сидя на даче у старой печки меня согревало ее тепло грамматическая ошибка
Сидя на даче у старой печки меня согревало ее тепло грамматическая ошибка
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Усадьба у тётки (не)большая но прочная окружён..ая (сто)летними берёзами (Не)высокие постройки все под соломе(н,нн)ыми крышами. Выделя..тся дли(н,нн)ой только людская, (от)куда выглядывают какие(то) старич..ки и старушки. Все они когда в..езжаешь во двор, низко(низко) кланяют..ся.
Сад у тёти славился яблоками. Дом стоял у самого сада, был (не)велик, пр..земист но глядел основательно из(под) своей необыкновен..о высокой соломе(н,нн)ой крыши почерневш..й (3) от времени.
В доме (с)начал.. (2) почу..ству..шь запах яблок а потом уже другие приятные запахи: старой мебели сушёного липового цвета. В гости(н,нн)ой прохладно. Это потому, что дом окружён садом.
Вдруг важно но приветливо выходит тётя. (4) И сейчас(же) под бе..конечные разговоры начинают появлят..ся угощения. Окна в сад открыты, (от)туда ве..т бодрой осе(н,нн)ей прохладой.
Усадьба у тёти небольшая, но прочная, окружённая столетними берёзами. Невысокие постройки все под соломенными крышами. Выделяется длиной только людская, откуда выглядывают какие-то старички и старушки. Все они, когда въезжаешь во двор, низко-низко кланяются.
Сад у тёти славился яблоками. Дом стоял у самого сада, был невелик, приземист, но глядел основательно из-под своей необыкновенно высокой соломенной крыши, почерневшей (3) от времени.
В доме сначала (2) почувствуешь запах яблок, а потом уже и другие приятные запахи: старой мебели, сушёного липового цвета. В гостиной прохладно. Это потому, что дом окружён садом.
Вдруг важно, но приветливо выходит тётя. (4) И сейчас же под бесконечные разговоры начинают появляться угощения. Окна в сад открыты, оттуда веет бодрой осенней прохладой.
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Усадьба у тётки (не)большая но прочная окружён..ая (сто)летними берёзами (Не)высокие постройки все под соломе(н,нн)ыми крышами. Выделя..тся дли(н,нн)ой только людская, (от)куда выглядывают какие(то) старич..ки и старушки. Все они когда в..езжаешь во двор, низко(низко) кланяют..ся.
Сад у тёти славился яблоками. Дом стоял у самого сада, был (не)велик, пр..земист но глядел основательно из(под) своей необыкновен..о высокой соломе(н,нн)ой крыши почерневш..й (3) от времени.
В доме (с)начал.. (2) почу..ству..шь запах яблок а потом уже другие приятные запахи: старой мебели сушёного липового цвета. В гости(н,нн)ой прохладно. Это потому, что дом окружён садом.
Вдруг важно но приветливо выходит тётя. (4) И сейчас(же) под бе..конечные разговоры начинают появлят..ся угощения. Окна в сад открыты, (от)туда ве..т бодрой осе(н,нн)ей прохладой.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
с начал а // с нача л а
с начал а ← начал о (приставочно-суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
1. Из-под крыши (какой?) почерневшей — причастие, н. ф. — почерневший; от глаг. почернеть.
2. Пост. — дейст., прош. вр., сов. в.; непост. — в род. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Вдруг важно, но приветливо выходит тётя. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: тётя (подлежащее, выражено именем существительным) выходит (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (выходит) вдруг — обстоятельство, выражено наречием; (выходит) важно — обстоятельство, выражено наречием; (выходит) приветливо — обстоятельство, выражено наречием.
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать (в)продолжени.. повести.
2) (В)следстви.. недостатка дров договорились о новых заготовках.
3) Охотники всматривались (в)след этого удивительного зверя.
4) (В)течени.. ближайших суток погода не изменится.
1. Вследствие недостатка дров договорились о новых заготовках. В течение ближайших суток погода не изменится.
2. Вследствие, в течение.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложений | |
Правильно определены и выписаны только два предложения | 1 |
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны | 0 |
Правильное написание предлогов | |
В написании предлогов орфографических ошибок нет | 1 |
В написании предлогов допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Приют наш мал, (за)то в нём уютно.
2) Берись (за)то, что тебе по душе.
3) В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.
4) Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.
1. Приют наш мал, зато в нём уютно. В радости ведь тоже иногда нужна помощь.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложений | |
Правильно определены и выписаны только два предложения | 1 |
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны | 0 |
Правильное написание союзов | |
В написании союзов орфографических ошибок нет | 1 |
В написании союзов допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуха, договоры, цепочка, корысть.
До́суха, догово́ры, цепо́чка, коры́сть.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Сидя на даче у старой печки, меня согревало её тепло.
2) Всем по окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку.
3) Распахнувшая окна мама улыбнулась летнему дню.
4) Прочитав книгу, я подумал, что она будет интересна всем.
Сидя на даче у старой печки, я согревался от её тепла. Всем по окончании работы необходимо сдать книги в библиотеку.
Когда я сидел на даче у старой печки, меня согревало её тепло. Всем по окончании работы необходимо сдать книги в библиотеку.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение | 1 |
Верно выписаны и исправлены два предложения | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дорога освещённая бледной луной выглядела таинственной.
2) Издававшие сладкий аромат цветы были залиты жарким солнцем.
3) Возвращаясь домой я вспомнил о своём обещании позвонить маме.
4) Ветерок пробегая по листве деревьев чрезвычайно освежал меня.
1. Возвращаясь домой, я вспомнил о своём обещании позвонить маме.
2. Деепричастный оборот в начале предложения. ИЛИ [|д.о.|, ˟ гл. ].
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложения и места постановки запятой | |
Правильно определено предложение и место постановки запятой | 1 |
Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения | |
Верно обоснован выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Захватив удочки и банку с червями ребята отправились на рыбалку.
2) Учёные Севера мечтают вывести растения не боящиеся вечной мерзлоты.
3) Ребята поговорим сегодня о сове бесшумно летающей ночью.
4) Вымытые дождём улицы радостно приветствовали туристов.
1. Ребята, поговорим сегодня о сове, бесшумно летающей ночью.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложения и мест расстановки запятых | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков | |
Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка | 1 |
Верно назван только один из пунктуационных отрезков. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.
(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а их учителем была сама жизнь, природа.
ИЛИ Люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–5 текста. Запишите ответ.
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.
(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан неверный ответ | 0 |
Дан верный ответ | 1 |
Максимальный балл | 1 |
Как умение человека считать нашло отражение в русском языке? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.
(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
1. Умение человека считать отразилось в метких и образных специальных (устойчивых) выражениях (словосочетаниях, фразеологизмах), которыми так богат русский язык.
2. Ключевые слова (словосочетания), подтверждающие ответ: когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном; дело ясно, как дважды два — четыре; знаю как свои пять пальцев; пошло это выражение; значило то же, что уметь считать.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт) | 1 |
Неверно объяснено значение фразеологизма. ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано | 0 |
Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ | |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения | 3 |
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух) | 2 |
Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание | 1 |
Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания. ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания | 0 |
Максимальный балл | 5 |
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.
(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Незапамятные — очень давние, отдалённые, древние.