давно стала привычным способом регулирования популяции бездомных животных.
Госдума планировала ввести подобные правила и на территории Российской Федерации. Любителям животных необходимо ознакомиться с текстом обновленного закона об их защите, потому что он предусматривает нововведения, которые уже с января 2021 года вступят в силу и коснутся всех владельцев домашних питомцев, контактных зоопарков, служебных собак.
История принятия закона о домашних животных в России
Впервые законопроект об изменениях требований к владельцам животных был представлен в Госдуме в далеком 2010 году. В 2011 году прошло первое прочтение законопроекта, а следующее было назначено на 2017 год. За семь лет в проекте появилось 300 правок, и только в декабре 2018 года закон был принят во втором чтении.
По словам правозащитников, столь длительный срок принятия закона был обусловлен тем, что власть столкнулась с оппозицией в виде представителей крупных фирм по производству питания для питомцев, препаратов для эвтаназии и даже охотников. Суть претензии состояла в том, что указанные группы лиц всячески противостояли полному запрету на территории Российской Федерации притравочных станций. В ходе дискуссий компромисс все же был достигнут и закон вступил в действие с учетом требований всех сторон дискуссии.
Закон о защите животных
Ранее сферу взаимодействия человека с животными регулировала статья УК РФ под названием «Жестокое обращение с животными». У данной статьи был ряд недостатков:
За долгие годы существования этой статьи минимальное количество подозреваемых понесли наказание. Это обусловлено тем, что формулировка статьи предусматривает наказание за преступление, совершенное из указанных выше побуждений. Таким образом, человека, который издевался над животным не в публичном месте, и его поступки не повлекли за собой увечья либо же смерти, не получалось привести к ответственности.
Также данная статья не устанавливала четких требований относительно правил содержания и выгула домашних питомцев, в ней не прописывались тонкости безопасного сосуществования животных и людей. Новый закон учитывает эти и многие другие факторы, а также предусматривает материальную ответственность за нарушение правил содержания питомцев.
Содержание нового закона 2021 года о домашних животных
Закон вступает в силу со дня его публикации, однако существует несколько поправок относительно некоторых статей. Организации, использующие животных в культурно-массовых мероприятиях, обязаны получить лицензию на данную деятельность до 1 января 2021 года, а зоопарки, сады, дельфинарии и похожие заведения – до 2022 года. После данного срока любое использование животных без соответствующей лицензии будет являться незаконным.
Также предусмотрена статья, запрещающая содержание редких или опасных представителей фауны в жилых помещениях, однако касаться она будет только тех питомцев, которых захотят завести после 1 января 2021 года. Список животных, запрещенных для частного содержания, еще находится в состоянии доработки, но уже есть список потенциально опасных и разрешенных любимцев.
Правила содержание домашних животных в Москве
После принятия закона о безопасном обращении с питомцами требования к условиям их содержания несколько ужесточились и упорядочились. Изменения на законодательном уровне коснулись не только частных владельцев животных, но и должностных и юридических лиц, (предприятий по разведению служебных собак, владельцев контактных и частных зоопарков, кафе и ресторанов, на территории которых проживают питомцы).
Отдельно объясняются полномочия новых органов контроля, приютов, возможная ответственность за несоблюдение статей.
Особенности правового регулирования обращения и содержания животных
За нарушение правил гуманного обращения и использования животных нарушитель может понести административную или даже уголовную ответственность. Также будут существовать государственные и общественные комиссии, которые будут следить за выполнением закона, однако они будут иметь разные полномочия.
Отныне у владельца, который был замечен в негуманном обращении со своим питомцем, могут изъять любимца.
Также органы контроля должны иметь постоянный беспрепятственный доступ к животным, они имеют право собирать доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы), если обнаружат нарушение статей федерального закона. В дальнейшем собранные материалы будут передаваться в органы контроля, после чего нарушителю будет выдвигаться обвинение.
Изначально одной из причин изменения старой статьи о жестоком обращении с животными был тот факт, что из-за узкого спектра предусмотренных нарушений привлечь нарушителя к ответственности было достаточно сложно. Сейчас же закон предусматривает наказание за все возможные проявления негуманности и жестокости, что должно позитивно повлиять на культуру общения с домашними любимцами в России.
Требования к содержанию и использованию животных
Согласно 9 статье нового закона об ответственном обращении с животными, начиная с 2021 года, каждый владелец питомца обязан обеспечивать своему любимцу условия, которые прописаны в федеральном законе. Животное должно содержаться в таких условиях:
Отныне хозяева, которые по каким-либо причинам не могут продолжить заботиться о своем животном и хотят снять с себя обязательства опеки над ним, обязаны найти для питомца нового хозяина и передать его из рук в руки.
Если бывший хозяин не может найти новое жилье для любимца, он должен направить его в специализированный питомник для его дальнейшего проживания в подходящих условиях.
Одним из нововведений стал запрет на содержание в жилых помещениях редких или потенциально опасных для окружающих питомцев. Запрет не распространяется на зоопарки, дельфинарии и прочие специализированные учреждения, однако цирки или другие шоу с привлечением животных в обязательном порядке должны получить государственную лицензию на данный вид деятельности.
Список животных, которые считаются опасными, а также перечень представителей фауны, которые могут иметь статус домашних, находится в дополнениях к основному тексту закона.
Обращение с животными без владельцев
Понятие «бездомное животное» изменено на более гуманное «животное без хозяина». Контроль и забота о них будет осуществляться для достижения таких целей:
Таким образом, информация о любом найденном животном в течении первых трех дней его пребывания в приюте должна быть опубликована в Интернете. Животные должны пройти тщательное обследование, иметь маркировку, досье (в том числе фотоматериалы).
Усыпление питомца возможно только в том случае, если оно имеет неизлечимые болезни, что приводит его к постоянным страданиям. Однако, статья 16, в которой описаны обязательства приютов, вступит в силу с 1 января 2021 года. Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев.
Государственный и общественный контроль
Закон о защите животных предусматривает наличие государственных и общественных органов контроля, обладающими разными полномочиями. Органы государственного наблюдения за исполнением новых правил будут иметь такие должностные полномочия:
Каждому из представителей будет выдано удостоверение, подтверждающее его статус. Спектр полномочий общественного контролера несколько уже, нежели у государственного, и включает такие права:
Во время своей добровольной деятельности, общественный контролер не должен препятствовать нормальной работе организаций, а также осуществлять контроль содержания служебных животных.
Будет ли введен налог на содержание
Еще задолго то опубликования нового закона во многих СМИ (в том числе именитых) всячески обсуждалась тема возможного введения налога на содержание домашних животных, который существует в большинстве развитых европейских стран. Некоторые источники даже подавали ожидаемые расценки, чем напугали многих жителей страны, хотя такие рассуждения были абсолютно беспочвенными.
Налог на содержание питомца не будет введен.
Да, во время первоначального обсуждения проекта такая возможность всерьез рассматривалась. Однако, как только информация об этом дошла до общественных организаций, активисты создали петицию, главным требованием которой было не вводить данный налог. Петицию подписали более 200 тыс. человек, поэтому Госдума отказалась от данного нововведения.
Более того, по мнению главы комитета экологии, даже процедура регистрации животных должна быть бесплатной. Таким образом, даже малоимущие слои населения будут иметь возможность зарегистрировать своего питомца, чем помогут урегулировать количество животных и детальнее отслеживать их популяцию.
Плюсы и минусы нового закона
Однозначно, данный закон имеет множество плюсов:
Больше всего противников закона среди охотников и производителей медикаментов для умерщвления животных. Также некоторые люди выступают против требования о стерилизации питомцев.
Распространенные вопросы
Нужно ли регистрировать и чипировать кошку/собаку, живущую в квартире?
Инициатива обязательного чипирования так и не была принята. Сама по себе данная процедура – это самый современный способ регистрации питомца, который в случае необходимости поможет в кратчайшие сроки найти хозяину потерявшуюся собаку или кошку. Исходя из этого, хоть данный метод регистрации и не стал обязательным, чипирование все же лучше провести в целях безопасности.
Собака, гулявшая без поводка, но с хозяином, повредила автомобиль, который стоял в неположенном месте. Кто виноват?
Выгул собак должен осуществляться в специальном месте. По пути на площадку владелец должен обеспечивать безопасность своему питомцу, при этом заботясь о безопасности здоровья и имущества окружающих. Собака должна находиться на поводке, а крупные и потенциально опасные породы – в намордниках. Соответственно, виноват хозяин животного.
Что будет за неубранные после собаки биологические отходы?
Закон об ответственном обращении с животными предусматривает несение административной, уголовной и иных видов ответственности за нарушение его статей. Однако, в данный момент, конкретного наказания за нарушения обязательства уборки отходов нет.
Какие животные входят в список домашних по закону?
Со списком животных-компаньонов и потенциально опасных собак можно ознакомиться в приложениях №1, 2. Не могут быть домашними питомцами представители дикой фауны, потенциально опасные для здоровья и жизни окружающих. Все животные, которые были заведены до 1 января 2021 года, будут считаться домашними, даже если попадут в категорию запрещенных.
В целом, данное нововведение должно положительно отразиться на культуре поведения россиян со своими питомцами. Хотя закон очень долго находился в стадии разработки и корректировки, даже сейчас в нем есть спорные вопросы, по поводу которых продолжает дискутировать общественность.
Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.
Павел Крашенинников объяснил, каких животных можно держать в квартирах
Павел Владимирович, как защитить соседей от таких блогеров, которые мучают и их, и своих питомцев?
Павел Крашенинников: Соседей защищает Жилищный кодекс РФ, где прямо говорится, что права и интересы соседей нельзя нарушать. В данном случае, если есть такие истории, нужно вызывать участкового, собирать комиссию, и решать все эти вопросы.
Так можно держать в многоквартирном доме «сельскохозяйственную» лису? А бегемота?
Павел Крашенинников: Если это кот Бегемот, то можно. А если серьезно, то, конечно, нет. В российском законодательстве есть перечень домашних животных. Бегемоты и лисы к ним не относятся.
Что касается гуманного отношении к животным, то мы в последнее время приняли целый ряд новых законодательных актов на эту тему. Например, запретили изымать животных за долги. Были случаи, когда судебные приставы это делали. Понятно, что это моральное давление. Приходят и говорят: отдавай деньги либо я твоего кота, собаку или попугая отберу. Так что законодательство есть. Оно устанавливает разные правила поведения, в том числе, если издеваются над животным.
А как быть с тату у кота, нанесенном под наркозом? Можно ли считать это проявлением жесткого обращения с животными? Зоозащитники говорят, что да. Но де-юре это нигде не прописано?
Павел Крашенинников: Понимаете, абсолютно все случаи мы не можем в законе прописать. Но если у зоозащитников есть доказательства, что тату принесло животному боль и мучения, то ничто не мешает им обратиться в суд.
Полное интервью председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова читайте в ближайшем номере «Российской газеты».
Сколько собак можно держать в квартире по закону 2021 году в россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1089 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными»
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7138).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. № 1089
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными
I. Общие положения
2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Объекты государственного контроля (надзора)
а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:
а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:
а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;
б) при выдаче разрешений на:
использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;
в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:
использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.
12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.
Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.
13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
чрезвычайно высокий риск;
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;
занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
указанных в приложениях II, III к Конвенции;
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:
а) категория чрезвычайно высокого риска:
обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения);
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;
г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;
д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
обобщение правоприменительной практики;
Обобщение правоприменительной практики
20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Объявление предостережения
23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.
24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Консультирование
25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Профилактический визит
31. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными.
32. Контрольные (надзорные) органы предлагают проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области обращения с животными, не позднее чем в течение 1 года с момента ее начала.
33. Профилактический визит проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его полномочиях, а также об особенностях организации и осуществления государственного надзора, проводимого в отношении объекта контроля.
34. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его к категории риска.
35. В ходе профилактического визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
36. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
37. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
38. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководители (заместители руководителей) контрольных (надзорных) органов или их территориальных органов могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
39. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
проведения выездной проверки.
При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
Контрольные (надзорные) мероприятия
43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
Инспекционный визит
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Рейдовый осмотр
46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
Документарная проверка
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
Выездная проверка
48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Выездное обследование
50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
Порядок отбора проб (образцов)
51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.
Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковку.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:
номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);
порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорию продукции (при их наличии);
дату изготовления продукции;
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);
дату и место отбора пробы;
номер партии (при его наличии);
объем или массу партии;
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
массу, объем или число проб;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии и должности лиц, отобравших пробу.
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Мониторинг
53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.
54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.
55. Мониторинг осуществляется посредством:
а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;
б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;
в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.
57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.
58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.
59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.
60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.
VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Обзор документа
Утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными. Уполномоченными органами по-прежнему выступают Росприроднадзор и Россельхознадзор, а также их территориальные органы.
Госконтроль осуществляется посредством инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной и выездной проверок. Определены объекты надзора. При его осуществлении применяется система оценки и управления рисками. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.