штраф за лай собаки в ночное время в частном доме
Как решить проблему с лаем собак в частном секторе в ночное время?
Буду признателен за сноску конкретного (!) разрешения этой ситуации с указанием примененных нормативных актов.
Здравствуйте! Если собаки являются бродячими, то данным вопросом занимается администрация города. Пишите жалобу.
Собаки принадлежат соседу, бегают в свободном выгуле по территории его участка, до моих окон 10 метров.
Здравствуйте, Владимир! Судебная практика рознится. Вы можете ознакомится со следующими определениями.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-8517
Требование: О запрете содержания домашних животных.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик содержит в своей квартире большое количество собак крупных пород, собак он выгуливает без намордников, они постоянно лают, скулят, царапают полы, стены, двери в общем коридоре, не дают покоя жильцам ни днем, ни ночью, за своими животными ответчик не следит, не убирает за ними, из квартиры исходит зловонный запах, распространяются тараканы, в подъезде дома грязно.
Решение: Иск удовлетворен, так как факт нарушения ответчиком прав истца и других жителей дома на благоприятную среду, нарушения санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-санитарных правил при содержании в квартире собак нашел свое подтверждение.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.02.2016 N 33-1936/2016 по делу N 2-4070/2015
Требование: Об обязании принять меры к обеспечению тишины в жилых помещениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцом не представлены доказательства нарушения тишины в результате содержания собаки ответчиком.
Как судят владельцев собак в России
И какие породы собак самые проблемные
В одних регионах суды штрафуют собачников за громкий лай питомца, а в других не наказывают, даже если от укусов животного пострадал соседский ребенок.
Мы изучили около тысячи дел об административных правонарушениях, которые рассматривали российские суды за последние пять лет, и выяснили, за какие правонарушения и как наказывают собачников.
За что вообще могут наказать владельца собаки
Закон об обращении с животными запрещает оставлять собаку без присмотра, выгуливать в неположенных местах, а также обязывает хозяина убирать за своим питомцем отходы жизнедеятельности. Кроме этого причиной административного дела может стать ситуация, когда собака напала на другого человека или испортила чужое имущество. Если вред тяжкий, то это уже уголовное преступление, которое попадает под часть 1 статьи 118 Уголовного кодекса.
В базе ГАС «Правосудие» мы нашли 1009 подобных дел, которые рассматривали в 2016—2021 годах. Надо иметь в виду, что часто конфликты между собачниками и пострадавшими не доходят до суда. С нарушителями может разбираться полиция или административная комиссия, а если животное вредит общедомовому имуществу — управляющая компания. Сколько всего происшествий с участием собак происходит в стране — неизвестно.
Как победить выгорание
В суде дело обычно рассматривают, если виновник пытается обжаловать штраф. В этой статье мы рассматриваем только дела, которые дошли до суда.
Самое частое правонарушение, которое рассматривают в судах, — безнадзорный выгул: когда питомец бегает по улице без намордника, а хозяина рядом нет. Такие дела составляют примерно треть от общего количества. Также нередки случаи, когда владельца привлекают за то, что собака покусала другого человека или была на прогулке без поводка. Санкции за громкий лай ночью существуют лишь в тех регионах, где это прописано в так называемых местных законах о тишине. Иногда одного владельца собаки привлекают сразу за несколько нарушений.
В списке самых частых нарушений есть и штрафы за отсутствие надписи «Злая собака». Но с 1 января 2021 года это больше не считается нарушением закона.
В каких регионах собачники оказываются в суде чаще всего
Чаще всего владельцы собак оказывались в суде на Алтае: 158 дел, это 16% всех случаев. Самое распространенное нарушение здесь, как и в целом по стране, это безнадзорный выгул: почти половина всех дел. Также в Алтайском крае чаще всего в России хозяев привлекали за отсутствие надписи «Злая собака»: 20 случаев из 25, зарегистрированных по всей стране.
На втором месте по количеству административных дел, заведенных в отношении владельцев собак, — Волгоградская область: 63 дела. Самое популярное нарушение — тоже безнадзорный выгул, это каждое пятое дело. Еще собачников здесь часто привлекают за то, что их питомец укусил другого человека, а также был без намордника на прогулке.
В тройку регионов с самым большим количеством дел вошла также Вологодская область: 61 случай. Треть из них связана с тем, что собака укусила другого человека. Кроме того, 12 раз владельцев животных здесь штрафовали за то, что их питомец нападал на ребенка.
Какие штрафы получают собачники
Как часто суды оставляют собачников без наказания
В целом владельцы собак в суде чаще избегают наказания: благополучно для собачников закончились 460 дел, только 400 человек все же должны были заплатить штраф. Почти все остальные жалобы вернули без рассмотрения — из-за того, что с момента назначения штрафа административной комиссией прошло слишком много времени. Небольшую часть дел передали на новое рассмотрение.
Как показывает статистика, суд часто отменяет штраф административной комиссии, если речь идет о безнадзорном выгуле, ночном лае или нападении собаки на другое животное. Ситуации, в которых пострадали люди, обычно заканчиваются для собачников штрафом.
Чаще всего владельцы собак избегали наказания в Иркутской области — 10 «оправдательных» дел из 10; в Кировской — 14 из 19; в Алтайском крае — 103 из 158. Самые строгие судьи — в Нижегородской, Липецкой, Тульской, Вологодской и Самарской областях: в этих регионах больше половины решений оказались не в пользу собачников.
В основном собачников прощали из-за того, что на момент назначения штрафа срок давности уже истек: 183 дела, в которых владельцы животных избежали наказания. Штрафовать владельца собаки нужно не позднее двух месяцев с момента нарушения. В 116 делах судьи не усмотрели состава административного правонарушения, в 17 случаях не удалось доказать сам факт правонарушения, а в 69 — что в произошедшем виноват именно владелец собаки.
Какие породы собак самые проблемные
Самые популярные породы собак у россиян — тойтерьер, шпиц, чихуахуа, йоркширский терьер, а также немецкая и кавказская овчарки. Из этого списка чаще всего в текстах судебных документов встречались две последние.
Вообще, порода собаки была указана только в четверти всех административных дел. Чаще всего за поступки своих питомцев отвечали владельцы овчарок: среднеазиатских — 26 раз, немецких — 17, кавказских — 13. Еще в 25 делах было указано, что речь об «овчарке» — без указания конкретной породы. Лидером же по числу происшествий стали лайки — 46 случаев. 28 раз в делах фигурировали беспородные собаки.
За нападения на людей чаще всего отвечали в суде именно владельцы овчарок: почти половина всех случаев, когда в деле указывалась порода собаки. В том числе речь и о ситуациях, когда животное нападало на детей: например, в Мордовии ребенок провел 12 дней в больнице после нападения среднеазиатской овчарки. Но наказания владелец так и не понес.
Почему не пункта » ненавижу тупых владельцев, неспособны воспитать и содержать адекватным образом?»
Фру, этот пункт остался для статьи про многодетных )
Том, понимаю вашу иронию, но я не против непосредственно собак. И горячо поддерживаю адекватных владельцев, которые ниже отписались
Проблемы доставляют не собаки, а их хозяева, которые не убирают какахи с тротуаров и выгуливают их без поводков в жилых районах.
Tonica, согласен.
Хочешь собаку в городе — получи сначала права на нее. Сдай экзамен на знание базовых принципов, выгуливание с поводком, тест на удержание собаки при ее попытке нападения на мирно идущего прохожего, тест на правильную уборку экскрементов, тест на психологию собаки, как сделать чтобы она не скулила в квартире в ваше отсутствие, и прочее
Елена, а что вы иронизируете- смотришь на школьных стрелков и задумываешься над конролем
Фру, о том и речь. Вопрос не про плохих собак, а про неадекватных людей. А их везде и среди собачников, и среди прочих достаточно. Но почему-то именно собаки вызывают у людей такую бурю негодования вплоть до травли. Я сожалею, что у многих здесь агрессивно высказывающихся против собак есть травмирующий опыт. Но это не повод грести всех собак и собаковладельцев под одну гребенку.
Елена, я поняла ваш посыл, поддерживаю. Плохих собак не бывает- бывают безголовые хозяева
Фру, Совершенно верно
В 2010 на нас с сыном (ему было 3) на даче напали в лесу две немецких овчарки, которых хозяева взяли с собой погулять и конечно же без поводков и намордников. Заслонив сына от собаки, я получила укус в самое мягкое место. Одна из хозяек овчарок даже посмела мне сказать, что я вру, обвиняя собаку в укусе. Пришлось прямо на месте показать им результат.
Дальше травмпункт, полиция, беседа участкового с хозяйкой, дело об административном правонарушении.
Ну, толку ноль, они хоть и выросли и даже дочь произвели на свет, а не понимают, что если их собаки бросаются на людей,то их надо держать на привязи. Таких тупых людей много.
Это,кстати, был далеко не первый случай, когда их собаки в лесу набросились на других дачников, но в полицию никто не обращался.
Так-то я собак люблю, но рада, что эти две овчарки почили наконец.
Ir, а дачку супостатам ночью поджечь когда их там не будет?
Марина, раньше назойливых животных травили соседи (в советские и ранние постсоветские времена), если увещевания не помогали. Но это же всё противозаконные методы мести.
Д, жёстко аыскажусь. Но- правильно делали соседи
Марина, карма их и без этого настигла
Ir, так не в овчарках дерлр, а в безмозглых хозяевах
Терпеть не могу нерадивых собачников, не убирающих за животными.
Дети вечно наступают в какашки.
Про собак без поводка и намордника и говорить нечего, на дачу купил перцовый баллон. Надеюсь, не придется применять.
Меня укусила овчарка, которую хозяева выпустили гулять по двору частного дома, а ворота оставили открытыми. Собака выбежала на улицу и напала на меня, пришлось отбиваться руками и веткой, оторванной от дерева. Участковый к ним сходил, пожурил, обещали больше так не делать (враньё, уже такое было, с его слов). Никакого наказания хозяевам.
Ольга, надо было в суд подавать через травмпункт.
Natalia, да с них взять нечего, неблагополучная семья. Страшно, что я не первая и, возможно, не последняя пострадавшая, а наказать их никак не могут. Под УК не попадает, так разъяснила полиция.
Нужны собачьи парки и другие места для выгула, доступные мешочки на каждом шагу и урны для их утилизации
4 раза было, но бездомные в 3 случаях, к собакам после этого стойкая идиосинкразия 😾 Сложно забыть как бежала от стаи бездомных собак с 2-летним сыном на руках, а в голове было как закрыть его телом если догонят. Спасло то, что увидела троллейбус и водитель открыл двери и смог закрыть их перед стаей. Но с такой скоростью я больше никогда в жизни не бегала, хорошо, что была молодая и в хорошей спортивной форме.
А есть и совсем другая сторона: люди настолько одичали в городах, что один вид собаки вызывает у них паническую нервозность. От этого они позволяют себе беспричинно хамить или указывать что делать. Они почему-то ошибочно полагают, что я не такой страшный и ужасный, как моя собака 🙂
Купите уже домик в деревне. Дикое животное не приспособлеро к каменным джунглям- сами видете- стресс. И только вы в этом виноваты
Ivan, «есть если пытаться всем угодить, то собака не должна быть собакой вовсе. А это, знаете-ли, вызывает стресс у животного»
Ivan, у вас рулетка или поводок?
Наталья, наличие у кого-то страха автомобилей не отменяет Пдд
Alexandr, особенности здравомыслия и ответственности хозяина. В первую очередь
Буквально на днях столкнулась с вопиющим хамством неадекватной хозяйки собаки бойцовской породы. Бегала я себе спокойно в 6 утра по маленькой дубраве на районе, вижу впереди даму с собакой без поводка. Она меня тоже заприметила и любезно так придержала ее за ошейник, я мимо прошла шагом. Возвращаюсь обратно- снова они, но на этот раз она меня не увидела. Я темп сбавила, поравнялась с ней, а она давай пальцем у виска крутить и орать на меня «Ты что, больная?! Не видишь- собака без поводка? Куда ты бежишь, тебе жить надоело?». У меня от такого хамства на секунду пропал дар речи. Я ей пыталась объяснить, что это ее ответственность- выгуливать свою бойцовую собаку на поводке, но это было совершенно бесполезно, ведь у неё нашёлся железный аргумент- «Это лес, мы тут уже 6 лет гуляем!».
Я просто даже не знаю, как на таких неадекватов воздействовать? Ну ладно я, а если ребёнок? Будет себе спокойно гулять или на велосипеде кататься, а тут этот зверь без поводка… Тепло люблю животных, но собак побаиваюсь, а ещё больше- их неадекватных владельцев 🙁
У нас в городе есть районы частной застройки, где без палки или камня ходить невозможно из-за свор собак в безнадзорном выгуле. Там ещё поди найди хозяина этой шавки. (Собаки с ошейниками, ухоженные, так что это точно не бездомный контингент. А некоторые хозяева просто неадекватные, к сожалению.) Мой брат, будучи подростком (в 1990-е годы) подвергся в своем районе нападению собаки, выпрыгнувшей на него из-за забора (хозяин создал ей такие условия для свободного выпрыгивания с крыши будки, и она ранее кидалась на людей). Брат ехал на велосипеде, так что собака чересчур разозлилась от вида транспорта, напала со спины и искусала брата (собака крупная). Отец разбирался с хозяином, снимали укусы с милицией в травмпункте (подробностей не помню, я тоже была подростком). Каких-то серьезных санкций по отношению к нерадивому хозяину со стороны правоохранительных органов не было. Но после этого вопиющего случая хозяин привязал собаку и исключил возможность ее выпрыгивания (отец всё контролировал; подключил соседей), а немного позже избавился от животного (как, я не в курсе, но ее в том доме больше не было; возможно, она издохла).
Наталья, причина моего страха это постоянные нападение на меня, с их стороны. Пауков я не боюсь, ни от одного я не пострадал.
Я могу не бояться собак если куплю перцовку, но вам понравится если вдруг ваша собака набросится на меня, а я прысну в нее перцем?
Может, напишете лучше о проблемах, которые окружающие люди создают владельцам собак? Каждый второй мне рассказывает, как собака должна себя вести. Каждый третий, что должна ходить в наморднике. Однажды мне пригрозили штрафом (!) за то, что я с собакой на поводке проходила транзитом через двор. Люди просто охренели, других слов нет. При этом ни одного нормативного акта не знают, включая список потенциально опасных собак. Видят моську выше колена-сразу в ор.
Наталья, так это следствие того, что в России отсутствует адекватная система штрафов для неадекватных владельцев собак, что и описано в статье. Штраф 3000 р. за то, что кавказец бросился на человека, ну класс.
Наталья, люди не охренели, люди боятся быть покусанными.
Ольга, моя собака на поводке, она идет возле меня. Я как владелец беру полную ответственность за то, что я ее удержу даже ценой собственной травмы (такое юывало кстати в гололед). То, что человек на другом конце улицы БОИТСЯ, меня как касается? Не выходите на улицу вообще, чо уж там.
Наталья, какая ж вы милая. Я вам пытаюсь объяснить, почему я, например, боюсь собак, которые, в моем понимании, без намордника, а тем более без поводка, могут напасть, а вам же это абсолютно неинтересно, вы просто хотите хамить. И на поводке собака вырывалась от хозяина (моего соседа), и откуда ж я знаю, когда вижу человека с собакой, удержит он ее или нет. Говорить вам, куда вам ходить, я не буду, на мой взгляд, это невежливо, впрочем, уверена, вы догадаетесь.
Наталья, однажды такая моська тяпнула меня сзади за ногу, спасло, что была в очень плотных джинсах + сапоги под ними были почти по колено. Так что и моськи бывают злобные беспричинно (я просто шла по улице)
Наталья, не все хозяева собак такие как вы, в большинстве случаев я вижу собак без поводков, либо с очень длинными, очень часто такие собаки набрасывались на меня. У меня паническая боязнь, а собаки видимо это чувствуют и набрасываются. Ладно я, переживу. Так они ещё и на детей постоянно бросаются. Считаю, что собаке не место в городе.
Не совсем понятно как действовать в случае нарушений. В моём СНТ постоянно гуляют с собаками без поводков и намордников. Как приструнить в итоге? На видео записывать и отдавать в полицию?
Да, ещё интересно, в чью пользу платит штраф владелец собаки? По логике, должен в пользу пострадавшего. Не знаю, как обстоят дела с хозяйскими собаками, а бездомные калечат людей и даже загрызают насмерть (в нашем регионе такое было в 2000-х; затем бездомных животных стали отлавливать, и какое-то время их не было; сейчас бездомные собаки встречаются на улицах, но это не агрессивные голодные своры в 20-30 зверей, а, как правило, добродушные дворовые собачки, подкармливаемые любителями животных).
Штраф за лай собаки в ночное время в частном доме
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1089 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными»
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7138).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. № 1089
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными
I. Общие положения
2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Объекты государственного контроля (надзора)
а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:
а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:
а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;
б) при выдаче разрешений на:
использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;
в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:
использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.
12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.
Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.
13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
чрезвычайно высокий риск;
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;
занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
указанных в приложениях II, III к Конвенции;
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:
а) категория чрезвычайно высокого риска:
обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения);
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;
г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;
д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
обобщение правоприменительной практики;
Обобщение правоприменительной практики
20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Объявление предостережения
23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.
24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Консультирование
25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Профилактический визит
31. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными.
32. Контрольные (надзорные) органы предлагают проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области обращения с животными, не позднее чем в течение 1 года с момента ее начала.
33. Профилактический визит проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его полномочиях, а также об особенностях организации и осуществления государственного надзора, проводимого в отношении объекта контроля.
34. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его к категории риска.
35. В ходе профилактического визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
36. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
37. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
38. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководители (заместители руководителей) контрольных (надзорных) органов или их территориальных органов могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
39. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
проведения выездной проверки.
При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
Контрольные (надзорные) мероприятия
43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
Инспекционный визит
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Рейдовый осмотр
46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
Документарная проверка
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
Выездная проверка
48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Выездное обследование
50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
Порядок отбора проб (образцов)
51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.
Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковку.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:
номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);
порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорию продукции (при их наличии);
дату изготовления продукции;
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);
дату и место отбора пробы;
номер партии (при его наличии);
объем или массу партии;
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
массу, объем или число проб;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии и должности лиц, отобравших пробу.
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Мониторинг
53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.
54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.
55. Мониторинг осуществляется посредством:
а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;
б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;
в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.
57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.
58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.
59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.
60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.
VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Обзор документа
Утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными. Уполномоченными органами по-прежнему выступают Росприроднадзор и Россельхознадзор, а также их территориальные органы.
Госконтроль осуществляется посредством инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной и выездной проверок. Определены объекты надзора. При его осуществлении применяется система оценки и управления рисками. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.